Аргументы к проблеме месть и великодушие. Что такое великодушие? Аргументы по направлению «Месть и великодушие»

Причины мести: обида, зависть и т.д.

Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие).

Последствия мести.

Прощение и его последствия.

Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор.

Месть и великодушие как две стороны одной медали.

Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте.

Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях.

Великодушие к врагу.

Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.

Месть как чувство и действие

Кровная месть как социально-историческое явление.

Рассмотрим 3 взаимосвязанных понятия:

МЕСТЬ/ ВЕЛИКОДУШИЕ/ПРОЩЕНИЕ

Определение:

Месть как действие: намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Желание наказать того человека, который причинил вам зло. Кровной местью называют обычай у некоторых народов карать смертью человека, который убил родственника или кого-либо из родных. = возмездие, вендетта

Синонимический ряд: вендетта, мщение, отплата, отмщение, разг. отместка, сатисфакция, реванш, кара, расплата, воздаяние, наказание, возмездие, злопамятство, жестокость.

Словоупотребление:

Насладиться местью, месть свершилась, вынашивать месть, замышлять месть, месть настигла, упиваться местью, предвкушать месть, лелеять месть, обрушить месть, утолить жажду мести, удовлетвориться местью, отплатить местью, задумать месть, продиктовано местью, жажда мести, месть за месть, грозить местью, обдумывать план мести, оправдывать месть.

Какой бывает месть (определения)? грозная (Жуковский, Рылеев); губительная (Рылеев); жестокая (Белый); кровавая (Пушкин); лютая(Рылеев); свирепая (Полевой); слепая (Фруг); ярая (Козлов) праведная, изощрённая, справедливая, мелочная, удовлетворённая, банальная, родовая, сладостная, запоздалая, беспощадная, утончённая, сладкая, долгожданная, своеобразная, жестокая, личная, немедленная, страшная, мелкая, грядущая, злобная, достойная, коварная, слепая, священная, возможная, маленькая, бессмысленная, желанная, жалкая, благородная, ужасная, маленькая, лучшая, ответная, святая, скорая, народная, глупая, низкая, предстоящая, будущая, идеальная, тайная, жуткая, простая, обычная, великая, настоящая, небольшая, подобная, политическая, единственная, хорошая, последняя, собственная.

ВЕЛИКОДУШИЕ

Определение:

Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами.

Простить обиду в порыве великодушия.

Наличие высоких душевных качеств, щедрость души; благородство.

Итак, великодушие - это положительное моральное качество; такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает. Моральным сознанием общества оцениваются как великодушие такие случаи проявления гуманности как самопожертвование ради интересов других, отказ от требования наказать совершившего проступок или причинившего ущерб, гуманное отношение к побежденному. В христианской морали великодушие понимается как всепрощение. Людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих», быть терпимым. Оборотной стороной этой заповеди является отсутствие требовательности к людям, попустительство злодеяниям.

Синонимы: благородство, терпимость, милосердие, снисходительность, величие души, прощение, бескорыстность, благородность, благородство, великосердие, возвышенность, высокость, рыцарство, щедрость.

Устойчивые выражения и словоупотребление: взывать к великодушию, проявить великодушие, в порыве великодушия, играть в великодушие, уповать на великодушие, простите великодушно.

ПРОЩЕНИЕ

Определение:

Отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб.

