Балет интересные факты. То, что нужно знать о балете

Такое искусство, как балет, существует уже несколько столетий, и всё это время оно продолжает усложняться и развиваться. Ценители балета и раньше, в минувшую эпоху, порой проделывали путь в сотни и тысячи километров длиной, чтобы насладиться представлением, но сейчас, к счастью, всё намного проще. Впрочем, подобные танцы нравятся не всем - это дело вкуса.

Факты о балете

  • Родиной искусства балета является Италия. Оттуда он попал во Францию, а уже оттуда распространился по всей Европе.
  • Его название происходит от итальянского «ballo», что означает попросту «танец».
  • На заре балета танец не требовал значительной физической подготовки. А потом итальянская балерина Мария Тальони стала танцевать на кончиках пальцев, чем и задала новый вектор развития балетного искусства.
  • На протяжении нескольких столетий русский балет был настолько популярен, что европейские исполнители зачастую брали себе русские псевдонимы.
  • Возлюбленной Сергея Есенина была знаменитая балерина Айседора Дункан, трагически погибшая во время поездки на автомобиле ().
  • В среднем ежегодно прима-балерине требуется около 300 пар балетных туфель, то есть их расход составляет более 1 пары в день, считая выходные дни. У обычной балерины за год уходит около 100 пар.
  • Большинство балерин очень миниатюрны. Средний их вес не превышает 50 кг.
  • Занятия балетом на профессиональном уровне влекут за собой огромную нагрузку на организм, из-за чего танцоры балета болеют в среднем в 3-4 раза чаще обычных людей.
  • Легендарная балерина Ольга Лепешинская прямо на сцене сломала ногу в трёх местах, причём треск кости был слышен даже зрителям. Тем не менее, она закончила выступление, как ни в чём ни бывало. Как это у неё получилось, не поняла ни она сама, ни врачи.
  • Изначально в балете танцевали только мужчины.
  • Аналогом бросания тухлыми помидорами в балете служит завёрнутый в газету веник, брошенный на сцену.
  • В среднем танцор балета за выступление поднимает партнёршу около 200 раз, таким образом поднимая около 10 тонн суммарного веса.
  • С 2001 года балет находится под запретом в Туркменистане ().
  • Балетные пачки изготавливаются вручную, и на одну штуку требуется несколько дней труда и 13-15 метров тюля.
  • Многие танцоры балета довольно суеверны. Одно из распространённых суеверий - заходить в гримёрку только с левой ноги.
  • Балетные пачки были изобретены около 180 лет назад, и с тех пор они практически не изменились.
  • Самым популярным в мире балетным произведением является «Лебединое озеро».

Если вы любите театр, то и балет вас не оставит равнодушным, если же вы ещё не успели посетить балет, то сделайте это как можно скорее, ведь это музыкальное театрализованное представление внесёт в вашу жизнь бурю эмоций, страстей, мыслей и доставит незабываемое эстетическое наслаждение.

Немного любопытных фактов из мира балета будут полезны и интересны не только для балетоманов:

Если говорить об истории происхождения балета, то писатели и культурологи говорят ещё об эпохе религиозных танцев египтян и евреев, а также о танцах в Древней Греции, которые неизменно сопровождали трагедию и комедию. Но всё же современный балет как искусство зародился в XV веке в Италии , а развиваться начал во Франции, благодаря открытию первой европейской Академии танцев.

Слово «ballo» означает в переводе с итальянского «танец» .

Первая балетная школа в России открылась в 1738 году , через три года обучения из неё выпустилось 12 мальчиков и 12 девочек, которые и стали первыми профессиональными танцовщиками.

Костюмы балетных танцоров – их визитная карточка, а костюмерам приходится вкладывать огромные усилия для создания и поддержания первозданного вида костюмов. Чтобы сшить балетную пачку нужно закупить около 16 метров тюля, а затратить на это 2 дня работы. Всего за один год балерина меняет более 300 пар балетных туфель.

Несмотря на хрупкость балерин, вес которых в среднем составляет не более 51 килограмма, мужчина, танцующий в балете , поднимает за каждое выступление не меньше тонны , поскольку за одно представление он поднимает и опускает балерину около 200 раз.

Знаете, чего больше всего боятся танцоры балета? Веника, завернутого в газету, который кидают на сцену вместо букета плохим танцорам. Поэтому по сей день на тренировках часто звучит угроза-поговорка «дождешься веника в газете!» . В целом балерины – весьма суеверны, например, считается, что заходить в гримерную нужно только с левой ноги.


