Архитектурный облом 5 букв. Архитектурные обломы (профили)
Полочка
Полочка – очень малый плоский пояс.Вал
Вал – профиль, очерченный полуокружностью; в плане – всегда круг. Валик или астрагал – малый профиль полукругло-выпуклый или очерченный другой подобной кривой.Построение
- АВ = 7 парт. ВС = 5 п.Ab = 6 ½ п. Aa = 3 п. Cc = ce = ed = 3 п.cd = 5 п.аf = 3 п.;
- Перпендикуляр из середины прямой ef дает точку g, являющуюся центром дуги.
- Итак, для построения вала (в случае 3) понадобилось 3 центра: точка b для дуги Aa, точка g для дуги ad и точка e для дуги dc.
Выкружка
Выкружка – облом с вогнутой кривой; его применяют для соединения других обломов
Построение
- Точка В есть центр дуги AC
- Перпендикуляр к AC, проходящий через ее середину, дает DE. Точка пересечения O. Пересечение перпендикуляров, проходящих через середины линий oC и оА, в точке F образует центр дуги CoA.
- ABD равносторонний треугольник; CB делим на 5 равный частей; B – центр дуги EF; прямую EF продолжаем до точки G. Точка A есть центр дуги GH. Прямую GH продолжаем до пересечения с продолжением линии CB в точке I. H – центр дуги AG; I – центр дуги GE.
Четвертной вал
Четвертной вал – облом очерченный четвертью окружности или иной подобной кривой.
Построение
- B – центр дуги AC.
- Перпендикуляр, проходящий через середину AC, есть DE. Точка F – точка пересечения. Перпендикуляры к ½ AF и FC дают точку G – центр дуги AFC.(см. 2). G – центр дуги CFo, H – центр дуги oI.
Гусек
Гусек – волнообразный облом с вогнутой верхней частью и выпуклой нижней.Построение
- 1.2. 3. ABCD есть квадрат.1.2. Квадрат АBCD разделен на 4 равных квадрата.Точки G и F – центры дуг DE и ЕВ.
- Перпендикуляр, проходящий через середину DE, дает точки a и b. O – точка пересечения. Перпендикуляр к ½ Еo дает точку F – центр дуги EoD.
- DG есть ½ DC; DEFG есть квадрат; Е – центр дуги FbD; EG – диагональ квадрата; o – точка пересечения.
- Перпендикуляр c ½ oD дает точку H – центр дуги FoD; Hl параллельна DB; перпендикуляр к ½ Hl дает M – центр дуги FB.
Каблучок
Каблучок – верхняя часть выпуклая, нижняя – вогнутая.Построение alt=»Построение каблука» />
- 1.2.3. 4. C лежит на ½ АВ.
- BCD равносторонний, криволинейный треугольник.
- AB разделим на 6 равных частей; DCE равносторонний треугольник (сторона которого – 2 п.) продолжнение прямой DE дает точку F – центр дуги GD. Точка E – центр дуги DC.
- Перпендикуляр к ½ BC дает точку Е – центр дуги BC.
- (см. 1). DE – перпендикуляр, проходящий через середину BC; точка о – точка пересечения. К ½ oC восстанавливаем перпендикуляр; точка пересечения – F; центр дуги CoB.
Скоция
Скоция – профиль в виде «С», обычно расположен между двумя полочками.Построение
- AB и BC разделены на 14 п. каждая; 5 ab – равносторонний треугольник со стороной, равной 4 п.; bc = 6 п.; bd = 2 п.; de = 7 п.; df = 3 п.; fg = 9 п. Перпендикуляр к 1 / g 5 дает H центр дуги iC. Итак для построения скоции (случай 1) понадобилось 5 центров: a – для дуги Eb, с – для дуги bd, e – для дуги df, g – для дуги Eb, H – для дуги iC.
- АB разделим на 14 п. 5а = 3 п.; 5b = 2 п.; be = 6 п.; bd = 5 п.; de = 9 п., df = 7 п. Перпендикуляр к ½ fC дает G – центр дуги fC. Итак, для построения скоции (случай 2) понадобилось 4 центра: a – для дуги bE; с – для дуги db, e – для дуги df и G – для дуги fC.