Требование прощения исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершенное зло и снисхождения к обидчику, широко представленного в древних религиозно-этических текстах: “Недобрым делай добро, будь верен также и неискренним... На ненависть нужно отвечать добром” (“Даоде цзин”, § 49, 63), “Нельзя ударить брахмана, но и брахман пусть не изливает свой гнев на обидчика. Позор тому, кто ударил брахмана, и еще больший позор излившему гнев на обидчика” (“Дхаммапада”, 389). Смысл милосердного прощения не просто в забвении причиненного зла (забыть можно в презрении, в равнодушии к тому, кто совершил зло или стремился к этому), а в отказе от мщения как первом условии возможного примирения. Прощение - это забвение обиды и согласие на мир в прощении происходит признание другого, а через признание - принятие его. Прощение соотнесено с раскаянием, нравственный смысл которого заключается в искреннем признании собственных прегрешений. Не противореча требованию непримиримости ко злу (ненависть к нему не означает непременной ненависти к тем, кто совершил зло), милосердное прощение, в частности, выражается и в том, что, ненавидя порок, следует относиться к порокам других так, как по долгу совершенства человек относится к своим собственным порокам, т. е. делать все возможное, чтобы исправлять их. Но прощение не должно быть истолковано как попустительство (ведь есть нечто, в чем нельзя уступать); Этически сложна ситуация, в которой человек должен прощать обиды, нанесенные не ему, а тем, кого он любит и о ком призван заботиться. На это указывает Ф. Ницше, уточняя: прощай обиды, нанесенные тебе, но недопустимо прощение обид, нанесенных другу, твоим другом самому себе. В отличие от этики милосердия и совершенства прощение рассматривается в контексте заключенных договоров и принятых обязательств и соответственно как зависящее от них. Так, у Т. Гоббса требование прощения, рассматриваемое как один из естественных законов, - обязательно, однако не абсолютно и допустимо при условии, что: а) имеются гарантии в отношении будущего, б) обидчик раскаивается, в) обидчик просит прощения и тем самым желает восстановления мира. При другом подходе к морали прощение и забвение обид трактуются как проявление неблагоразумия: прощать и забывать - значит не учитывать приобретенный опыт, и каждый отдельный случай прощения может стать предпосылкой новых обид и ущерба себе или другим (А. Шопенгауэр). В конце 20 в. понятие прощения проблематизируется в этико-психологических исследованиях и психотерапевтических разработках, где рассматривается не столько как нравственное требование, сколько как конкретная жизненная задача, решение которой необходимо и насущно либо с целью восстановления отношений с близкими людьми после нанесенной ими обиды (оскорбление, унижение, измена и т. п.), либо с целью перестраивания собственной жизни после нанесенного непоправимого ущерба (намеренное разорение, нанесение увечья человеку или его близким, убийство близких и т. д.).

Синонимы к слову прощение: помилование, отпущение, оправдание, амнистия, извинение, пощада, милосердие.

Словоупотребление и устойчивые выражения: заслужить прощение, просить прощения, умение/неумение прощать.

Тезисы по проблеме «Месть и великодушие»

Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.

Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.

Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.

Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.

Месть как чувство и действие.

Кровная месть как социально-историческое явление

Список литературы

«Война и мир» Л.Н. Толстой

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов

«Капитанская дочка» А.С Пушкин

«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков

«Граф Монте-Кристо» А. Дюма

«Маскарад» М.Ю. Лермонтов

«Три мушкетера» А. Дюма

«Гамлет» У. Шекспир

«Ромео и Джульетта» У. Шекспир

«Макбет» У. Шекспир

«Выстрел» А.С. Пушкин

«Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин

«Электра» Софокл

«Страшная месть» Н.В. Гоголь

«Дубровский» А.С. Пушкин

«Дочь Ивана, мать Ивана» Г.Е. Распутин

«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Бах

«Искупление» И. Макьюэн

«Ребекка» Д. Дюморье

«Отелло» У. Шекспир

«Грозовой перевал» Э. Бронте

«Три товарища» Э.М. Ремарк

«Медея» Еврипид

«Белый олеандр» Дж. Фитч

«Кэрри» С. Кинг

«Милые кости» Э. Сиболд

«Замок из стекла» Дж. Уоллс

«Театр» У.С. Моэм

«Тигр, тигр!» Альфред Бестер

«Рита Хейуорт или побег из Шоушенка» С. Кинг

«К востоку от рая» Дж. Стейнбек

«Амстердам» И. Макьюэн

«Убийство в «Восточном экспрессе»» А. Кристи

«Овод» Э.Л. Войнич

«Джентльмены и игроки» Дж. Харрис

«Притворяясь мертвым» С. Каста

«Кадиллак» Доллана С. Кинг

«Клоун Шалимар» С. Рушди

«Ворошиловский стрелок» В.А. Пронин

«Декамерон» Дж. Боккаччо

«Дом, в котором» М.С. Петросян

«Мемуары гейши» А. Голден

«Белая голубка кордовы» Д.И. Рубина

«Выживший» М. Панке

«Алая буква» Н. Готорн

«Опасные связи» П. Ш. де Лакло

«Престиж» К. Прист

«Срок авансом» У. Тенн

«Все мои враги мертвы» Р. Брэдбери

«Месть» А.П. Чехов

«Бабка» В.А. Осеева

«Любовь к жизни» Дж. Лондон

«Друг» Л.Н. Андреев (возмездие)

«Смертный приговор» А. Азимов

«Приказ есть приказ» Б. Фредерик

Примерные темы итогового сочинения по литературе 2018-2019.

