Аукционный дом кристис. Аукцион Кристис: самые дороги лоты

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2004, № 2, с. 115-122

ДИСКУССИИ

НАЙДЕНО НА АУКЦИОНЕ "CHRISTIE". РОЛЬ ЭКСПЕРТА В ТОРГОВЛЕ ДРЕВНОСТЯМИ

© 2004 г. В. С. Флёров

Институт археологии РАН, Москва

Осенью 2001 г. в мои руки попала ксерокопия двух страниц одного из выпусков каталога известного аукциона "Christie" (рис. 1). На них содержалась информация о распродаже древностей: "Antiquities. Friday, 8 June 200l". В числе выставлявшихся на торги был лот 318 - A khazaro-bulgar engraved antler container. Circa 8th-early 9th century A.D. Предмет обозначался как "собственность из частной коллекции". Это роговой реликварий, тип которого известен по находкам преимущественно на памятниках салтово-маяцкой культуры. Большинство из них покрыты гравировкой (Флёрова, 1997. С. 59-66). Особенно редки реликварии с сюжетными композициями. По своей уникальности и научной значимости они ненамного уступают разве что сценам на еще более редких металлических ритуальных сосудах (Флёрова, 2001. С. 97-116).

Каталог не сообщает о месте находки реликва-рия. Судя по характерному повреждению, предмет находился в погребении. Речь может идти о могильнике, возможно катакомбном, или подкурганном захоронении. Было бы наивным полагать, что это случайная находка местного жителя, который быстро переправил ее за рубеж. Поражает не сам факт появления на аукционе этой вещи, но профессионализм публикуемой в каталоге аннотации, хотя в ней и допущены ошибки. Мало того, она снабжена и ссылкой на литературу, в том числе и на рисунок из книги С.А. Плетневой, изданной в 1999 г. (Плетнева, 1999. Рис. 119). Это недавно найденные костяные изделия Шиловского кургана Поволжья (Бага-утдинов, Богачев, Зубов, 1998. С. 106. Рис. 21). Правда, стиль изображений совершенно иной, но выбора у "эксперта" небыло. Он и не мог найти аналогичных - их нет. Реликварий "Кристи" уникален! Важна и такая деталь как то, что писавший аннотации сослался не на авторов основной публикации, а на С.А. Плетневу как на более известную за рубежом, книга которой поступила в США.

"ХАЗАРО-БУЛГАРСКИЙ КОНТЕЙНЕР ИЗ РОГА ОЛЕНЯ С ГРАВИРОВКОЙ

Около VIII - начала IX века н.э.

Вероятно, использовался для сухих продуктов. Внешняя поверхность сплошь покрыта выгравированными сценами повседневной жизни. Одна

сторона - с охотничьими сценами с группой людей, целящихся из луков в оленя, стадом кабанов, большой птицей и стаей бегущих животных. Другая сторона - с группой людей, расположенной на отдельных частях поверхности. Одна фигура человека, слезающего с оседланного коня. Еще одна фигура - гораздо большего масштаба, чем другие, возможно, вождь. Рог имеет отверстия вдоль краев.

5 дюймов (2.7 см) длиной.

Оценка: $ (здесь указана цифра, которую не публикую - В.Ф.),

Хазаро-булгары относятся к салтово-маяцкой культуре, кочевническое население Кавказа и степей.

Похожие предметы смотрите: рис. 119 в Плетнева Очерки хазарской археологии. Относительно "солонки" из рога оленя того же плана найденной в Моравии смотрите № 108 в Декан Великая Моравия, Великая Моравская империя, ее искусство и время".

Я акцентирую внимание на годе издания книги С.А. Плетневой - 1999 г. - и дате аукциона - лето 2001 г. Вероятнее всего, реликварий извлечен из погребения в сезон 2000 года. Во всяком случае, аннотация написана не ранее 1999 г.

О самом реликварии планируется отдельная публикация1, а здесь об иных проблемах, связанных с ролью профессионального археолога-эксперта в подпольной торговле древностями. Повод говорить дает подготовленная таким экспертом аннотация к реликварию, т.е. его участие в продаже этого уникального предмета.

