Басня похожая на как мужик камень убрал. Литературное чтение басня "как мужик камень убрал" план-конспект урока на тему

Друзья, прошу Ваших комментариев по морали басни Толстого "Как мужик камень убрал".
Смысл басни я увидел только в многообразии мнений и способов решения задачи. Причем все эти способы имеют право на жизнь. Или все же речь идет о высмеивании мужика со своими "простейшими способами решения вопроса". Раз назвался груздем - полезай в кузов - перекопай нам всю площадь за сто рублей!!!
Весьма нуждаюсь в Вашем мнении, прошу высказаться.
Басня достаточно коротка, текст ее приведу ниже:

КАК МУЖИК УБРАЛ КАМЕНЬ
(Быль)

На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.

Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.

А один мужик сказал: «А я уберу камень и возьму за это 100 рублей».

У него спросили, как он это сделает. И он сказал: «Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею».

Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку.

ВЫВОД:
главный вывод басни все-таки можно выразить пословицей: ПО УМУ и ЧЕСТЬ!
Безусловно, можно перекапать всю площадь, ей невозможно будет пользоваться, капать на протяжении полугода и т.п. Но все механизмы ведь придуманы для того, чтоб а) ускорить и б) сделать более удобным выполнение монотонной работы.
Отсюда и высокая стоимость в предложениях инженеров.
Ведь одну и ту же работу можно выполнить быстро, но дорого...или дешево...и продолжать выполнять по сей день!


Урок литературного чтения в 4 классе Кузнецовой Е.А.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: Басня Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».

Цели урока :

Обобщить знания детей из биографии и творчества Л.Н.Толстого,сформировать понятие о басне, о морали басни, познакомить с басней «Как мужик убрал камень», формировать опыт творческой деятельности;

Развивать интерес к художественному слову, умению выразительно читать, развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

Воспитывать нравственные качества личности.

Оборудование: презентация, учебник 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова,текст басни «Два товарища».

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Продолжаем знакомство с «Чудесным миром классики». Сегодняшний урок я хочу начать цитатой из личных воспоминаний одного известного во всём мире автора. Попробуйте догадаться о ком речь.

«…Старший брат Николенька … объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми: не будет ниболезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями…»

Верно это отрывок из воспоминаний Л.Н.Толстого о детстве. (Слайд 1)


Какие сведения из его биографии вы ещё помните?

С каждым годом становясь старше, на уроках литературы вы будете знакомиться всё с более сложными произведениями Льва Николаевича, и открывать для себя новые факты из его жизни. Займёмся этим прямо сейчас.

2. Пятиминутка чтения.

Сейчас вы будете, работая в парах, читать страницы биографии автора. Через минуту обменяетесь материалом и зададите друг другу по одному вопросу о прочитанном. Приложение 1

Подведём итог работы. (Слайд 2)

Перед вами на слайде ключевые слова и числа. Ваша задача – пояснить, что они обозначают в жизни Толстого.

3. Изучение нового материала. Актуализация знаний.

Вспомните произведения Л.Н.Толстого, ранее изученные на уроках. (Слайд 3)

-К каким жанрам относятся эти произведения?

Что означает слово басня? (краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение)

Как выдумаете, Толстой сочинял басни? (Слайд 4)

4. Сообщение темы и целей урока. Усвоение новых знаний.

Сегодня мы познакомимся с басней «Как мужик убрал камень». (на доске открывается тема урока)

Давайте познакомимся с её содержанием. (звучит аудиозапись басни и иллюстрируется слайдами, до слов «..А я уберу камень и возьму за это сто рублей …») (Слайд 5-9)

-Кто такой инженер? (Инженер – специалист с высшим техническим образованием)

Название профессии произошло от французского слова ingenieur, или от латинского ingenium - способность, изобретательность.

Что же такое мог изобрести простой мужик?

Работа в группах.

Попробуйте и вы побывать в роли изобретателей. Я даю вам время на обсуждение одну минуту. (у детей на столах маркеры и альбомные листы)

Чем могли быть нерациональны предложения инженеров в басне? (дорого, небезопасно)

Давайте дочитаем басню в учебнике и узнаем, похож ли его вариант решения проблемы на ваши. Читаем вслух.

