Азербайджанская филармония. Азербайджанская государственная филармония имени муслима магомаева Филармония баку афиша

Азербайджанская государственная филармония (Баку, Азербайджан) - репертуар, стоимость билетов, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

История создания Азербайджанской государственной филармонии - яркий пример того, как взаимовыгодно слились культуры Востока и Запада, а само здание иллюстрирует синтез архитектурного и музыкального искусств. Истоки Азербайджанской государственной филармонии восходят к началу 20 века. В 1910-1912 гг. в самом центре Баку, на углу Николаевской и Садовой, появляется изысканное здание, отлично дополнившее окружающий архитектурный пейзаж. Примечательно, что за вдохновением для проекта архитектора Тер-Микелова заказчики командировали не куда-нибудь, а в Монте-Карло. Местные сливки общества считали, что по красоте филармонии в Монте-Карло не было равных. Вернувшись, Тер-Микелов материализовал увиденное и создал удивительное здание, похожее на итальянский дворец эпохи Возрождения со множеством террас, изящных веранд и всевозможных декоративных элементов. Впоследствии оно стало важным памятником архитектурного искусства города. В то время оно и называлось зданием Общественного собрания, фактически выполняя функции клуба для городской элиты.

История создания Азербайджанской государственной филармонии - яркий пример того, как взаимовыгодно слились культуры Востока и Запада, а само здание иллюстрирует синтез архитектурного и музыкального искусств.

К слову, необычному расположению сцены относительно главного входа в здание есть логическое объяснение. Дело в том, что распорядителю местной конторы Ротшильда, трепетному поклоннику искусства, уж очень хотелось наблюдать за происходящим в клубе прямо со своего балкона. Желание уважаемого гражданина и по совместительству миллионера исполнили, устроив вход в зрительный зал сбоку от сцены. Так, чтобы сцена летнего клуба была как на ладони видна прямо из окон бывшего дворца Дебура.

До 1920-х гг. здесь в основном коротали вечера за играми в карты и за рулеточным столом, а после прихода в Азербайджан советской власти азартные игроки сменились любителями музыки, а на сцене стали выступать различные ансамбли. Спустя 15 лет, в мае 1936 г., была организована Азербайджанская государственная филармония, а еще через год она получила название в честь известного азербайджанского композитора Муслима Магомаева (деда прославленного советского певца).

В 1996 г. бакинская филармония закрылась на ремонт. Торжественное открытие обновлённого концертного зала состоялось в январе 2004 г. На мероприятии присутствовали президент Азербайджана Ильхам Алиев и всемирно известный виолончелист Мстислав Ростропович.

Музыкальная деятельность

Азербайджанской государственной филармонии можно гордиться знакомством со множеством выдающихся деятелей культуры. На её сцене выступали народные артисты Азербайджана Хан Шушинский, Шовкет Алекперова, Ниязи, Сара Гадимова и др., а также артисты из других регионов Союза и зарубежных стран. На базе этой концертной организации действует несколько музыкальных коллективов.

Помимо концертов коллективов, работающих при филармонии, здесь проводятся выступления известных зарубежных солистов. В течение последних лет Министерством Азербайджанской Республики зарубежные артисты приглашаются для выступлений с различными филармоническими коллективами.

Особенно плодотворное музыкальное общение происходит во время регулярных международных музыкальных фестивалей имени Узеира Гаджибейли и Мстислава Ростроповича.

