Аргумент торгуя честью не разбогатеешь. Произведения о чести и бесчестии

«Торгуя честью, не разбогатеешь», - сказал великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский в XIX веке. А сейчас XXI век, но актуальность этого высказывания очевидна: и в нашем столетии встречаются люди, для которых слово «честь» - пустой звук. К счастью, есть и те, кто «бережёт честь смолоду», выбирая путь правды и справедливости, понимая, что путь бесчестия – это дорога в никуда. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (68 слов) Уверена, государственные служащие, наделённые властью, как никто другой, должны соблюдать кодекс чести. Ведь это они – слуги народа. Увы, порой этого не происходит. Давайте вспомним комедию Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Многие современные чиновники своими поступками и поведением похожи на гоголевских героев. Так, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - это взяточник, начавший службу с низших чинов, но сумевший подняться до должности городничего. Он умеет приспосабливаться к любому положению («переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр») и из всего извлекать выгоду для себя. Для него неважно, как на самом деле идут дела в городе. На первом месте – личная выгода, а также хорошее мнение начальства, ведь городничий - «человек умный и не любит пропускать того, что плывет в руки». Герой знает, что его слово – последнее, что будет так, как скажет он. К подчиненным Сквозник-Дмухановский относится свысока, с ними он часто груб и часто несправедлив. Зато с вышестоящими Антон Антонович – сама любезность и внимательность. Для этого человека слово «честь» - ничего не значит. Согласитесь, в Антоне Антоновиче легко узнаются черты некоторых наших градоначальников... К счастью, не желают торговать честью те, кто искренне любит свою Родину, окружающую их природу, кто готов жизнь отдать за то, чтобы в мире воцарилась гармония. Я думаю, что все знают Егора Полушкина, героя повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он влюблен в лес, в реку, в природу в целом. Ему свойственна поэтичность чувств, способность сопереживать. Егор удивительно восприимчив ко всему прекрасному, всякую работу он привык выполнять добросовестно. Он не умеет, да и не хочет хитрить, ловчить, извлекать из всего свою выгоду. Егор понял, что он должен бороться за сохранение природной красоты, за пробуждение глухих к этой красоте человеческих душ. Он пытается разбудить в людях тягу к доброму и прекрасному, следовательно, и дремлющую в некоторых совесть. Свое нравственное кредо Егор излагает так: «Мы с вами при добром деле состоим, а доброе дело радости просит, а не угрюмства. Злоба злобу плодит, это мы часто вспоминаем, а вот что от добра добро родится, это не очень. А ведь это и есть главное!» Такие люди, как Егор, никогда не будут торговать честью! (342 слова) И в заключение мне бы хотелось сказать, что в понятие «честь» заложено стремление к нравственному идеалу. К сожалению, многие люди разучились видеть разницу между словами «честь» и «бесчестие». Надо понимать: потеря чести ведет к негативным последствиям: либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе и вредит людям. Но, пока жив человек, жива и честь. Об этом очень точно сказал известный американский философ Бенджамин Франклин: «Настоящая честь - это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей».(494 слова)

В основе направления «Честь и бесчестие» лежат полярные понятия, связанные с нравственным выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.

Для вдохновения!

Зависит всё, что в мире есть,

От поднебесной выси.

Но наша честь, но наша честь

От нас одних зависит.

Песня из к/ф "Мушкетёры. 20 лет спустя"

Муз. М. Дунаевского, стихи Леонида Дербенёва


Возможные темы сочинения

Возможные темы сочинений (подборка Ирины Анатольевны Суязовой)

1. Как вы понимаете смысл пословицы «Честные глаза в бок не глядят»?

2. Как вы понимаете смысл пословицы «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке»?

3. Как вы понимаете смысл пословицы «Смерть лучше бесчестья»?

4.Как вы понимаете смысл высказывания Ф.М.Достоевского «Торгуя честью, не разбогатеешь»?5.Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало...

6.Называться человеком легко, быть человеком труднее (пословица).

7.Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»?

8.Почему честь ценилась во все времена?

9.Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?

10.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

11.Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций)

12.Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, - свою честь (Виктор Гюго)

13.Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. (Публилий Сир)

14.Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. (Пьер Бошен, французский писатель)

15.Верна ли русская пословица: «Береги честь смолоду»?

