Архитектор шервуд работы. Яблочко от яблоньки: российские архитектурные династии

В.В. Шервуд, 1900-е гг.

Владимир Владимирович Шервуд (1867-1930) – архитектор. Сын архитектора В.О. Шервуда .

Владимир Шервуд родился 5 мая (17 мая) 1867 г. в Москве в семье художника и архитектора Владимира Осиповича Шервуда . Он был средним сыном. Сергей – старший брат – стал архитектором, Леонид – младший брат – скульптором.

В 1895 г. Шервуд с Большой серебряной медалью окончил МУЖВЗ , получив звание классного художника архитектуры. Свой творческий путь начал на стройках отца.

С 1898 г. работал архитектором акционерного общества механических заводов братьев Бромлей и торгового дома Карла Тиля. В 1903 г. Владимир Шервуд получил должность архитектора в Купеческом обществе. В это время он много строил в центре города, изменяя и обновляя его деловой облик.

Пик творчества Шервуда пришелся на 1910-е гг. Тогда по его проектам был построен комплекс деловых зданий на Старой площади: торговые дома Титова и Армандов. При Советах комплекс занял ЦК КПСС, сейсас в нём находятся администрации президента России (дом 4) и правительства Московской области (дом 6).

В.В. Шервуд признан талантливым архитектором, работавшим в различных стилях: в его работах есть и готика, и модерн, и неоклассицизм. Им построен ряд многоквартирных доходных домов , многие из которых до сих пор украшают наш город. Чего стоят дома в Милютинском переулке или на Покровке !

После Октябрьского переворота Владимир Шервуд, как и его младший брат Леонид, остался в России. Но в отличие от него не смог продолжить активную строительную практику. Нет ни одного дома архитектора Шервуда, датированного этим периодом, хотя от революции до ухода зодчего из жизни прошло 13 лет.

Дома Шервуда в Москве

  • Александра Солженицына, 29. Перестройка дома Алексеевых. В.В. Шервуд, 1907.
  • Бауманская, 35. Многоквартирный дом В.И. Руднева. В.В. Шервуд, 1902-1906.
  • Брестская 1-я, 62. Многоквартирный дом С.Ф. Семёновой. В.В. Шервуд, 1909.
  • Гончарная, 12. Усадьба Тутолмина – Ярошенко. М.Ф. Казаков , Баженов , 1788-1801; В.В. Шервуд, перестройка северного флигеля, 1905-1913; перестройка в 1930-е; Энговатов, Пушин, реставрация, 1950-е.
  • Гороховский, 10. Пристройка к зданию Частной женской гимназии фон Дервиз. В.В. Шервуд, 1901.
  • Гранатный, 13 . Служебные постройки при особняке В.И. Рекк. В.В. Шервуд, 1899.
  • Донская, 37. Ремесленное училище имени Солдатёнкова . В.В. Шервуд, 1910.
  • Колымажный, 7. Дом и флигель Бурышкина. В.В. Шервуд, 1914 г. Реконструкция 1980-е.
  • Кузнецкий мост, 10 / Неглинная, 8 . Изменение фасада дома Купеческого общества. Каминский , 1888; В.В. Шервуд, 1907; перестроен в 1947.
  • Люсиновский 1-й, 3. Многоквартирный дом В.В. Шервуда. В.В. Шервуд, 1915.
  • Милютинский, 13 . Многоквартирный дом Торгово-строительного акционерного общества. В.В. Шервуд, 1899-1900.
  • Новокузнецкая, 12-14. Особняк Протопопова – Татищева. В.В. Шервуд и Гельрих , 1900.
  • Ордынка Б., 13 / Черниговский, 9. Многоквартирный дом А.А. Дурилина. Шервуд, 1906.
  • Ордынка М., 25 / Ордынский Б., 4. Котельная при Паровой шоколадной фабрике И.Д. Иванова. В.В. Шервуд, 1909.
  • Ордынка М., 39 . Многоквартирный дом А.А. Дурилина. В.В. Шервуд, 1910.
  • Покровка, 44 С1 . Многоквартирный дом и богадельня Новикова (Московского купеческого общества). В.В. Шервуд, 1909.
  • Полянка М., 7 С5 . Многоквартирный дом Хлудовых. Шервуд, 1914.
  • Пятницкая, 70 / М. Ордынка, 41 . Гимназия Приклонской. В.В. Шервуд, 1911.
  • Рождественка, 5 / Пушечная, 7 . Суздальское подворье. В.П. Гаврилов, 1886; В.В. Шервуд, 1903.
  • Смоленская пл., 1. Многоквартирный дом наследников Е.Е. Орлова. В.В. Шервуд, 1906.
  • Смоленский 2-й, 1. Многоквартирный дом Орловых. В.В. Шервуд, 1906.
  • Солянка, 1 / Забелина, 2. Дома Купеческого общества. В.В. Шервуд, И.А. Герман и А.Е. Сергеев, 1912-1915.