Азербайджанская государственная филармония имени Муслима Магомаева Дом Общественного собрания - Филармония (Баку) 1910-1914 Баку - это город, где восточная и западная культуры сливаются воедино и в результате создаются прекрасные памятники искусства, в том числе и архитектурные. Один из таких памятников архитектурного искусства города - здание Общественного собрания, нынешней Азербайджанской государственной Филармонии им. М. Магомаева. Построенное в 1910-1912 годах по проекту гражданского инженера Г. М. Тер-Микелова А. Я Дубовым и братьями Касумовыми на одном из лучших, выгодно расположенных участков города - на углу Николаевской и Садовой улиц, поставленное на повышенных отметках второй террасы бакинского амфитеатра, здание великолепно вписалось не только в композицию губернаторского сада, где отвели участок под постройку, но и в весь окружающий архитектурный пейзаж, сложившийся в начале XX века. Когда старшины Бакинского общественного собрания в 1907 году обратились в Городскую Думу с просьбой разрешить им постройку летнего помещения в саду, многие гласные возражали, ибо в таком случае пришлось бы вырубать более 200 многолетних деревьев. Однако в 1908 году проект летнего помещения Общественного собрания на территории губернаторского сада за счет сокращения его площади на 1664,92 кв.м. был утвержден. Для развлечения «сливок» бакинского общества существовал в городе павильон из дерева. Его оштукатурили, выбелили и назвали «Белым клубом». Помещался он близ Ширванских крепостных ворот. Как-то ночью, когда дул сильный «хазри», знаменитый бакинский норд, случился пожар и павильон сгорел дотла. Подозревали, что «Белый клуб» подожгли нарочно. Проект поручили архитектору Тер-Микелову. Его даже откомандировали на Лазурный берег - в Монте-Карло, чтобы он присмотрелся к тамошней филармонии, ознакомился с её проектом. И соорудил нечто подобное здесь, в Баку. Считалось, что филармония в Монте-Карло по своей красоте занимает одно из первых мест в Европе. Тер-Микелов вернулся из Монте-Карло, переполненный впечатлениями и замыслами. Окончательно проект был разработан в 1910 году и представлен на утверждение строительной комиссии городской управы. Ко времени начала постройки клуба в 1911 году на Набережной существовал бульвар, разбитый в 1909 году по инициативе инженера Мамед Гасана Гаджинского на площади 17.323,44 кв.м.. Летний клуб фасадом обращен на Дом братьев Садыховых, в профиль смотрит на здание Мариинской русской женской гимназии, построенной Г-З.Тагиевым, а также на дворец Дебура, управляющего делами бакинской конторы Ротшильда. (Впоследствии он продал этот дворец нефтяной компании «Кавказское товарищество»). Рассказывают, что глава этого акционерного общества, миллионер Гукасов, упросил архитектора сделать так, чтобы из дворца, где он проживал с семьей, было не только слышно, но и видно все, что происходит в летнем клубе. К тому же, ему не хотелось, сидя на балконе, «любоваться» немой стеной. Просьбу миллионера уважили и поступили довольно оригинально. Обычно сцена в зрительном зале «смотрит» на главный вход. В летнем зале филармонии вход в зрительный зал находится сбоку от сцены. Так что из окон и с балкона бывшего дворца Дебура, как на ладони, видна сцена летнего клуба. Уже в конце 1912 года застройка города обогатилась новым сооружением - зданием летнего помещения Общественного собрания в формах палладианской архитектуры. Баку. Филармония. Фото С. М. Прокудина-Горского (1912) В проекте Общественного собрания была создана (соответственно с темой) живописная и выразительная композиция. Обилием террас, веранд, где свет и тень являются средством пластического выражения объемных масс, здание несколько напоминает итальянскую виллу эпохи Возрождения. Заводчики и нефтепромышленники, богатые купцы и высокопоставленные чиновники, знаменитые инженеры, офицеры царской армии проводили в казино или летнем клубе до полуночи. Здесь проигрывали в карты целые состояния. После установления советской власти в Азербайджане в 20-х годах, в этом здании стали собираться любители музыки, а также разрозненно действующие ансамбли и оркестры. Бюст Муслима Магомаева, имя которого носит филармония. 25 мая 1936 года на базе Управления симфоническими концертами при Бакинском совете рабоче-крестьянских и матросских депутатов в здании Общественного создания была организована Азербайджанская государственная Филармония. В 1936-37 гг. в этом здании были произведены реставрационные работы. Создана 25 мая 1936 года решением Совета Народных Комиссаров Азербайджанской ССР. Размещаемое здание было построено в 1910-1912 годах как «Летний дом для общественных собраний» по проекту архитектора Г. М. Тер-Микелова, находится на улице Истиглалият. Здесь до 1936 года разные музыкальные коллективы давали свои концерты, выступали с разными музыкальными программами. 11 августа 1937 г. решением СНК Азербайджана Азгосфилармонии было дано имя азербайджанского композитора Муслима Магомаева. Здесь в разное время выступали виднейшие деятели культуры Азербайджана - народные артисты Азербайджана Хан Шушинский, Шовкет Алекперова, Ниязи, Сара Гадимова и др., а также артисты из других регионов СССР и стран.

О.БУЛАНОВА

Здание Азербайджанской государственной филармонии им. Муслима Магомаева, построенное в 1910-1912 гг., стало частью прекрасного ансамбля, с одной стороны ограниченного улицей Николаевской, с другой – Садовой.

