Бажов сказы читать короткие. Бажов павел петрович

Дело с пустяков началось - с пороховой спички. Она ведь не ахти как давно придумана. С малым сотня лет наберется ли? Поначалу, как пороховушка в ход пошла, много над ней мудрили. Которые и вовсе зря. Кто, скажем, придумал точеную соломку делать, кто опять стал смазывать спички таким составом, чтобы они горели разными огоньками: малиновым, зеленым, еще каким. С укупоркой тоже немало чудили. Пряменько сказать, на большой моде пороховая спичка была.


Не про людей, про себя сказывать стану. В те годы, как народ валом в колхозы пошел, я уж в немолодых годах был. Вместо русых-то кудрей плешину во всю голову отрастил. И старуха моя не молодухой глядела. Раньше, бывало, звал ее песенной машинкой, а теперь вроде точильного станка вышло. Так и точит меня, так и точит: того нет, этого нехватка.

У людей мужики обо всем позаботятся, а у нас, как приплетется да в бане выпарится, так и на боковую. И ни о чем ему думушки нет!

В здешних-то местах раньше простому человеку никак бы не удержаться: зверь бы заел либо гнус одолел. Вот сперва эти места и обживали богатыри. Они, конечно, на людей походили, только сильно большие и каменные. Такому, понятно, легче: зверь его не загрызет, от оводу вовсе спокойно, жаром да стужей не проймешь, и домов не надо.

За старшего у этих каменных богатырей ходил один, по названью Денежкин. У него, видишь, на ответе был стакан с мелкими денежками из всяких здешних камней да руды. По этим рудяным да каменным денежкам тому богатырю и прозванье было.

Стакан, понятно, богатырский - выше человеческого росту, много больше сорокаведерной бочки. Сделан тот стакан из самолучшего золотистого топаза и до того тонко да чисто выточен, что дальше некуда. Рудяные да каменные денежки насквозь видны, а сила у этих денежек такая, что они место показывают.

Ровным-то местом мы тут не больно богаты. Все у нас горы да ложки, ложки да горы. Не обойдешь их, не объедешь. Гора, конечно, горе рознь. Иную никто и в примету не берет, а другую не то что в своей округе, а и дальние люди знают: на слуху она, на славе.

Одна такая гора у самого нашего завода пришлась. Сперва с версту, а то и больше такой тянигуж, что и крепкая лошадка налегке идет, и та в мыле, а дальше еще надо взлобышек одолеть, вроде гребешка самого трудного подъему. Что говорить, приметная горка. Раз пройдешь, либо проедешь, надолго запомнишь и другим сказывать станешь.

У нас за прудом одна логотинка с давних годов на славе. Веселое такое местечко. Ложок широконький. Весной тут маленько мокреть держится, зато трава кудреватее растет и цветков большая сила. Кругом, понятно, лес всякой породы. Поглядеть любо. И приставать с пруда к той логотинке сподручно: берег не крутой и не пологий, а в самый, сказать, раз-будто нароком улажено, а дно - песок с рябчиком. Вовсе крепкое дно, а ногу не колет. Однем словом, все как придумано. Можно сказать, само это место к себе и тянет: вот де хорошо тут на бережке посидеть, трубочку-другую выкурить, костерок запалить да на свой завод сдали поглядеть, - не лучше ли жичьишко наше покажется?

К этому ложочку здешний народ спокон век приучен. Еще при Мосоловых мода завелась.

Они - эти братья Мосоловы, при коих наш завод строеньем зачинался, из плотницкого званья вышли. По-нонешнему сказать, вроде подрядчиков, видно, были. да сильно разбогатели и давай свой завод ставить. На большую, значит, воду выплыли. От богатства отяжелели, понятно. По стропилам с ватерпасом да отвесом все три брата ходить забыли. В одно слово твердят:


Росли в нашем заводе два парнишечка, по близкому соседству: Ланко Пужанко да Лейко Шапочка.

