Бас партии табы рок песен. Гитарные риффы

Благодаря повсеместному распространению интернета, сейчас каждый начинающий бас-гитарист может научиться играть практически любую понравившуюся ему композицию, причем самостоятельно снимать партии уже не обязательно – можно воспользоваться обучающими роликами или считать партию с табулатуры для бас-гитары. Как же правильно читать табулатуры для бас гитары? Давайте разбираться!

Запись гармонии в табулатурах для бас-гитары

Табулатура для бас-гитары – это очень наглядный и легкочитающийся способ записи инструментальной партии, не требующий знания нотной грамоты. Для каждой струны отведена отдельная линия в записи, соответственно, для 4-хструнной бас-гитары таких линий будет 4, для 5-тиструнной – 5 и так далее. Перед каждой линией стоит настройка открытой струны, которая обозначена большой латинской буквой. Расположение струн в табулатурах для бас-гитары соответствует положению грифа лежащего на ваших коленях, т.е. сверху изображена самая тонкая струна (соль для классической бас-гитары), а снизу – самая толстая (низкозвучащая) струна (ми).

На линиях струн в табулатуре для бас-гитары указывается номер лада, который необходимо зажать, открытые струны записываются нулем – «0» (что логично – вы ведь не зажимаете никакого лада, но звук извлечь надо). Читаются табулатуры – слева направо, звукоизвлечение нот происходит в прямой последовательности.

Пример записи ноты ля (А), взятой на 5-м ладу верхней струны бас-гитары:

G—————————-

D—————————-

A—————————-

E—-5————————

Пример записи мажорной гаммы с открытыми струнами (соль мажор):

G———————-0——

D————-0-2-4————

A——0-2-3——————-

E—3—————————

Если в звукоизвлечении участвует одновременно из нескольких струн, то такие звуки записываются в табулатуре для бас-гитары в столбик. Например, так выглядит табулатура для басового аккорда :

G—-6————————

D—-7————————

A—-7————————

E—-5————————

Если необходимо указать каким пальцем зажимать лад на грифе, то внизу табулатурной записи ставится порядковый номер пальца (с 1 до 5), зажимающего струну: 1- указательный, 4- мизинец, 5 – большой. Длительность нот в табулатурах для бас-гитары записывается маленькими латинскими буквами сверху изображения струн: s – 1/16 (от английского «sixteen»), e – 1/8 (от английского «eight»), q -1/4 (от английского «quarter»), h – ½ («half» — половина), w – целая («whole» — целый). Паузы в басовой партии обозначаются буквой r – от «rest». Границы тактов записываются традиционно – прямыми вертикальными линиями.

Пример табулатуры для бас-гитары с указанием длительности нот, позиций пальцев при звукоизвлечении и паузами:

G——|———-6-|——————

D——|———7—|——————

A——|—-5——-|-5-r-r-5-7——

E-3-|-3———-|——————

Запись техник звукоизвлечения в табулатурах для бас-гитары

Кроме записи непосредственно гармонии басовой партии, табулатуры для бас-гитары позволяют указать музыкант и технику звукоизвлечения конкретной ноты, что делает данный способ записи универсальным средством для записи басовых партий. Техника звукоизвлечения записывается латинской буквой, которая указана сразу же за цифрой лада, на котором она применяется.

  • x – мертвая нота (записывается без указания лада на той струне, которую нужно приглушить);
  • \ — слайд вверх;
  • p – пулл офф;
  • b – бэнд;
  • t – тэп (теппинг);
  • H – флажолет;
  • S – слэп (удар);
  • P – поп (подцеп);

Пример записи табулатуры для бас-гитары с различными техниками звукоизвлечения:

G———3P-5h-3p———————

D————————5b————-

A—0S\3————5S-7S—-7S-7H—

E—————————————-

Поначалу освоение табулатур для бас-гитары кажется чем-то очень сложным, но освоив 2-3 партии вы почувствуете, что уже немного ориентируетесь в новом способе записи, а после 10-й табулатуры придет навык чтения практически с листа и вы не будете тратить время на подбирание партии на слух. Если источник табулатуры заслуживает доверия, вы можете быть уверены, что правильно играете свою партию.

