Асоциальное поведение. Елена Змановская - Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)

Справедливо считается, что социальная установка - одно из основных качеств человеческой природы; характер социальной установки представляет собой важнейшую черту личности. В качестве фундаментального выдвигается противопоставление личности, ориентированной вовне, общительной, открытой, и личности, так сказать, замкнутой на себя, сосредоточенной на себе (аутистической), закрытой.

Юнг говорит об экстравертах и интровертах, Кречмер - о циклотимном и шизотимном характере. В пределах циклотимного типа Кречмером выделяется еще одна оппозиция: наивной самоуверенности со склонностью к грандиозным предприятиям и скромной нерешительности. В пределах шизотимного типа идеалистическое мышление (на одном полюсе которого мы наблюдаем страсть к преобразованиям, стремление к систематизации и организации, тогда как на другом - упрямство, дух противоречия, угрюмую подозрительность и мизантропию) противопоставляется грубому, откровенно антисоциальному поведению.

Социальное поведение душевнобольных и психопатов не сводимо к единой, простой формуле. Даже при одной и той же форме расстройства разные люди ведут себя по-разному. Иногда лицо с тяжелым шизофреническим процессом продолжает вести вполне активную социальную жизнь; с другой стороны, лицо, страдающее психопатией, может прекратить всякие контакты с другими людьми и до конца своих дней прозябать в полном одиночестве. Но люди, которых мы считаем психически аномальными, в большинстве своем аномальны и в аспекте социального поведения. Эта особенность даже выдвигалась в качестве критерия для определения болезни. Люди, страдающие психическими аномалиями, в большинстве своем асоциальны; но лишь немногие из них антисоциальны.

(а) Асоциальное поведение

Многочисленные разновидности асоциального поведения сводятся к Двум типичным формам.

1. Помешанные в узком смысле этого слова - то есть те, кого мы в настоящее время относим к больным шизофренией, - как правило, в той или иной форме исключают себя из человеческого общества. Внутри себя они воздвигают новый, особый мир, в котором главным образом и живут. - хотя поверхностному наблюдателю может показаться, что они сохраняют контакт с реальным миром. У них нет потребности делиться с другими тем царством чувств, переживаний и бредовых идей. которое принадлежит только им. Они самодостаточны и постепенно отчуждаются от других людей, в том числе и от тех, кто страдает той же формой психического расстройства. Справедливо считается, что между такими больными и нами дистанция больше, чем между нами и представителями первобытных культур. Сам больной, судя по всему, не сознает своей антисоциальности и живет в своем мире так, как если бы мир этот был вполне реален. В типичном случае такие люди замыкаются в себе. сами того не замечая и не испытывая в этой связи никаких страданий. Они составляют «социально мертвую» группу. Если расстройство выражено относительно слабо, больные из низших слоев общества становятся бродягами, а больным из обеспеченных слоев уготована репутация чудаков.



2. Совершенно иной тип асоциальности, иногда, на ранних стадиях процесса, сочетающийся с только что описанным, развивается как неспособность общаться с другими и приспосабливаться к ситуациям. Субъективно эта неспособность ощущается как нечто весьма мучительное. Любой контакт становится настоящей пыткой; поэтому человек старается держаться подальше от других, предпочитает оставаться наедине с собой. Это причиняет ему огромные страдания: ведь подавляя в себе социальные инстинкты, человек испытывает тоску по общению и любви. Его асоциальность становится заметна окружающим; он досаждает им своей неловкостью. Застенчивость перемежается в нем с бесцеремонностью, все его внешние проявления неумеренны, поведение противоречит принятым нормам. Он чувствует реакцию окружающих и поэтому все больше и больше замыкается в себе. Этой форме асоциальности присуще множество разнообразных психологически понятных связей; она зависит от самых разных «комплексов» и при благоприятно складывающихся обстоятельствах может исчезнуть. С другой стороны. она способна привести к абсолютной самоизоляции: человек заточает себя в помещении, которого никогда не покидает. Такое поведение наблюдается у представителей самых разных характерологических типов - не только у личностей грубых и недифференцированных, но и у людей культурных и способных на глубокие чувства; оно может сочетаться со многими другими дефектными проявлениями психической жизни и обнаруживаться как преходящая фаза или как один из аспектов устойчивой конституции. Оно может развиваться спонтанно или представлять собой отчетливую реакцию на неблагоприятные обстоятельства. Короче говоря, такое поведение может быть выражением самых разных форм психических заболеваний.

(б) Антисоциальное поведение

Антисоциальных больных много среди преступников. Большинство случаев обусловлено не столько болезненными процессами, сколько конституциональными аномалиями. Антисоциальные элементы встречаются среди больных шизофренией - в особенности на ранних стадиях, - а также среди больных прогрессивным параличом. Среди больных маниакально-депрессивными расстройствами их практически не бывает.

Развитие исследований по психологии преступников прошло через три фазы, с позиций настоящего времени эти фазы выглядят как ряд параллельных, разумно дополняющих Друг друга направлений. Bнaчaле изучались отдельные преступники, они рассматривались как редкие, аномальные, отклоняющиеся случаи. Были продемонстрированы классически отчетливые сопряжения событий психической жизни, которые обычно выступают в менее явных, неразвитых формах. Затем были выделены психологически понятные связи, встречающиеся достаточно редко и толкуемые в целом неправильно, то есть слишком «интеллектуально» (это касается, в частности, психологии отравительниц и женщин. совершивших преступления на почве ностальгии). Наконец, исследовалось воздействие болезненных процессов на отдельные случаи. В работах, относящихся к этой первой фазе, психологическое понимание часто носит упрощенный, наивный характер, что оставляет в читателе чувство неудовлетворенности. Преступления сплошь и рядом ошибочно приписываются определенным влечениям или страстям; им даются чрезмерно интеллектуальные толкования; слишком многое в психической жизни, в незаметных сопряжениях инстинктов, символических актах и комплексах приписывается осознанному мышлению С другой стороны, многие описания свидетельствуют о том, что авторам удалось выявить в высшей степени ценный и незаменимый материал. К ряду случаев был успешно применен понимающий психологический подход. Были осуществлены попытки обобщающей систематизации всего множества описаний преступников. В качестве образца можно привести недооцененную книгу Крауса\

Вторая фаза была отмечена переходом от понимающего исследования отдельных случаев к статистическим. методам. Анализ причин преступлений и приведших к ним обстоятельств стал основой для выведения длинных рядов корреляций. Исследования такого рода осуществлялись обычно по данным официальной статистики и сосредоточивались на связях преступности в целом, равно как и отдельных видов преступлений, с самыми разнообразными факторами: временем года, возрастом, ценами на хлеб. В частности, было обнаружено, что пик воровства и мошенничества приходится на зиму, а пик преступлений, связанных с повышенной психической возбудимостью (таких, как изнасилование, оскорбление словом и действием), - на лето; было обнаружено также, что количественный рост случаев воровства происходит отчасти параллельно росту стоимости жизни. Оценить и объяснить эти и другие аналогичные корреляции, как правило, нелегко. Существует тенденция к упрощенным объяснениям; однако сторонники критического подхода указывают на значительное многообразие факторов и предостерегают от интерпретации любых параллелизмов в терминах одних только причинных связей. Регулярно повторяющиеся связи вполне могут быть обусловлены зависимостью обоих членов корреляции от целого ряда каких-то неизвестных факторов.