Ни для кого не является секретом, что профессиональный танец - это огромные нагрузки, упорный труд и многочасовые ежедневные тренировки. Бесспорно, что танцы - это удовольствие, но помимо этого они также являются хорошей тренировкой для организма. С помощью танца можно развить координацию движений и сделать тело более гибким. Танец не только поддерживает человека в хорошей физической форме, но и средство внутреннего расслабления и самовыражения. Приведем некоторые малоизвестные факты о танцах.


Трехчасовой балетный спектакль равен по затратам энергии двум 90-минутным напряженным футбольным матчам или кроссу на 30 километров.

31% артистов балета сталкиваются с переломами конечностей.

У танцоров лучше, чем в среднем, развито периферическое зрение. Боковое зрение широко используется в танце, поскольку танцоры должны видеть все, что происходит на сцене, не вертя головой.


Большинство балерин изнашивают 2-3 пар пуантов в неделю.

Танцоры, как известно, дисциплинированные и целенаправленные люди. Поэтому у них впоследствии зачастую получается успешная карьера в другой отрасли.

Танцор поднимает более полутора тонн балерин за время выступления.

В среднем танцор подпрыгивает 200 раз на одной ноге в время каждой тренировки. По время этих скачков он прикладывает силу, эквивалентную подъему веса в 12 раз больше веса танцора.

У 90% артистов балета щелкают суставы бедер при ходьбе.


На то, чтобы сделать одну пачку, требуется 60-90 часов работы, более 100 метров парчи, при этом пачка может стоить до $ 2000,00.

Некоторые факты о развитии танца

Балет, как состоявшийся отдельный вид танца, возник при королевских дворах Италии во время эпохи Возрождения в 15-м веке, а получил дальнейшее развитие в Франции, Англии и России. Итальянская принцесса Екатерина Медичи вышла замуж за французского короля Генриха II и привезла с собой моду на "придворный балет" в Францию в шестнадцатом веке. Из этих ранних танцевальных постановок, участники которых носили маски и вычурные костюмы, вскоре придворные танцы превратились в роскошные спектакли.


В 1600-х годах король Людовик XIV очень любил танцевать и зачастую исполнял главную роль в придворных балах. Он был одним из величайших меценатов балета и основал Королевскую академию танца, которая позже станет балетом Парижской оперы. На тот момент балет был мужским занятием, эпоха балерин еще не наступила. Женщины просто не могли участвовать в подобных танцах из-за своей одежды. Мужчины носили чулки, которые давали им большую свободу в движениях - они были в состоянии прыгать и исполнять ногами вычурные па. Женщины же в ту эпоху должны были носить тяжелые парики и огромные головные уборы, тяжелые юбки, туфли на каблуках, и узкие корсеты, в которых было трудно даже дышать, не говоря уже о том, чтобы просто нагнуться. Поэтому в первые 100 лет развития балета в нем танцевали только мужчины.

Знаете ли вы, что некоторые танцоры балета используют фен для подготовки пуантов? И что пуанты прима-балерины могут выдержать только половину выступления? Балет часто описывается как изящный, женственный и деликатный вид искусства. Но в реальности, в непонятном мире балета, все совсем не так, как мы себе представляем. В этой статье мы хотим вам представить удивительные факты о танцорах балета и искусстве театрального танца.

Изначально в балете танцевали мужчины

В 15 веке, когда Екатерина де Медичи, одна из самых первых покровителей балета, вышла замуж за французского короля Генриха II, Франция стала главной в развитии балета. В течение первых нескольких столетий танцевали придворные, а профессиональные танцоры не выполняли главных ролей. Более того, большинство танцоров были мужчинами. Первая балерина женского пола не появлялась до 1681 года, и только сорок лет спустя, женщины стали соперничать с мужской техникой танца. И хотя сегодня балет считается женским видом искусства, в нем все еще больше - хореографов и директоров компаний, чем женщин.

Танцоры балета тренируются сильнее, чем большинство профессиональных спортсменов

Для обучения одного профессионального танцора требуется до десяти лет, и многие из них будут потрачены на более чем двадцать часов занятий в неделю. Танцоры не только изучают балет, но и должны брать уроки современного танца и актерского мастерства, научиться сотрудничать с партнером и исполнять вариации. И это не просто количество часов, требующих отработки. По словам футболиста Национальной футбольной лиги Стива МакЛендона, балет - самая сложная часть его тренировочного режима. Несмотря на громоздкие мышцы Маклиндона, его учитель танцев подталкивает его к достижению силы и грации в этой форме искусства. Сочетание аэробных и анаэробных упражнений в балетном классе обеспечивает тренировку всех мышц.