1.Что толкает человека на месть?

2.Как Вы понимаете слова Э. Бёрка: «Великодушие в политике - нередко высшая мудрость; великая империя и ничтожный ум плохо ладят»?

3.Почему важно уметь прощать?

4.Как Вы понимаете слова Белинского: «Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязью своих воззрений и мнений в святое и великое»?

5.Как связано понятие «великодушие» с умением прощать?

6.Согласны ли вы с утверждением Э. Сафарли: «Прощение нисколько не требует, чтобы ты понимал человека, которого прощаешь».

7.Является ли терпимость проявлением великодушия?

8.Как желание мести влияет на внутренний мир человека?

9.Согласны ли Вы с утверждением Златоуста: «Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами»?

10.Как желание отомстить влияет на самого судьбы людей?

11.Чем чревато неумение прощать?

12.Согласны ли Вы с утверждением Б. Шоу: «Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке»?

13.Что такое милосердие?

14.Как связаны понятия «месть» и «саморазрушение»?

15.Согласны ли Вы с утверждением: «Месть - это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества - присущи только людям с великой душой»? (Жаколио)

16.Как связана жажда мести и жажда справедливости?

17.Согласны ли вы с тем, что «стремясь во что бы то ни стало наказать зло, мы преувеличиваем его значительность»? (М, Фрай)

18.Как Вы понимаете слова М. Эшенбах: «Возмездие преследует каждого, но мало кого догоняет»?

19.Каковы последствия мести?

20.Согласны ли Вы со словами С. Аллена: «Нельзя прощать только потому, что другого выбора, как ты считаешь, у тебя нет. Это уже не прощение, это капитуляция»?

21.Как Вы понимаете слова Камю: «На устах - прощение, а в сердце - суровый приговор»?

22.Кому свойственна мстительность?

23.Согласны ли Вы с мнением Э.А. Севруса: «Если гениальность - величие ума, то великодушие - гениальность души»?

24.Как соотносятся понятия «месть» и «возмездие»?

25.Согласны ли Вы с мнением М. Брентон: «За прощение вообще нельзя благодарить. Оно дается свободно, как дружба… как любовь»?

26.Согласны ли Вы с тем, что прощая кого-нибудь, мы прощаем самих себя? Как Вы понимаете слова А. Мердок: «Под прощением понимается некоторая эмоция. Это неверно. Скорее это прекращение некоторой эмоции»?

27.Может ли отмщение принести счастье кому-либо?

28.Как Вы понимаете слова В. Брудзиньского: «Многие начинают мстить раньше, чем их успели обидеть»?

29.Чем опасна «кровная месть»?

30.Согласны ли вы с мнением Э. Хантер: «Ни одна месть никогда никого не вернула назад…мир драгоценнее войны, примирение дороже вражды, а прощение даёт возможность жить дальше. Месть – это путь в пропасть, в которой нет дна»?

31.Месть и великодушие как нравственный выбор человека?

32.Согласны ли Вы с утверждением Сенеки: «Самый обидный род мести - признать обидчика недостойным нашей мести»?

33.Может ли месть быть оправданной желанием защитить честь?

34.Как соотносится понятия мстительность и великодушие с силой/слабостью характера?

35.Согласны ли Вы с утверждением А. Дюма: «Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом»?

36.Может ли жажда мести стать смыслом жизни?

37.Согласны ли Вы с утверждением М. Ганди: «Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного»?

38.Можно ли научиться прощать?

39.Важно ли умение прощать в тяжелых условиях?

40.Согласны ли вы с утверждением: «Мстящий - всегда судья в собственном деле, а в этом случае трудно не потребовать больше, чем следует» (М. де Пюизье)

41.Как связано понятия месть и жестокость?

42.Есть ли разница между великодушием и всепрощением?

