Автобиография джека лондона. Джек Лондон: биография как поиск идеала

Джек Лондон (Jack London), урождённый Джон Гриффит Чейни (John Griffith Chaney). Родился 12 января 1876 - умер 22 ноября 1916. Американский писатель, социалист, общественный деятель, наиболее известен как автор приключенческих рассказов и романов.

Джек Лондон был вторым после по издаваемости в СССР зарубежным писателем за 1918-1986 годы: общий тираж 956 изданий составил 77,153 млн экземпляров.

Его мать - Флора Веллман (Flora Wellman) - была пятым и последним ребёнком строителя Пенсильванского канала (Pennsylvania Canal) Маршалла Веллмана, происходившего по мужской линии от Томаса Веллмана (1615-1672), английского пуританина, обосновавшегося в Массачусетсе. Матерью Флоры была валлийка Элинор Гаррет Джонс (Eleanor Garrett Jones). Флора Веллман была учителем музыки, увлекалась спиритизмом. Она забеременела от астролога Вильяма Чейни, этнического ирландца, с которым совместно жила некоторое время в Сан-Франциско. Узнав о беременности Флоры, Вильям стал настаивать на том, чтобы она сделала аборт. Флора категорически отказалась и в порыве отчаяния попыталась застрелиться, однако только слегка ранила себя. В газетах того времени была поднята страшная шумиха (например, в статье «Покинутая жена» в «Кроникл»), имя профессора Чейни было опорочено, что впоследствии послужило причиной его отказа от отцовства (в 1899 году Джек Лондон отправил Чейни несколько писем, в которых спрашивал, отец он ему или нет, но профессор однозначно отрицал отцовство).

После рождения малыша Флора оставила его на какое-то время на попечение своей бывшей рабыни Вирджинии Прентисс, которая оставалась для Лондона важным человеком на протяжении всей его жизни.

В конце 1876 года Флора вышла замуж за Джона Лондона, инвалида и ветерана Гражданской войны в США, после чего забрала малыша к себе обратно. Именно тогда мальчик получил имя Джон Лондон (Джек - уменьшительная форма имени Джон).

Семья Лондонов (Джон Лондон привел в семью двух своих дочерей, старшая, Элиза, стала верным другом и ангелом-хранителем Джека на всю жизнь) поселилась в рабочем районе Сан-Франциско, к югу от Маркет-стрит. В это время страна была охвачена жесточайшим экономическим кризисом, начавшимся в 1873 году, сотни тысяч людей потеряли работу и скитались от города к городу в поисках случайного заработка.

Отчим Джека предпринял несколько попыток заняться фермерством, которые были сведены на нет Флорой, всегда носившейся с авантюрными планами быстрого обогащения. Постоянно испытывая нужду, семья переезжала с места на место, пока не обосновалась в соседнем с Сан-Франциско городе Окленд, где Лондон в конце концов и окончил начальную школу.

Джек Лондон рано начал самостоятельную трудовую жизнь, полную лишений.

Школьником продавал утренние и вечерние газеты, по выходным подрабатывал в кегельбане, расставляя кегли, а также уборщиком пивных павильонов в парке. По окончании начальной школы, в возрасте четырнадцати лет, поступил на консервную фабрику рабочим. Работа была очень тяжёлой, и он ушёл с фабрики. За 300 долларов, одолженных у Вирджинии Прентисс, он купил подержанную шхуну и стал «устричным пиратом» (нелегально ловил устриц в бухте Сан-Франциско), а затем служил в рыбацком патруле («Рассказы рыбацкого патруля»).

В 1893 году нанялся матросом на промысловую шхуну «Софи Сазерленд», отправляющуюся на ловлю котиков к берегам Японии и в Берингово море. Первое плавание дало Лондону много ярких впечатлений, которые легли затем в основу многих его морских рассказов и романов («Морской волк» и др.). Впоследствии также работал на джутовой фабрике, гладильщиком в прачечной и кочегаром (романы «Мартин Иден» и «Джон Ячменное Зерно»).

Первый очерк Лондона «Тайфун у берегов Японии», за который он получил первую премию одной из газет Сан-Франциско, был опубликован 12 ноября 1893 года и послужил началом его литературной карьеры.

В 1894 году принимал участие в походе безработных на Вашингтон (очерк «Держись!»), был арестован близ Ниагара-Фоллс за бродяжничество, после чего месяц просидел в тюрьме в Буффало («Смирительная рубашка»).

Во время скитаний по дорогам с армией бродяг Лондон пришёл к выводу, что физический труд не может обеспечить человеку достойного существования и ценится только труд интеллектуальный. В это время у него возникает убеждённость, что он должен стать писателем. В походе он впервые обстоятельно знакомится с социалистическими идеями (и, в частности, с «Манифестом Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, которые произвели на него огромное впечатление).

В 1895 году он вступил в Социалистическую трудовую партию Америки , с 1900 года (в некоторых источниках указан 1901 год) - член Социалистической партии Америки, из которой выбыл в 1914 году (в некоторых источниках указан 1916 год). В заявлении о выходе из партии причиной была названа потеря веры в её «боевой дух» (имелся в виду отход партии от пути революционного преобразования общества и взятый ею курс на постепенный реформистский путь к социализму).

Вернувшись домой, Джек поступает в среднюю школу. В школьном журнале «Иджис» он публикует свои первые социалистические очерки и рассказы о временах своих странствий по дорогам США. Темпы обучения его категорически не устраивали, и он принимает решение бросить школу и готовиться самостоятельно к поступлению в Калифорнийский университет.

