Автопортрет в детстве 1887 год айвазовский. Айвазовский без моря

Иван Константинович Айвазовский у большинства людей, прежде всего, ассоциируется с морем. Многие даже не подозревают, что художник писал еще что-то кроме морской стихии. Между тем, Айвазовский слыл автором «земных» пейзажей, икон, картин на библейскую тему и портретов. Изображения современников, как и все остальные полотна живописца, самобытны и реалистичны. Работы на данную тематику можно смело объединить в отдельное направление «Айвазовский портрет».

Знаменитые автопортреты

Иван Константинович Айвазовский создал несколько автопортретов, отображающих хронологию жизни художника. Некоторые наброски собственного изображения были выполнены в графической манере. Особенное место в графике гения занимает его «Автопортрет со скрипкой». Быстрые размашистые штрихи карандаша передают глубокое увлечение Айвазовского любимым делом. Примечательно, что фигура на зарисовке изображена не с мольбертом и кистями, а…со скрипкой. Обладая абсолютным слухом, художник любил инструмент, подаренный ему странствующими музыкантами. Не учась нигде специально, он с легкостью подбирал на скрипке любую замысловатую мелодию. И если бы не открывшийся впоследствии талант живописца, то кто знает – может быть, мир бы узнал Айвазовского-музыканта?

Портрет Айвазовского художника, датированный 1874 годом, передает характер зрелого мужчины. Живые искристые глаза персонажа горят любознательным огнем. Несмотря на большой жизненный опыт, герой не потерял интерес к миру, находя в нем все новые темы для творчества. Всматриваясь в полотно, создается впечатление, что художник изобразил себя на природе. Развевающиеся на ветру волосы и сине-зеленый фон позади героя свидетельствуют о присутствии дополнительного персонажа – природы.

На склоне лет художник создает автопортрет на фоне собственных картин. На полотне изображение гения в зрелом возрасте. Облаченная в адмиральский мундир с множеством орденов и медалей, фигура живописца излучает достоинство и спокойствие. Доброта и уверенность в собственных силах теплятся в мудрых глазах. Портрет Ивана Айвазовского создан на фоне знаменитой картины « ». На картине также изображен второй автопортрет художника в молодости. Маленький этюд стоит в роскошной рамке на полке. Это – первый набросок самого себя в далеком 1838 году. Тогда живописец только начинал свою творческую карьеру и был в постоянном поиске интересной натуры. Монументальное изображение зрелого гения завершает серию автопортретов великого художника.

Пушкин на берегу Чрного моря. 1887 год.

Пушкиниада Айвазовского

В 1836 году состоялась знаменательная встреча двух поэтов – поэта пера и поэта кисти. Учась в петербуржской Академии художеств, 19 летний Айвазовский посетил масштабную выставку живописи как молодой автор. Его две марины «Облака с Ораниенбаумского берега моря» и «Группа чухонцев» чрезвычайно понравились Пушкину. Поэт долго любовался полотнами и отошел от них, благословив художника напутствием: «Работайте, работайте, молодой человек, – это главное». Слова эти стали жизненным кредо Айвазовского, который писал до последнего дня долгой жизни.

Первый портрет Пушкина кисти Айвазовского появился через тридцать лет после трагической гибели поэта. На полотне « » писатель изображен на фоне величественных набережных скал. Большую часть картины занимает море и горы, среди которых фигура героя вот-вот затеряется. Но окружающая среда не только не поглощает изображение Пушкина, а и подчеркивает величие его таланта. Похожие сюжеты изображены и на других картинах Айвазовского – « », « », « ». На всех холстах отображены две бессменные любви художника – Солнца русской поэзии и… моря.

Портреты современников

Портреты, написанные Айвазовским, сегодня сберегаются во многих отечественных и европейских музеях и частных коллекциях. Художник редко прибегал к написанию статичных изображений людей на однотонном фоне. Большинство портретов окружает природа и реалии тогдашней жизни. Особенное место среди портретов современников занимает картина «Автопортрет в кругу друзей». Примечательно, что себя живописец изобразил сидящим спиной к зрителю. Главное внимание привлекают фигуры близкого окружения Айвазовского. К сожалению, сегодня неизвестно, кто нарисован на холсте. Но по всему видно, что люди связаны крепкой дружбой и общими интересами. Незамысловатая карточная игра – всего лишь повод верным друзьям собраться вместе.