Археологам известен размах ограбления археологических памятников России (равно на Украине, в Республике Крым и других регионах). Меньше мы знаем о торговле археологическими древностями, в том числе за рубежом. Аукцион "Кристи" -одно из свидетельств. "Публикация" аукциона заставляет задуматься над рядом вопросов.

1. Первый касается атрибуции участников ограбления древних памятников. Прижился термин "черные археологи". Он как бы приравнивает "черных" к археологам-ученым. Ни о каких чер-

1 В.С. Флёров, В.Е. Флёрова. "Роговой "реликварий" с территории Хазарского каганата" РА, в печати.

Рис. 1. Страницы из каталога аукциона CHRISTIE. Вверху реликварий.

ных "археологах" речи быть не должно. Их "деятельность" идет вразрез с российским законодательством об охране археологических памятников. Ситуация парадоксальна: укравший экспонат из музея - именуется вором, подлежит суду. Укравший ту же вещь непосредственно из археологического объекта - "археолог", с романтической окраской "черный". Называть археологами данную категорию лиц неверно по существу их деятельности. Неверно и юридически. Лица же, имеющие археологическую подготовку и сотрудничающие с грабителями или пользующиеся их услугами, вступают в зону столкновения с интересами государства, с одной стороны, науки и общественности - с другой.

Ограбление памятников археологии и сбыт добычи переживают в России качественный сдвиг. От одиночек этот "бизнес" переходит в руки организованных групп, у которых с ростом "добычи" появилась и потребность в экспертной оценке добытого. Их интересует не научная значимость вещей, но зависящая от нее цена на подпольном рынке, в том числе зарубежном. На цену влияют уникальность вещи, дата, художественность исполнения, судить о которых способен только специалист. Прошли те времена, когда воров интересовал только материал ряда древних предметов - золото2.

Подпольный рынок с нарастанием оборота древностей требует все большего числа экспертов. Ищут их в музеях, институтах, университетах (не говоря о массе расплодившихся "обществ"). Принял предложение о "сотрудничестве" и автор аннотации к реликварию.

2. О соучастии ученых в подпольной торговле древностями в качестве экспертов-оценщиков. Понятен интерес археолога к предложению посмотреть новую вещь. Однако сознательно или неосознанно, вступив в контакт с ворами, он начинает выступать в качестве оценщика. Выход один -абсолютный отказ от сотрудничества с торговцами древностей. Если не будет отказа, то с неизбежностью последуют новые обращения, а затем и предложения оплачивать услуги. Ученый становится соучастником незаконной торговли. Это по сути пособничество, соучастие и укрывательство преступного деяния.

Оплата услуг эксперта. Она не обязательно выражается в деньгах. В ряде случаев археологи "мотивируют" контакт с грабителем возможностью зарисовать предмет, хотя информативность такого "источника" ограничена (владелец вещи не откры-

2 Характерный пример. В 60-х годах ХХ в. из экспозиции Ростовского-на-Дону областного музея были украдены золотые со вставками из полудрагоценных камней фалары из Садового кургана в г. Новочеркасске (Капошина, 1963; Колесова, 1964). Воры "камешки" выбросили, а сами вещи переплавили. Примечательно, что и тогда первой версией следствия был вывоз фаларов за рубеж как произведений древнего ювелирного искусства, так как полученная от пе-

реплавки масса золота стоила в сотни раз меньше.

вает местоположения памятника, из которого происходит предмет, или дает ложную информацию). Надо иметь в виду - разрешение зарисовать есть ничто иное, как завуалированная, скрытая форма оплаты услуги по экспертизе награбленных вещей. По мере разрастания торговли древностями, а эта тенденция очевидна, подпольный рынок с неизбежностью будет все более нуждаться в экспертах по множеству эпох и культур, а оплата будет принимать самые разнообразные формы. Суть ее от этого не изменится - это оплата за услуги противозаконному "предпринимательству".