Успешно сдав вступительные экзамены, Джек Лондон поступил в Калифорнийский университет, но после 3-го семестра из-за отсутствия средств на учёбу вынужден был уйти.


Весной 1897 года Джек Лондон поддался «золотой лихорадке» и уехал на Аляску. Поначалу Джеку с товарищами сопутствовала удача - опередив многих других золотоискателей, они смогли пробиться к верховьям реки Юкон и застолбить участок. Но золота на участке не оказалось, а застолбить новый до весны не представлялось возможным, и, в довершение всего, во время зимовки Лондон заболел цингой. В Сан-Франциско он вернулся в 1898 году, испытав на себе все прелести северной зимы. Вместо золота судьба одарила Джека Лондона встречами с будущими героями его произведений.

Более серьёзно заниматься литературой стал в возрасте 23-х лет, после возвращения с Аляски: первые северные рассказы были опубликованы в 1899 году, а уже в 1900 году была издана его первая книга - сборник рассказов «Сын волка».

Затем последовали следующие сборники рассказов: «Бог его отцов» (Чикаго, 1901), «Дети мороза» (Нью-Йорк, 1902), «Вера в человека» (Нью-Йорк, 1904), «Лунный лик» (Нью-Йорк, 1906), «Потерянный лик» (Нью-Йорк, 1910), а также романы «Дочь снегов» (1902), «Морской волк» (1904), «Мартин Иден» (1909), принёсшие писателю широчайшую популярность. Работал писатель очень много, по 15-17 часов в день, и написал около 40 книг за всю свою не очень длинную писательскую жизнь.

Художественный метод Лондона выражается прежде всего в стремлении показать человека в тяжелой жизненной ситуации, на переломе судьбы, реалистические описания обстоятельств сочетаются с духом романтики и приключений (сам автор определял свой стиль как «вдохновенный реализм, проникнутый верой в человека и его стремления»).

Для произведений Лондона характерен особый поэтический язык, быстрое введение читателя в действие своего произведения, принцип симметричности повествования, характеристика героев через диалоги и мысли. Своими литературными учителями он считал Р. Стивенсона и Р. Киплинга (хотя с шовинистическим мировоззрением последнего Лондон не соглашался, восхищаясь лишь его стилистическими достоинствами).

Огромное влияние на жизненную философию писателя оказали Г. Спенсер, К. Маркс и Ф. Энгельс и, в некоторой степени, .

Джек Лондон давал высокую оценку произведениям русских писателей, особенно (его роман «Фома Гордеев» Лондон называет «целительной книгой», которая «утверждает добро»).

В 1902 году Лондон побывал в Англии. Пребывание в Лондоне дало ему материал для написания книги «Люди бездны», которая имела успех в США (в отличие от Англии). По возвращении в Америку он читает в разных городах лекции, преимущественно социалистического характера, и организует отделы «Общестуденческого общества».

В январе 1900 года Джек Лондон женился на невесте своего погибшего университетского приятеля Бэсси Маддерн, которая родила ему двух дочерей - Джоан и Бэсс.

Летом 1903 года, влюбившись в Чармиан Киттредж, писатель уходит из семьи и в ноябре 1905 года женится на ней.

Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. Лондон работает военным корреспондентом.

В 1907 году писатель предпринимает кругосветное путешествие на построенном по собственным чертежам судне «Снарк» (по замыслу Лондона путешествие должно было продлиться 7 лет, но было прервано в 1909 году из-за болезни писателя). В путешествии был собран богатый материал для книг «Путешествие Снарка», «Рассказы южных морей», «Сын Солнца». К этому времени благодаря высоким гонорарам Лондон становится состоятельным человеком. Его гонорар доходил до 50 тысяч долларов за книгу, что было очень большой суммой. Впрочем, самому писателю денег постоянно не хватало.

Многогранный талант Лондона принёс ему успех и в области сочинения утопических и научно-фантастических рассказов. «Голиаф», «Враг всего мира», «Алая чума», «Когда мир был юн» и другие привлекают оригинальностью стиля, богатством воображения и неожиданными ходами несмотря на определённую схематичность и незавершённость. Развитая интуиция и жизненные наблюдения в стране «жёлтого дьявола» позволили Лондону предвидеть и ярко изобразить наступление эпохи диктаторов и социальных потрясений («Железная пята» - становление олигархической диктатуры в США), мировых войн и чудовищных изобретений, угрожающих существованию человечества.

В 1905 году писатель приобрел ранчо в Глен-Эллен (Калифорния), которое неоднократно расширял в последующие годы. Увлёкшись сельским хозяйством, Лондон активно внедрял новейшие методы хозяйствования на своей земле, пытаясь создать «идеальную ферму», что в конце концов привело его к многотысячным долгам. Чтобы покрыть долги, писатель был вынужден заниматься литературной подёнщиной, писать низкопробные произведения на потребу популярным журналам (таковыми, по признанию самого автора, являлись «Приключение», «Смок Беллью»). В какой-то момент писательский труд даже начал вызывать у Лондона отвращение.

Весной 1914 года по заданию журнала «Кольерс» он отправляется военным корреспондентом в Мексику, где пишет статьи, оправдывающие вмешательство США во внутренние дела других государств, что вызвало бурю негодования товарищей по партии.