Большинство профессиональных танцоров балета придерживаются правильного питания

Часто цитируемый идеальный тип телосложения балерины: очень худая, имеющая длинные, тонкие ноги и руки, короткий торс с узкими бедрами и худощавую шею. Этот типаж вдохновил бесчисленное количество молодых танцоров сосредоточиться на своем весе до нездоровой степени. Однако, вопреки распространенному мнению, немногие танцоры страдают анорексией. Хотя начинающие танцоры часто имеют нездоровые отношения с едой, а некоторые могут страдать от расстройства пищевого поведения, это не относится к большинству. В последние годы компании прилагают усилия для воспитания здоровых танцоров. Известно, что Королевский датский балет проводил беседы с сотрудниками, которые демонстрировали нездоровые пищевые привычки. Кроме того, многие профессиональные труппы используют диетологов и физиотерапевтов, чтобы сохранить фигуры своих танцоров в хорошей форме.

А между тем, на нашем сайте сайт вы сможете найти полезных завтраков, которые готовятся не более пяти минут.

Разрешение носить пуанты дают не сразу

Самый важный этап целеустремленной балерины - обуть пуанты. Изящный акт восхождения на носках в сатиновой обуви вдохновляет многих молодых девушек начать заниматься балетом. Но это не так безобидно, как кажется. Начиная занятия слишком рано, учащийся может получить серьезную травму. Как правило, до десяти-одиннадцати лет, кости слишком мягкие и многие опытные учителя разрешают танцевать на пуантах не ранее второго полугодия обучения. Кроме того, техника танцора должна быть достаточно сильной, чтобы безопасно использовать обувь. Точные цифры различаются, но большинство профессиональных учителей согласны с тем, что требуется два или более года обучения несколько раз в неделю.

Новые пуанты должны быть повреждены

Новые пуанты очень тяжелые и опасные для танцев. На протяжении многих лет обучения каждый танцор выясняет, как ему нравится приспосабливаться или ломать обувь, чтобы было удобно ногам. Некоторые из этих мер весьма необычны. Например, некоторые танцоры царапают нижнюю часть пуантов, чтобы сделать их менее скользкими, бьют их об землю, чтобы уменьшить звук на сцене, вырезают часть хвостовика - внутреннюю часть подошвы - чтобы сделать их более податливыми или применяют шеллак, чтобы затвердели. Один конкретный бренд даже требует, чтобы танцор использовал фен для того, чтобы обувь растаяла и сформировалась по ноге, а затем ставил в холодильник, чтобы затвердела.

Срок годности некоторых пуантов - один час

В течение одного сезона, который обычно длится всего несколько месяцев, танцор балета может использовать до 120 пар обуви. Поскольку пуанты очень дорогие, от 60 до более 100 долларов за пару, это одна из главных расходов профессиональных компаний. Одна компания, Театр балета Питсбурга, сообщает, что тратит почти 100 000 долларов в год на женские танцевальные туфли. Известно, что некоторые примы балета используют несколько пар в одном выступлении, особенно если они танцуют ведущие партии в балетах, таких как Лебединое озеро или Спящая красавица.

Мужчина - танцор балета

Хотя значительная часть акцента в классическом балете ставится на балерину, танцор-мужчина так же важен. Он поддерживает балерину в некоторых из самых красивых и сложных частей классического репертуара. Многие танцоры, такие как Марсело Гомес из Американского балетного театра, гордятся тем, что являются хорошими партнерами. Его работа заключается как в создании безопасности на сцене для балерины, так и в том, как линии ее тела отображаются в ледяном свете. Между тем большинство мужчин вынуждены бороться со стереотипом женственности в балете. Форма искусства часто воспринимается широкой публикой как женское царство. В небольших танцевальных студиях, как правило, только несколько мальчиков, которые смешиваются с девушками. Многие из этих школ не располагают ресурсами или знаниями для надлежащего обучения молодых людей, особенно когда речь идет о партнерстве и более сложных прыжках и поворотах. Вот почему многие успешные танцоры-мужчины, включая Гомеса, покинули свои дома в молодом возрасте, чтобы обучать в престижных школах.

Аккомпаниатор балета - пианист, играющий вживую

Если вы думаете о балетной труппе, аккомпаниатор вряд ли тот, кто приходит на ум. Тем не менее пианисты играют решающую роль как в повседневном классе, так и во время репетиций и выступлений. Поскольку они заменили скрипачей в конце XIX-го века, пианисты помогли сформировать музыкальность молодых танцоров, а также сопровождали бесчисленные репетиции и даже выступления. И их работа отнюдь не проста. Мало того, что им нужно иметь возможность играть в различные партии по разным темпам для каждой части класса, они также должны свободно говорить о балетной терминологии. Если учитель говорит: «Мы пойдем с глиссады», каждый танцевальный аккомпаниатор будет знать, с какого момента начать.

