Бельгия. история



Государственное устройство Бельгии представляет собой типичную для Европейских стран организацию территориального управления и государственной власти. В этой стране соединились воедино исторические корни, уходящие в далекое средневековье, и все признаки современной демократии европейского образца.

Государство — это система организации всех структур и видов власти на территории конкретной страны. Главная функция государства состоит в том, чтобы обеспечить безопасность граждан в пределах своей юрисдикции.

Для выполнения этой функции существует иерархия власти на государственном уровне, а также деление территории на административные единицы, в каждой из которых есть своя структура властных институтов.

Таким образом, государственное устройство страны отражает взаимоотношения общегосударственных органов власти с региональными единицами властных структур.

В настоящее время принято разделять три основные формы государственной власти: федеративная, унитарная и конфедеративная .

История становления Бельгийского государства

Бельгия — страна молодая и древняя одновременно. Название ее происходит от имени народа, которого уже нет. На заре нашей эры существовало кельтское племя под названием белги. По его территории, конечно, прошлись войска Юлия Цезаря, после чего те белги, которые не были убиты в бою, стали рабами. Так исчезло племя, но через несколько столетий появилась страна под названием Бельгия. Однако эти века были наполнены бурными событиями. на их протяжении входила в состав:

  1. Бургундского герцогства;
  2. Римской империи;
  3. Испании;
  4. Франции;
  5. Нидерландов.

В начале XVIII века произошла Бельгийская революция, в результате чего страна отделилась от Нидерландов. С 1831 года государство обретает независимость, и его возглавляет первый король Бельгии — Леопольд.

Такое бурное и сложное становление страны и государства наложила свой отпечаток на формирование структуры и принципов государственного устройства.

Последующая история страны была наполнена не меньшим драматизмом. Особенно сильно пострадала Бельгия в период Первой мировой войны. Не зря бельгийцы называют ее Великой войной. Именно на территории этой страны велись ожесточенные бои между англо-бельгийскими и немецкими войсками, а имя бельгийского города Ипр легло в основу названия боевого отравляющего вещества, которое впервые было применено против защитников этого города. Ипр был практически полностью разрушен, а газ, созданный на основе хлора, стал ипритом.

Особенности властных структур

Бельгия находится на севере Западной Европы, имеет выход в Северное море. Территория страны составляет 30,5 тысяч кв. км. Столицей Бельгии является город Брюссель. составляет около 10 миллионов человек. Половина населения представлена фламандцами, около 40% жителей — валлоны. являются: французский, нидерландский (он же фламандский) и немецкий.

Эта страна является одной из немногих конституционных монархий Европы с федеративным устройством государства. Формально главой Бельгии является король .

Правительством руководит премьер-министр. Он выбирается из числа представителей партии, которая набрала наибольшее количество голосов на выборах в парламент. Состав данного органа управления определяется королем, а утверждается парламентом.

Есть в этой стране основополагающее правило, определенное конституцией. Это языковый паритет, который влияет на состав правительства. В соответствии с ним одна половина министров представляет сообщество, говорящее на нидерландском языке, а другая половина сформирована из франкоговорящих министров. Это правило уходит корнями в не такую уж далекую историю становления страны.

Когда-то Бельгия пережила конфликт, который возник между фламандцами и франкоговорящими валлонами. Пришлось везде соблюдать паритет между национальностями, разделив страну и власть между ними.

Исполнительная власть делится на три уровня: федеральный, региональный и языковых сообществ. Федеральному уровню делегированы следующие функции:

  • общая координация работы остальных правительств;
  • организация обороны страны;
  • взаимоотношения с другими странами;
  • обеспечение экономической и монетарной политики;
  • социальная политика;
  • формирование бюджета и т. п.

Органы власти низших иерархических уровней занимаются:

  • проблемами местной экономики;
  • обустройством инфраструктуры;
  • формированием местных бюджетов;
  • проблемами охраны природы.

Сообщества, организованные по языковому и национальному признаку, занимаются преимущественно культурой, образованием, наукой, спортом и т.п.

Флаги государств — членов НАТО

Страна входит в состав 70 международных организаций. Она является членом Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Организации Североатлантического договора (НАТО).

Административное устройство страны

Бельгия организована по принципу двойной федерации. Вся ее территория разделена на региональные и национальные единицы. Таким образом, в результате деления по территориальному принципу образуются регионы, а по языковому и национальному — сообщества.

Каждой территориальной единицей управляют губернаторы, которые назначаются королем.

