Баррэ - как ставить и играть на гитаре. Учимся ставить баррэ

Для большинства любителей рока, этот жанр музыки тесно ассоциируется с гитарой. Умение играть на гитаре для многих уже стало визиткой в мир, где правят софиты, концертная кочевая жизнь и счастья верных поклонников. Но многие начинающие не могут в полной мере почувствовать всю силу и возможности гитары. Они либо не обладают, либо плохо владеют всеми навыками игровой техники. Одним из таких важных приёмов игры на этом инструменте и есть баррэ. Многие самоучки не любят его и потому их музыкальный репертуар узок и прост.

Баррэ - это способ игры, при котором указательный палец одновременно зажимает несколько струн на определённом ладу. Овладеть этим приёмом несложно. Если Вы будете заниматься хотя бы полчаса в день, то через две недели уже сможете играть с помощью его свои любимые песни.

Для начала поупражняйтесь в следующем

Прижмите указательный палец к струнной поверхности грифа, а большой - к задней (см. фото 1). Вы должны почувствовать сильное напряжение мышц ладони. Удерживайте кисть в этом положении 1 минуту. После этого дайте руке отдохнуть некоторое время. Необходимо выполнить десять подходов, но в любом случае следите, чтобы кисть не перенапрягалась. Это упражнение является базовым, оно даст возможность натренировать мышцы, которые играют решающую роль во время зажимания аккордов с баррэ. Когда со временем вы почувствуете, что сил прибавилось, и можете держаться дольше, переходите ко второму этапу обучения.

Фото 1.

Начнём зажимать собственно аккорды с баррэ

Возьмите фа мажор (), как показано на фото 2. В этом аккорде указательный палец зажимает все струны на первом ладу, средний - третью струну на втором ладу, а безымянный и мизинец — пятую и четвёртую на третьем ладу соответственно. Старайтесь! После того, как вы зажали этот аккорд, следует проверить чистоту его звучания. Для этого извлеките звук из каждой струны по отдельности. Если они не дребезжат и не звучат глухо, то это значит, что вы находитесь на верном пути. Удерживайте аккорд 1-2 минуты. После этого — небольшой отдых. Сделайте пять подходов. Следующие пять подходов второго этапа обучения мы оставим для другого аккорда.

Фото 2.

Это будет ля-диез мажор (А#). Для этого указательным пальцем зажимаем пять струн на первом ладу. В верхнюю шестую струну следует упереться кончиком пальца, чтобы она не была задействована во время извлечения звука. Остальными пальцами зажимаем струны на третьем ладу: средним - четвёртую, безымянным - третью, а мизинцем - вторую (см. фото 3). Схема та же, что и с аккордом F: убеждаемся, что струны звучат чисто, выполняем пять подходов по 1-2 минуты. Когда вы достигнете уверенности в исполнении этих аккордов, то сможете переходить на следующий этап.

Фото 3.

Третий этап обучения будет несложным, если вы хорошо потрудились во время предыдущих уроков.
Зажимаем аккорд F, делаем одиночный проход большим пальцем правой руки по всем струнам (этот прием называется пульгар), затем, не отпуская указательного пальца, перестраиваемся на аккорд А# и снова исполняем пульгар. Потом, не отпуская указательного пальца, переходим назад на F. Необходимо повторить этот цикл 10-15 раз. Если чувствуете, что можете сделать больше - вперёд! Это только на пользу. Но следите за тем, чтобы рука не перенапрягалась. Когда будете чувствовать себя уверенно во время исполнения этих упражнений, переходите на следующий этап.

Будем изучать как ставить баррэ в минорных аккордах

Они зажимаются несложно и тренируются по той же схеме. Возьмите аккорд F. Теперь, не отпуская указательного, спустите остальные пальцы на одну струну вниз на том же ладу (см. фото 4). Шестая струна (басовая ми) не должна участвовать в формировании этого аккорда, поэтому мы просто глушим её, упираясь в неё кончиком указательного пальца. Проверьте чистоту звучания. Получилось? Примите поздравления! Вы зажали аккорд ля-диез минор (А#m). Запомните его. Возвращаемся назад на фа мажор, зажимаем его и отпускаем средний палец (см. фото 5). Обязательно следите за чистотой звука! У Вас получился аккорд фа минор (Fm). Теперь переходим непосредственно к упражнению. Как и в вышеописанном случае с мажорами, мы чередуем извлечение звука с двух аккордов, не отпуская при этом указательного пальца. Играем пульгаром А#m, переходим на Fm и далее снова А#m. Повторяем цикл 10-15 раз. Когда Ваш внутренний голос сообщит, что час для финального этапа обучения уже настал - смело переходите на него.