В последние годы Лондон переживал творческий кризис, в связи с чем стал злоупотреблять алкоголем (впоследствии бросил). Из-за кризиса писатель даже был вынужден пойти на приобретение сюжета для нового романа. Такой сюжет был продан Лондону начинающим американским писателем Синклером Льюисом. Лондон успел дать будущему роману название «Бюро убийств», однако написать успел совсем немного, так как вскоре скончался.

Лондон умер 22 ноября 1916 года в Глен-Эллене. Последние годы он страдал от почечного заболевания (уремии) и умер от отравления прописанным ему морфием. Самой известной является версия самоубийства. Обдуманное самоотравление также стало распространяться в более поздние времена - достаточно вспомнить о смерти Зигмунда Фрейда. То, что сами рассуждения об источниках самоубийств существовали в его голове, это однозначно; например, главный герой романа «Мартин Иден» кончает с собой, утопившись в океане; о своих размышлениях по поводу самоубийства Лондон также упоминает в автобиографической повести «Джон Ячменное Зерно». Флора Веллман на шесть лет пережила своего великого сына.

Annotation

В томе представлены наиболее известные произведения классика американской литературы Джека Лондона.

ДЖЕК ЛОНДОН

Белое безмолвие

Сын Волка

На сороковой миле

В далеком краю

За тех, кто в пути!

Северная Одиссея

Великая загадка

Дочь северного сияния

Закон жизни

Лига стариков

Тысяча дюжин

Осколок третичной эпохи

Любовь к жизни

Бурый волк

Однодневная стоянка

Тропой ложных солнц

Болезнь Одинокого Вождя

Золотое дно

Пришельцы из Солнечной Страны

Там, где расходятся пути

Мужество женщины

Кусок мяса

Дом Мапуи

Ату их, ату!

Страшные соломоновы острова

Шутники с нью-гибсона

Ночь на Гобото

Жемчуг Парлея

Как аргонавты в старину...

ДЖЕК ЛОНДОН

Сборник рассказов и повестей

Белое безмолвие

Кармен и двух дней не протянет.

Мэйсон выплюнул кусок льда и уныло посмотрел на несчастное животное, потом, поднеся лапу собаки ко рту, стал опять скусывать лед, намерзший большими шишками у нее между пальцев.

Сколько я ни встречал собак с затейливыми кличками, все они никуда не годились, - сказал он, покончив со своим делом, и оттолкнул собаку. - Они слабеют и в конце концов издыхают. Ты видел, чтобы с собакой, которую зовут попросту Касьяр, Сиваш или Хаски, приключилось что-нибудь неладное? Никогда! Посмотри на Шукума: он…

Раз! Отощавший пес взметнулся вверх, едва не вцепившись клыками Мэйсону в горло.

Ты что это придумал?

Сильный удар по голове рукояткой бича опрокинул собаку в снег; она судорожно вздрагивала, с клыков у нее капала желтая слюна.

Я и говорю, посмотри на Шукума: Шукум маху не даст. Бьюсь об заклад, не пройдет и недели, как он задерет Кармен.

А я, - сказал Мэйлмют Кид, переворачивая хлеб, оттаивающий у костра, - бьюсь об заклад, что мы сами съедим Шукума, прежде чем доберемся до места. Что ты на это скажешь, Руфь?

Индианка бросила в кофе кусочек льда, чтобы осела гуща, перевела взгляд с Мэйлмюта Кида на мужа, затем на собак, но ничего не ответила. Столь очевидная истина не требовала подтверждения. Другого выхода им не оставалось. Впереди двести миль по непроложенному пути, еды хватит всего дней на шесть, а для собак и совсем ничего нет.

Оба охотника и женщина придвинулись к костру и принялись за скудный завтрак. Собаки лежали в упряжке, так как это была короткая дневная стоянка, и завистливо следили за каждым их куском.

С завтрашнего дня никаких завтраков, - сказал Мэйлмют Кид, - и не спускать глаз с собак; они совсем от рук отбились, того и гляди, набросятся на нас, если подвернется удобный случай.

А ведь когда-то я был главой методистской общины и преподавал в воскресной школе!

И, неизвестно к чему объявив об этом, Мэйсон погрузился в созерцание своих мокасин, от которых шел пар. Руфь вывела его из задумчивости, налив ему чашку кофе.

Слава богу, что у нас вдоволь чая. Я видел, как чай растет, дома, в Теннесси. Чего бы я теперь не дал за горячую кукурузную лепешку!.. Не горюй, Руфь, еще немного, и тебе не придется больше голодать, да и мокасины не надо будет носить.

При этих словах женщина перестала хмуриться, и глаза ее засветились любовью к ее белому господину - первому белому человеку, которого она встретила, первому мужчине, который показал ей, что в женщине можно видеть не только животное или вьючную скотину.

Да, Руфь, - продолжал ее муж на том условном языке, единственно на котором они и могли объясняться друг с другом, - вот скоро мы выберемся отсюда, сядем в лодку белого человека и поедем к Соленой Воде. Да, плохая вода, бурная вода - словно водяные горы скачут вверх и вниз. А как ее много, как долго по ней ехать! Едешь десять снов, двадцать снов - для большей наглядности Мэйсон отсчитывал дни на пальцах, - и все время вода, плохая вода. Потом приедем в большое селение, народу много, все равно как мошкары летом. Вигвамы вот какие высокие - в десять, двадцать сосен!.. Эх!

Он замолчал, не находя слов, и бросил умоляющий взгляд на Мэйлмюта Кида, потом старательно стал показывать руками, как это будет высоко, если поставить одну на другую двадцать сосен. Мэйлмют Кид насмешливо улыбнулся, но глаза Руфи расширились от удивления и счастья; она думала, что муж шутит, и такая милость радовала ее бедное женское сердце.