Интерпретация результатов статистических исследований трудна потому, что, подсчитывая преступные действия, мы ничего не знаем о людях, которые эти действия совершают. Необходимость приблизиться к пониманию реальных, глубинных связей привела к тому, что в третьей фазе исследований основное внимание вновь переключилось на личность преступника, на человека в целом. Но на этот раз, в отличие от первой фазы, речь шла уже не о поиске отдельных, редких, классически отчетливых случаев. Материал, собранный в специальных заведениях и других местах, исследовался во всей своей целостности. Это делалось ради того, чтобы познать феномен среднего, обычного преступника, так как с точки зрения борьбы с преступностью именно этот феномен наиболее важен. В таких работах приходится оперировать относительно малыми числами; соответственно, удается достичь высокой точности подсчетов и изучить весьма обширный спектр связей, ибо основой для статистики служит исследование индивида в целом (здесь, в отличие от массовой статистики предыдущей фазы, речь идет об индивидуальной статистике). Груде применил этот подход к качественному и количественному анализу уже известных объективных признаков. Он также попытался сделать предметом статистики данные по типологии характеров, наследственным предрасположенностям, психологическому пониманию, зависимости асоциального поведения от факторов среды или конституции (так называемая личностная статистика)".

Роль психиатра заключается в том, чтобы выявить и сообщить факты, имеющие значение для борьбы с преступностью, установления наказания и организации работ в местах наказания. Здесь цели определяются обществом и господствующими в нем воззрениями. Прикладная психология должна ответить на вопрос о том, насколько эти цели достижимы и какие в связи с ними возможны решения.

Как ученый, психиатр должен давать непредвзятые отчеты о фактах всякий раз, когда положение кажется «безнадежным». В таких случаях складывается трагическая ситуация, из которой не видно сколько-нибудь приемлемого выхода. Ветцелю удалось отчетливо показать это на примере аномальной личности-кверулянта («сутяги»)-\ Этот человек десять лет боролся за справедливость, невыносимо надоедая властям, которые, в свой черед, нередко бывали по отношению к нему неправы. Будучи психопатом, этот человек не имел абсолютно никаких преступных намерений; в конце концов, он покончил с собой, предварительно отослав в газеты сообщение о своей смерти: «Всю свою жизнь фон Хаузен мечтал служить Родине. Но волею жестокой судьбы жизнь его закончилась безрезультатно».

Психопаты считают общественные нормы неудобными и неразумными. Это препятствие на пути выражения их наклонностей и желаний. Они создают собственные правила (как в детстве, так и во взрослой жизни). Импульсивные и коварные дети, которым незнакомо сочувствие и которые смотрят на мир только со своей колокольни, повзрослев, никак не меняются. Растянувшаяся на всю жизнь цепочка эгоистичных и антисоциальных поступков не может не поражать. По большому счету, начало этой цепочки из поведенческих проблем и преступлений, как установили многие ученые, лежит в ранних проявлениях антисоциальных действий.7

Многие антисоциальные поступки влекут за собой судимости. В тюрьме психопаты тоже не остаются незамеченными. В основном потому, что по сравнению с другими преступниками их антисоциальные и противозаконные действия более разнообразны и часты. Психопаты не испытывают тяги к какому‑то одному виду преступления: они стараются попробовать все. Такая многосторонность была продемонстрирована в телепередаче (речь о ней шла ранее в этой главе), в которой Роберт Ресслер брал интервью у Дж. Дэниела Уокера.8 Вот короткий отрывок из их беседы.

"Каков ваш "послужной список"?"

"Думаю, сейчас он занимает где‑то двадцать девять–тридцать страниц".

"Двадцать девять–тридцать страниц! У Чарльза Мэнсона только пять".

"Но ведь он был только убийцей".

Уокер хотел сказать, что он невероятно разносторонний преступник, и, казалось, очень этим гордился. Он хвастался перед всей страной тем, что совершил более трехсот преступлений, за которые не был наказан, так как не был пойман.

Не все психопаты попадают за решетку. Многие их темные делишки проходят незамеченными для стражей порядка. Антисоциальное поведение охватывает махинации на фондовых биржах, сомнительные начинания и подозрительную профессиональную деятельность, жестокое обращение с детьми и/или супругой (супругом) и т. д. Другие психопаты делают то, что не подпадает под понятие "незаконный", зато противоречит этическим и моральным нормам: ведут беспорядочную половую жизнь, направо и налево изменяют супруге или супругу, пренебрегают финансовым положением и эмоциональным состоянием родственников, безответственно распоряжаются средствами и фондами компании, и т. д. и т. п. Проблемы такого рода очень трудно фиксировать (не говоря уже о том, чтобы решать) без активного участия в этом процессе родных, друзей, знакомых и сослуживцев психопата.

Общая картина

Конечно, общественно девиантный образ жизни ведут не только психопаты. Многие преступники обладают теми же чертами характера, о которых я рассказал в этой главе, однако это не мешает им испытывать чувство вины, сожалеть, сочувствовать и переживать сильные эмоции. Это и отличает их от психопатов. Заявлять о наличии у человека психопатии можно только в том случае, если есть веские доказательства того, что ему полностью соответствуют симптомы, описанные в этой и предыдущей главах.

Недавно бывший мошенник высказал мне свое мнение о Контрольном перечне признаков психопатии: он не произвел на него особого впечатления! Этот мужчина средних лет большую часть взрослой жизни провел в тюрьме, где ему однажды и поставили диагноз "психопат". Вот его комментарии.

Болтливость и поверхностность - "Что плохого в хорошей дикции?"

Эгоцентричность и претенциозность - "Как я смогу чего‑то добиться, если не завышу планку?"

Отсутствие эмпатии - "Сочувствие к врагу - признак слабости".

Коварство и склонность манипулировать окружающими - "Зачем открываться врагу? Все мы в какой‑то степени манипулируем другими".

Поверхностность эмоций - "Проявления гнева могут привести к тому, что тебя назовут психопатом".

Импульсивность - "Может быть связана с творчеством, спонтанностью, свободой и желанием жить настоящим".

Слабый поведенческий контроль - "Вспышки жестокости и агрессии - это защитный механизм, маскировка, средство выживания в джунглях".

Потребность в психическом возбуждении - "В умении отбросить все рутинное, монотонное и неинтересное проявляется мужество. Это жизнь на острие ножа. Она полна риска, приключений и преград, которые нужно преодолеть. Это жизнь во всей ее красе".

Безответственность - "Не стоит обращать внимание на распространенные человеческие слабости".

Проблемное поведение в детстве и антисоциальное поведение во взрослой жизни - "Разве уголовное прошлое - это признак безнравственности и неподчинения?"

Заметили? Он и слова не сказал об отсутствии чувства вины и сожаления.

В своей статье в газете The New York Times Дэниел Гоулмэн написал: "Статистика показывает, что около 2–3% населения предположительно являются психопатами. Эта цифра вырастает вдвое, если предметом рассмотрения становятся неполные семьи из центральных городских районов"9. Однако в этом заявлении, как и во многих других ему подобных, понятие преступности и социальной девиантности смешивается с понятием психопатии.

В то время как уровень преступности (и социально девиантного поведения в том числе) уже достиг высокой отметки в низших слоях общества и в целом продолжает расти, с уверенностью сказать, что процентное соотношение психопатов увеличивается, мы не можем. Хотя специалисты в области социобиологии придерживаются мнения, что на поведенческое развитие влияют генетически обусловленные факторы. Они утверждают, что количество психопатов должно увеличиваться, поскольку те, будучи неразборчивыми в сексуальных связях, производят на свет много детей, которые могут унаследовать предрасположенность к психопатии.

Я остановлюсь на этом вопросе в последующих главах, где и затрону тему происхождения психопатии. Но сначала я должен изложить общеизвестные аспекты этого загадочного явления. Следующий шаг в данном направлении приводит нас к изучению роли сознания в регуляции поведения.

Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

Вид нарушаемой нормы;

Психологические цели поведения и его мотивация;

Результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;

Индивидуально-стилевые характеристики поведения.

