Бахрушины. Бахрушины Что нужно собирать бахрушин

Российский меценат, видный коллекционер, библиофил. Член Общества любителей древней письменности, Общества любителей русского исторического просвещения, Русского общества книжных знаков, Московского библиографического кружка, Владимирской и Симбирской ученых архивных комиссий.

Из рода купцов и предпринимателей Бахрушиных. В 1860-х учился в Москве, в частном пансионе Э. X. Репмана. С 1870-х начал заниматься коммерческой деятельностью; в 1890-е гг., после смерти отца, стал совладельцем фирмы «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Бахрушин и сыновья».

Род Бахрушиных традиционно занимался благотворительностью и коллекционированием (дядя Б., Алексей Александрович Бахрушин - знаменитый основатель Театрального музея в Москве). В начале 1870-х Б. тоже увлекся коллекционированием. В течение 30 лет собирал библиотеку, в которую вошли преимущественно книги по истории, географии, археологии, этнографии России (всего около 25 тыс. томов). Отдельный интерес представлял раздел, посвященный Отечественной войне 1812 года, а также библиографические указатели, справочники и путеводители по городам и монастырям России. Кроме того, Б. принадлежала уникальная коллекция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства (гравюры, акварели, живопись, миниатюры, иконы, медали, изделия из бисера, фарфора, стекла и бронзы, старинное шитье).

Московский дом Б., страстного библиофила, коллекционера предметов старины, произведений искусства, со временем превратился в музей. Здесь дважды в месяц собирались друзья и единомышленники, любители истории и древностей - деятели культуры, писатели, ученые, библиофилы и коллекционеры, антиквары и букинисты (И. Забелин, М. Семевский, П. Бартенев, А. Орешников, А. Шувалов, С. Виноградов, К. Соловьев, Д. Ульянинский, художник А. Васнецов, писатель В. Гиляровский, архитектор И. Бондаренко и др.), обсуждались новости культурной жизни. Б. был осведомлен о частных московских коллекциях, копил сведения о них, позже вошедшие в его книгу.

Согласно завещанию Б., после его кончины все собрание поступило в Российский Исторический музей, где были организованы два зала его имени. На средства вдовы, А.С. Бахрушиной, было издано описание его книжного собрания («Каталог книг Алексея Петровича Бахрушина». Вып. 1-3. М., 1911-1912). Посмертно были изданы воспоминания Б. «Из записной книжки. Кто что собирает» (М., 1916), которые содержали воспоминания о старой Москве и сведения по истории коллекционирования и антикварной торговле в России рубежа XIX-XX вв. Эта книга не утратила своего значения по сей день как источник для изучения истории книжной культуры этого периода и истории отечественного библиофильства.

Лит.: А. П. Бахрушин // Антиквар. 1902. № 2; А.П. Бахрушин: [Некролог] // Известия книжных магазинов Товарищества М.О. Вольф. 1904. № 8/9; Иваск У.Г. Памяти А.П. Бахрушина: (Из воспоминаний библиофила). М., 1908; Книга: Энцикл. М., 1999. С. 54; и др.

А.В. Николенко

Алексей Бахрушин

Книга А.П. Бахрушина «Кто что собирает» могла бы стать настольной для каждого серьёзного коллекционера, если бы не её раритетность: лишь немногие счастливчики могут похвастаться тем, что являются обладателями столь редкого издания. Особую ценность этому превосходному справочнику по крупным собраниям России конца XIX века придаёт то, что его составитель - известный купец и предприниматель, совладелец «Товарищества кожевенной и суконной мануфактуры А. Бахрушин и сыновья» - был не просто близко знаком с предметом описания - он изучил его изнутри. Для того чтобы понять, как именно и чего ради, достаточно ознакомиться с «портретом» автора, который тот поместил на первой же странице своего труда: «Бахрушин Алексей Петрович, 40 лет, собирает с 1878 года; главное его собрание - библиотека преимущественно русских книг, старых и новых; последних больше, по разным отделам (всех отделов - 33), но преимущественно - история России, биографии, археология, география, этнография, литература, Rossica и художество. Есть и рукописи и автографы, но мало. Художественные собрания: бронза, медали, миниатюры на кости, гравюры, литографии, фотографии, рисунки карандашом, пером, гуашью, углём и акварелью, фарфор, стекло, майолика, предметы этнографии и прочее, и прочее, и прочее. Этот человек теряет сон и аппетит, если увидит хорошую вещь (какую бы то ни было) в чужих руках, тотчас же старается её приобресть - в этом отношении он очень завистливый человек. Кроме вышепоименованных вещей, у него есть масляные картины, но мало; было у него ещё порядочное собрание старинных русских бытовых вещей, но он их пожертвовал в Исторический музей в Москве».