Свои функции по управлению территорией губернаторы делят с двумя органами власти: провинциальными советами и постоянными депутациями.

У всех территориальных единиц есть парламент и правительство. Поскольку в маленькой стране такое деление создает слишком мелкие субъекты, органы власти Фламандского региона когда-то были объединены с аналогичными властными структурами сообщества, сформированного на основе нидерландского языка.


Таким образом, эта страна имеет 6 правительств и столько же парламентов. Одно правительство и один парламент имеют федеральный статус. Все остальные структуры являются региональными или представляют языковые сообщества.

Организация судебной власти в стране

В данной сфере власть в Бельгии делится на два вида: территориальная и вертикальная .

Вся страна поделена на такие судебные единицы, как кантоны и округи. В округах имеются суды первой инстанции, которые представлены двумя палатами: гражданской и уголовной.

В основе гражданского суда находится мировой суд. Базовой структурой уголовных судов являются полицейские судебные органы. Обе структуры в обязательном порядке представлены во всех кантонах.

На вершине иерархической лестницы находится Кассационный суд. Кроме того, в стране существует 5 судебных органов, куда можно подать апелляцию по делам:

  1. гражданских правонарушений;
  2. торгового характера;
  3. экономических споров и правонарушений;
  4. уголовным;
  5. молодежных проблем;
  6. трудовых взаимоотношений.

Во всех территориальных подразделениях, а также в городах Брюссель, Льеж, Монс, Гент и Антверпен широко распространены суды присяжных заседателей.

С 1983 года в стране действует Конституционный суд, предназначение которого состоит, как и в других странах Европы, в разрешении споров и конфликтов между различными органами власти. В его состав входят 12 судей. Одна их половина представляет сообщества, в которых говорят на фламандском языке, другая представлена франкоговорящими судьями.

Организация и устройство правовой системы

На развитие юридической системы Бельгии большое влияние оказала Франция времен Наполеона. Основу законодательства новой страны составили такие французские кодексы, как:

  1. Гражданский, именуемый часто кодексом Наполеона;
  2. Торговый;
  3. Уголовный;
  4. Процессуальный в области гражданского права;
  5. Процессуальный в области уголовного права.

В 1831 году был принят основной закон страны — Конституция.

Взяв за основу французскую правовую систему, бельгийцы существенно переработали свод законов. Особенно радикальным изменениям подверглись законы, регулирующие гендерные отношения. При сохраняющемся неравенстве полов, женщины Бельгии получили много новых свобод, в том числе имущественного характера.

Трудовые отношения в стране регулируются Пактом о социальной солидарности, который был заключен еще в 1944 году, когда страна была оккупирована Германией. Сделано это было представителями профсоюзов и предпринимателей, которые находились на нелегальном положении. В соответствии с этими Пактом, трудовые отношения строятся по следующим правилам:

  1. В управлении производством принимают участие делегации сотрудников учреждения.
  2. На федеральном уровне действует Национальный совет труда, который регулирует занятость и трудовые отношения.
  3. Тогда же созданный Центральный совет экономики занимается развитием экономических отношений в стране.

На страже интересов работников стоят законы:

  • о труде (1971 г.);
  • о договорах найма (1978 г.);
  • о коллективных договорах и паритетных комиссиях (1968 г.).

В результате всех этих законов и договоров, заключенных между руководителями страны, работники имеют надежную правовую защиту, а работодатели уже давно не знают, что такое забастовки. В Бельгии, в соответствии с Законом о коллективных договорах и паритетных комиссиях, проблемы, возникающие в сфере трудовых отношений, регулируются коллективными договорами. При их заключении работники часто обязуются не бастовать, если работодатель не нарушает условий договора. Коллективными договорами могут определяться:

  • размер ;
  • пенсионный возраст;
  • медицинское обслуживание;
  • техника безопасности;
  • санитарные нормы и т. п.

В стране существует довольно развитая система экологического права. В разное время приняты законы:

  • о сохранении природы (1971 г.);
  • о защите моря от загрязнений топливными отходами (1962 г.);
  • о борьбе с загрязнением воздуха (1964 г.);
  • о требованиях, предъявляемых к питьевой воде (1965 г.);
  • о мерах против загрязнения воздуха выхлопами двигателей внутреннего сгорания (1988 г.);
  • о защите животных (1975 г.) и т. п.

Уголовное право Бельгии составлено на основе французского образца 1810 года. Однако страна развивается, разрабатывая свои нормы регулирования общественных отношений.

