Архив рубрики: Психологические тесты. Проективные психологические тесты

Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников. Для многих проективных методик принципиально важной оказывается роль психолога-диагноста, что связано с некоторой свободой в его интерпретациях. Поэтому для таких методик значение опыт и профессионализма, беспристрастности сложно переоценить

  • · Метод цветовых выборо (адаптированный вариант цветового теста Люшера);
  • · Методика "Агрессивность" (модификация теста Розенцвейга);
  • · Методика "Завершение предложения" (на эгоцентризм)
  • · Методика Дембо - Рубинштейн (помагает психодиагносту разобраться в сложных вопросах самоотношения испытуемого);
  • · Проективная методика "Завершение суждения" (предназначен для выявления склонности испытуемого к созерцательному или активному образу жизни);
  • · Проективная методика "Мини-сочинение"(направлена на предварительную оценку эмоциональной направленности испытуемого);
  • · Проективная методика "Мои праздники" (предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы);
  • · Проективная методика "Три дерева"
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Профессия"(поможет психологу и специалисту в области профориентации сделать вывод о профессиональных интересах и склонностях испытуемого);
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Счастье"(направлена на предварительное исследование личности испытуемого, определение его основных терминальных ценностей-целей);
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Что? Где? Когда?"(направлена на предварительное исследование личности испытуемого, определение проблемных мест в его жизни);
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Эмоциональная направленность"(предназначена для оценки эмоциональной направленности испытуемого);
  • · Тест "Дом-Дерево-Человек"(предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование);
  • · Тест "Несуществующее животное"
  • · Тест "Рисунок семьи"(выявление особенностей внутри-семейных отношений, оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье);

Особенности применение проективных методик при изучении проблем подростков

При использовании этих методик в социологии исследователи делают акцент на выделении социального, а не личностного контекста, а также используют их для изучения норм, стереотипов, новообразований социального поведения людей. Применение проективных методик с использованием картинок или фотографий позволяет получить более достоверную информацию, потому что не концентрирует внимание респондентов на гипотезах, заранее заложенных в ответы на закрытые вопросы и минимизирует влияние взрослого-исследователя. К тому же, что немаловажно, дети и подростки более охотно будут участвовать в таких исследованиях.

Еще один важный момент состоит в том, что нередко респондент пользуется иной системой понятий, нежели исследователь. Конкретные объекты, к которым можно отнести понятие, у каждого из индивидов могут не совпадать. То есть выявляются очевидные недостатки, присущие количественным методам в социологических исследованиях таких, например, явлений, как стереотипы, ценности, социальные идентификации, нормы и отклонения в поведении, глубоко затрагивающих аффективный уровень респондента, или таких тем и «закрытых» взаимоотношений, как отношения подростка в семье, школе и в среде ровесников.

«Методы проективные - совокупность исследовательских процедур, позволяющих получать научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о которых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям. Данные искажения могут носить со стороны респондентов как осознанный, так и неосознанный характер».

Проективные методики создают экспериментальные ситуации, допускающие множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. В них используются неопределенные, стимулы, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Эти стимулы приобретают смысл в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемыми подростками.

Как применить метод символического пространства? Стимульным материалом метода является комплект фотографий, обработанных компьютерными средствами для обеспечения сопоставимости по техническим характеристикам. Комплект фотографий формируется по итогам многократного отбора из предварительных заготовок. Символическое значение предлагаемых респонденту образов может трактоваться разными способами. Методика проводится индивидуально, в помещении с минимумом отвлекающих объектов, в достаточно высоком темпе. Для проведения исследования по методу символического пространства необходим хорошо освещенный стол, на котором могут быть разложены предлагаемые фотографии. По классификации проективных методик метод символического пространства принадлежит как к конструктивным методам - создание из оформленных деталей осмысленного целого, так и к импрессивным - предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим. Апробация метода проведена в 2006-2007гг. под руководством автора статьи исследователем Куренковой М.В. по двум актуальным темам - нормам повседневного поведения подростков и для выяснения представлений подростков о видах и источниках символического насилия. Изучить эти две темы традиционными количественными методами представляется крайне сложным, поскольку возникает проблема описания изучаемого явления доступным юному респонденту языком. Использование же в качестве инструмента исследования фотографий, иллюстрирующих различные ситуации применения символического насилия, норм-отклонений, решает эту проблему. Также применение проективной методики позволяет выявить скрытые оценки подростками и ответить еще на ряд вопросов:

  • · Как часто подростки сталкиваются с подобными явлениями?
  • · Какие из них наиболее неприятны?
  • · Какой источник подобных явлений в представлении подростков является наиболее распространенным?
  • · Какова общая поведенческая реакция подростков на данные явления?