Серию творческих портретов художника Айвазовского восполняют изображения и близких родственников. Особенное место занимают образы , матери Рипсиме, отца Константина. Не последнее место в семейных портретах отведено изображению брата живописца архиепископа ААЦ . Все они выполнены в разных манерах – классической, барельефной, графической.

С большим вдохновением и воодушевлением Айвазовский создавал образ своей последней любви и судьбы – супруги Анны Саркизовой. Портрет Анны Айвазовский написал в зрелом возрасте, но с юношеской влюбленностью и страстью. Образ супруги встречается и на других полотнах художника, например, на « ».

Портрет жены Айвазовского относится к позднему периоду творчества художника. Полотно пронизано спокойствием и безмерной любовью к облику супруги, подарившей живописцу на старости лет спокойствие и умиротворение. Легкая светлая вуаль, прикрывающая нижнюю часть лица Анны, невольно ассоциируется с нежным утренним туманом над спокойным морем. Как и на всех остальных произведениях Айвазовского здесь присутствует флер морской стихии. завершает серию портретов женщин в творчестве Айвазовского.

Кроме семейных Иван Константинович создал цикл портретов героев того времени. К ним в частности относится написанный Айвазовским портрет , русского флотоводца, адмирала и первооткрывателя Антарктиды. Восхищенный подвигом современника, юный живописец постарался передать величие и достоинство вице-адмирала. На портрете Лазарев стоит на открытой веранде, задумчиво вглядываясь в морской горизонт. Вдалеке виднеется судно с приспущенными парусами. Оно как бы ожидает своего хозяина. Возможно, на этом корабле Лазареву предстоит совершить очередной подвиг. Портрет адмирала кисти Айвазовского пронизан готовностью Михаила Петровича еще раз послужить Отечеству.

Портрет Айвазовского Ивана Константиновича на полотнах художников

Тыранов А. В. Портрет Айвазовского

Одним из лучших изображений знаменитого живописца является портрет Айвазовского Тыранова Алексея Васильевича. На полотне Иван Константинович запечатлен в возрасте 24 лет во время своего путешествия по Европе. Взгляд юноши, изображенном на картине, поражает пытливостью и опытностью. Рука, опирающаяся на спинку стула, готова в любой момент взлететь над мольбертом. Создается впечатление, что для позирования Тыранов долго умолял вечно занятого гения. Ведь для Ивана Константиновича каждая минута была на вес золота, а бездумное позирование воспринималось как пустая трата времени.

Образ Айвазовского запечатлен и на работах других художников-современников и более позднего времени.

К числу портретистов, пишущих гения, можно отнести С.А.Рымаренко, К.Маковского, И.Крамского и многих других.

Айвазовский. Портрет Крамского.

Сегодня с творчеством художника можно кратко ознакомится, не выходя из дому. Фото портретов Айвазовского есть в свободном доступе на многих сайтах культуры и творчества. А посетив выставочные залы в онлайн-режиме можно ознакомиться с фото портретов Айвазовского с названиями и фамилиями авторов.

Всемирно известный российский художник-маринист армянского происхождения, коллекционер, меценат. Брат армянского историка, священника Габриэла Айвазовского.
Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

В моей коллекции портретов художника и его автопортретов, как говорят "фифти-фифти", но этим она и интересна. Поскольку не у любого пейзажиста, мариниста или анималиста можно встретить даже один автопортрет, а у Айвазовского их семь. А чтобы вам было не скучно просто созерцать портреты, я поместил здесь и традиционную биографию художника из самого популярного "словаря" инета - Википедии.

Детство и юность

17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у купца Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна».
Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, бросающих более подробный свет на происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворг) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский».
Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, а оттуда в Феодосию. Он знал несколько языков.
Прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки. Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой - по женской линии) был сыном турецкого военачальника и будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.) был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант - солдатом).
После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского.

После переселения в Феодосию Константин Григорьевич Гайвазовский (1771-1841) женился на местной армянке Рипсиме (1784-1860), и от этого брака родились три дочери и два сына - Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве - Габриэл).
Первоначально торговые дела Гайвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.
Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке.
Феодосийский архитектор Я. Х. Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Казначееву.
После окончания феодосийского уездного училища, Айвазовский был при помощи Казначеева, который в то время уже был таврическим губернатором и признавал талант будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию.
Затем юноша был принят на казённый счёт в Академию художеств Санкт-Петербурга (последний приём учеников за казённый счёт) и зачислен в пейзажный класс профессора Максима Воробьёва.