- AB и BC разделим на 12 п. каждая. AE = 3 п.; Ea = 2 ½ п.; Eb = 2 п.; bc = 3 ½ п.; bd = 2 п.; de = 5 ½ п.; df = 5 п.; fg = 9 п. Перпендикуляр к ½ g 3 дает H центр дуги iC.
alt=»Построение скоции» />
Сложная скоция
Построение
- ABCD = BDFC; CG есть ½ FC; G3 – ½ GF; АB разделена на 9 п.; AH = H3 = 7 п.: 3L препендикулярно H3. lO биссектриса угла 3LM. O – центр дуги 3MP; Мl = 1 п.; lN = ? п.; Np – перпендикуляр.
- ABCD = BEFC; BA разделено на 12 п.; G лежит на ½ AD. GH и 7H половины осей овалов (7IG – кривая овала). M – центр дуги IG; L – центр дуги I7N; NO = LN; O – центр дуги NF.
Изогнутость фриза
Построение
- Высота разделена на 4 части (4 п.); дуги 1-3 дают центр O кривой.
- Точка О – центр кривой.
- Высота AB разделена на 12 п.; Al = la = 1 п.; 3b = 2 п.; ab – сторона равностороннего треугольника abc; bB – сторона равностороннего треугольника bBd; c и d – центры дуг ab и bB.
И еще раз)
Многие здания снаружи и внутри имеют различные архитектурные украшения. Профиль архитектурных украшений складывается из элементов, называемых архитектурными обломами . Архитектурные обломы украшают не только здания. Их можно увидеть в контуре постаментов, декоративных ваз, мебели и т. п.
По форме архитектурные обломы могут быть прямолинейные (рису-нок 55) и криволинейные (рисунки 56, 57). Криволинейные обломы, такие как полувал, шейка, прямой и обратный четвертной вал, прямая и обратная выкружка (рисунок 56), очерчены при помощи одной дуги, и способ их построения понятен из чертежа. Более сложные криволинейные обломы состоят из двух дуг. К ним относятся: гусёк прямой и обратный, каблучок прямой и обратный, скоция, сложный торус (рисунок 57).
Рисунок 55 Рисунок 56
В построении гуська и каблучка много общего. Для построения, например, прямого гуська (рисунок 57, а) заданные точки А иВ соединяют прямой линией. ОтрезокAB делят пополам в точке С. РадиусомR =AC = CB из точекА, С иВ проводят дуги до взаимного пересечения в точкахO 1 иO 2 , и из них тем же радиусомR описывают две дуги, являющиеся профилем прямого гуська. Вычерчивание обратного гуська или одного из видов каблучка аналогично вычерчиванию прямого гуська, при этом меняется только положение центровO 1 иO 2 (рисунок 57, б, в, г). Сложный торус строят по заданному радиусуR (рисунок 57, д). Проводят прямую и на ней отмечают два центра –O 1 иO 2 на расстоянии2 R . Из центраO 1 описывают четверть окружности радиусомR , а из центраO 2 – радиусом3 R .
Для построения скоции также задают радиус R (рисунок 57, е) и строят шесть квадратов со сторонами, равными заданному радиусу. Наметив точки O 1 и O 2 , описывают две дуги радиусами R и 2 R .
Рисунок 57
4 Плоские кривые
Кривые, у которых все точки расположены в одной плоскости, называют плоскими . Часть плоских кривых, состоящих из дуг окружностей, образует группуциркульных кривых . Дуги циркульных кривых касаются друг друга, поэтому построение их основано на правилах сопряжения и выполняется при помощи циркуля.
Другая часть плоских кривых, которые нельзя построить с помощью циркуля, относится к группе лекальных кривых . Лекальные кривые строят по точкам, зная закон их образования, а обводят по лекалу.
4.1 Циркульные кривые
4.1.1 Завитки
Спиральная кривая, вычерченная циркулем путем сопряжения дуг окружностей различных радиусов, называется завитком . На рисунке 58, а показано построение двуцентрового завитка. Он состоит из ряда полуокружностей, описанных попеременно из заданных центровO 1 и O 2 . Точки касания проводимых дуг расположены на прямой, соединяющейэти центры. Первую полуокружность описывают радиусомR , равным расстоянию между центрамиO 1 иO 2 . Радиус каждой последующей полуокружности увеличивают на величину первоначального радиусаR . Таким образом, вторую полуокружность описывают радиусом2 R , третью - радиусом3 R и т. д.
