Аркадий адамов научные статьи тейшебаини. Аркадий Адамов - …Со многими неизвестными

(1920-07-13 )

Арка́дий Григо́рьевич Ада́мов (13 июля 1920 - 26 июня 1991) - русский советский писатель детективного жанра. Сын писателя-фантаста Г. Адамова .

После демобилизации учился на историческом факультете МГУ и окончил его в 1948 году . Одновременно занимается литературной деятельностью, экспериментируя в различных жанрах: повесть «Шелехов на Кадьяке» (1948 год) и сборник рассказов «По неизведанным путям» (1948-1950 годы) о путешествиях и приключениях российского исследователя, мореплавателя и купца в Русской Америке , повесть «Василий Пятов» (1952 год).

Видео по теме

Критика и отзывы

Анатолий Королёв , писатель, для РИА Новости : «Аркадий Адамов сформировал золотой шаблон массовой литературы и массовых зрелищ, где обязательно должен быть ошибающийся герой, молодой человек с чувством невольной вины, при этом обязательно влюблённый в девушку, которая ненадолго увлеклась каким-нибудь несимпатичным типом; где любовь двух сердец должна быть увязана с отчаянной схваткой против жестокого подпольного мира, где есть всё: золото, власть, тайны, деньги, кровь, предательства, преступления, но нет только чистой прекрасной любви»

Арка́дий Григо́рьевич Ада́мов (13 июля 1920 - 26 июня 1991) - русский советский писатель, автор детективов . Сын писателя Григория Адамова .

После демобилизации учился на историческом факультете МГУ и окончил его в 1948 г. Одновременно занимается литературной деятельностью, экспериментируя в различных жанрах: повесть «Шелихов на Кадьяке» (1948 год) и сборник рассказов «По неизведанным путям» (1948-1950 годы) о путешествиях и приключениях российского исследователя, мореплавателя и купца в Русской Америке , повесть «Василий Пятов» (1952 год).

В 1952 году выходит на руководителей МУРа с пожеланием дать ему возможность изучить работу уголовного розыска и подготовить на основе собранных материалов литературные произведения, по-новому освещающие задачи и методы современной милиции. Получившие после смерти Сталина самую широкую огласку факты политических репрессий , создавали в обществе самое негативное отношение к работникам органов внутренних дел. Ситуацию необходимо было исправлять, и Адамов получил разрешение на получение всей необходимой информации. Известный комментатор книг А.Адамова Евгений Рысс вспоминает:

Писатель мог ограничиться беседами со следователями, оперативными работниками и специалистами научно-технического отдела. Но может быть, А. Адамов понимал, что написать хорошую книгу после таких бесед невозможно, а может быть, просто его увлекли специфика розыскной работы, сочетание логики и риска, объективных данных науки и смелых логических построений. Так или иначе, А. Адамов, к счастью, не ограничился беседами. Он ходил на операции, участвовал в обысках и засадах, дежурил но ночам в МУРе и выезжал с оперативными группами на место преступления. Короче говоря, он знает дело не по рассказам. Он пережил, как и его герои, напряжённые часы в засаде, когда нельзя ни кашлянуть, ни закурить, ни пошевелиться. Сидел на оперативных совещаниях. Участвовал в обысках, когда точно известно, что крупный преступник скрывается здесь, в этой комнате или в этой квартире, а найти его не удаётся.

Работа над первой повестью Дело «пёстрых» была завершена в 1956 году. Но из редакций следовал отказ за отказом. Буд­ни милиции счи­та­лись те­мой, не­до­стой­ной ли­те­ра­ту­ры, ограбленный обыватель - не герой подобающего сюжета. Возможный читательский интерес разглядел Ва­лен­тин Ка­та­ев , главный редактор «Юности» . В этом журнале в 1956 году и состоялся дебют Адамова, как основателя жанра нового советского детектива.

Адамов издал около 30 своих произведений, среди которых публитистические записки «Мой любимый жанр - детектив» и исследования по зарубежной детективной литературе.

Адамов удостоен премии Всесоюзного литературного конкурса Министерства внутренних дел СССР , Союза писателей СССР и Госкомиздата СССР , посвященного 60-летию советской милиции в 1977 г. Трилогия «Инспектор Лосев» награждена Золотой медалью имени Героя Советского Союза Н. Кузнецова за лучшее героико-приключенческое произведение 1981 года, учрежденной СП РСФСР .

Критика и отзывы

Анатолий Королев, писатель, для РИА Новости : «Аркадий Адамов сформировал золотой шаблон массовой литературы и массовых зрелищ, где обязательно должен быть ошибающийся герой, молодой человек с чувством невольной вины, при этом обязательно влюбленный в девушку, которая ненадолго увлеклась каким-нибудь несимпатичным типом; где любовь двух сердец должна быть увязана с отчаянной схваткой против жестокого подпольного мира, где есть все: золото, власть, тайны, деньги, кровь, предательства, преступления, но нет только чистой прекрасной любви.»