Урок посвящен развитию чувства ритма.

Из всех аспектов игры на бас гитаре, способность четко и непринужденно держать ритм - самая важная. К сожалению, ее трудность сопоставима со значением. Чем лучше вы держите время, тем больше уважения вы увидите в глазах партнеров по группе. В результате тренировок можно достичь уровня, когда Вы будете автоматически придерживаться ритма. Тогда игра превратиться для Вас не в тяжкий труд, требующий концентрации, а в легкое развлечение. При достижении этой стадии Вы сможете, к примеру, играть движущуюся басовую линию без увеличения темна (как в песне "Radar Love").

Стандартные ритмы Существует несколько стандартных ритмов, которые стоит знать. Ниже рассмотрены некоторые из них.
A) "Четвертные / Восьмые": Этот ритм часто используется в блюзе и быстрых рок-композициях. Его можно играть в любом темпе. Большинство музыкантов осваиваю его налету.

B) "Простой Свинг": Используется в медленных рок балладах и в буги-вуги.

C) " … и один … " Тяжелые баллады. Первая и третья ноты - четвертные с точкой, а вторые и четвертые - восьмые.

D) "один и … " Используется в некоторых рок композициях. 1-я и 2-я ноты восьмые, а 2 и 4 четвертые с точкой. Иногда вторая нота становится четвертной, а третья дублируется восьмой.

Тренинг
Я не люблю тратить время на долгие и нудные тренировки, но все же наш вопрос требует особого внимания ввиду своей важности. Вот некоторые, лучшие на мой взгляд, упражнения. Включите музыку и играйте, потом, уменьшая громкость записи, сделайте ее неслышной, продолжая играть. Через некоторое время прибавьте громкость. В идеале, ваша игра должна совпасть с записью. Проверьте, как долго Вы можете играть, не теряя трек. Попробуйте играть на различных скоростях. Это же упражнение можно проделать и с метрономом. Отрегулируйте метроном так, чтобы вместо четырех ударов, он давал два. Теперь в своей голове постарайтесь воссоздать недостающие удары. Играйте четыре удара - два реальных и два воображаемых. Измените скорость. Играйте с ритм гитаристом. Договоритесь об аккордовой последовательности. Вы должны играть басовую основу и обеспечивать твердый фундамент композиции, не зависимо от действий гитариста, который в это время может играть соло партии или заковыристые рифы. Это доставит удовольствие вам обоим и принесет огромную пользу.

Разделяй и властвуй
При изучении новой песни, Вы должны сосредоточиться на нотах и решить, как Вы будете перебирать их. Очень сложно не сбиться, если вы не представляете, какая нота будет следующей. Сначала играйте очень медленно, стараясь запомнить последовательность нот, затем сыграйте песню в нормальном темпе, а потом быстрее, чем надо. После того, как Вы освоили основу, можете сосредоточиться на ритме и выборе темпа. Каков стиль песни? Какой басовый ритм Вы собираетесь использовать? Басовая линия вносит разнообразие в мелодию песни или она просто поддерживает аккорды? Что делает барабанщик? Ритм гитарист? Ведущий гитарист заполнил всю песню или оставил вам поле для творчества? Некоторые песни имеют очень простую басовую линию с несколькими интересными рифами. Будьте осторожны. Вы можете начать слишком быстро, а когда начнутся сложные рифы, запутаться. Иные песни так сложно играть, что руки сводит. Потратьте время на прослушивание и детальное изучение басовой линии. При построении собственной линии, помните, что она задает основу. Аспекты, связанные с мелодией, будут рассмотрены в следующий раз.