16.Торгуя честью, не разбогатеешь. (Ф.М.Достоевский, великий русский писатель)

17.Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер)

18.Честь может быть потеряна только однажды. (Э.М.Капиев, дагестанский советский прозаик)

19.Честь нельзя отнять, её можно потерять. (А.П.Чехов)

20. Честь, порядочность, совесть – качества, которыми дорожить нужно (по произведениям русской литературы XIX века)

21. Ваше отношение к актуальности темы чести (Почему тема чести остаётся актуальной и сегодня?)

22. Какого человека можно назвать человеком чести?

23. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

24. Предательство и бесчестие: как связаны эти понятия?

25. Честь и совесть - ведущие понятия, характеризующие человеческую личность

26. Близкое мне по духу понятие чести…

27. Может ли любовь или совесть возродить утраченное ранее понятие чести? (В качестве примера-аргумента: Раскольников и Свидригайлов, герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») 28. Можно ли считать человека, победившего на дуэли, человеком чести?

29. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно»?

30. Что есть истинная честь и что есть мнимая?

31. На что можно пойти ради защиты человеческой чести? 32. Произведение о человеке чести, которое меня потрясло...

33. Что значит идти дорогой чести?

М.А. Шолохов, повесть «Судьба человека»;

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»;

Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»;

А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»;

«Слово о полку Игореве»;

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича»

Н.М. Карамзин, повесть «Бедная Лиза»

А.Н. Островский, драма «Гроза»

А.И. Солженицын, рассказ «Матрёнин двор»

А.И. Куприн, повести «Гранатовый браслет», «Олеся»

М. Горький, рассказ «Старуха Изергиль»

Толстой Л.Н., повесть «Кавказский пленник»

Паустовский К. Г., сказка «Тёплый хлеб»

Стивенсон Р., баллада «Вересковый мёд»

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Н.В.Гоголь. , повесть «Тарас Бульба»

Ф.Купер, роман «Последний из могикан»

А.П.Платонов., рассказ «Юшка»

В. Скотт. , роман «Айвенго»

Пушкин А.С. ,роман «Дубровский»

Грин А.С. ,феерия «Алые паруса»

Мериме П. ,новелла «Маттео Фальконе»

Л.Н.Андреев, повесть «Иуда Искариот»

Н.С. Лесков, «Тупейный художник», «Очарованный странник»

Г.де Мопассан, «Ожерелье»

Материалы к вступительной части сочинения

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни». Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей.

Материалы к основной части сочинения

Святое воинство

Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь, как человек.
1988

"Чувство собственного достоинства..."

Белле Ахмадулиной

Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент:

созидается он столетьями, а утрачивается в момент

под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,

иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

Чувство собственного достоинства – вот загадочная стезя,

на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,

потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,

растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

Чувство собственного достоинства – это просто портрет любви.

Я люблю вас, мои товарищи – боль и нежность в моей крови.

Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего

не придумало человечество для спасения своего.

Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету –

потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту.

Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?

Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.


Юрий Левитанский

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы -

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе:

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею -

Каждый выбирает для себя.


Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести На всей земле придет черед Стоять на первом месте.
Роберт Бёрнс

Этот замечательный текст из коллекции текстов для сочинения ЕГЭ можно использовать как в основной части, так и во вступлении и в заключении. Прочитайте его, выпишите цитаты, ключевые слова.

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.

Слово “честь” в наше время употребляется нечасто. А “бесчестье” – так уж совсем редко. Однако значения этих слов известны каждому человеку. Одни люди могут говорить о чести часами, тогда как иные это слово употребляют лишь в цитатах. Но есть одна черта, которая в этом вопросе объединяет абсолютно всех, будь то крестьянин, солдат или преступник – каждый из них воспринимает ее по-своему.

Поступок, доблестный для одних, становится аморальным для других. На этой моральной границе и рождается распутье между честью и бесчестьем.

чести и бесчестья – самостоятельный выбор каждого человека. Расставляя жизненные приоритеты, мы определяем, что для нас честно, а что – нет. По сути, мы выбираем свою совесть, ведь совесть – это совокупность принципов, по которым живет человек.