Если же взять аккорды с баррэ так и не выходит, то это не повод прекращать занятия. Ознакомьтесь с материалом о том, . Приведенные в ней аппликатуры действительные для замены и других аккордов с баррэ.

Желаю удачи и легкого баррэ на гитаре!

Экспериментируйте!

В данном посте мы поговорим о том, что такое баррэ и как с его помощью играть аккорды.
Баррэ – это приём игры на гитаре, при котором указательным пальцем левой руки (если же Вы левша и зажимаете струны правой рукой, то всё делается также, только для правой руки) зажимаются все струны на определённом ладу. Хотелось бы сказать, что ещё существует так называемое малое баррэ, когда указательным пальцем зажимаются 3 или 4 струны. Баррэ на гитаре при начальном освоении сложно даётся начинающим музыкантам, но это очень важный приём потому, что многие аккорды играются только с баррэ.

Как же играть баррэ? Чтобы правильно освоить этот приём сначала потренируйтесь зажимать указательным пальцем все струны на любом ладу. Проведите по струнам правой рукой. Все звуки должны чётко звучать. Это получится не сразу, поэтому основательно попрактикуйтесь. Теперь перейдём непосредственно к аккордам.

В предыдущем уроке мы рассмотрели основные аккорды для гитары и расположение нот на гитарном грифе. Для примера теперь рассмотрим аккорд Фа Мажор (F). Этот аккорд как раз играется с баррэ.

Аккорд F

Первым пальцем мы прижимаем все струны на первом ладу, второй палец зажимает третью струну на втором ладу, третий палец – пятую струну на третьем ладу, а четвёртый палец – четвёртую струну на третьем ладу. Напоминаю Вам, что первой нотой аккорда должна быть тоника, то есть нота Фа (F). Можно заметить, что без приема баррэ – это аккорд E, сдвинутый на один лад. Вот в этом то и кроется интересная особенность баррэ. Мы как бы сдвигаем верхний порожек, например, на один лад и наш аккорд повышается на полтона. Если сдвинуть аккорд F ещё на один лад, то получится аккорд F#.

Аккорд Fm

Он получается перемещением аккорда Em на один лад.

Приведу ещё несколько широко используемых аккордов с баррэ. Посмотрите сами, из каких аккордов они получаются и как именно.

Аккорд Hm

Для большей наглядности приведу фотографию того, как этот аккорд берётся на гитаре.

Аккорд H

Аккорд Gm

Часть 1

Баре (баррэ) - один из основных приёмов аккордовой техники на гитаре. Заключается он в том, что указательный палец (а иногда и средний, и безымянный, и даже мизинец) зажимает на ладу все струны либо несколько струн (2, 3 или четыре). По количеству зажатых струн различают большое и малое баре.

Умеешь играть баре F – умеешь играть больше песен

Многие начинающие гитаристы, освоившие простые аккорды в первой позиции - Am, Dm, E, С и G - рано или поздно начинают осознавать то, что неумение играть баре является серьёзным ограничением в пополнении своего песенного репертуара.

Например. Песня понравилась, хочется сыграть её и спеть, только вот загвоздка, в гармонической последовательности, помимо уже привычных и лёгких Am и Dm, есть и аккорд F - баре на гитаре (камень преткновения!). А без него никак… или почти никак. Нет, конечно, можно найти вариант аккомпанемента на некоторые песни в другой тональности (допустим, в Em – ми миноре), без баре, но будет ли удобно петь. Ведь она (тональность) запросто может оказаться «высокой» или «низкой» для голоса.

Но так ли страшен и недосягаем аккорд F на гитаре, как его себе представляют начинающие гитаристы? Безусловно, нет - если правильно подойти к его изучению и освоению.

