Аттестационное портфолио музыкального руководителя. Требования

Диана Воробьева
Портфолио музыкального руководителя

Портфолио музыкального руководителя

Воробьевой Дианы Автандиловны

МБДОУ №30

Ст. Крыловская.

Мое педагогическое кредо.

Дружите с музыкой друзья ,

Ведь музыка всегда прекрасна .

Она не бросит, не предаст

И приоткроет двери в сказку.

МОЯ ПРОФЕССИЯ – МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ .

Каждый день, приходя на работу в детский сад, я погружаюсь в мир гармонии, в мир детства и сказки.

Жизнь – это быстротечная река, со своими поворотами судьбы. Никто не знает, что ждет наших воспитанников в будущем, но в одном я уверена, что время, проведенное в детском саду, не только не забудется, но даст положительный результат в жизни каждого ребенка.

Начало творческого развития детей во многом зависит от педагога.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а первое целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка.

«Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».

Моя цель на занятиях - всестороннее развитие ребенка, формирование творческих способностей и их развитие, а также развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки .

Я хочу наполнить пребывание детей в саду музыкой , сказкой, приятными впечатлениями, добротой и взаимопониманием. Эту возможность мне дает моя работа музыкальным руководителем .

Ф. И. О. Воробьева Диана Автандиловна.

Дата рождения : 29.08.1979 г.

Образование : Средне- специальное.

Ростовский колледж культуры 2011 г.

Специальность : Педагог-организатор.

Место работы : МБДОУ № 30.

Общий стаж работы : 16 лет.

Педагогический стаж в детском саду : 6 лет

Курсы повышения квалификации : с 12.11.2012г – 23.11.2012 г.

Краткосрочное обучение в ГБОУ Краснодарского края ККИДППО по теме «Современные проблемы формирования основ музыкальной культуры дошкольников».

Направление в работе : «Творческое развитие ребенка, посредством музыкально -эстетического воспитания».

Профессиональная деятельность.

Владение современными образовательными технологиями :

Разработаны и апробированы программы :

1. Программа по театрализации «Мир сказки» на основе типовых программ А. В. Щеткина «Театрализованная деятельность в детском саду» 2008г; Л. В. Савицкая «Развитие творческих способностей детей средствами музыкально -театрального искусства» 2004г. Протокол №6. от 29.08.2013г.

2. Программа по вокалу «Звонкие нотки» на основе типовых программ М. И. Белоусенко «Постановка певческого голоса» 2006г; Д. Огороднова «Музыкально -певческое воспитание детей» 2003г. Протокол №6. от 29.08.2013г.

3. Программа по ритмопластике «Веселая ритмика» на основе типовых программ А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» ; С. Л. Слуцкой «Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду» 2006г. Протокол №6. от 29.08.2013г.

Использование ИКТ в профессиональной деятельности.

Курсы оператора ЭВМ. Свидетельство о присвоении 3 квалификационного уровня. Регистрационный № 0916

Организация своих мини-сайтов.

http: // nsportal.ru/kanadalovad

http: //www.сайт/kanadalovad

Участие в районных конкурсах :

1. 2009г. «Рыцарь года» - 1 место. Авторская музыкальная сказка «Богатырь Семен» .

2. 2010г. «Мисс Дюймовочка» - 1 место.

3. 2011 г. «Музыкальный фейерверк » - диплом.

4. 2012 г. «Музыкальный фейерверк » - почетная грамота.

5. 2013 г. «Музыкальный фейерверк » - почетная грамота.

ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ. СИЯЮЩИЕ ГЛАЗА И СЧАСТЛИВЫЕ УЛЫБКИ

МОИХ ВОСПИТАННИКОВ - САМЫЙ ВАЖНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ МОЕЙ РАБОТЫ.

Спасибо! До свидания!

Приложение 9

утверждены на заседании Республиканской

аттестационной комиссии

29.10.2015 Протокол №6

(музыкальный руководитель )

Аттестационные материалы

____________ Садовниченко Веры Викторовны ___________________

ФИО

_______________________ музыкального руководителя ___________________________

должность

_ МБДОУ Кайбальский детский сад «Солнышко», Алтайский район ______

наименование ОО, территория

2016 г.

I . Эффективность образовательной деятельности педагога по реализации образовательных программ

Успешно реализую Основную образовательную программу МБДОУ Кайбальский детский сад «Солнышко», которая разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В условиях введения ФГОС ДО активно внедряю личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, педагогику сотрудничества, опираясь на современные технологии развивающего обучения.

В своей работе использую современный музыкально-диагностический инструментарий: индивидуальные диагностические игровые ситуации, наблюдение за детьми в свободной и специально организованной музыкальной деятельности, индивидуальные беседы с ребёнком, проективный метод (рисование), анкетирование родителей, что позволяет провести оценку развития музыкальных способностей, творческой деятельности и эмоциональной сферы детей. В начале и конце учебного года отслеживаю динамику развития детей в музыкальной деятельности.

Диаграмма 1. Динамика развития детей в музыкальной деятельности образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Результаты педагогической диагностики использую для построения образовательной траектории индивидуального развития ребёнка. На основе анализа результатов педагогической диагностики создаю оптимальные условия для развития социальных контактов дошкольников со сверстниками: комфортную, доброжелательную психологическую атмосферу; бережный, индивидуальный подход к детям, сотрудничество с педагогами ДОУ, семьёй.

На основе тщательного анализа индивидуальных и возрастных особенностей детей, их эмоционально-волевой сферы, реализую следующие приоритетные направления деятельности:

Сохранение и развитие физического и психического здоровья детей;

Коррекцию и развитие детской речи с использованием средств музыкальной деятельности;

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

Становление эстетического отношения к окружающему миру.

Образовательный процесс организую с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, медицинских показаний, рекомендаций учителя-логопеда, не допуская физической и психической перегрузки воспитанников.