Список произведений

  • Шелихов на Кадьяке (повесть, 1948)
  • По неизведанным путям (рассказы, 1950)
  • Василий Пятов (повесть, 1952)
  • Дело «пёстрых» (повесть, 1956). Экранизирована в 1958 году .
  • Чёрная моль (повесть, 1958).
  • Последний бизнес (повесть, 1961)
  • Личный досмотр (повесть, 1963)
  • След лисицы (повесть) (1965)
  • Стая (повесть, 1966)
  • Со многими неизвестными (повесть, 1968)
  • Угол белой стены (повесть, 1970)
  • Час ночи (повесть)
  • Круги по воде (повесть, 1970)
  • Злым ветром (роман, 1975). Экранизирован в 1982 году .
  • Петля (роман, 1975). Экранизирован в
  • Мой любимый жанр - детектив (1980)
  • На свободное место (роман, 1982)
  • Болотная трава (повесть, 1986)
  • Вечерний круг (повесть, 1982)
  • Идёт розыск (роман, 1985)

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 13 июля
  • Родившиеся в 1920 году
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие 26 июня
  • Умершие в 1991 году
  • Умершие в Москве
  • Кавалеры ордена Отечественной войны I степени
  • Кавалеры ордена Отечественной войны II степени
  • Кавалеры ордена Дружбы народов
  • Награждённые медалью «За боевые заслуги»
  • Награждённые медалью «За оборону Москвы»
  • Русские писатели XX века
  • Писатели России XX века
  • Выпускники исторического факультета МГУ
  • Писатели СССР
  • Авторы детективной прозы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Адамов, Аркадий Григорьевич" в других словарях:

    Адамов Аркадий Григорьевич - Русский советский писатель, автор милицейских детективов Аркадий Григорьевич Адамов родился 13 июля 1920 г. Сын писателя Григория Адамова. В 1941 г., будучи студентом четвертого курса авиационного института, Аркадий Адамов ушел добровольцем на… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    АДАМОВ Аркадий Григорьевич - (р. 1920), русский советский писатель. Детективно приключенческие нов. «Дело пестрых» (1956), «Черная моль» (1958), «Последний “бизнес”» (1961), «Личный досмотр» (1963), «След лисицы» (1965), «Стая» (1966), «… Со многими… … Литературный энциклопедический словарь

    - … Википедия

Арка́дий Григо́рьевич Ада́мов (13 июля 1920 - 26 июня 1991) - русский советский писатель детективного жанра. Сын писателя-фантаста Г. Адамова .

После демобилизации учился на историческом факультете МГУ и окончил его в 1948 г. Одновременно занимается литературной деятельностью, экспериментируя в различных жанрах: повесть «Шелихов на Кадьяке» (1948 год) и сборник рассказов «По неизведанным путям» (1948-1950 годы) о путешествиях и приключениях российского исследователя, мореплавателя и купца в Русской Америке , повесть «Василий Пятов» (1952 год).

В 1952 году выходит на руководителей МУРа с пожеланием дать ему возможность изучить работу уголовного розыска и подготовить на основе собранных материалов литературные произведения, по-новому освещающие задачи и методы современной милиции. Адамов получил разрешение на получение всей необходимой информации. Известный комментатор книг А.Адамова Евгений Рысс вспоминает:

Писатель мог ограничиться беседами со следователями, оперативными работниками и специалистами научно-технического отдела. Но может быть, А. Адамов понимал, что написать хорошую книгу после таких бесед невозможно, а может быть, просто его увлекли специфика розыскной работы, сочетание логики и риска, объективных данных науки и смелых логических построений. Так или иначе, А. Адамов, к счастью, не ограничился беседами. Он ходил на операции, участвовал в обысках и засадах, дежурил но ночам в МУРе и выезжал с оперативными группами на место преступления. Короче говоря, он знает дело не по рассказам. Он пережил, как и его герои, напряжённые часы в засаде, когда нельзя ни кашлянуть, ни закурить, ни пошевелиться. Сидел на оперативных совещаниях. Участвовал в обысках, когда точно известно, что крупный преступник скрывается здесь, в этой комнате или в этой квартире, а найти его не удаётся.

Работа над первой повестью Дело «пёстрых» была завершена в 1956 году. Но из редакций следовал отказ за отказом. Буд­ни милиции счи­та­лись те­мой, не­до­стой­ной ли­те­ра­ту­ры, ограбленный обыватель - не герой подобающего сюжета. Возможный читательский интерес разглядел Ва­лен­тин Ка­та­ев , главный редактор «Юности» . В этом журнале в 1956 году и состоялся дебют Адамова, как основателя жанра нового советского детектива. Благодаря как проявившейся в тот момент заинтересованности МВД в пропаганде положительного облика милиционера, так и успеха "Дела пёстрых" у читателей, в 1957-1958 гг. повесть была экранизирована, став одним из первых советских кинодектективов.

