Баруздин главный город краткое содержание. С.А.Баруздин презентация к уроку по литературе на тему

Сергей Алексеевич Баруздин родился 22 июля 1926 года в Москве. Его отец, будучи заместителем начальника «Главторфа» в Москве, писал стихи.

Не без влияния отца Сергей стал увлекаться поэзией, публиковал свои первые стихи сначала в стенгазете, затем в многотиражке «Штаб индустрии», в «Пионерской правде», журнале «Пионер», «Дружные ребята». Их заметила Н.К. Крупская, в ту пору заместитель наркома просвещения, она направила юного поэта в литературную студию Московского Дома пионеров. «Мне было четырнадцать, когда началась война и когда накануне я был на очередном занятии в Доме пионеров. Война уже шла, когда мне исполнилось пятнадцать... В Красной Армии я служил рядовым в артиллерийской разведке... На Одерском плацдарме, в районе Оппельна, под Бреслау, в боях за Берлин, на Эльбе, а потом в рывке на Прагу мы, семнадцати-восемнадцатилетние ребята, поняли многое...» (Баруздин С. Люди и книги. М., 1978. С. 320-321).

После демобилизации работал и одновременно учился в вечерней школе, затем заочно в Литературном институте им. М. Горького.

В 1950 издал первый стихотворный сборник для детей «Кто построил этот дом» и сборник стихов совместно с А.Г. Алексиным «Флажок»; в 1951 - сборник рассказов «Про Светлану», затем повесть в стихах про первоклассницу Галю и ее друзей. Стихи согреты личным отношением автора к своим героям.

В 1956 издал книгу для малышей «Шаг за шагом». Воспитанию школьников посвящены сборник стихов «Кто сегодня учится» (1955 ), повесть «Ласточкин младший и Ласточкин старший» (1957 ).

Для таланта Баруздина характерны философичность, притчеобразность, риторическое формулирование в стихах для детей главной их мысли. Беседуя с малышом не только доверительно, но и серьезно, автор стремится пробудить в нем важнейшие гражданские качества - трудолюбие, гуманность, интернационализм, чувство долга и справедливости. Проза тем более проблемна, сюжеты обнажают остроту конфликтов; стихи и прозу Баруздина объединил в книгу «О разных разностях» (1959 ).

Адресуясь к маленькому читателю в книгах 1960-х , Баруздин обращается к публицистике: «Шел по улице солдат», «Страна, где мы живем», «Страна Комсомолия». В повести для детей «Шел по улице солдат» автор преподает юным читателям первые уроки патриотизма. В книге «Страна, где мы живем» рассказчик вместе со своим 5-летним собеседником облетает на самолете всю страну, видят они и Урал, и Сибирь, и Камчатку, и Дальний Восток, и герой понимает, что страна наша и большая, и богатая. Умело и тактично вводит автор маленьких собеседников в сложносплетение трудных житейских проблем: «Большая Светлана. Маленькие рассказы» (1963 ), «Валя-Валентин. Стихи» (1964 ), «Идет снег... Рассказы» (1969 ).

В книгах Баруздина ребенок постигает многообразную красоту жизни, учится доброте и радости быть добрым. О дружбе народов повествуется в книге «Подарки-путешественники» (1958 ). Здесь в повестях «Рави и Шаши» и «Как Снежок в Индию попал» автор ведет с маленьким читателем серьезный разговор о дружбе народов, о человеческой отзывчивости и солидарности. В небольшой, но емкой и поучительной повести «Только не завтра», как и в повестях «Первое апреля - один день весны», «Новые Дворики», автор ставит перед школьниками вопросы совести и долга, эгоистического стяжательства и работы на общее благо.

В романе для взрослых «Повторение пройденного» (1964 ) Баруздин существенно дополнил художественную летопись Великой Отечественной войны. Автор показывает, как из романтически настроенных, но домашних, не изведавших ударов судьбы мальчиков вырастают мужественные солдаты. В печати отмечалось и своеобразие композиции романа, действие его и начинается, и завершается в 1961 - в год полета Юрия Гагарина, а между этим обрамлением - годы Великой Отечественной войны, причем каждому году уделена особая глава.