Академия

Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру.
Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, выставленные же работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки.
Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу, как пенсионеру Академии.

Айвазовский Автопортрет За письменным столом 1880е Картинная галерея им Айвазовского, Феодосия

Айвазовский Автопортрет 1880е Картинная галерея им Айвазовского, Феодосия

Для меня загадка этих автопртретов в том, что художник их написал в конце 1880-х, когда ему было примерно столько же, как и 19 веку, а изобразил он себя молодым, явно академистом в Санкт-Петербурге.
Но продолжим!

Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета.
Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Грузии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши», написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл Николай I.
В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.
В это же время художник сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки.

Европейский круиз

В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции.
В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на острове св. Лазаря, где встречался со своим братом Габриэлом. Кстати, часто приезжая к своему брату Габриэлю на остров св. Лазаря, Айвазовский постоянно останавливался в комнате великого поэта Джорджа Байрона, который также приезжал сюда для изучения армянского языка.

Художник долгое время работал в южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации.
Картина «Хаос» была куплена папой Григорием XVI, который также наградил Айвазовского золотой медалью. В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как критики (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий.
За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств.

С.А.Рымаренко Портрет И.Айвазовского 1846 г.
Алексей Тыранов Портрет Айвазовского 1841 Третьяковка
Василий Штернберг Айвазовский в итальянском костюме 1842 Национальная галерея Армении, Ереван
Иван Николаевич Крамской Портрет Айвазовского Русский музей

В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию.
В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Путешествие в целом продолжалось четыре года. Осенью 1844 года он вернулся в Россию.
В 1844 году Айвазовский стал живописцем Главного морского штаба (без денежного пособия), а с 1847 - профессором Петербургской Академии художеств. Он также состоял в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

"Завоевание" Турции

Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.

После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдульмеджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени.

Феодосия

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880), стал основоположником Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия - Джанкой», построенной в 1892 г.
Художник активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа).

На свои средства Айвазовский построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского. За заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.

Автор неизвестен Гравюра Портрет Айвазовского
Иван Николаевич Крамской Портрет Айвазовского Башкирский худ.музей, Уфа
Константин Маковский Портрет Айвазовского 1887 Астраханская обл. картинная галерея

В 1848 году Иван Константинович женился. Первая жена Айвазовского, Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было три дочери: Елена, Мария и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в в 1877 году.
Вторая жена Анна Никитична Саркизова. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее Феодосии хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским.

В 1856 году Айвазовский был награждён орденом Почётного легиона (Франция).

Поездки к турецким берегам

В 1874 году И. К. Айвазовский совершает третью поездку в Стамбул по приглашению армянской диаспоры. На многих художников Стамбула, в то время, оказало влияние творчества Ивана Константиновича. Особенно это видно в маринистике М. Дживаняна. Братья Геворк и Ваген Абдуллахи, Мелькоп Телемакю, Ховсеп Саманджиян, Мкыртыч Мелькисетикян позже вспоминали, что Айвазовский также оказал значительное влияние на их творчество.
Одна из картин Айвазовсого была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдулазизу. Картина настолько понравилась султану, что он сразу заказал художнику 10 полотен с видами Стамбула и Босфора. Во время работы над этим заказом Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с ним, в результате им было написано не 10, а около 30 различных полотен. Перед отъездом Ивана Константиновича был устроен официальный прием к падишаху в честь награждения его орденом Османии II степени.

Уже через год Айвазовский снова едет к султану и везёт ему в дар две картины: «Вид на Санкт-Петербург с моста Святой Троицы» и «Зима в Москве» (эти картины в настоящее время находятся в коллекции дворца-музея Долмабахче).
Очередная война с Турцией закончилась в 1878 году. Сан-Стефанский мирный договор подписывался в зале, стены которого украшали картины русского художника. Это было символом будущих добрых отношений между Турцией и Россией.
Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдульхамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.

Иван Айвазовский Автопортрет 1874 Галерея Уффицы, Флоренция
Иван Айвазовский Автопортрет 1881
Иван Айвазовский Автопортрет 1892 Картинная галерея им Айвазовского, Феодосия
Айвазовский Автопортрет 1898 Картинная галерея им Айвазовского, Феодосия

В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров (Ван Дейк, Рембрандт, Брейгель, Айвазовский, Жером).
В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех.