5.Физминутка.

6. Закрепление и систематизация знаний.

Что вам понравилось в басне?

Перечитайте басню ещё раз и подготовьтесь ответить на вопрос: -Какими чертами характера обладал мужик? (смекалистый, изобретательный, простодушный)

В чём заключается особенность любой басни? (В том, что есть мораль.)

Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)

В чём заключается главная мысль – мораль басни Льва Николаевича? (важна не столько сила, сколько смекалка)

Прочитайте пословицы и, оставив лишь те, которые соответствуют морали данной басни, выберите лишнюю пословицу. (Слайд 10)

- Л.Н.Толстой написал ни один десяток басен. Я хочу, чтобы вы познакомились ещё с одной и сами определили её мораль. (читаем вслух хорошо читающие дети)

Два товарища.

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.

Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

7.Итог урока.

Что нового узнали?

Что этот урок дал для жизни?

Каких ребят можете похвалить за работу?

8.Рефлексия.

Что было самым трудным на уроке? Как вы оцениваете свой вклад в раскрытии темы урока? (у каждого на парте лежат сигнальные карточки двух цветов: жёлтого и зелёного. Зелёный - высокая оценка, жёлтый – нужна дополнительная работа)

9.Домашнее задание.

Подготовьте пересказ басни.

Программой по чтению для начальной школы предусмотрено, что дети в 4 классе знакомятся с творчеством Льва Толстого, размышляют над человеческими поступками героев басни «Два товарища» и ищут ответ на вопрос о том, в чем заключается главная мысль басни «Как мужик убрал камень». Произведения эти невелики по объёму, но глубоки по содержанию, они учат детей размышлять о том, как нужно правильно поступать.

Мораль сей басни такова

Для чего изучаются басни? Что это такое? Толковый словарь С.И. Ожегова определяет басню как «краткий иносказательный нравоучительный рассказ». Знакомясь с этим жанром, дети учатся понимать его особенности, главной из которых является наличие морали. Что это такое и что понимается под этим словом?

Басня не только высмеивает недостатки и пороки, но и заставляет сделать какой-то поучительный вывод о том, как следует (или не следует) поступать. Рассказ о каких-то правилах поведения или общения, авторские наставления составляют мораль. Например, дети 4 класса в поисках морали должны ответить на вопрос о том, в чем суть басни Л. Толстого «Как мужик камень убрал» или «Два товарища».

Особенности басенного жанра

Басню можно узнать не только по наличию морали, у неё есть и другие отличительные черты. Это всегда короткий сюжет, который представляет собой занимательную интересную историю. Автору удаётся в лёгкой краткой форме изложить глубокое поучительное повествование. Например, сами события и главная мысль басни Толстого «Как мужик убрал камень» выражены всего в восьми предложениях. Небольшой объём делает произведение доступным для детей, они читают, анализируют и пересказывают его. Толстой использует жанровую форму басни для выражения своих мыслей, мораль выражена не конкретными поучениями, а иносказательно. Вывод должен сделать читатель сам для себя.

В баснях мало описаний и много диалогов. Именно таким образом достигается «жизненность» излагаемой ситуации. Главная мысль басни «Как мужик убрал камень» кроется в трёх высказываниях разных людей по одному и тому же вопросу. Каждый из героев дал тот ответ, который считал нужным, а вывод подсказан читателю автором в последнем предложении.

В басне обычно несколько героев, каждый из которых несёт в себе какую-то смысловую нагрузку. В одной из изучаемых четвероклассниками басен это два товарища, в другой - два учёных инженера и один простой мужик. Поведением или высказыванием одного из героев обычно выражается главная мысль. Басни Толстого «Как мужик убрал камень» и «Два товарища» - яркий тому пример.

Основная идея одной из басен высказана брошенным в беде товарищем в адрес своего «друга», который в трудный момент предпочёл спастись бегством, оставив напарника в опасности. Главная мысль басни «Как мужик камень убрал» высказана автором, но носителем оригинальной идеи по избавлению от камня является простой мужик, который, кстати, эту идею воплощает, за что и получает заслуженную награду.