Кто и за что им такие прозвания придумал, это сказать не умею. Меж собой эти ребята дружно жили. Под стать подобрались. Умишком вровень, силенкой вровень, ростом и годами тоже. И в житье большой различки не было. У Ланка отец рудобоем был, у Лейка на золотых песках горевал, а матери, известно, по хозяйству мытарились. Ребятам нечем было друг перед дружкой погордиться.

Катя - Данилова-то невеста - незамужницей осталась. Года два либо три прошло, как Данило потерялся, - она и вовсе из невестинской поры вышла. За двадцать-то годов, по-нашему, по-заводскому, перестарок считается. Парни таких редко сватают, вдовцы больше. Ну, а эта Катя, видно, пригожа была, к ней все женихи лезут, а у ней только и слов:

Данилу обещалась.

Знаменитых горщиков по нашим местам немало бывало. Случались и такие, что по-настоящему ученые люди, академики их профессорами величали и не в шутку дивились, как они тонко горы узнали, даром что неграмотные.

Дело, понятно, не простое, - не ягодку с куста сорвать. Не зря одного такого прозвали Тяжелой Котомкой. Немало он всякого камня на своей спине перетаскал. А сколько было похожено, сколь породы перекайлено да переворочено, - это и сосчитать нельзя.

Нашу-то Полевую, сказывают, казна (на государственные средства. – Ред.) ставила. Никаких еще заводов тогда в здешних местах не было. С боем шли. Ну, казна, известно. Солдат послали. Деревню-то Горный Щит нарочно построили, чтоб дорога без опаски была. На Гумешках, видишь, в ту пору видимое богатство поверху лежало, – к нему и подбирались. Добрались, конечно. Народу нагнали, завод установили, немцев каких-то навезли, а не пошло дело. Не пошло и не пошло. То ли немцы показать не хотели, то ли сами не знали – не могу объяснить, только Гумешки-то у них безо внимания оказались. С другого рудника брали, а он вовсе работы не стоил. Вовсе зряшный рудничишко, тощенький. На таком доброго завода не поставишь. Вот тогда наша Полевая и попала Турчанинову.

Произведения разбиты на страницы

Уральские сказы Бажова

Сказки Бажова вобрали в себя сюжетные мотивы, необычные образы, краски, язык национальных преданий и народную мудрость. Павела Петровича Бажов сумел придать необычным персонажам (Хозяйка Медной Горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка) завораживающую поэтичность. Волшебный мир, в который нас вводят старые уральские сказы Бажова погружали обычных русских людей, и они своей настоящей, земной силой побеждали условность сказочного волшебства. На нашем интернет сайте вы можете увидеть онлайн список сказок Бажова , и наслаждаться их чтением абсолютно бесплатно .

Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то.

День праздничный был, и жарко - страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет.

Один-то молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный. В глазах зелено, и щеки будто зеленью подернулись. И кашлял завсе тот человек.

В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железну руду добывали. Легли, значит, наши-то на травку под рябиной да сразу и уснули. Только вдруг молодой, - ровно его кто под бок толкнул, - проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать - лопочет что-то, а по-каковски - неизвестно, и с кем говорит - не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей.

Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.

Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей.

А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить. «Вот, - думает парень, - беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила». От стариков он, вишь, слыхал, что Хозяйка эта - малахитница-то - любит над человеком мудровать. Только подумал так-то, она и оглянулась. Весело на парня глядит, зубы скалит и говорит шуткой:

Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-то ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько. Парень испужался, конечно, а виду не оказывает. Крепится. Хоть она и тайна сила, а все ж таки девка. Ну, а он парень - ему, значит, и стыдно перед девкой обробеть.

Некогда, - говорит, - мне разговаривать. Без того проспали, а траву смотреть пошли.

Она посмеивается, а потом и говорит:

Будет тебе наигрыш вести. Иди, говорю, дело есть.

Ну, парень видит - делать нечего. Пошел к ней, а она рукой маячит, обойди-де руду-то с другой стороны. Он обошел и видит-ящерок тут несчисленно. И все, слышь-ко, разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены. Девка смеется.