Владимир Иосифович (Осипович) Шервуд (18 августа 1832, Тамбовская губерния-9 июля 1897, Москва) - выдающийся русский живописец, архитектор, скульптор.

Отец архитектора В. В. Шервуда, скульптора Л. В. Шервуда, дед (по материнской линии) художника В. А. Фаворского.

Биография

В. О. Шервуд родился в селе Ислеево Елатомского уезда Тамбовской губернии, где его отец владел суконной фабрикой. Происходит из древней английской католической семьи (его дед, английский механик Вильям, в 1800 году приехал на работу в Петербург и навсегда остался в России). Дед по матери - Николай Степанович Кошелевский, выпускник Императорской Академии художеств.

В шесть лет остался сиротой и воспитывался вначале у тёти в Москве, а с восьми лет в Московском сиротском доме. Учился в Архитектурной школе при Московской дворцовой конторе, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1857 году, со званием свободного художника пейзажной живописи.

В 1860-х пять лет прожил в Англии, занимаясь живописью и архитектурой. В 1868 году за картину «Беседа Христа с Никодимом» Академия присвоила Шервуду звание классного художника третьей степени, в следующем году за представленные на выставку портреты - художника первой степени, а в 1872-м - академика живописи. Занимался скульптурой и изучением древнерусского зодчества.

В 1875-1881 по проекту В. О. Шервуда и инженера А. А. Семёнова было построено здание Императорского Российского Исторического Музея.

В 1887 году в Ильинском сквере был установлен памятник-часовня «Гренадерам - героям Плевны» (архитектор и скульптор В. О. Шервуд, инженер-полковник А. И. Ляшкин).

В 1897 г. В. О. Шервуд создал памятник хирургу Н. И. Пирогову, который был установлен 3 августа перед зданием хирургической клиники академии имени И. М. Сеченова на Большой Пироговской улице.

Умер 9 июля 1897 года (не дожив до открытия памятника Пирогову). Похоронен на Старом Донском кладбище.

Работы

  • Здание Императорского Российского Исторического Музея на Красной площади в Москве (совместно с А. А. Семеновым) (1875-1881)
  • Памятник-часовня «Гренадерам - героям Плевны» (совместно с А. И. Ляшкиным) (1887, пл. Ильинские ворота)
  • Памятник хирургу Н. И. Пирогову (1897, Большая Пироговская ул.)
  • Памятник императору Александру II в Самаре (1881, открыт в 1889)

(1832–1897), отец семейства, архитектор и теоретик. Родился в имении Истлеево (Тамбовская губерния) 18 (30) августа 1832 в семье английского инженера Джозефа Шервуда, приглашенного в Россию для строительства каналов. Оставшись в пятилетнем возрасте круглым сиротой, находился под опекой сестры матери, художницы-акварелистки Д.Н.Кошелевской. Занимался в Московском дворцовом архитектурном училище (1848–1849), а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1857 со званием свободного художника по пейзажу. В 1860 по приглашению Ч.Диккенса приехал в Лондон, где работал (преимущественно как живописец) пять лет, написав, в частности, семейный портрет Диккенсов. Вернувшись в Россию, продолжил образование в петербургской Академии художеств, окончив ее в 1869. Писал пейзажи и заказные портреты, продолжая самостоятельно изучать архитектуру, в том числе опыт древнерусского зодчества. Жил преимущественно в Москве.