Смертная казнь с момента приведения в исполнение смертных приговоров нацистским преступникам не применялась. В 1996 году такая форма наказания была отменена на законодательном уровне.

Во всех отношениях. Бельгийцы с успехом совмещают демократический строй с монархией. В этом им помогает конституция, составленная с учетом всех принципов существования демократического общества.

Современная Бельгия - государство относительно молодое, ему всего 178 лет. История же его, напротив, древняя и очень насыщенная событиями.

Долгий путь к независимости

Название страны происходит от слова «белги» - так называлась народность, обитавшая здесь с древних времен. Известно, например, что в 54 году но н. э. землю эту завоевал неугомонный Юлий Цезарь, о чем и сообщил в отчете о Галльской войне: там уже фигурирует название населения.

После развала Римской империи тут организовали свое государство франки, а потом территория то и дело переходила из рук в руки, пребывая то в составе Бургундского герцогства (конец XV - середина XVI века), то принадлежа Испании (до начала XVIII века). Доходило до смешного: в 1713 году Бельгия - на карте Священной Римской империи, а уже через 23 года, в 1792-м, это территория Франции.

Потом состоялся призванный «навести порядок в Европе» после наполеоновской «перекройки границ». В результате сего достойного форума современная Бельгия оказалась в составе Нидерландов. Надо сказать, что такой поворот событий не особенно вдохновил население страны, особенно франкоговорящее.

Бельгийский «номер один»

Недовольство вылилось в революцию: через 15 лет после упомянутого конгресса, в 1830 году, «маленькая, но гордая страна» стала независимым государством. С самого начала своего существования которую, как полагается, возглавляет король Бельгии, являющийся фигурой скорее декоративной. Конечно, формально именно он назначает правительство, но состав Кабинета министров должен согласовываться с парламентом (который, собственно, и есть главный в стране).

Доказательством может служить забавный казус, произошедший в 1990 году. Тогда король Бельгии Бодуэн I наотрез отказался подписывать закон об абортах, а без его подписи документ не мог вступить в силу. Тогда Законодательное собрание явило ярчайший пример коварства и казуистики, проголосовав за то, чтобы признать строптивого монарха недееспособным - всего на один день. Этого было вполне достаточно: функции перешли к премьер-министру, который закон и «подмахнул».

Толерантные бельгийцы

Важным фактором, с которым постоянно вынуждена считаться Бельгия - язык, на котором говорят ее граждане. Это отражается даже на государственной системе управления: к примеру, в правительстве половина министров представляет франкоговорящую часть населения, другая - фламандскоговорящую. Административное деление происходит во многом из этого принципа, на Валлонский и Фламандский регионы соответственно. Еще один, третий, - Брюссельский столичный, но тут уже сыграли свою роль политика и экономика.

А вообще в Бельгии три официальных языка. Кроме уже упомянутых французского и такими же правами обладает и немецкий. И это несмотря на то, что на нем разговаривает только часть Льежской провинции. Воистину удивительна и достойна подражания Бельгия: язык, из-за которого некоторые народы истребляют друг друга, не раздирает ее на части.

Толерантностью бельгийцев, их умением договариваться, идти навстречу друг другу, презрев все ограничения и предрассудки, можно только восхищаться. Недавно всколыхнула новость о том, что в США повсеместно разрешили однополые браки. «Эка невидаль», - имеет право сказать по этому случаю Бельгия, интересные факты о которой содержат, например, информацию, что тут подобные вольности позволительны еще с 2003 года.

Кроме того, это одна из трех стран Европы, в которых официально разрешена эвтаназия. При этом никого не смутило, что большинство населения (свыше 70 %) считает себя католиками, для которых подобный подход к человеческой жизни является вроде бы неприемлемым.

Немного географии

Территория государства невелика - всего 30,5 тысячи квадратных километров. Количество населения тоже не впечатляет: чуть больше 11 млн человек (для сравнения: в одном только Лондоне живет больше 8 млн). Зато густота его одна из самых высоких в Европе.

Те, кого интересует, на карте, должны обратить свои взоры на северо-запад континента. Там, между Нидерландами, Германией, Францией и Люксембургом, она и процветает (уровень жизни бельгийцев очень высок, государство стабильно входит в двадцатку лучших из лучших по многим показателям).

