Барыня с двумя лакеями. Пьеса Александра Николаевича Островского "Гроза": анализ, история создания

ПТИЧИЙ ГОД. - ВЕСНА

Песни, пляски, игры

Весной птицам настаёт время петь. И они поют до половины лета, пока не вырастут их птенцы.

Кто не умеет петь - кричит.

Сильноголосые журавли курлыкают по зорям так громко, что их слышно за несколько километров. Лебеди, пролетая в поднебесье, трубят оттуда, будто в большие звонкие трубы. Страшно ухает в ночи филин, и жутко, нечеловеческим голосом хохочут большие совы-неясыти, а маленькая совка-сплюшка выговаривает нежным голосом: «Сплю! Сплю!..» Лесной голубь - витютень - густо воркует! «На дубу-у сижу, витютень! На дубу-у сижу, витютень!»-и вдруг взовьётся, как в ладоши, звонко захлопает крыльями.

Громкие звуки умудряются издавать даже те птицы, у которых голос ослаб и непевуч, даже совсем безголосые.

Аист резко трещит двумя половинками своего длинного клюва- как трещотка трещит. Дятел носом об сухой сук звонко выбивает барабанную дробь. Рыжая выпь ткнёт нос в воду, дунет в него - получается у неё громкий рёв. А бекас, залетев в высоту, мчится оттуда вниз головой, и ветер играет перышками его хвоста, и слышится будто барашек блеет в вышине.

Некоторые птицы пляшут.

Весь раздувшись как индюк, хвост поставив торчком и распушив усы, важно расхаживает вокруг своей самки тяжёлый дрофич - и вдруг начнёт семенить, семенить ногами, приплясывать, кружиться на месте и подпрыгивать: хоть неуклюжий, а танец. Пляшут, собравшись в круг, долгоногие журавли - выкидывают пресмешные коленца. Пляшут в воздухе сокола: то взмоют под облака, то падают вниз, перекувыркиваются через голову.

И общие игры есть у птиц.

Соберутся у воды кулички-турухтаны. Все с пышными цветными воротниками из перьев. Двух одинаковых не увидишь: чёрный, жёлтый, рыжий, коричневый, пёстрый - у каждого свой цвет. И вот начинают: угрожая клювами, наступают друг на друга, как щитами, прикрываются воротниками, пригибаются к земле, кружатся, подскакивают, отскакивают, перескакивают друг через друга. Издали подумаешь - тут сошлись на битву большие яркие цветы. Но грозная битва не страшна: дерутся нарочно, это только игра. Клювики-то у турухтанов мягковаты: ударишь - они и погнутся.

Другое дело - тетерева-косачи. Их тока на лесных полянках - настоящие бои. Звонко бормочут, сердито чуфыкают, пружат упругие крылья. Нос к носу, голова к земле, красные брови налились кровью. И вдруг оба разом подскочат, грудью ударяются в воздухе, бьют друг друга крыльями, крепкими клювами, - пух летит, перья, кровь брызжет. Нередко сильно покалеченным улетает побеждённый с поля битвы. Птицы-самочки ни в боях, ни в играх, ни в плясках не участвуют. Они и не поют.

У них другие заботы.

КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школо-интернат»

Конспект открытого занятия по внеклассному чтению. Рассказ В. Бианки «Три весны»

8 – 9 класс

Подготовила: Киушкина Любовь Федоровна, воспитатель высшей квалификационной категории

Новоалтайск, 2017 год.

Цель: создать условия для закрепления содержания рассказа.

Задачи:

Способствовать закреплению навыка свободного ориентирования в тексте и умения отвечать на вопросы;

Обогащать словарный запас воспитанников;

Развивать словесно – логическое мышление, через классификацию примет весны; критического мышления, через ответы на толстые и тонкие вопросы, составление кластера;

Следить за реализацией произносительных навыков;

Воспитывать интерес к чтению произведений о природе.

Оборудование: презентация, индивидуальные тексты, таблицы.

Словарь: лютая, суровая, ледяная, коварная.

План занятия.

    Организационный момент.

    Речевая зарядка.

    Психогимнастика. Цель: коррекция эмоциональной сферы.

    Работа над содержанием рассказа; составление кластера.

    Итог занятия.

    Рефлексия.

Ход занятия.

    Организационный момент. На занятии вы будете отвечать на вопросы, составлять кластер по содержанию рассказа. Я хочу, чтобы вы были внимательными, активными, грамотно отвечали на мои вопросы.

    Речевая зарядка. Дежурный звук Л

лю – ло – ле – ля – лу;

лю –лю – лютая;

ло – ало – холодная;

ле – ле – лебеди;

ля –ля – земля;

лу – лу – лужа.

Наступило потепление.

Стало тепло.

Прогрелась земля.

Весна начала наступление на крепкие, ледяные укрепления.

    Актуализация знаний прошлого занятия.

Как называется рассказ, который мы прочитали?

О каком времени года говорится в рассказе?

