Бал зимний дворец 1903 год.

"Мы смотрели друг на друга в изумлении: словно по волшебству все знакомые фигуры обратились в чудесные образы из нашего восточного прошлого."

Великая княгиня Мария Георгиевна

Самый яркий и самый знаменитый бал периодa царствования Николая II - это костюмированный бал 1903 года, приуроченный к очередной годовщинe дома Романовых. Бал состоялся 11 и 13 февраля 1903 года по окончанию Рождественского поста.

Общая фотография участников костюмированного бала в Зимнем дворце

Глядя на фотографии участников и сохранившиеся костюмы с трудом можно представить, что идея проведения этого яркого и пожалуй одного из знаменитейшего бала в истории европейских монарших дворов родилась в споре между сыном знаменитого русского поэта Жуковского и министром императорского двора бароном Фредериксом во время завтрака у императора в конце 1902 года. Смысл спора был в том, что Павел Васильевич Жуковский обвинял царя Петра I в уничтожение русской самобытности и навязывания западного костюма, а барон Фредерикс встал на защиту со словами: “eсли бы мы теперь все были одеты в русские костюмы, то походили бы на китайцев, посольства которых приезжая в своих национальных костюмах, возбуждают в Европе смех”. Жуковский же так красочно описывал русские костюмы, что к концу завтрака императрица Александра Фёдоровна пожелала увидеть все это велеколeпие на придворном балу. Бал было решено приурочить к вступлению Романовых на московский престол в 1613 году и для костюмов выбрали эпоху царя Алексея Михайловича.

Уже 1 января были разосланы 416 уведомлений лицам принадлежавших к высшей знати, но многие по началу эту идею восприняли без особого энтузиазма. Hаступающий 1903 год уже был подробно расписан, а так как событие решили не откладывать то костюмированным балом решили закрыть последней театральный вечер в сезоне и назначали на начало февраля. Время на дорогие костюмы практически не оставалось, за разработку и пошив нужно было преступать немедленно и вся этa спонтанность влекла за собой внеплановые сумасшедшие растраты. Более 100 человек сразу отклонили приглашение, а другие не считаясь с затратами взялись за подготовку.

Не смотря на то, что бал должен был состоятся в ближайшее время, требования к костюмам предъявлялись весьма строгие. Наряд должен был быть уникальным и полностью соответствовать эпохе царя Алексея Михайловича. Все приглашенные лица, как писал директор императорских театров В.А. Теляковский "разделились на два лагеря: одни ездили за советом к нам, другие к Всеволожскому..." Именно благодаря советам и наставлениям В.А. Теляковского и И.А. Всеволожского, а так же архивным изысканиям бал превратился в исторически достоверное мероприятие.

Зимой 1903 года в светском Петербурге все разговоры были об костюмированном бале назначенным на 11 февраля. "Особенно дамы совершенно ошалели и забыли все правила светских отношений"-возмущался Теляковский. Основная масса костюмов шилась в мастерских петербургских императорских театров и для подготовки костюмов привлекались десятки портных, которые трудились не покладая рук.

Костюмы создавались по эскизам художника С.C. Соломко, Е.П. Пономарева с привлечением историков-консультантов и были максимально достоверны. На декор костюмов решено было не скупиться и их щедро украшали редчайшими мехами, огромными бриллиантами, жемчугом, самоцветами – большей частью в старинных оправах, а в старинные русские костюмы нарядили даже оркестрантов.

"Большой наряд" императрицы разрабатывал художник Е.П.Пономарев. За основy был взят образ одной из икон Крестовоздвиженской церкви Московского Кремля. На ней была изображена Мария Милославская первая жена царя Алексея Михайловича. Через года балерина Тамара Карсавина вспоминала: "Императрица в тяжёлой короне была похожа на византийскую икону." Наряд царицы украшал великолепный изумруд величиной с ладонь окаймленный 54 бриллиантами. Государь, как позже вспоминал Всеволожский "повелел мне найти для него подобающий костюм. Он хотел бы что-то длинное и не слишком броское". Императрица была против "скромного" наряда и настояла на том, что бы костюм мужа не уступал по роскоши ее собственному.