Не расступи, - говорит, - мое войско, Степан Петрович. Ты вон какой большой да тяжелый, а они у меня маленьки. - А сама ладошками схлопала, ящерки и разбежались, дорогу дали.

Вот подошел парень поближе, остановился, а она опять в ладошки схлопала, да и говорит, и все смехом:

Теперь тебе ступить некуда. Раздавишь мою слугу - беда будет. Он поглядел под ноги, а там и земли незнатко. Все ящерки-то сбились в одно место, - как пол узорчатый под ногами стал. Глядит Степан - батюшки, да ведь это руда медная! Всяких сортов и хорошо отшлифована. И слюдка тут же, и обманка, и блески всякие, кои на малахит походят.

Ну, теперь признал меня, Степанушка? - спрашивает малахитница, а сама хохочет-заливается. Потом, мало погодя, и говорит:

Ты не пужайся. Худого тебе не сделаю.

Парню забедно стало, что девка над ним насмехается да еще слова такие говорит. Сильно он осердился, закричал даже:

Кого мне бояться, коли я в горе роблю!

Вот и ладно, - отвечает малахитница. - Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему и скажи да, смотри, не забудь слов-то: «Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть».

Сказала это и прищурилась:

Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела, а теперь иди да тому, который с тобой, ничего, смотри, не говори. Изробленный он человек, что его тревожить да в это дело впутывать. И так вон лазоревке сказала, чтоб она ему маленько пособила.

И опять похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног - лапы у ее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья. Забежала на вершину, оглянулась и говорит:

Не забудь, Степанушко, как я говорила. Велела, мол, тебе, - душному козлу, - с Красногорки убираться. Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!

Парень даже сплюнул вгорячах:

Тьфу ты, погань какая! Чтоб я на ящерке женился.

А она видит, как он плюется, и хохочет.

Ладно, - кричит, - потом поговорим. Может, и надумаешь?

И сейчас же за горку, только хвост зеленый мелькнул.

Парень остался один. На руднике тихо. Слышно только, как за грудкой руды другой-то похрапывает. Разбудил его. Сходили на свои покосы, посмотрели траву, к вечеру домой воротились, а у Степана одно на уме: как ему быть? Сказать приказчику такие слова - дело не малое, а он еще, - и верно, - душной был - гниль какая-то в нутре у него, сказывают, была. Не сказать - тоже боязно. Она ведь Хозяйка. Какую хошь руду может в обманку перекинуть. Выполняй тогда уроки-то. А хуже того, стыдно перед девкой хвастуном себя оказать.

Думал-думал, насмелился:

Была не была, сделаю, как она велела.

На другой день поутру, как у спускового барабана народ собрался, приказчик заводской подошел. Все, конечно, шапки сняли, молчат, а Степан подходит и говорит:

Видел я вечор Хозяйку Медной горы, и заказывала она тебе сказать. Велит она тебе, душному козлу, с Красногорки убираться. Ежели ты ей эту железную шапку спортишь, так она всю медь на Гумешках туда спустит, что никому не добыть.

У приказчика даже усы затряслись.

Ты что это? Пьяный, али ума решился? Какая хозяйка? Кому ты такие слова говоришь? Да я тебя в горе сгною!

Воля твоя, - говорит Степан, - а только так мне ведено.

Выпороть его, - кричит приказчик, - да спустить в гору и в забое приковать! А чтобы не издох, давать ему собачьей овсянки и уроки спрашивать без поблажки. Чуть что - драть нещадно!

Ну, конечно, выпороли парня и в гору. Надзиратель рудничный, - тоже собака не последняя, - отвел ему забой - хуже некуда. И мокро тут, и руды доброй нет, давно бы бросить надо. Тут и приковали Степана на длинную цепь, чтобы, значит, работать можно было. Известно, какое время было, - крепость. Всяко гадились над человеком. Надзиратель еще и говорит:

Прохладись тут маленько. А уроку с тебя будет чистым малахитом столько-то, - и назначил вовсе несообразно.