Адамов издал около 30 своих произведений, среди которых публицистические записки «Мой любимый жанр - детектив» и исследования по зарубежной детективной литературе.

Адамов удостоен премии Всесоюзного литературного конкурса Министерства внутренних дел СССР , Союза писателей СССР и Госкомиздата СССР , посвящённого 60-летию советской милиции в 1977 г. Трилогия «Инспектор Лосев» награждена Золотой медалью имени Героя Советского Союза Николая Кузнецова за лучшее героико-приключенческое произведение 1981 года, учреждённой СП РСФСР .

Критика и отзывы

Список произведений

  • Шелихов на Кадьяке (повесть, 1948)
  • По неизведанным путям (рассказы, 1950)
  • Василий Пятов (повесть, 1952)
  • Дело «пёстрых» (повесть, 1956). Экранизирована в 1958 году .
  • Чёрная моль (повесть, 1958).
  • Последний бизнес (повесть, 1961)
  • Личный досмотр (повесть, 1963)
  • «След лисицы » (повесть) (1965)
  • Стая (повесть, 1966)
  • Со многими неизвестными (повесть, 1968)
  • Круги по воде (повесть, 1970)
  • Угол белой стены (повесть, 1970)
  • Злым ветром (роман, 1975). Экранизирован в 1982 году .
  • Петля (роман, 1975) . Экранизирован в
  • Час ночи (повесть, 1976)
  • Мой любимый жанр - детектив (1980)
  • Вечерний круг (повесть, 1981)
  • На свободное место (роман, 1982)
  • Идёт розыск (роман, 1985)
  • Болотная трава (повесть, 1986)

Напишите отзыв о статье "Адамов, Аркадий Григорьевич"