Примкнув к историзму национально-романтического толка, Шервуд стал едва ли ни самым ярким представителем той разновидности «русского стиля», который принято именовать «стилем Александра III», – несравнимо более монументально-официальным в сравнении с предшествующим ему «ропетовским». Своеобразным манифестом этого стиля стало здание Исторического музея в Москве, конкурсный проект которого (1875) Шервуд выполнил совместно с архитектором А.А.Семеновым (сама постройка была осуществлена в 1876–1881). Мастер осмыслял это здание – своим краснокирпичным «древнерусским» декором и шатровыми башнями активно перекликающееся с ансамблем Красной площади – как эстетический храм национальной истории, изложив свой замысел в специальной брошюре (Несколько слов по поводу Исторического музея имени Его Императорского Высочества наследника цесаревича , 1879). Позднее опубликовал книгу Опыт исследования законов искусства. Живопись, скульптура, архитектура и орнаментика (1895), ставшую программным выражением идей культурологического славянофильства (в духе Н.Я.Данилевского) в историко-художественной сфере. Среди других его произведений наиболее известны московские монументы: памятник гренадерам, павшим под Плевной (в виде украшенной батальными горельефами часовни в «русском стиле», т.е. еще одного «исторического храма»; 1880–1887), и более скромный по масштабу однофигурный памятник хирургу Н.И.Пирогову (1897). Умер В.О.Шервуд в Москве 9 (21) июля 1897. В 1996 вышла в свет часть его неопубликованных воспоминаний («Московский журнал», № 1).

Сергей Владимирович Шервуд

(1858–1899), старший сын В.О.Шервуда, родился в Москве 1 (13) декабря 1858. Окончил МУЖВЗ (1889). Работал архитектором, не раз помогал отцу. В своих церковных постройках придерживался его «неорусской» стилистической ориентации (соборный Казанский храм Шамординского Свято-Амвросиевского монастыря (Калужской губернии), 1895–1901), в проектах же частных особняков свободно варьировал различные декоративно-тектонические формулы (необарочный особняк на Пятницкой в Москве, 1897). Умер С.В.Шервуд в Москве 17 (29) августа 1899.

Владимир Владимирович Шервуд

(1867–1930), средний сын В.О.Шервуда, родился в Москве 5 (17) мая 1867. Тоже был зодчим, причем известен гораздо большим количеством построек. Окончил МУЖВЗ (1895). Жил в Москве. По его проектам здесь в 1900 – первой половине 1910-х годов был выстроен целый ряд доходных домов – в Милютинском (1899–1900), Хлебном (1903), Черниговском (1906) переулках, на Бауманской улице (1902–1906), Покровке (1909) и др.) – преимущественно в духе модерна. В качестве архитектора Московского купеческого общества (с 1903) и члена комиссии по переустройству Нижних торговых рядов, т.е. нынешнего района между ГУМом и Зарядьем, внес большой вклад в обновление делового центра древней столицы. В ряде его произведений (например, комплексе деловых, ныне административно-правительственных зданий на Старой площади, 1914) модерн уже заметно уступает место более рациональной, как бы предконструктивистской стилистике – прежде всего, в строгом ритме больших прямоугольных окон. После революции 1917 строительной практикой почти не занимался. Умер В.В.Шервуд в Москве 18 июня 1930.