Не все танцоры балета молоды

Подобно тому как балет стереотипирован как женское искусство, он также считается юношеским. И в то время как большинство профессионалов уходят на пенсию в возрасте от 30 до 40 лет, некоторые из них удерживаются крупными компаниями как художники-герои. Это, как правило, танцоры в таких компаниях, как лондонский Королевский балет, которые во время своей основной карьеры занимали места в качестве солистов или руководителей. Теперь они выполняют роли, которые менее физически требовательны, но артистически сложны. Например, мужской персонаж артиста может больше не играть принца в «Спящей красавице», но он изобразит Ван Ротбарта, злого волшебника.

Пачки - ручная работа

Помимо пуантов, балетная пачка тоже очень важна для выступления балерины. Это также большие расходы для профессиональных компаний, поскольку одна высококачественная пачка может стоить 2000 долларов. Но они служат очень долгое время - иногда до 30 лет, и несколько поколений танцоров могут носить их. Для танцоров традиционно писать свое имя внутри пачки, чтобы будущие исполнители знали, кто их носил до них. Верхний слой классической пачки выступает от 33 до 38 сантиментов от тазобедренного сустава, но под ним находится более десяти дополнительных слоев тюля, поддерживаемых металлическим обручем. Пошив балетной пачки чрезвычайно трудоемкий и колючий процесс. Одна пачка может занять 120 часов!

Что такое балет, история балета

«Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем»
Г. Уланова

Удивительный, прекрасный и многогранный мир балета никого не оставит равнодушным. Впервые это слово прозвучало в Италии, сам жанр возник во Франции, помимо этого, балет является настоящей гордостью России, более того, в XIX веке именно русский спектакль, созданный П.И. Чайковским , стал подлинным образцом.

Об истории и значении этого жанра в культурном обогащении человека читайте на нашей странице.

Что такое балет?

Это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так, музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене. В переводе с итальянского, слово «балет» означает – «танцую».

Когда возник балет?

Первое упоминание о балете относится к XV веку, сохранились сведения, что придворный учитель танцев Доменико да Пьяченца предложил для очередного бала объединить несколько танцев, написав к ним торжественный финал и обозначив, как балет.

Однако, сам жанр возник немного позднее в Италии. Точкой отсчета признан 1581 год, именно в это время в Париже Бальтазарини поставил свой спектакль на основе танца и музыки. В XVII веке, популярность получают смешанные представления (опера-балет). При этом, большее значение в таких постановках отводится именно музыке, а не танцу. Лишь благодаря реформаторской работе балетмейстера из Франции Жан Жоржа Новера жанр приобретает классические очертания со своим «хореографическим языком».


Становление жанра в России

Сохранились сведения, что первое представление «Балет об Орфее и Эвридике», было представлено в феврале 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Большой вклад в формирование жанра внес талантливейший балетмейстер Шарль-Луи Дидло. Однако, настоящим реформатором принято считать знаменитого композитора П.И. Чайковского . Именно в его творчестве происходит становление романтического балета. П.И. Чайковский уделил особое внимание именно музыке, превратив ее из сопровождающего элемента в мощный инструмент, помогающий танцу тонко улавливать и раскрывать эмоции и чувства. Композитор преобразовал форму балетной музыки, а также выстроил единое симфоническое развитие. Немалую роль в развитие балета сыграло и творчество А. Глазунова («Раймонда »), И. Стравинского («Жар-птица », «Весна священная», «Петрушка »), а также работа балетмейстеров М. Петипа , Л. Иванова, М. Фокина. В новом столетии выделяется творчество С. Прокофьева , Д. Шостаковича, Р. Глиэра , А. Хачатуряна.
В XX композиторы начинают поиски для преодоления стереотипов и установленных правил.



Кто такая балерина?

Балеринами раньше называли вовсе не всех, кто танцует в балете. Это высшее звание, которое получали танцовщицы по достижению определенной суммы артистических заслуг, а также через несколько лет после работы в театре. Изначально всех кто выпускался из Театрального училища принимали танцовщицами кордебалета, за редким исключением – солистками. Некоторым из них удавалось достигнуть звания балерины через два-три года работы, некоторым – только перед пенсией.