Для музыкального развития и эмоционального благополучия воспитанников создаю соответствующую музыкальную предметно-развивающую среду.

Таблица 1. Организация музыкальной предметно-развивающей среды.

Музыкальная зона

Оборудование

Интегративная направленность зоны

Результативность

Творчес кие сюжет но-ролевые игры

Иллюстрации к музыкальным произведениям, альбомы с картинками к песням, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото, игрушки.

Поддержание и развитие у детей интереса к самостоятельной музыкально-игровой деятельности. Развитие социально-коммуникативной компетенции у детей.

У детей развивается воображение, фантазия, они умеют представлять себя в роли музыкантов, композиторов, дирижёров. В процессе творческой сюжетно-ролевой игры в детском коллективе сформировались положительные взаимоотношения.

Творчес кое музици рование

Музыкальные игрушки и детские музыкально-шумовые инструменты.

Развитие творческой активности детей, коммуникативных навыков. Формирование умения применять знакомые приёмы и способы игры на музыкально-шумовых инструментах в самостоятельной музыкально-игровой деятельности.

Дети проявляют творческую активность и эмоциональную отзывчивость в игре на музыкально-шумовых инструментах. В самостоятельной игровой музыкальной деятельности используют знакомые приёмы и способы игры на музыкально-шумовых инструментах

Музыкально-дидактические игры и пособия, атрибуты к танце вальным импро визациям, хоровод ным играм.

Музыкальное лото, нотный стан, лесенка, книжки-малютки с озвученными знакомыми песнями. Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Угадай, на чём играю?», «Музыкальный паровозик», «Три цветка», «Ритмическое лото», «Угадай песенку», тематические шапочки, атрибуты к танцевальным импровизациям и хороводным играм.

Развитие сенсорных музыкальных способностей, знакомство с элементами нотной грамоты. Стимулирование и развитие познавательной, музыкально-двигательной активности детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

У детей сформировались преставления о музыкальных звуках, музыкальных средствах выразительности. Воспитанники выражают эмоциональную отзывчивость на музыку с помощью речи, мимики, жестов, танцевальных движений.

Повысилась познавательная активность детей.

Аудиови зуальная музыкаль ная зона

Мультимедийное оборудование, музыкальный центр, аудиотека программных произведений, портреты композиторов, выдающихся исполнителей, альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр», «Танцы народов мира».

Обогащение эмоциональных переживаний детей. Развитие осознанного восприятия музыкальных произведений, музыкального интонационно-речевого опыта, умения пользоваться эмоционально-образным словарем.

Дети умеют анализировать содержание музыкального произведения, используя эмоционально-образный словарь.

Постоянно пополняю и обновляю музыкальные уголки музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми. Активизирую использование их детьми в самостоятельной деятельности. Изготавливаю костюмы к различным мероприятиям: развлечениям, праздникам, концертам, творческим конкурсам, играм - драматизациям, инсценировкам.

Таким образом, созданная мною музыкальная предметно-развивающая среда способствует активному проявлению детской инициативности в самостоятельной музыкально-игровой деятельности.

В процессе постановки танцев использую сюжетно-образные движения, как средство более глубокого восприятия и понимания содержания музыкального произведения детьми. Соединяю музыку, движение и игру для формирования у детей положительных эмоций. Поощряю проявление детьми творческой инициативы в музыкальных двигательных импровизациях. В работе над постановкой танцев предлагаю детям творческие задания различной сложности, в зависимости от их возраста, индивидуальных способностей. Придуманные детьми танцевальные движения помогают детям раскрыться, показать окружающим своё видение мира.

Благодаря проявлению моего профессионального мастерства в постановке танцев, дети чувствуют себя уверенней на праздниках, концертах; активнее проявляют творческую самостоятельность в музыкально-ритмической деятельности.

Ответственно и творчески подхожу к отбору музыкальных произведений, проявляю своё музыкальное творчество: разрабатываю музыкально-ритмические композиции, сценарии к детским утренникам, развлечениям, досугам, которыми делюсь с коллегами.

При разработке развлечений, досугов, сценариев непосредственно-образовательной деятельности использую сочетания разных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр-драматизаций. При подготовке к праздникам и развлечениям подбираю соответствующий возможностям и способностям детей стихотворный, музыкальный, игровой репертуар, опираясь на сюжетную линию в сценарии. Создаю декорации к мероприятиям, вместе с детьми и родителями готовим подходящие по теме костюмы, соответственно праздникам оформляю зал.

Регулярно организую массовые мероприятия различного характера: музыкально-спортивные праздники, музыкальные развлечения, кукольный театр, фольклорные досуги.

Таблица 2. Организация и проведение массовых мероприятий в рамках образовательной программы ОО.

Мероприятия

Цели и задачи

Результат

Утренник «Осень в Простоквашино»,

«В гостях у Боровика», «Приключения в новогоднем лесу», «Превращения Деда Мороза».

Создание условий для проявления творческой

активности детей в различных видах музыкальной деятельности в игровой форме. Привлечь родителей к активному участию в детских мероприятиях.

Родители активно включились в совместную музыкально –

игровую деятельность с детьми. Это помогло детям более открыто проявить свою творческую активность.

Новогодний утренник в младшей группе «Новогодний теремок»

Создание атмосферы праздника через показ русской народной сказки «Теремок». Активизировать речь детей, развивать музыкально-игровое творчество.

В рамках реализации технологии «Семейный театр» родители подготовили для детей театрализованное представление. Дети активно проявляли положительные эмоции и участвовали в представлении.

Музыкально-спортивные развлечения и праздники «Мама, папа, я – здоровая семья», «Мой папа лучше всех», «Мамочке любимой».

Создание условий для совместной деятельности детей и родителей. Воспитывать у детей и родителей уважительное отношение к семье, к друг другу.