В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А. Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество) .

Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц. П. Короленко и Т.А.Донских . Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания. Данная группа не может быть признана с отклоняющимся поведением в строгом смысле.

Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае - внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения.

В группе внутридеструктивного поведения Ц. П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение. Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистское - поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое - управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое - выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое - проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.

Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Наконец, они с большой вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции.

В психологической литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности.

В дальнейшем мы будем придерживаться собственной классификации поведенческих отклонений, основанной на таких ведущих критериях, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения.

В соответствии с перечисленными критериями выделим три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).

У детей чаще встречаются побеги их дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже - суицидальное поведение.

В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.

Мы видим, что различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси "деструктивное поведение", с двумя противоположными направлениями - на себя или на других.

По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) - просоциальное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) - асоциальное (пассивно-деструктивное) - саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) - самоубивающее (активно-аутодеструктивное).

Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Асоциальное поведение

Введение

Актуальность темы состоит в том, что отклоняющееся поведение у подростков часто возникает как проявление острого кризиса переходного возраста. Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, социальных сирот, увеличение распространения в детской среде наркотиков, психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа асоциального поведения среди обучающихся.

Перешина Н.В., анализируя понятие «асоциальное поведение», говорит о том, что оно рассматривается либо как одна из частей девиантного поведения, либо в контексте с ним, либо как синонимичное понятие.

По большому счёту, в настоящее время в литературе определения сущностного смысла такой отрицательной позиции, как «асоциальное поведение», не очень отличаются друг от друга, скорее, они сводятся к указаниям на социальность и на нормы общества; включают в себя либо указание причин асоциального поведения, либо выделение одной главной причины и признака асоциального поведения. В различных науках определение асоциального поведения также имеет свои особенности. Определения и разных авторов и разных наук не противоречат друг другу, а скорее дополняют друг друга.

Причины появления асоциального поведения подростков в оценке научных исследований таких авторов как Фурманова И.А, Бочкарева Г.Г., Клейберга Ю.А. и других неоднозначны. Выделяются генетические и социальные группы причин. Социальные причины делятся на социально-исторические, социально-психологические, социально-педагогические, то есть основная масса причин имеет социальный аспект.

В реферате будут рассмотрены такие вопросы как: что такое асоциальное поведение, причины и мотивы асоциального поведения, его виды.

1. Понятие асоциально го поведения

Асоциальное (от англ. asocial - направленный против общества) поведение - нарушение норм и правил, принятых в обществе. Название не всегда правильно отражает смысл. Например, употребление алкоголя и курение - довольно распространенная норма поведения взрослых. А поведение детей с такими привычками мы относим к асоциальному. Поэтому правильнее будет назвать асоциальным такое поведение школьника, которое не соответствует его возрастным особенностям. Существуют различия между асоциальным и антисоциальным поведением. Человек с антисоциальным поведением вступает в активный конфликт с нормами общества. Асоциальные люди открыто не нарушают нормы, они никого не грабят, не убивают, но сознательно исключают себя из нормальной жизни общества, становятся тунеядцами, бомжами, алкоголиками, наркоманами.

Современная жизнь изобилует асоциальным, т.е. не согласующимся с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами такие «образцы», дети впитывают их как данность, как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают, почему учитель требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы совершенно отсутствуют. Потому так сложно корректировать асоциальное поведение детей. Оно постоянно подпитывается реальной жизнью, противостоять которой морализаторскими средствами невозможно.

В психологии принято считать, что в основе любого человеческого поведения лежат потребности. Исходя и принципов самосохранения, саморазвития и самореализации личности, потребность следует рассматривать как состояние известной нехватки чего-либо, которое человек старается восполнить, внутреннее напряжение организма, мотивирующее активность и определяющее характер и направленность всех действий и поступков. И чем сильнее потребность, чем больше напряжение, тем с большим рвением человек стремится достичь тех условий существования и развития, которые ему необходимы.

Процесс удовлетворения потребностей проходит три стадии:

1. Стадия напряжения (когда возникает ощущение объективной недостаточности в чем-либо);

2. Стадия оценки (когда появляется реальная возможность обладания, например, определенным предметом и человек может удовлетворить свою потребность);

3. Стадия насыщенности (когда до минимума снижаются напряжение и активность).

В теориях, ориентированных на процессы социального научения, прослеживается постепенное формирование образцов поведения, учитывается, как влияют внешние факторы на социализацию личности.

Социальное научение проявляется и в отклоняющемся поведении, обусловленном влиянием группы на личность. Так, лица, находящиеся в частном контакте с преступным миром, подвергается его сильному влиянию, усваивают его «нормы».

Можно предполагать, что личность будет больше тяготеть к тем группам, тенденции поведения которых соответствуют собственным представлениям о «плохом» и «хорошем». Процесс вхождения в такую группу ускоряется, если тот или иной индивид имеет определенные проблемы и ожидания, характерные для большинства членов группы. Чем сильнее зависимость личности от группы, тем больше влияния оказывает группа на личность. Влияние определенной группы может стать существенным фактором возникновения или предотвращения различных форм отклоняющегося поведения.

В марксистских теориях поведения социальные отклонения объяснялись спецификой отношений в обществе. В этих теориях, отмечается, что отклонения, особенно преступные, являются порождением, прежде всего условий жизни в капиталистическом обществе. Если исчезнут классовые различия и отомрет антагонистическое общество, то исчезнут т таки отклонения, они - остаточное явление, так как «социалистическое общество приняло от старого общества в наследство и его обыденное сознание» - неудовлетворенность, озлобление и эгоизм, корысть, стяжательство и подобные им мотивы поведения и способы осуществления.

По западным представлениям, марксистские теории отклоняющегося поведения возникли на основе концепции лабелинга - наклеивания ярлыков, запятнанной репутации, так как основываются на объединении и «социальном равенстве» различных слоев общества.

На закате существования социалистических стран, в качестве причин возникновения отклоняющегося поведения признавались недостатки самой социалистической системы: несовершенство распределения, ухудшение экономической ситуации и рост дифференциации доходов населения, а также недостатки воспитательной работы.

По представлениям сторонников теории «наклеивания ярлыков» в обществе постоянно вырабатываются или усиливаются социальные реакции, они многосторонне влияют на отклоняющееся поведение: усиливают или уменьшают его. Так, многочисленными социально-психологическими исследованиями установлено, что длительное (свыше 5-7 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям в психике человека: тюрьма оказывается не местом исправления, а школой криминальной профессионализации.

Л.С. Рубинштейн, например, писал, что внутренне психологическое содержание поведения, складывающееся в условиях определенной ситуации, особенно значимой для личности, переходит в относительно устойчивые свойства личности, а они, в свою очередь, сказываются в ее поведении.

В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих генезис асоциального, девиантного поведения, можно выделить:

· Индивидуальный, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;

· Психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в школьном коллективе;

· Личностный, проявляющийся в социально активном избирательном отношении индивидуальном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего социального окружения, способности и готовности к саморегулированию своего поведения;

· Социальный, определяющийся социально-культурными и экономическими условиями;

· Социально-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.

2. Причины асоциального поведения

Причины девиантного или асоциального поведения детей и подростков лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, но является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека.

Среди причин асоциального поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между негативными последствиями и характером поведения ребенка Поэтому Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алимханова, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.

Биологический выражается в физиологических особенностях подростка, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).

Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.

Социальный фактор отражает взаимодействие подростка с социумом (семья, школа, другое окружение).