В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели.
Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств. В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина.

В 1890 году состоялась последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдульхамидом II орденом Меджидие I степени.

Послесловие

Скончался Айвазовский во время работы над картиной «Взрыв турецкого корабля».
Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Сергия).
На мраморном надгробии в форме саркофага на грабаре написаны слова древнего армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

Айвазовский Автопортрет в кругу друзей 1893 Картинная галерея им Айвазовского, Феодосия

Эта картина интересна тем, что художник, назвав ее "Автопортрет в кругу друзей", себя самого изобразил со спины, вывев "на первый план" именно друзей. При этом "пафосность" ситуации снимается сюжетом - компания не судьбы государства решает, а просто играет в карты.
Увы, я не нашел нигде информации - кто же изображен на картине.

По завещанию художника картинная галерея перешла в дар Феодосии.
В основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя, полнее всего представлено творчество великого мастера.
Архив документов Айвазовского хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина.

Биография взята из Википедии.

Подробную биографию художника можно прочесть также на сайте

20:22 — REGNUM

Первый живописный портрет Ивана Константиновича Айвазовского, украшающий залы постоянной экспозиции Третьяковской галереи, был написан в 1841 г. А.В. Тырановым в Риме. На полотне Иван Константинович, выпускник Петербургской Императорской Академии художеств, запечатлен в возрасте 24 лет во время своего путешествия по Европе.

Взгляд юноши, изображенного на картине, поражает пытливостью и опытностью. Рука, опирающаяся на спинку стула, готова в любой момент взлететь над мольбертом. Создается впечатление, что для позирования Тыранов долго умолял вечно занятого гения. Ведь для Ивана Константиновича каждая минута была на вес золота, а бездумное позирование воспринималось как пустая трата времени.

ПОРТРЕТ ДЛЯ ГАЛЕРЕИ УФФИЦИ

В 1874 г. выставка работ И.К. Айвазовского во Флоренции восхитила посетителей, и Флорентийская академия художеств предложила художнику написать свой портрет для Галереи Уффици (одного из старейших музеев Италии и мира), где собраны портреты знаменитейших художников, начиная с эпохи Возрождения. Такой высокой чести из русских живописцев удостоился раньше только О.А. Кипренский.

На портрете мастер в зрелом возрасте, с волевым лицом, полный творческих сил, с устремленным вперед взглядом. Живые искристые глаза персонажа горят любознательным огнем. Несмотря на большой жизненный опыт, герой не потерял интерес к миру, находя в нем все новые темы для творчества. Всматриваясь в полотно, создается впечатление, что художник изобразил себя на природе. Развевающиеся на ветру волосы и сине-зеленый фон позади героя свидетельствуют о присутствии дополнительного персонажа — природы.

ГРАДОНАЧАЛЬНИК НАХИЧЕВАНИ-на-ДОНУ

Арутюн Погосович Халибян (Артемий Павлович Халибов; 1790 — 1871) родился в семье богатых армян, выходцев из крымского города Феодосия. Он рано осиротел. Учился в частной школе Серовбе Патканяна, где был одним из лучших учеников. В двадцать лет Халибян становится компаньоном купца Одабашьяна, который заметил в нем блестящие коммерческие способности и пригласил к сотрудничеству.

Портрет известного купца, городского главы Нор-Нахичевана (Нахичевани-на-Дону) на протяжении пяти сроков (1833 — 1835, 1842 — 1853) А. Халибова был написан в начале 1862 г. В русской искусствоведческой литературе эта работа упоминается под названием «Портрет мужчины». Портрет Халибяна, бесспорно, одно из лучших портретных произведений Айвазовского. Контур человеческого характера художником был очерчен достаточно выразительно: полуоткрытый рот, несколько недоверчивый, недовольный взгляд чем-то рассерженного, растревоженного человека.

По инициативе Габриэла Айвазяна, брата художника, в 1859 г. на средства Халибяна, церковной епархии, взносы учащихся и деньги самого Габриэла Айвазяна было открыто в Феодосии армянское училище «Халибян дпроц» («школа Халибяна»), в котором дети крымских армян и выходцы из Западной Армении — армяне-григориане, католики и протестанты — могли получить среднее образование.