Далее идут краткие, но выразительные и точные характеристики собирателей (преимущественно московских) и их коллекций - от самых крупных, вроде знаменитой картинной галереи П.М. Третьякова, до весьма незначительных, таких как «лавка старинных вещей» татарина Макаева. Вот как, к примеру, рассказывается о Петре Ивановиче Щукине (1853-1912), старшем из четырёх знаменитых братьев-коллекционеров: «Серьёзнейший собиратель из всех мне известных, потому что он не собирает ничего, предварительно не собравши об этом предмете целую библиографию и не изучивши его по книгам. Так, он изучил старые японские и китайские бытовые и художественные вещи, старинные польские кушаки, русскую парчу и нумизматику (нумизматика у него слабей всего). Обо всём этом он может прочесть целую лекцию с места в карьер! Имея такие серьёзные и полные сведения и свободные деньги, он в сравнительно короткий период времени, всего в 8 лет, составил чудесное и серьёзное собрание (этому также много способствовали его частые поездки за границу) старинных китайских и японских вещей, парчей, миниатюр и слуцких старинных тканных из шёлка и серебра кушаков. Кроме этого, у него не очень болыная, но серьёзная библиотека по художеству на русском и иностранных языках, много картин хороших мастеров, гравюр и много других интересных вещей. У Петра Ивановича есть ещё несколько братьев (сколько их - я верно не знаю, но думаю, что трое). Все они - тоже собиратели, но кто что собирает -не знаю, знаю только, что один собирает библиотеку по русской истории, другой - старинное серебро, а третий - эмали. Этот последний много отбивает у меня этих вещей, так как платит всегда щедрей меня, а потому многие торговцы несут прямо вещь к нему. Если попадётся действительно хорошая, то Щукин её не отпустит обратно. При его свободных средствах можно собрать много хорошего, за ним не угоняешься, потому что он в месяц может на своё собрание истратить более, чем многие другие за год». Жизнь показала, что высокая оценка А.П. Бахрушиным собирательской деятельности братьев Щукиных была верна: в 1905 году, когда П.И. Щукин решил передать свою коллекцию Историческому музею в Москве, она оказалась равной коллекции самого музея. Своё собрание Щукин подарил вместе с тремя зданиями, в которых оно располагалось, и с землёй, на которой эти здания стояли. Коллекции его братьев составили ядро Музея изящных искусств, ныне - ГМИИ им. А. С. Пушкина.

История создания Бахрушиным его энциклопедии частного собирательства в России вполне примечательна. Из-за болезни сердца Алексей Петрович редко выезжал из Москвы, однако в 1892 году врачи настояли на его поездке в Кисловодск. Там, на отдыхе, деятельный Бахрушин нашёл себе занятие: стал записывать всё то, что помнил о знакомых коллекционерах. Вернувшись с юга, он продолжил работу и начал подбирать к своим заметкам портреты собирателей. Так сформировались пять альбомов: «Московские коллекционеры. 1894», «Наши коллекционеры. 1895», «Наши книголюбы. 1897», «Московские букинисты и антиквары. 1899», «Наши книголюбцы. 1899».

По духовному завещанию Алексея Петровича в 1904 году его коллекция (33 000 книг, 160 рукописей, 22 000 предметов графики и декоративно-прикладного искусства) поступила в московский Исторический музей. Там же оказались бахрушинские записи о коллекционерах и их портреты. В 1916 году эти материалы были подготовлены к печати известным учёным, одним из крупнейших пушкинистов ХХ столетия Мстиславом Александровичем Цявловским (1883-1947). Книга увидела свет в издательстве знаменитого собирателя-библиофила Льва Эдуардовича Бухгейма (1880-1942).