Примечания

Отрывок, характеризующий Адамов, Аркадий Григорьевич

Другой гусар бросился тоже к лошади, но Бондаренко уже перекинул поводья трензеля. Видно было, что юнкер давал хорошо на водку, и что услужить ему было выгодно. Ростов погладил лошадь по шее, потом по крупу и остановился на крыльце.
«Славно! Такая будет лошадь!» сказал он сам себе и, улыбаясь и придерживая саблю, взбежал на крыльцо, погромыхивая шпорами. Хозяин немец, в фуфайке и колпаке, с вилами, которыми он вычищал навоз, выглянул из коровника. Лицо немца вдруг просветлело, как только он увидал Ростова. Он весело улыбнулся и подмигнул: «Schon, gut Morgen! Schon, gut Morgen!» [Прекрасно, доброго утра!] повторял он, видимо, находя удовольствие в приветствии молодого человека.
– Schon fleissig! [Уже за работой!] – сказал Ростов всё с тою же радостною, братскою улыбкой, какая не сходила с его оживленного лица. – Hoch Oestreicher! Hoch Russen! Kaiser Alexander hoch! [Ура Австрийцы! Ура Русские! Император Александр ура!] – обратился он к немцу, повторяя слова, говоренные часто немцем хозяином.
Немец засмеялся, вышел совсем из двери коровника, сдернул
колпак и, взмахнув им над головой, закричал:
– Und die ganze Welt hoch! [И весь свет ура!]
Ростов сам так же, как немец, взмахнул фуражкой над головой и, смеясь, закричал: «Und Vivat die ganze Welt»! Хотя не было никакой причины к особенной радости ни для немца, вычищавшего свой коровник, ни для Ростова, ездившего со взводом за сеном, оба человека эти с счастливым восторгом и братскою любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и улыбаясь разошлись – немец в коровник, а Ростов в избу, которую занимал с Денисовым.
– Что барин? – спросил он у Лаврушки, известного всему полку плута лакея Денисова.
– С вечера не бывали. Верно, проигрались, – отвечал Лаврушка. – Уж я знаю, коли выиграют, рано придут хвастаться, а коли до утра нет, значит, продулись, – сердитые придут. Кофею прикажете?
– Давай, давай.
Через 10 минут Лаврушка принес кофею. Идут! – сказал он, – теперь беда. – Ростов заглянул в окно и увидал возвращающегося домой Денисова. Денисов был маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмоченными усами и волосами. На нем был расстегнутый ментик, спущенные в складках широкие чикчиры, и на затылке была надета смятая гусарская шапочка. Он мрачно, опустив голову, приближался к крыльцу.
– Лавг"ушка, – закричал он громко и сердито. – Ну, снимай, болван!
– Да я и так снимаю, – отвечал голос Лаврушки.
– А! ты уж встал, – сказал Денисов, входя в комнату.
– Давно, – сказал Ростов, – я уже за сеном сходил и фрейлен Матильда видел.
– Вот как! А я пг"одулся, бг"ат, вчег"а, как сукин сын! – закричал Денисов, не выговаривая р. – Такого несчастия! Такого несчастия! Как ты уехал, так и пошло. Эй, чаю!
Денисов, сморщившись, как бы улыбаясь и выказывая свои короткие крепкие зубы, начал обеими руками с короткими пальцами лохматить, как пес, взбитые черные, густые волосы.
– Чог"т меня дег"нул пойти к этой кг"ысе (прозвище офицера), – растирая себе обеими руками лоб и лицо, говорил он. – Можешь себе пг"едставить, ни одной каг"ты, ни одной, ни одной каг"ты не дал.
Денисов взял подаваемую ему закуренную трубку, сжал в кулак, и, рассыпая огонь, ударил ею по полу, продолжая кричать.
– Семпель даст, паг"оль бьет; семпель даст, паг"оль бьет.
Он рассыпал огонь, разбил трубку и бросил ее. Денисов помолчал и вдруг своими блестящими черными глазами весело взглянул на Ростова.
– Хоть бы женщины были. А то тут, кг"оме как пить, делать нечего. Хоть бы дг"аться ског"ей.
– Эй, кто там? – обратился он к двери, заслышав остановившиеся шаги толстых сапог с бряцанием шпор и почтительное покашливанье.
– Вахмистр! – сказал Лаврушка.
Денисов сморщился еще больше.
– Сквег"но, – проговорил он, бросая кошелек с несколькими золотыми. – Г`остов, сочти, голубчик, сколько там осталось, да сунь кошелек под подушку, – сказал он и вышел к вахмистру.
Ростов взял деньги и, машинально, откладывая и ровняя кучками старые и новые золотые, стал считать их.
– А! Телянин! Здог"ово! Вздули меня вчег"а! – послышался голос Денисова из другой комнаты.
– У кого? У Быкова, у крысы?… Я знал, – сказал другой тоненький голос, и вслед за тем в комнату вошел поручик Телянин, маленький офицер того же эскадрона.
Ростов кинул под подушку кошелек и пожал протянутую ему маленькую влажную руку. Телянин был перед походом за что то переведен из гвардии. Он держал себя очень хорошо в полку; но его не любили, и в особенности Ростов не мог ни преодолеть, ни скрывать своего беспричинного отвращения к этому офицеру.
– Ну, что, молодой кавалерист, как вам мой Грачик служит? – спросил он. (Грачик была верховая лошадь, подъездок, проданная Теляниным Ростову.)
Поручик никогда не смотрел в глаза человеку, с кем говорил; глаза его постоянно перебегали с одного предмета на другой.
– Я видел, вы нынче проехали…
– Да ничего, конь добрый, – отвечал Ростов, несмотря на то, что лошадь эта, купленная им за 700 рублей, не стоила и половины этой цены. – Припадать стала на левую переднюю… – прибавил он. – Треснуло копыто! Это ничего. Я вас научу, покажу, заклепку какую положить.
– Да, покажите пожалуйста, – сказал Ростов.
– Покажу, покажу, это не секрет. А за лошадь благодарить будете.
– Так я велю привести лошадь, – сказал Ростов, желая избавиться от Телянина, и вышел, чтобы велеть привести лошадь.
В сенях Денисов, с трубкой, скорчившись на пороге, сидел перед вахмистром, который что то докладывал. Увидав Ростова, Денисов сморщился и, указывая через плечо большим пальцем в комнату, в которой сидел Телянин, поморщился и с отвращением тряхнулся.
– Ох, не люблю молодца, – сказал он, не стесняясь присутствием вахмистра.
Ростов пожал плечами, как будто говоря: «И я тоже, да что же делать!» и, распорядившись, вернулся к Телянину.
Телянин сидел всё в той же ленивой позе, в которой его оставил Ростов, потирая маленькие белые руки.
«Бывают же такие противные лица», подумал Ростов, входя в комнату.
– Что же, велели привести лошадь? – сказал Телянин, вставая и небрежно оглядываясь.
– Велел.
– Да пойдемте сами. Я ведь зашел только спросить Денисова о вчерашнем приказе. Получили, Денисов?
– Нет еще. А вы куда?
– Вот хочу молодого человека научить, как ковать лошадь, – сказал Телянин.
Они вышли на крыльцо и в конюшню. Поручик показал, как делать заклепку, и ушел к себе.
Когда Ростов вернулся, на столе стояла бутылка с водкой и лежала колбаса. Денисов сидел перед столом и трещал пером по бумаге. Он мрачно посмотрел в лицо Ростову.
– Ей пишу, – сказал он.
Он облокотился на стол с пером в руке, и, очевидно обрадованный случаю быстрее сказать словом всё, что он хотел написать, высказывал свое письмо Ростову.

Советский писатель , известный своим повестями, способствовавшими возрождению детектива в 50-е годы, автор серии повестей об инспекторе Лосеве.