3. Вопрос, вызывающий в среде археологов странные споры - покупка археологических предметов на подпольном рынке. Мотивы сторонников приобретения для музейных собраний на первый взгляд обоснованы стремлением "спасти" предмет, ввести его в научный оборот. Какую научную ценность будет представлять вырванный из контекста археологического памятника предмет? Особенно на фоне аналогичных уже найденных и тех, которые еще будут найдены в ходе научных раскопок. Археология, не надо забывать, давно превратилась из вещеведения в науку об эпохах, культурах, обществах. С так называемым массовым материалом кажется все ясно. От его приобретения можно отказаться. А как быть с предложением приобрести редкую вещь типа ре-ликвария аукциона "Кристи"? Прежде всего, отвечу, что деление на обычные и редкие вещи очень условно. Преднамеренно обострю постановку вопроса: как быть с появлением на рынке раритетов типа, к примеру, хранящихся в Золотой кладовой Государственного Эрмитажа или киевском собрании исторических драгоценностей? Ответ, на мой взгляд один и он относится без исключения к любой вещи, предлагаемой вором или посредником: приобретая л ю б о й предмет сегодня, мы тем самым поощряем грабителей на продолжение преступной деятельности в дальнейшем, даем ему заказ на поиск аналогичных предметов и карт-бланш на сбыт. Что касается покупки музеями предметов уровня эрмитажных, то такая проблема для музеев практически не стоит. Преступный мир знает финансовые возможности отечественных музеев. Но, подчеркну, исключений не может быть ни для одной категории вещей, добытых преступным путем. Посмотрим на это с другой стороны. Предложение купить предмет из разграбленного памятника - это предложение государству в лице музея выкупить заложника, только неодушевленного. Музей, вступая в переговоры о покупке, тем самым принимает правила преступного мира торговцев древностями. Чем значительнее выкуп, тем выше стимул к захвату других предметов. Эту цепочку может прервать только категорический отказ выкупать очередную вещь.


Аукционный дом Christies при каждом удобном случае не забывает отметить, что его связи с Россией уходят далеко в XVIII век, когда Джеймс Кристи помог императрице Екатерине II с приобретением знаменитой коллекции сэра Роберта Уолпола, справедливо считающейся одной из ключевых в собрании Государственного Эрмитажа. Продажи Christies осуществляет более 600 продаж (т.е. в среднем 2 раза в день) по 80 категориям, включая такие области, как изобразительное и декоративное искусство, ювелирные изделия, фотографии, мебель, часы, вино, машины и т.д. Christies имеет постоянный русский отдел и престижные Русские торги (Russian Sales). По признанию самого дома Русские торги продолжают оставаться одними из самых быстро растущих областей международного рынка. В 2006 году обороты достигли $54.9 миллионов; было установлено несколько очередных рекордов. «В конце 1890-х годов участие России в международных выставках позволило прежде неизвестным российским произведениям оказаться в Америке. В начале ХХ века первая волна русских иммигрантов принесла с собой огромное число произведений искусства, что повторялось каждый раз с каждой новой волной иммиграции в течение всего ХХ века. Ностальгия и интерес к отечественной культуре, привитый русской интеллигенции с юности, заставляли их выкупать обратно их национальное достояние – процесс, который сейчас продолжается в более масштабной форме» – сообщила в своем недавнем интервью газете «Коммерсант» ведущий специалист русского отдела Christies ежегодно проводит продажи в апреле (Нью-Йорк) и в ноябре (Лондон). Иконы регулярно продаются на отдельном аукционе в Лондоне.

Первый аукцион Sotheby"s состоялся 11 марта 1744 года. На нем продавали редкие книги. На данный момент Sotheby"s – это еще один крупнейший универсальный аукционный дом: более 100 офисов Sotheby"s по всему миру на всех пяти континентах. Sotheby"s стали первыми проводящими аукционы в Интернет. Также Sotheby"s уже достаточно давно является аукционным лидером в категории современного искусства, основные продажи которого проходят в Нью-Йорке в мае и ноябре, в Лондоне в феврале и июне. Примечательно, что именно аукцион Sotheby"s провел первые торги русского авангардного и советского нонконформистского искусства в Москве 1988 году. Стоит также упомянуть и недавние первые сенсационные Лондонские торги Sotheby"s (15 февраля 2007) современного русского искусства, установившее мировые рекорды и выведшие на международный аукционный рынок многих русских современных художников. Следующие продажи русского современного искусства запланированы на 2008 год.
Sotheby"s также имеет постоянные русские отделы в Лондоне и Нью-Йорке. Они предлагают искусство с середины XVIII века до наших дней – передвижников, «Мир искусства», «Бубновый валет», русский футуризм, русский авангард, современное искусство. Продажи также включают в себя и изделия Фаберже, изделия Императорского фарфорового завода, ювелирные украшения, серебро и иконы. В среднем аукционы проходят два раза в году в Лондоне и в Нью-Йорке.