Метод, примененный в ходе исследования, состоял в том, что респондентам предоставлялся выбор невербального материала, которым они манипулировали. Источником фотографий могут выступать доступные журналы (например, «Здоровье школьника»), « в котором множество качественных иллюстраций посвящено взаимоотношениям родителей с подростками, учителей с учениками, а также отношениям между подростками. Можно попробовать найти фото из Интернета с сайтов, посвященных психологии отношений родителей с детьми подросткового возраста или ориентированных на подростков (например, сайт детско- юношеского агентства ЮНПРЕСС).

При отборе каждого изображения учитывается ряд критериев, например при отборе фотографии при исследовании символического насилия:

  • · На фотографии должен быть изображен тот или иной вид действия, квалифицируемый как символическое насилие (по основным признакам, выделенным в качестве значимых: цель действия - подавление или принуждение, навязывание своей точки зрения; отсутствие физического насилия; действие нарушает свободу выбора объекта насилия).
  • · На фотографии должны присутствовать (или четко подразумеваться) как объект, так и субъект символического насилия.
  • · Объектом символического насилия на фото должен выступать подросток (14-17 лет), причем как юноши, так и девушки.
  • · Должны быть представлены (в равных долях) источники (субъекты) символического насилия из всех трех выделенных нами сфер - семья, школа, круг сверстников.
  • · Смысл изображенного действия должен был быть максимально однозначным.
  • · Действие, изображенное на картинке, должно происходить в обычной и понятной для подростков обстановке.
  • · Изображение должно безусловно относиться к современности.

Опрос каждого респондента необходимо проводить строго индивидуально по возможности в нейтральной обстановке, при отсутствии родителей, учителей в комнате. Процедура опроса выглядела следующим образом. Перед респондентом на поверхности стола произвольно разложены фотографии (на обратной стороне они были пронумерованы). Подростку предлагается разложить все изображения на «кучки», обращая внимание на действия изображенных на фотографиях людей. Раскладывание картинок на стопки можно представить как ответы на вопросы:

  • 1. Как ты считаешь, на каких фотографиях изображено насилие? В одну «кучку» предлагалось разложить картинки, относящиеся к насилию, в другую - не относящиеся.
  • 2. С какими из ситуаций, изображенных на картинках, ты лично сталкивался в жизни? Картинки разделялись на стопки: те ситуации, с которыми сталкивался, и те, с которыми не сталкивался респондент лично. Фиксировались также номера картинок из первой «кучки».
  • 3. На каких фото изображены часто встречающиеся ситуации? (Стопки «часто», «редко»).
  • 4. Какие из ситуаций, изображенных на картинках, вызывают у тебя неприязнь? («Вызывают неприязнь», «не вызывают неприязни»).
  • 5. Какие из ситуаций, изображенных на фото, вызвали бы у тебя желание не подчиниться, а на какие ты реагировал бы спокойно (принимал как обычные, само собой разумеющиеся и правильные действия)? («Неподчинение», «спокойная реакция, принятие, подчинение»).

Основным назначением метода является получение качественной информации - реакции на то или иное явление, его оценки. Сама процедура исследования позволяет зафиксировать комментарии респондентов к манипуляциям с изображениями, словесную оценку изображений, возможные мотивы своих решений.

По итогам выборов составляется таблица выборов. Анализ результатов проводится исследователем после опроса всей группы и количественной обработки данных. С помощью применения проективной методики - выяснения, что подростки понимают под насилием. Трактовка данного понятия, как показало исследование, во многом отличается у взрослых и подростков: подростки считают насилием применение физической силы для нанесения ущерба (также физического). Такие же виды действий, которые мы объединили в понятии «символического насилия», большинство респондентов насилием не считают, однако и подчиняться таким действиям не хотят.

Первый большой публичный успех психологии был связан с оценкой (диагностикой). Вдобавок к кратким групповым тестам на характеристики личности и на интеллект для скрининг-обследования солдат психология заслужила общественное признание своими индивидуальными тестами на интеллект для детей. После того, как психология продемонстрировала свои возможности в оценке интеллекта, психологам, работавшим в клиниках и больницах, стали обращаться с другими проблемами, помимо школьной успеваемости и задержки развития. Психиатры и социальные работники нуждались в помощи для дифференциальной диагностики психопатологии и понимания личностной динамики. Профессиональные психологи ответили на эти запросы двумя типами тестов - проективными и объективными.

Проективные тесты. Первые тесты словесных ассоциаций были разработаны Гальтоном, Юнгом и другими психологами в 19 веке, однако наиболее успешным проективным тестом был тест чернильных пятен Роршаха, опубликованный в его книге "Психодиагностика" в 1921 году. Тест состоял из серии чернильных пятен, и испытуемым предлагалось ответить, что эти кляксы им напоминают. Хотя термин проективная методика не употреблялся до 1939 года, в отношении теста Роршаха предполагалось, что испытуемые будут проецировать свою личность и бессознательные конфликты на неясные чернильные пятна, пытаясь придать им осмысленность. Проективные тесты получили широкое признание, несмотря на продолжающиеся дискуссии относительно их валидности. Разработанные в период между мировыми войнами, они активно используются и сегодня.