Особенности семьи. Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети, склонные к девиации. Л.С. Алексеева различает такие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная. Г.П. Бочкарева выделяет семью с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю. Имеются семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, господствует безразличие к потребностям детей. Ребенок в таких ситуациях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

Встречаются случаи развратных действий и сексуального насилия по отношению к детям. В таких семьях ребенок боится отходить ко сну, его нередко мучают ночные кошмары, энурез, нередки попытки суицида. В таких семьях у детей может рано пробудиться сексуальность или возникнуть половая индифферентность на всю жизнь. Возможны побеги из дома, вхождение в преступные группы, систематическое употребление спиртного и наркотиков. Американские ученые установили, что у значительного процента проституток были в детстве интимные связи с отцом.

Следует отметить, что психологическая жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. При этом происходит нарушение структуры личности, чреватое асоциальным поведением в последующей самостоятельной жизни. Известны случаи убийств жестоких родителей подростками.

Жестокость по отношению к ребенку подлежит моральному осуждению, а подчас и уголовному наказанию. Однако в силу сложности проблемы учителю желательно предварительно обсудить подобные факты со школьным психологом или психотерапевтом, чтобы не причинять ребенку большего вреда. К тому же сами насильники в семье в большинстве случаев нуждается в помощи медиков и психологов.

Отношения матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом влияет на будущий характер и судьбу детей.

Особенно опасны авторитарность, жестокость, чрезмерное доминирование матери. Если у ребенка слабы тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям, если сильный - к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, чувственной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, проявлениями агрессивности, совершению правонарушений.

Фактором, влияющим на асоциальное поведение подростка, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Здесь нужны особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, интуиция. Как чрезмерная любовь, так и жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка.

Порой, даже внешне благополучные семьи, если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными. Так бывает в семьях, где не налажены взаимоотношения родителей друг с другом. В результате страдает не только воспитуемый ребенок, но и все общество в целом, т.е. первоначально личностная внутрисемейная проблема трансформируется в социальную.

Причины, вызывающие семейное неблагополучие, подразделяются на:

· Социально-экономические, к которым можно отнести кризисы явления в экономической сфере, нарушение трудового уклада жизни семьи, безработицу, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами

· Социально-политические связанны с общим кризисом института семьи: увеличением числа разводов и количеством семей, где есть только один родитель (или опекун), несовершенством законодательства по вопросам семьи, ее поддержки и воспитания детей.

· Медико-психологические обусловлены генетической, физической и психической патологией.

· Психолого-педагогические связаны с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.

Немаловажной проблемой в семейном воспитании является отчуждение между родителями и ребенком, которое приводит к тому, что ребенок, будучи безнадзорным, уходит на улицу, подвержен влиянию таких же сверстников. Так происходит и при сверхзанятости родителей, когда на ребенка и его воспитание просто не хватает времени.

В некоторых семьях наблюдается неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями.

Чрезмерность опеки, аффективность родителей, как и их тревожность и страх за детей, мешают их жизнерадостности и оптимизму, заражают детей таким же беспокойством и приводят к расстройствам нервной системы.

Таким образом, во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются нарушения в межличностных отношениях. Другими словами, патогенными факторами чаще выступают не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а семейный психологический климат.

Школа. Наряду со своим прямым назначением школа выступает институтом социализации подрастающего поколения, на протяжении всего взросления формирует личность. Положительное и отрицательное воздействие школы во многом определяется профессионализмом, заинтересованностью в результатах своей деятельности преподавателей и администрации.

Часто встречаются учащиеся, которые не хотят идти в школу; не заинтересованы в получении знаний: прогуливающие, срывающие уроки.

Отношение к учебному процессу, к школе в целом, к учителям и одноклассникам формируется еще в начальной школе. Опросы первоклассников подтверждают, что 98% детей приходят в школу и учатся первые недели с огромным желанием и удовольствием. Значит, что-то в школьной атмосфере не так, если отношение к школе у детей меняется. Происходит это по разным причинам. Например, ученик имеет пробелы в знаниях, так как проболел, не смог догнать товарищей, семья не помогла; как следствие он получил плохую оценку, не захотел (или не смог) ее исправить, стал «плохим» учеником; появилась обида, он начал получать замечания от учителей за разговоры на уроках, прогуливать их, основной отметкой становится «тройка» с чередующимися «двойками», по прошествии некоторого времени такого ученика называют «трудным». Другой школьник вступает в конфликт с учителем, плохо себя ведет, как следствие получает плохие оценки, не желает посещать школу (или в лучшем случае уроки этого преподавателя), в результате неуспеваемость по предмету, и вновь мы слышим - «трудный». Кто-то хорошо знает предмет, но его не спрашивают (учить ведь надо всех), не желают выслушать его точку зрения, у школьника пропадает стимул заниматься. Обида на учителей гасит энергию, и школьник попадает в разряд «трудных». Эти частности всегда связаны с комплексом других причин.

Социальные причины. Многочисленные статистические исследования показывают, что дети из низших социальных слоев более подвержены школьным неудачам. Бедность, плохие бытовые условия мешают развивать детям свои интеллектуальные возможности, сказывается разница между ценностями, принятыми в семье и близком окружении, и теми, что приняты в школе; доминируют установки соответствующего социального класса.

С другой стороны, позиция родителей в отношении школы, интерес, который они испытывают к образованию своих детей, играет основополагающую роль в мотивах, побуждающих ребенка хорошо работать в классе.

Психологические причины. Они включают чувство уверенности в себе, физические и умственные недостатки ребенка, его собственный ритм, мотивацию, успехи и поражения, степень стабильности семейного очага, через которые он уже прошел. Часто школьные неуспехи - это признак глубокого душевного разлада самого подростка, зависимого от его отношений с родителями. Чувство уверенности, которое ребенок получает в семье, вероятно, одна из лучших гарантий школьных успехов.

Педагогические причины. А.С. Макаренко отмечал, что главными задачами педагога, воспитателя являются организация детского коллектива, развитие детских органов самоуправления, создание ближайших и дальних перспектив коллективного развития, мажорного тона в коллективе, т.е. обеспечение психологического комфорта всем детям и особенно трудновоспитуемым, так как неблагоприятный климат в школьном коллективе может быть одной из причин появления девиантного поведения.

Причиной неблагоприятного климата может быть авторитарный педагогический стиль.

У авторитарного учителя его воспитанники часто испытывают психологический дискомфорт, неудовлетворенность, они вынуждены искать товарищей на стороне, чтобы реализовать потребность в общении и самоутверждении.

Авторитарный педагогически стиль приводит к деформации структуры формальных и неформальных отношений, в результате затрудняется процесс формирования коллектива, он утрачивает свои воспитательные возможности.

Нечто подобное происходит и в классах с попустительским отношением учителя, где органы самоуправления фактически устраняются от выполнения своих обязанностей по сплочению коллектива. Без правильного педагогического руководства законы коллективной жизни в классе могут подменяться жестокими законами группового конформизма, направленного на подавление отдельной личности, а это в свою очередь является еще одной девиаций.

Субъективные причины. Каждый возрастной этап развития ребенка не сводится к чисто количественно измеряемым изменениям в сознании и поведении учащихся, а приводит к качественным переменам в психике. Поэтому дети подчас лучше понимают друг друга, чем их взрослые воспитатели. Дети далеко не всегда похожи на своих родителей. Решить проблему помогает чтение психологической и педагогической литературы и постоянное наблюдение за школьником. В противно случае возникают трудности в общении с ребенком.

Психическое развитие имеет свои движущие силы. Саморазвитие происходит к преодолению внутренних противоречий личности. Чаще всего говорят о противоречии между имеющимся уровнем развития потребностей и реальными возможностями их удовлетворения.

Движущие силы его психического развития связанны с возникновением и разрешением внутренних противоречий. Однако нельзя снимать со счетов важность социального и биологического факторов для психологического развития.