Каким-то сверхъестественным разнообразием ландшафтов которой чаще всего лежат совершенно в другой плоскости (антропогенной), не славится. Закономерность проста: чем дальше от побережья (на западе страну ласкают волны Северного моря), тем выше местность. В связи с этим Бельгию незамысловато и разделяют на низкую, среднюю (центральное плато) и высокую (Арденнская возвышенность).

Климат, как принято говорить, умеренный, свойственный большинству приморских регионов. Ни особенно жарко (в июле - максимум 25 градусов на побережье), ни особенно холодно (зимой - до минус трех) тут не бывает. Дождик - явление отнюдь не редкое, и еще путешественникам нужно иметь в виду, что в Арденнах значительно прохладнее, чем на побережье.

Сердце Европы

Если попытаться сказать кратко о Бельгии, то это типичная европейская страна, олицетворяющая собой все пресловутые «западные ценности». Не напрасно именно в Брюсселе находится столица ЕС и Европарламент, огромное современное здание которого - одна из местных достопримечательностей. В бесчисленных зеркалах, из которых почти сплошь состоят стены сооружения, отражается то небесная синь, то восходящее солнце, то мрачные серые тучи.

Посетить его может каждый, кто пройдет предварительную процедуру регистрации и соблаговолит явиться с документом, удостоверяющим личность. После проверки металлодетектором на предмет всяких вредных излишеств (вроде оружия), абсолютно не проблема даже поприсутствовать на каком-нибудь заседании.

Внутри здания кроме помещений сугубо функционального значения есть кафе и сувенирные лавки, где можно перекусить и приобрести что-нибудь на память, а книжечку с перечнем всех прав жителя Евросоюза (на языке всех его членов) можно взять совершенно бесплатно.

История и современность

Разумеется, Европарламент при всей своей грандиозности - далеко не главная достопримечательность Брюсселя. Самым известным персонажем, без которого не обходится ни одно описание Бельгии, является знаменитый писающий мальчик, бесчисленное количество раз воспроизведенный на открытках и сувенирной продукции. Своего милого, лишенного комплексов ребенка брюссельцы очень любят и по случаю разнообразных праздников наряжают его в соответствующие наряды, количество которых давно перевалило за шесть сотен.

Справедливо будет сказать, что практически все, чем славится Бельгия, интересные факты о которой бесчисленны, создано руками человека. Практически каждый древний городок может похвастаться великолепнейшими образцами средневековой архитектуры.

Северная Венеция и "Мини-Европа"

Целые ансамбли чудесных готических зданий составляют главное очарование и Брюсселя, и Гента, и Антверпена, и Брюгге. Последний кроме всего прочего приобрел широкую известность как Северная Венеция, поскольку тоже испещрен каналами, по которым неспешно передвигаются лодки.

Узенькие улочки, прелестные храмы, великолепные королевские дворцы - все это повседневность, в которой отражается история Бельгии. Отношение к туристам тут самое трепетное, экскурсии многочисленны и разнообразны, а количество достопримечательностей поистине огромное, за месяц не осмотреть.

Зато остроумные бельгийцы предоставляют возможность менее чем за день увидеть все главные континента: в брюссельском парке «Мини-Европа», на площади в 24 тыс. квадратных метров, ютятся копии (в четверть настоящей величины) всего, чем гордятся многие города континента. Тут тебе и Биг-Бен, и Эйфелева башня на расстоянии нескольких шагов друг от друга.

Бельгийский след в мировом искусстве

А если серьезно, то Бельгия, отзывы о которой совершенно не содержат негатива, больше гордится оригиналами произведений искусства, которых тут немало. Например, собор Божьей Матери в Брюгге является обладателем скульптуры «Мадонна с младенцем» авторства Микеланджело. Это единственная статуя Буонаротти, которая покинула Италию еще при жизни мастера, поскольку изначально была предназначена именно для этого храма.

Кроме того, история Бельгии содержит еще одну славную страницу, имеющую отношение не к политике, а к культуре: фламандская живопись - одно из самых выдающихся и самобытных явлений в изобразительном искусстве. Она дала планете таких великолепных мастеров, как Ян ван Эйк, Рубенс и др. Многие полотна, принадлежащие кисти выдающихся художников, хранятся в Королевских музеях изящных искусств, принадлежащих государству.

Туристический рай

В Бельгии каждый найдет себе занятие по душе. Можно увлеченно разглядывать памятники средневековой архитектуры, посетить музей современного скульптурного искусства, поваляться на песочке или отдохнуть в одном из местных пабов: тут варят свыше восьмисот сортов пива (причем разрекламированный всемирно известный "Хайнекен" сами бельгийцы считают чуть ли не наихудшим из них).