А потом сядем в… в ящик, и - пифф! - поехали. - В виде пояснения Мэйсон подбросил в воздух пустую кружку и, ловко поймав ее, закричал: - И вот - пафф! - уже приехали! О великие шаманы! Ты едешь в Форт Юкон, а я еду в Арктик-сити - двадцать пять снов. Длинная веревка оттуда сюда, я хватаюсь за эту веревку и говорю: «Алло, Руфь! Как живешь?» А ты говоришь: «Это ты, муженек?» Я говорю: «Да». А ты говоришь: «Нельзя печь хлеб: больше соды нет». Тогда я говорю: «Посмотри в чулане, под мукой. Прощай!» Ты идешь в чулан и берешь соды сколько нужно. И все время ты в Форте Юкон, а я - в Арктик-сити. Вот они какие, шаманы!

Руфь так простодушно улыбнулась этой волшебной сказке, что мужчины покатились со смеху. Шум, поднятый дерущимися собаками, оборвал рассказы о чудесах далекой страны, и к тому времени, когда драчунов разняли, женщина уже успела увязать нарты, и все было готово, чтобы двинуться в путь.

Вперед, Лысый! Эй, вперед!

Мэйсон ловко щелкнул бичом и, когда собаки начали, потихоньку повизгивая, натягивать постромки, уперся в поворотный шест и сдвинул с места примерзшие нарты. Руфь следовала за ним со второй упряжкой, а Мэйлмют Кид, помогавший ей тронуться, замыкал шествие. Сильный и суровый человек, способный свалить быка одним ударом, он не мог бить несчастных собак и по возможности щадил их, что погонщики делают редко. Иной раз Мэйлмют Кид чуть не плакал от жалости, глядя на них.

Ну вперед, хромоногие! - пробормотал он после нескольких тщетных попыток сдвинуть тяжелые нарты.

Наконец его терпение было вознаграждено, и, повизгивая от боли, собаки бросились догонять своих собратьев.

Разговоры смолкли. Трудный путь не допускает такой роскоши. А езда на севере - тяжкий, убийственный труд. Счастлив тот, кто ценою молчания выдержит день такого пути, и то еще по проложенной тропе.

Но нет труда изнурительнее, чем прокладывать дорогу. На каждом шагу широкие плетеные лыжи проваливаются, и ноги уходят в снег по самое колено. Потом надо осторожно вытаскивать ногу - отклонение от вертикали на ничтожную долю дюйма грозит бедой, - пока поверхность лыжи не очистится от снега. Тогда шаг вперед - и начинаешь поднимать другую ногу, тоже по меньшей мере на пол-ярда. Кто проделывает это впервые, валится от изнеможения через сто ярдов, даже если до того он не зацепит одной лыжей за другую и не растянется во весь рост, доверившись предательскому снегу. Кто сумеет за весь день ни разу не попасть под ноги собакам, тот может с чистой совестью и с величайшей гордостью забираться в спальный мешок; а тому, кто пройдет двадцать снов по великой Северной Тропе, могут позавидовать и боги.

День клонился к вечеру, и подавленные величием Белого Безмолвия путники молча прокладывали себе путь. У природы много способов убедить человека в его смертности: непрерывное чередование приливов и отливов, ярость бури, ужасы землетрясения, громовые раскаты небесной артиллерии. Но всего сильнее, всего сокрушительнее - Белое Безмолвие в его бесстрастности. Ничто не шелохнется, небо ярко, как отполированная медь, малейший шепот кажется святотатством, и человек пугается собственного голоса. Единственная частица живого, передвигающаяся по призрачной пустыне мертвого мира, он страшится своей дерзости, остро сознавая, что он всего лишь червь. Сами собой возникают странные мысли, тайна вселенной ищет своего выражения. И на человека находит страх перед смертью, перед богом, перед всем миром, а вместе со страхом - надежда на воскресение и жизнь и тоска по бессмертию - тщетное стремление плененной материи; вот тогда-то человек остается наедине с богом.

ДЖЕК ЛОНДОН
(1876-1916)

Родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. При рождении получил имя Джон Чейни, но восемь месяцев спустя, когда мама вышла замуж, стал Джоном Гриффитом Лондоном. Мама писателя — Флора Уеллман — происходила из безбедной уэльской семьи, была умной и начитанной женщиной, которая окончила институт, обучалась музыке, но имела нервный нрав с стремительно меняющимся настроением. В 20 лет она переболела тифом и после заболевания, у нее осталось некое «смятение в голове». Это привело к тому, что всю свою жизнь Флора была очень специфичной дамой, увлекалась гаданием, спиритизмом и не уделяла подобающего внимания воспитанию отпрыска. Материнские обязанности были Флоре не по нраву. Ей некогда было смотреть за мальчуганом, который начал болеть. По совету доктора семья переехала в сельский район. Флора занялась поисками кормилицы. Ею стала негритянка Дженни Прентис, которая не так давно потеряла малыша. Она стала для Джека не только лишь кормилицей, да и приемной мамой и всю свою неизрасходованную любовь перенесла на маленького белоснежного мальчугана. Лондон всегда с теплотой и нежностью вспоминал свою черную маму.

Детство Лондона прошло в Сан-Франциско. Он много читал, представляя себя героем приключенческих романов. Джек стал неизменным гостем местной общественной библиотеки. Каждую книжку он практически проглатывал. Он читал ночью, читал с утра, читал, когда шел в школу, читал по дороге домой и опять шел в библиотеку за новой книжкой.