Родители приняли активное участие в мероприятиях. Родители приняли активное участие в мероприятиях. Помогли создать атмосферу взаимопонимания с детьми, пребывание детей в детском саду стало более интересным и увлекательным.

Организация и проведение массовых мероприятий способствует включению родителей и воспитанников в творческую деятельность. Дети становятся более эмоциональными, активнее проявляют себя в музыкальной, театральной, концертной деятельности.

Планирование осуществляю в рамках Основной образовательной программы МБ ДОУ. В условиях введения ФГОС ДО, для формирования социально-нормативных возрастных характеристик, возможных достижений дошкольника (целевых ориентиров), в содержании музыкального образования отдаю предпочтение культурным ценностям. Большую роль отвожу развитию и совершенствованию музыкального слуха, воспитанию художественного вкуса, обогащению детей музыкальными впечатлениями, приобщению детей к музыкальной культуре посредством ознакомления с классической, народной и современной музыкой, что способствует развитию у детей интереса к различным областям знаний, обогащению познавательной сферы, формированию навыков сотрудничества.

Обеспечиваю возможность воспитанникам детского сада принимать участие в детских конкурсах и праздниках. За отчётный период подготовила три выпуска детей в школу.

II. Взаимодействие с родителями, педагогами образовательной организации. Ведение документации.

Систематическое включение родителей в образовательный процесс, проведение просветительской работы по приобщению детей к музыке, позволяет мне значительно повысить эффективность взаимодействия с семьями воспитанников. Осуществляю консультативную помощь родителям, разрабатываю практические рекомендации, советы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста и по организации музыкально-игровой деятельности детей в домашних условиях. Принимаю участие в родительских собраниях.

Нетрадиционная форма работы с родителями «Семейный театр»:

Цели и задачи

Результат

Октябрь 2014 года

Постановка сказки «Репка»

Сформировать творческую активность родителей и детей, открывать новые возможности для совместного творчества. Обогатить представление детей об окружающем мире.

Родители приняли активное участие в репетициях; оказали помощь в подготовке атрибутов, декораций, костюмов. Совместная театрализованная деятельность заинтересовала родителей.

В результате проводимой работы родители воспитанников принимают активное участие в различных мероприятиях детского сада: в праздниках, развлечениях, досугах.

Таблица 3. Работа музыкального руководителя с родителями за 2014–2016 учебный год.

Декабрь 2014 года

Новогодний утренник «Снежный теремок» по мотивам русской народной сказки «Теремок»

Перевести родителей от наблюдения за игровыми действиями детей, к прямому включению в театральную деятельность в детском саду.

Улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Родители проявили творческую активность, приняв участие в новогоднем утреннике, что доставило детям много радости. Дети чувствовали себя увереннее, проявляли положительный эмоциональный настрой в различных видах музыкально-игровой деятельности.

Фев

раль 2015 года

Палочный театр «Колобок»

Перейти к систематическому, содержа тельному, эмоционально наполненному досугу.

Родители вместе с детьми подготовили атрибуты к показу палочного театра

«Колобок».

Дети очень внимательно наблюдали за происходящим сказочным действием. Родители не только разговаривали за сказочных персонажей, но ещё и исполняли песенки.

Апрель 2015 года

Сказка «Заюшкина избушка»

Совместная творческая деятельность способствовала установлению и развитию отношений сотрудничества и партнёрства между ДОУ, родителями и детьми

Традиционные формы работы с родителями

Цели и задачи

Результат

Консультации для родителей:

Просветить родителей по вопросам развития и воспитания музыкаль ных способностей детей в условиях ДОУ и семьи.

Повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах музыкального развития и воспитания детей в ДОУ и семье, что способствует организации единого воспитательно-образовательного процесса.

2014 г.-

2015 г.-

2016 г.-

«Влияние музыки на эмоциональ ную сферу ребёнка»,

«Формы организации музыкальной деятельности детей в семье»,

«Музыкаль ное воспитание в семье и ДОУ»

Анкетирование родителей:

Составить представле ние о

музыкаль ных и

творческих предпочте ниях семьи. Провести мониторинг удовлетво рённости родителями музыкаль ным воспитанием детей в ДОУ.

Родители чаще стали интересоваться результатами творческой деятельности своих

детей в области «Художественно-

эстетического развития». Консультируются с педагогом по вопросам применения музыкально-дидактических игр в домашних условиях, просят создать индивидуальную фонотеку для слушания музыки ребёнком.

2014 г. –

2015 г. –

2016 г. –

«Музыка с нами рядом»,

«Вместе с музыкой»,

«Музыка в семье».

Оформление стендовой информации:

Цели и задачи

Результат

2014 г. -

2015г. -

2016г. -

«Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу», «Музыкальные игрушки»;

«Как самостоятельно изготовить детские шумовые инструменты», «Музыкальная терапия»;

«Ребёнок окружающая его звуковая среда», «Маршрут выходного дня».

Оказание информационной помощи семьям в области музыкального развития и воспитания детей.

Родители заинтересованы в

дальнейшем развитии музыкально-творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования и музыкальных школах.

Выступления на родительских собраниях:

Познакомить родителей с целями и задачами, содержанием музыкального воспитания детей в ДОУ.

Приобщение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Расширение сферы участия родителей в музыкально-творческой деятельности детей.

Оптимизация эффективности образовательного процесса с детьми.

2014 г

2015г.

2016 г

«Организация в МБДОУ педагогического процесса в области «Художественно-эстетическое развитие»,

«Проведение совместных с родителями мероприятий в ДОУ»

«Организация музыкальной предметно-развивающей среды в семье и ДОУ»

Ежегодные совместные

  • праздники: «Выпускной бал», «Новый год»; «8 Марта»;
  • досуги: «Мама, папа, я – здоровая семья», «Два Мороза»;
  • литературно-музыкальные вечера: «День Победы», «Приди весна красная»;
  • фольклорные развлечения «Масленица», «Солнечная карусель».