Невозможно говорить о Бельгии и не сказать ни слова о знаменитом местном шоколаде, который производится ежегодно в количестве 220 тысяч тонн. Рачительные интернет-исследователи даже подсчитали, что в среднем каждый бельгиец уплетает чуть не по плитке сладкого продукта в день.

Разумеется, это вряд ли соответствует истине, и не только потому, что «есть ложь, наглая ложь и статистика», а еще и по той прозаической причине, что изрядная часть произведенного шоколада экспортируется, а значит, лопают его вовсе не бельгийцы. Которые, впрочем, совершенно не унывают по этому поводу.

Неброская уникальность

Неброская, неагрессивная, зато уникальная, самобытная и неповторимая - вот эпитеты, которых полной мерой заслуживает Бельгия. Интересные факты про «суровые будни» местного населения можно приводить часами. Чего ни коснуться: образа жизни, законодательства или культуры - во всем обнаруживается своеобразный местный подход.

Вот, к примеру, в Бельгии никто не имеет права учиться, поскольку этот процесс трактуется вовсе не как великое и не всем доступное благо, а как докучная обязанность. До 18 - должен учиться, после 18 - ходить на выборы и голосовать. Правда, от столь «оголтелого деспотизма» никто не чувствует себя ущемленным, что доказывает полное отсутствие эмиграции. Отсюда никто не стремится уехать - совсем наоборот. И Бельгия демонстрирует поразительное гостеприимство: занимает второе (после Канады) место в мире по количеству иностранцев, получивших гражданство.

В 57 году до н.э., в результате завоеваний Юлия Цезаря, земли, которые сегодня являются территорией Бельгии, вошли в состав Римской Империи. Новую провинцию, населенную кельтскими племенами, римляне назвали Gallia Belgica.

В 4 веке н.э. упадок Рима привел к передаче контроля над Галлией франкам, германскому племени, которое ослабленная империя использовала в качестве наемников.

Раннее средневековье

К 431 году франки создают собственную империю со своей королевской династией (Меровинги) и столицей. Хлодвигу I удалось одержать победу над последним римским правителем — Афранием Сиагрием — и присоединить к своему королевству север Галлии. Земли новой империи занимали часть территории современной Франции, Бельгии и юго-западной Германии. Через некоторое время Хлодвиг принял христианство, получив поддержку Церкви.

После смерти Хлодвига королевство разделилось на несколько частей, которыми правили сыновья покойного короля. Вновь франкские земли объединились в единое государство во время правления Пипина Короткого, заключившего в монастырь в 751 году последнего из Меровингов. Пипин стал основателем новой династии – Каролингов.

Карл Великий, сменивший на троне своего отца в 768 году, правил почти полвека, став создателем империи, охватившей почти всю континентальную Европу, за исключением Испании и Скандинавии. Большую часть своего правления Карл занимался завоеваниями новых земель, однако, немало он сделал для развития торговли и искусств. Использование бельгийских рек в качестве судоходных путей для организованной торговли началось именно во времена его царствования.

После смерти Карла Великого империя была поделена на три части. По условиям Верденского договора, заключенного в 843 году, каждый из трех внуков Карла получил в свое управление часть земель: западная — досталась Карлу Лысому, центральная – Лотарю, а восточная — отошла Людвигу Немецкому. Большая часть современной Бельгии входила в наследство Лотаря, и только узкая полоса суши к северу и западу от реки Шельда принадлежала Карлу Лысому.

Северо-западная часть Бельгии принадлежала Карлу Лысому лишь номинально, фактически там правил Балдуин Железная рука, который стал первым графом Фландрии. Женившись на дочери Карла, Балдуин начал строительство укрепленных городов для защиты своих земель от грабежей норманнов. Первым был построен Гент (867 год), затем — Брюгге и Ипр.

X-XIV века

Юго-восток современной Бельгии стал частью герцогства Нижняя Лотарингия под управлением немецких королей. В 977 году герцог Лотарингский построил на реке Сенне крепость, ставшую впоследствии основой Брюсселя.

В начале нового тысячелетия норманнские набеги постепенно прекратились, а ситуация в наиболее значимых королевствах Европы стабилизировалась, что стало причиной невиданного доселе расцвета торговли. Импортируя из Англии шерсть и перерабатывая ее в качественное сукно для продажи на континенте, фламандские города богатели и усиливали свое влияние в регионе. К 1300 году Гент, Брюгге и Ипр фактически стали автономными образованиями, выйдя из-под графского контроля.