43.Согласны ли Вы с утверждением: «Простить и забыть - акт божественного великодушия»?

44.Как зависть влияет на желание мстить?

45.Любую ли обиду можно простить?

46.Согласны ли Вы с высказыванием Хейзинга: «Месть - это удовлетворение чувства чести, как бы извращённо, преступно или болезненно это чувство подчас ни проявлялось»?

47.В чем разница между истинным великодушием и притворным?

48.Как Вы понимаете слова Рычкова: «Великодушие не превращайте в милостыню, а милостыню не выдавайте за великодушие»?

49.Почему часто употребляется словосочетание «жажда» мести?

50.Согласны ли Вы с утверждением Г. Хаггарда: «Месть сладка, и все же... это стрела, которая часто поражает того, кто ее выпустил»?

51.Может ли месть принести кому-либо пользу?

52.Как Вы понимаете слова Ф.М.Достоевского: «Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить»? Прокомментируйте.

53.Могут ли великодушные люди мстить?

54.Как Вы понимаете слова В. Пикуля: «История любит жестоко мстить тем, кто истории не знает»?

55.Как связано понятие «раскаяние» с «местью»?

56.Согласны ли Вы со словами Э. Де Мелло: «Мир может спасти только примирение, но никак не правосудие, которое по существу является синонимом мести»?

57.Может ли месть принести разочарование?

58.Согласны ли Вы с утверждением Э. Сабато: «Тщеславие прячется в самых невероятных местах: оно соседствует с добротой, самоотверженностью, великодушием»?

59.Можно ли мстить и при этом остаться добрым в душе?

60.Может ли месть быть оправданной?

61.Как Вы понимаете слова Герцена: «Прощение врагов - прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий - это понимание врагов, потому что понимание - разом прощение, оправдание, примирение»?

62.Чем отличается месть за обиды, нанесенные тебе от мести за обиды, нанесенные близким?

63.Согласны ли Вы с утверждением А. Моруа: «Прощать надо молча - иначе какое же это прощение»?

64.Может ли прощение навредить?

65.Согласны ли Вы с мнением Ф. Шуберта: «Хочешь порадоваться мгновение - отомсти, хочешь радоваться всю жизнь - прости»?

66.Чем полезно для человека умение прощать?

67.Как Вы понимаете слова Лууле: «Прощение, идущее от сердца, превращает несчастливое прошлое в счастливое будущее»?

68.Можно ли заслужить прощение?

69.Как Вы понимаете слова А. Дюма: «Истинно великодушные люди всегда готовы проявить сострадание, если несчастье их врага превосходит их ненависть»?

70.Что такое возмездие?

71.Как Вы понимаете слова Кафки: «Человек, терзаемый своими демонами, совершенно бессознательно мстит ближнему»?

72.Как Вы понимаете слова С. Кинга: «Легко обвинять, легко жаждать мщения.

73.Но когда посмотришь на вещи прямо, то замечаешь, как каждое событие завязано на другом, и что иногда вещи случаются потому, что они случаются. Никто не хочет признавать, что это так, поскольку тогда мы не сможем ни на ком выместить собственную боль»?

74.Согласны ли Вы с утверждением Ю. Нагибина: «Прощение предательства немногим отличается от самого предательства»?

75.Может ли месть быть «сладкой»?

76.Как Вы понимаете слова Д. Митчелла: «Прощение дарует жизнь - тому, кто прощает»?

77.Есть ли что-то, способное затмить жажду мести?

78.Согласны ли Вы с высказыванием Бальзака: «Сердце матери – глубокая пропасть, на дне которой вы всегда найдёте прощение»?

79.Можно ли «полюбить своих врагов»?

80.Как Вы понимаете высказывание Бэкона: «Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его»?

81.Всегда ли «примирение» означает «прощение»?

82.Как Вы понимаете слова: клевета – месть трусов?

83.Как соотносятся понятия «простить» и «забыть»?

84.Согласны ли Вы со словами П. Зюскинда: «Нельзя сразу получить и то и другое: отомстить миру и продолжать в нем жить»?

85.Можно ли простить себя?

86.Согласны ли Вы со словами Р. Грейвза: «Использовать величие закона, чтобы мстить за мелочные появления личной злобы, значит публично признаваться в слабости, трусости и низости духа»

87.Что легче: простить других или себя?