Нужно учитывать возрастные особенности. Так, неудовлетворение потребности подростка быть или казаться взрослым, отношение к нему, как к ребенку, часто приводит к появлению и закреплению у него упрямства, капризности, грубости, порождает конфликты с воспитателями.

Неблагоприятно влияет на подростка переоценка или недооценка его характерологических качеств. (Перешина Н.В., 2006)

3. Виды асоциального поведения

Виды девиантного или асоциального поведения проявляются во вредных привычках, пагубность которых подростки не осознают.

Одна из распространенных вредных привычек у подростков - курение . К нему они приобщаются из-за стремления подражать (считать себя) взрослым. Опасаясь родителей, подросток начинает курить тайком в компании сверстников. Чтобы купить сигареты, он начинает «выкраивать» деньги из выдаваемых родителями на различные цели (завтраки, кино и др.). Появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке, распечатать, вынуть сигарету, закурить и угостить сверстников. Эмоциональный фон, попутные беседы на запретные темы способствует закреплению привычки, хотя на начальном этапе вызывает неприятные ощущения (кашель, головокружение, тошноту).

По мере закрепления привычки подростки уже не скрываются от родителей, курят в их присутствии, несмотря на запрет. В этом проявляется их стремление освободиться от опеки и контроля со стороны старших. Постепенно вредная привычка превращается в пристрастие. Скоро перерыв в курении вызывает психический дискомфорт, внутреннюю неудовлетворенность, может появляться чувство необоснованной тревоги. Выносливость к никотину повышается, подросток может выкуривать до пачки сигарет в день. Это чревато негативными последствиями: появляются бронхиты, изжога, гастрит, изменения пульса, колебания артериального давления, расстройства центральной нервной системы в виде нарушений сна, раздражительности.

Алкоголизм. Это болезнь, которая возникает на основе неумеренного употребления алкоголя, проявляется патологической зависимостью от него и другими характерными психическими, соматическими и неврологическими расстройствами. Понятие «алкоголизм» включает в себя медицинский и социальный аспекты. Социальный проявляется в духовном, материальном и биологическом вреде, который наносит неумеренное употребление алкоголя как индивидууму, так и всему обществу. Медицинский аспект отражает патологические изменения в организме, непосредственно вызываемые хронической алкогольной интоксикацией и ее последствиями.

Алкоголизму предшествует пьянство - антиобщественная форма поведения, предтеча болезни, почва, на которой она развивается.

Выделяют несколько степеней пьянства у подростков: эпизодическое редкое (5-6 раз в год), эпизодическое частое и систематическое. В последние десятилетия пьянство все шире распространяется среди подростков и юношей. Многие из них рассматривают пиво и вино как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства как проявление мужественности и независимости.

Процесс пьянства у них часто является бравадой, носит характер противопоставления себя окружающим, а поэтому с самого начала подростки могут употребляют большие дозы крепких напитков, что приводит к тяжелому опьянению. Но даже при редком эпизодическом пьянстве и относительно небольших дозах алкоголя у подростков вследствие незрелости организма возможно развитие глубоких токсических состояний с тяжелым похмельем и амнестическими расстройствами (рвота, вегетативные нарушения и др.).

Наркомания. В научной литературе понятие наркотизм понимается как разновидность девиантного поведения, выражающаяся в потреблении определенной частью населения наркотических или иных токсических средств. Наркотизм характеризуется степенью распространенности употребления наркотиков, их ассортиментом и наличием социальных проблем, связанных со злоупотреблением наркотиками или токсическими веществами.

В наше время наркомания стала не просто международной, а мировой проблемой. Конечно, в каждой стране она имеет свою специфику, причины и особенности. Но нелепо игнорировать тенденции глобального характера. Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях (во время религиозных обрядов, для восстановления сил, изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений).

Очевидно, наркотики, как и алкоголь, выполняют вполне определенные социальные и психологические функции. С их помощью снимается или ослабляется физическая боль, преодолеваются или же ослабляются душевные волнения и тревоги, усталость и др. Большинство людей, с удовольствием употребляющие крепкий кофе или чай, не задумываются над тем, что они принимают наркотизирующее средство (теин или кофеин). Коллективный, совместный прием наркотических средств помогает сближению, общению, вырабатывает чувство сопричастности. Это и знаменитая «трубка мира», и наши привычные «перекуры» (потребление никотина), и восточные курилки, и даже китайские «чайные церемонии». Именно поэтому совместный прием алкоголя и наркосодержащих средств часто имеет ритуальный характер. В некоторых культурах (субкультурах) потребление наркотиков служит показателем определенного социального статуса (престижное потребление). Обращение к наркотикам может выполнять и протестные функции.

Побеги из дома и бродяжничество. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Социальные аутсайдеры - это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. По Р. Мертону, аутсайдерство - это разновидность ретритистского поведения, которое выступает результатом двойного конфликта - неудач в стремлении достичь цели законными средствами и неспособности прибегнуть к незаконным способам вследствие внутреннего запрета. Поэтому индивид дистанцируется от конкретного порядка, что приводит его к «бегству» от требований общества, пораженчеству, успокоенности, смирению.

У подростков повторяющиеся уходы из дома, иногда многодневное бродяжничество, преимущественно бывают в период от 7 до 16 лет (чаще 7-13 лет). Начиная с 14-15 лет уходы и бродяжничество проявляются реже, а затем постепенно прекращаются.

Из всех факторов, способствующих уходу подростков из дома, главным является нездоровая семейная обстановка. Как правило, объясняя свой уход, беглецы говорят о конфликтах с родителями, желании независимости, придирчивости и недоброжелательности со стороны взрослых, о конфликтах и ссорах родителей. Существует точка зрения, что уход из дома, вызванный конфликтом, - попытка подростка заявить о себе в условиях семьи, ограничивающей его свободу и развитие личности.

Обычно уходят из дома мальчики и по разным причинам. Девочки чаще убегают из-за трудностей в личной жизни, осложненных плохим взаимопониманием с родителями или другими взрослыми.

Давление со стороны учителей, трудности и неудачи в школе также способствуют уходу из дома. Дети, которым трудно дается учеба, которые не нравятся учителям, оставлены на второй год, стремятся бросить школу, избавиться от всех связанных с ней неприятностей.

Один из исследователей описал три категории уходящих из дома молодых людей. К первому типу относятся подростки, убегающие от напряженности в семье, вызванной различными критическими обстоятельствами (финансовыми, уходом кого-либо из родителей или появлением в семье отчима и мачехи). Другой тип - беглецы от чрезмерного родительского контроля и жестких требований. Третий - убегающие от физического или сексуального насилия.

Сексуальные отклонения. Сексопатологи выделяют патологические и непатологические девиации.

Патологические девиации (извращения, перверзии, парафилии) рассматриваются как заболевания. Непатологические (сексуальные отклонения) являются понятием социально-психологическим, включающим в себя отклонения от социальных и моральны норм.

Длительное время к сексуальным девиациям подходили только как к медицинской проблеме. При этом любое отклонение рассматривалось как психическое расстройство, а сама сексопатология как раздел психиатрии. Немалую роль в этом отношении сыграла монография Крафта Эбинга «Сексуальные психопатии», изданная в 18886 году. Широкое толкование автором таких понятий, как «сексуальная», «перверзная» психопатия, привели к тому, что в их рамки включалась не только (и не столько) патология характера, но и многочисленная группа сексуальных девиаций, которые «не совпадали» с традиционными понятиями морали и права, принятыми в конкретном обществе. Чрезмерная биологизация сексуальных отклонений неизбежно вела к камуфлированию социальных аспектов проблемы и ограничению коррекционных мер.