В школе каждое утро ученики пели хором. В один прекрасный момент, заметив, что Джек молчит, учительница отправила его к директору. Была долгая и суровая беседа, в итоге которой директор отослал мальчугана назад к классу с запиской, в какой говорилось, что можно освободить ученика Лондона от пения, но вместо того Джек был должен писать сочинения каждое утро в течение тех пор, пока другие ученики пели хором. Позднее Джек Лондон приписывал этому наказанию свою способность писать каждое утро тысячу слов.

В 13 лет Лондон окончил младшую школу, но в среднюю школу ходить не мог: в семье не было средств, чтоб платить за обучение. А уже в 15 лет Джек был должен идти на фабрику, чтоб обеспечить семью, так как его отчим попал под поезд и стал калекой. Неизменное недосыпание, вялость и желание хоть 1-но утро отдохнуть и не пойти на приевшуюся работу через годы вдохновляет всемирно известного писателя на создание пронзительного и сильного рассказ «Отступник», герой которого после месяцев томного труда, что превратил его практически в животное, бунтует и вместо дымного цеха идет в поле, ложится в травку и в первый раз за длительное время встречает восход солнца (детское желание создателя реализуется в литературном персонаже).

Молодость Лондона пришлась на времена экономической депрессии и безработицы, материальное положение семьи становилось все ужаснее. До 23-х лет он сменил огромное количество занятий: был «устричным пиратом» (браконьером); инспектором рыбацкого патруля; матросом на шхуне «Софи Сазерленд», где участвовал в охоте на морских котиков; рабочим на джутовой фабрике; арестовывался за бродяжничество (участвовал в походе безработных на Вашингтон); был старателем на Аляске во время «золотой лихорадки». Это были годы возмужания и обретения актуального опыта, что так пригодился Лондону в предстоящей литературной деятельности.

В 1893 году Джек Лондон завоевал место в литературном конкурсе газеты «Сан-Франциско колл». Его очерк «Тайфун у берегов Страны восходящего солнца» занял 1-ое место и принес создателю 1-ый гонорар — 25 долларов (знаменательно, что 2-ое и третье места получили студенты Калифорнийского и Стэнфордского институтов). Это побудило Лондона серьезно задуматься над последующими перспективами. Актуальный опыт давал подсказку, что человеку физического труда тяжело, а время от времени совершенно нереально достигнуть успеха в жизни, в противовес человеку интеллектуального труда, который с возрастом не иссякает, а приобретает расцвет, духовного развития. И Джек Лондон осознанно решает стать писателем. Для этого он занимается самообразованием, сдает вступительные экзамены в Калифорнийский институт и даже удачно обучается в течение 1-го семестра (на большее не хватало средств).

Предстоящая жизнь профессионального юношу связана с насыщенным самообразованием и жестокой творческой работой, направленной на овладение тяжеленной писательской деятельности, выработка личного стиля. Этот период жизни писателя очень ярко обрисовано Лондоном в автобиографическом романе «Мартин Иден»(1909). 1896 год круто изменил жизнь Джека Лондона: на Аляске найдено золото, начинается так именуемая золотая лихорадка, в какой участвует и юный писатель. Ему так и не судьба отыскать золото после пары лет изнурительного труда, но реальным сокровищем для Лондона становятся личные воспоминания и опыт этого типичного края, получивший заглавие в следующих произведениях — «Белоснежное Безмолвие». Аляска, становится литературным Клондайком писателя: он создает личный, ни с чем несравненный мир томных испытаний, грозных природных критерий, крепкой людской дружбы и любви, которые преодолевают любые препятствия. Так именуемые северные рассказы принесли славу юному создателю.

В 1900 выходит 1-ый сборник рассказов «Сын волка», потом 2-ая — «Бог его отцов» (1901) и, в конце концов,- роман «Дочь снегов» (1902). Джек Лондон становится всемирно известным писателем со своим особенным стилем, неподражаемой манерой письма, уникальной проблематикой. В следующие семнадцать лет он выпускал по две, даже по три книжки в год. Секрет необыкновенной популярности Джека Лондона заключается, по словам известного южноамериканского литературоведа Вана Вика Брукса, в той «свежайшей интонации» его произведений, что «так контрастировала с общей слащавой направленностью американской литературы» и была прямым вызовом «кропотливо процеженный, подслащенному молочку актуальных иллюзий», которым угощали публику создатели массовой беллетристики.

Увлекшись мыслями К. Маркса и Ф. Энгельса (освоение которых совпало с личной заинтригованностью писателя неувязками социальной справедливости), Лондон в 1901 году вступает в ряды социалистической партии. В то же время писатель увлекается трудами Г. Спенсера и Ф. Ницше. Отражение предпочтений Лондона тех времен можно узреть на страничках романа «Мартин Иден» (1909), насыщенных политическими, философскими и литературными обсуждениями.
Литературный и актуальный путь Джека Лондона был сложным. Он был одним из виднейших социалистов Соединенных Штатов начала XX века и оставался в то же время убежденным индивидуалистом. Он сделал образы обычных мужественных людей и сразу не был далек от «специфичного тщеславия», воспевал стойкость «белых золотоискателей» в схватках с «Белоснежным Безмолвием» Аляски. Его перу принадлежат и насыщенные подлинным дыханием жизни романы и повести, и ремесленные изделия, недалекие и, время от времени с привкусом расистских теорий. И всё таки наблюдения Лондона того периода свидетельствуют о глубочайшем осознании творческого своеобразия разных писателей, об умении оценить общее состояние современной американской литературы.