88.Как связано злопамятство с местью?

89.Можно ли быть слишком великодушным?

90.Согласны ли Вы с высказыванием: «Мстить - едва ли не то же самое, что кусать собаку, которая укусила тебя» (О. О’Малли)

91.Всегда ли мстят только жестокие люди?

92.Как вы понимаете утверждение Ницше: «Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов - в инстинкте мести»?

93.Согласны ли Вы с высказыванием: «Сначала надо быть справедливым, а уж потом великодушным, подобно тому, как мы сначала покупаем рубашки, а уж потом кружева»? (Шамфор)

94.Как Вы понимаете словосочетание «благородная месть»?

95.Сложно ли заслужить прощение?

96.Как вы понимаете слова Аристотеля: «Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев»?

97.Согласны ли Вы с утверждением С. Бурстайн: «Мы все кажемся более готовыми прощать других или вдохновлять их на прощение, чем прощать самих себя»?

98.Как вы понимаете слова Н. Вуйчича: «Не думайте о том, что ваше прощение означает для ваших противников, тех, кто обижал вас в прошлом. Наслаждайтесь тем, что прощение даёт вам. Научитесь прощать, и вам станет легче идти к своим мечтам, не обременённым багажом прошлого»?

99.Способны ли любовь и прощение изменить человека?

100.Как вы понимаете словосочетание «мелочная месть»?

Роман “Человек, который смеётся”, В.Гюго.

Примером великодушного человека является Урсус из произведения Виктора Гюго “Человек, который смётся”. Урсус был разносторонним человеком. В нём скрывался и философ, и поэт, и целитель, и уличный фигляр, и чревовещатель, способный в точности воспроизвести любой звук. Однако, его характер можно понять даже по одному эпизоду его жизни. В молодости он жил в качестве философа у одного лорда, но однажды, почувствовав тягу к бродяжничеству он предпочёл «голод в лесу рабству во дворце».

Однажды зимой к нему в воз постучался мальчик, одетый в лохмотья с каким-то свёртком в руках. Урсус пустил мальчика в дом и и накормил его ужином, который готовил для себя. К удивлению Урсуса в свертке, который принёс мальчик была годовалая девочка. Ей Урсус отдал молоко, которым надеялся подкрепиться.

После того как прошло много лет, оказалось что мальчик, который уже превратился в юношу, на самом деле является не бедняком, а аристократом, наследником изгнанного лорда. Что его, еще ребенком,по приказу короля Иакова 2-го, продали компрачикосам – сообществу бродяг, занимающихся продажей детей, предварительно изуродованных для ярмарочных представлений. В данном произведении мы видим великодушие Урсуса и мстительную натуру короля Иакова-2-го.

Повесть “Капитанская дочка”, А.С.Пушкин.

Великодушие Пугачева в повести “Капитанская дочка” проявляется в общении с Гриневым. Пугачев помнит добро, сделанное для него. Благодаря этому Гриневу удается избежать смерти. Достаточно благородно и великодушно поступает Пугачев, когда отпускает Машу. Миронова – дочка капитана, поэтому бунтарь мог бы и не спасать девушку из рук Швабрина. Гринев отмечает хорошие человеческие качества Пугачева и даже сожалеет о том, что власти казнят его.

В данном произведении так же пристутствует и тема мести. Швабрин встал на путь мщения, потому что хотел жениться на Маше Мироновой, даже сватался к ней. Получив отказ девушки, он воспылал лютой ненавистью к приехавшему в Белогорскую крепость Гринёву. Его не останавливает ни дуэль, её последствия, ни враг у стен крепости. Чувство мести приводит его к предательству.

Роман Евгений Онегин ”, А.С.Пушкин.

В романе «Евгений Онегин» чувство мести Онегина стало причиной ссоры, а затем дуэли и убийства Ленского. Евгений, не желая присутствовать на именинах Татьяны из-за того, что в семье Лариных был принят как жених Тани, вынужден всё же уступить уговорам Ленского. Однако Онегин мог бы проявить великодушие: поговорить с Ленским, объяснить причину своего поведения, но страх оказаться предметом насмешек не позволил ему этого сделать. Онегин принял вызов и убил друга.