ПОРТРТЕТЫ АННЫ АЙВАЗОВСКОЙ (в девичестве Бурназян)

В 1882 г. И.К. Айвазовский женился повторно — его супругой стала молодая купеческая вдова Анна Никитична Саркизова (1856 — 1944). Первая встреча с ней была случайной. В 1881? г. Иван проезжал в экипаже мимо похоронной процессии и обратил внимание на женщину, идущую в траурной церемонии за гробом. Он остановил экипаж и узнал у знакомого, что хоронили известного в Феодосии купца Саркизова. Вслед за гробом шла юная вдова — армянка, женщина необыкновенной, поразительной красоты. С первой минуты Иван понял, что она создана для него. Сердце в его груди забилось быстрее.

Спустя время Анна стала женой художника. Ему было 65, ей — 25. Но ее природный такт и душевная чуткость осветили их отношения. Второй брак Айвазовского был удачным. Наконец-то в доме художника вновь воцаряются тепло и уют. К тому же в отчий дом возвращается дочь Александра с сыновьями. Теперь Иван Константинович живет и работает, окруженный большим семейством.

В год свадьбы без ума влюбленный Айвазовский пишет портрет жены в национальном армянском платье с прозрачной шелковой косынкой на голове. Выразительные темные глаза выдавали в ней ум, благовоспитанность и восточную грацию, мягкая улыбка дополняла спокойную женственность, фигуру обтекала прозрачная шаль, придавая образу легкость и некую загадочность.

Осенью того же 1882 г. Айвазовский изображает Анну еще на одном холсте — «Сбор фруктов в Крыму». Стоя на двухколесной арбе, Анна собирает виноград. Сидящий в арбе юноша, держа корзину, не сводит глаз с госпожи. Фигура молодой женщины светится на фоне зелени и цветов. Краски сочатся радостью жизни.

17 лет супруги Айвазовские проживут в любви и согласии. Как и в юности, художник будет много и невероятно продуктивно писать.

АРХИЕПИСКОП ГАБРИЭЛ АЙВАЗЯН, РЕКТОР ЭЧМИАДЗИНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Габриэл (Гавриил) Константинович Айвазян (1812 — 1880) — средний брат художника, родился в Феодосии. Из-за бедности семьи был определен родителями в армянский католический монастырь мхитаристов, основанный на острове Св. Лазаря близ Венеции в начале XVIII века армянским ученым-монахом Мхитаром, стремившимся сделать его центром армянской культуры. Окончил духовную семинарию, в течение многих лет был ученым секретарем конгрегации мхитаристов. Крупный ученый-лингвист, переводчик, владел 12 живыми и мертвыми языками (древними, восточными, западноевропейскими), что позволило ему стать почетным членом многих зарубежных академий и научных общественных организаций.

Основал в 1843 г. историко-литературный журнал «Базмавеп» («Многокнижие»), выступал его редактором. Автор учебных пособий, изданных в Венеции на армянском языке: «Краткая история Российской империи», «История Османского государства» в двух томах. При поддержке И.К. Айвазовского в 1848 г. переехал в Париж, стал ректором армянского училища Мурадян. В 1857 г. соединил свою дальнейшую судьбу и ученые занятия с армяно-григорианской церковью. С 1858 г. жил в Феодосии, позднее получил сан архиепископа, был назначен предводителем Грузино-Имеретинской армянской епархии. В 1874 г. Габриэл Айвазян стал ректором Эчмиадзинской духовной семинарии.

Любящий брат изобразил его в церковной одежде с панагией на груди.

ГРАФ ЛОРИС-МЕЛИКОВ, МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Михаил Тариэлович Лорис-Меликов (1825 — 1888), граф (1878), российский государственный деятель, генерал от кавалерии (1875), почетный член Петербургской Академии наук (1880). Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси) в дворянской семье. Учился в Лазаревском институте восточных языков в Москве, затем в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров. В Русско-турецкую войну 1877 — 1878 гг. фактически руководил военными действиями на Кавказе; взял штурмом Ардаган и Карс.

В 1880 г. — председатель Верховной распорядительной комиссии, в 1880 — 1881 гг. — министр внутренних дел Российской империи. Автор неосуществленного проекта переустройства государственного управления (т.н. Конституции Лорис-Меликова). В апреле 1881 г. подал в отставку в знак протеста против отказа правительства Александра III от курса реформ.