Джек Лондон был одним из основоположников анималистической традиции не только лишь в американской, да и в мировой литературе. Изображения одичавших и домашних питомцев у Лондона сказывается не только лишь большой любовью к «братьям нашим наименьшим», да и познанием мира животных, их поведения и повадок. Наилучшими среди анималистических произведений, непременно, были «Зов предков» (1903), «Белый клык» (1906), «Джерри-островитянин» (1917), «Майкл, брат Джерри» (1917). Конкретно собаки и волки являются самыми возлюбленными животными Джека Лондона (собственный большой дом в Лунной равнине писатель именовал «Домом Волка»).

Значимым явлением американской литературы начала XX века стал роман Лондона «Морской волк» (1904), что, с одной стороны, открывает заинтригованность писателя «сильной личностью» (которым является капитан Вульф Ларсен), с другой стороны, является выразительной критикой и раскрытием пагубности самой идеи «сильной личности» как антисоциального.
Результатом активной штатской позиции и социалистических предпочтений Джека Лондона была именитая «Стальная пята» (1907) — роман-утопия, роман-предупреждение.

Одним из лучших произведений Джека Лондона считается роман «Мартин Иден» (1909), посвященный судьбе профессиональной личности в буржуазном обществе. Автобиографический образ Мартина Съеденная становится примером огромных возможностей человека из народа. Обычный матрос, благодаря сверхчеловеческой напористости и природному таланту, становится известным писателем. Роман стал типичным гимном творческим способностям человека.
Задачи упрощения, бегства из городов — носителей соц. конфликтов, возвращение к земле, к сельскохозяйственному труду получают силы и художественного проигрывания в наилучшем романе позднего периода «Лунная равнина» (1913).
В конце жизни Лондон тяжело болеет уремией и для уменьшения болей принимает морфий, всякий раз повышая дозу. В ночь на 22 ноября 1916 года он был найден мертвым в собственном кабинете в коттедже в Глен-Эллен (Калифорния). На ночном столике было найдено лечущее средство и бумажка с расчетами новой, более сильной дозы морфия, которая оказалась смертельной. Что это было — трагическая случайность либо осознанный шаг тяжело больного человека — осталось непонятно. Но если вспомнить роман «Мартин Иден» и последний поступок главного героя, можно с большой толикой убежденности говорить о самоубийстве величавого южноамериканского писателя.


Настоящее имя Джон Гриффит Чейни (John Griffith Chaney). Родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. Мать будущего писателя, Флора Веллман, была учителем музыки и увлекалась спиритизмом, утверждая, что у неё установлена спиритическая связь с индейским вождём. Она забеременела от астролога Уильяма Чейни, с которым совместно жила некоторое время в Сан-Франциско. Узнав о беременности Флоры, Уильям стал настаивать на том, чтобы она сделала аборт, но она категорически отказалась и в порыве отчаяния попыталась застрелиться, однако только слегка ранила себя.

После рождения малыша, Флора оставила его на какое-то время на попечение своей бывшей рабыни Вирджинии Прентисс (Virginia Prentiss), которая оставалась для Лондона важным человеком на протяжении всей его жизни. В конце того же 1876 года Флора вышла замуж за Джона Лондона, инвалида и ветерана Гражданской войны в США, после чего забрала малыша к себе обратно. Мальчика стали звать Джон Лондон (Джек - уменьшительная форма имени Джон). Через какое-то время семья переехала в соседний от Сан-Франциско город Окленд, где Лондон в конце концов и окончил школу.

Джек Лондон рано начал самостоятельную трудовую жизнь, полную лишений. Школьником продавал утренние и вечерние газеты. По окончании начальной школы в возрасте четырнадцати лет поступил на консервную фабрику рабочим. Работа была очень тяжёлой, и он ушёл с фабрики. Был «устричным пиратом», нелегально ловил устриц в бухте Сан-Франциско (описал в «Рассказах рыбацкого патруля»). В 1893 году нанялся матросом на промысловую шхуну, отправляющуюся на ловлю котиков к берегам Японии и в Берингово море. Первое плавание дало Лондону много ярких впечатлений, которые легли затем в основу многих его морских рассказов и романов («Морской волк» и др.). Впоследствии также работал гладильщиком в прачечной и кочегаром (описал в «Мартине Идене»).

Первый очерк Лондона «Тайфун у берегов Японии», послуживший началом его литературной карьеры, за который он получил первую премию одной из газет Сан-Франциско, был опубликован 12 ноября 1893 года.

В 1894 принимал участие в походе безработных на Вашингтон (очерк «Держись!»), после чего месяц просидел в тюрьме за бродяжничество («Смирительная рубашка»). В 1895 вступил в Социалистическую рабочую партию США, с 1900 (в некоторых источниках указан 1901) - член Социалистической партии США, из которой выбыл в 1914 (в некоторых источниках указан 1916); причиной разрыва с партией в заявлении называлась потеря веры в ее «боевой дух».

Самостоятельно подготовившись и успешно сдав вступительные экзамены, Джек Лондон поступил в Калифорнийский университет, но после 3-го семестра, из-за отсутствия средств на учебу, вынужден был уйти. Весной 1897 Джек Лондон поддался «золотой лихорадке» (Gold Rush) и уехал на Аляску. В Сан-Франциско вернулся в 1898, испытав на себе все прелести северной зимы. Вместо золота судьба одарила Джека Лондона встречами с будущими героями его произведений.