Достоевский писал: “Продавая честь, не разбогатеешь”. Предавая свои принципы, человек показывает другим людям свою способность врать. Таких людей сторонятся, и вернуть “доброе имя” порой бывает очень непросто. Давайте не будем ходить далеко за примером и рассмотрим роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. Здесь Соня

Мармеладова продает свою честь в самом что ни на есть буквальном смысле. Она презираема всеми, кроме своих родных и Раскольникова. Ее “ремесло” аморально, однако все ее поступки направлены на благо своей семьи. Поэтому чести в ней гораздо больше, чем, к примеру, в Лужине, чья философия была замкнута на собственной персоне, что и привело его позору и бесчестью.

В повести “Капитанская дочка” Александр Сергеевич Пушкин произносит замечательную в рамках нашей темы фразу: “Береги платье снову, а честь – смолоду”. В самой повести этот принцип демонстрируется повсеместно – от начала приключений главного героя, молодого сержанта Петра Гринева, где он честно отдает проигранные в бильярд деньги, до финальных сцен произведения. Нравственный конфликт Швабрина и Гринева отлично показывает, как сильно могут отличаться взгляды двух разных людей. Их судьями были самые разные люди: Маша, за чью благосклонность они боролись, капитан Миронов с супругой, Пугачев… Все они сходились на абсолютной честности главного героя и столь же абсолютной бесчестности Швабрина.

Давайте сравним наших честных, по мнению авторов, людей: Соня, получившая “желтый билет” ради своих близких, и Гринев, отстаивающий свою любовь к Маше на протяжении большей половины повести. У них немало общих черт: стойкость характера, доброта, честность, вера в собственную правоту. Видимо, именно эти черты характера помогали нашим героям поступать по совести. А значит, они помогут поступать так и настоящим людям.


Другие работы по этой теме:

  1. Человеку нередко приходиться сталкиваться с ситуациями, когда необходимо определиться с выбором: что главнее для него – честь или бесчестие. Многие персонажи литературных произведений также предстают...
  2. В данном тексте представлена проблема, суть которой в том, что честь как нравственное понятие имеет для каждого человека огромную ценность, иногда более дорогую, чем сама...
  3. Современный человек знает, что значит понятие “честность”, а вот схожий по звучанию термин “честь” не слишком распространен сегодня. Не многие из нас могут дать четкий...
  4. Честь является нравственным достоинством человека. Это понятие включает в себя чистоту помыслов, смелость, благородство и справедливость. За нее в свое время гибли на дуэлях, а...
  5. Есть в мире много людей, поступающих по совести. Каждый знает, что любые обстоятельства нужно преодолевать с честью. Но что такое честь и как отличить ее...
  6. Народная мудрость гласит: “Лучше умереть с честью, чем жить с позором”. Я уверена, что позор хуже смерти. Русская поэтесса Анна Ахматова тоже разделяла эту точку...
  7. Конспект урока для 11 класса “Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества” Цель: – рассказать учащимся об основных качествах, позволяющим ему...
«Торгуя честью, не разбогатеешь», - сказал великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский в XIX веке. А сейчас XXI век, но актуальность этого высказывания очевидна: и в нашем столетии встречаются люди, для которых слово «честь» - пустой звук. К счастью, есть и те, кто «бережёт честь смолоду», выбирая путь правды и справедливости, понимая, что путь бесчестия – это дорога в никуда. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (68 слов) Уверена, государственные служащие, наделённые властью, как никто другой, должны соблюдать кодекс чести. Ведь это они – слуги народа. Увы, порой этого не происходит. Давайте вспомним комедию Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Многие современные чиновники своими поступками и поведением похожи на гоголевских героев. Так, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - это взяточник, начавший службу с низших чинов, но сумевший подняться до должности городничего. Он умеет приспосабливаться к любому положению («переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр») и из всего извлекать выгоду для себя. Для него неважно, как на самом деле идут дела в городе. На первом месте – личная выгода, а также хорошее мнение начальства, ведь городничий - «человек умный и не любит пропускать того, что плывет в руки». Герой знает, что его слово – последнее, что будет так, как скажет он. К подчиненным Сквозник-Дмухановский относится свысока, с ними он часто груб и часто несправедлив. Зато с вышестоящими Антон Антонович – сама любезность и внимательность. Для этого человека слово «честь» - ничего не значит. Согласитесь, в Антоне Антоновиче легко узнаются черты некоторых наших градоначальников... К счастью, не желают торговать честью те, кто искренне любит свою Родину, окружающую их природу, кто готов жизнь отдать за то, чтобы в мире воцарилась гармония. Я думаю, что все знают Егора Полушкина, героя повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он влюблен в лес, в реку, в природу в целом. Ему свойственна поэтичность чувств, способность сопереживать. Егор удивительно восприимчив ко всему прекрасному, всякую работу он привык выполнять добросовестно. Он не умеет, да и не хочет хитрить, ловчить, извлекать из всего свою выгоду. Егор понял, что он должен бороться за сохранение природной красоты, за пробуждение глухих к этой красоте человеческих душ. Он пытается разбудить в людях тягу к доброму и прекрасному, следовательно, и дремлющую в некоторых совесть. Свое нравственное кредо Егор излагает так: «Мы с вами при добром деле состоим, а доброе дело радости просит, а не угрюмства. Злоба злобу плодит, это мы часто вспоминаем, а вот что от добра добро родится, это не очень. А ведь это и есть главное!» Такие люди, как Егор, никогда не будут торговать честью! (342 слова) И в заключение мне бы хотелось сказать, что в понятие «честь» заложено стремление к нравственному идеалу. К сожалению, многие люди разучились видеть разницу между словами «честь» и «бесчестие». Надо понимать: потеря чести ведет к негативным последствиям: либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе и вредит людям. Но, пока жив человек, жива и честь. Об этом очень точно сказал известный американский философ Бенджамин Франклин: «Настоящая честь - это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей».(494 слова) Ангелина Ященко, 11 класс