С чего начать?

В этой статье рассматривается аппликатура Фа мажор в первой позиции для начинающих. Иногда её ещё называют аккорд F на гитаре без баре. Поскольку указательный палец зажимает только две струны, а не все шесть струн.

Как видно из фото, это более лёгкий вариант по сравнению со стандартной аппликатурой. Он как нельзя лучше подходит для первого знакомства с техникой баре.

Упрощённая аппликатура F по звучанию практически не уступает стандартной. Отличие состоит лишь в том, что приглушается (не звучит) шестая струна. То есть для аккомпанемента такое решение вполне приемлемо. Схема расположения пальцев на грифе подойдёт и для боя, и для перебора (тоника аккорда на 4 струне).

Давайте рассмотрим несколько простых упражнений, которые помогут вам быстро научиться играть малое баре аккорда F на гитаре.

Подготовка гитары

Перед тем, как приступить к разбору упражнений, обратите внимание на высоту расположения струн над грифом. В области XII лада она не должна превышать 2-4мм. При необходимости отрегулируйте гриф гитары.

Если не знаете, как это делается, попросите опытного коллегу гитариста, а ещё лучше - гитарного мастера. В противном случае, все ваши усилия, направленные на освоение аккорда F, будут мало результативными или вообще не увенчаются успехом. На рёбрах (боковой части) указательного пальца появятся изрядные мазоли. И, как итог, вообще пропадёт всякая охота «связываться» с баре.

Упражнение №1: как ставить указательный палец

Первым делом потренируем указательный палец: научимся прижимать первые две струны. Это и будет ваше первое баре, даже, если быть точным, - мини-баре. Кстати говоря, этот приём активно применяется и опытными гитаристами при исполнении не только аккомпанемента, но и соло.

Боковой частью указательного пальца прижмите 2 первые струны на I ладу.

Контролируйте положение левой руки:

  • большой палец должен быть расположен примерно посередине тыльной части грифа;
  • первые две струны (самые тонкие - 1 и 2) прижимайте боковой частью верхней фаланги указательного пальца (см. фото); но при этом не выворачивайте слишком кисть, не ложите палец плашмя (мягкой подушечкой);
  • не ставьте баре непосредственно на металлическом порожке лада (аккорд звучать не будет!);
  • не прогибайте «свободные» пальцы (которые не прижимают струны) под гриф (в таком случае, чтобы взять на баре аккорд F, вам придётся приложить больше усилий, причём неоправданных); Держите их над грифом!

Предупреждение! Ни в коем случае не допускайте появление болевых ощущений в кисти левой руки. При первых признаках утомления немедленно прекратите проигрывать упражнение. Затем опустите руку, расслабьте мышцы и слегка «встряхните» кисть несколько раз. После восстановления можете снова приступать к занятию.

Ну что получается? Если ещё нет, не расстраивайтесь, обязательно получится. Давайте теперь задействуем в упражнении правую руку, чтобы мини-баре прозвучало.

Кстати, играть мы его будем под гитарную минусовку. Согласитесь, что это достойная альтернатива «скучному» метроному (в особенности, для начинающих музыкантов, не искушённых долгими занятиями). Да и вы, в какой-то мере почувствуете себя участником группы.

Звучит это так:

А вот и табы/ноты упражнения:

На малом баре в I позиции 4 такта играется один и тот же перебор - 3, 2, 1, 2 струна. Его можно играть и пальцами, и медиатором - без разницы. (Над каждым звуком выписаны медиаторные штрихи.) В концовке упражнения, в пятом такте, на первую долю ударьте по первым трём струнам вниз.

Не смущайтесь замысловатого названия аккорда - Csus4/G. Сконцентрироваться на анализе его звукового состава можно позже. В данный момент приоритет - техника баре.

После того, как разберёте нотную запись, освоите упражнение в медленном темпе, приступайте к проигрыванию под аккомпанемент.

Вот минусовка:

Упражнение №2: добавляем средний палец

Как наверное вы уже поняли из названия подзаголовка, аппликатуру F на гитаре мы осваиваем постепенно. На этом этапе помимо малого баре на первой и второй струне будем тренировать средний палец.