Рассказ “Выстрел”, А.С.Пушкин.

В рассказе А. С. Пушкина “Выстрел” оскорблённый Сильвио мечтал убить графа на дуэли. Но он в последний момент отказывается от выстрела. Почему? «Не буду, - отвечал Сильвио, - я доволен: я видел твое смятение, твою робость, я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести» . Он удовлетворён тем, что итак чувствует своё превосходство и месть в виде выстрела ему не нужна.

Повесть Дубровский ”, А.С.Пушкин.

Повесть Пушкина “Дубровский”. Владимир.Дубровский полюбил Машу Троекурову (дочь своего врага) , и оставил мысль о мщении, хотя причины, побудившие его мстить обидчику, были очень серьезные.

Стефан Цвейг в одном из своих произведений выделил два рода сострадания. Одно является малодушным и сентиментальным. Испытывая его, человек стремится скорее избавиться от мыслей, навеянных чужим несчастьем. Подобное чувство австрийский автор назвал «нетерпением сердца». Но есть другое, истинное. Оно является не чем иным, как милосердием. Это чувство наполняет решимостью и желанием действовать. Сделать все, что в человеческих силах и свыше их. в литературе русских и зарубежных авторов, а также его настоящие и мнимые формы - тема этой статьи.

Что такое милосердие?

Милосердие - это христианское понятие, под которым подразумевается заботливое и доброжелательное отношение к другому человеку. В Новом Завете оно является универсальным условием, которое должен соблюдать каждый христианин. Лишь любовь к ближнему способна приблизить к Богу. «Прежде примирись с братом своим», - говорится в Библии.

В художественной литературе встречаются в русском искусстве и произведениях зарубежных авторов. Без них, возможно, проза утратила бы свою ценность. Настоящая литература призвана передавать духовный опыт человечества. Совершить это невозможно без изображения основной христианской добродетели.

Дмитрий Нехлюдов

Пример милосердия в литературе - действия Нехлюдова после встречи с Катюшей Масловой в зале суда и осознание того, что он стал виновником ее нравственной гибели. Сюжетных линий в этом романе несколько. Трактовали произведение Толстого критики в разные времена по-своему. Но действия главного героя после его духовного воскресения подтверждают то, что руководствовался он истинным состраданием к героине - женщине, которая не сразу поверила в его добрые намерения. Способность совершать добро, несмотря на недоверие и насмешки, отличает настоящее милосердие от ложного.

Широко раскрыта тема милосердия в русской литературе. Примеры присутствуют и во многих романах и повестях Льва Толстого, и в произведениях других русских классиков.

Соня Мармеладова

Ярчайший пример милосердия в литературе - образ Изображая его, Достоевский создал антипод главному герою романа «Преступление и наказание». Рассматривая этих двух персонажей, можно выявить основное различие между ними.

Мармеладова способна на истинное сострадание. Она идет на жертву ради своей семьи. Затем ради Раскольникова. Сам же Родион Романович умеет сочувствовать. Он помогает обездоленным, униженным и оскорбленным. Но делает это словно по пути к своей цели, которой он, впрочем, так и не достигнет, поскольку не руководствуется в своих действиях важными христианскими законами. И в этом заключается главная идея произведения Достоевского.

Студент

Примеры милосердия в русской литературе - герои рассказов Антона Чехова. В творчестве этого писателя присутствует безграничная вера в человека, в его способность стать лучше. Особенно сильное впечатление производит рассказ «Студент». Встреча главного героя этого произведения с двумя женщинами спасает его от одиночества и отчаяния. Действие происходит в холодный вечер, накануне Пасхи. Мысли о человеческой беззащитности перед суровой всесильной стихией одолевают молодого человека. Но вот он встречает простых женщин и, присаживаясь рядом с ними у костра, выступает в роли рассказчика. Он повествует о том, что произошло девятнадцать веков назад: о предательстве Петра и о том, как Иисус предсказал поступок своего ученика. Одна из женщин начинает плакать.

Библейская история производит на них сильное впечатление. И нет больше в душе студента сомнений. растопило их. Рассказ Чехова имеет простейший сюжет, но, прочитав его, читатель постигает, насколько важно любить и уважать людей, прощать друг другу ошибки.