Последние годы жизни М.Т. Лорис-Меликов провел за границей. Умер в Ницце и был похоронен в Тифлисе.

ГРИГОР ЛУСАВОРИЧ, ПЕРВЫЙ ПАТРИАРХ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ АРМЕНИИ

Сюжетом для картины послужил переломный момент в истории армянского народа. В 301 г. с подачи Григория Просветителя (ок. 252 — ок. 326) христианство было принято Арменией как государственная религия.

Григорий Просветитель (сурб Григор Лусаворич, или Григор Партев) — первый епископ и просветитель Армении, причислен к лику святых Армянской Апостольской и Русской Православной церквями (где известен как священномученик Григорий, просветитель Великой Армении), а также Римско-католической и Англиканской церквями.

В 302 г. началось строительство христианского храма в городе Вагаршапате — столице царя Тиридата. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает «сошел Единородный» (т.е. Иисус Христос), который, по преданию, лично указал Григорию Просветителю место для строительства храма.

На картине Айвазовский изображает торжественный момент закладки первого камня, на котором воспроизводит надпись на армянском языке: «Дом церкви». На первом плане два армянина коленопреклоненно поддерживают камень. В глубине картины — плотная толпа людей. Григорий Просветитель с патриаршим посохом в одной руке и с крестом в другой совершает обряд освящения камня. Его торжественная и спокойная поза, национальная церковная одежда и приветливое лицо эмоционально воздействуют на зрителя. Картина вскоре была освящена и помещена в церкви Сурб Саргис в Феодосии, где десятки лет обозревалась прихожанами. На верующих она производила глубокое впечатление не только своим историческим содержанием, но и цветовым построением. Темно-красный и каштановый цвета одежды Просветителя, освещаемые теплым светом лиц стоящих за ним священников, сверкание позолоченного посоха и тиары из тесьмы с золотистыми кистями — все это ярко очерчено на фоне виднеющихся вдали светло-голубых вершин Арарата.

В 325 г. Григорий Просветитель передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где скоро умер и был похоронен в Св. Эчмиадзине.

КАРТИНА «СВЯТОЙ ВОИН» ДЛЯ ХРАМА СУРБ САРГИС В ФЕОДОСИИ

На картине изображен великий армянский военачальник V века Вардан Мамиконян с сыном в момент клятвы перед боем с персидским шахом Азкертом II, который требовал отречения армянского народа от своей веры. Коленопреклоненные перед хачкаром, отец и сын клянутся бороться против врага до последней капли крови. На втором плане картины, вдали на косогоре, виднеются люди в воинских доспехах. Они готовы прийти на помощь своему военачальнику. Фоном служит природа прекрасной горной Армении.

26 мая 451 г. в долине Аварайр произошло решающее сражение: 60 тысяч армянских воинов, стариков, женщин, монахов выступили против 200-тысячной персидской армии. Битва была проиграна, Вардан Мамиконян был убит, однако персы, встретив упорное сопротивление, были вынуждены отказаться от посягательств на религию и самобытность армянского народа.

МКРТИЧ I ХРИМЯН (1820 — 1907), КАТОЛИКОС ВСЕХ АРМЯН

В июне 1895 г. в Феодосию к Айвазовскому приезжает высокий гость — Католикос всех армян Мкртич I Хримян (1892 — 1907). Художник возил его в Старый Крым, где на месте разрушенных церквей он возвел новый храм и даже написал для него алтарный образ. В полдень Айвазовский в честь большого гостя в саду своего дома, полном цветов, дал обед на триста человек. На нем Католикос, подчеркивая заслуги великого мариниста и его значение для армянского народа, сказал: «Ованес ага! Люди рождаются и умирают, исчезают с лица земли, но имена гениальных людей остаются навечно. Бессмертие своего имени ты уже обеспечил при жизни. Но одного не хватает тебе и мне. Ты — гениальный художник, мир восхищен твоей кистью. А я, Хримян Айрик, в одной руке — крест, в другой — Библия, буду молиться за тебя и за мой бедный армянский народ. Ты старше меня на два года, тебе 77 лет, а мне 75. Мы живы и у нас пока нет мыслей умирать, потому что мы не оплатили сполна большой долг перед своим народом. Когда оплатим, тогда пусть будет Божья воля». «Святейший отец, я буду работать, сколько смогу, чтобы оправдать слова Вашего Святейшества», — ответил Айвазовский. Эти слова художника вызвали бурю возгласов: «Да здравствует Айвазовский!» В этом же году вдохновленный Иван Константинович напишет картину «Католикос Хримян Айрик в окрестностях Эчмиадзина».