Бахрушин Алексей Петрович (1853-1904)

БАХРУШИН Алексей Петрович , российский предприниматель, библиофил, коллекционер, благотворитель. Из семьи Бахрушиных. Потомственный почётный гражданин. Совладелец (с 1875 года) семейной фирмы - «Товарищества Алексея Бахрушина сыновей». В 1872-1904-е годы собирал коллекцию, которая включала произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, фарфор, нумизматический материал, исторические документы и пр. (всего около 22 тысяч предметов); в библиотеке насчитывалось около 25 тысяч томов (с 1938 года в Государственной публичной исторической библиотеке РСФСР). В собрании Бахрушина находились: «рисуночный архив» В. А. Тропинина (около 400 листов; работы самого художника, рисунки О. А. Кипренского, В. К. Шебуева, Г. И. Угрюмова); гравюры с видами Москвы 18-19 веков; миниатюры (свыше 300); скульптурные работы П. К. Клодта, И. Я. Гинцбурга, Е. А. Лансере и др. Выделялись памятники, связанные с историей Отечественной войны 1812 года (в том числе вещи из хрусталя и стекла), а также произведения в псевдорусском стиле (часть опубликовано в книге «Русский стиль», 1999 год). К числу раритетов относилась грамота Петра I об учреждении вольных аптек в Москве (1701 год). На «бахрушинские вторники» в его доме собирались известные коллекционеры, библиофилы, антиквары-букинисты, историки, писатели и художники, у него бывали П. И. Бартенев, И. Е. Забелин, В. А. Гиляровский, М. И. Семевский, А. М. Васнецов и др. По инициативе Бахрушина и на его средства издан альбом «Ризница ставропигиального Симонова монастыря в Москве» (1895 год), разосланный им в библиотеки, музеи, коллекционерам и библиофилам. Бахрушин жертвовал средства на храмы (в том числе на обновление московского храма Святого Николая в Воробине и Иоанно-Предтеченского собора города Зарайск), а также на больницы, богадельни и другие учреждения, основанные членами семьи Бахрушиных. Сотрудничал с музеями Москвы, Санкт-Петербурга, провинциальных городов, передавая им в дар предметы русского быта и искусства, книги. Состоял членом-соревнователем Исторического музея (с 1890 года), член научно-просветительских обществ: любителей древней письменности; любителей художеств; Русского общества книжных знаков; Московского библиографического кружка; Владимирской и Симбирской учёных архивных комиссий и др. Оставил записки по истории частного собирательства и о старой Москве («Из записной книжки А. П. Бахрушина. Кто что собирает», 1916 год). По завещанию Бахрушина, его собрание в 1904-05 годах передано Историческому музею; на оставленный им капитал ОИДР учредило Бахрушинскую премию за лучшее сочинение по истории или археологии Москвы и Московский губернии. Личный архив Бахрушина (в том числе 12 неопубликованных писем В. В. Стасова) находится в отделе письменных источников ГИМ.

Лит.: Каталог книг библиотеки А. П. Бахрушина. М., 1911-1912. Вып. 1-4; Молодцова Т. И. Библиотека А. П. Бахрушина // Сокровищница книги. М., 1987. Ч. 1; Полунина Н. М., Фролов А. И. Коллекционеры старой Москвы. М., 1997.


Из записной книжки А.П.Бахрушина " "

Бахрушины - купеческая династия, начинавшая с торговли скотом в г. Зарайске Рязанской губернии еще в XVII в. В 1821 г. дед Алексея Петровича пешком пришел в Москву с семьей. А в 1834 году ему уже владел кожевенным заводом и вскоре попал в списки московского купечества. Особенно разбогатела семья на казенных поставках во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В семье Бахрушиных существовал обычай жертвовать на помощь бедным, больным, престарелым, учащимся. Этих правил неукоснительно придерживались все представители семейства. Бахрушины входили в пятерку самых знатных московских купеческих родов и заслужили особое уважение благодаря щедрой благотворительной деятельности.

Заметки из записной книжки известного московского собирателя Алексея Петровича Бахрушина (1853-1904) представляют первостепенный интерес для коллекционеров и историков. Их оригинал хранится в Государственном историческом музее вместе с архивом и собранием бывшего владельца.