Объективные тесты. Экспериментальная психология сдерживала излишне широкое распространение проективных тестов из-за их психоаналитического оттенка. Психологи использовали концепцию измерения нормы и отклонений, лежащую в основе тестов на интеллект, приложили ее к измерению личности и получили так называемые объективные тесты.

«Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности – различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности.».

Психологические тесты и процедура оценки критикуются с тех пор, как они существуют: за их нерентабельность, возможность злоупотреблений, недостаточную валидность и неправильное применение и т.д. «Научное» разрешение споров, наверно, маловероятно. При этом тесты все еще остаются важной составляющей профессиональной психологии, и их продолжают исследовать, применять, интерпретировать и совершенствовать.

Выбранная тема является достаточно актуальной в современных условиях развития профессиональной психологии и психодиагностики, в частности.

Объектом данного курсового исследования является психологическая оценка как процесс систематизированного объективного эмпирического сбора информации о поведении или личности индивида, достаточной для прогнозирования и принятия решения.

Предмет исследования:

Применение проективных личностных тестов.

Гипотеза исследования: Применение проективных методик в сочетании с другими методами оценки позволяет выявить неосознаваемые или не вполне осознаваемые мотивы и тенденции в поведении личности.

Цель исследования:

Теоретическое изучение организации процесса оценки личности и поведения, сравнительный анализ различных методов диагностики.

Задачи исследования:

    Описать основные этапы процесса оценки личности и поведения;

    Рассмотреть надежность и валидность проективных методик.

С бурным развитием информационных технологий психологические тесты набирают все большую популярность среди широкого круга пользователей сети. Во всем многообразии методик тестирования особую позицию занимают, так называемые, .

Сущность проективных тестов

В практической психологии есть такое понятие как проекция. Суть его в том, что человек переносит (проецирует) свое внутреннее состояние, черты характера, мысли и даже собственные чувства на внешние объекты. Механизм проекции выполняет важную роль в функционировании психики, он защищает нас от собественных неблаговидных чувств и желаний. Благодаря проекции человек не воспринимает подобные негативные проявления как собственные, а приписывает их другим людям, в следствии чего пропадает необходимость чувствовать за них ответственность.

Вам наверняка знакома поговорка: «По себе других не судят!». Здесь как раз имеется ввиду проекция. Если перефразировать эту поговорку, то получится, что не нужно обвинять других людей в том, что тебе не нравится в себе самом.

Пример проективного теста

Данный пример является утрированным и даже несколько искусственным, но зато он ярко и понятно объясняет суть явления.

Допустим психолог просит представить как Вы, прогуливаясь по парку, встречаете собаку и побуждает Вас как можно детальнее описать эту встречу и саму собаку, ее размер, насколько она агрессивна или, наоборот, дружелюбна, какие чувства по отношению к ней Вы испытываете и так далее.

Собака ассоциируется с другом, по крайней мере для русского человека это так (у корейца, например, может быть совсем другая ассоциация и это нужно учитывать). Следовательно весь Ваш рассказ о собаке можно воспринимать как рассказ о Вашем отношении к друзьям.

Допустим, если Вы упомянули, что собака вызвала скорее негативную реакцию (брезгливость, опаску, боязнь погладить, чтобы не заразиться какой-либо болезнью), то, вероятнее всего, у Вас нет близких друзей, а тех что есть Вы держите на расстоянии. Возможно в прошлом Вы пережили предательство со стороны друга или стали свидетелем подобного случая и теперь относитесь к друзьям настороженно.

Достоинства и недостатки проективных тестов

Разработкой проективных методик тестирования, в свое время, занимались такие знаменитые психологи и психиатры как Герман Роршах, Макс Люшер, Саул Розенцвейг, Тамара Дембро, Сусанна Рубинштейн и многие другие.

К достоинствам проективных методик можно отнести их эффективность и достоверность. Дело в том, что в отличии от классических тестов-опросников, проективные тесты защищены от сознательного или подсознательного искажения истинного положения вещей. Порой испытуемый даже не подозревает о том, что его тестируют. А если и подозревает, то ему не понятно, какая именно часть психики или свойство характера подвергается тестированию, а значит, он не включает механизмы психологической защиты, которые способны исказить результат теста.