Условно выделяют следующие периоды развития сексуальности:

1. парапубертатный (1-7 лет);

2. препубертатный (7-13 лет);

3. пубертатный (12-18 лет);

4. переходный (18-26 лет);

5. период зрелой сексуальности (26-55 лет);

6. инволюционный (55-70 лет).

Наиболее бурным и неустойчивым из всех перечисленных периодов является пубертатный (подростковый). В это время формируется половое сознание, полоролевое поведение, психосексуальные ориентации.

Современные классификации сексуальных девиаций представляют собой перечень всех многообразных вариантов отклоняющегося сексуального поведения. Это:

· нарушения психосексуальной ориентации по объекту, т.е. замещение нормального объекта (нарциссизм, эксгибиционизм, визионизм, фетишизм, зоофилия, некрофилия);

· нарушение по возрасту объекта (педофилия, эфебофилия, геронтофилия);

· нарушения ориентации по полу объекта (гомосексуализм).

Так же сексуальные девиации (непатологические и патологические) могут проявляться в различных формах половой активности. Среди подростков наиболее часто встречается мастурбация, петтинг, орально-генитальные контакты, ранняя половая жизнь, промискуитет.

Суицид как крайняя фаза проявления девиантности. Суицидальные намерения индивида, как правило, вызваны глобальными трансформациями в личностной структуре. Речь может идти лишь об их характере и интенсивности.

Суицид (самоубийство) - это осознанное лишение себя жизни. Часто ему предшествуют суицидные покушения, попытки и проявления.

Суицидными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых человек чаще всего знает о безопасности применяемого им способа лишения жизни или ожидает своевременных реанимационных мероприятий. К суицидным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Покушающиеся на самоубийство часто говорят, что они не чувствуют близости ни к одному из взрослых. Им часто трудно общаться и с другими значимыми для них людьми, не к кому обратиться, когда необходимо с кем-то поговорить, получить эмоциональную поддержку. В одном из исследований были выявлены три общие характерные особенности студентов, помышлявших о самоубийстве. У них были плохие отношения с родителями и со сверстниками, они были убеждены в своей беспомощности и считали себя неспособными повлиять на будущее.

Основные причины, стимулирующие к самоубийству:

· Социальная изоляция при утрате объекта любви, потерявшим родителей в детстве подросткам особенно тяжела потеря других членов семьи, друзей или любимых;

· Депрессия может быть следствием предшествовавших стрессов, потери объекта любви, сопровождающиеся печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач;

· Увлечение наркотиками или алкоголем;

· Стресс, возникающий из-за тяжелой домашней обстановки, трудностей с учебой, конфликтов на сексуальной почве, колебаний при выборе профессии, неудачных попытках найти свое место в обществе;

· Переживание неудачи в личных отношениях. Чувство вины и стыда из-за внебрачной беременности - сильный мотивационный фактор для совершения самоубийства.

· Душевная болезнь.

Страхи и навязчивости. Они характерны для детского возраста и пубертатного периода. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, чрезмерное внимание к своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны (10-20 мин), довольно редки и обычно обусловлены какими-либо эмоционально значимыми ситуациями. Они легко проходят после успокаивающей беседы. В других случаях страхи могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих относительно длительный период времени (1-1,5 мес.). Причиной таких приступов бывают затянувшиеся травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в школе или в семье и др.). Нередко приступ страха сопровождается неприятными телесными ощущениями («останавливается сердце», «не хватает воздуха», «ком в горле»), двигательной суетливостью, плаксивостью и раздражительностью.

При своевременном выявлении и принятии адекватных мер страхи постепенно проходят. В противном случае они переходят в затяжное течение (от нескольких месяцев до года и более) и тогда лечебные мероприятия не всегда приносят желаемые результаты.

Дисморфобии. Под ними понимают необоснованную убежденность в наличие у себя физических недостатков, неприятных для окружающих. Этот феномен встречается преимущественно у девочек.

Нередко они находят дефекты в своем лице (крупный ли тонки нос, горбинка, слишком полные губы, некрасивая форма ушей, наличие прыщей и угрей и др.). Иногда это недостатки в фигуре (небольшой или слишком высокий рост, полные бедра, узкие плечи, чрезмерная худоба или полнота, тонкие ноги и т.д.).

Мысли о своей воображаемой дефективности занимают центральное место в переживаниях подростка и определяют стереотип его поведения. Он часами может рассматривать себя в зеркале, находя все новые и новые недостатки. Подросток начинает уединяться, чтобы не быть предметом обсуждений, сторонится компании сверстников. В школе он старается сидеть на задней парте, очень неохотно выходит отвечать к доске, на переменах также стремится уединиться.

Двигательная расторможенность. Она проявляется в неусидчивости, обилии нецеленаправленных движений. Буйная резвость, стремление бегать наперегонки, прыгать, затевать различные подвижные игры сочетаются у таких людей с повышенной отвлекаемостью, неспособностью длительно сконцентрировать внимание. Ребенок не может сосредоточиться на объяснениях учителя, легко отвлекается при выполнении домашних заданий, в результате чего страдает его успеваемость.

Патологическое фантазирование и хобби. Они тесно связаны с возрастной эволюцией воображения. В младшем школьном возрасте это в основном образные фантазии о путешествиях в другие страны, встречах с различными животными и т.п. Их содержание навеяно услышанными сказками, сюжетами прочитанных книг.

В нередких случаях фантазии бывают садистского, мазохистского или эротического характера.

Азартные игры. Ими увлекаются, прежде всего, подростки, развитие которых классифицировать как неблагополучное. В известном смысле само увлечение азартными играми может служить признаком личного неблагополучия, и поэтому оно не должно оставаться без внимания педагогов и родителей. Такое увлечение присуще тем подросткам, которые не могут самоутвердиться в других видах деятельности.

Граффити относятся к девиантному поведению. По сравнению с другими видами вандализма и насильственными преступлениями граффити представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные его проявления, но от них недалеко и до других антиобщественных действий. (Перешина Н.В., 2006)

4. Асоциальное поведение школьника

Под эпитетом трудныемы подчеркиваем характерную особенность в их жизненных проявлениях (а также и в педагогическом плане), связанную с устойчивым отклонением от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленных физическими и умственными недостатками, дефектами, проявляющимися в осложненной форме поведения.

Детство - подготовка к взрослой жизни. Будет оно правильно организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернется нелегкой судьбой. Тяжелое детство не всегда самое плохое. Плохое детство - беспризорное, неласковое, в котором ребенок потерялся, как ненужная вещь.

Еще не так давно об асоциальном поведении младших школьников речи не было. Обычные шалости, школьные нарушения не представляли никакой социальной опасности. Но с тех пор, как в школы и даже детские сады стали вызывать милицейские наряды, стало понятно, что общество столкнулось с новой проблемой - асоциальным поведением детей. Детская преступность в последние годы очень помолодела. Асоциальное поведение младших школьников - закономерный результат деформированной социально-экономической системы, недостатков в воспитательной системе, а также без духовности и низкого культурного уровня семьи.

Какие отклонения в поведении детей относятся к асоциальным? Их много: грубость, нечестность, лень, сквернословие, неуважение к старшим, воровство, хулиганство, бродяжничество, курение, употребление алкоголя, наркотиков и др. Чаще всего они проявляются в комплексе, и тогда ребенка, пораженного ими, называют трудным, а потом асоциальным. Асоциальный - значит, почти граничащий с антисоциальным. Схема падения от трудного к асоциальному примерно такая: сначала появляются отдельные искажения, затем - «шатающаяся» ориентация, которая может перейти в отрицательную, и, наконец, может сформироваться устойчивая антиобщественная направленность личности. Проявляется асоциальное поведение в широких пределах - от легких, незначительных нарушений правил поведения до противоправных действий, вызванных глубокой моральной запущенностью.