Рисунок 58
Построение трехцентрового завитка по заданным центрам O 1 , O 2 и O 3 , расположенных в вершинах равностороннего треугольника , приведено на рисунке 58, б. Через каждую пару центров проводят прямую линию. Из центраO 1 описывают дугу радиусомR = O 1 O 3 в пределах между точкамиO 3 и1 . Следующую дугу радиусом2 R проводят из центраO 2 до точки2 . Затем описывают дугу радиусом3 R из центраO 3 . Дуга, проведенная снова из центраO 1 , имеет радиус4 R и т. д.
Завитки четырехцентровые, пятицентровые и т. д. строят таким же образом.
Архитектурные обломы – пластические формы деталей ордера, которые иногда называют мулюрами или профилями (рис. 9). Элементы профилей подразделяются на прямолинейные и криволинейные.
Рис. 9. архитектурные обломы (профили):
1 – полочка; 2 – полка; 3 – плинт; 4 – слезник; 5 – вал; 6 – прямой четвертной вал; 7 – обратный четвертной вал; 8 – выкружка; 9 – прямая четвертная выкружка; 10 – обратная четвертная выкружка; 11 – прямой сложный вал; 12 – обратный сложный вал; 13 – прямая скоция; 14 – обратная скоция; 15 – прямой каблучок; 16 – обратный каблучок; 17 – прямой гусек; 18 – обратный гусек
Прямолинейные профили – полка, полочка и плинт . Криволинейные профили делятся на простые и сложные.
Простые профили выстраиваются из одного центра. К ним относятся: вал, валик, четвертной вал (прямой и обратный), выкружка (прямая и обратная).
Сложные профили имеют две кривизны, чаще всего направленные в разные стороны: гусек (прямой и обратный), каблучок или каблук (прямой и обратный) и скоция .
Сочетание двух элементов, нераздельно соединенных друг с другом (например, валик и полочка), называют астрагалом .
Во всех ордерах главные элементы чередуются с второстепенными, широкие – с узкими, криволинейные – с прямолинейными. Это основное правило профилирования .
ПОСТРОЕНИЕ ОРДЕРОВ
Все размеры в ордерах определяются с помощью модуля . У Виньолы модуль равен нижнему радиусу колонны и делится в простых ордерах на 12 парт (частей), а в сложных – на 18 парт.
Существует очень важное правило в построении архитектурных ордеров – правило несвешиваемости . Оно заключается в том, что верхние части архитектурных элементов не должны быть шире нижних. Если верхняя часть имеет книзу расширение в виде базы, то ширина нижней части под ней должна быть одинакова с шириной этой базы. Карнизы и капители не должны принимать на свои выступающие части какие бы то ни было нагрузки. То есть ширина пьедестала под колонной должна равняться ширине нижней части базы колонны; ширина архитравных камней должна быть точно равна верхнему диаметру ствола колонны, вовсе не обременяя свеса капители.
Все основные размеры ордеров по Виньоле в партах даны в таблице 1.
На рис. 10–11 представлена составная часть курсовой работы – «Ордера в массах». Один из этих вариантов («с одинаковым размером модуля» или «с одинаковой высотой ордера») выносится на планшет.
Рис. 10. Ордера в массах (вариант с одинаковым размером модуля)
Рис. 11. Ордера в массах (вариант с одинаковой высотой ордера)
Тосканский ордер
Родиной тосканского ордера является Этрурия (современная провинция Тоскана в Северной Италии). Здесь он сложился в VI–IV вв. до н.э. По свидетельству Витрувия, колонна тосканского ордера характеризуется гладким, резко сужающимся кверху стволом на грубой круглой базе. Ствол завершается «распластанным» эхином и высокой абакой, которые своей суммарной высотой «нередко превосходили верхний диаметр ствола колонны». Еще древние римляне считали, что тосканские колонны «должны быть в нижней части толщиной в седьмую часть их высоты, а высота должна равняться третьей части священного участка…» .
Этот ордер наиболее простой по своим деталям и формам, но в то же время наиболее тяжелый по пропорциям. Поэтому в некоторых литературных источниках он ассоциируется с образом старика (рис. 12).
Рис. 12. Статуя Юпитера-Фульгуратора (а); деталь тосканского ордера по Н.И. Брунову (б)
На рис. 13–18 приведены основные детали тосканского ордера, которые требуется изобразить на планшете, – антаблемент, капитель, база колонны, пьедестал.