Строилось это здание как Летний дом Общественного собрания, в котором подразумевалось и казино. Автором проекта явился гражданский инженер Гавриил Тер-Микелов (1874-1949).

Он родился в Ставрополе, в армянской семье, имеющей тбилисские корни, окончил Петербургский институт гражданских инженеров и после его окончания трудился в Тбилиси и Баку. В советское время он стал членом-корреспондентом Академии Архитектуры СССР, заслуженным деятелем искусств Грузинской ССР, профессором Тбилисской Академии Художеств.

В Баку в содружестве с подрядчиками А.Я. Дубовым и братьями Касумовыми Тер-Микелов создает Коммерческое училище (Азербайджанский пединститут), Бакинское отделение Тбилисского Коммерческого Банка, Бакинское торговое училище и др.

История Филармонии берет свое начало в 1907 г., когда старшины Бакинского общественного собрания обратились в Городскую Думу с просьбой разрешить им постройку летнего помещения в Губернаторском саду.

Случилось это после того, как сгорел т.н. “Белый клуб” – деревянный и побеленный павильон для развлечения сливок бакинского общества близ Ширванских крепостных ворот.

Манаф Сулейманов пишет по этому поводу в книге “Дни минувшие”: “Как-то ночью, когда дул сильный “хазри”, …случился пожар и павильон сгорел дотла. Подозревали, что “Белый клуб” подожгли нарочно. Здесь собирались заядлые картежники. Богатеи, щеголи, гочу, шулера всех мастей собирались под крышей клуба и развлекались тут до утра. Конечно, не обходилось дело без потасовок”.

Что и говорить, место было выбрано прекрасное: вторая терраса бакинского амфитеатра, из здания открывался бы чудесный вид, да и само оно стало бы украшением городского пейзажа, сложившегося к началу ХХ в., да и самого Губернаторского городского сада.

Одно плохо: для постройки пришлось бы вырубить более 200 многолетних деревьев. Многие члены Думы, естественно, возражали. Но экономические интересы победили, и в 1908 г. проект летнего помещения Общественного собрания на территории Губернаторского сада за счет сокращения его площади на почти 1665 кв.м. был утвержден.

Тер-Микелова, как пишет тот же М.Сулейманов, “откомандировали на Лазурный берег – в Монте- Карло, чтобы он присмотрелся к тамошней филармонии, ознакомился с ее проектом. И соорудил нечто подобное здесь, в Баку. Считалось, что филармония в Монте-Карло по своей красоте занимает одно из первых мест в Европе. От здания к морю вереницей спускаются девять площадок – террас. Тер-Микелов вернулся из Монте-Карло, переполненный впечатлениями и замыслами…”

Окончательно проект был разработан к 1910 г. и представлен на утверждение строительной комиссии городской управы. Через два года строительство было завершено.

Надо сказать, что бакинские архитекторы не боялись подражания. Потому что, во-первых, даже копия начинала играть новыми красками, окруженная типично бакинским городским ландшафтом, во-вторых, никто не делал полных копий – и своей фантазии хватало. Так и здание Собрания: оно было построено лишь по мотивам знаменитого казино.

Летнее помещение Общественного собрания сразу же после открытия стало любимым местом для досуга бакинской элиты, фактически клубом. Богатые купцы и нефтепромышленники, заводчики и высокопоставленные чиновники, представители интеллигенции и офицеры засиживались здесь до полуночи, иногда проигрывая в карты целые состояния.

Так продолжалось до прихода советской власти. Большевики не могли потерпеть в городе такой “рассадник” буржуазного образа жизни и быстренько это дело прикрыли. В бывшее здание казино были помещены различные музыкальные коллективы и кружки. На организованной сцене стали выступать самодеятельные и государственные ансамбли и оркестры.

То, что в здании прекрасная акустика, было замечено сразу. И вот 25 мая 1936 г. на базе Управления симфоническими концертами при Бакинском совете рабоче-крестьянских и матросских депутатов в летнем здании Общественного собрания была организована Азербайджанская государственная Филармония.

Филармония с первых же дней своего создания стала своего рода храмом классического музыкального искусства республики. Здесь выступали виднейшие деятели культуры не только Азербайджана, но и других республик и даже зарубежных стран.