Аркадий Григорьевич Адамов родился 13 июля 1920 года. После окончания средней школы поступил в 1937 году в Московский авиационный институт, но доучиться ему не удалось, в 1941 году Адамов уходит добровольцем на фронт. После ранения Адамова отправляют в госпиталь и увольняют в запас. После войны Адамов закончил МГУ и получил диплом историка. Еще будучи студентом он пробует писать, в год окончания университета у Адамова выходит первая книга - повесть Шелихов на Кадьяке . После этого у него выходит еще несколько книг.

В поисках новых сюжетов для романа Адамов в 1952 году обращается к руководству МУРа с просьбой предоставить ему возможность изучить специфику работы уголовного розыска. Включенный в группу оперативников, Аркадий Григорьевич детально и систематично, по долгу беседует со следователями, сидит в засаде, выезжает на на задержания, а в 1956 году наконец завершает работу над повестью Дело Пестрых . Долгое время повесть отказывались печатать, помог Валентин Катаев, работавший главным редактором журнала Юность .

Фактический, повесть Адамова стала первым романом о деятельности московской милиции и криминальном слое советского общества, а Адамова окрестили основателем советского детектива. Всего в творчестве писателя порядка 30 произведений, в том числе популярная серия романов об инспекторе Лосеве, целый рад самостоятельных романов и несколько публицистических работ, из которых самая известная - Мой любимый жанр - детектив . Некоторые повести были экранизированы.

О творчестве

В повести Круги по воде вы прочли о том, как работники розыска, советские сыщики, распутывают хитросплетенную сеть, тщательно разбираясь в каждой улике, проверяя каждую версию, постепенно и уверенно нащупывая запутанные следы.

Вероятно, вы почувствовали достоверность героев повести, реальность их мыслей, рассуждений, поступков.

Вы верите им потому, что они такие, как в действительной жизни, потому, что автор повести со многими из них знаком, часто встречался, иногда при обстоятельствах интересных, но нелегких.

Лет пятнадцать или двадцать назад тема борьбы с уголовной преступностью практически отсутствовала в нашей литературе. Деятельность милиции в этой области считалась делом не заслуживающим большого внимания, делом, о котором и писать-то не стоит.

Сейчас мы знаем, что работа уголовного розыска героична, необходима, что она связана с важнейшей проблемой воспитания и перевоспитания людей, что она останется необходимой на немалый еще отрезок времени.

Одни из первых писателей, который понял это и уверенно посвятил себя описанию трудной и опасной работы уголовного розыска, был Аркадий Григорьевич Адамов . Первую свою детективную книгу Дело пестрых он отнес в одно из крупнейших наших издательств. Сейчас странно читать письмо, полученное А. Адамовым из этого издательства.

Обывателя, которого обокрали , - писала редакция, - не жалко, а следовательно, и работа Коршунова по расследованию дела неинтересна . Следует вспомнить, что под презрительным словом обыватель подразумевался почтенный, заслуженный мастер завода Никанор Иванович Амосов, у которого, как почему-то не заметил автор письма, не только украли вещи, но и убили дочь.

Я не называю издательство, потому что там уже не работают люди, писавшие это письмо, и издательство выпустило за последние годы, немало книг о борьбе с уголовной преступностью. Однако вспомнить о былых предубеждениях и ошибочных взглядах порой бывает полезно.

В Деле пестрых рассказывается о шайке преступников, совершавшей тяжелые уголовные преступления, об упорной борьбе с ними работников розыска. Целая галерея людей проходит перед нами: от молодых ребят, впутавшихся в уголовщину по слабости характера, по боязливости, по тысяче, у каждого своих, особенных причин, в результате многих случайно сложившихся обстоятельств, до матерых преступников, которые я не думают отказываться от преступлений.

В Деле пестрых рассказывается о работниках уголовного розыска, только что пришедших в розыск, и о стариках с большим опытом и знанием своего трудного дела. Они ведут напряженную борьбу против рецидивистов, напряженную борьбу за споткнувшихся, за тех, кто случайно стал на путь преступлений, кого еще можно вернуть к честной жизни. Борьбу эту работники угрозыска ведут коллективно, вооруженные всей современной техникой, вооруженные умом и доблестью.

Здесь мы впервые встретились с молодым лейтенантом, только что пришедшим на работу в милицию, Сергеем Коршуновым. Мы встретимся с ним позже во многих книгах Аркадия Адамова. Вы увидели его и в повести Круги по воде , уже подполковником, уже мастером розыска, руководителем молодежи, готовым, несмотря на высокое звание, покинуть кабинет в министерстве, лететь на помощь своим работникам.

Убежденность Аркадия Адамова в серьезности и важности своего материала и своей темы оправдалась.

В 1956 году роман напечатал журнал Юность , и в этом же году его выпустило издательство Молодая гвардия .