Император Николай II и и мператрица Александра Федоровна

Костюм государя, как и государыни, разработал И.А. Всеволожский и Е.П. Пономарев, а сшил театральный костюмер Императорских театров И.И.Каффи. "Малый царский" наряд Николая II состоял из кафтана, украшенного подлинными драгоценными нашивками с древних царских одежд, шапки из золотой парчи, изготовленной в шляпной мастерской братьев Брюно и посох царя Алексея Михайловича. К тому же из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 38 подлинных предметов царских костюмов XVII в, из них было отобрано 16, в том числе жемчужные запястья, принадлежавшие сыну Ивана Грозного царю Федору Иоанновичу.

Наряд младшего брата царя, великого князя Михаила Александровича был полностью реконструирован по археологическим материалам и представлял собой костюм царя Алексея Михайловича в котором он был в день выбора невесты. Надо отметить, что великий князь Михаил Александрович в этом наряде покорил все общество, а его сестра великая княгиня Ксения Александровна в своем дневнике записала: "Миша пришел в своем костюме и убил всех."

Великий князь Михаил Александрович

Несмотря на новость накануне балa, что из-за болезни не будет вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и великого князя Михаила Александровича, гости стали съезжатся к 8 часам вечера во вторник 11 февраля на спектакль в Императорский Эрмитаж. Приглашенные были в костюмах времён царя Алексея Михайловича, придворные дамы –в сарафаны с кокошниками, кавалеры – в костюмы сокольничих или стрельцов, собрались в Романовской галерее и, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью "русским поклоном". Потом вся публика смотрела представление в Эрмитажном театре с выключенными в него сценами из оперы Мусоргского "Борис Годунов", из балетов Минкуса "Баядерка" и Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа. На сцене блистали Федор Шаляпин, Нина Фигнер и Анна Павлова. После в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа состоялся ужин с шампанским, мадерой, ропшинскими форельками по-русски и многими другими явствами. После ужина вечер продолжился танцами в Павильонном зале до двух часов ночи.

Великая княгиня Ксения Александровна

13 февраля 1903 года состоялся второй костюмированный бал в Kонцертном зале Зимнего дворца. К прежним гостям добавился дипломатический корпус. Бал открылся полонезом из оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя", потом сплясали "русскую" и продолжили традиционными танцами: кадрилей, мазуркой, вальсами. После по традиции следовал ужин. 34 круглых стола были накрыты в Большом Николаевском зале. Буфеты располагались в Малой столовой и Концертном зале, а столики с вином и чаем - в Малахитовой столовой. На ужин, сопровождающийся народными песнями и былинами про Добрыню Никитича подавали фуа-гра, нантюа с устрицами, тимбаль из ершей и даже соленные огурцы, из напитков мадера, шампанское и красное вино "Шато-Марго". Далее бал продолжился танцами и закончился в три часа ночи.

14 февраля на бал к графу А.Д. Шереметеву гости облачились все в те же костюмы. Позже по распоряжению императрицы Александры Федоровны лучшие фотографы Санкт-Петербурга: Боассон и Эглер, Ренц и Шредер, Левицкий и другие выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. В 1904 году были напечатаны альбомы содержащие 173 изображения. Их распространяли в первую очередь среди участников бала за определенную плату с благотворительной целью.

Не смотря на Большой Николаевский бал 1904 года, костюмированный бал 1903 года вошел в историю как последний бал Российской Империи и никто из присутствующих и не догадывался, что все исчезнет так скоро и безвозвратно.

P.S. Статья была написана специально к выставке: "Русские цари в Лондоне". Мероприятие было посвященно 400-летию дома Романовых и проходило в Лондонском офисе Россотрудничества.

Английский вариант

Из воспоминаний участников бала:

"11-го февраля. Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми. После ужина был небольшой котильон, во время которого 12 пар танцовало русскую пляску. Все вышло весьма удачно и кончилось в 2 1/2.