Послушайте как играется:

Табы и ноты:

Перебор такой же - на первых трёх струнах.

  • 1 и 2 такт - это упражнение №1 без каких-либо изменений;
  • 3 и 4 т. - к мини-баре добавляется средний палец - третья струна, второй лад;
  • 5 т. - финальный штрих - удар вниз.

Перед тем, как ставить аккорд и проигрывать его под минус, последовательно разберите и проиграйте каждый такт упражнений. Не забывайте контролировать постановку кисти и пальцев! Не перегружайте руку.

Минусовка для занятий:

Упражнение №3: развиваем мизинец

Обратите внимание на расположение пальцев аккорда F. Вам случайно он другой аккорд ничем не напоминает? В особенности на 5, 4 и 3 струнах. Догадались, нет? Да, это не иначе, как уже хорошо знакомый E (ми мажор) смещённый по грифу на лад вверх. Но в данном случае, при использовании баре, он уже прижимается не 1, 2, 3 пальцами, а 2, 3, 4. А мизинец, нужно сказать, по своей анатомической природе палец слабый, и может также вызывать определённые технические трудности при освоении баре.

Поэтому - проработаем этот момент отдельно. Да и указательный палец пока отдохнёт от экзекуции под названием «прижатие нескольких струн одновременно» 🙂

Вот так звучит упражнение для развития мизинца:

Теперь разберём нотную запись:

Перебор: 5 или 4 (в зависимости от аккорда; смотрите внимательно табы!), 3, 2 и 1.

  • 1 и 2 т. - средний палец (2) прижимает 3 струну на II ладу, остальные струны (5, 2 и 1) открытые;
  • 3 и 4 т. - не отрывайте 2 палец от грифа; прижмите пятую струну третьим пальцем на III ладу;
  • 5 и 6 т. - к уже поставленным пальцам добавляется мизинец («очертания» аппликатуры баре F на басовых струнах); перебор в 5 такте начинается с 4 струны, а в 6 т. - с пятой.
  • 7 т. - повторение 1 такта;
  • 8 т. - снова повторение 1 т. (1 и 2 доля), на третьей доле - финальный штрих вниз.

Минусовка:

Упражнение №4: играем баре F!

Теперь самое время собрать все «компоненты» облегчённой аппликатуры фа мажора в единое целое. То есть потренироваться сыграть его в том виде, в котором он будет использоваться в аккомпанементе.

И снова «пошаговое» упражнение в помощь:

Разбираем ноты и табы баре:

Перебор такой же, как и в Упр. №3.

  • 1 и 2 т. - указательный палец зажимает 1 и 2 стр. (остальные открытые).
  • 3 и 4 т. - добавляетcя мизинец (4): четвёртая струна, III лад.
  • 5 и 6 т. - теперь средний (2): 3 струна, II лад.
  • 7 и 8 т. - и безымянный (3): 5 струна, III лад. Перебор начинается с 5 струны! Несмотря на то, что 4 струна не звучит, мизинец с грифа не убирайте.
  • 9 т. - вот и аккорд F на гитаре; сохраняя положение пальцев на ладах, сыграйте перебор, начиная с 4 струны.
  • 10 т. - заключительный такт; удар вниз по всем струнам, кроме басовой шестой.

Минус:

Как заниматься?

На изучение этой аппликатуры может уйти не один день, и не два, и даже не неделя. И вы должны быть к этому готовы, чтобы уберечь себя от поспешных разочарований: от фривольного «потом когда-нибудь выучу это баре» до фатального «нет-нет этот аккорд не для моих пальцев… не для меня».

1. Залог успеха - каждодневные занятия и, конечно же, усидчивость.

2. Изучайте упражнения постепенно, не пытайтесь изучить все упражнения за один день.

Ориентируйтесь на результат. Главное - достичь чистого, чёткого исполнения. Например, если вам понадобится 2-3 дня, а то и больше, чтобы освоить и сыграть упражнение №1, значит, так тому и быть. Не стоит переживать по этому поводу. Медленно, но уверено идите к цели. А поспешите, всё равно все огрехи и недоработанные моменты в последующих упражнениях незамедлительно «дадут о себе знать».