Роман, неоднократно переиздавался. О романе в те годы много говорили. Киностудия Мосфильм поставила картину Дело пестрых , и картина долго не сходила с экрана.

Двумя годами позже вышла книга Аркадия Адамова Черная моль - увлекательная повесть о раскрытии хищений на меховой фабрике. Еще через три года - Последний бизнес . Еще через два года - Личный досмотр - о работе таможенников. В 1965 году - След лисицы , в 1966 году - Стая , в 1968 году - Со многими неизвестными . Аркадий Адамов твердо определил свою тему и уверенно разрабатывает характеры работников розыска, современных советских сыщиков.

Зачинатель мировой детективной литературы Эдгар По впервые ввел в галерею литературных образов сыщика Огюста Дюпена. Дюпен раскрывает сложнейшие преступления точными логическими умозаключениями. Исследование места действия, скрупулезное собирание улик: мало интересуют Дюпена. Немногих данных ему достаточно, чтобы логическим путем прийти к неоспоримым выводам. Верный последователь Эдгара По - Конан Дойль заставил своего Шерлока Холмса значительно более тщательно собирать улики, но оставил на первом месте железную логику сыщика. Эркюль Пуаро, постоянный герой Агаты Кристи, тоже добирается до истины главный образом путем неожиданных умозаключений, в сущности говоря, интуитивных озарений. Всех этих писателей очень интересно читать, но к реальным условиям раскрытия преступлений их герои имеют весьма отдаленное отношение. Сейчас на вооружении работников розыска серьезная наука криминалистики, разветвленная на многие специальности. Сейчас раскрытием каждого преступления занимается целая организация, целый большой коллектив. Коллектив этот подчинен строгой дисциплине. В то же время в нем обязательно должны проявиться творческая индивидуальность, одаренность, талант каждого участника.

Ни Эдгар По, ни Конан Дойль, ни современная нам Агата Кристи не ставили перед собой и вопрос: как, почему тот или иной человек стал преступником? Их герои - сыщики - видят перед собой только одну цель: раскрыть преступление. Советские же сыщики озабочены не только этим. Им важна и судьба человека, совершившего преступление, важно выяснить путь, который он прошел, причины, приведшие его к падению.

Знает не только криминалистику, но и криминологию - науку о причинах преступности. Он говорит на одном языке не только с работниками розыска, но и с учеными-юристами, тоже его друзьями; занятыми изучением этой сложнейшей области, где переплетаются проблемы нравственные, психологические, социальные. И вы, знакомясь в книгах А. Адамова с судьбами десятков людей, совершивших преступления, чувствуете, как стремятся его герои разобраться в сложной проблеме причин преступности, как стремится сам автор заразить читателя своей тревогой и болью, своей решимостью и убежденностью в том, что причины эти преодолимы и их необходимо преодолеть.

Да, книги Аркадия Адамова необычайно занимательны острым, напряженным сюжетом, стремительным разворотом действия, опасной тайной преступления, которое надо раскрыть. Но вглядитесь внимательно в характеры, в судьбы его героев. Как настойчиво пытается ответить автор на главный вопрос: как мог человек совершить преступление? Вспомните хотя бы Игоря Пересветова из Дела пестрых , Лидочку Голубкову из Черной моли , Ваську Кротова из Следа лисицы , Толю Карцева, Кольку - Розового или тихую Галю из Стаи , Алека Гамидова из Со многими неизвестными и многих других очень живых, очень сегодняшних юношей и девушек, самых разных, которые действуют, ошибаются, страдают, любят и радуются на страницах книг А. Адамова. Какие это разные характеры и какие трудные, поучительные; судьбы! Скольких юных читателей взволнуют они, чему-то научат, от чего-то предостерегут!

В этом смысле книги Аркадия Адамова - книги предупреждения социальное и воспитательное значение которых велико.

И потому так тянутся читатели, особенно молодые читатели, к этим книгам, поэтому вы не найдете их на прилавках магазинов уже в день их выхода, поэтому и в библиотеках вы их получите, только записавшись на очередь, получите потрепанными, побывавшими в сотнях рук. Я сам держал в руках эти рассыпающиеся с выпадающими страницами книги. Потому трудно достать, даже у знакомых, номера молодежных журналов Юность , Смена , Искатель , когда там публикуются повести А. Адамова. Потому, наконец, его книги были изданы не раз в десятках зарубежных издательств.

Перед тем как написать свою первую детективную книгу, явился в Московский уголовный розыск. В то время работникам розыска он был совершенно неизвестен. Несколько книжек, выпущенных им до этого, к раскрытию преступлений не имели никакого отношения. И все-таки в МУРе его встретили дружелюбно. Вероятно, работникам МУРа тоже было обидно, что об их неустанном труде не пишут писатели. Они охотно стали вводить А. Адамова в курс своей работы.