В разные годы на сцене Филармонии выступали народные артисты Азербайджана Хан Шушинский, Шовкет Алекперова, маэстро Ниязи, Сара Гядимова, Мстислав Ростропович, Елена Стародубцева, Николай Сук, Иван Маничетти, Ингеберг Косма, Татьяна Пиминова, Унюша Кулоглу и др.

Руководили Азербайджанской государственной Филармонией самые видные деятели искусства, такие, как Ниязи и Шамси Бадалбейли.

Но время шло, здание ветшало и поэтому нуждалось в серьезной реконструкции. Поэтому в 1936-1937 гг. в Филармонии были произведены реставрационные работы. По их окончании, 11 августа 1937 г., решением №5021 Совета Народных Комиссаров ЦК АКП(б) было направлено прошение об увековечивании имени заслуженного деятеля искусств, Муслима Магомедовича Магомаева и присвоении его имени Азербайджанской Государственной Филармонии.

Да-да, филармония носит имя не прославленного советского певца, а его деда. Всеобщего любимца в Советском Союзе Муслима Магомаева родители назвали в честь его знаменитого деда. К сожалению, большинство представителей молодого поколения не знает, в чью честь названа филармония.

А имя деда знаменитого певца в свое время гремело! Он был очень талантливым композитором, дружил с основоположником азербайджанской классической музыки Узеиром Гаджибековым.

Еще в 60-е гг. приезжающие в Баку туристы (и советские, и зарубежные) поражались такому быстрому реагированию властей: мол, популярный певец еще такой молодой, а его именем уже навали филармонию! Так внук затмил славу своего деда…

В 1996 г. в здании Азербайджанской государственной Филармонии им. М.Магомаева начались ремонтно-строительные работы. Но по объективным и субъективным причинам они были приостановлены. В 2002 г. по приказу президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева ремонтно-строительные работы в здании филармонии были возобновлены.

Старинный интерьер сохранялся по мере возможности, правда, было изменено его колористическое решение и добавлено много новых “финтифлюшек”. В соответствии с новейшими достижениями технологии были установлены системы внутренней акустики, новая вентиляции и отопления, при Филармонии организовали студию звукозаписи, отвечающую мировым стандартам, под летней эстрадой на площади в тысячу кВ. метров построены новые дополнительные помещения.

И вот 27 января 2004 г. филармония была торжественно сдана своим зрителям. Гейдар Алиев до этого дня не дожил. На мероприятии присутствовали президент Азербайджана Ильхам Алиев и всемирно известный виолончелист бакинец Мстислав Ростропович.

H G Я O L Страна Азербайджан Азербайджан Город Баку Строитель А. Я. Дубов и братья Касумовы [ ] Архитектор Гавриил Тер-Микелов Строительство - годы Сайт filarmoniya.az

Медиафайлы на Викискладе

Азербайджанская государственная филармония имени Муслима Магомаева (азерб. Müslüm Maqomayev adına Azərbaycan Dövlət filarmoniyası ) - учреждение культуры в столице Азербайджана , в городе Баку .

История

Когда старшины Бакинского общественного собрания в 1907 году обратились в Городскую Думу с просьбой разрешить им постройку летнего помещения в городском (Михайловском) саду, многие гласные возражали, ибо в таком случае пришлось бы вырубать более 200 многолетних деревьев. Однако в 1908 году проект летнего помещения Общественного собрания на территории сада за счет сокращения его площади на 1664,92 кв.м. был утвержден.

Для развлечения «сливок» бакинского общества существовал ранее в городе павильон из дерева. Его оштукатурили, выбелили и назвали «Белым клубом». Помещался он близ Ширванских крепостных ворот. Как-то ночью, когда дул сильный «хазри», знаменитый бакинский северный ветер, случился пожар и павильон сгорел дотла. Подозревали, что «Белый клуб» подожгли нарочно.

После того, как «Белый клуб» в 1910 году сгорел, появилась необходимость создания другого здания, где богачи могли бы проводить своё свободное время. Проект поручили архитектору Тер-Микелову. Его даже откомандировали на Лазурный берег - в Монте-Карло , чтобы он присмотрелся к тамошней филармонии, ознакомился с её проектом. И соорудил нечто подобное здесь, в Баку. Считалось, что филармония в Монте-Карло по своей красоте занимает одно из первых мест в Европе. Тер-Микелов вернулся из Монте-Карло, переполненный впечатлениями и замыслами.