Московским библиофилам была хорошо известна библиотека Бахрушина , в ней насчитывалось около 30 тысяч томов, составляющих 33 раздела. Здесь была собрана едва ли не вся литература по истории музейного дела в России, о крупных коллекциях и древлехранилищах. Ценность библиотеки составляли сказания иностранцев о России, редкие издания о войне 1812 года и о Наполеоне, книги по истории монастырей. Для домашнего музея Бахрушин отвел два этажа своего особняка на Воронцовом поле, где дважды в месяц собирался круг его друзей. Книги из собрания Бахрушина впоследствии поступили в фонды Государственной Публичной исторической библиотеки.

В записках Бахрушина приведены все знаковые имена коллекционеров второй половины XIX - начала ХХ вв. Представлены их интересы в области старины и искусства, краткие сведения о коллекциях и наиболее значимых их предметах. Среди этих собирателей - книжный антиквар и библиофил П.П.Шибанов, профессор Е.В.Барсов, братья П.М. и С.М. Третьяковы, меценат и издатель К.Т.Солдатенков, П.И.Щукин, нижегородский фотохудожник А.О.Карелин и многие другие. Упомянута среди них и одна дама. Для каждого из них указывается возраст, собирательский стаж, тематика и направленность его коллекций, их масштабы и ценность. Многие собрания Бахрушин осматривал лично, поэтому сведения о них чрезвычайно информативны и ценны.

Сам о себе А.П.Бахрушин написал не без юмора так: «Этот человек теряет сон и аппетит, если увидит хорошую вещь в чужих руках, тотчас же старается ее приобрести – в этом отношении он очень завистливый человек».

В заметках речь идет и о менее известных любителях предметов старины и искусства. Некоторые характеристики его коллег-собирателей весьма ироничны. Так, А.П.Бахрушин рассказывая об одном богатом коллекционере, сообщает, что тот, накупив множество произведений живописи старых иностранных мастеров, позволял себе переделывать не нравившиеся ему картины: он их реставрировал, убирая при этом неудачные, по его мнению, детали.

Бахрушин впервые описал психологию русских собирателей, их мотивы и духовный мир, он создал многомерный коллективный портрет этих людей особой породы, увлеченных и порой одержимых. Иногда они так привязаны к любимым предметам, что готовы ради них рисковать жизнью. Некоторые из собирателей нередко отказывали себе во всем ради составления ценного собрания. Бахрушин хорошо знал круг всех тех людей, которые однажды увлеклись собирательством. Бахрушин знал их пороки и отрицательные качества – это жадность, нечистоплотность действий, подчас невежество. Он ярко описывает нравы и обычаи старьевщиков и наиболее известных барахолок старой Москвы, главной среди которых был рынок у Сухаревой башни.
В книге опубликован каталог фотографических портретов из собрания А.П.Бахрушина. В них помещены портреты библиофилов, библиографов, издателей и букинистов, а также алфавитный список персон, чьи фотографии вошли в альбомы Бахрушина. Книгу завершают записки-воспоминания Алексея Петровича о Москве его времени.

Библиография. Международная книга: 54-44, 72-46.

Портал Кунцево Онлайн

Семья П.А. Бахрушина: стоят слева направо - А.П. Бахрушин, К.П. Бахрушин, Н.П. Бахрушин; сидят слева направо - П.А. Бахрушин, Е.И. Бахрушина, Д.П. Бахрушин. Фото 1880-х гг.

Сегодня наш рассказ будет посвящён ещё одному коллекционеру, представителю московского купеческого рода – Алексею Петровичу Бахрушину. Фамилия эта, наверняка, на слуху у многих наших читателей; но с ней в первую очередь ассоциируется не коллекционер книг, а его младший двоюродный брат, создатель Театрального музея в Москве - Алексей Александрович Бахрушин. Об Алексее Александровиче мы тоже вспомним, но позже. А начнём с эпиграфа:

«Этот человек теряет сон и аппетит, если увидит
хорошую вещь (какую бы то ни было) в чужих
руках, тотчас же старается её приобрести…»

А.П.Бахрушин.