13-го февраля. Четверг. В 9 1/2 начался бал в костюмах времен Алексея Михайловича в Концертной зале - повторение предыдущего для Мамa. Миша тоже приехал. Бал прошел весело, красиво и дружно. Русская пляска была очень удачна. Ужинали в Николаевской зале.

14-го февраля. Пятница. В 102 поехали на бал к графу А.Д. Шереметеву. Половина общества была "наша" - в исторических костюмах. Было повторение вчерашней русской пляски."

Великий князь Александр Михайлович

"Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел. Я был одет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотом кафтана с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века….Алике выглядела поразительно, но государь для своего роскошного наряда был недостаточно велик ростом. На балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елизаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой….Бал прошел с большим успехом и был повторен во всех деталях через неделю в доме богатейшего графа А.Д. Шереметева."

Письма великой княгини Ксении Александровны, адресованные княгине Александре Александровне Оболенской. Январь 1903 г.

"Милая Апрак,

Хорошо, узнаю завтра, в? 12-го у меня будет Иванова с моделью костюма, надо примерить - очень хотелось бы иметь тебя! Также для кокошника рисунок Фаберже мне прислал. Если можешь, приезжай, пожалуйста!

Ксения

Милая Апрак,

Завтра в? 12-го у меня будут портниха Иванова и какой-то господин, которого я видела на выставке (исторический костюм) и просила его сделать мне рисунок башмака! Он, по-видимому, понимает койчто в старине и может дать указание по поводу костюма! Вопрос этот мне надоел и я, наконец, хочу с ним завтра покончить. Не хочешь ли тоже приехать?! Буду очень благодарна, надеюсь, позавтракаешь с нами.

Ксения

Милая Апрак,

Приезжай, пожалуйста, завтра к завтраку в? 1-го. Решим насчет кокошника и всего проч(его)! Благодарю за рисунок. Не предпринимала еще ничего по делу Беккера.

Целую. Ксения"

Анна Александровна Вырубова-Танеева, фрейлина императрицы Александры Федоровны

"Зима 1903 года была очень веселая. Особенно памятны мне в этом году знаменитые балы при Дворе в костюмах времен Алексея Михайловича; первый бал был в Эрмитаже, второй в концертном зале Зимнего Дворца и третий у графа Шереметева. Сестра и я были в числе 20 пар, которые танцевали русскую. Мы несколько раз репетировали танец в зале Эрмитажа, и Императрица приходила на эти репетиции. В день бала она была поразительно хороша в золотом парчовом костюме, и на этот раз, как она мне рассказывала, она забыла свою застенчивость, ходила по зале, разговаривая и рассматривая костюмы."

Баронесса София Карловна Буксгевден, фрейлина императрицы Александры Федоровны

"Императрица проявилa особенный интерес ко всем приготовлениям к этому балу; она сама, с помощью директора музея Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского, представившего ей необходимую историческую информацию, оформила свой костюм и костюм императора.<...> Мужчины и женщины из высшего общества соперничали друг с другом на этом балу. Из частных коллекций специально для этого случая извлекли великолепные посохи, драгоценности и меха. Офицеры нарядились в мундиры того времени, а придворные оделись в платья, принятые при дворе царя Алексея. Великие княгини были одеты подобно своим прародительницам, а их наряды создавались лучшими современными мастерами. Очаровательнее всех смотрелась на этом балу великая княгиня Елизавета Федоровна. Все танцевали старинные русские танцы, заранее тщательно разученные, - зрелище было поистине завораживающим."

Николай Второй очень любил эпоху царя Алексея Михайловича, считая его чем-то вроде образца для подражания. Одним из проявления такой любви стал костюмированный бал в Зимнем дворце в феврале 1903 года, на котором все гости были в костюмах из 17-го столетия. Выложу здесь сколько-нибудь фото с этого события (не все, конечно, гостей было порядка четырёхсот).