Делать нечего. Как отошел надзиратель, стал Степан каелкой помахивать, а парень все ж таки проворный был. Глядит, - ладно ведь. Так малахит и сыплется, ровно кто его руками подбрасывает. И вода куда-то ушла из забоя. Сухо стало.

«Вот, - думает, - хорошо-то. Вспомнила, видно, обо мне Хозяйка».

П.П. Бажов всем известен как великолепный писатель и замечательный фольклорист. «Малахитовая шкатулка» известна наверняка каждому ребенку и взрослому – именно этот человек стал автором этих сказов. Благодаря таким великолепным произведениям ему вручили Сталинскую премию ІІ степени.

Павел появился на свет 15 января 1879 года неподалеку от Екатеринбурга. Его отец был простым рабочим. Детство будущей знаменитости прошло в одном маленьком городке огромной матушки России под названием Полевск, расположенный в Свердловской области. Обучение Паша проходил в обычной школе, где со временем стал лучшим среди всех учеников класса.

Окончив духовное училище в родном городе, Бажов поступает в духовную семинарию, расположившуюся в Перми. По окончании обучения становится преподавателем русского языка.

Его супругой становится Валентина Иваницкая, которая подарила своему супругу четверых детей.

Павел Петрович приступил к писательской деятельности тогда, когда разгоралась Гражданская война. Именно в этот период времени он становится журналистом местного журнала.

«Уральские были», так называлась его первая книга произведений, появилась в 1924 году. Публикация первого сказа пришлась на 1936 год. В большинстве своем, каждый сказ, пересказанный и записанный Бажовым, больше был фольклорным.

«Малахитовая шкатулка» вышедшая в 1939 году сильно повлияла на дальнейшую жизнь писателя. Именно она принесла Павлу огромную популярность и всемирную известность. Ее страницы беспрестанно пополнялись. Это прекрасный сборник рассказов, где речь идет о прекрасной природе Урала и о жизни уральцев.

Здесь собрано немало мифологических персонажей, среди которых можно увидеть бабку Синюшку, Хозяйку медной горы, Великого Полоза и многих других.

Премию Сталина Бажов получил в 1943 году именно благодаря «Малахитовой шкатулке». В 1944 году Павла удостоили Ленинской премии.

Этим великим человеком было создано немало произведений, по мотивам которых ставились многочисленные балеты, оперы и спектакли. Кроме всего прочего, на основе его рассказов было снято немало фильмов и мультиков.

На сегодняшний день в его родном городе, в доме, где он родился и вырос, открыт музей в его честь. Имя Павла Бажова носит народный фестиваль, проходящий ежегодно в Челябинской области. В его честь в Свердловске, Полевском и иных городах установлены памятники. В большинстве городов бывшего СССР названы улицы в честь великого писателя Павла Бажова.

2, 4, 5 класс для детей начальной школы

Интересные факты и даты из жизни

Представляющая собой собрание старинных преданий, ходивших среди горнорабочих.

П. П. Бажов

Родился писатель на Урале - в городе Сысерть. Его отец был горным мастером. Будущий писатель, журналист, публицист и фольклорист окончил заводскую школу в Сысерти. С 10 до 14 лет мальчик обучался в духовном училище в Екатеринбурге. Затем окончил семинарию в Перми. После получения образования преподавал русский язык. Во время летнего отпуска ездил по Уралу и собирал фольклор.

Начал писать П. П. Бажов «Уральские сказы» в 1930 годы. Сначала они печатались в журнале. Затем вышел сборник уральских сказов, который назывался «Малахитовая шкатулка». Он был издан в 1939 году. Автор много раз дополнял книгу.

В 1943 году Павел Петрович за свое произведение получил Сталинскую премию.

«Уральские сказы»

Бажов П. «Уральские сказы» собирал, как уже было сказано выше, по всему Уралу. Многие из них он слышал от горнорабочих ещё в детстве. По прошествии некоторого времени Павел Петрович сделал официальное заявление о том, что «Уральские сказы» он сочинил сам. Произведения объединены в группы, которые связаны между собой общими персонажами. П. Бажов продумал такой ход для того, чтобы придать своей книге больше цельности. Многие сказы связаны между собой местом действия.