Более серьезно заниматься литературой стал в 23 года, после возвращения с Аляски: первые северные рассказы были опубликованы в 1899, а уже в 1900 была издана его первая книга - сборник рассказов «Сын волка». Затем последовали следующие сборники рассказов: «Бог его отцов» (Чикаго, 1901), «Дети мороза» (Нью-Йорк, 1902), «Вера в человека» (Нью-Йорк, 1904), «Лунный лик» (Нью-Йорк, 1906), «Потерянный лик» (Нью-Йорк, 1910), а также романы «Дочь снегов» (1902) «Морской волк» (1904), «Мартин Иден» (1909) создавшие писателю широчайшую популярность. Работал писатель очень много, по 15-17 часов в день. И успел написать около 40 великолепных книг за всю свою не очень-то длинную писательскую карьеру.

В 1902 Лондон побывал в Англии, собственно, в Лондоне, что дало ему материал для написания книги «Люди бездны» (People of the Abyss), которая, к удивлению многих, имела успех в США в отличие от Англии. По возвращении в Америку он читает в разных городах лекции, преимущественно социалистического характера, и организует отделы «Общестуденческого общества». В 1904-05 гг. Лондон работает военным корреспондентом на Русско-японской войне. В 1907 писатель предпринимает кругосветное путешествие. К этому времени, благодаря высоким гонорарам, Лондон становится состоятельным человеком.

Джек Лондон был весьма популярен в СССР и в России, не в последнюю очередь благодаря своим симпатиям идеям социализма, членству в Социалистической рабочей партии, а также как писатель, воспевающий несгибаемость духа и жизненные ценности нематериального характера (дружбу, честность, трудолюбие, справедливость), что пропагандировалось в социалистическом государстве и было естественным для менталитета русского народа, формировавшегося внутри русской общины. Внимание советских читателей не акцентировалось на том, что он был самым высокооплачиваемым писателем Америки. Его гонорар доходил до 50 тысяч долларов за книгу, что было фантастической суммой. Впрочем, сам писатель нигде и никому не дал повода обвинить себя в том, что писал ради денег. Их ему не хватало - так будет вернее выразиться. А в романе «Мартин Иден», самом автобиографичном из всех своих произведений, Джек Лондон показал гибель души молодого писателя и его любимой под воздействием жажды денег. Жажда жизни была идеей его произведений, но не жажда золота.

В последние годы Лондон переживал творческий кризис, в связи с чем стал злоупотреблять алкоголем (впоследствии бросил). Из-за кризиса писатель даже был вынужден пойти на покупку сюжета для нового романа. Такой сюжет был продан Лондону начинающим американским писателем Синклером Льюисом. Лондон успел дать будущему роману название, - «Бюро убийств», - однако написать успел совсем немного, так как вскоре скончался.

Лондон умер 22 ноября 1916 года в городке Глен-Эллен (Калифорния). Последние годы он страдал от почечного заболевания (уремия) и умер от отравления прописанным ему морфием.

Самой известной у публики является версия самоубийства, однако медики отмечают, что у Лондона не было ни достаточных знаний, чтобы рассчитать смертельную дозу морфия, ни серьёзных оснований для самоубийства (он не оставил предсмертной записки и выбрал совершенно «немужской» способ). Обдуманное самоотравление стало распространяться в более поздние времена - достаточно вспомнить судьбу Зигмунда Фрейда. Но то, что сами рассуждения об источниках самоубийств существовали в его голове, это однозначно. Так, его любимый герой Мартин Иден вполне осмысленно кончает с собой, будучи в угнетённом состоянии из-за не оправдавшихся ожиданий о принципах существования «высшего» американского общества и психологической усталости от работы. Близкой теме посвящён и рассказ «Semper Idem»; о своих размышлениях о самоубийстве Лондон также упоминает в биографической повести «Джон Ячменное Зерно».

Фантастическое в творчестве.

Несмотря на то, что основную известность Джеку Лондону принесли его «северные рассказы», в своем творчестве он неоднократно выходил на темы и проблемы НФ. Уже в первом опубликованном рассказе «Тысяча смертей» ученый использует собственного сына в качестве испытуемого, проводя эксперименты по омолаживанию; той же теме посвящен юмористический рассказ «Омолаживание майора Рэтбоуна» (1899). В «Тени и вспышке» методами науки реализуется идея человека-невидимки, а в рассказе «Враг всего света» (1908) - сверхоружия, дающего власть над миром. Главный герой рассказа «Красное божество» (1918), обнаруживает затерянное в джунглях племя, которое поклоняется загадочной сфере из космоса. Расистские идеи «бремени белого человека», одно время разделяемые Лондоном, нашли выражение в рассказе «Необычное вторжение» (1910), в котором «белые» нации осуществляют геноцид против китайцев (последних просто травят, как насекомых, с воздуха) с целью установления на Земле утопии.

Несколько известных произведений Лондона посвящено проблемам эволюции. В романе «До Адама» (1906), несомненно, навеявшем Уильяму Голдингу сюжет его «Наследников», генетическая память позволяет сознанию современного человека путешествовать в доисторическое прошлое, где «прогресс» (Люди Огня) постепенно вытесняет с исторической сцены невинных детей Природы. Этой же теме посвящены рассказы «Сила сильных» (1911) и «Когда мир был юным» (1910). А в рассказе «Осколок третичной эпохи» ведется речь еще об одном реликте - дожившем до наших дней мамонте.