Император Николай и императрица Александра в облачении царя Алексея и царицы Марии Ильиничны:

Великий князь Михаил Александрович:

Как единственный брат Николая Второго (ещё один, Георгий, умер в 1899 году от чахотки), Михаил был в те годы наследником престола. У Ники и Аликс рождались только дочери. Позже Михаил вступил в морганатический брак вопреки воле брата. Его единственный сын, последний потомок по мужской линии Александра Третьего, погиб в автокатастрофе в 1931-м, когда ему было 20 лет...

Великий князь Александр Михайлович с женой Ксенией:


Ксения - младшая сестра Николая Второго (внешнее сходство, по-моему, заметное). Александр Михайлович - её двоюродный дядя и муж. Родившиеся в этом браке шесть сыновей имели бы очень значительный вес внутри дома Романовых, если бы не их неравнородные браки. А единственная дочь Александра и Ксении стала женой знаменитого князя Юсупова, одного из убийц Распутина.

Великий князь Сергей Александрович:

Сын Александра Второго и дядя Николая Второго. На нём в глазах общества лежала главная ответственность за ходынскую катастрофу, отказ императора от реформ и Кровавое воскресенье. Эсеры в 1905 году приговорили его к смерти и убили.

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна:

Старшая сестра императрицы и жена Сергея Александровича. Была казнена большевиками в Алапаевске.

Великий князь Алексей Александрович:

Начальник морского ведомства, ответственный за поражения флота в русско-японской.

Великая княгиня Мария Павловна (Мекленбург-Шверинская), жена ещё одного императорского дяди, Владимира Александровича:

Великий князь Андрей Владимирович:

Двоюродный брат Николая. Его старший брат Кирилл позже объявил себя императором.

Великий князь Николай Николаевич:

Двоюродный дядя императора, позже - Верховный Главнокомандующий в начале Первой мировой. Командовал он неважно.

Константин Константинович, ещё один двоюродный дядя императора:

Последний Романов, умерший до революции и потери статуса.

Великий князь Михаил Николаевич, младший из сыновей Николая Первого и двоюродный дед императора:

Великий князь Георгий Михайлович, сын предыдущего:

Был выдающимся нумизматом. его расстреляли в 1919-м в Петропавловской крепости вместе с тремя другими членами династии - в ответ на убийство Карла Либкнехта и Розы Люксембург.

Великая княжна Мария Георгиевна, дочь короля Греческого и жена своего двоюродного дяди Георгия Михайловича:

После революции она успела ещё побыть супругой одного греческого адмирала.

Герцогиня Мария Николаевна Лейхтенбергская, урождённая графиня Граббе:

Жена герцога Николая Николаевича Лейхтенбергского, внука одной из дочерей Николая Первого.

Агриппина Константиновна Зарнекау, урождённая Джапаридзе:

Морганатическая супруга принца Константина Ольденбургского, внука одной из дочерей Павла Первого.

Герцог Георг Мекленбург-Стрелицкий, внук по матери великого князя Михаила Павловича:

Михаил Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий, брат предыдущего:

Графиня Наталья Карлова (урождённая Вонлярлярская), морганатическая супруга Георгия Мекленбург-Стрелицкого:

Её потомки, кстати, сейчас - единственные представители Мекленбургской династии.

Граф Алексей Александрович Бобринский:

Праправнук Екатерины Второй и Григория Орлова.

Оболенская:

Дочери Александра Сергеевича Танеева: Анна (в замужестве Вырубова, одна из самых увлечённых поклонниц Распутина при дворе) и Александра, в замужестве - Пистолькорс:

Эти дамы были, кстати, потомками фельдмаршала Кутузова.

Вера Григорьевна Гернгросс, урождённая Черткова:

Граф Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин:

Его предок, первый граф Мусин-Пушкин, считался в обществе фактическим сыном царя Алексея (Пётр Первый даже частно называл его братом); по матери граф был правнучатым племянником екатерининского канцлера Безбородко, а женат был на внучке декабриста Капниста и правнучке драматурга соответственно.

Елизавета Александровна Шереметева:

Дочь графа Александра Дмитриевича и правнучка Прасковьи Жемчуговой, начинавшей как крепостная актриса. Позже она вышла за графа Зубова.