Вероятно, писатель мог ограничиться беседами со следователями, оперативными работниками и специалистами научно-технического отдела. Но может быть, А. Адамов понимал, что написать хорошую книгу после таких бесед невозможно, а может быть, просто его увлекли специфика розыскной работы, сочетание логики и риска, объективных данных науки и смелых логических построений. Так или иначе, А. Адамов, к счастью, не ограничился беседами. Он ходил на операции, участвовал в обысках и засадах, дежурил но ночам в МУРе и выезжал с оперативными группами на место преступления. Короче говоря, он знает дело не по рассказам. Он пережил, как и его герои, напряженные часы в засаде, когда нельзя ни кашлянуть, ни закурить, ни пошевелиться. Сидел на оперативных: совещаниях. Участвовал в обысках, когда точно известно, что крупный преступник скрывается здесь, в этой комнате или в этой квартире, а найти его не удается. Приходится снова и снова идти по комнатам шаг за шагом и ставить себя на место преступника, и думать, куда он мог спрятаться. А родственники преступника громко возмущаются и доказывают, что этот человек здесь не бывал уже очень давно. Может быть, они его покрывают? Но может быть, произошла сшибка и, родственники возмущаются; искренне.

Да, знает дело. Сам он рассказывает о своем участии в операциях редко и очень скупо. Я лично его понимаю. Все эти случаи так или иначе вошли в книги. Там о них и следует читать.

Сюжеты его книг придуманы, но в основе сюжета всегда лежат подлинные дела. Засада, описанная А. Адамовым, была на самом деле, и он в ней участвовал. Правда, это дело не похоже на то, о котором рассказывает книга. Но засада была именно такая. Обложили дачу, в которой скрывался преступник. Правда, не тот, о котором повесть. Тот, настоящий, совершил другое, но тоже очень опасное преступление. И так же волновались, не упустили ли его. Не ушел ли он, обманув бдительность тех, кто за ним следил да прибытия оперативной группы.

Писатель, пишущий остросюжетные книги, обязан, во-первых уметь придумывать, во-вторых, точно, во всех подробностях знать материал, чтобы выдумка не извращала действительность, а только обогащала ее, выделяла курсивом самое главное.

Вероятно, не зря старые классики детектива строили свои книги на одном герое, одном гении розыска, верхним чутьем сразу схватывающем суть дела и находящем преступника. Вероятно, казалось раньше, что, если дело раскрывает целый коллектив да еще помогают эксперты разных специальностей, герой будет принижен, низведен с пьедестала. Он перестанет быть романтической фигурой, и будет неинтересно читать о его работе.

Начните читать любую книгу Аркадия Адамова, и вы не отложите ее, не дочитав до конца. А ведь сколько у него людей раскрывают каждое преступление! Столько же, сколько участвует в раскрытии преступления настоящего. И эксперты работают в лабораториях. И начальство требует все время докладов о ходе расследований. И истина добывается в спорах.

И несмотря па это, герои не сошли с пьедестала. Сергей Коршунов остается фигурой романтической, хотя за каждую ошибку его строго жучит начальство и прорабатывают на собраниях.

Любит возвращаться к своим прежним героям. Это кстати, нередкая особенность писателей детективного жанра. Из повести в повесть, как я уже говорил, переходит главный герой Сергей Коршунов, в трех из них уже появился Саша Лобанов, в - двух - Виталий Лосев и Игорь Откаленко. Ждут, вероятно, своей очереди Геннадий Ржавин из Личного досмотра и Виктор Панов из Стаи . Все это очень разные люди, каждый со своей биографией, со своим характером, манерами, привычками, внешностью. Но все они умные, беззаветно храбрые, увлеченные своей трудной, бессонной, опасной работой. И романтика их справедливой борьбы со злом неизбежно захватывает читателя.

А как достоверны образы преступников, проходящих через книги А. Адамова! И озлобленные рецидивисты, которым уже не свернуть с преступного пути, и хитроумные мерзавцы, совершающие преступления чужими руками, и мальчишки, затянутые в преступления, мальчишки, которых еще можно спасти.

Мне приходится читать довольно много книг молодых писателей, написанных о работниках уголовного розыска. Эти книги охотно издают издательства и печатают журналы. Думаю, что сейчас вполне уместно напомнить о времени, когда работа по борьбе с преступностью не считалась достойным объектом литературы. Думаю, что сейчас следует рассказать о писателе, в то время еще молодом, который пришел в угрозыск и заслужил доверие и уважение его работников. Он знал в то время, как смотрят в издательствах на книги о борьбе с преступностью, и, конечно же, ясно представлял себе, какие трудности встанут перед ним после того, как книга будет написана. Знал и не испугался.

Мне кажется, что именно сейчас, когда автор детективного романа приходит в издательство, зная, что роман его будет рассмотрен без всякого предубеждения, только с точки зрения литературных достоинств, именно сейчас время рассказать о писателе, который серьезной и добросовестной работой, приняв на себя первые удары и выстояв под ними, проложил дорогу детективному жанру и писателям, в этом жанре работающим.