Само собой, такое положение вещей не нравилось аристократии, которая пыталась вернуть контроль над столь привлекательными источниками богатства. В свою очередь, Франция всячески старалась вернуть под свое влияние Фландрию, которая лишь формально продолжала числиться в ее составе.

Столкновение произошло в 1302 году. В битве при Куртре фламандцы разбили французские войска. Однако нарастающее соперничество между городами привело к раздробленности, и к 1329 году они потеряли свою независимость, а Фландрия вновь попала под контроль Франции, что, в свою очередь, вызвало недовольство Англии.

Англичане прекратили поставки шерсти во Фландрию, а соперничество с Францией вылилось в Столетнюю войну 1337-1453 годов, во время которой фламандские города неоднократно пытались вернуть себе независимость.

В 1384 году Фландрия становится составной частью герцогства Бургундского как наследство жены Филиппа Смелого, управлявшего Бургундией.

XV-XVIII века

Во времена Филиппа Доброго (1419-1467г.) Фландрия процветала в составе Бургундии. Филипп получил контроль над юго-восточными районами, включая Брюссель, Намюр и Льеж. Он подавил независимость городов, введя центральное правление из Брюсселя, и укрепил экономику региона. Правление Филиппа принесло процветание стране, что способствовало расцвету культуры. Появилась целая плеяда талантливых художников: Роберт Кампин, Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден.

После смерти Карла Смелого (сына Филиппа Доброго), не оставившего наследников мужского пола, герцогство Бургундское отошло французской короне. Таким образом, земли современной Бельгии перешли под управление Габсбургов.

При Карле V, ставшем императором Священной Римской Империи, Бельгия была частью его обширных владений, а после раздела Империи отошла Испанской короне. Бельгийские территории входили в Союз 17 провинций (территория Бенилюкса и часть северной Франции).

Восшествие в 1555 году на престол сына Карла V Филиппа II привело к кризису, поскольку резкий испанский католицизм нового короля совпал с ростом протестантизма в Европе. Социальные волнения в городах встретили резкие и жесткие репрессии со стороны власти. В 1581 году Филипп II был низложен. Возникшая Республика Соединенных Провинций последующие десятилетия постоянно боролась за свою независимость. Католические регионы на юге оставались верными Испании, получив известность как Испанские Нидерланды.

В 1648 году, в соответствии с Мюнстерским договором, Испания признала независимость Республики и согласилась перекрыть судоходство по реке Шельда. В результате, Антверпен, Гент и Брюгге потеряли торговое господство в регионе.

По условиям Утрехтского договора 1713 года, Испанские Нидерланды отошли к Австрии. Австрийские правители, как и прежде испанские короли, мало интересовались новыми территориями, экономика которых находилась в упадке. Провинции управлялись губернаторами через Брюссель.

Вступивший на престол в 1780 году Иосиф II попытался провести ряд реформ, в том числе, и административных, упразднявших национальную автономию. Эти попытки привели к восстанию, и к 1788 году все территории бельгийских провинций были освобождены от австрийского влияния почти полностью.

Французский период и Королевство Нидерланды

После Великой революции монархии Европы объявили Франции войну, однако, к 1794 году французам удалось изгнать интервентов со своей земли и перейти в наступление. В результате победы над австрийцами при Флёрусе, бельгийские территории перешли к Франции.

Наполеоновские реформы ликвидировали сословно-феодальные порядки и способствовали принятию прогрессивного законодательства. Восстановилось движение судов по реке Шельда, а для бельгийских товаров открылся французский рынок.

После низложения Наполеона, по решению Венского Конгресса, исторические территории Нидерландов были объединены в одно общее государство – Королевство Нидерланды. Хотя южные провинции и получили некоторые экономические выгоды, однако, по большей части правительство нового государства действовало в интересах севера. Недовольство фламандцев реформами и привилегиями голландцев привели к объединению в единый национальный фронт католиков и либералов.

Независимость и Новейшая история

Буржуазная революция 1830 года в Брюсселе привела к окончательной независимости Бельгии. На лондонской Конференции в том же году крупнейшие страны Европы признали суверенитет нового государства.

При правлении первого короля Бельгии — Леопольда Саксен-Кобурга — начался экономический расцвет.

Во время Первой мировой войны практически вся страна была оккупирована германскими империалистическими войсками. После поражения Германии, по условиям Версальского договора, Бельгия получила часть германских территорий и африканских колоний.