Третий крупнейший и универсальный аукционный дом в мире. Он был образован в 1793 году известным дилером гравюр Томасом Доддом (Thomas Dodd) и книжным антикваром Вальтером Бонхамом (Walter Bonham) и расширен к середине XIX века. Сегодня Bonhams торгует по 70 категориям, включая живопись, машины, музыкальные инструменты, вина, ковры и объекты дизайна. Аукционный дом проводит более 700 продаж по всему миру. Bonhams имеет аукционы в США (Bonhams & Butterfields) и в Австралии (Bonhams & Goodmans).

Крупнейший и почтеннейший аукционный дом в немецко-говорящих странах, Dorotheum в 2007 году празднует 300-летие со дня своего основания. Основанный в 1707 году Императором Иосифом I, в этом смысле, старейший из главных аукционов мира. Dorotheum в среднем проводит около 600 аукционов в год. Помимо Вены, где находится штаб-квартира, имеет представительства в ряде австрийских городов (Зальцбург), а также в Милане и Праге.

Относительно молодой MacDougall’s является единственным аукционом, специализирующимся исключительно на русском изобразительном искусстве. Продажи аукциона в 2006 году выросли до 10 миллионов долларов США. Аукционный дом торгует живописью и другими произведениями искусства с XVIII века до наших дней и установил несколько рекордов на советское нонконформистское искусство. Головной офис находится в Лондоне, есть офисы в Париже, Москве и Киеве. Аукционы проходят в среднем два раза в год.

Stockholm Auction House (Stockholms Auktionsverk)

Старейший аукционный дом в мире, был основан в 1674 году в Стокгольме. В среднем проводит 75 аукционов в год. Работает только в Швеции, имеет офисы в Готенбурге и Мальмо. Минимум раз в год проводятся специализированные русские торги. Также русские вещи можно часто встретить на аукционах, торгующих европейским изобразительным и прикладным искусством XIX–XX века.

Упсала аукцион был образован в 1731 году, это третий крупный аукцион в Швеции и самый большой за пределами Стокгольма. Среди традиционных продаж искусства XVIII–XIX века часто встречаются русские имена. Среди важных картин, проданных осенью 2006 года, дом выделяет Ивана Шишкина, Ильи Репина, Алексея Харламова и др.

Аукционный дом Bukowskis был образован в 1870 в Швеции эмигрировавшим польским дворянином Хенриком Буковских (Henryk Bukowski). Между 1870 и 1940 годами им было осуществлено несколько важных продаж коллекций королевского происхождения, благодаря которым дом приобрел всемирную репутацию. Является лидирующим аукционным домом в Скандинавии и имеет представительства по всему миру. Шведский Bukowskis проводит четыре основных аукциона в год. Два из них, весенний и осенний Bukowskis Modern Sales посвящены модернистскому и современному искусству, включая объекты дизайна, мебель, серебро, стекло. Ближайшая весенняя продажа – 24–27 апреля, осенняя – 30 октября-2 ноября. Два других аукциона, весенний и осенний, Bukowskis International Sales посвящены старым мастерам, XIX веку, антиквариату, мебели, коврам, драгоценностям и т.д. Ближайшая весенняя продажа – 29 мая-1июня, осенняя – 27–30 ноября.
В 1979 году был открыт офис в Финляндии, который быстро стал лидирующим аукционным домом в этой стране, проводящим более 100 аукционов в год. По признанию самого дома, благодаря общей истории Финляндии и России в каталогах обоих аукционов встречается много русских произведений искусства.

Франция – еще одна страна, где в силу исторических причин на арт-рынке присутствует много русских вещей. Один из крупнейших аукционных домов Tajan устраивает русские торги как минимум два раза в год

Под тэгом «микро»

Всемирно известный аукцион «Кристис» (Christie’s) является старейшим и самым крупным аукционным домом в мире. Он был основан еще в 1766 году.

Ежегодно «Кристис» проводит около 450 торгов, на которых выставляют предметы искусства, антиквариат, а также ювелирные украшения и вино.

Представляем 6 самых дорогих картин, проданных на торгах этого знаменитого аукционного дома.