Напутствие
Легко объяснить, как надо держать ритм, легко это продемонстрировать, имея за плечами богатый опыт, но сложно освоить с нуля. Этот навык требует постоянной практики и внимания. Играя в профессиональном коллективе, я могу положиться на барабанщика. Когда же я занимаюсь со своими студентами, то замечаю, что не достаточно четко чувствую время. Именно поэтому я до сих пор уделяю немалое внимание тренировкам. Подойдите к делу серьезно. Играйте вдумчиво, отмечая все свои недостатки. Возможно, когда вы играете один, то можете простить себе многие оплошности, другие вам этого не простят. Помните об этом. Развитие чувства ритма - очень важный шаг на пути к мастерству.

Часто после прослушивания «крутых» рок-композиций нам в голову западает мотив, от которого никак нельзя отделаться. Такие постоянно повторяющиеся музыкальные фрагменты в песнях, исполняемые на электрогитаре, и называются рифами. Состоят они не более, чем из двух-четырех тактов и играются на «басах».

Эти фрагменты могут встречатсья как во вступлениях или куплетах, так и служить аккомпанементом или проигрышем в композиции. Хороший пример – известный трэк Smoke on the water. Больше половины популярных рок-песен состоят из запоминающихся, цепляющих рифов. Исполняются они, в среднем и низком регистрах на ритм-гитаре. Давайте же наконец разберем, как на электрогитаре играть несложные рифы и какими они бывают.

Виды рифов

Как и все произведения, рифы делятся на простые и сложные с точки зрения освоения. Так, трэк Smoke on the water считается очень простым для исполнения, а композиция Money for nothing группы Dire Straits требует уже продвинутых навыков игры на электрогитаре. Ниже вы найдете простые табы, по котором легко разучивать перечисленные мелодии. Играйте их под прикрепленные на странице минусовки, чтобы отработать оригинальный темп.

  • одноголосыми;
  • аккордовыми;
  • арепджированными;
  • с педальным тоном.

Одноголосные

Не сложно догадаться, что это мелодии, состоящие из одного голоса, то есть, в них не используются аккорды или интервалы, они исполняются, грубо говоря, «по одной нотке». Такие рифы были популярны в 70-х годах прошлого века, их активно использовали группы Led Zeppelin и Deep Purple.

Исполнить их под силу даже новичку. Ниже прикреплены табы композиции Muse – Ashamed. Для того, чтобы риф не звучал «пусто», продублируйте его на октаву ниже на бас-гитаре.

Аккордовые

В противовес одноголосным, эти рифы имеют аккордовую фактуру, то есть играются по три-четыре ноты за раз. Не рекомендуется исполнять их на перегруженном звуке, потому что ноты могут искажаться и получится не чистое звучание.

Родоначальниками такого исполнения считаются Keith Richards и Jimi Hendrix. Что интересно, ребята почти не пользовались барре, вместо этого аккорды обыгрывались ступенями мажорных пентатоник или интервалами. Хороший пример – композиции AC/DC –Higway to hell и Nirvana – Smells like teen spirit, табы и минусовки на которые прикреплены ниже. Если смотреть на композицию Nirvana, то весь риф построен на 4 пауэр аккордах, которые звучат чуть ли не всю песню. Кстати, эти аккорды вы можете комбинировать для импровизаций или самостоятельных сочинений.

Табулатуры ноты и минусовка AC/DC –Higway to hell

Табулатуры ноты и минусовка Nirvana – Smells like teen spirit

Скоростные пауэр-аккорды – это интересный частный случай аккордовых рифов. Исполнять их на электрогитаре очень просто и весело, делают это на перегрузке с помощью приемов дисторшен или овэрдрайв. Квинтовые интервалы в них играются «чесом» то есть быстрыми движениями медиатора вниз. Один из самых ярких примеров такой игры Green Day – American Idiot. Табы и минусовки, как всегда прикреплены ниже.