Алексей Петрович Бахрушин родился в 1853 году в Москве, в семье кожевенного фабриканта Петра Алексеевича, старшего из братьев знаменитой фирмы «Алексея Бахрушина сыновья». Кожевенным делом Бахрушины занимались с XVIII века, их завод, связанный в основном с военными поставками кожи и сукна, считался самым большим России, и в середине XIX века занимал значительную территорию московского района Кожевники (в настоящее время это кварталы от Павелецкого вокзала до Дербеневской набережной). Как и многие другие «купеческие сыновья» (мы снова и снова обращаем ваше внимание на этот интереснейший эпизод в истории российского купеческого сословия) Алексей Петрович Бахрушин ещё в молодости увлёкся коллекционированием. Но, в отличие от П.Щапова и Н.Хлудова, Бахрушин никогда не отходил от семейного дела, не передавал управления другим членам семьи и до самой смерти занимался кожевенным производством.
В 1878 году Алексею Петровичу было 25 лет – тогда-то он и очертил круг своих интересов: русская литература и история, русская и славянская старина, отдельно выделив историю Москвы.
Первой книгой бахрушинской коллекции стал «Сборник рукописей представленных Его Императорскому высочеству государю наследнику цесаревичу о Севастопольской обороне севастопольцами» (СПб., 1872). За 25 лет А.П. Бахрушин собрал более 20 тысяч книг, около 20 тысяч картин, рукописей и гравюр.
Известный историк, главный редактор «Русской Старины» М.И. Семевский видел коллекции Бахрушина ещё в то время, когда Алексей Петрович жил в Кожевниках: «Побывал я, например, в городке из фабрик суконных, кожевенных, нашёл дом Бахрушиных и посетил его. Купец Алексей Петрович Бахрушин – самородок, в нём, кроме занятия непосредственно ему принадлежащим торговым и промышленным делом, развита любовь к художеству, к истории, к библиофильству. Я любовался его библиотекой, в которой соединено до 9 тыс. томов книг, и всё это с любовью и заботливостью описано…»
К сожалению, Семевский ошибался: при жизни владельца коллекции не было составлено какого-либо каталога или книжного инвентаря.
Собрание Бахрушина было на редкость разнообразно и не ограничивалось библиотекой. В числе сокровищ сам Алексей Петрович выделял коллекции медалей, миниатюр на кости, гравюры, литографии, фарфор, стекло, майолику.
Два предмета из коллекции Бахрушина получили особенно большую известность ещё при жизни коллекционера. Это живописный портрет Петра I и грамота Петра о вольных аптеках.
В 1892 году М.И. Семевский в «Русской старине» подробно описал и свой новый визит к Бахрушину, и портрет Петра: «В углу комнаты, на видном месте, как святыня, поставлен портрет великого Петра, и это действительно настоящая для каждого русского святыня, потому что портрет написан с самого Петра в бытность его в Голландии. Царь Пётр изображён в красной куртке, в голландском матросском костюме, сидит и покуривает трубку на отдыхе после своих работ… Владелец подлинника-портрета купил его совершенно случайно, на рынке за Сухаревою башнею, за 15 руб. и заботливо вставил в отличную раму, заботливо очистил и, таким образом, был вознаграждён этой находкой за свою любовь к отечественной достопамятности и свою любовь к истории».
Другой раритет бахрушинской коллекции – прекрасно оформленная грамота от 28 декабря 1701 г., выданная Петром владельцу одной из первых московских аптек Даниилу Гурчину (располагалась в доме на Никольской улице). Любопытно, что аптека в доме № 21 на Никольской, правда, перестроенном, работает и в наши дни: наследники-Гурчины продали здание известной «аптечной фамилии» - Феррейнам.
По свидетельству Р. Ткешелашвили, это - настоящее произведение искусства: «писана грамота на большом листе пергамента вычурным почерком, окружена акварельным рисунком и золотой рамой цветного и травяного орнамента с гербами Москвы, Киева, Владимира и еще 24 российских городов».
Особое место в бахрушинском собрании занимает «рисуночный архив» В.А.Тропинина. Из 550 известных в настоящее время графических работ Тропинина, 400 принадлежали Бахрушину. Переданная в Исторический музей коллекция ныне рассосредоточена по 11 отделам ГИМа и широко используется в экспозициях.
Говоря о разнообразии интересов Алексея Петровича, нельзя не упомянуть также портретную галерею «коллег и соперников» - коллекционеров, собирателей и антикваров. В ней насчитывалось 349 портретов и 273 фотографии с натуры. Портреты размещались в пяти альбомах - дорогие переплеты, золотое тиснение на обложках; альбомы назывались «Наши коллекционеры», «Наши книголюбцы», «Московские букинисты и антиквары»... Персоны в альбомах были представлены совершенно разнообразные: от «покровителя русской старины и художеств» Александра III до псковского любителя художественной старины В.И. Власова и самарского краеведа П.В. Алабина.