[[]] [[]]

ДВА АВТОПОРТРЕТА АЙВАЗОВСКОГО: В ПАРАДНОМ И ГРАЖДАНСКОМ МУНДИРАХ

На «Автопортрете» И.К. Айвазовский изобразил себя в парадном мундире Морского министерства, который он имел право носить, так как был живописцем Главного Морского штаба России, и при всех наградах, полученных им к этому времени. Фигура живописца излучает достоинство и спокойствие. Доброта и уверенность в собственных силах теплятся в мудрых глазах.

На мундире художника награды изображены в порядке старшинства. На широкой голубой ленте через левое плечо внизу — орден Белого Орла. Звезда этого ордена (восьмиконечная, золотая) — на левом борту мундира. Далее орден Св. Владимира II ст. — шейный красный крест на темно-красной с черной каймой ленте. Его восьмиконечная звезда находится под звездой Белого Орла. Ниже — ромбовидный знак Академии художеств. На правом борту мундира (под орденом Св. Владимира II ст.) — ордена Св. Анны I ст. и Св. Станислава I ст. Звезды этих орденов — справа друг под другом. Айвазовский изобразил себя в интерьере на фоне морского пейзажа — знаменитой картины «Буря на море», на столе — портрет Анны Никитичны, жены художника.

На «Автопортрете» 1898 г. художник в гражданском мундире. За выдающиеся успехи в живописи Айвазовский был награжден не только многочисленными орденами, но и высшим гражданским чином действительного тайного советника.

На фраке художника красная одноцветная лента ордена Св. Александра Невского. Она надевалась через левое плечо. На шее, на голубой ленте — орден Белого Орла. На правом рукаве фрака на красной ленте — орден Св. Александра Невского. На груди слева вверху — восьмиконечная звезда ордена Св. Александра Невского, под ней — звезда ордена

Св. Владимира.

ДОЧЬ ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА ЛАМПСИ?

Обращаясь к непривычному жанру, художник в «Портрете дочери» использует скромный, сдержанный колорит: все внимание акцентируется на лице и фигуре. Несколько обобщенно прописаны балконы, агава, плющ. В этом окружении женщина чувствует себя хозяйкой.

Мы склоняемся к мысли, что на картине изображена дочь художника Александра Ивановна Айвазовская (1852 — 1908), в замужестве Лампси, проживавшая с двумя сыновьями в отчем доме в Феодосии.

Семейные портреты кисти И.К. Айвазовского из фондов Феодосийской картинной галереи

ОВАНЕС АЙВАЗЯН

Феодосия — небольшой портовый городок у подножия Крымских гор. На холме приметный белый домик с видом на море, где появился на свет И.К. Айвазовский. 17(29) июля 1817 г. в книге рождений и крещений местной армянской церкви появилась запись: «Родился Ованес, сын Геворга Айвазяна». Отцу мальчика, рыночному старосте, на попечении которого были еще две дочери и двое сыновей, после чумы 1812 г., накрывшей и Феодосию, жилось крайне тяжело.

Ованес Айвазян в детстве учился у архитектора Якова Коха. После окончания уездного училища был принят на казенный счет в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. В 1839 г. получил аттестат об окончании академии, свой первый чин и личное дворянство. С июля 1840 г. Айвазовский в течение четырех лет путешествовал по Европе. Он побывал в Риме, Венеции и Флоренции, долгое время работал в Южной Италии, в Сорренто, написал картину для Папы Григория XVI, который наградил художника Золотой медалью. С начала 1842? г. Айвазовский посетил Швейцарию, Голландию, Англию, затем посетил Париж, где получил Золотую медаль Парижской Академии художеств, Португалию и Испанию. Осенью 1844? г. вернулся в Россию, стал живописцем Главного Морского штаба, а с 1847 г. — профессором Петербургской Академии художеств. Карьера художника была очень успешной, он был награжден многими орденами и получил звание контр-адмирала, состоял членом академий художеств Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. В общей сложности Айвазовский написал больше 6 тысяч работ. С 1845 г. жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл Школу искусств и галерею (1880). Великий художник умер в Феодосии и похоронен в ограде армянской церкви Сурб Саргис (Св. Сергия). В 1903 г. вдова художника — Анна Никитична Айвазовская установила надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке на надгробии написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

РОДИТЕЛИ И БАБУШКА ХУДОЖНИКА

Серию творческих портретов И.К. Айвазовского восполняют изображения и близких родственников. Особенное место занимают образы отца Константина, матери Рипсимэ, бабушки Ашхен.