Тема войны развивается и в книгах Баруздина «Ее зовут Елкой», «Повести о женщинах» (1967 ). Образ женщины на войне - такова тема этой книги. В ней рассказывается о девочке-подростке, которая в начале войны участвовала в боях под Наро-Фоминском и героически погибла при выполнении боевого задания. В повести «Тася», названной по имени ее героини, обрисован путь женщины, которая была ранена, потеряла ребенка, но героически прошла всю войну. В повести «Верить и помнить» героиня - труженица тыла в годы войны, участница героического послевоенного восстановления народного хозяйства.

Баруздин выступал как историк литературы. Много интересных статей посвятил творчеству Э. Асадова, А. Барто, Л. Воронковой, А. Вергелиса, М. Исаковского, К. Калчева, В. Катаева, А. Кешокова и др. писателей. В книге «Заметки о детской литературе» собраны статьи более чем о 60 писателях.

В 1978 издана книга «Люди и книги» (переиздана в 1982 ). Потребовала переиздания и вышедшая в 1985 книга Баруздин «Писатель. Жизнь. Литература»; расширенное переиздание вышло в 1990 - здесь представлены портреты М. Карима, О. Гончара, Н. Грибачева, Г. Гулиа, М. Дудина, М. Бажана, С. Орлова, Т. Пулатова, А. Югова и многие другие. Постижение душевной сущности того или иного художника для Баруздина - ключ к его творчеству, суждения автора книги здесь особенно ценны и интересны.

За четверть века работы в литературе тираж книг Баруздина составил более 30 млн. экземпляров, они были изданы более чем на 50 языков народов мира. Писатель занимался также переводами, переводил стихи и прозу - произведения А. Арипова, Ш. Бейшеналиева, Г. Бойко, Г. Виеру, Ш. Рашидова, Г. Юшкова.

В 1953-1955 работал в редакции журнала «Пионер»; затем редакторская работа была продолжена в журнале «Дружба народов», где на посту главного редактора Баруздин много сделал для публикации на русском языке лучших произведений писателей народов СССР. Активно работал также в руководстве СП СССР, в его правлении.

«Баруздин как личность, как человек, избравший впоследствии для себя тот вид служения обществу, который называется писательским трудом, начинался в войну, и почти все, а может быть, даже все дальнейшее в его писательском пути определялось этой точкой отсчета, уходило своими корнями туда, в кровь и пот войны, в ее дороги, лишения, утраты, поражения и победы.»

К.Симонов, «Точка отсчета», 1977г.

Жил в довоенной Москве мальчик Сережа Баруздин. Учился в школе. Рисовал. Сочинял стихи.

В Москве была литературная студия Дворца пионеров, куда направили талантливого мальчика. С 1937 г. его стихи печатались в «Пионерке». Сергей был деткором. Его стихи отличались от стихов других детей младшего кружка, в котором занимался Сергей, они были полны серьезности. Еще в детстве Баруздин считал: «Стихи это стихи и писать их надо не так, как говоришь или думаешь» .

Великая Отечественная война началась внезапно для него. Вместо того, чтобы учиться, четырнадцатилетний подросток должен был идти на роботу. Сергей размышлял: «Кем я могу быть? У меня были мечты. [… ] Но это были мечты о том, что должно быть не скоро. Когда я вырасту. Когда окончу школу, в которой мне еще трубить и трубить. Когда закончу институт. И уж конечно, в этих мечтах не было сегодняшнего – войны.»

Он устроился на работу в типографию газеты «Московский большевик» на должник катошника (подкатывал рулоны бумаги к ротационной машине). И даже в этой работе он чувствовал большую ответственность.

Баруздина зачислили в состав добровольной дружины, и во время воздушной тревоги он должен был находиться на посту – на крыше своего дома. « Я испытывал чувство, близкое к восторгу. Один на огромной крыше, да еще когда вокруг такое светопредставление! Это куда лучше, чем дежурить внизу у ворот или в подъезде дома. Правда, там можно было поболтать, там много дежурных, а я – один. И все равно мне лучше! Я вроде бы хозяин всей крыши, всего дома и вижу сейчас то, чего никто не видит.» - говорил он.