Несмотря на все плюсы у проективных тестов есть и минусы! Главный из них — правильная интерпретация такого теста всецело зависит от квалификации специалиста, проводящего тестирование. Хотя, с другой стороны, при правильном подходе проективную методику можно стандартизировать и тогда даже не профессионал может провести соответствующий тест и дать адекватную оценку психоэмоциональному состоянию испытуемого.


Проективный тест

4. Проективные тесты.

Проективные тесты, по мнению Л. Франка – это такой приём исследования личности, при котором испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, от его мыслей и чувств. Проективные техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве стимула, при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта . Главной отличительной особенностью проективных методик является относительно неструктурированная задача для испытуемого: задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивидуума смогла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты и неоднозначны . Проективные тесты основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека. Такая оценка получается в результате анализа того, как данный человек воспринимает и интерпретирует некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределённые картинки, бесформенные пятна, незавершённые предложения и другие объекты. Предполагают, что, оценивая и интерпретируя подобные объекты, человек бессознательно вкладывает или проецирует самого себя.

Выдвигаются три основных принципа, лежащие в основе проективного исследования личности:

· исследование направлено на уникальное в структуре или организации личности; личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт;

· личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта;

· эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в структуру внутреннего мира индивида; каждое новое действие, эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности .

Существуют признаки общие для всех проективных методик: неопределённость, неоднозначность используемых стимулов, отсутствие ограничений в выборе ответа, отсутствие оценки ответов испытуемых как "правильных" и "неправильных". Проективные тесты могут быть бланковыми опросными и рисуночными. Предлагают также следующую их классификацию:

1. Конститутивные методики (структурирование, оформление стимулов, придание смысла);

2. Конструктивные методики (создание из оформленных деталей осмысленного целого);

3. Интерпретационные методики (истолкование какого-либо события, ситуации);

4. Катартические методики (осуществление игровой деятельности в организованных условиях);

5. Экспрессивные методики (рисование на свободную или заданную тему);

6. Импрессивные методики (предпочтение одних стимулов другим);

7. Аддитивные методики (завершение предложения, рассказа, истории, ситуации);

8. Семантические методики (эмоциональное отношение к объекту как выражение личностного смысла) .

В типичных случаях проективные методики – это методики замаскированного тестирования, поскольку обследуемый человек редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Проективные тесты характеризуются также глобальным подходом к оценке личности: внимание концентрируется на составной (композитной) картине личности в целом, а не на измерении отдельных черт. К проективным методикам обращаются тогда, когда дело касается психодиагностики скрываемых или неосознаваемых испытуемыми психологических особенностей. Считается, что чем менее структурирован тест, тем он более чувствителен к скрытому материалу. Это вытекает из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у испытуемого защитные реакции. Проективные методики недостаточно валидны, надёжны и стандартизированы, отсутствует чёткая процедура их проведения. Однако неоднозначность тестового материала и непрямой способ его подачи позволяет получать информацию о скрытых от наблюдения психологических особенностях индивидуума.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой работе были рассмотрены психодиагностические методы исследования (тесты), с помощью которых проводится сбор и обработка полученной первичной информации. Была дана общая характеристика тестов, рассмотрены разновидности психодиагностических методик, определены и охарактеризованы основные требования к ним на основании приведённой литературы. Также были рассмотрены отдельные виды тестов, обозначены их положительные и отрицательные моменты, приведены классификации методик по различным аспектам исследования. На основании рассмотренного материала можно сделать вывод о существовании большого числа разнообразных психодиагностических методов, которые можно применять для исследования практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Без тестов, опросов, анкетирования немыслимо проведение социологических, статистических исследований, с их помощью осуществляется подбор кадров в различных отраслях деятельности. С помощью психодиагностических методик можно исследовать массу явлений, однако для этого необходимо правильно использовать данные методики. Применять психодиагностические тесты нужно строго по назначению, пользуясь инструкцией для проведения тестирования, анализа собранной информации. Психодиагностические методы требуют серьёзного подхода, для работы с ними необходимо иметь специальное образование или пройти специальные курсы. Это позволяет избежать ошибок при оценке результатов психодиагностического обследования и, особенно, при постановке диагноза и назначении адекватной терапии, так как неправильное оказание психотерапевтической помощи может нанести вред здоровью пациента, а иногда даже угрожает его жизни.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – Спб.: Питер, 2005. – 688 с.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – 2-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Питер, 2003. – 528 с.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. – 164 с.

4. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. – М.: Издательство "КСП +", 1999. – 320 с.

5. Общая психодиагностика. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. Спб., 2000. – 440 с.

6. Слободская Е.Р., Князев Г.Г., Сафронова М.В. Краткая форма личностного опросника Айзенка (ЛОА-К) и её использование для оценки риска употребления психоактивных веществ/ Психологический журнал. М., 2006. Том 27, №3. С.94 – 105.





Top