Семья Бахрушиных была известна своим «москвофильством». Но даже на фоне остальных родственников Алексей Петрович выделялся особым интересом к истории родного города. А.М. Дубровский свидетельствует: «… Этот коллекционер собирал всё, что касалось прошлого нашего города: от конфетных обёрток с его изображениями до проектов архитектора М. Ф. Казакова». Но Бахрушин не останавливался на собственно собирательстве, он, как мог, популяризировал интерес к московской истории. Альбом «Ризница ставропигиального Симонова монастыря в Москве», выпущенный на средства Алексея Петровича в количестве всего 50 экземпляров, имел помету «Не для продажи» и предназначался для рассылки в музеи. Один из экземпляров был отправлен в Пражский королевский музей, остальные – по русским музеям и монастырям. В ГПИБ хранится три экземпляра этого издания.
В собрании Бахрушина, в московской «библиотеке в библиотеке», отражена литература практически по всем темам московской жизни второй половины XIX – начала ХХ века. Есть книги о московском водопроводе и московской окружной дороге, о московском зоопарке и Сандуновских банях, о церквах и монастырях, музеях, картинных галереях, триумфальных арках, о фабриках и торговых фирмах, статистические сборники, справочные публикации о ценах на хлеб и мясо, издания городской думы. Московская часть бахрушинской коллекции включает в себя самые разнообразные издания: от многотомных альбомов и дорогих иллюстрированных монографий до брошюр Кожевнического отделения Московского общества трезвости и вырезок из газет и журналов.
О целенаправленном комплектовании Бахрушиным своей библиотеки нам позволяет судить каталог, изданный в 4-х выпусках в 1911-1913 годах на средства его вдовы Анны Степановны Бахрушиной. В трёх выпусках указано 15626 русских книг, в четвёртом - книги на иностранных языках, количеством 1901. Не все книги библиотеки нашли отражение в каталоге, однако он всё же даёт представление об основных направлениях интересов собирателя. Если при просмотре изданий периода собирательства поражает иногда разнообразие тем и возникает предположение, что А.П. Бахрушин покупал решительно всё, что появлялось на книжном рынке (так что по каталогу можно судить о репертуаре русской книги за 1878-1904 гг. - Бахрушин в некотором роде выполнял роль Книжной палаты), то картина совершенно меняется в отношении изданий прошлых лет. Собирая старые русские книги, Бахрушин следовал строгому отбору. Это прежде всего книги по истории, археологии, географии, этнографии, культуры России. Например, печатные источники: сказания иностранцев - Олеарий, Маржерет, Герберштейн и др., изданные Н.И. Новиковым «Древняя российская Вивлиофика» (Спб., 1773-1775 гг.) и «Древняя российская идрография, содержащая описание Московского государства, рек, протоков, озер, кладезей и какие на них города и урочища и на каком расстоянии» (Спб., 1773) и др. В собрании также представлены биографические словари, например, пятитомный «Словарь достопамятных людей» Д.Н. Бантыш-Каменского (1836), его же «Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов» (ч. 1-4, 1840-1841 гг.) и многие другие.
В своем новом доме (Воронцово поле, 6) Алексей Петрович отвёл под музей и библиотеку лучшие комнаты на втором и третьем этажах. Вдоль стен возвышались массивные дубовые книжные шкафы, посредине комнаты и частично у стен стояли застеклённые витрины, в которых хранились миниатюры, наиболее ценные рукописи, медали, печати, табакерки. В больших папках и специальных плоских ящиках - планы городов, старинные карты, виды монастырей и храмов, собрание рисунков. Отдельные папки были выделены под материалы, посвящённые Москве в 1812 году.
«У меня в библиотеке, - писал А.П. Бахрушин, - яблоку негде упасть: везде книги, папки опять книги, опять папки, и так далее - свободного же места нет, да и быть не может: книги всё прибывают и прибывают...»
«Прибывали книги» по-разному: в отличие от предыдущих героев нашей серии о библиофилах, Алексей Петрович не приобретал чужих собраний, а собирал свою коллекцию сам. Одними из приятных моментов такого собирательства были посылки и письма от авторов книг – с посвящениями и автографами Бахрушину. Некоторые конверты не уничтожались, а при переплете прикреплялись к книге. В этом можно убедиться, работая с бахрушинской коллекцией в ГПИБ:

1.

2.

3.

4.

5.

№ 1-3, № 4-5: Книги А.А. Титова из коллекции Бахрушина.

6.

№ 6. Дарственная надпись Елпидифора Аркадьева А.П.Бахрушину.

7.

8.

№ 7-8: Вплетённая в книгу визитка представителя Кыштымских заводов.

9.

№ 9: "Еврейские речи" А.Шмакова с дарственной надписью автора.

По вторникам два раза месяц на Воронцовом поле собирались любители русской книги и русского искусства. В гостях у Бахрушина можно было встретить хранителя Российского Исторического музея А.В. Орешникова, владельца картинной галереи И.Е. Цветкова, Е.В. Барсова, И.Е. Забелина, П.И. Бартенева, хранителя Оружейной палаты В.К. Трутовского.
К началу ХХ века Бахрушин был членом многих научных и благотворительных обществ, в том числе одним из учредителей Русского общества книжных знаков, автором его устава. Сам Алексей Петрович имел несколько книжных знаков. Три книжных знака состояли только из надписей, четвёртый знак - силуэт Бахрушина с надписью, пятый знак сложный - изображение книг, раскрытого свитка старого документа, складня, старинной бутыли с гербом, братины и вида Московского Кремля с надписью «Алексей Петрович Бахрушин». Знак был выполнен по рисунку Фёдора Бухгарта. Помимо экслибрисов, существуют и разные виды суперэкслибрисов.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

№ 10-15: Образцы экслибрисов и суперэкслибрисов А.П. Бахрушина.

Подобно многим другим коллекционерам, Алексей Петрович заказывал для книг своей коллекции новые переплеты, но, в отличие от коллег, не скупился – издания из его собрания переплетены не просто богато – роскошно.

16.

17.

18.

19.

20.

21.
№ 16-21: "Роскошные" издания и роскошные переплёты из коллекции А.П. Бахрушина.