Самый главный чудесный персонаж сказов П. Бажова - Медной горы Хозяйка. Она охраняет сокровища. Хозяйка необыкновенно красива и обладает магическими способностями. Спускаться в её владения было позволено только талантливым мастерам каменных дел. Она могла помочь, а могла и сгубить.

Список сказов, входящих в сборник

Книга «Уральские сказы» П. П. Бажова включает в себя следующие произведения:

  • «Горный мастер".
  • «Васина гора».
  • «Чугунная бабушка».
  • «Змеиный след».
  • «Старых гор подаренье».
  • «Алмазная спичка».
  • «Аметистовое дело».
  • «Две ящерки».
  • «Золотой волос».
  • «Солнечный камень».
  • «Медная доля».
  • «Шелковая горка».
  • «Голубая змейка».
  • «Медной горы хозяйка».
  • «Про Великого Полоза».
  • «Таюткино зеркальце».
  • «Далевое глядельце».
  • «Хрустальный лак».
  • «Надпись на камне».
  • «Марков камень».
  • «Золотоцветень горы».
  • «Загадочный Тулункин».
  • «У старого рудника».
  • «Рудяной перевал».

И многие другие.

«Медной горы хозяйка»

Это одно из самых значительных, известных и любимым читателями произведений книги «Уральские сказы». Содержание этого произведения в кратком изложении мы предлагаем посмотреть ниже.

Молодой рабочий по имени Степан однажды увидел в лесу девушку - красивую, с длинной косой и в одежде из малахита. Понял он, что это сама Медной горы Хозяйка. Сказала ему девица, что дело у неё к нему есть. Нужно пойти к приказчику заводскому и передать тому, чтобы он с Красногорского рудника убирался. Пообещала Хозяйка Степану, что замуж за него пойдёт, ежели он наказ её исполнит. Потом обратилась ящеркой и убежала. Наутро отправился Степан к приказчику, да передал всё, что велено было. За это его выпороли, спустили в гору, да приковали. При этом добыть много малахита приказали. Помогла Степану Хозяйка за то, что не испугался её наказ исполнить. Много малахиту он добыл. Показала Хозяйка ему своё приданое. А потом спрашивать стала - согласен ли он в жёны её взять. Подумал Степан, да и сказал, что есть у него уже невеста. Похвалила его Хозяйка за то, что не позарился на богатства её. Подарила она Степану шкатулку с драгоценностями для невесты его. А потом сказала, что станет он богато жить, только её забыть должен. Вскоре женился он, дом построил, детишки пошли. Но не был он счастлив. Степан стал ходить в лес на охоту и каждый раз на Красногорский рудник заглядывал. Не смог Степан забыть Хозяйку. Однажды ушёл он в лес и не вернулся - нашли его мёртвым.

«Малахитовая шкатулка»

Ещё одно очень известное произведение цикла «Уральские сказы». Краткое содержание «Малахитовой шкатулки» представлено в данной статье. Этот сказ является продолжением рассказа о Хозяйке Медной горы. Степан умер, а шкатулка малахитовая у его вдовы Настасьи осталась. Украшения в ней хранились, Хозяйкой подаренные. Только Настасья их не носила и продать хотела. Много желающих было шкатулку купить. Да только цену все предлагали маленькую. Был и ещё одна причина, почему она шкатулку всё у себя оставляла. Младшая дочь, Татьяна, очень любила эти украшения. Танюша выросла и, благодаря страннице, которая в их дом переночевать попросилась, выучилась шёлком да бисером вышивать. И такая мастерица была, что большие деньги стала зарабатывать. Вскоре увидел девушку барин и так был поражён её красою, что предложил ей стать его женой. Она согласилась, но поставила условие, что выйдет за него, если он покажет ей царицу в комнате из малахита работы её отца. Барин пообещал исполнить её желание. Оказавшись в малахитовой палате царицы, девушка прислонилась к стене и растаяла. С тех пор никто ничего о ней не слыхал, только стали замечать, что Медной горы Хозяйка двоиться стала.