Княгиня Анна Владимировна Щербатова, урождённая княжна Барятинская:

Княгиня Мария Павловна Чавчавадзе, урождённая Родзянко:


Родзянки - очень почтенный и богатый малороссийский род, из казачества. Эта дама была племянницей председателя Государственной думы.

Княгиня Татьяна Михайловна Гагарина, урождённая Черткова:

Надежда Владимировна Безобразова, урождённая графиня Стенбок-Фермор:

Она происходила из шведского аристократического рода, а по женской линии - от генерала Фермора, командовавшего при Цорндорфе.

Надежда Дмитриевна Вонлярлярская, урождённая Набокова:

Одна из немногих здесь красавиц. Набоковы были очень почтенным семейством; и племянник у этой дамы был - Володенька, тогда трёх лет от роду. Похож, нет?

Полковник Фёдор Николаевич Безак, из малороссийского дворянства:

Светлейшая княгиня Мария Михайловна Голицына:

Жена князя Льва Сергеевича, основателя русского виноделия в Крыму. В девичестве она была Орлова-Денисова, потомок графов казацкого происхождения.

София Викторовна Галл, урождённая княжна Голицына:

София Петровна Дурново, урождённая светлейшая княжна Волконская:

А.И.Соловьёв:

Алексей Захарович Хитрово:

Видный коллекционер, живший на два дома - в России и Флоренции (его мать была графиня Пандольфини); все коллекции завещал Эрмитажу.

Анна Сергеевна Истомина:

Князь Константин Александрович Горчаков:

Князь Дмитрий Борисович Голицын (зять Мусина-Пушкина, бывшего где-то выше):

Е.В.Барятинская:

Елена Николаевна Безак:

Елена Владимировна Голицына:

Елена Дмитриевна Родзянко:

Елена Ивановна Звегинцова:

Княгиня Елена Константиновна Кочубей, урождённая княжна Белосельская-Белозёрская:

Супруг её был потомком самого известного доносчика в русской литературе.

Генерал Феофил Мейендорф:

Баронесса Фредерикс:

Христофор Платонович Дерфельден (из остзейского дворянства):

Константин Николаевич Гартонг:

Генерал Кутепов:

Мария Николаевна Васильчикова, урождённая Исакова:

Мария Николаевна Воейкова:

Мария Васильевна Голенищева-Кутузова:

Мария Николаевна Лопухина, урождённая Клейнмихель (внучка строителя железной дороги между Москвой и Петербургом):

Надежда Голицына:

Княгиня Надежда Александровна Барятинская:

Ещё одна дама из Стенбок-Ферморов. Большевики расстреляли её в Крыму в 1920-м вместе с беременной дочерью.

Надежда Дмитриевна Белосельская-Белозёрская:

Наталья Звегинцова:

Князь Николай Дмитриевич Оболенский:

Николаев:

Антон Васильевич Новосильцев:

Оболенская:

Ольга Михайловна Зографо:

Олимпиада Александровна Барятинская:

Графиня Мария Михайловна Орлова-Давыдова, урождённая Зографо (её сестра выше):

Что за семейство Зографо - я понятия не имею, а вот первый граф Орлов-Давыдов был внуком одного из братьев Орловых и двоюродным братом небезызвестного Дениса Васильевича.

Князь Прозоровский-Голицын:

Княгиня Шаховская:

Князь Шервашидзе (потомок абхазских владетелей):

Барон Штакельберг:

Скоропадская. Ещё одна представительница малороссийской аристократии (Скоропадские были соседями Кочубеев с 17-го века). Грустная очень:

Софья Дмитриевна Евреинова:

Александр Петрович Струков:

Графиня Елизавета Феликсовна Сумарокова-Эльстон (девица):

Её мать была графиня Сумарокова, а отец - первый граф Эльстон, возможно, внебрачный сын одного из королей прусских и в таком случае брат Александра Второго.

Александр Александрович Тимашев:

"История Государства Российского от Гостомысла до Тимашева" называется поэма А.К. Толстого. Так вот: толстовский Тимашев - отец этого.