Леонид Владимирович Шервуд

(1871–1954), младший сын В.О.Шервуда. Занимался скульптурой, соединив модерн с программой соцреализма. Родился в Москве 16 (28) апреля 1871. Получил художественное образование в МУЖВЗ (1886–1891), где главным его наставником был С.И.Иванов, а также в петербургской Академии художеств (1893–1898), – там учился у В.А.Беклемишева. Продолжал учебу в Париже, куда приехал в качестве «пенсионера» Академии: в 1899–1900 посещал академию Р.Жюльена, пользуясь советами О.Родена и А.Бурделя. По возвращении на родину жил в основном в Петербурге-Ленинграде. К его наиболее значительным дореволюционным произведениям принадлежат надгробия Г.И.Успенского и Н.Г.Гарина-Михайловского на Волковом кладбище (оба надгробия – бронза, гранит, 1904), памятник адмиралу С.О.Макарову в Кронштадте (бронза, гранит, 1913), а также надгробие археолога А.В.Тищенко на Смоленском кладбище (гранит, мрамор, 1914). Работал над надгробным памятником М.А.Врубелю, который, однако, остался лишь в виде эскиза (1910–1917, гипс, Русский музей). По этим произведениям четко прослеживается его творческая эволюция от импрессионизма к модерну. После революции 1917 работы Шервуда – памятники А.Н.Радищеву (1918) и А.И.Герцену (1918–1919), в обоих случаях открытые и в Петрограде, и в Москве; сохранился лишь гипсовый Радищев , ныне находящийся в собрании московского Музея архитектуры имени А.В.Щусева, – вошли в число первых произведений «монументальной пропаганды». Исполнил целый ряд официозных скульптурных портретов, как для выставок, так и для установки в госучреждениях (П.Л.Войков , гипс, 1927, Русский музей; И.В.Сталин , бронза, 1928, Музей политической истории, Петербург; и др.). Особой популярностью пользовалась исполненная им символически-типажная фигура героического Часового (1933), вошедшая в число канонических образцов соцреализма. Активно работал как педагог: с 1918 преподавал в бывшей Академии художеств в Петрограде и других институтах. В 1937 опубликовал мемуарную книгу Путь скульптора . Умер Л.В.Шервуд в Ленинграде 23 августа 1954.

Древний английский род Шервудов (англ. «Sherwood» - лесное графство) по семейным преданиям начинается от святого Фомы Шервуда, жившего в Англии в XI в.

Вот как вспоминает сам Владимир Осипович о времени переселения своих предков в Россию: «В царствование Павла Петровича правительство, заботясь о развитии промышленности, и особенно мануфактуры, старалось привлечь в Россию иностранных механиков и специалистов технического дела. Между про-ним, Павел обратился к английскому двору с просьбой прислать сведущего человека, который должен был носить звание «придворного механика». Английское правительство рекомендовало одного из лучших представителей этого дела в Англии - Виллиама Шервуда ».

Приехав в Россию, Виллиам принял имя Василия Яковлевича, а его жена, ирландка, стала Марфой Фоминичной. Поселился Василий Яковлевич в Москве, в доме напротив Нескучного сада, в котором впоследствии жил с многочисленной семьей его внук, Владимир Осипович. Василий Яковлевич занялся текстильным машиностроением.

В семье его росло четверо сыновей: Василий, Иван, Осип и Яков. Иван позднее получил к своей фамилии приставку «Верный», и многие не раз встречали это имя в связи с восстанием декабристов. Именно Иван Васильевич Шервуд, тогда унтер-офицер 3-го Украинского уланского полка, доложил сведения о готовящемся заговоре, за что его и стали называть «Верным». Так с двойной фамилией, как предатель декабристов, он и вошел в историю .

Другой сын приезжего иностранца, Осип, стал отцом выдающегося архитектора, академика Владимира Осиповича Шервуда.

Рано потеряв отца, будущий академик был определен в сиротское межевое училище, окончив которое, перешел в дворцовую архитектурную школу, а затем в школу живописи, ваяния и зодчества. В его жизни был момент, когда он решил открыть в Москве мастерскую по производству литографий, но прогорел и крупно задолжал. Вскоре по приглашению семейства Чарльза Диккенса молодой художник на целых 5 лет уезжает в Англию, где, выполняя заказы, писал пейзажи, портреты, жанровые картины.

Вернувшись в Россию, Владимир Осипович раздал долги и начал жизнь заново. За картину «Беседа Христа с Никодимом» он получает звание классного художника третьей степени. В 1872 г. Владимир Осипович становится академиком, живет он по-прежнему в Москве в доме своего деда.