«Каменный цветок»

Это произведение - последнее из цикла о Хозяйке Медной горы, которое создал Павел Бажов. «Уральские сказы», как известно, включают несколько историй об этой удивительной красавице. «Каменный цветок» - история о сироте Данилке, который в 12 лет стал учеником мастера малахитовых дел. Мальчик был талантлив и понравился учителю. Когда Данила вырос, то стал прекрасным мастером. Была у него мечта. Хотел он создать малахитовую чашу, на цветок похожую. Даже камень подходящий нашёл. Но никак у него не получалось цветок вырезать красивый. Однажды встретил он саму Медной горы Хозяйку. Попросил он её, чтобы показала ему свой цветок каменный. Отговаривала его Хозяйка от этого, да он настоял. Увидел он цветок Хозяйки Медной горы и с тех пор совсем покой потерял. Потом разбил свою недоделанную чашу и ушёл. Больше его не видели, но слухи шли, что он у Хозяйки Медной горы служит.

«Серебряное копытце»

П. П. Бажов «Уральские сказы» писал для детей, но интересны они и взрослым. Одна из историй, которая нравится читателям всех возрастов - «Серебряное копытце». Одинокий старик Кокованя приютил у себя сиротку. Дедушка каждый день работал, а внучка в избе порядок наводила, готовила. По вечерам Кокованя рассказывал девочке сказки. А однажды рассказал ей о волшебном козле с серебряным копытцем, которым он стучит, и появляются на том месте камни драгоценные. Как-то раз ждала девочка деда с охоты и увидела в окно, что кошка её играет с тем самым козлом из сказки. Выбежала она на него посмотреть. А козёл запрыгнул на крышу, стал копытцем бить и камни драгоценные из-под его ног посыпались. Дедушка с внучкой их собрали и всю оставшуюся жизнь безбедно жили.

«Синюшкин колодец»

Книга «Уральские сказы» включает в себя историю о добром молодце Илье. Рано остался он сиротой. В наследство получил только решето, полное перьев, от бабушки Лукерьи, которая внуку давала наказ не гоняться за богатствами. Однажды решил Илья на прииск короткой дорогой отправиться. А путь этот через болото лежал. Захотелось Илье пить. Смотрит, а в болоте участок с чистой водой, как колодец. Решил он испить этой воды, лёг на землю, а из воды к нему Синюшка руки протянула. Удалось ему с её чарами справиться, встал он и плюнул ей на руку. А она его дразнить стала, что не получится у него попить водицы из её колодца. Обещал Илья Синюшке, что вернётся, и ушёл.

Обещание своё молодец выполнил. Вернулся Илья, привязал ковш к жёрдочке и им воды из колодца зачерпнул. Поразилась Синюшка его смекалке и обещала богатства свои показать. Пришёл Илья снова к колодцу. А к нему девушки подходят с подносами, полными драгоценностей. Вспомнил он, что бабушка наказывала, и стал отказываться от всего. Подошла к нему восемнадцатилетняя красавица с решетом, в котором ягоды, да пёрышки. Понял Илья, что это и есть Синюшка. Взял он решето из её рук. Когда домой пришёл, ягоды в самоцветы превратились. Стал Илья богато жить, да никак Синюшку забыть не мог. Однажды встретил он девушку, очень на неё похожую, да и женился на ней.

Этот сказ о том, что главные богатства в жизни - это не золото и самоцветы. Синюшкин колодец - это испытание, которое пройти может только тот, кто не завидует, не жадничает и помнит советы.

«Огневушка-поскакушка»

Книга, которую написал Бажов П. - «Уральские сказы», - включает в себя историю о золотом прииске. Сидели однажды у костра мужики, а с ними - мальчик Федюнька. И вдруг увидели они рыжую девушку, которая из огня выпрыгнула. Она плясала, а потом остановилась около сосны и ножкой топнула. По поверью, так она указывала место, где золото искать нужно. Только обманула она на сей раз - не было ничего под сосной. Вскоре Федюнька снова Поскакушку увидел. В этот раз она ему правильное место указала. Нашёл парнишка золото и 5 лет безбедно жил. Прослышал про то народ, и все кинулись на тот прииск за золотом. Со всех сторон туда ехали. Да только золото там из-за этого пропало.