Толстая (затрудняюсь определить, какая именно: род был разветвлённый):

Варвара Мусина-Пушкина:

Владимир Иванович Звегинцев:

Феликс Феликсович и Зинаида Николаевна Юсуповы:

Князь Феликс был по рождению граф Сумароков-Эльстон, а женившись на последней из Юсуповых, приобрёл ещё и княжесткий титул. И огромное состояние. А Зинаида Николаевна считалась большой красавицей.

Зинаида Юсупова:

Графиня Александра Илларионовна Шувалова, урождённая Воронцова-Дашкова:

Графиня Софья Александровна Ферзен:

Княжна Елизавета Николаевна Оболенская:

Княжна Софья Ивановна Орбелиани:

Мария Антоновна Торопченинова:

Мария Фёдоровна Шереметева:

Надежда Ильинична Новосельцова:

Надежда Сергеевна Тимашева:

Фрейлина Мансурова:

Кажется, женщин тут получилось заметно больше половины. Но это ничего.

Кое-какие наблюдения:

Первое. Николаю Второму явно не везло с роднёй. Люди малоспособные и не склонные к самокритике, они могли запороть любое большое дело. Этим и занимались на государственной службе.

Второе. У дома Романовых уже намечалось плохое будущее - по другой причине. Резкий рост числа морганатических браков, начавшийся в 20-м веке, быстро привёл к тому, что при общей многочисленности династий формальные права на престол перешли к Гогенцоллерну. Все Романовы стали "Романовскими".

Третье. Российская аристократия выглядела как аристократия именно имперская. Большие пополнения за счёт дворянства Малороссии, Грузии, Остзейского края. Вот поляки как-то незаметны. Похоже, польские графы и князья предпочитали или другие державы, участвовавшие когда-то в разделах, или вообще Париж, и Россию не очень любили. Яркий пример: Браницкие, потомки чутьь ли не главного деятеля "русской партии" и племянницы Потёмкина, формировали во время Крымской войны какие-то польские военные подразделения во Франции.

Четвёртое. Много совершенно неизвестных фамилий. Зографо, Гартонги, Гернгроссы, Струковы и т.п. Кто эти люди? Определённо длинных родословных или ближайших предков с большими заслугами они не имели.

И пятое. Просто смотрю на лица: обычные люди. Заурядные, я бы сказал. Портреты аристократов всё-таки эстетизируют внешность, облагораживают её - и за счёт выражения лица, и за счёт обстановки. Фотография же - жанр более честный. Прекрасно видны вполне средние интеллектуальные способности, например, которые некоторые мужчины частично компенсируют за счёт молодцеватости. Неравноценная замена, но другого у них не было. Женщины - тоже очень обычные. Ловлю себя на мысли, что на фотографиях наших с вами предков, обычных русских или, скажем, немецких крестьян можно увидеть примерно такие же лица. Думая об этом, начинаешь понимать: аристократическое общество изжило себя очень, очень давно.

"Милая Апрак,
...Хорошо, узнаю завтра, в 12-го у меня будет Иванова с моделью костюма, надо примерить — очень хотелось бы иметь тебя! Также для кокошника рисунок Фаберже мне прислал. Если можешь, приезжай, пожалуйста!
Ксения"

"Милая Апрак,
Завтра в 12-го у меня будут портниха Иванова и какой-то господин, которого я видела на выставке (исторический костюм) и просила его сделать мне рисунок башмака! Он, по-видимому, понимает койчто в старине и может дать указание по поводу костюма! Вопрос этот мне надоел и я, наконец, хочу с ним завтра покончить. Не хочешь ли тоже приехать?! Буду очень благодарна, надеюсь, позавтракаешь с нами.
Ксения"

"Милая Апрак,
Приезжай, пожалуйста, завтра к завтраку в пол 1-го. Решим насчет кокошника и всего прочего! Благодарю за рисунок. Не предпринимала еще ничего по делу Беккера.
Целую. Ксения"

Так готовилась к балу Великая княгиня Ксения Александровна. Это ее письма к княгине Александре Александровне Оболенской в январе 1903 года...
Грандиозный костюмированный бал, проведенный в Зимнем дворце в 1903 г., стал последним большим балом империи, запомнившимся современникам.