Отличие басен Крылова и Толстого

В своих произведениях Иван Андреевич Крылов чаще делает героями животных, рыб, птиц, высмеивая через их поведение человеческие пороки. Конечно, есть в его баснях и человеческие персонажи. Лев Толстой излагает свои поучения устами людей, его басни похожи на маленькие рассказы, взятые из жизни случаи.

Для своих басен Иван Андреевич Крылов выбирал стихотворную форму, у Льва Толстого главная мысль басни «Как мужик убрал камень» и басни «Два товарища» выражена в прозе. Басни Крылова представляют нашему вниманию комичные ситуации, юмористические персонажи попадают в из-за своих недостатков.

Лев Толстой, не отходя от естественного тона рассказчика житейской ситуации, создаёт для читателей жуткую картину оставленного на съедение медведю товарища или городскую улицу, посреди которой лежит камень, убрать который может только смекалистый мужик.

Нужны ли сегодня басни?

Басни написаны Львом Толстым давно, много лет назад. Нужны ли они сегодня современным людям, которые пользуются кранами, навигаторами, компьютерами и мобильными телефонами? Учит ли чему-то их главная мысль? Басни «Как мужик убрал камень» и «Два товарища» заставляют думать и проявлять смекалку, быть добрым и ценить дружбу, не бросать товарища в беде. И в нашем веке немало человеческих пороков, поэтому поучительные истории - басни - как никогда актуальны, они нужны человеку для саморазвития, чтобы становиться лучше, избавляться от плохих качеств. Басня - это возможность увидеть себя со стороны и поработать над своими недостатками.

Всё гениальное - просто

Басни Толстого похожи на народные сказки, они близки к народной мудрости, выраженной в кратких высказываниях, пословицах. Можно подобрать в русском фольклоре изречения, поясняющие, в чем заключается главная мысль басни «Как мужик убрал камень». Например, «Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка».

Лев Толстой с помощью небольшой истории доносит до читателя мысль, что в любом деле нужно проявлять смекалку, тогда самая трудная задача станет легкоисполнимой.

Читая басню Льва Николаевича Толстого "Как мужик камень убрал", человек понимает, что в любом деле нужно рассмотреть несколько вариантов решения. Эти способы могут быть дорогостоящими и небезопасными. Например, один из инженеров предлагал рациональный взорвать камень, а ведь при этом могли пострадать городские здания.

Простой мужик оказался умнее учёных инженеров, предложив простой способ - выкопать на площади яму. Противопоставив народную смекалку и житейский опыт рационально-научным методам, Толстой показывает, что иногда не стоит слишком усложнять задачу и стоит обратить внимание на поиски кратчайшего и простого пути разрешения проблемы.

Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень» (Басня)

    Организационный момент

    Повторение пройденного. Проверка домашнего задания.

Как называется раздел, который мы изучаем? («Чудесный мир классики».)

С произведениями каких писателей-классиков познакомились? (Ершов П.П., Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Толстой Л.Н.)

Назовите произведения.

Послушайте пословицы:

«Добрые умирают, да дела их живут».

«Добрый человек всегда правдой живет».

«Мудрым никто не родился, а научился».

«Учение образует ум, воспитание – нравы».

Имя какого писателя-классика может быть связано с этими пословицами? (Л.Н.Толстой).

Докажите.

Дополнение:

* родился в 1828 г., умер в 1910 г.;

* всю свою жизнь посвятил литературе;

* полное собрание сочинений состоит из 90 томов;

* родился и жил в основном в Ясной Поляне;

* там он открыл школу для крестьянских детей;

* он сам написал для них учебник «Азбуку»;

* интересы были самыми разносторонними: был способен к иностранным языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, медициной, юридическими науками, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком. Он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.

Что вы узнали нового из последних прочитанных произведений о нем? (уважение к матери, любить, беречь их, просить прощение, если обидели).