3. Баре - это не «аккорд выходного дня», это аккордовая техника.

А освоение F (фа мажора) - это только первый крохотный шаг в её изучении. Но он должен быть сделан уверено! Помните об этом. Впереди вас ждут великие дела - баре доминантсептаккордов, нонаккордов, уменьшённых септаккордов и много-много ещё чего интересного.

4. Протяжённость занятий нормируйте по степени утомляемости руки.

Постепенно мышцы кисти адаптируются к «особому виду нагрузки», и болевые ощущения уйдут, и, соответственно, время занятий естественным образом будет увеличиваться.

Плюс к этому - по прошествии 4-10 занятий вы можете чередовать упражнение №3 с другими упражнениями: в начале с №1 и №2, а затем и с №4. Поскольку оно играется без баре (нагрузка на кисть меньше).

Успехов вам в освоении аккорда F на гитаре!

P. S. А если что будет не понятно, задавайте вопросы. Оставляйте свои заметки в комментариях.

Tagged

Одна из первых проблем, с которой сталкиваются начинающие гитаристы — это закрытые аккорды или аккорды-баррэ. Сложность состоит в том, что указательный палец должен зажимать на одном ладу от четырех до шести струн одновременно. Естественно, сразу приучить руку к такому элементу довольно сложно. И именно об этом будет наша сегодняшняя статья.

В сети Интернет имеется довольно много различных видео-уроков, статей, теоретических аспектов закрытых аккордов, в общем, много разного материала. Я же хочу подойти к данному вопросу с другой стороны — без лишних слов, сразу к советам и рекомендациям. И в этом мне помогут некоторые опытные преподаватели, авторы видео-уроков на сайте .

Альберт Фатхутдинов: «Как это было...»

Довольно быстро получилось уяснить азы игры на гитаре, и взятие закрытых аккордов стало одной из первых серьезных трудностей в моей практике. Потребность в этом появилась, когда я, как и все начинающие гитаристы, желающие задеть сердце девушки, начал пробовать играть песню группы Ахра "Карие глаза". Все замены аккорда F, позволяющие обыграть этот аккорд в открытой форме, меня, откровенно говоря, достали, да и расти в плане мастерства — тоже хотелось. Признаюсь, это было больно. Металлические струны, серьезное натяжение и большая высота струн сделало этот этап гитарной жизни действительно сложным. Я даже хотел бросить «карьеру музыканта», когда у меня не получалось долгое время. Но мой знакомый, который научил меня держать гитару, сказал, что это нормально, и я пытался, много пытался... Играл песни с закрытыми аккордами снова и снова... Как сейчас слышу этот глухой звук далеко не полностью взятого баррэ. Указательный палец опухал, а мозоли на нем заставляли удивляться окружающих. Довольно длительный промежуток времени ушел на постижение этого «искусства». Как-то я взял в руки электрогитару, на которой струны гораздо «мягче», и у меня получилось! Я был жутко рад, и со временем сделал это и на своей акустической гитаре. Баррэ действительно облегчает и украшает игру. Это аккорды на 10 ладу. Это повысить тональность в любой момент. Это показать, что ты — гитарист. Удачи всем, кто встретил эту вполне традиционную гитарную проблему! Берите баррэ! Играйте на гитаре!

Разборы Альберта можно посмотреть по .

Иван Селиванов: «Что нужно делать...»

Для развития техники игры на гитаре необходимо много тренироваться. Начинать нужно не спеша, извлекать каждую нотку, без лишних призвуков и «грязи». Чтобы научиться зажимать баре на гитаре, необходимо начинать с простых аккордов. Для развития указательного пальца есть простое, но действенное упражнение. Зажмите указательным пальцем (всего одним пальцем, другие пока не учувствуют) первую и вторую струны на пятом ладу (зажимать можете на любом с первого по 24-й). Постарайтесь сыграть так, чтобы обе ноты звучали одинаково звонко. Если у Вас получается, и ноты звучат ровно, без «грязи», чётко и без резкого затухания — зажмите указательным пальцем уже три струны (первую — самую тонкую, вторую и третью). Проделайте то же самое. Продолжайте постепенно увеличивать количество струн, но помните, что каждая нотка должна быть читаема! После того, как у Вас получилось зажать на пятом (или любом другом ладу) — двигайтесь дальше по грифу. Уменьшение длины лада может доставлять некоторые неудобства при зажатии аккорда. Скажем, начиная с 14 лада, зажать струны становится проблематично.
Если у Вас всё звучит красиво и звонко — можно переходить к аккордам. Начинать лучше также с простых аккордов (к примеру — Си минор, он же Hm). Не гонитесь сразу за «Ля мажором» с тоникой на 5 ладу шестой струны. Отрабатывайте аккорды на пяти струнах, затем постепенно переходите на 6 струн.
Удачи!