Приобщать детей и родителей к участию в совместных праздниках. Повысить социокультурное развитие современной семьи.

Родители с большим удовольствием принимают участие в праздниках и досугах, помогают в организации мероприятий.

Таким образом, в работе с родителями стараюсь учитывать их интересы, пожелания, а в совместных мероприятиях использую такие формы работы как: совместные праздники, анкетирование, что способствует установлению доверительных, партнёрских отношений с родителями. По результатам анкетирования в 2015-2016 году – 90% родителей удовлетворены условиями музыкального развития в ДОУ.

Работаю в тесном сотрудничестве со всеми педагогами ДОУ, координирую их деятельность по ознакомлению с музыкальным практическим материалом. Для повышения культурного и образовательного уровня педагогов провожу консультации и мастер-классы.

Помогаю педагогам в проведении различных мероприятий, организую музыкальное сопровождение утренней гимнастики, организованной деятельности по физическому развитию детей, досугов, развлечений, праздников.

Таблица 4. Взаимодействие с педагогами ДОУ.

Мероприя тие

Дата

Специалис ты

Результат совместной деятельности

Проект «Лесной зонтик»

Сентябрь 2015 г.

Воспитате ли всех возрастных групп ДОУ

Провели работу с родителями, подготовили совместно с детьми декорации и атрибуты к показу спектакля.

учитель-логопед

Проект «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Май 2016 г.

Воспитате ли группы «Цыплята» и «Звёздочки»

Провели тематические беседы с детьми, изготовили атрибуты для участия в параде.

Инструктор по физической культуре

Подготовил с детьми праздничный марш-построение.

Учитель-логопед

Подобрал для детей речевой материал.

Концерт, посвящён ный

70-летию Победы.

07.05. 2015 г.

Заведую щий МБДОУ

Обеспечила материальную базу для проведения мероприятия и приняла активное участие в роли ведущего концерта.

Воспитате ли, помощники воспитате лей,

Совместно с детьми подготовили

концертную программу.

Учитель-логопед.

Подобрал речевой материал для заучивания с детьми.

Таким образом, я эффективно осуществляю взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ, что позволяет повысить качество образовательного процесса.

В своей педагогической работе при составлении перспективного плана работы, календарного плана мероприятий, учитываю уровень психофизического развития детей. Использую различные методы и приёмы развития и воспитания.

Повышаю свой профессиональный уровень, который отражён в плане по самообразованию и находит отражение в работе, как с детьми, так и с взрослыми, пополняю методическую копилку музыкальными новинками, методическими разработками.

Веду соответствующую документацию в печатной и электронной форме.

Таблица 5. Ведение документации.

Документ

Анализ ведения документации

Контроль

Перспективный план работы с родителями

Планирование совместной деятельности с родителями. Повышение педагогической компетенции родителей, активности в мероприятиях ДОУ.

Повышение уровня музыкального развития детей. Составляется один раз в год.

Заведующий 1 раз в квартал,

без замечаний

План воспитательно-оздоровитель ных мероприятий

Планирование культурно-досуговой деятельности с детьми. Повышение уровня взаимодействия с педагогами ДОУ и родителями. Составляется один раз в год.

Заведующий 1 раз в месяц,

без замечаний

Календарный план воспитательно-образовательного процесса.

Планирование целенаправленной работы с детьми с учётом индивидуальных особенностей дошкольников.

Заведующий ежемесячно,

без замечаний

План по самообразова нию

Планирование эффективно по индивидуальному развитию педагога, повышению профессиональных компетенций. Составляется на 3 года.

Заведующий ежегодно, без замечаний

Мониторинг развития детей

Контроль качества усвоения образовательной программы детьми. Корректирование работы с детьми с учётом индивидуального развития ребёнка.

Заведующий 2 раза в год, без замечаний

Рабочая программа по образователь ной области «Художественно-эстетическое развитие» музыкальная деятельность

Определение содержания воспитательно-образовательного процесса. Повышение уровня качества музыкального развития детей в воспитательно-образовательном процессе с учётом индивидуальных способностей детей. Развитие коммуникативных качеств у детей для адаптации в социуме.

Заведующий ежегодно,

без замечаний

Таким образом, планирование работы помогает мне систематизировать и корректировать свою работу: по музыкальному развитию детей; в совместной деятельности с родителями и педагогами.

Успешно решаю вопросы преемственности и сотрудничества детского сада с общеобразовательной школой и музыкальными школами в вопросах музыкального развития детей. В 2013 учебном году педагоги Белоярской музыкальной школы подготовили и провели выездной концерт учащихся для воспитанников Кайбальского детского сада. Выпускники, дети, посещающие детский сад, продолжают развитие музыкальных способностей в учреждениях дополнительного образования (МБОУ ДО «Белоярская детская музыкальная школа», ДШИ города Абакана). Дошкольники с удовольствием принимают участие в концертах Кайбальского СДК. Совместно с педагогами ДОУ я организовываю концерты в Кайбальском СДК: «День Матери», «9 Мая».

Таким образом, при реализации взаимодействия с учреждениями культуры и искусства, учреждениями дополнительного образования творческой направленности,

повышается возможность творческого самовыражения для детей и педагогов.

III. Эффективность педагогической деятельности по реализации образовательного процесса

С 2014 года работаю по методической теме: «Развитие творческих способностей детей через музыкально-ритмическую деятельность». Для успешной реализации методической темы, составила подборку методической литературы, музыкальных произведений, разнообразных по жанру и стилю, музыкальных упражнений и игр, направленных на формирование танцевально-ритмических движений и развитие творческих и исполнительских способностей детей. Разработала программу по кружковой деятельности «Кнопочки» (музыкально-ритмическая деятельность). (Программа представлена на педагогическом совете, протокол № 1 от 31.08.2015г.) Цель данной программы: Создание условий для развития у детей умения передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку. Задачи : Привить детям интерес к движению под музыку. Разглядеть в каждом ребёнке его природные данные. Способствовать физическому и эстетическому развитию детей. Развивать чувство ритма, музыкальный слух. Воспитывать музыкальный вкус.