Евгений Рысс

Предисловие к сборнику
повестей Аркадия Адамова

Избранная библиография

Серия об инспекторе Лосеве

След Лисицы, 1965
Круги по воде, 1970
Злым ветром, 1975
Петля, 1975
На свободное место, 1982
Идет розыск, 1985
Болотная трава, 1986

Вне серий

Шелихов на Кадьяке, 1948
Василий Пятов, 1952
Дело «Пестрых», 1956
Черная моль, 1958
Последний «бизнес», 1961
Личный досмотр, 1963
Стая, 1966
Со многими неизвестными, 1968
Угол белой стены, 1970
Час ночи, 1970
Круги по воде, 1970
Вечерний круг, 1982
Идет розыск, 1985

Аркадий Григорьевич Адамов (13 июля 1920 - 26 июня 1991) - русский советский писатель, автор детективов. Сын писателя Григория Борисовича Адамова.

Его повесть «Дело „пёстрых“», вышедшая в 1956 году, стала первым широко известным советским детективом, благодаря чему в стране в 1950-х годах произошло возрождение детективного жанра. По этой книге в 1958 году режиссер Николай Досталь поставил одноименный фильм. Основным персонажем книг Адамова сначала являлся сотрудник МУРа Сергей Коршунов, а в поздних произведениях - ученик Коршунова Виталий Лосев. Адамов - автор документальных записок «Мой любимый жанр - детектив» и ряда исследований по зарубежной детективной литературе.

Окончив среднюю школу в 1937 году, поступил в Московский авиационный институт. В 1941 г., не завершив обучение, ушёл добровольцем на фронт. Красноармеец ОМСБОН, участвовал в Московской битве и других операциях Западного фронта. Был ранен, в 1943 уволен в запас по болезни.

После демобилизации учился на историческом факультете МГУ и окончил его в 1948 г. Одновременно занимается литературной деятельностью, экспериментируя в различных жанрах: повесть «Шелихов на Кадьяке» (1948 год) и сборник рассказов «По неизведанным путям» (1948-1950 годы) о путешествиях и приключениях российского исследователя, мореплавателя и купца в Русской Америке, повесть «Василий Пятов» (1952 год).

В 1952 году выходит на руководителей МУРа с пожеланием дать ему возможность изучить работу уголовного розыска и подготовить на основе собранных материалов литературные произведения, по-новому освещающие задачи и методы современной милиции. Получившие после смерти Сталина самую широкую огласку факты политических репрессий, создавали в обществе самое негативное отношение к работникам органов внутренних дел. Ситуацию необходимо было исправлять, и Адамов получил разрешение на получение всей необходимой информации.

Работа над первой повестью Дело «пёстрых» была завершена в 1956 году. Но из редакций следовал отказ за отказом. Буд­ни милиции счи­та­лись те­мой, не­до­стой­ной ли­те­ра­ту­ры, ограбленный обыватель - не герой подобающего сюжета. Возможный читательский интерес разглядел Ва­лен­тин Ка­та­ев, главный редактор «Юности». В этом журнале в 1956 году и состоялся дебют Адамова, как основателя жанра нового советского детектива.

Адамов издал около 30 своих произведений, среди которых публитистические записки «Мой любимый жанр - детектив» и исследования по зарубежной детективной литературе.

Адамов удостоен премии Всесоюзного литературного конкурса Министерства внутренних дел СССР, Союза писателей СССР и Госкомиздата СССР, посвященного 60-летию советской милиции в 1977 г. Трилогия «Инспектор Лосев» награждена Золотой медалью имени Героя Советского Союза Н. Кузнецова за лучшее героико-приключенческое произведение 1981 года, учрежденной СП РСФСР.

А. Адамов был членом Союза писателей СССР.

Похоронен на Новом Донском кладбище.

Список произведений

Шелихов на Кадьяке (повесть, 1948)
По неизведанным путям (рассказы, 1950)
Василий Пятов (повесть, 1952)
Дело «пёстрых» (повесть, 1956). Экранизирована в 1958 году.
Чёрная моль (повесть, 1958).
Последний бизнес (повесть, 1961)
Личный досмотр (повесть, 1963)
След лисицы (повесть) (1965)
Стая (повесть, 1966)
Со многими неизвестными (повесть, 1968)
Угол белой стены (повесть, 1970)
Час ночи (повесть)
Круги по воде (повесть, 1970)
Злым ветром (роман, 1975). Экранизирован в 1982 году.
Петля (роман, 1975). Экранизирован в 1983
Мой любимый жанр - детектив (1980)
На свободное место (роман, 1982)
Болотная трава (повесть, 1986)
Вечерний круг (повесть, 1982)
Идёт розыск (роман, 1985)




Top