Портрет доктора Гоше, Винсент ван Гог, 1890 год

Эта картина была написана в июне 1890 года, незадолго до смерти великого нидерландского художника Винсента ван Гога. На картине изображен последний лечащий врач живописца - Поль-Фердинанд Гаше? . Он сидит с веточкой растения дигиталис, из которого приготовлял для художника лечебное снадобье.

15 мая 1990 года эта картина была продана на аукционе «Кристис» за 82.5 млн долларов . На протяжении 15 лет это картина оставалась самой дорогой в мире.

Автопортрет без бороды, Винсент ван Гог, 1889 год

Один из автопортретов голландского художника. Он написал ее в сентябре 1889 года. Размеры картины небольшие - всего 40 см х 31 см. Этот автопортрет был написан без бороды, в отличие от других автопортретов, на которых Винсент ван Гог всегда изображал себя с бородой.

Продан на аукционе в 1998 году за 71.5 млн долларов .


Женщина со скрещенными руками, Пабло Пикассо, 1902 год

Портрет был написан испанским художником Пабло Пикассо в 1902 году в Барселоне. Является одним из самых известных произведений, относящихся к так называемому голубому периоду Пикассо.

Картина была продана на аукционе за 55 млн долларов 8 ноября 2000 года, что вдвое превысило ожидаемую цену.

Портрет Адели Блох-Бауэр II, Густав Климт, 1912 год

Работа австрийского художника Густава Климта. Эта картина считается одной из самых значительных полотен Климта и австрийского Югендстиля в целом (художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX - начале XX века). На картине изображена дочь генерального директора Венского банковского союза Морица Бауэра.

В 2006 году картина была продана через аукцион «Кристис» за 87.9 млн долларов .

«Авария зеленой машины», Энди Уорхол, 1963 год

Работа американского художника Энди Уорхола «Авария зеленой машины» (Горящая зеленая машина-1) относится к серии произведений, на которых он, используя фотоснимки, отражал итоги трагических ДТП. На картине «Авария зеленой машины» изображена авария в городе Сиэтл.

В 2007 году на торгах аукциона «Кристис» эта картина была продана за 71.7 млн долларов .

«Пруд с кувшинками», Клод Моне, 1919 год

Работа французского живописца Клода Моне, одного из основателей импрессионизма. Она ценна тем, что входит в маленькую серию, состоящую всего из четырех работ.

Картина была продана продана на аукционе «Кристис» 24 июня 2008 года за 80.4 млн долларов .

Старейшим и самым крупным в мире аукционным домом, который специализируется на продаже работ живописи, дорогой мебели, ювелирных изделий, редких сортов вин, книг, рукописей (более чем 80 категорий товара), является Кристис, 1766 года основания. Именно в этом году 5 декабря в столице Великобритании антиквар и основатель элитного аукциона Джеймс Кристи продал первый лот. С тех пор аукционный дом Кристис только увеличивал свою публику и ассортимент лотов. Несмотря на то, что на аукционе продаются очень и очень дорогие лоты, здесь вполне реально найти по более доступным ценам не менее интересные вещи. К тому же, не имеет значения, новичок ли вы или покупатель с толстым кошельком и большим опытом, аукцион Кристис открыт для всех, хотя ещё столетие тому назад это был исключительно аукцион для аристократии.

В настоящее время действует более чем 100 отделений аукциона Кристис в 40 странах: наиболее крупное отделение расположено в Нью-Йорке. Главный офис располагается на Кинг-Стрит, в престижном районе Сент-Джеймс. Само здание и его внутренний интерьер говорят о том, что здесь всё не просто так, а по высшему разряду: шикарная дорогая мебель, лестница, картины, особая атмосфера роскоши, и даже дверные ручки здесь необычной формы.

Все лоты, которые будут продаваться на ближайших торгах, представлены в залах аукциона. Возле каждого лота бирочка с номером, краткой информацией и стартовой ценой. Посетители и потенциальные покупатели лотов могут не только посмотреть на дорогую мебель, но и посидеть на диване, походить по коврам, которые будут продаваться. В каждом зале обязательный атрибут – живые цветы и никаких искусственных.