В результате целенаправленной работы у детей сформировались положительные коммуникативные навыки общения друг с другом, дети научились быть эмоционально отзывчивыми, сопереживать другим людям. Сравнительный анализ уровня развития детей в данных видах музыкальной деятельности показал следующие результаты: уровень развития детей в музыкально-ритмической деятельности повысился на 39 %.

Диаграмма 2. Динамика уровней развития детей в музыкально-ритмической деятельности кружок «Кнопочки».

С целью поддержки детской творческой инициативы в области «Художественно-эстетического развития» мною была разработана программа кружковой деятельности «Горошинки» (игра на детских музыкально-шумовых инструментах). (Программа представлена на педагогическом совете, протокол № 1 от 31.08.2015 г). Цель программы: Создание условий для: формирования у детей умений и навыков в игре на детских музыкальных инструментах; развития творческих способностей. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся игре на детских музыкально-шумовых инструментах. Сформировать навыки приёмов игры на детских музыкально-шумовых инструментах. Развить интерес у детей к игре в ансамбле. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на исполнение музыкальных произведений.

Сравнительный анализ практической музыкальной деятельности детей показал положительные результаты. У детей наблюдается положительная динамика в эмоциональном развитии, в развитии ощущения ритма и темпа музыки. Дошкольники свободно применяют знакомые приёмы игры на музыкальных инструментах в самостоятельной музыкально-игровой деятельности.

Диаграмма 3. Динамика уровня развития детей. Кружок «Горошинки».

В процессе музыкального воспитания учитываю возрастные, индивидуальные особенности детей, накопленный ими опыт самостоятельных действий. В непосредственно-образовательной деятельности ставлю цель и определяю задачи, которые реализуются в полном объёме, осуществляю дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом психических и физических возможностей. Мотивирую детей к совместной деятельности с взрослыми и детьми с помощью создания игровых, проблемных ситуаций. Организованную образовательную деятельность провожу как фронтально, так и по подгруппам. Результативной является индивидуальная форма работы с детьми замкнутыми, малообщительными.

В организации образовательной деятельности отдаю предпочтение игровым методам обучения. Использую интегрированные формы проведения организованной образовательной деятельности, праздников, развлечений. Создаю атмосферу творчества, взаимопомощи и взаимоуважения в процессе приобщения к различным видам искусства. Создаю условия для самостоятельного принятия детьми решений. В организации образовательной деятельности применяю различные методы музыкального воспитания.

Применение в работе различных методов воспитания и развития детей, мне позволило расширить кругозор детей, активизировать их творческую и мыслительную деятельность, создать условия для формирования творческой личности.

В процессе музыкального воспитания вариативно и выборочно использую эффективные авторские методики: методики по развитию восприятия О. П. Радыновой, логоритмические упражнения М. Ю. Картушиной, инновационные технологии В. В. Емельянова, «Музыкальная ритмика» Т. А. Затяминой и Л. В. Стрепетовой (развитие музыкально-ритмических движений), «Игротеку» Е. В. Рыбак (формирование коммуникативных навыков, развитие творчества и музыкальных способностей). Музыка в повседневной жизни детского сада: праздничные утренники, развлечения, тематические вечера, театральные постановки, игры, хороводы. Все формы организации музыкальной деятельности взаимодополняют друг друга, обогащают процесс художественно-эстетического развития.

Таким образом, использование сочетания традиционных и инновационных технологий позволяет более эффективно решать поставленные в образовательно-воспитательном процессе задачи.

Владею компьютером на базовом уровне, активно использую информационные технологии, технические средства, применяю электронные ресурсы для демонстрации презентаций, веду документацию на электронных носителях. Для детей дошкольного возраста применяю в практике музыкальные мультимедийные игры: «Весёлый огород»,

«Где бельчонок?», «Новогодний оркестр», «Музыкальные инструменты», «Подбери картинку», «Русские народные инструменты»; презентации в развлечениях и праздниках, досугах, тематических вечерах. Владею программами: Nero Start Smart, Adobe Photoshop, Excel, Power Point, Audacity и т. д.

Использую Интернет – технологии при организации образовательного процесса, изучении педагогического опыта. Публикую методические материалы на сайтах:

Создала мини-сайт в социальной сети работников образования nsportal. ru, который использую в своей профессиональной деятельности. Активно использую интернет - ресурсы, регулярно обновляю и дополняю аудиотеку, видеотеку, библиотеку, а также картотеки игр: народных, музыкально-дидактических, коммуникативных и пальчиковых по музыкальному развитию дошкольников, их родителей.

IV. Вклад педагога в повышение качества образования

на основе совершенствования методов обучения и воспитания

Принимаю активное участие в разработке и реализации инновационных программ:

1. Инновационная программа развития МБДОУ Кайбальский детский сад «Солнышко», 2015 -2018 гг. Приказ от 31 августа 2015 г. № 66

2. Вхожу в состав рабочей группы по разработке программы «Одарённый ребёнок». Приказ от 28.09.2015 № 78/1.

3. Обобщаю и транслирую свой опыт работы среди коллег ДОУ, района. Регулярно выступаю на районных методических объединениях музыкальных руководителей и воспитателей, участвую в профессиональных конкурсах и провожу мастер-классы.

4. Являюсь участником районной творческой группы музыкальных руководителей ДОУ. Протоколы заседания.

5. Приняла активное участие в районном методическом объединение педагогов ДОУ «Театрализация как одна из форм работы по выявлению одарённых детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО», 12. 11. 2015г., сертификат.

6. Выступала на педагогическом совете МБДОУ:

мастер-класс: «Просто, легко, весело», 12.01.2016г. (шумовой оркестр в детском саду).