Арпеджированные

Такой тип исполнения можно считать еще одним частным случаев аккордовых рифов, только вместо боя или ударов медиатором используется перебор (арпеджио). Этот прием дает ощущение направленности музыки, делает ее подвижной и динамичной. Такие фрагменты часто используются в качестве полноценного аккомпанемента, как например, в песне I love you группы Nickelback. Табы вы найдете ниже.

С педальным тоном

Практически такие же легкие к исполнению, как и одноголосые – рифы с педальным тоном. Смысл состоит в том, что играется мелодия на одной ноте (педальном или опорном тоне), в которую периодически вставляются аккорды, интервалы или другие ноты. В качестве педального тона обычно используют открытые 4, 5 или 6 струны. Отличные примеры – композиция Оззи Озборна «I don’t know» и Whitesnake – Still of the Night, табы и минусовки на которые прикреплены к статье.

Этот способ исполнения настолько простой, что вы легко сможете сочинить пару рифов самостоятельно, а спустя несколько тренировок даже импровизировать. Разберем, как это делать на примере. За педальный тон возьмем открытую струну ре (четвертая струна, D). Сыграть можно так «ре-ре-ми-ре-ре-соль-ре-ре-ля-ре-ре-соль-ре-ре-фа-ре» (4-4-1-4-4-3-4-4-5-4-4-3-4-4-4/1-4), а дальше придумать много вариаций или же добавить другие ступени, главное, определите в какой вы тональности.

Ну вот и все! Надеемся, статья оказалась полезной и вдохновила вас, как минимум, на сочинение парочки драйвовых рифов. Качайте табы и минусовки, разучивайте, тренируйтесь, импровизируйте и, конечно же не забывайте читать наши статьи!

Кстати, а вот и бонус Smoke On The Water


Иногда возникают ситуации, когда вашей группе необходимо срочно исполнить малознакомую, например, эстрадную песню. В любом источнике без труда можно найти подробную последовательность аккордов. Для ритм-гитары этого достаточно. Информации по басу, как и по барабанам, намного меньше. Что делать? Можно, параллельно гитаристу старательно долбить тоники, или начинать думать, используя несколько паттернов (шаблонов) и правил.

Единственно верного решения не существует. В заданной гармонической последовательности можно предложить 10000 вариантов одинаково грамотных басовых линий.

Начинаем с тоники на сильную долю, добавляем пятую ступень (квинта) и используем октаву от тоники. Ошибиться невозможно, это самые устойчивые интервалы, годятся под любой аккорд, поскольку не имеют тональности. Не минор и не мажор.

По этой простейшей схеме: тоника, квинта вниз, квинта вверх, октава, строятся большинство басовых линий в стилях диско, джаз, поп, регги, фанк, фьюжн, кантри, поп-рок, и аранжированная под хард-рок попса.

Независимая басовая линия

Основной прием - обыгрывание аккорда . Добавляя к тонике и пятой ступени третью ступень, получаем классическое трезвучие, исполненное последовательно (арпеджио). Третья ступень мажорной гаммы даст мажорный аккорд, минорной гаммы - минорный. Добавляйте «проходные» ноты из хроматического ряда, например, как связующие, перед сменой тональности, или дополняя вокальную линию.

Например, рок-н-ролл, типичный пример независимой партии, основанной только на мажорной гамме.

Шагающий бас . Добейтесь ровной, непрерывной пульсации на равные сильные доли.

  1. На каждую долю играется нота аккорда.
  2. Ноты аккорда, но на последнюю долю проходная нота (далее смена тональности).
  3. Первая и третья доли ноты аккорда, вторая и четвертая доли проходные ноты.
  4. Первая и вторая доли ноты аккорда, третья и четвертая доли проходные ноты.

Любая схема одинаково хорошо работает.

Используя дополнительно шестую ступень, можно уйти в области, близкие к блюзу.

Скольжение (свинг) . С опорой только на две ноты (квинта и октава) можно легко придумать довольно много джаз и фанк рисунков. Попробуйте сместить акценты, чтобы получить равномерное движение. Пусть первая доля звучит немного дольше. Например, размер половинка, четверть, две восьмые. Используйте синкопы (смещение акцента на слабую долю).