№ 3, 2008 г.

Классный час

С. К. Разиева,

преподаватель ПЛ-6 г. Алматы

Цели

1.исследовать уровень сформированности личностно-нравственного самоопределения учащихся;

2.определить уровень сформированности умения принимать коллективные решения.

3.развитие умения находить компромиссы в условиях наличия конкурентных точек зрения.

Форма проведения. Групповая дискуссия

Оборудование. Иллюстрации, высказывания, кодоскоп, таблица «Сила цвета», карточки с заданиями, плакат для ассоциации.

Высказывания

Все человеческое в человеке должно быть воспитано. А. С. Макаренко.

Быть таким или другим зависит от нас. Каждый из нас сад, а садовник в нем – воля. Расти ли в нас крапиве, салату, укропу, тмину, чему- нибудь одному или многому, заглохнуть без ухода или пышно разрастись – всему этому мы сами господа. Шекспир.

Жизнь истинная, в движении вперед, в улучшении себя и в улучшении жизни мира. Все что не ведет к этому, не жизнь, тем более, что препятствует этому. Л. Н. Толстой.

Личность – это звание, не дающее льгот. Борис Лесняк.

Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы – ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности. Паскаль.

Нравственность – это направление воли на цели общие, всемирные. Безнравственен тот, кто действует для частной цели.

Р. Эмирсон.

В каждом человеке заложено неискоренимое стремление развиваться в полную меру сил, данных ему природой… Весь смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы развивать свое «Я», делая то, к чему человек чувствует себя пригодным. Т. Карлейль.

Ход классного часа

1. Вступительное слово учителя.

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития «Я» каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа.

Группа делится на подгруппы. Комментарий принципа деления.

На кодоскопе надпись слова «Друг», каждая буква названия которого имеет определенный смысл:

Д – думаем

Р – решаем

У – учимся

Г – готовимся быть полезными людям.

1.Нравственный закон внутри каждого

О законах нравственности. Что же включает себя в понятие «нравственность»? (Нравственность – правила определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, выполнение правил, поведение.)

Какими качествами должен обладать нравственный человек?

Для каждого из нас всегда очень важно, как относятся к нему окружающие, что о нем думают, как оценивают его поступки и всю его деятельность.

1 группа.

ü Честь нельзя отнять, ее можно только потерять. А.Чехов.

ü Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь.

А.Шопенгауэр.

– Как называется присущая каждому из нас потребность в общественном одобрении? (Честь.)

Честь – это добрая слава о человеке, о его делах. И «не уронить» эту славу – высший нравственный долг человека. И от того, что несут людям поступки человека – добро или зло, – зависит, уронит он это чувство или сохранит его в чистоте. Да, это честь.