Это событие описывали много раз, но наиболее полный рассказ нашелся у il_ducess и alisas_land . Я решила объединить эти материалы: уж больно интересно и грандиозно это мероприятие.

Пишет il_ducess в Костюмированный бал 1903 года.

Мое глубокое убеждение, что бал этот был сделан по подобию знаменитого 1897 года, в дни когда отмечался бриллиантовый юбилей правления королевы Виктории. Хотя конечно в то время была мода на такие костюмированные балы, но все же очень уж похоже.

Ничего подобного ни до, ни после этого события не видели стены Эрмитажа. На этом балу собралась без преувеличения, вся политическая элита России, весь дипломатический корпус, иностранные послы. Именно этот Бал называют последним балом Российской империи. Не было после ничего подобного.
11 февраля 1903 года гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, а в Большом (Николаевском) зале Зимнего дворца, шествуя попарно, они отдавали "русский поклон" хозяевам. Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов", (заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали "Русскую". Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами.

13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные - в прилегающих помещениях. В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином - в Малахитовом зале.

После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. Группа танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины - в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.

По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля лучшие фотографы Санкт-Петербурга — Боассон и Эглер, Ренц и Шредер, Левицкий и другие — выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего 173 изображения. Альбомы распространялись (за определенную плату) с благотворительной целью, в первую очередь среди участников бала. Знакомство с фототипиями позволяет представить общую направленность художественного оформления маскарадных костюмов всех участников бала. Он вышел в 1904 году.


Пишет alisas_land в Костюмированный бал 1903 года



Великий князь Александр Михайловичписал в «Воспоминаниях»: «22 января 1903 г. «весь» Петербург танцевал в Зимнем дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории империи».



Учитывая масштабы действа, для подготовки костюмов привлекались десятки портных. Так же как и во время исторического бала 1883 г., проводились архивные изыскания с целью создания эффекта максимальной достоверности костюмов времен царя Алексея Михайловича. Надо отметить, что «малый царский наряд» Николая II был действительно отчасти подлинным.



Эскиз костюма для царя разработали директор Эрмитажа И.А. Всеволожский и художник санкт-петербургских императорских театров Е.П. Пономарев. Ткани заказали поставщику Высочайшего двора фирме Сапожниковых - два вида бархата и золотую парчу. Из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 38 подлинных предметов царских костюмов XVII в. Из них для костюма Николая II было отобрано 16. В их числе были жемчужные запястья, принадлежавшие сыну Ивана Грозного царю Федору Иоанновичу. В качестве дополнения к костюму использовали подлинный жезл царя Алексея Михайловича. Пуговицы и нашивки на костюме были русской работы XVII в.
Сшил костюм для царя театральный костюмер Императорских театров И.И. Каффи, ему помогали две портнихи, чьи имена не сохранились. Царскую шапку изготовили в шляпной мастерской братьев Брюно, поставщиков Высочайшего двора с 1872 г.

В 1904 году был выпущен фотоальбом "Костюмированный бал в Зимнем дворце".

Великий князь Александр Михайлович описывал костюмы участников бала следующим образом: «Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел. Я был одет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотом кафтана с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века….Алике выглядела поразительно, но государь для своего роскошного наряда был недостаточно велик ростом. На балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елизаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой….Бал прошел с большим успехом и был повторен во всех деталях через неделю в доме богатейшего графа А.Д. Шереметева».