Толстой внимателен ко всем людям, независимо от их положения; умеет переживать, чувственный, ценит близких, важность взаимоотношений в семье.

    Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

Давайте вспомним, с какими произведениями Толстого мы знакомы. Попробуйте их узнать по небольшим отрывкам. (5 человек по порядку читают отрывки «Поурочные разработки», стр. 93-94 (карт. 4-8).

Назовите жанр этих произведений (рассказы, были).

А что еще писал Л.Н.Толстой для маленьких детей? (сказки: «Три медведя», «Липунюшка», «Волга и Вазуза», «Два брата»).

А еще? ( былины: «Святогор-богатырь», «Вольга-богатырь», «Микулушка Селянинович»).

А еще Лев Николаевич писал … Посмотрите на доску и прочитайте название произведения, с которым вы сегодня познакомитесь - «Как мужик убрал камень». – Что это? (басня).

- Какие цели поставите себе на уроке?

* познакомиться с новым произведением;

* доказать, что это басня;

* узнать что-то новое о творчестве Л.Н.Толстого;

* чему учит это произведение.

Когда слышите слово «басня», чье имя вы сразу вспоминаете? (И.А.Крылов).

Вспомним особенности басни: (на доске)

* небольшое произведение в прозе или в стихах

* герои – чаще всего животные, растения, предметы, но подразумевают людей

*высмеивают недостатки людей (жадность, глупость, лесть, наглую самоуверенность, ложь)

* есть мораль (нравоучение, вывод, поучение – где объясняется смысл басни)

* много метких выражений.

Дополнение. Структура басни: 1) основная часть (картина)

2) мораль (вывод) – в начале либо в конце.

Итак, мы должны прослушать это произведение и доказать, что это басня.

    Прослушивание басни

Аудиоприложение

    Работа по теме урока.

Ваши впечатления.

Теперь прочитайте вслух по предложениям выразительно.

Анализ прочитанного:

Где происходит действие?

Кто в нем участвует? Герои?

Какую задачу решали?

Зачем надо было убрать камень?

Кого призвали? – Кто такие инженеры?

Где можно найти толкование слова? (толковый словарь)

(«Инженер – специалист с высшим техническим образованием).

Составление плана.

Что предложил первый инженер? Прочитайте.

Что предложил второй инженер? Прочитайте.

Почему не пришлось воспользоваться их помощью, ведь они имели хорошее образование, разбирающиеся (на первый взгляд) в своем деле? Сколько рублей они предлагали? Что больше и на сколько?

Кто и как решил проблему? А сколько он попросил за работу? Во сколько раз?

Что помогло мужику решить ее?

Чем были удивлены инженеры?

Давайте сравним мужика и инженеров (чтобы лучше понять главных героев) с помощью подбора антонимов к словам. Работа в паре – в тетради:

Бедный – (богатый), умный – (глупый), самоучка - (образованный), одаренный - (бездарный), делает дело – (набивает цену).

Что можно сказать о главных героях?

Какие черты характера свойственны мужику? Выбрать и выписать (ум, хитрость , благородство, находчивость).

Какое словосочетание есть в басне?

Как вы думаете, в чем заключается главная мысль басни Толстого?

(Важна не столько сила, сколько смекалка).

Вернемся к особенностям басни и отметим «+» есть ли все в это в произведении Толстого.

Толстой – педагог широко использовал этот древний жанр, всем понятный и доступный, похожий на сказку. Скупые на слова, басни через иносказание (аллегорию), образ, ненавязчиво, деликатно преподносят любое назидание морали.

    Рефлексия

Работа в группах

Каждой группе лист с пословицами. - Выбрать того, кто будет читать, советуйтесь, вам надо выбрать те из них, которые отражают главную мысль басни.

Обмен высказываниями.

    Итог урока

Что нового для себя вы взяли с урока?

Чему учит нас басня Толстого? Что этот урок дал для жизни?

Что еще хотел сказать Толстой? Почему слово мужик? (уважение к простым людям, без которых не было бы на земле всего, что нам нужно).

За что вы бы себя похвалили?

    Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

УМК: Школа России
Класс: 4
Тема урока: Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»
Тип урока: изучения нового материала
Форма урока:
Цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»;

Задачи:

Образовательные: познакомить с содержанием басни Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»; обобщить знания детей по творчеству и биографии Л. Н. Толстого;

Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, фантазию, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности , устную связную речь.

Воспитательные: ; воспитывать нравственные качества личности .

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Познакомится с содержанием басни Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»;
  • учиться выделять мораль басни, давать характеристику героям.

Личностные:

  • понимать нравственные идеи, которые дает басня;
  • анализировать поведения литературных героев, делать выводы

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД.

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
    уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Оборудование: учебник, рабочие тетради , компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска

Продолжительность урока: 40 минут.

Этапы урока

Время

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент,

1 мин

Словесный метод

Прозвенел уже звонок,

Позвал детей всех на урок,

Друг на друга посмотрели

И за парты тихо сели.

Добрый день ребята! У нас урок литературного чтения. Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

Ребята, как вы считаете, почему это важно?

Давайте настроимся на активную работу.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на учебный процесс.

Учащиеся высказывают свои предположения

Личностные УУД.:

Положительно- эмоциональный настрой на предстоящую деятельность

2. Открытие новых знаний


7 мин

Словесный метод

Беседа

Ребята, сегодня у нас очень интересный урок. Мы познакомимся с творчеством великого русского писателя, а вот кого именно попробуйте отгадать, внимательно прослушав мой рассказ.

(На фоне плавной классической музыки учитель рассказывает)

Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. Там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф. И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошел говор. Зачем зовет их граф?

И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить. Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом казался им огромным, ведь сами-то выросли они в низеньких избах под соломенными крышами. Граф вышел на крыльцо-плечистый, крепкий, с черной бородой.Ребята слегка заробели,когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, сразу стало просто и хорошо. С первой же встречи началась дружба. Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.

« Не называйте меня «ваше сиятельство»,- сказал он,- меня зовут Львом Николаевичем, так и зовите меня».


- Кто может назвать фамилию писателя?

(на интерактивной доске открывается надпись)

« В искусстве слова первый Толстой». (М. Горький)

Как вы понимаете эти слова?

Вы совершенно правы, ребята. Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире.

Откройте учебник на странице 121 и определите тему урока.

Определите цели урока.

Молодцы!

Постараемся определить мораль этой басни .

Слушают внимательно учителя

Это Лев Николаевич Толстой

Лев Толстой – великий русский писатель.
Гений русской литературы

Внимательно слушают учителя

Самостоятельно ставят цели урока и формулируют тему урока.

Тема урока: басня Толстого «Как мужик убрал камень».

- продолжить знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого

- : познакомиться с содержанием басни Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»

Познавательные УУД.: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: – выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;

3. Работа с басней.

Первичное восприятие

Выявление специфики восприятия

6 мин

Наглядно-практический метод

Словарная работа

Беседа

Учитель: Послушайте произведение.

(аудиозапись басни)

Какие слова показались трудными?
Есть ли такие слова, которые непонятны?
Объясните значения слов.

Понравилось ли вам произведение?

Кто герои (участники) произведения?

К какому жанру вы бы отнесли данное произведение? Аргументируйте свой ответ.

Учащиеся прослушивают аудиозапись басни.

Инженер, выдумка, каток, подле, порох

Инженер – специалист с высшим техническим образованием .

Порох – взрывчатое соединение или смесь.

Каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта или асфальта на дороге.

Подле – возле.

Выдумка – вымысел, изобретение.

Да, интересный и в то же время очень простой способ предложил мужик.

Люди, имеющие техническое образование и простой мужик.

К рассказу, так как это прозаическое произведение. Предложения по цели высказывания – повествовательные. Наблюдается динамика происходящих событий.
- К басне, так как высмеиваются пороки людей. Имеется мораль. Но не понятно, почему она в прозаической форме, а не в стихотворной.

Познавательные УУД.: извлечение необходимой информации.

Познавательные УУД.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД : – выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;

Физкультминутка

3 мин

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Покрутились. Повертелись и за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем, дружно до 5-ти считаем.