В таблице 2 приведены основные размеры профилей тосканского ордера в партах. Размеры выступов даны от оси колонны. Для удобства образного восприятия они записаны сверху вниз – от верха карниза антаблемента к базе пьедестала.
Рис. 13. Антаблемент и капитель тосканского ордера из трактата Виньолы (лист VIII)
Рис. 14. Тосканский ордер: антаблемент, капитель
Рис. 15. Тосканский ордер: антаблемент, капитель
Рис. 16. База колонны и пьедестал тосканского ордера из трактата Виньолы (лист VIIII)
Рис. 17. Тосканский ордер: база колонны, пьедестал
Рис. 18. Тосканский ордер: база колонны, пьедестал
Таблица 2
Профили | Высота в партах | Выступ от оси в партах |
1. Антаблемент | – | |
1.1. Карниз антаблемента | – | |
Четвертной вал | 27,5-23,5 | |
Валик | ||
Полочка | 0,5 | 23,5 |
Выкружка | 23,5-22,5 | |
Слезник | 22,5 | |
Полочка | 0,5 | |
Каблук | 13,75–9,75 | |
1.2. Фриз | 9,5 | |
1.3. Архитрав | – | |
Полочка | 11,5 | |
Выкружка | 11,5–9,5 | |
Пояс | 9,5 | |
2. Колонна | – | |
2.1. Капитель | – | |
Полочка | 14,5 | |
Выкружка | 14,5–13,5 | |
Абака (слезник) | 13,5 | |
Четвертной вал (эхин) | 13,25–10,5 | |
Полочка | 10,5 | |
Шейка | 9,5 | |
2.2. Стержень (фуст) | – | |
Валик | ||
Полочка | 0,5 | 10,5 |
Выкружка | 10,5–9,5 | |
Стержень | 9,5–12 | |
Выкружка | 1,5 | 12-13,5 |
2.3. База колонны | – | |
Полочка | 13,5 | |
Вал | 16,5 | |
Плинт | 16,5 | |
3. Пьедестал | – | |
3.1. Карниз пьедестала | – | |
Полочка | 20,5 | |
Каблук | 20–17 | |
3.2. Стул | – | |
Стул | 16,5 | |
Выкружка | 16,5–18,5 | |
3.3. База пьедестала | – | |
Полочка | 18,5 | |
Плинт (цоколь) | 20,5 |
Неполный ордер 210 –
Полный ордер266 –
Рис. 19. Реконструкция этрусского храма-ареостиля (по Витрувию)
– классический пример этрусского ордера
Дорический ордер
Вторая разновидность простого ордера. О его происхождении Витрувий пишет следующее: «Прежде всего они (греки) построили храм Аполлону Панионийскому…. Когда они хотели расставлять в этом храме колонны и, не зная их соразмерности, искали способов, как добиться того, чтобы колонны и для несения тяжести были приспособлены и на вид сохраняли безупречную изящность, они вымерили след мужской ноги и стали откладывать эту меру в высоту человека. Найдя, что размер ноги составляет шестую часть высоты человека, они перенесли эту пропорцию на колонну и размер толщины стержня у его основания шесть раз отложили в высоту, включив сюда и капитель. Так дорическая колонна стала представлять в зданиях пропорцию, крепость и красоту мужского тела…» (рис. 20).
Рис. 20. Уподобление дорической колонны мужскому телу: а – Критиев эфеб (Музей Акрополя, Афины); б – дорическая колонна Пропилей (Афинский акрополь)
Ко времени Виньолы дорический ордер стал гораздо изящнее – высота колонны выросла до восьми диаметров. Появились две разновидности ордера – зубчатый и модульонный. Они имеют небольшие отличия в строении карниза и капители. В отличие от «аскетичного» тосканского ордера здесь появились дополнительные украшения и детали – каннелюры, дентикулы, модульоны, триглифы, метопы и т.п. Подробнее о них прочитайте в «Словаре».
В таблицах 3 и 4 приведены размеры модульонного и зубчатого ордеров по Виньоле в партах. Размеры выступов взяты от оси колонны. Для удобства образного восприятия размеры записаны сверху вниз – от карниза антаблемента до базы пьедестала.