V. Личностный профессиональный рост педагога

Постоянно повышаю свой профессиональный уровень, изучая новинки педагогической, психологической, музыкальной теории и практики. Занимаюсь самообразованием, применяю в работе инновационные разработки, предлагаемые периодической печатью: «Справочник музыкального руководителя», журналы – «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра».

Систематически прохожу курсы повышения квалификации:

ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», с 13.10.2014г. по 24.10 2014г., «Реализация образовательных программ дошкольного образования в условиях введения ФГОС: музыка», свидетельство о повышении квалификации № 8591, 72 часа.

Принимаю участие во всероссийских вебинарах:

- «Организация музыкальной деятельности в контексте ФГОС ДО», издательство «Учитель», сертификат № С 195-34/2016-ВУ, от 11. 01. 2016 г.

- «Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО», издательство «Учитель», сертификат № С 355-20/2016-ВУ, от 18.01.2016г.

Прошла обучение на семинаре по теме «Развитие показателей академического певческого голосообразования» на базе МБОУ ДО Белоярская ДМШ, руководитель семинара доцент кафедры хорового дирижирования СГА Культуры и Искусств, кандидат педагогических наук Емельянов В. В., (8 часов) 01. 02. 2014г.

На уровне МБДОУ Кайбальский детский сад «Солнышко» являюсь членом жюри: смотра-конкурса чтецов, посвящённого 70-летию Победы; смотр-конкурс художественной самодеятельности «Родники Хакасии».

Являюсь призёром профессионального конкурса «Педагог ДОУ – 2015», проводимого Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Кайбальский детский сад «Солнышко».

В 2013 и 2015 году приняла участие в республиканском (заочном) конкурсе педагогических материалов «Педагогический калейдоскоп», сертификат участника.

Периодически принимаю участие в интернет конкурсах:

год

конкурс

номинация

результат

2013

2015

республиканском (заочном) конкурсе педагогических материалов «Педагогический калейдоскоп»

«Сценарий праздника»

участник

2015

«Творческие работы и методические разработки педагогов»

Победитель

(3 место)

2015

Всероссийский творческий конкурс «Рассударики»

«Костюм, головной убор»

Победитель (3 место)

2016

XV Всероссийский творческий конкурс «Мир творчества»

«Мои презентации»

Победитель (1 место)

2016

Всероссийская тест – викторина для педагогов с Международным участием

«Знания по ИКТ»

2 место

Имею благодарность:

За творческий подход в деле подрастающего поколения от МБДОУ Кайбальский детский сад «Солнышко», 2016 год;

За активное участие в жизни села и за участие в мероприятиях, посвящённых празднованию 70-летия образования Алтайского района от администрации Белоярского сельсовета, 2014 год;

Грамота за высокий профессионализм и творческий подход в деле воспитания подрастающего поколения от Управления образования Администрации муниципального образования Алтайский район, 2013 год.


Марина Кукушкина
Портфолио музыкального руководителя

Общие сведения о педагоге

Моя семья

Педагогическое кредо

Моя профессия

Самоанализ педагогической работы

Документы об образовании

Курсы повышения квалификации

Работа по саморазвитию «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах ».

ГМО «Детское музицирование»

Фотоотчет проведения ГМО :

«Организация детского музицирования на традиционных музыкальных инструментах ».

«Способы создания нетрадиционных музыкальных инструментов , их реализация в музыкальной деятельности детей ».

11. Участие в профессиональных конкурсах за период 2015-2017 гг.

12. Достижения воспитанников

Использование современных образовательных технологий :

Игровые технологии

Проектная технология

14. Информационно-коммуникационные технологии

15. Работа с педагогами

16. Работа с родителями

17. Отзывы родителей о проведенных мероприятиях

18. Общественная деятельность

Педагогическое кредо

На свете есть много различных профессий

И в каждом есть прелесть своя.

Но нет благородней, нужней и чудесней

Чем та, кем работаю я!

«Музыка , как книга, делает нас

лучше, умнее и добрее» (Д. Кабалевский)

Работа по саморазвитию

Тема : «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах ».

Актуальность темы : Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности

дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям , способствует развитию

музыкальной памяти , внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя : наличие

воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные

способности.

План работы по теме «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах ».

Подбор музыкального репертуара .

Разработка конспектов занятий.

Подбор иллюстраций, создание картотеки музыкальных инструментов .

Консультации для родителей по оформлению домашнего музыкального уголка .

Цикл мастер классов «Детское музицирование» . (ГМО)

Конкурс для педагогов на лучший музыкальный уголок .

Выставка самодельных музыкальных инструментов .

Выступление детей на детских утренниках.

Выступление детского оркестра на концертах детской филармонии ДМШ г. Заречный.

Городское методическое объединение«Детское музицирование»

С сентября 2016 года являюсь руководителем рабочей группы Городского методического

объединения «Детское музицирование» .

Целевая аудитория : воспитатели и специалисты ДОУ.

Цель : способствовать повышению компетентности педагогов в организации самостоятельной

Музыкальной творческой деятельности детей.

Задачи рабочей группы :

Повысить уровень компетентности педагогов в области использования игры на детских музыкальных инструментах ;

Способствовать совершенствованию практических навыков мастерства педагогов в игре на детских музыкальных инструментах ;

Модернизировать развивающую предметно-пространственную среду групп и детского сада;

Трансляция и распространение инновационного опыта.

План работы рабочей группы

1. Организация детского музицирования на традиционных музыкальных инструментах .

2. Способы создания нетрадиционных музыкальных инструментов , их реализация в

3. Детское музицирование, как способ интеграции образовательных областей.

4. Виртуальный концерт детских оркестров ДОУ ГО Заречный. Выставка музыкальных

Участие в профессиональных конкурсах за период 2015-2017 гг.

Диплом III степени в общероссийском конкурсе информационно-методического центра «Алые Паруса» . Сценарий праздника «День Победы» . (июнь, 2015) .