В народе есть такое наставление: не променять честь на чечевичную похлебку. Что здесь имеется в виду? Человек с честью не променяет ее ни на какой соблазн, материальные блага, заманчивое предложение.

Торгуя честью, не разбогатеешь. Так ли это?

Издавна в общественном сознании закрепилась русская пословица: «Береги честь смолоду». Почему? Зачем ? Чтобы это стремление стало сознательным, неотъемлемой частью жизни.

От чего зависит наличие этого стремления ? От окружающей среды, от людей, с которыми общаемся, от воспитания. А главное – да, от самого человека, от того, как он стремится воплотить в себе и в своем образе жизни принципы чести.

По каким поступкам определяют честь человека? Честь определяется отношением к обязанностям, к труду, к другим людям, к женщине, к детям

Вспомним Сократа, который, предпочитая смерть тюрьме и изгнанию, выпил яд. Он сделал свой выбор. Вот как описывает этот момент В. И. Толстых в своей книге «Сократ и мы»:

– «Не питая никаких иллюзий насчет уготованной ему участи, Сократ с чувством величайшего достоинства встречает приговор: «есть защита против людей, но против молвы нет защиты. У нее тысячи уст, и у нее громоподобный голос. Ее нет, и она везде. И поэтому я знал давно, что осужден. И всегда ждал сегодняшнего дня и готовился к нему…» Он просит учеников: «Мне хотелось бы, чтобы вы, беседовавшие со мной, рассказали впоследствии, что я был осужден не потому, что мне не хватало доводов на суде. Доводы не слушали. Вместо них сограждане ждали только покаяния. Ждали, чтобы я отрекся от себя. Словом, сказал все, что привыкли здесь слышать от других. Но все вы помните: в дни молодости, когда я сражался с оружием за великий город Афины, мне не раз угрожали смертью. Но никогда не прибегал к бесстыдству и трусости. А ведь на войне, как на суде, так легко убежать от смерти. Надо только бросить свое оружие и обратиться с мольбой к преследователям, надо только забыть себя и согласиться делать что угодно».

– «Забыть себя» и «Потерять себя» – есть разница в этих выражениях?

– Что же надо сегодняшнему жителю планеты, чтобы не потерять себя?

Задумаемся об этом. Постараемся вычленить главное, на чем зиждутся честь и достоинство человека. Что же вы сочтете главным?

– Уважение к личности, к любому человеку. И здесь важна способность слушать и слышать другого человека. Как говорил Сократ, понять, что другой – это ты, умение взять на себя ответственность, верность слову, дружбе, надежность, служение истине, готовность помочь слабому…

Подытоживая свои раздумья, подумайте о нравственном выборе в своей жизни, о месте чести в ней.

Честь – это моральное требование, предписывающее человеку образ жизни и действий, а также не позволяющее унижать достоинство личности, как свое, так и другого человека. Принимаете такое определение?

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.

2 группа

ü О достоинствах человека надо судить не по его хорошим качествам, а по тому как он ими пользуется. Ларошфуко.

ü Достоинство – это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице. Иммануил Кант.

Следующая составляющая нравственности неразрывно связана с честью человека.

Подумайте, что, как и честь, важно сберечь? Достоинство.

Что такое достоинство личности? Ответить на этот вопрос и легко, и сложно одновременно. Попробуйте мысленно перечислить достоинства вашего ближайшего друга. Возможно, вы вспомните про его надежность, верность, доброту, честность, ум, эрудицию и многое другое. То есть достоинство – это какое-либо положительное качество. Иными словами, достоинство – это значимость человека. Свое достоинство каждый из нас проявляет ежедневно и ежечасно – на работе, в учебе, дома. Это чувство возвышает человека, придает его деятельности, всем его стремлениям определенное благородство. Могут найтись люди, способные оскорбить, унизить вас, но право на самоуважение отнять невозможно.

Вот таинственный инструмент,

Созидается он столетиями,

А утрачивается в момент.

Под бомбежку ли, под гармошку,

Под красивую ль болтовню

Иссушается, разрушается,

Сокрушается на корню.

Чувство собственного Достоинства –

Вот таинственная стезя,

На которой разбиться – запросто,

Но с которой свернуть нельзя.

Потому что без промедления

Вдохновенный, чистый, живой,

Растворится, в пыль превратится

Человеческий образ твой.

Б. Окуджава




Top