В 1940 году уже фашистская Германия снова вторглась на территорию государства.

В послевоенный период Брюссель постепенно взял на себя роль «столицы» Европы -это штаб-квартира Европейского сообщества и НАТО, а также главный европейский центр международного бизнеса. В 1957 году Бельгия сформировала вместе с Нидерландами и Люксембургом союз — Бенилюкс.

Возможно, самым значительным из послевоенных процессов стала растущая автономия различных регионов. В 1977 году страна была разделена на три административных района: Фландрия, Валлония и Брюссель. В 1980 году это разделение было закреплено в Конституции.

Государство в Западной Европе.
Территория - 30,5 тыс. кв. км. Столица - г.Брюссель.
Население - 10,2 млн. чел. (1998 г.), в том числе фламандцы 51%, валлоны - 41%. Немецкоговорящее меньшинство составляет менее 1%. Официальные языки - французский, нидерландский (фламандский) и немецкий. Религия - подавляющее большинство верующих - католики.

Государственное устройство

По форме государственно-территориального устройства федеративное государство, состоящее из сообществ и регионов. Сообщества строятся по культурно-лингвистическому принципу, а регионы - по языково-территориальному. Бельгия включает 3 сообщества: Французское, Фламандское и Германоязычное и 3 региона: Валлонский, Фламандский и Брюссельский (двуязычный). Переход от унитарного к федеративному устройству в Бельгии произошел 1 января 1989 г. в связи с многолетним конфликтом между двумя основными национальностями - фламандцами и франкоязычными валлонами.

В сообществах и регионах созданы соответствующие представительные и исполнительные органы. Одновременно регионы Бельгии в административно-территориальном отношении делятся на 10 провинций (по 5 во Фландрии и Валлонии).

Действует Конституция 1831 г.

По форме правления Бельгия - конституционная парламентская монархия. Конституция закрепляет принцип разделения властей: законодательная власть осуществляется Королем и Парламентом, исполнительная - Королем и Правительством, судебная - судами. Политический режим - демократический.

Король является главой государства. В соответствии с Конституцией он осуществляет законодательную и исполнительную власть. Законодательные полномочия Король делит с Парламентом, в отношении которого он обладает значительными правами: утверждает и промульгирует законы, принятые Парламентом, может распустить его, созвать на чрезвычайную сессию, отсрочить заседания палат (но не более чем на 1 месяц), вправе оставить у власти Правительство, не пользующееся доверием Парламента, и назначить новые выборы. Отношения Короля с исполнительной властью строятся следующим образом. Король назначает и утверждает министров, однако ни один его акт не имеет силы без контрасигнации (подписи) соответствующего министра, который несет за него ответственность. Особа Короля неприкосновенна (ст.88 Конституции). Он обладает полномочиями в сфере международных отношений: заключает договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, является главнокомандующим вооруженными силами.

Парламент Бельгии - двухпалатный представительный орган. В Палате представителей к началу 2000 г. было 150 депутатов, избираемых на 4 года путем прямых выборов по системе пропорционального представительства. В составе Сената - 71 , из которых 1 - на короны, 40 избираются прямыми выборами (25 во Фландрии и 15 в Валлонии), по 10 человек - из состава Фламандского совета и совета Французского сообщества, 1- из совета Германоязычного сообщества и соответственно по 6 и 4 новых члена кооптируют сенаторы-фламандцы и сенаторы-франкофоны. Срок полномочий Сената также равен 4 годам. В соответствии с реформой 1921 г. право быть избранным в Сенат было ограничено рядом условий (в том числе имущественным цензом), которые не требуются при выборах в Палату представителей. Тем самым как бы подчеркивалась особая роль Сената. Однако обе палаты равноправны, их специфические права незначительны. Поправка, принятая в 1970 г., предусматривает создание в каждой из палат французской и фламандской лингвистических групп, чтобы предотвратить нарушение прав лиц, относящихся к различным языковым сообществам.