Основные компоненты

Главными составляющими балета являются классический танец, характерный танец и пантомима. Классический танец берет начало еще во Франции. Он невероятно пластичен и изящен. Сольные танцы называются вариациями и адажио. Например, хорошо всем известное Адажио из балета П. И. Чайковского. Причем эти номера могут быть и в ансамблевых танцах.

Помимо солистов, участие в действии принимает кордебалет, который создает массовые сцены.
Зачастую танцы кордебалета относятся к характерным. Например, «Испанский танец» из «Лебединого озера». Этим термином обозначают народные танцы, введенные в спектакль.

Фильмы о балете

Балет является весьма популярным видом искусства, который нашел отражение и в кинематографе. О балете есть множество прекрасных картин, которые можно разделить на три большие категории:

  1. Документальные фильмы – это запечатленная балетная постановка, благодаря которой можно познакомиться с творчеством великих танцоров.
  2. Фильм-балет – такие картины также показывают сам спектакль, но только действие происходит уже не на сцене. Например, лента «Ромео и Джульетта» (1982), режиссера Пауля Циннера, где главные роли исполнили знаменитые Р. Нуреев и К. Фраччи; «Сказка о коньке-горбунке» (1961), где главную роль исполнила Майя Плисецкая.
  3. Художественные фильмы, действие которых связано с балетом. Такие киноленты позволяют погрузиться в мир этого искусства и подчас события в них разворачиваются на фоне постановки, либо они рассказывают обо всем, что происходит в театре. Среди подобных картин особого внимания заслуживает «Авансцена» - американский фильм режиссера Николаса Хитнера, который публика увидела в 2000 году.
  4. Отдельно следует упомянуть биографические картины: «Марго Фонтейн» (2005 г), «Анна Павлова» и многие другие.

Нельзя обойти вниманием картину 1948 года «Красные башмачки» режиссеров М. Пауэла и Э. Прессбургера. Фильм знакомит зрителей со спектаклем по мотивам известной сказки Андерсена и погружает публику в мир балета.

Режиссер Стивен Долдри в 2001 году представил общественности ленту «Билли Эллиот». В ней рассказывается о 11-летнем мальчике из шахтерской семьи, который решил стать танцором. Он получает уникальный шанс и поступает в Королевскую Балетную школу.

Фильм «Мания Жизели» (1995) режиссера Алексея Учителя, познакомит зрителей с жизнью легендарной русской танцовщицы Ольги Спесивцевой, которую современники прозвали Красной Жизелью.

В 2011 году на телеэкраны вышел нашумевший фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски, который показывает жизнь балетного театра изнутри.


Современный балет и его будущее

Современный балет сильно отличается от классического более смелыми костюмами и свободной танцевальной интерпретацией. Классика включала в себя весьма строгие движения, в отличие от модерна, который уместнее всего назвать акробатичным. Очень многое в этом случае зависит от выбранной темы и идеи спектакля. Опираясь на нее, постановщик уже выбирает набор хореографических движений. В современных спектаклях движения могут заимствоваться из национальных танцев, новых направлений пластики, ультрасовременных танцевальных течений. Интерпретация также производится в новом ключе, например, нашумевшая постановка Метью Берна «Лебединое озеро», в которой девушки были заменены на мужчин. Работы хореографа Б. Эйфмана – это настоящая философия в танце, поскольку каждый из его балетов содержит глубокий смысл. Еще одна тенденция в современном спектакле – размытие границ жанра, и правильнее его было бы назвать многожанровым. Он более символичен, по сравнению с классическим, и использует множество цитат, ссылок. Некоторые спектакли применяют монтажный принцип построения, и постановка состоит из разрозненных фрагментов (кадров), которые все вместе составляют общий текст.


Кроме того, во всей современной культуре наблюдается огромный интерес к различным ремейкам, и балет не исключение. Поэтому многие постановщики пытаются заставить публику взглянуть на классический вариант с другой стороны. Новые прочтения приветствуются, причем, чем оригинальнее они, тем больший успех их ждет.

Пантомима – это выразительная игра с помощью жестов и мимики

В современных постановках хореографы расширяют установленные рамки и границы, помимо классических компонентов добавляются гимнастические и акробатические номера, а также современные танцы (модерн, свободный танец). Эта тенденция наметилась еще в XX веке и не утратила свою актуальность.

Балет – сложный и многогранный жанр, в котором тесно переплетается несколько видов искусств. Никого не может оставить равнодушным грациозные движения танцоров, их выразительная игра и чарующие звуки классической музыки. Только представьте, как балет украсит праздник, он станет настоящей жемчужиной любого мероприятия.




Top