Душа героя романа «Межзвездный скиталец» (1915), заключенного американской тюрьмы, без всяких научного обоснований способна «спиритуально» путешествовать во времени, воплощаясь в прежних реинкарнациях героя, от римского легионера до американского пионера-переселенца. Мир после катастрофы, вновь пришедший к первобытному варварству, впечатляюще изображен в повести «Алая чума» (1912).

Политические взгляды Лондона обусловили появление его утопических произведений, из которых самое известное, роман «Железная пята» (1907), относится к вершинам творчества писателя и литературной утопии (или антиутопии) начала века. В далеком 27-ом столетии историки изучают документы, относящиеся к концу 20 в., в котором США стонут под властью фашиствующей олигархии; борьба угнетенного пролетариата против капитала только разгорается, но из пролога ясно, что со временем она приведет к успеху. Перу Лондона принадлежит ряд рассказов той же тематики: «Любопытный отрывок» (1907), вновь представляющий зловещую фигуру правителя-олигарха; «Голиаф» (1908), герой которого изобретает новый источник энергии и с его помощью устанавливает всемирную «пролетарскую диктатуру»; в рассказе-трактате «Сон Дебса» (1909) социалистическая революция побеждает во всем мире в результате всеобщей стачки.

За рубежом неоднократно выходили сборники фантастических произведений Джека Лондона состав которых заметно варьировал, в зависимости от задачи составителя. На русском языке подобный сборник выходил в 1993 году, когда составитель Виль Быков попытался собрать под одной обложкой всю переведенную фантастическую малую прозу Джека Лондона.

(В. Гаков, с изменениями)

Джек Лондон (Jack London), урожденный Джон Гриффит Чейни (John Griffith Chaney), родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско (США). Он был сыном незамужней Флоры Уэллман и астролога Уильяма Чейни.

В 1876 года Флора вышла замуж за Джона Лондона, ветерана Гражданской войны в США, и семья переехала в соседний от Сан-Франциско город Окленд, где Джон окончил школу.

Джон рано начал трудовую деятельность : школьником продавал утренние и вечерние газеты; в 14 лет поступил на консервную фабрику рабочим; какое-то время ловил устриц в бухте Сан-Франциско, что было запрещено законом. В 1893 году он нанялся матросом на промысловую шхуну, отправлявшуюся на ловлю котиков к берегам Японии и в Берингово море. Вернувшись через семь месяцев домой, он устроился рабочим на джутовую фабрику.

В это же время Джон Лондон принял участие в конкурсе газеты "Сан-Франциско Колл" на лучший рассказ и получил первую премию в 25 долларов за рассказ "Тайфун у японских берегов".

В 1894 году примкнул к походу безработных на Вашингтон; месяц просидел в тюрьме за бродяжничество.

Самостоятельно подготовился и успешно сдал экзамены в Калифорнийский университет, но, не имея достаточных средств, вынужден был бросить учебу после третьего семестра.

Весной 1897 года будущий писатель поддался "золотой лихорадке" и уехал на Аляску . Вернувшись, решил посвятить себя литературе. Имя Джек — литературный псевдоним. Первые северные рассказы Джека Лондона были опубликованы в 1899 году, в 1900 году был издан сборник рассказов "Сын Волка".

В центре рассказов Лондона — столкновение сильных, мужественных характеров, каждый из которых воплощает свое понимание норм и ценностей жизни. События разворачиваются на фоне важного для людей выбора — способности и неспособности жить в гармонии с окружающим миром природы, почувствовать и принять его строгие законы, на фоне бескомпромиссной борьбы за справедливость и человеческое достоинство.

В 1901 году вышел сборник рассказов "Бог его отцов", в 1902 году был напечатан первый роман "Дочь снегов". Затем вышли в свет повести о животных "Зов предков" (1903) и "Белый клык" (1906). В 1907 году был напечатал утопический роман-предупреждение "Железная пята".

В 1907-1909 годах Джек Лондон совершил морское путешествие на построенной им по собственным чертежам яхте "Снарк".

В 1909 году вышел автобиографический роман "Мартин Иден", в 1913 году — роман "Лунная долина", в 1916 году — "Маленькая хозяйка большого дома".

Всего Джек Лондон написал более 50 книг , сотни рассказов и многочисленных статей. Некоторые его произведения были переведены на 70 языков.

Джек Лондон был военным корреспондентом во время Русско-японской войны (1904-1905). В 1914 году работал военным корреспондентом в Мексике.

В 1905 году Лондон приобрел ранчо в Глен-Эллене, штат Калифорния, которое постоянно расширял за счет покупке новых земель. Писатель мечтал построить огромный дом под названием "Дом Волка", все многочисленные гонорары были вложены в строительство. На своем ранчо он проводил небывалые по размаху сельскохозяйственные эксперименты, у него работало более 80 человек. В 1913 году уже готовый к сдаче дом сгорел.

22 ноября 1916 года Джек Лондон скончался в своем имении в Глен-Эллене. Его прах был похоронен на холме у ранчо.

В 1920 году посмертно был издан роман писателя "Сердца трех", в котором Лондон обращается к новому жанру американской литературы — киноповести.

Джек Лондон был дважды женат. Первой его супругой стала Бэсси Маддерн, от этого брака у писателя родились две дочери — Джоан и Бэсси. Второй женой Джека Лондона была Чармиан Киттредж.

В 1960 году в имении писателя в Глен-Эллене был открыт Государственный исторический парк Джека Лондона.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников




Top