Вначале ребенок становится трудным. Раньше это слово писали в кавычках, теперь оно стало педагогическим понятием. Трудный ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребенок - страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины. На фоне нравственной инфантильности детей легко образовались и другие асоциальные «наросты» - грубость, пропуски занятий, хулиганство и т.д.

Трудно самому ребенку. Это его неудовлетворенная потребность быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, еще больше отдаляет их от других людей. Традиционно главным критерием причисления ребенка к трудным является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребенка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учебы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребенка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, к самому себе. Таким образом, то, что должно быть первостепенным для учителя - внутренний мир, эмоциональные состояния, переживания ребенка, - зачастую оказывается вне сферы его педагогического действия. Отсюда и формальное зачисление ребенка в категорию трудных, а на самом деле - непознанных.

Ребенок становится трудным, справедливо отмечает проф. А.И. Кочетов, когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний (аморальное поведение взрослых, дурное влияние улицы, компании правонарушителей), неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребенок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний.

К трудным относят обычно тех детей, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье" обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.

Большую обеспокоенность вызывает тенденция роста трудных среди девочек. Хотя они менее, чем мальчики, склонны к насилию, грубым и резким проявлениям недисциплинированности, но им зачастую (так же как и мальчикам) свойственны аморальные поступки и проявления, а также лживость, истеричность, грубость и дерзость. Некоторые девочки обнаруживают склонность к хищениям мелких вещей, употреблению алкогольных напитков, курению. Эти девочки требуют, естественно, особо внимательного подхода, такта, доброжелательной мягкости.

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребенок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит проф. А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей: 1) дети с нарушениями в сфере общения, 2) дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные), 3) дети с недостатками умственного развития, 4) дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).

Из трудных детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк характеризует так: 1) циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу; 2) неустойчивые, не имеют твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять; 3) подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко - табаке, вине и т.д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом; 4) аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.

Основными признаками ненормальности поведения трудных детей Д. Футер считает, что склонность к праздношатанию - бродяжничество, лживость, образование шаек с вожаками, обостренную сексуальную жизнь, колебания в аффективной сфере, агрессивность и связанную с ней антисоциальность.

Никаких специальных причинвозникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в тысячах больших и малых примеров поведения взрослых. Причины неудовлетворенности детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.

Дети копировали и всегда будут копировать взрослых. Так они входят в жизнь и развиваются, перенимая все без разбору. Отличать плохое от хорошего они еще не умеют.

Важной причиной асоциального поведения детей являются те или иные врожденные биологические особенности, обусловленные наследственностью. Неблагоприятная наследственность сочетается с условиями внешней среды - ненормальными взаимоотношениями и бытовым укладом в семье, ошибками обучения и воспитания и т.д. В конечном счете все эти причины, действуя в комплексе, создают почву для асоциального поведения.

5. Мотивы асоциального поведения

Девиантное поведение - отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм поведение.

Делинквентное поведение - разновидность отклоняющегося поведения; противоправное, преступное поведение.

Асоциальное поведение - синоним девиантному поведению.

Если в основе человеческого поведения лежат потребности, которые непосредственно побуждают индивида к активности, то направленность поведения определяется системой доминирующих мотивов. Переживание, являющееся источником действия, побуждением к нему, выступает как его мотив. В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностного значимого для индивида.

Мотивы поведения могут быть как неосознаваемыми (инстинкты и влечения), так и осознаваемыми (стремления, желания, хотения). Кроме того, реализации того или иного мотива тесно связана с волевым усилием (произвольность-непроизвольность) и контролем за поведение.

Инстинкт - это совокупность врожденных действий человек, представляющих собой безусловные рефлексы, необходимые для адаптации и выполнения жизненно важных функций (пищевой, сексуальный и защитный инстинкты, инстинкт самосохранения и т.д.).

Влечение наиболее характерно для детей очень раннего возраста. Влечение самым тесным образом связано с элементарными чувствами удовольствия и неудовольствия. Всякое чувство удовольствия связанно с естественным стремлением к поддержанию и продолжению этого состояния. Это особенно заметно, когда по тем или другим причинам чувственное наслаждение прерывается. В этих случаях ребенок начинает проявлять состояние большего или меньшего беспокойства. С другой стороны, всякое неприятное чувство сопровождается естественным стремлением избавиться от его источника. Так как характерной особенностью влечения, при всей его неосознанности, является его активный характер, оно должно рассматриваться как исходный момент развития воли. Влечения в их истом виде свойственны младенческому возрасту, когда потребности сильны, а сознание еще слабо и неразвито.

Стремление. По мере развития сознания ребенка его влечения начинают сопровождаться вначале пока еще смутным, а затем все более ясным сознанием переживаемой потребности. Это происходит в тех случаях, когда бессознательное влечение к удовлетворению возникшей потребности наталкивается на препятствие и не может осуществляться. В таких случаях неудовлетворенная потребность начинает осознаваться в вид пока еще смутного стремления к более или менее определенному предмету или объекту, с помощью которого эта потребность может быть удовлетворена.

Желание. Его характерной особенностью является ясное и определенное представление цели, к которой стремится человек. Желание всегда относится к будущему, к тому, чего еще нет в настоящем, что еще не наступило, но чем хотелось бы обладать или что хотелось бы сделать. При этом пока еще отсутствуют или имеют весьма смутную форму представления о средствах, с помощью которых можно достигнуть отчетливо поставленной цели.

Хотения являются более высокой стадией в развитии мотивов действий, когда к представлению цели присоединяется представление о средствах, с помощью которых эта цель может быть достигнута. Это позволяет составить план для достижения поставленной цели. По сравнению с простым желанием хотение имеет более активный, деловой характер: в нем выражено намерение осуществить действие, стремление с помощью определенных средств добиться поставленной цели. Само представление цели становится более определенным и конкретным, более реальным, чему в немалой степени содействует выраженное в хотении знание конкретных средств и путей достижения цели.

Подростковый и юношеский возраст рассматривается как один из наиболее опасных для формирования девиантного и делинквентного развития личности. Подростки продолжают составлять наиболее криминально активную часть населения страны. Так, по статистическим данным, количество преступлений, совершаемых в течение года на каждые 100 тыс. подростков, равно 2030, в то время как на 100 тыс. человек (всего населения) в среднем приходится 1629 преступлений.

Под асоциальным поведением, однако, понимается не только преступное поведение, но и самые различные социальные отклонения. К ним относятся: употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество, самоубийство.

Аддиктивное поведение(англ. addiction - склонность, пагубная привычка) - злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания (Ильин Е.П., 2000).

Развитие аддиктивных потребностей, как правило, начинается именно в подростковом и раннем юношеском возрасте и впоследствии принимает у многих людей устойчивые формы. Так, например, по данным Ф.Г. Углова, среди взрослых, злоупотребляющих алкоголем, 31,8% начали употреблять его до 10 лет, 64,4% - в 11-15 лет, 3,8% - в 16-18 лет.Мотивы приобщения к алкоголюмогут быть самыми разными. Так, Е.П. Ильин в качестве основных мотивов, действующих больше чем в трети случаев, называет традиции и обычаи, соблюдение которых служит средством включения в референтную группу (Ильин Е.П., 2000).

Другой мощный фактор воздействия - представление, что спиртное - символ зрелости и взрослости.

Кроме того, употребление алкоголя может быть реакцией подростка на ощущения тревоги и одиночества. В таких случаях алкоголь помогает подростку освободиться от чувства неуверенности в себе, стеснительности, а может выступить также и формой протеста против родителей и общества в целом.