Скажите, какая была зима? (слайд 2)

Как вы понимаете слово «лютая»? (слайд 3)

Что хотела зима? (слайд 4)

Кто объявил войну зиме? (слайд 5)

Что делало солнце днем? (слайд 6,7)

Что делала зима ночью? (слайд 8, 9)

Прочитайте и скажите, как вы понимаете это предложение? (слайд 10, 11)

Чем похожа весенняя погода в этом году, на погоду в рассказе? (слайд 12)

Ира, спроси у Кости, как называется первая победа весны?

Юля, спроси у Вадима, как называется вторая победа весны?

Витя, спроси у Кирилла, как называется третья победа весны?

Ребята, что вы делали? (Отвечали на вопросы).

IV. Психогимнастика.

V. Работа над содержанием рассказа; составление кластера.

VI. Итог занятия.

Что вы делали на занятии? - Как называется рассказ, который мы закончили читать? – Кто автор рассказа? - Какие рассказы Виталия Бианки вы еще читали? - Вам нравятся рассказы Виталия Бианки? - Почему?

VII. Рефлексия «Весенняя полянка».

Посмотрите, какая весенняя, солнечная полянка у нас получилась.

Молодцы, вы все справились со всеми заданиями, у вас у всех хорошее настроение, всё замечательно.

получилось, и от ваших солнышек в моей душе тоже зажглось вот такое солнышко.

у.- Сегодня, я вас приглашаю в гости, отгадайте к кому? Будьте внимательны.

Если речка голубая

Д.- Это время года – весна

у.- Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, она пришла в наши края.

(дети крепят к доске условные обозначения)

Елена Творогова

Цель : формирование интереса и потребности в чтении ; достижение понимания текста на уровне смысла и содержания.

Задачи :

Продолжать знакомить с творчеством писателя;

Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения;

Привлечь внимание к выразительным средствам (образным словам и выражениям, эпитетам, сравнениям : «ледяные укрепления зимы» , «золотые солнечные стрелы» , «Будто пушка ухнула над рекой – треснул толстый лед).

Формировать умение строить композицию рисунка, передавать своё представление о разных победах весны – полевой , речной или лесной.

Воспитывать творческую индивидуальность.

План занятия :

Загадывание загадки о весне :

«Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт-

В лесу подснежник расцветёт».

Да, ребята, это, конечно же, весна . И сегодня, мне бы хотелось познакомить вас с замечательным рассказом любимого уже вами писателя (показ портрета, дети узнают и называют его имя - Виталия Валентиновича Бианки ). А рассказ называется «Три весны » . А разве у нас бывает в природе три весны , как вы думаете? - Выслушиваются все ответы детей и их предположения. Ну почему-то ведь рассказ назван именно так. Хотите узнать, почему? Ну, тогда, приготовьтесь внимательно слушать.

(Чтение текста предполагается «медленное» , т. е. с остановками для комментария прочитанного, включения воображения, усиления эмоционального восприятия и привлечения внимания детей.)

Примерные вопросы по содержанию текста :

Какая первая победа весны ? Когда она начинается? – «Когда в полях показались первые проталины, освободилась первая земля» . Показ иллюстраций или слайдов. Кто же больше всего обрадовался этой победе? (Дети вспоминают описание жизни птиц в рассказе) .

Проводится физкультминутка «Птицы» .

«Птицы долго зимовали в чужедальней стороне,

Но по Родине скучали и мечтали о весне

Будет труден перелёт, приготовиться в полёт!» (Свободно летают по группе)

Дети рассказывают о своих впечатлениях, о «весне речной » . Как она «ведёт наступление» .

Какими словами и выражениями это передано в рассказе?

-«поднатужилась и поднялась» , «будто пушка ухнула над рекой – треснул толстый лед» , «река вырвалась на волю» , «солнце расстреляет их золотыми горячими стрелами» , «паводок - весенний разлив» . (Показ иллюстраций) .

А как выглядит в рассказе третья победа весны ? Какие выражения Вам запомнились и чем понравились?

-«морозы – утренники» , «последние разбитые отряды снега» , «лес закутается зеленым туманцем» , «цветущая, благоуханная сирень» . Дети объясняют, чем им так нравится весна лесная в рассказе В . Бианки .

Ребята, я предлагаю вам нарисовать свои впечатления по услышанному произведению. (Уточнить его название и автора) . В рисунке покажите, пожалуйста, ту победу весны , которая произвела на вас наиболее сильное впечатление, наиболее запомнилась и как её описывает Виталий Валентинович Бианки .

Дети выполняют работы цветными карандашами.

Ребята, сегодня у нас нет ни одной одинаковой работы. Как вы думаете, это хорошо? (Мнения детей) . Конечно, это просто - здорово! Это означает, что у вас есть собственное восприятие художественных произведений , воображение, своё мнение, а это так важно в жизни любого человека.

После занятия обмениваются впечатлениями о работах, своём замысле : кто какую весну изобразил ; какие работы оказались наиболее удачными и т. д.







Top