С 1887 г. А.П. Бахрушин вёл заметки о Москве, её улицах, отдельных домах, её топографии и географии, об отдельных москвичах и Москве своего детства. Но самым ценным в этих записях являются его рассказы о знакомых коллекционерах, антикварах, букинистах. Заметки «Из записной книжки. Кто что собирает» были опубликованы уже после смерти Алексея Петровича, в 1916 г., и тут же удостоились отзыва журнала «Голос минувшего»: «Труд А.П. Бахрушина отличается интимностью и говорит о человеке, сумевшем закрепить, по одним воспоминаниям, многое ценное и интересное. «Кто что собирает» прочтётся, несомненно, с неослабевающим интересом самими собирателями, библиофилами и всеми теми, кто интересуется личностью и трудами подобных деятелей. Но мало того, работа А.П. Бахрушина может стать источником для исследователей, историков русской культуры и искусства... Заметки о собирателях дают возможность нарисовать и портрет самого их автора. Это был не только страстный коллекционер, хорошо сознававший, что истинное собирательство как бы часть души собирателя, но требовавший серьезного отношения к делу и видевший в таком деле общественное служение, конечная цель которого - принесение в дар обществу своих сокровищ».
В последний год жизни Алексея Петровича салон в его доме собирался все реже по причине нездоровья хозяина. В мае 1904 г. он уехал отдыхать в одно из имений рода Бахрушиных - в Ивановское, но вскоре почувствовал себя плохо, и его перевезли в Москву. 25 июня он скончался от порока сердца.
По духовному завещанию Бахрушина всё его собрание, оцениваемое в 140 000 рублей, вместе со шкафами и витринами поступает в Исторический музей, в том числе 25 тыс. книг его библиотеки. В музее библиотека была размещена в отдельном зале «Б» и продолжала пополняться, так что к 1938 году она насчитывала уже 40 000 экземпляров. Читатели называли зал «Бахрушинским». В 1938 году библиотека Бахрушина поступила во вновь созданную ГПИБ. Однако небольшая часть книг, около 5 000, в основном издания с автографами, осталась в музее. В ГПИБ коллекция Бахрушина сохраняет свои очертания и размещается в книгохранении под шифрами Б, за исключением книг XVIII века, переданных в ОИК.
Анна Степановна Бахрушина на проценты с капитала мужа (6 тысяч руб.) учредила премию им. А.П. Бахрушина в Обществе истории и древностей российских - «За лучшее сочинение о Москве и Московской губернии».
В заключение рассказа об Алексее Петровиче Бахрушине не откажем себе в удовольствии полностью процитировать удивительно интересный документ, хранящийся ныне в Театральном музее имени Алексея Александровича Бахрушина. Это письмо Алексея Петровича кузену, Александру-младшему, тогда начинающему коллекционеру. Не просто письмо, а одновременно и поучение, и завещание, и напутствие:

«Любезнейший братец мой, Алеша! Коль скоро ты уже окончательно решил всерьёз заняться собирательством, то знай, помни и готовь себя к трем испытаниям:
1) В очень многом должно научиться ограничивать себя. Отказаться от ненужных трат, развлечений и удовольствий, лишних комнат в доме, богатых обедов и модных нарядов для себя и ненаглядной твоей Веры Васильевны. Весь досуг свой следует отдавать беззаветно поиску и приведению в порядок собираемых милых твоему сердцу редкостей и диковин. Не обращай внимания, милый Алеша, на пересуды. Мы, коллекционеры, подсудны лишь одному судье - времени.
2) За версту обходи знатнейшие и модные антикварные магазины и крупные аукционы. Здесь всё дорого и богато, но редко, когда ценные и интересные вещи попадают сюда. Зато чаще заглядывай в антикварные лавчонки и развалы старьевщиков... на Сухаревке. Тут, если повезет, бывает, найдёшь за целковый корону Британской империи. И никогда не давай сразу требуемой цены. Торгуйся смело, напористо, как на базаре. Старайся на грош пятаков купить. В том-то и есть наш собирательный интерес и азарт.
3) И, самое главное, всё, что делаем мы, собиратели, потребно не только нам, но и народу нашему, Отечеству любимому, образованному человеку. А потому, хоть ты и молод, но всегда помнить и думать надлежит, куда пристроить ещё при жизни собрание твоё, назначить его в музей, в библиотеку или университет. Но никоим образом не оставляй даже самым близким родственникам, например детям. Потому что всё это пойдёт в продажу розницей за что попало. Вон так мудро решил П. Н. Третьяков, принеся бесценный дар свой родной нашей Москве... Я, следуя сему примеру, сговорился... с... П.И. Щукиным и отдам всё, как и он собирается, в Исторический музей... Забелину И.Е. Не славы ради, не в поиске крестов и наград, а на пользу Отчизне и людям пусть служит всё наше великое богатство. И, может быть, спустя лет эдак сто, а то и более, помянут нас потомки словом добрым, коль мы его достойны будем. За сим остаюсь любезный брат твой А.П.Бахрушин».

Цит. по: ГЦТМ. Ф.1. Оп. 3. Ед. хр. 320206.

Литература:

Бахрушин А.П. Из записной книжки: Кто что собирает. - М., 1916.
Молодцова Т.И. А.П. Бахрушин и его окружение // Библиотека и история. - Вып. 4. - М., 1998. - 184 с.
Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Биографический словарь. - М., 1997. - 528 с.
Филаткина Н.А. Династия Бахрушиных: эволюция московских предпринимателей XIX – начала XX в. - М., 2006. - 352 с.: ил.




Top