Диплом лауреата во всероссийском конкурсе «Музыкальная капель » . Сценарий праздника «День Победы» . (февраль, 2016) .

Диплом победителя I место во всероссийском конкурсе «Музыкальная капель » . Сценарий праздника 8 марта «Маленькая мисс» . (июнь, 2016) .

Диплом лауреата I степени в международном конкурсе Talent 2016 в номинации - ансамбль скрипачей. (февраль, 2016)

5. Диплом лауреата II степени в международном конкурсе Talent 2016 в номинации «Инструментальное исполнительство» - ансамбль скрипачей. (февраль, 2016)

Диплом III степени в конкурсе «Лучшее дидактическое пособие своими руками» от детского сада «Светлячок» . (декабрь, 2016)

Достижения воспитанников

Диплом за участие в городском фестивале городского округа Заречный «Апрельские капели» . (апрель, 2015) .

Грамота за участие в городском фестивале городского округа Заречный «Апрельские капели» . (апрель, 2016) .

Диплом победителя II место во всероссийском конкурсе «Музыкальная капель » . Танцевальная композиция «Дети войны» . (июнь, 2016) .

Достижения воспитанников

музыкального и художественного творчества детей дошкольного возраста «Творческий калейдоскоп» . Номинация – хореография (хореографический ансамбль) . Организатор : УрГПУ. Екатеринбург. (2016) .

Диплом за участие во всероссийском конкурсе музыкального «Творческий калейдоскоп» . Номинация – инструментальное исполнительство (Детский оркестр) . Организатор : УрГПУ. Екатеринбург. (2016) .

Диплом лауреата III степени за участие во всероссийском конкурсе музыкального и художественно творчества детей дошкольного возраста «Творческий калейдоскоп» . Номинация – хореография (хореографический ансамбль) . Организатор : УрГПУ. Екатеринбург. (2016) . Диплом за участие во всероссийском конкурсе музыкального

Использование современных образовательных технологий

В работе широко использую традиционные и инновационные технологии, направленные на формирование познавательного интереса к музыкальной деятельности .

Здоровьесберегающие технологии

Создание в музыкальном зале комфортной и безопасной развивающей среды.

Дозирование нагрузки и дифференцированный подход в учебном процессе.

Включение в организованную образовательную деятельность ритмопластики, логоритмики, дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики.

Разработана система подвижных игр, включающая охрану голоса и слуха, развитие речевого дыхания, музыкально -ритмические упражнения на коррекцию осанки.

Занятия, развлечения и праздники в летнее время, также праздник Масленица, проводятся на улице. (В поддержку этой идеи детским садом был приобретен синтезатор и портативная аудиосистема ).

Игровые технологии

Использование игровых технологий обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, театру, формируют диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизируют словарь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Создание интегративной музыкально -игровой среды в групповых помещениях и в музыкальном зале детского сада .

Разработка картотек дидактических игр, театрализованных игр, творческих, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, познавательных и развивающих игр.

Проектная технология

Использование в НОД проектной технологии обогащают детей дошкольного возраста музыкальными впечатлениями и способствуют формированию музыкального вкуса , музыкальной памяти и музыкальности

Разработка и реализация проектов :

«Детский альбом» П. И. Чайковского»,

«Сказка в музыке Э . Грига» ,

«Игра на детских музыкальных инструментах » ,

«Времена года» .

Базой для представления результатов реализованных проектов является ДМШ г. Заречный.

Дети нашего детского сада ведут активную концертную деятельность в стенах музыкальной

школы, участвуют в концертах детской музыкальной филармонии .

Технология интегративного обучения

Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует

образованию связей между всеми образовательными областями. Это активизирует развитие

наглядно-действенного, наглядно-образного, логического мышления; формирует у детей более

глубокие, разносторонние знания, целостное представление о мире и взаимосвязи всех его

составляющих. Технология интегративного обучения широко применяется в проектной

деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии

Активно пользуюсь интернет ресурсами при планировании образовательной деятельности по музыкальному развитию детей , занимаюсь изучением педагогического опыта других педагогов-музыкантов на сайте - Социальная сеть работников образования : nsportal.ru.

Провожу занятия, которые требуют наглядного представления материала, с использованием компьютерных презентаций.

Для сотрудничества с родителями и обмена опытом с коллегами по музыкальному воспитанию

Работаю над созданием своего блога в интернете – адрес : http://www.сайт/users/mama1212

Работа с педагогами

Взаимодействую с педагогами детского сада по следующим направлениям :

Индивидуальные консультации

Обсуждение сценариев развлечений и праздников

Групповые семинары-практикумы по музыкальному воспитанию

Активное участие педагогов в развлечениях и праздниках

Участие педагогов в оформлении музыкального зала

Педагоги готовят костюмы и атрибуты к мероприятиям

Работа с родителями

Успех в работе по развитию творческих способностей детей может быть достигнут

только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания,

которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

Решение проблемы : правильно организовать работу с родителями по музыкальному

воспитанию детей в семье.

Общественная деятельность

Уже более 10 лет я активно сотрудничаю с педагогами детской музыкальной школы

г. Заречный. Вхожу в состав ансамбля скрипачей, под руководством Т . П. Разиной. Ансамбль

принимает участие в конкурсах разного уровня, во всевозможных школьных и муниципальных

концертах.

В марте 2016 г. Был успешно организован и проведен концерт для пенсионеров детских

образовательных учреждений нашего города. В концерте принимали участие дети и

сотрудники структурного подразделения детского сада «Светлячок» . В знак благодарности,

гости нашего концерта оставили приятный

отзыв в городской газете «Ярмарка» .