В типографии записывали добровольцев в народное ополчение, но его туда не взяли, потому что ему было лишь 15 лет. Но зато его взяли добровольцем на строительство оборонительных сооружений на Чистых прудах.

16 октября 1941 года отец взял Сергея на фронт в особый батальон, который был сформирован из оставшихся в Москве работников наркоматов. Взял сам и отстаивал перед каким-то высшим начальством, когда пытались возражать. Даже прибавил Сергею год.

Как и все мальчишки, Сергей был больше привязан к отцу, чем к матери. Он реже видел отца и до войны, и особенно – в войну, но они всегда находили друг с другом общий язык и в больших делах и в малых. Особенно Сергей гордился тем, что отец порой доверял ему такие тайны, которые не доверял даже матери.

Самое-самое первое стихотворение Сергей написал об отце:

Жил-был папа,

Очень добрый,

Только поздно приходил

И носил домой работу.

Этим маму он сердил.

Думал я:

Принес машину,

А он работу притащил,

Положил ее на полку,

А работу не раскрыл.

Каждый день

Приходит папа

Только ночевать домой.

От такой большой работы

Папа наш бывает злой.

Иногда бывает так:

Папа наш

Берет работу

И над ней всю ночь сидит.

Утром папа

Чай глотает

И на службу с ней бежит.

18октября 1941 года отец Сергея погиб от осколка немецкой мины. Похоронили его на пятые сутки на Немецком кладбище. Среди сотен похороненных там людей с немецкими фамилиями лежал теперь человек с фамилией русской.

На этом смерти не закончились. С каждым днем их становилось все больше. Сергей видел, как умирают знакомые и не знакомые ему люди. В этом и проявлялся ужас войны.

Каких все-таки разных людей собрала война. Раньше Сергей никогда не присматривался так к людям. Они были разными, и он принимал их всегда такими, какие они есть. Но именно на войне Сергей подумал, что разные люди – это разные человеческие качества внутри каждого человека. Нет людей целиком хороших или целиком плохих. В каждом человеке есть и хорошее, и плохое, и всякое. И уже от самого человека, если он – человек и умеет управлять собой, зависит, какие качества в нем берут верх…

В 1945 г. Баруздин участвовал во взятии Берлина, и именно там он особенно остро почувствовал тоску по родине. Он говорил: «Наверное, никому из нас не нужно сейчас произносить вслух эти слова. Ни мне, ни всем другим, кто пришел за тысячу верст от родных мест в Берлин. Эти слова у нас в самом сердце, а вернее, - это даже не слова. Это чувство родины» .

За время Великой Отечественной войны С.Баруздин был на фронтах: под Ленинградом, в Прибалтике, на Втором Белорусском, на Дальнем Востоке(в Мукдене, Харбине, Порт-Артуре).

«Из всех моих наград медаль «За оборону Москвы»- одна из самых моих дорогих, признавался Сергей Алексеевич. – И еще медали «За взятие Берлина» и «За освобождение Праги». Они – моя биография и география военных лет».

В 1958г. Баруздин окончил Литературный институт им.Горького.

Сергей создал военные книги: роман «Повторение пройденного», « Повесть о женщинах», повесть «Само собой» и оставшийся, увы, незавершенным роман «Полдень».

Всем памятны умные, добрые, веселые баруздинские произведения для детства и юношества: «Рави и Шаши», «Как куры научились плавать», «Лось в театре» и многие другие. Более двухсот детских и взрослых книг стихов и прозы общим тиражом свыше 90 миллионов экземпляров на 69 языках!

С 1966г. Сергей Алексеевич в озглавил всесоюзный журнал «Дружба народов». Благодаря энергии, воле, мужеству главного редактора журнал всегда нес читателям со своих страниц слова высокой художественной правды.

4 марта 1991 года Сергея Алексеевича Баруздина не стало. Книги писателя переиздаются, читаются и ныне.

Баруздин Сергей Алексеевич — поэт, прозаик.