Не перегружайте музыкальную композицию лишними нотами, поверьте, будет каша. Вы не Ингви Мальмстин, а у бас гитары в ансамбле другие задачи!

Возьмем, условно, четыре аккорда, и ровненько гоняем их по кругу. Именно наложенная сверху партия баса обозначит для слушателя стиль композиции. Не меняя гармонической последовательности, но кардинально изменив басовую линию рок-н-ролл превращается в диско.

Бас гитара в тяжелых стилях

Тот случай, когда использование только тоник замечательно работает. Огромное количество песен основано на таких партиях. Это весь панк, пост-панк и все его производные, включая core, классика хеви, пауэр- метал, шред, неоклассика, большая часть гранжа, блэк-метал. Задача обеспечить ровный, плотный, тяжелый подклад, обеспечив соло гитаристам свободу действий.

Так называемый, лидер бас , построен по похожей схеме, только содержит еще элементы рифа, и, пассажи. Трио и квартеты с одним гитаристом. Подгруженный бас выдвинут на первый план, определяет степень тяжести звучания, и по сути является уже ритм гитарой.

Риффованый бас . Дублирует гитарные рифы, или генерирует независимые. Все хард-роки блюзовово происхождения, индастриал-метал, треш, техно-треш, дум, дет и все его производные, нью и альтернатива. Басовая партия состоит из одного, чаще двух рифов. Но в особо запущенных случаях дета и техно- треша Вам придется генерировать до восьми рифов в разном темпе в одной композиции.

Виталий Мякотин 2014 г.



Рок-музыка - это давно нечто большее, чем вещь, которая злит родителей и призывает к бунту. Рок - это не только определенная «джинсовая» эстетика, в которой нашлось место и для ребят в галстуках вроде The Beattles , и раскрашенным брюнетам из Black Veil Brides . Но и те и другие в своем творчестве использовали гитарные риффы . Более того, весь рок - это на процентов 70, если не больше, состоит исключительно из забойных, хорошо запоминающихся риффов на гитарах. Далее мы рассмотрим, что такое рифф в рок-музыке, и с чем его едят, виды риффов, а также разберем табы наиболее известных, которые должен знать любой себя уважающий рокер. Итак, в путь.

Что такое гитарный рифф. Определение. Основные варианты использования


Некоторые риффы на гитаре стали настолько знаковыми, что по ним узнается целая песня. Например, Come as you are или Smoke On The Water .

Виды риффов

Риффы бывают одноголосные, аккордовые, в «открытых» тональностях, исполненные на основе квинты, блюзовые в тональности E-мажор, а также риффы с «педальным» тоном. Однако это условная классификация, так как один и тот же рифф может представлять собой комбинацию нескольких фрагментов. Придумать свой собственный рифф – это не так уж и сложно, главное – не бояться экспериментов.

1. Риффы в открытых тональностях (E, A или D)

Эти риффы используются в музыке, которая произошла от блюза, рок-н-ролла, блюз-рока, хард-рока, глэм-рока и т.д. Они исполняются на чистом звуке или с эффектом дисторшн. Часто во время игры применяется глушение правой рукой «palm muting». Основой для таких ритмических фигур служит power-аккорд, т.е. Аккорд, состоящий из основного тона и квинта с добавлением различных ступеней гаммы по ходу игры. Тональности, на которых играются рифы, в основном «открытые» - ми, ре, ля. Самая популярная тональность – это Ля мажор .

Power-аккорд Ля в «открытой» позиции выглядит следующим образом:

  • Первый (указательный) палец во время исполнения риффов глушит 3,2 и1 струны.
  • Большой палец приглушает 6 струну.

Если добавить одну ноту на четвертой струне (сексту), то получится самый простой блюзовый рифф, который используется во множестве песен, например, в AC/DC – The Jack .