Открываем, поморгаем и работать продолжаем.

Выполняют упражнения

4.Постановка учебной задачи

1 мин

Словесный метод

Является ли это произведение басней?

Чтобы доказать, что это произведение - басня, давайте сначала ответим на вопросы. Эти вопросы я вам предлагаю сформулировать самостоятельно и записать их.

Слушают учителя.

Коммуникативные УУД: – грамотно формулировать вопросы;

5. Этап перечитывания и анализа произведения

12 мин

Беседа

Прочитайте произведение про себя. Запишите свои вопросы в тетрадку.

Проверка вопросов и выбор наиболее подходящих для ответа на главный вопрос урока…

Где происходит действие?

Назовите участников?

Какая стояла задача перед инженерами?

Что предложил 1 инженер? Найдите и прочитайте в тексте.


Что предложил 2 инженер? Найдите и прочитайте в тексте.

Что вы можете сказать об инженерах? Какие они?

За какие деньги инженеры хотели убрать камень?

Кто вызвал удивление инженеров?

Как вы его себе представляете? Какими чертами характера обладал мужик?

Запишите характеристики персонажей в сравнительную таблицу. Подтвердите характеристики словами из текста.

см.Приложение 1

Попробуйте составить антонимический ряд с опорой на характеристики героев.

Давайте вернёмся к вопросу. Является ли это произведение басней?

В баснях есть мораль. А что такое мораль?


В чём заключается главная мысль – мораль басни Льва Николаевича?

В баснях часто встречается аллегория. Что это такое?

Верно, АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение -предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.

Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём произведении? Каких героев для этого выбрал Толстой?

В какой форме написано произведение?

Итак, какой мы можем сделать вывод?

В городе, на площади

Инженеры и мужик

Убрать камень


- Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его и что это будет стоить восемь тысяч рублей;

Другой сказал, что под камень надо подвезти большой каток и на катке свезти камень и что это будет стоить шесть тысяч рублей.

Инженеры жадные, набивают себе цену при помощи силы
- за 6 тыс. и 8 тыс.

Мужик

Простой, умный, сообразительный.

Заполняют таблицу в тетрадях

Самоучка – получили образование, мыслящий – не думающие, одарённый – бездарные, бедный – богатый, умный – глупый, делает дело – набивают цену…

Поучительный вывод, наставление, какие-то правила

Важна не столько сила, сколько смекалка

Аллегория – иносказание


-инженеров для того чтобы показать силу и мужика - смекалку.

В прозаической

Произведение «Как мужик убрал камень» является басней, так как имеет аллегорию и мораль.

Коммуникативные УУД: учитывание другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные УУД: – составлять и применять схемы, таблицы как способ предоставления, осмысления и обобщения информации;

Коммуникативные УУД:

Коммуникативные УУД:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения.

6. Закрепление и систематизация знаний

5 мин

Наглядно-практический

Сейчас проявите смекалку и сообразительность.
На доске появляются пословицы.

Выберите пословицу, которая больше всех подходит к нашей басне, и запишите её в тетрадь. Устно аргументируйте свой ответ.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом.

1. Мало что хотеть, надо знать да уметь.
2. Ленивые руки не родня умной голове.
3. Каков мастер, такова и работа.
4. Недаром говорится, что дело мастера боится.
5. Сила ломит всё, а ум силу.
6. Голь на выдумку хитра.

Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Сила ломит всё, а ум силу.

Регулятивные УУД .: выполнение учебного действия;

7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

2 мин

Словесный метод

8. Итог урока

3 мин

Беседа

Вот и кончился урок,

Подвести пора итог.

О каком писателе мы говорили сегодня на уроке?
С какой басней мы познакомились на уроке?
- Что нового для себя узнали?

Зачем Толстой писал басни? Чему они учат?
Молодцы! - Урок окончен.

Учащиеся участвуют в беседе.

Об Л.Н.Толстой

Как мужик убрал камень»

Басни учат нравам, поэтому их еще называют нравоучительными произведениями.





Top