Самые дорогие лоты за всю историю аукциона Кристис

Ежегодно проводится до 1000 аукционов. Цифра, которая крутится за год на аукционе, состоит из девяти нулей, что вполне обосновано:

Самая дорогая картина ХХ века – работа Пабло Пикассо «Женщина со скрещёнными руками», за $55 млн, которая была продана в 2000 году. Однако, в 2015 году был установлен новый рекорд этого художника: картина «Алжирские женщины» за рекордные $179,4 млн. Кстати Пабло Пикассо является самым дорогим и плодовитым живописцем современности, картины которого уходят сразу с молотка за колоссальные суммы.

Самая дорогая книга: экземпляр Джефри Чосера “Кентерберийских рассказов”, за 7 394 000$, в 1998 г;5.1
самая дорогая бутылка вина в мире «Шато Лафит» 1787 г за 160тыс. $;

Самая дорогая иллюстрированная рукопись Леонардо да Винчи «Кодекс Лейчестера» за 30,8 млн. $;
самое дорогое письмо Авраама Линкольна от 8 января 1863 г за 748000 $;
самая дорогая миниатюрная статуя «Указующий человек» Альберто Джакометти за $141 млн.

В последнее время на культурную жизнь во всем мире все активнее влияет такое явление как художественные аукционы. Крупнейшие мировые СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио, и интернет-издания) заполнены сенсационными новостями с торгов на аукционах. Эти сообщения и многочисленные комментарии привлекают к себе гораздо больше внимания общественности, чем публикации об уникальных выставках шедевров искусства и новостях из крупнейших музеев мира.

Аукционы (лат.auctio - продажа с публичных торгов) – распространенный способ реализации товаров на основе конкурса покупателей. Аукционеры прекрасно учитывают человеческую психологию и делают ставку на азарт, при которой покупатели по инерции взвинчивают цену на радость аукционистам и продавцам.

На аукционах продают все (антиквариат, картины, землю, недвижимость, пакеты акций, марочное вино, письма знаменитостей, драгоценности и даже детские рисунки). При этом эффективно решаются самые разные проблемы: от сугубо коммерческих до благотворительных.

Считается, что аукционы существовали уже в 5 веке до н. э. в Древнем Вавилоне (на них продавали девушек в замужество) и в Древнем Риме. С падением Римской империи аукционы были закрыты и появились снова лишь во Франции в XIII веке. Появление современного типа аукционов исторически связывают с Нидерландами, где в 1599 г. был проведен первый книжный аукцион в Европе. Аукционную продажу книг подхватила Англия (в 1676 году), ставшая родиной крупнейших аукционных домов мира. В развитых странах аукционные дома ныне есть едва ли не в каждом крупном городе. Различают несколько типов аукционов, но основными являются «английский» («восходящий») и «голландский» («нисходящий»).
Английский аукцион основывается на установлении минимальной цены для дальнейших торгов, в процессе которых цена постепенно увеличивается, и вещь уходит к тому, кто назначил самую высокую цену (так работают, например, оба крупнейших аукционных дома Christie"s и Sotheby"s).

Голландский аукцион начинается с очень высокой цены и ведется с ее постепенным понижением. Вещь или товар уходит к тому, кто успел первым «перехватить» понижаемую цену. Такая форма активно используется и сейчас, например, на аукционах тюльпанов или рыбы, то есть, там, где что-то нужно быстро продать.

Чем крупнее аукционный дом, тем универсальнее его деятельность (от антиквариата и изобразительного искусства до коллекционных машин и музыкальных инструментов). Торги проходят иногда по несколько раз в день, в том числе, в on-line режиме и начинают напоминать фондовые биржи, хотя обороты пока все-таки несопоставимы.

Антиквариат, живопись, графика и скульптура являются ядром любых крупных аукционов произведений искусства. Это, как правило, вторичный арт-рынок, то есть, на нем продают не новые произведения, а то, что было создано ранее, потом куплено или унаследовано.
Одним из самых определяющих факторов успешного проведения аукциона является предварительная оценка предложенных работ. Помимо общей моды, места автора в истории искусства, жанра, техники, редкости и сохранности произведения на его цену влияет т. н. провенанс картины (англ. provenance - происхождение, источник). Это своего рода «биография» произведения: автор, дата, в каких коллекциях находилась, на каких выставках выставлялась. Провенанс обычно приводится в аукционных каталогах для подтверждения подлинности экспоната. Интересный провенанс может значительно повысить ценовую планку торгов.