Разборы Ивана можно посмотреть по .

Шамиль Вяльшин: «Как делал я...»

Я тоже не стану «держать в себе» опыт постижения баррэ и поделюсь своими советами. Я учился на аккорде F. Чтобы взять его, мне понадобился, примерно, месяц. Проблема была не в том, чтобы зажать все струны на первом ладу, а в том, чтобы остальными пальцами попасть туда, куда нужно. Поэтому сначала я брал аккорд F после аккорда Dm, поскольку там средний палец остается на месте, нужно лишь поставить безымянный и указательный, ну и, естественно, лад перекрыть. Это мне очень сильно помогло. Постепенно я начал брать баррэ и после других аккордов, на разных ладах, в различных позициях. Сейчас аккорды-баррэ для меня ничем не отличаются от простых аккордов. И все потому, что мое желание играть было сильнее этой «проблемы». Все в наших руках, причем, здесь эта фраза употреблена в буквальном смысле.

В этой статье мы поговорим, о том, как быстро и правильно научиться брать баррэ. Существует малое и большое баррэ. Малое - это когда вы зажимаете указательным пальцем несколько струн, а большое (на рис.) соответственно, когда зажаты все струны

Две основные проблемы - это боль и утомляемость. С первой проблемой бороться легко - достаточно раз в день практиковаться с постановкой руки на грифе.

Делается это так – зажимаете все струны указательным пальцем на первом ладе и помогаете ему средним, т.е. кладете палец на палец. Естественно, если вы будет проделывать данное упражнение, скажем на третьем или четвертым ладе, то процесс привыкания будет проходить гораздо легче, но я вам советую не искать легких путей. Помните - главное "справиться" с первым ладом! Через несколько дней, вы заметите, что указательный палец больше не чувствует боли, это хороший знак, значит кожа пальца загрубела и вы уже готовы к полноценному баррэ!

Прежде все вы должны обратить внимание на свою посадку, правильно нужно сидеть, как показано на рисунке. Это, конечно, в идиале.

На картинке слева изображен правильно зажатый аккорд “F”. Обратите внимание на указательный палец, он практически лежит на ладовом порожке. Это правильное зажатие баррэ. Если палец был бы между ладами, гитаристу потребовалось бы сделать бОльшее усилие.

Еще очень важный момент! Обратите внимание на мизинец и безымянный палец. Пятая струна зажата безымянным пальцем, четвертая – мизинцем, а не наоборот. То есть никаких «лесенок» из пальцев, запомните это! Если привыкните зажимать неправильно, потеряете ловкость, а переучиваться будет трудно.

Важный момент! Если, казалось бы, при правильном взятии баррэ, струны звучат глухо, то не пытайтесь пережать струны еще сильнее, лучше обратите внимание, насколько правильно вы зажали их вообще.

Теперь поговорим об утомляемости рук. Это следующая проблема, с которой придется столкнуться новичку. Самое простое решение – записаться в секцию бoдибилдингa:) Шучу, достаточно всего раз в день отжиматься на пальцах и ваши руки станут сильными и выносливыми. Девушкам можно посоветовать тренироваться с кистевым эспaндерoм (на рис.)

В заключении хочу дать еще пару советов:

Итак, пара слов о ловкости с взятием баррэ. Особых техник тут нет. Нужно просто пытаться играть, будете стараться, будет прогресс. Можете тренироваться вот так: Am - F - Dm - E , ваша задача развить ловкость и мышечную память.




Top