В эти годы он пишет портреты историка С.М. Соловьева, поэта Ф.И. Тютчева, генерал-губернатора Москвы князя В.А. Долгорукова. Когда в 1872 г. был издан императорский указ о создании музея имени Государя наследника-цесаревича, В.И. Шервуд горячо взялся за работу над проектом будущего Исторического музея. В 1875 г. состоялась закладка здания этого музея на Красной площади.

Умер выдающийся архитектор, живописец, скульптор и теоретик искусствознания в 1897 г. в Москве. Погребен В.О. Шервуд на старом кладбище Донского монастыря.

Владимир Осипович и его жена Лидия Даниловна (урожденная Шумахер) имели десять детей, из которых выросли известные специалисты - архитектор, скульптор, математик, художник, этнограф, краевед. Самые известные среди них - сыновья Леонид и Владимир. Первый - замечательный скульптор, его «Часовой» раньше стоял у входа в Третьяковскую галерею, второй - архитектор, творчество которого оказало влияние на формирование облика Москвы XX века. Представители этого славного рода не забыты в наши дни.

В 1995 году в столице, в одном из залов на Остоженке, в доме 16, была открыта выставка «В.О. Шервуд. Творчество. Наследие. Потомки ». В 1997 году, к столетию со дня смерти Владимира Осиповича, часть представленного на выставке материала была отправлена в Лондон, основная же часть архивов семьи находится сейчас в Италии. Экспозицию выставки составили интересные материалы о современных потомках Шервуда, среди которых Виктория Морозова, архитектор из Санкт-Петербурга, Ольга Истомина, художник музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

За двести лет талантливый род Шервудов дал России трех академиков! Это, во-первых, Владимир Осипович, затем его сын Леонид Владимирович - скульптор, автор многочисленных скульптурных работ, например, памятника адмиралу Макарову в Кронштадте и памятника на могиле Г. Успенского в Петербурге, и третий - внук Владимира Осиповича - академик Владимир Андреевич Фаворский.

Другой внук В.О. Шервуда, Всеволод Сергеевич Шервуд, стал автором миниатюрного замка, известного всем как Ласточкино гнездо. Он поехал в свадебное путешествие в Крым с женой Надеждой Леонидовной (Грязновой) в 1910 году и там неожиданно получил заказ, обессмертивший его, - построить замок на скале над морем. Сразу же после этого проекта В.С. Шервуд построил усадьбу, аналогичную крымскому дворцу, и храм близ шоссе Киев - Канев.

Примечания

За глаза его иногда называли Шервуд Скверный (Примечание ред. )

ШЕРВУД ВЛАДИМИР ОСИПОВИЧ (ИОСИФОВИЧ) - 18. 08. 1832, Тамбовская губ. - 09. 07. 1897, Москва. Архитектор, теоретик архитектуры, скульптор. Окончил МУЖВЗ (1857), с 1872 академик архитектуры. Был страстно увлечён идеей создания художественно целостного национального стиля; искал его основы в художественном наследии допетровского времени, выделяя среди памятников, в которых воплотилась «цельность русской идеи», ансамбль Московского Кремля; был одним из главных сторонников «русского стиля». Получил возможность воплотить свои идеи в конкурсном проекте здания Исторического музея, утверждённом в 1875. Отчасти следуя выдвинутой И.Е. Забелиным программе, широко использовал самобытные формы московской архитектуры XVI-XVII вв. и свойственное ей богатство кирпичного декора. С помощью многочисленных шатровых башенок придал живописную выразительность зданию музея, силуэт которого органично вписался в ансамбль старинных зданий Красной площади. В 1887 создал памятник-часовню «Гренадерам - героям Плевны», выполнив для него литые барельефы, рисунки для майоликового иконостаса и витражей, в 1897 - памятник Н.И. Пирогову у здания хирургической клиники Московского университета на Большой Пироговской улице. Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве, участок 5.
Сын 1871-1954.
сын 1867 - 1930, внук ИОСИФ ВЛАДИМИРОВИЧ ШЕРВУД, архитектор, также похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве, участок 5.
сын СЕРГЕЙ 1858-1899.
дочь
дочь - Внук ВИКЕНТИЙ АНДРЕЕВИЧ.




Top