11 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся вечер, а 13 февраля - грандиозный костюмированный бал. Это был последний бал императорской России. До настоящего времени этот бал, за которым закрепилось условное название «Бал 1903 года», остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования последнего из рода Романовых. Замечательно то, что несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Государственного Эрмитажа. Они поступили в музей из различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии (Зимнего и Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых, Голицыных, Бобринских), а также из музеев и Музейного фонда, который существовал в 1920-1930-х годах (туда поступали предметы искусства из многочисленных национализированных особняков петербургской знати). Сохранившиеся на вещах маркировки и документы поступления подтверждают их происхождение.Большое значение для атрибуции маскарадного платья Эрмитажного собрания имеет альбом с портретами участников бала 1903 года. По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля лучшие фотографы Санкт-Петербурга - Боассон и Эглер, Александр, Ренца и Шредер, Левицкий и другие - выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего около двухсот изображений. Альбомы распространялись (за определенную, довольно высокую, плату) с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала. Прекрасно выполненные фотографии позволяют увидеть мельчайшие детали костюмов и на основании сопоставления с имеющимися в музее вещами атрибутировать целый ряд одежд, головных уборов, рукавиц и обуви. Таким образом были выявлены отдельные предметы и комплекты, принадлежавшие двенадцати участникам маскарада. В этих же костюмах они появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года. Знакомство с фототипиями позволяет представить направленность художественного оформления маскарадных костюмов участников бала в их реальном воплощении. Здесь представлены бояре и боярышни, различные придворные чины времен Алексея Михайловича, сокольничьи, стрельцы, горожанки в различных одеждах: от богатых ферезей и платен до крестьянских сарафанов с душегреями.
Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович - выходное платье царя Алексея Михайловича

Императрица Александра Федоровна - парадная одежда русской царицы.

Ее Императорское Величество Мария Павловна

Великий Князь Михаил Александрович

Великий Князь Сергей Александрович

Великий Князь Андрей Владимирович

Великая Княгиня Елизавета Федоровна

Великая княгиня Ксения Александровна - Боярыня

Великая княгиня Мария Георгиевна - Крестьянка города Торжка

Светлейший Князь Константин Александрович Горчаков

Светлейшая Княгиня Мария Михайловна Голицина

Княгиня Елена Владимировна Голицына - Боярыня

Генерал-адъютант Князь Дмитрий Борисович Голицын

Князь Феликс Феликсович Юсупов

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова - Боярыня

Княгиня Елизавета Николаевна Оболенская

Княгиня Наталья Федоровна Карлова - Боярыня

Княгиня Надежда Александровна Барятинская

Княгиня Елена Константиновна Кочубей

Княгиня Надежда Дмитриевна Белосельская-Белозерская

Княжна Олимпиада Александрова Барятинская

Княжна Елена Николаевна Оболенская

Графиня Варвара Васильевна Мусина-Пушкина

Графиня Александра Дмитриевна Толстая

Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий

Барон Феофил Егорович Мейендорф

Баронесса Эмма Владимировна Фредерикс

Гофмейстер двора Граф Алексей Александрович Бобринский - Боярин

Марина Николаевна Воейкова

Софья Дмитриевна Евреинова

Анна Сергеевна Истомина

Мария Николаевна Лопухина

Надежда Ильинична Новосильцева


Надежда Илларионовна Танеева, урожденная Толстая, в наряде боярыни:

Великий князь Михаил Александрович в "полевом наряде царевича":

Великая княгиня Мария Павловна в костюме боярыни:

Фрейлина императрицы Александры Федоровны княжна София Ивановна Орбелиани в костюме боярышни:

Великий князь Сергей Александрович в княжеском наряде:

Великий князь Андрей Владимирович в костюме сокольничего :

Великий князь Алексей Александрович в костюме боярина:

Княгиня Елена Константиновна Кочубей, урожденная Белосельская-Белозерская, в костюме шляхетской малороссийской госпожи:

Великая княгиня Елизавета Федоровна в княжеском костюме:

Князь Николай Николаевич Гагарин в костюме посадского человека:

Фрейлина государынь императриц графиня Александра Дмитриевна Толстая в костюме боярышни:

Великий князь Георгий Михайлович в костюме постельничего:

Графиня Мария Николаевна Лейхтенбергская, урожденная графиня Граббе, супруга герцога Николая Николаевича в боярском летнике:

Великий князь Михаил Николаевич в костюме атамана запорожских казаков:




Top