Каждый аукцион предлагает детальную инструкцию для продавцов и для покупателей. Обычно аукцион сопровождает предаукционная выставка, открывающаяся за несколько дней до торгов.

К каждому аукциону готовится каталог, который можно купить или просмотреть на сайте аукциона. В каталогах приводятся сведения уже о конкретных лотах (отдельных объектах или группах объектов, предложенных для продажи как неделимые единицы), а также предпродажный разброс цены, в рамках которого конкретный лот ожидается быть проданным.

Для участия в аукционе, желающие совершить покупку, должны пройти регистрацию и получить жетон. Если клиент не может сам присутствовать во время торгов, он может сделать покупку по телефону или оставить заранее письменную заявку, в которой указана максимальная цена, которую он готов заплатить за определенный лот.

Удачливый покупатель должен иметь в виду, что цена в аукционном зале (англ. «hammer price» - цена после удара молотка) меньше, чем реальная цена покупки: необходимо будет заплатить аукциону комиссионные, а также различные налоги, принятые в стране, в которой проходят торги.

О двух «китах» аукционных торгов, старейших английских домах «Сотбис» и «Кристис», сегодня знают, пожалуй, все. Аукционный дом Сотбис (англ. Sotheby"s) основан более 260 лет назад в Лондоне.
Датой его рождения считается 1744 год, а основателем - Сэмюэл Бейкер. Начинал он с книжной торговли и довольно быстро нажил солидный капитал. В 1767 г. в фирме начал работать племянник Сэмюэла - Джон Сотбис. После смерти Бейкера фирма стала именоваться «Сотбис». Постепенно приобретать лоты на ее торгах стало считаться признаком хорошего тона и гарантией серьезных вложений. Центральные залы Сотбис располагаются в Лондоне на элегантной Нью-Бонд. Именно здесь разыгрываются эффектные спектакли на сотни миллионов долларов. Выходом Сотбис на международную сцену явилось создание в 1955 г. отделения в Нью-Йорке. Затем была создана большая сеть филиалов по всему миру (в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Иоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции и т. д.).

В 1990 г. объем товарооборота всех отделений Сотбис достиг более 2 миллиардов долларов.
Вся история Сотбис - блестящее свидетельство тому, что торговать произведениями искусства прибыльно, престижно и перспективно.

Одним из первых рынок изящных искусств захватил другой крупнейший аукционный дом Кристис (англ. Christie’s), история которого началась 5 декабря 1766 года, когда его основатель, бывший морской офицер Джеймс Кристи, открыл первые торги. Вскоре он уже владел в Лондоне помещением со специально построенным для него аукционным залом.

Считается, что именно здесь проходили самые большие аукционы XVIII и XIX веков. И кстати, не кто иной, как сам Джеймс Кристи, выступил посредником в сделке по продаже российской императрице Екатерине II знаменитой коллекции живописи сэра Роберта Уолпола, который считается первым британским премьер-министром. Эта сделка заложила основы будущего музея Эрмитаж.

Важнейшим достижением фирм Сотбис и Кристис в XX веке стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые удалось приковать внимание клиентов к искусству нового времени и превратить работы этих мастеров в дорогостоящие лоты. Торговля произведениями искусства стала отныне большим бизнесом со своей спецификой и своими сюрпризами. В последние годы двум аукционным гигантам удалось провести несколько ошеломляющих продаж, вошедших в историю бизнеса и определивших современный уровень цен на предметы искусства. Потрясающие новости аукционов превратились в достояние первых страниц прессы всего мира.

Хотя сегодня аукционные дома Сотбис и Кристис контролируют до 90% мировых аукционных продаж антиквариата и предметов искусств, но ими, разумеется, не исчерпывается многообразие аукционных домов мира. На этом рынке есть еще несколько важных «игроков», таких как старейший аукционный дом Германии «Kunsthaus Lempertz» (Кельн), храм французских аукционистов "Hоtel Drouot", известнейший аукционный дом Австрии «Dorotheum» и другие.
Можно с уверенностью утверждать, что новые сенсации на аукционных торгах не заставят себя долго ждать, и мы вновь окажемся свидетелями интригующих событий в мире искусства.




Top