Его отец, будучи заместителем начальника «Главторфа» в Москве, писал стихи. Не без влияния отца Сергей стал увлекаться поэзией, публиковал свои первые стихи сначала в стенгазете, затем в многотиражке «Штаб индустрии», в «Пионерской правде», журнале «Пионер», «Дружные ребята». Их заметила Н.К.Крупская, в ту пору заместитель наркома просвещения, она направила юного поэта в литературную студию Московского Дома пионеров. «Мне было четырнадцать, когда началась война и когда накануне я был на очередном занятии в Доме пионеров. Война уже шла, когда мне исполнилось пятнадцать... В Красной Армии я служил рядовым в артиллерийской разведке... На Одерском плацдарме, в районе Оппельна, под Бреслау, в боях за Берлин, на Эльбе, а потом в рывке на Прагу мы, семнадцати-восемнадцатилетние ребята, поняли многое...» (Баруздин С. Люди и книги. М., 1978. С. 320-321).

Ученье - не самая сладкая вещь.

Баруздин Сергей Алексеевич

После демобилизации работал и одновременно учился в вечерней школе, затем заочно в Литературном институте им. М.Горького.

В 1950 издал первый стихотворный сб. для детей «Кто построил этот дом» и сборник стихов совместно с А.Г.Алексиным «Флажок»; в 1951 — сборник рассказов «Про Светлану», затем повесть в стихах про первоклассницу Галю и ее друзей. Стихи согреты личным отношением автора к своим героям.

В 1956 издал книгу для малышей «Шаг за шагом». Воспитанию школьников посвящены сб. стихов «Кто сегодня учится» (1955), повесть «Ласточкин младший и Ласточкин старший» (1957).

Л.Кассиль так характеризовал стихи Баруздина для детей: «Важные по смыслу, крепко слаженные...» (Баруздин С. Твои друзья — мои товарищи. М., 1967. С.6). Для таланта Баруздина характерны философичность, притчеобразность, риторическое формулирование в стихах для детей главной их мысли. Беседуя с малышом не только доверительно, но и серьезно, автор стремится пробудить в нем важнейшие гражданские качества — трудолюбие, гуманность, интернационализм, чувство долга и справедливости. Проза тем более проблемна, сюжеты обнажают остроту конфликтов; стихи и прозу Баруздина объединил в книгу «О разных разностях» (1959).

Адресуясь к маленькому читателю в книгах 1960-х, Баруздин обращается к публицистике: «Шел по улице солдат», «Страна, где мы живем», «Страна Комсомолия». В повести для детей «Шел по улице солдат» автор преподает юным читателям первые уроки патриотизма. В книге «Страна, где мы живем» рассказчик вместе со своим 5-летним собеседником облетает на самолете всю страну, видят они и Урал, и Сибирь, и Камчатку, и Дальний Восток, и герой понимает, что страна наша и большая, и богатая. Умело и тактично вводит автор маленьких собеседников в сложносплетение трудных житейских проблем: «Большая Светлана. Маленькие рассказы» (1963), «Валя-Валентин. Стихи» (1964), «Идет снег... Рассказы» (1969).

В книгах Баруздина ребенок постигает многообразную красоту жизни, учится доброте и радости быть добрым. О дружбе советского и индийского народов повествуется в книге «Подарки-путешественники» (1958). Здесь в повестях «Рави и Шаши» и «Как Снежок в Индию попал» автор ведет с маленьким читателем серьезный разговор о дружбе народов, о человеческой отзывчивости и солидарности. В небольшой, но емкой и поучительной повести «Только не завтра», как и в повестях «Первое апреля — один день весны», «Новые Дворики», автор ставит перед школьниками вопросы совести и долга, эгоистического стяжательства и работы на общее благо.

Сергей Алексеевич Баруздин – советский писатель, поэт и прозаик, автор множества произведений для детей. С 1938 года С.Баруздин печатался в газете «Пионер». В 1943 году в возрасте 17 лет был призван на войну, после этого в 1958 году окончил Литературный институт им. Горького. Имя С.Баруздина связано с Союзом писателей, в котором он проработал секретарём правления долгие годы.