Лидия Михайловна

Пример милосердия в литературе - отношения героев рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». В своих произведениях этот автор затрагивал извечные темы добра, долга и справедливости. Судьба отдельного человека - основное в его творчестве. Жить нужно не по строгим законам и четким правилам, а основываясь на понимании, любви и сострадании.

И именно этим принципом руководствуется Лидия Михайловна - учительница из рассказа Распутина. В голодное послевоенное время она стремится помочь своему ученику, нарушая все педагогические нормы. Она не только работает над его произношением. Учительница ведет со своим учеником интересные отвлеченные беседы, играет с ним в «чику» на деньги. Она пытается хотя бы в скрытой форме поддержать мальчика материально.

Герой

Тема милосердия в литературе раскрыта по-разному на всех этапах ее развития. Но русские классики о сострадании сказали так проникновенно, как, пожалуй, никто в мировой культуре. Их произведения стали образцом для авторов по всему миру. Тьма и свет везде и всегда дополняют друг друга. Как сказал персонаж Булгакова: «Люди любят деньги, легкомысленны, но в их сердца стучится иногда милосердие». В последних лет тему добра и зла не так часто поднимали. Автор книги «Черное на белом» все же сделал это так, как никто прежде.

Персонаж Рубена Гальего - это он сам. Парализованный мальчик в советском интернате, которому чудом удалось выжить и рассказать о том, что происходит там. «Если ты сирота и у тебя нет ни рук, ни ног, ты обречен быть героем. Я герой», - говорит Рубен. Там, где живут дети, которые, как никто другой, нуждаются в сострадании, места этому чувству нет. Учителя врут, молодые практиканты не выдерживают «нетерпения сердца». По-настоящему честны лишь нянечки. Не все, конечно, а только настоящие.

Гальего старается в своей книге не делить людей на категории, но это ему не удается. Заботливы и ласковы только верующие нянечки. Таких мало, и их имена автор повести помнит и по сей день.

«Сашка»

Истории знакомы трогательные примеры милосердия на войне. В литературе их тоже много. Но что делать, когда это чувство становится неуместным, и его вытесняют другие - патриотизм и ненависть к врагу? Об этом повествует произведение Кондратьева «Сашка».

Русский солдат не в силах выполнить приказ командира и убить немецкого пленного. Перед ним такой же человек, как и он. Расстрелять его - спасти собственную жизнь, но поступить не по совести. Сюжет разворачивается таким образом, что Сашке не приходится совершать преступление ни против Родины, ни против своей совести. Но читатель ни минуты не сомневается, как именно поступил бы герой повести Кондратьева, если бы советский офицер не изменил своего решения.

«Чучело»

Примеры проявления милосердия в литературе обязательны для развития нравственного мира ребенка. Главная героиня повести Железнякова «Чучело» - изгой среди своих сверстников. Пострадала она в результате предательства своего друга.

Несмотря на этот неблаговидный поступок и жестокость своих одноклассников, сердце девочки не ожесточилось. Она не потеряла самообладания и оказалась выше мести и других низменных человеческих чувств.

Пересмешник

Милосердие в русской литературе связано часто с образом маленького человека. Он слаб и беззащитен. Люди не любят слабость и при виде ее отчего-то еще больше ожесточаются. Эту тему раскрыла в своем романе и американская писательница Харпер Ли.

Пересмешник - безобидная птичка. Она лишь поет людям на радость. Убить ее - большой грех. Пересмешник в произведении Харпер Ли символизирует чернокожего молодого человека, которого безвинно осуждают за тяжкое преступление. Взрослые не замечают того, что участвуют в беззаконии. Как говорит главный герой романа, адвокат осужденного: «Они сделают так еще не раз, и плакать при этом будут только дети».

Нетерпение сердца

Классическая проза формирует и корректирует душевный мир человека. Важным фактором в развитии нравственности является милосердие в произведениях литературы. Примеры, которые составляют ничтожную часть великого наследия русских и представлены в этой статье. Возвращаясь к теме о «нетерпении сердца», которым австрийский автор назвал мнимое сострадание, следует сказать о его персонаже, офицере Антоне Гоффмиллере.