После добавления ещё одной ноты на четвертой струне (септимы) получается несколько усложненная версия первого риффа, который используется как в «открытой», так и в «закрытых» тональностях. Пример – Элис Купер. Dirty Dreams.




С добавочной нотой на пятой струне получится мажорная и минорная терция. Зачастую ноты на пятой струне, как и на четвёртой, берутся приемами Hammer on и Pull off . Отличная иллюстрация данной игры – рифф Led Zeppelin - When The Levee Breaks.



Также можно объединить добавочные ноты на 4 и 5 струнах в один рифф.



В сочетании с приёмами Hammer on и Pull off вы можете сыграть риффы Led Zeppelin –Rock"N"Roll или J. Satriani –Extremist . Если на третьей струне добавить секунду, подтянутую с помощью приёма bend до мажорной или минорной терции, то получится рифф Extreme-Decadance Dance .





Эти и другие табы найдете в разделе .
Во время изучения этих риффов попробуйте сыграть их в другой «открытой» тональности.

2. Риффы с педальным тоном

Так называются риффы с постоянно повторяющимся тоном. Они были распространены в 80-х годах в стиле hard rock и heavy metal. Суть в том, что педальная нота - это тоника (взятая чаще всего на открытой струне), на фоне которой играются вкрапления интервалов, чаще всего кварт, которые соответствуют разным аккордам.


В качестве педального тона можно использовать не только 5 струну, но и другие «открытые» струны, например, шестую и четвертую.
Примеры риффов с педальным тоном: Ozzy Osbourne - I Don"t Know , A.V.H. , Whitesnake - Still Of The Night .


Ozzy Osbourne - I Don"t Know




3. Одноголосые риффы

В этих риффах не применяются интервалы и аккорды. Использовались они в рок-музыке 70-х годов, в основном группами Deep Purple и Led Zeppelin. В настоящее время их играет известная группа Rage Against The Machine. Чаще всего одноголосые гитарные риффы строятся на основе пентатоники в первом боксе и дублируются в октаву ниже на бас-гитаре. Чтобы играть эти риффы, специальных упражнений не нужно, поэтому сразу вылаживаю табы таких ритмических-формул известных рок композиций. Примеры: Led Zeppelin - How Many More Times, Heartbreaker; RageAgainst The Machine – Bombtrack, Killing In the name; Muse – Ashamed.



4. Аккордовые риффы

Аккордовые риффы на чистом или слабо перегруженном звуке

Нетрудно догадаться по названию, что это риффы с использованием аккордов. Чтобы ноты аккорда не искажались, они играются в основном на не сильно перегруженном звуке. Основоположники такой игры – Keith Richards из The Rolling Stones и Jimi Hendrix . Кстати, Jimi Hendrix, редко играл аккорды баррэ. Вместо этого он каждый такой аккорд обыгрывал нотами из мажорной пентатоники, а также использовал интервалы. Как брать смотрите по ссылке. Пример такой игры можно найти в риффе Jimi Hendrix – Purple Haze .



Скоростные риффы чёсом на power-аккордах

Это самый простой и весёлый вариант игры, который как бы является частным случаем аккордовых гитарных риффов. Но здесь аккорды играются на перегрузе (дисторшене или овердрайве), при чем в такие аккорды входит только две ноты: основная (тоника) и квинта (пятая ступень). Эти созвучия играются быстрыми ударами вниз (чесом). Такое исполнение очень распространено в роке, поэтому и пришлось мне его выделить отдельно. Всевозможные панки и трешеры продолжают развивать это направление в создании риффов. Ведь и понятно - пока бьешь наотмашь по аккордам, можно принимать любые мужественные позы, кидать медиаторы в толпу (если аккорд хорош по длительности) и строить милые рожицы публике. Slayer, Metallica, Green Day и Linkin Park были здесь. Примеров предостаточно, поэтому даю одну из любимых панк-рок-композиций из репертуара Green Day. Остальное поищите сами.



Надеюсь, что помог. Любящих поклонников и убойных риффов вам, друзья!




Top