Константин (Геворг) Григорьевич Гайвазовский (Айваз Кайтан; ок. 1765 — 1841) происходил из армянской семьи, переселившейся в числе многих тысяч армян из Западной Армении в Польшу. Семья жила в Галиции и Валахии. В начале XIX века он переселился в Крым, в Феодосию. Принадлежал к купцам 3-й гильдии, но уже в Крыму лишился большей части своего состояния. Исполнял тяжебные дела, служил старостой феодосийского базара, знал несколько языков, отличался живым умом и энергичным характером.

Рипсимэ (Аграфена) Гайвазовская (1784 — ок. 1860) слыла в молодости красавицей, занималась рукоделием для продажи, чем поддерживала большое семейство, исполняла поденную работу в богатых семьях.

Дома бабушка Ашхен рассказывала внуку Ованесу сказки и были о прошлом. Он слушал ее, а потом учился играть на скрипке. Сам! «Будет музыкантом!» — пророчили родственники. Бабушка не соглашалась: «Никто не знает…»

ПОРТРЕТ ЕЛЕНЫ ЛАТРИ

В 1848 г. Иван Константинович женился на Юлии Яковлевне Гревс, англичанке, дочери штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них родились четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Спустя 12 лет, из-за нежелания Айвазовского жить в столице, Юлия Яковлевна ушла от мужа. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 г.

Первая из дочерей Айвазовского — Елена — появилась на свет в Петербурге. В замужестве с Пелопидом Латри она родила троих детей: Михаила, Александра и Софию. Став художником, Михаил Латри удачнее всего писал с натуры — и в этом же его принципиальное отличие от деда, который с натуры не писал.

Брат Михаила — Александр — не был художником, но с его помощью Иван Айвазовский реализовал свою мечту о наследнике фамилии, а не только о наследнике-художнике. В трехлетнем возрасте маленький Саша поселился у дедушки в Феодосии. Айвазовскому удалось уговорить родителей внука, чтобы ему позволили усыновить мальчика и дать тому свою фамилию. Художник направил прошение государю: «Не имею сыновей, но Бог наградил меня дочерьми и внуками. Желая сохранить свой род, носящий фамилию Айвазовский, я усыновил своего внука, сына старшей дочери — Александра Латри, ребенка мужского пола доктора Латри, о котором я уже сделал объявление. Осмелюсь просить усыновленному внуку Александру дать мою фамилию, вместе с гербом и достоинствами дворянского рода». Разрешение было получено через месяц после смерти Ивана Константиновича…

Портрет Пелопида Латри «Зять художника» был исполнен Айвазовским в том же 1894-м, как и «Портрет дочери художника». В таком случае эти картины можно принять за некую «серию». Смело можно предположить, что на холсте изображена старшая дочь художника — Елена Ивановна Латри (1849 — 1917).

Со смертью Ивана Константиновича Анна Никитична, жена художника, стала затворницей. Она не могла видеть море без него. Дав обет, четверть века не покидала дома, где была так счастлива. Она не заметила ни сполохов Первой мировой, ни огней революции, не отдавала отчета в том, что теперь живет в другой стране. Его не было рядом — все потеряло смысл. Во время Великой Отечественной, в оккупацию, она осталась в Феодосии. Когда становилось совсем голодно, всеми забытая Анна Никитична меняла оставшиеся драгоценности на крупу и хлеб. После того как немцы оставили Крым, ее нашел и забрал к себе в Симферополь художник Николай Самокиш.

25 июля 1945 г. был сильный ветер, пыль летела по улицам, пахло нагретой землей. Вздохнув, Анна прикрыла глаза. Море шумело — далеко-далеко… Вдруг знакомый голос позвал ее. Она улыбнулась, поняла и ответила:

«Я иду». Ей было 88 лет.

Благодарные феодосийцы решили не разлучать супругов и после смерти: похоронили Анну Никитичну рядом с мужем — в сквере армянской церкви Сурб Саргис, в которой их венчали.




Top