Он добр и склонен к сочувствию. Его трогает судьба девушки-калеки. Но милосердие его - это сочетание слабости, жалости и сентиментальности. Осознав, что девушка влюблена в него, Гоффмиллер предает ее и тем самым убивает. Неизгладимая вина лежит у него на душе всю жизнь и становится решающей в его судьбе. Война для него - спасение от угрызений совести. Он становится героем и получает орден Марии-Терезии. Но только он один знает настоящую цену своему героизму.

С помощью образов романа «Нетерпение сердца» Цвейг выразил свое мнение о лживой чувствительности и жалости - чувствах, которые не имеют ничего общего с истинным милосердием.

Готовим аргументы к итоговому сочинению 2018.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» Пушкин поднимает проблему мести и великодушия на примере поступков главного героя. Евгений Онегин решил отомстить своему приятелю Ленскому, уговорившему его приехать на бал в честь рождения Татьяны. Онегин не любил сборищ своих деревенских соседей и уступил уговорам приятеля только потому, что Ленский уверял: будут только свои. Отомстить товарищу Онегин решил через легкомысленную Ольгу. Влюблённый Ленский был взбешён, когда увидел свою невесту, танцующую с Онегиным. Он вызвал недавнего друга на дуэль. Тут Онегин мог бы проявить великодушие: поговорить с Ленским, объяснить причину своего поведения, но страх оказаться предметом насмешек не позволил ему этого сделать. Онегин принял вызов и убил друга.

А.С.Пушкин «Дубровский»

В произведении «Дубровский» А.С.Пушкин задумывается над проблемой мести и великодушия на примере двух семейств: Троекуровых и Дубровских. Конфликт между отцами начался из-за глупой шутки одного из псарей Троекурова и закончился тем, что в отместку за гордость у Дубровского было отнято имение. Сын Дубровского решил мстить богатому соседу после смерти отца. Лишившись родного дома, Владимир вместе со своими людьми становится разбойником и грабителем. Только любовь к Маше Троекуровой заставило его отказаться от мести. Он великодушно исчезает из родных мест, оставив всё как есть.

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

В «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов рассказал о жестоких нравах времён Ивана Грозного, когда власть опричников царя была безграничной, поэтому бесчинство слуг царя было обычным явлением. Купец Калашников в произведении Лермонтова решился отомстить Кирибеевичу за нанесённое его жене оскорбление. Эта месть оправдана, так как тесно связана с проявлением великодушия, в основе которого лежит стремление защитить свою семью от позора и поругания. Только царь такого же великодушия не проявляет, и казнь Калашникова становится местью за победу купца в честном бою с опричником Кирибеевичем. Народ же считает Калашникова своим героем.

Н.В.Гоголь «Страшная месть»

В рассказе Гоголя речь идёт о природе человеческой мести – сюжет всего произведения связан с этим явлением. Колдун – последний потомок Петра, убившего брата и племянника, родился ужасно некрасивым, ему всегда казалось, что над ним смеются, в отместку он убивал людей, и на его совести множество злодеяний. Пётр, убил двух людей, а его потомок - бессчетное количество. Зло растёт и множится. Сам Петр страдает под землёй, растёт вместе со злом, которое творит его потомок, и испытывает жуткие страдания. Иван, так страшно отомстивший брату, тоже мучается, так как вынужден наблюдать последствия своей кары. А ведь всё началось с зависти брата к брату: если бы Петро не убил Ивана, ничего бы не произошло. Все бы жили и наслаждались бы жизнью, колдун родился бы нормальным человеком и не вызывал бы мертвецов из их могил, причиняя им жуткие страдания. Но не было в душах братьев великодушия, которое только одно и способно прощать ближним и радоваться их счастью и успеху.


В.А.Закруткин «Матерь человеческая»

Гимном великодушию русской женщины можно назвать повесть В.А.Закруткина «Матерь человеческая». В этом произведении повествуется о женщине, у которой война отняла самое дорогое – любимых людей: мужа и сына. Зверства фашистов настолько бесчеловечны, что Мария, увидев немца, схватила вилы и готова была убить врага, чтобы отмстить за всё зло, которое ей причинили фашисты. Но слово «Мама» остановило её. Великодушие этой женщины настолько безгранично, что она находит в себе силы и к этому вояке отнестись по-матерински.




Top