Павел Петрович Бажов, русский Шарль Пьерро, собиравший, подобно горняку, самоцветы уральского фольклора, чтобы позже написать сборник сказов изумительного волшебства, родился на Урале двадцать седьмого января в 1879-ом году. Отец его - Петр Васильевич Бажев (так тогда писалась их фамилия) - в городке Сысерть, что близ Екатеринбурга, трудился мастером в пудлингово-сварочном цехе на горнодобывающем (металлургическом) заводе, а мама была известной рукодельницей - она плела изумительное кружево, и, надо сказать, ее ремесло было огромным подспорьем для всей семьи.

Семья частенько переезжала с место на место, от одного завода к другому, и именно эти детские впечатления будущего писателя, являясь самыми яркими, стали, своего рода, основой его творчества. К сожалению, тяжелое материальное положение семьи не позволяло Павлу учиться в гимназии, посему было принято решение, что после трех лет обучения в земской школе, юный Бажов отправится продолжать образование в духовном училище города Екатеринбурга, так как плата за обучение там была минимальной. К тому же, студентам духовного училища не требовалось покупать форму и платить за квартиру, так как жилье учащимся снимало и оплачивало само училище.

Когда Павлу исполнилось четырнадцать, он закончил училище и сразу же стал студентом Пермской духовной семинарии, где и проучился последующие шесть лет. В 1899-ом году, закончив семинарию, решил не продолжать образование, тем более, что выбор его был невелик: он мог либо стать студентом Киевской духовной академии, либо поступить в один из трех, открытых для семинаристов университетов (Томский, Дерптский и Варшавский - все остальные университеты не принимали на учебу студентов, закончивших духовные семинарии).

Вместо учебы юноша предпочел учительствовать, преподавая русский язык в глухой уральской деревеньке Шайдуриха, в основном, населенную старообрядцами. При этом, Бажов очень много путешествовал по Уралу, собирая народный фольклор, записывая байки рабочих. Затем он работал в Екатеринбургском духовном училище, после - преподавал в епархиальном женском училище, где и познакомился со своей будущей женой, которая в то время была его ученицей - Валентиной Александровной Иванницкой, с которой он сочетался браком в 1911-ом году.

У них родилось две дочери уже к началу , тогда же Бажовы переехали в город Камышев, поближе к родственникам жены, где Павел Петрович продолжил преподавательскую деятельность. Всего у них в семье родилось семеро детей.

Павел Петрович, глубоко переживая социальное неравенство, царящее в обществе, принял Октябрьский переворот и участвовал в гражданской войне. В 1923 году он переехал в Екатеринбург (тогда уже Свердловск), и начал сотрудничать с пролетарской редакцией издания «Крестьянская газета». Первую книгу издал в 1924-ом, затем вышел сборник, включающий в себя более сорока рассказов, посвященных тематике заводского (уральского) фольклора. После выхода в 1936 году уральского сказа «Девка Азовка» Бажов неожиданно обрел популярность как писатель.

В страшном 1937-ом году писателя внезапно исключили из партии, однако ему удалось избежать участи многих интеллигентных людей того времени - он так и не был репрессирован. Через год его восстановили в Компартии, и Павел Петрович целиком посвятил себя писательству. Свой знаменитый сборник «Малахитовая шкатулка» уральский писатель издал в 1939-ом году, который он дополнил новыми сказами в 1942-ом. Через год за уральские сказы был удостоен Государственной премии.

Именно с легкой руки Бажова в фольклористику вошли сказы, которые писатель обработал настолько умело, что они отражали в какой-то степени не только старинные уральские легенды, но и перекликались с идеями современности, иными словами - оказались внезапно вне времени. Скончался Павел Петрович Бажов в 1950-ом году, третьего декабря. Похоронен в Екатеринбурге.




Top