Здание клуба в 1910-ых гг. на фотографии Роберта Коттона

Окончательно проект был разработан в 1910 году и представлен на утверждение строительной комиссии городской управы.

Летний клуб фасадом обращен на Дом братьев Садыховых , в профиль смотрит на здание Мариинской русской женской гимназии, построенной Г-З.Тагиевым, а также на дворец Дебура, управляющего делами бакинской конторы Ротшильда (Впоследствии он продал этот дворец нефтяной компании «Кавказское товарищество»).

Рассказывают, что глава этого акционерного общества, миллионер Гукасов, упросил архитектора сделать так, чтобы из дворца, где он проживал с семьей, было не только слышно, но и видно все, что происходит в летнем клубе. К тому же, ему не хотелось, сидя на балконе, «любоваться» немой стеной. Просьбу миллионера уважили и поступили довольно оригинально. Обычно сцена в зрительном зале «смотрит» на главный вход. В летнем зале филармонии вход в зрительный зал находится сбоку от сцены. Так что из окон и с балкона бывшего дворца Дебура, как на ладони, видна сцена летнего клуба.

В начале 1990-х годов филармония закрылась на ремонт. С

Историю создания филармонии называют ярким примером удачного синтеза двух великих культур — Востока и Запада, а в облике самого здания можно увидеть прекрасную иллюстрацию слияния архитектуры и музыки. Корни происхождения знаменитой бакинской филармонии уходят в начало 20 в.

В первых годах второго десятилетия в центральной части Баку на пересечении улиц Николаевской и Садовой появилось изящное здание, ставшее органичным дополнением ближайшего городского ландшафта. Интересно, что идеи вдохновения для разработки архитектор Тер-Микелов черпал в самом Монте-Карло, куда его отправили заказчики. Инициаторы строительства посчитали, что тамошней филармонии нет равных по красоте и оригинальному дизайну, затмившему многие выдающиеся образцы архитектуры тех лет. Архитектор возвращается, наполненный свежими оригинальными идеями, которые реализовал в здании: удивительный образец архитектурного шедевра, напоминающего дворцы эпохи Ренессанса, изобилующий террасами, изысканными верандами и разнообразным декором. Спустя короткое время филармония вошла в список архитектурных памятников города. В те годы оно служило помещением для Общественного собрания, где происходили встречи представителей городской элиты.

В филармонии поражает интересное расположение сцены по отношению к центральному входу. Этому была причиной прихоть руководителя представительства фирмы Ротшильдов, трепетно относящегося к искусству, который очень хотел видеть все происходящее на территории клуба непосредственно со своей ложи на балконе. Пожеланию почетного жителя и одного из богатейших горожан перечить не стали. Вход в зал вопреки всем устоявшимся канонам зодчества был помещен сбоку от сценической площадки. Сцену летней площадки клуба можно прекрасно рассмотреть из дворцовых окон Дебура.

До начала 20-х годов главным занятием состоятельных посетителей клуба были карточные игры с рулеткой, а когда в Азербайджане укрепилась власть большевиков, то азартную элиту сменили поклонники музыки, а сцена была отдана для выступлений разных ансамблей и творческих коллективов. К маю 1936 г. решением властей зданию придали статус государственного учреждения искусств, а год спустя оно получает имя знаменитого композитора Муслима Магомаева, являющегося дедом популярнейшего исполнителя советской эпохи.

В 1996 г. здание закрыли на реставрацию. Обновленная концертная площадка была торжественно открыта в начале 2004 г. Церемонию посетил глава Азербайджана Ильхам Алиев и известный музыкант Мстислав Ростропович, впоследствии ставший частым гостем филармонии.

За годы деятельности филармония принимала в своих стенах множество известнейших деятелей культуры со всего света. На ее подмостках состоялись выступления народных артистов республики Хана Шушинского, Шовкета Алекперова, Ниязи, Сары Гадомовой и др. Кроме того, филармонию посещали артисты со всего Советского союза и зарубежья. Учреждение стало базой для деятельности нескольких известных национальных музыкальных коллективов.

Кроме концертных программ, подготовленных силами собственных коллективов, в филармонии выступают и известные зарубежные исполнители. В последние годы по приглашению правительства Азербайджана сюда приезжают артисты и филармонические коллективы со всего мира. Особенно стоит отметить удивительно плодотворные творческие встречи, которые походили в рамках различных фестивалей музыки имени Узеира Гаджибейли и М. Ростроповича.




Top