Стихотворения Баруздина для детей проникнуты чувством патриотизма («Шаг за шагом»), в них он обращается к таким темам, как уважение к старшим, способность отвечать за свои слова («Стихи о человеке и его словах»). Особенно выделяется в его творчестве небольшая подборка стихотворений о девочке Гале и её маме, работающей на заводе и посещающей вечернюю школу: «Мама тоже учится», «Мама делает уроки», «Галя просыпается», «Как Галя ворон считала». Главная идея этих стихотворений, объединённых одной темой, – значимость непрерывности образования для человека, трудовое воспитание молодёжи, формирование у детей нравственной основы и примера для подражания.

Он писал стихи (по-моему, ужасные), военную прозу (никакую), детские книги (очень милые, но не более того). Его настоящее призвание и всепоглощающая страсть состояли в другом – он был главный редактор, а это – редчайшее ремесло.


В ту ночь в Душанбе было землетрясение. Мы с коллегой, возвращаясь из гостей, его не заметили.

В вестибюле гостиницы, несмотря на поздний или, скорее, ранний час, клубилась возбужденная толпа. В сторонке сидел наш начальник, прижимая к груди объемистый пакет.

– Как вы – целы? – взволнованно сп

росил он.

– Вроде бы да. А что?

– Как что? Пять баллов! Разве вы ничего не почувствовали?

– Покачивало маленько. Но мы решили, что это естественные последствия дружеской встречи. А что вы держите в руках, Сергей Алексеевич?

– Книги. Только их я и взял, выбираясь из номера.

Книги были

для Нурекской библиотеки, а Нурекская библиотека слыла второй страстью главного редактора журнала "Дружба народов" Сергея Алексеевича Баруздина. Уникальное собрание книг с автографами авторов – ау, где оно теперь? Вряд ли книги пустили на самокрутки – боевики предпочитали "Малборо" или "Кэмел", но Н

урек и Рогун и долина Вахша так долго оставались территорией боевых действий, что в этом правоверном пекле вряд ли уцелели книги неверных.

Баруздин, по счастью, об этом не узнал.

Он писал стихи (по-моему, ужасные), военную прозу (никакую), детские книги (очень милые, но не более того). Его

настоящее призвание и всепоглощающая страсть состояли в другом – он был главный редактор, а это – редчайшее ремесло. Поверьте мне на слово: за долгие десятилетия в журналистике у меня перебывало ровно 19 главных редакторов, но только для троих это была профессия. Егор Яковлев в "Журналисте", Анатол

ий Голубев в "Смене", Сергей Баруздин в "Дружбе народов". Все они разные: Яковлев – сатрап, умевший заставить человека работать на таком пределе сил, о котором он не подозревал; Голубев – барин, он вроде бы ни во что не вмешивался, однако подбирал и расставлял людей так, что редакционная машина крут

илась как будто сама; Баруздин был спортсмен.

Главным редактором он стал по советским временам очень рано – в 39 лет. Ему достался унылый журнал, который называли "братской могилой братских литератур". И с азартом честолюбивого спортсмена Баруздин вступил в состязание с признанными китами тогдашн

его моря толстых журналов – "Новым миром", "Знаменем", "Октябрем". И не то чтобы выиграл этот марафон, но уважать себя и журнал заставил. При Баруздине журнал напечатал "Разные дни войны" Константина Симонова и поздние романы Юрия Трифонова, лучшие вещи Василя Быкова и скандальный роман Анатолия Рыб

акова; эстонские, литовские, грузинские романисты обрели мировую славу, напечатавшись по-русски в "Дружбе народов". Все это стоило мучительных объяснений в Китайском проезде, где сидели наши цензоры, и на Старой площади, где располагался ЦК. Ему приходилось лавировать, унижаться, но не было случая,

чтобы он подставил кого-то из нас. Ушедший на фронт мальчишкой, смертельно больной, даже в 50 выглядевший глубоким стариком, он умел держать удар, как никто другой.

У него была странная, расточительная привычка: после выхода каждого номера журнала он писал от руки благодарственные письма всем авт




Top