В апреле 2016 года мной был организован и

проведен городской ежегодный фестиваль

«Апрельские капели» . Хочется отметить,

что фестиваль впервые был организован в

Театре юного зрителя г. Заречный

В декабре 2015 года я представила г. Заречный на конкурсе красоты «Миссис

Евразия 2015», где была удостоена двух номинация :

Номинация «Миссис натуральность»

Победительница конкурса «Миссис Евразия 2015» .

Еремеева Дарья
Портфолио для аттестации музыкального руководителя

Стефанова Татьяна Владимировна.

музыкальный руководитель

МБДОУ № 75 «Ивушка»

Образование высшее

Педстаж 37 лет

Основными задачами музыкального воспитания являются развитие музыкальности и музыкального мышления ребенка . Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека : музыка , которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка. Музыка - искусство , воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей .

Чтобы развитие детей в этом направлении совершалось успешно, необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с учетом особенностей музыки и возрастных возможностей детей.

Педагог, организуя общение детей с музыкой , накапливая у них опыт слушания простейших мелодий (спетых или исполненных на детских музыкальных инструментах , побуждает реагировать на них голосом или движением, создает предпосылки для активной музыкальной деятельности ребенка на последующих этапах развития.

Важно отметить, что, только развивая эмоции, интересы, вкусы детей можно приобщить их к музыкальной культуре , заложить ее основы. Дошкольный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культуры . Если в процессе музыкальной деятельности детей будет развито их музыкально -эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Публикации по теме:

Доклад музыкального руководителя о совместной работе музыкального руководителя и воспитателя Наш педагогический коллектив рассматривает музыкальную деятельность как одну из сторон гармонического развития детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей ДОУ «Взаимодействие в педагогическом процессе музыкального руководителя с воспитателем» Взаимодействие в педагогическом процессе музыкального руководителя с воспитателем Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников.

Мастер – класс для родителей «Музыкальные инструменты своими руками» - Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас видеть в этом зале.

Материал для педагогов образовательных организаций. Описание системы работы музыкального руководителя Описание системы работы музыкального руководителя I категории МБДОУ детский сад «Светлячок» Мариинско - Посадского района Чувашской Республики.

Портфолио педагога для аттестации на первую квалификационную категорию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №30 «Малышок» городского округа «город.

Портфолио музыкального руководителя Портфолио Музыкального руководителя МБДОУ № 162 " Сказка" Тронько Светланы Георгиевны Образование:Средне-специальное, закончила Архангельское.

Презентация «Портфолио музыкального руководителя» Я профессионал. Я работаю в детском саду. Работу свою очень люблю. Общение с детьми, их привязанность и доверие ко мне создаёт благодатную.


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Ф.И.О. Савельева Елена Васильевна Дата рождения: 8 августа 1967г. Образование: среднее специальное, Окончила Петрозаводское педагогическое училище 2 в 1986 году. Решением квалификационной комиссии от 1986 года присвоена специальность «Воспитатель детского сада. Стаж педагогической работы: 23 года. В данном учреждении: 21 год. В данной должности: 6 лет. Наличие квалификационной категории: первая категория. Дата присвоения: 02 декабря 2011 года


Педагог-универсал!...Не солидно? Кто сказал? Двадцать стульчиков у стенки-это Ваш Колонный зал. Тут и "барыня" и Бах, ликование и страх, И движение, и слово и улыбка на губах! Мир меняется вокруг музыкальных Ваших рук Такт, другой - и на паркете расцветает летний луг. За окошком холод лют, в детском садике - уют, Двадцать "птиц" танцуют польку, машут "крыльями", поют! Двадцать преданных пичуг-это самый ближний круг Добрых, нежных, как у мамы, терпеливых Ваших рук. Смастерить костюм лисы, показать полёт осы, Успокоить недовольных, вытирая им носы, -Бездна нужных добрых дел! Это Ваших рук удел! Дай им Бог Любви и Силы, чтобы мир не оскудел! (автор неизвестен)









МОИ НАГРАДЫ Грамота администрации МДОУ детского сада «Родничок». Грамота администрации АНО детского сада «Родничок». Благодарственное письмо администрации Заводоуковского городского округа комитета образования. 2010г. Благодарственное письмо администрации Заводоуковского городского округа 2011г. Благодарность комитета образования администрации Заводоуковского городского округа 2012, 2013г. Грамота комитета образования администрации Заводоуковского городского округа 2013г.





Подбор различного типа материалов к занятиям и для оформления группы с использованием ресурсов сети интернет, офисной техники; Оформление материалов по различным направлениям деятельности, с использованием программ Microsoft Office,Word, Excel, в том числе при разработки планов и конспектов нод, различного вида праздников и развлечений, консультаций для родителей; Использование мультимедийных презентаций в программе Microsoft Office, РowerPoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми; Использование Internet в педагогической деятельности с целью информационного и научно-педагогического сопровождения образовательного процесса вработе музыкального руководителя, оформление буклетов и визитной карточки; Поиск дополнительной информации для занятий, знакомство с периодикой, общения с коллегами, обмена опытом, размещение собственных разработок в сети. Использование видио и фото аппаратуры. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФАРМАЦИОННО- КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
















ФОРМЫ РАБОТ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Проведение совместных праздников, развлечений, Проведение совместных праздников, развлечений, семейных гостиных, конкурсов. семейных гостиных, конкурсов. Изготовление совместно с родителями нетрадиционных Изготовление совместно с родителями нетрадиционных музыкальных инструментов. (семинар- практикум) музыкальных инструментов. (семинар- практикум) Организация творческих встреч. Организация творческих встреч. Организация совместно детско- родительских проектов. Организация совместно детско- родительских проектов. Привлечение родителей к участию детей в районных Привлечение родителей к участию детей в районных мероприятиях. мероприятиях. Приглашение учащихся музыкальной Приглашение учащихся музыкальной школы- выпускников детского сада. школы- выпускников детского сада. Выступления на родительском собрании. Выступления на родительском собрании. Анкетирование родителей. Анкетирование родителей. 23






Top