Причины приобщения подростков к курениютакже имеют различную мотивацию. Во многом они определяются имиджем этого явления в обществе, где курение отождествляется с мужественностью, независимостью, молодостью, сексуальностью, общительностью и т.п.

Мотивы подростковой наркомании,по мнению многих исследователей, прежде всего связаны с психическим экспериментированием подростков, поиском новых, необычных ощущений и переживаний.

Так, по наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что «там», за гранью запретного. Другие начинают употреблять наркотики как средство протеста и выражения неудовлетворенности традиционными нормами и системой ценностей. Еще одним сильным мотивом может быть стремление подростка не отставать от друзей, желание войти в какую-нибудь группировку. Кроме того, причиной приобщения подростка к наркотикам может стать его желание избавиться от внутреннего напряжения и беспокойства, уйти, таким образом, от проблем или, наоборот, обрести способность им противостоять.

В возрасте от 11 до 19 лет происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

Подобные документы

    Факторы и условия формирования асоциального поведения в детском доме. Формы и методы работы с несовершеннолетними в детских домах по коррекции асоциального поведения. Анализ работы детского дома №1 Новосибирска по коррекции поведения воспитанников.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2011

    Сущность и содержание понятия девиантного поведения, его основные причины. Психологические особенности подросткового возраста. Организация и проведение исследования девиантности у подростков 15 лет. Рекомендации по профилактике девиантного поведения.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2016

    Понятие, виды, причины формирования отклоняющегося поведения. Психологические детерминанты девиантного поведения в подростковом возрасте. Методы определения наличия девиаций. Исследование проявления девиантности у подростков с акцентуациями характера.

    дипломная работа , добавлен 29.05.2014

    Определение отклоняющегося поведения и анализ различных форм его проявления: психического заболевания и антисоциального поведения. Понятие, виды и причины возникновения девиантного поведения, три вида теорий. Методы и подходы к изучению проблемы.

    реферат , добавлен 12.05.2009

    Главные функции социальных норм. Биологические, психологические, социальные причины девиации. Аддиктивный, патохарактерологический, психопатологический типы девиантного поведения. Основные формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних.

    презентация , добавлен 27.04.2015

    Виды и формы девиантного поведения. Причины и факторы, детерминирующие это социальное явление. Социальные причины девиантного поведения у подростков. Психологический подход, рассматривающий девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Психологические особенности, причины и виды проявления девиантного поведения. Понятие потенциально опасного пассажира (критерии). Экспериментальное исследование девиантного поведения потенциально опасных пассажиров на примере ОАО "Аэропорт Толмачёво".

    дипломная работа , добавлен 12.01.2011

    Период между детством и юностью. Исследования деликвентного, девиантного и асоциального поведения подростков. Отклонения корыстного, агрессивного и социального типа. Нервно-психические заболевания, в основе которых функционально-органические повреждения.

    презентация , добавлен 17.12.2011

    Проблема девиантного поведения в современной литературе. Особенности проявления девиантного поведения подростков. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования.

    дипломная работа , добавлен 15.11.2008

    Теоретические подходы к проблеме асоциального поведения личности, семья как важнейший фактор в решении проблемы. Социальные технологии профилактики бродяжничества и беспризорности. Особенности коррекционно-развивающей программы "Путь к вершине".

Справедливо считается, что социальная установка - одно из основных качеств человеческой природы; характер социальной установки представляет собой важнейшую черту личности. В качестве фундаментального выдвигается противопоставление личности, ориентированной вовне, общительной, открытой, и личности, так сказать, замкнутой на себя, сосредоточенной на себе (аутистической), закрытой.

Юнг говорит об экстравертах и интровертах, Кречмер - о циклотимном и шизотимном характере. В пределах циклотимного типа Кречмером выделяется еще одна оппозиция: наивной самоуверенности со склонностью к грандиозным предприятиям и скромной нерешительности. В пределах шизотимного типа идеалистическое мышление (на одном полюсе которого мы наблюдаем страсть к преобразованиям, стремление к систематизации и организации, тогда как на другом - упрямство, дух противоречия, угрюмую подозрительность и мизантропию) противопоставляется грубому, откровенно антисоциальному поведению.

Социальное поведение душевнобольных и психопатов не сводимо к единой, простой формуле. Даже при одной и той же форме расстройства разные люди ведут себя по-разному. Иногда лицо с тяжелым шизофреническим процессом продолжает вести вполне активную социальную жизнь; с другой стороны, лицо, страдающее психопатией, может прекратить всякие контакты с другими людьми и до конца своих дней прозябать в полном одиночестве. Но люди, которых мы считаем психически аномальными, в большинстве своем аномальны и в аспекте социального поведения. Эта особенность даже выдвигалась в качестве критерия для определения болезни. Люди, страдающие психическими аномалиями, в большинстве своем асоциальны; но лишь немногие из них антисоциальны.

А) Асоциальное поведение

Многочисленные разновидности асоциального поведения сводятся к Двум типичным формам.

1. Помешанные в узком смысле этого слова - то есть те, кого мы в настоящее время относим к больным шизофренией, - как правило, в той или иной форме исключают себя из человеческого общества. Внутри себя они воздвигают новый, особый мир, в котором главным образом и живут. - хотя поверхностному наблюдателю может показаться, что они сохраняют контакт с реальным миром. У них нет потребности делиться с другими тем царством чувств, переживаний и бредовых идей. которое принадлежит только им. Они самодостаточны и постепенно отчуждаются от других людей, в том числе и от тех, кто страдает той же формой психического расстройства. Справедливо считается, что между такими больными и нами дистанция больше, чем между нами и представителями первобытных культур. Сам больной, судя по всему, не сознает своей антисоциальности и живет в своем мире так, как если бы мир этот был вполне реален. В типичном случае такие люди замыкаются в себе. сами того не замечая и не испытывая в этой связи никаких страданий. Они составляют «социально мертвую» группу. Если расстройство выражено относительно слабо, больные из низших слоев общества становятся бродягами, а больным из обеспеченных слоев уготована репутация чудаков.

2. Совершенно иной тип асоциальности, иногда, на ранних стадиях процесса, сочетающийся с только что описанным, развивается как неспособность общаться с другими и приспосабливаться к ситуациям. Субъективно эта неспособность ощущается как нечто весьма мучительное. Любой контакт становится настоящей пыткой; поэтому человек старается держаться подальше от других, предпочитает оставаться наедине с собой. Это причиняет ему огромные страдания: ведь подавляя в себе социальные инстинкты, человек испытывает тоску по общению и любви. Его асоциальность становится заметна окружающим; он досаждает им своей неловкостью. Застенчивость перемежается в нем с бесцеремонностью, все его внешние проявления неумеренны, поведение противоречит принятым нормам. Он чувствует реакцию окружающих и поэтому все больше и больше замыкается в себе. Этой форме асоциальности присуще множество разнообразных психологически понятных связей; она зависит от самых разных «комплексов» и при благоприятно складывающихся обстоятельствах может исчезнуть. С другой стороны. она способна привести к абсолютной самоизоляции: человек заточает себя в помещении, которого никогда не покидает. Такое поведение наблюдается у представителей самых разных характерологических типов - не только у личностей грубых и недифференцированных, но и у людей культурных и способных на глубокие чувства; оно может сочетаться со многими другими дефектными проявлениями психической жизни и обнаруживаться как преходящая фаза или как один из аспектов устойчивой конституции. Оно может развиваться спонтанно или представлять собой отчетливую реакцию на неблагоприятные обстоятельства. Короче говоря, такое поведение может быть выражением самых разных форм психических заболеваний.




Top