Ежегодно обе палаты собираются на сессии, которые длятся не менее 40 дней в году. Заседания палат проводятся раздельно, но в некоторых случаях (например, принятие присяги Короля) они собираются на совместные заседания. В палатах создаются комитеты, которые играют важную роль в законодательной деятельности Парламента. Через них, в частности, проходят все законопроекты. Правом законодательной инициативы обладают все депутаты Парламента и Правительство. Однако процедура принятия законов свидетельствует о приоритете правительственных законопроектов. В то время как правительственный законопроект сразу же после его представления ставится на обсуждение палат, законопроект, внесенный парламентарием, еще до рассмотрения депутатами может быть отклонен председателем палаты, если он решит, что данный билль не заслуживает внимания. В 1980 г. было установлено, что законы, касающиеся национальных и языковых проблем, могут быть поставлены на голосование только при наличии "специального большинства" (присутствие большинства членов в каждой лингвистической группе). Законопроект считается принятым, если за него проголосует не менее 2/3 "специального большинства".

Помимо основной функции - принятия законов Парламент обладает рядом других полномочий: утверждает бюджет, торговые договоры или соглашения, которые налагают на государство какие-то обязательства, ежегодно решает вопрос о численности вооруженных сил, предоставляет натурализацию, назначает членов Верховного суда. Без согласия Парламента Король не может назначить себе преемника при отсутствии мужского потомства, не может стать главой другого государства. Что касается контрольных функций Парламента, то, по существу, они исчерпываются интерпелляциями (запросами) и вопросами.

В Конституции нет определения Правительства, хотя специальный раздел посвящен министрам. Действующие под руководством Премьер-министра, они образуют Совет министров - Правительство Бельгии. Статья 96 Конституции устанавливает, что его члены назначаются и увольняются Королем, однако Король должен образовать такое Правительство, которое пользовалось бы доверием Парламента. В соответствии со ст.99 при формировании правительства учитывается национальный принцип: число министров представителей валлонов и фламандцев должно быть равным. Сразу же после образования Правительства на рассмотрение высшего законодательного органа вносится правительственная программа (декларация). Если программу не одобряет хотя бы одна палата, а Правительство не получает вотума доверия, оно вынуждено уйти в отставку.

Полномочия Правительства законодательно урегулированы в самых общих чертах. Достаточно широкими правами обладает Премьер-министр, хотя в Конституции ничего о нем не сказано. Его полномочия закреплены в ряде нормативных актов (в частности, в Королевском указе 1939 г. о создании службы общего управления и Регентском указе 1946 г.). Глава Правительства определяет основные направления деятельности Совета министров, организует работу его заседаний (сам определяет повестку дня, высказывает мнения, которые ложатся в основу принимаемых решений). Он является связующим звеном между Королем и исполнительными органами, регулярно информирует Короля об основных х, стоящих перед государством, выступает от имени Правительства в Парламенте, излагает правительственную программу и несет за нее ответственность, к нему направляются интерпелляции.

Решения Правительства облекаются в форму королевских указов или министерских декретов. Кроме того, в определенных случаях Правительство осуществляет законодательные функции, делегированные ему Парламентом.

Государственный совет - правовой орган, который решает вопрос о соответствии Конституции законопроектов, представляемых на рассмотрение Парламента. Членов Совета назначает Король пожизненно из лиц, имеющих звание доктора права и не менее 10 лет выполнявших судебные функции или преподававших право в университете. Государственный совет состоит из 2 секций - законодательной и административной. Законодательная секция по требованию парламента и Правительства дает заключения о законности проектов нормативных актов, административная - о признании недействительными актов различных управленческих органов и разбирает административные споры, выступая как кассационная инстанция.

Во главе провинции стоят назначаемые Королем губернаторы, которые управляют совместно с выборными провинциальными советами и постоянными депутациями (исполнительный орган).

Правовая система

Общая характеристика

С момента образования самостоятельного бельгийского государства (1830 г.) основу его законодательства составили пять французских кодексов: Гражданский ("Кодекс Наполеона"), Торговый, Уголовный, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный, которые были изданы в 1804-1910 гг. (см. раздел "Франция"), когда территория Бельгии находилась под властью Наполеона. Все они оказали решающее воздействие на развитие бельгийского права, а Гражданский кодекс действует и поныне. Правда, при сохранении общей структуры заменены целые разделы, включены новые положения, изменились формулировки большинства статей. В частности, в результате реформ 1958 г. и особенно 1976 г. подверглись значительной переработке положения, относящиеся к правам и взаимным обязанностям супругов (заметно расширилась имущественная самостоятельность женщин, хотя юридическое неравенство полов сохраняется). В то же время статьи, регулирующие право собственности и обязательственное право, не подверглись принципиальным изменениям.

Торговый кодекс Бельгии, принятый в 1872 г., включил несколько разделов ранее действовавшего французского Торгового кодекса 1807 г. Он подвергался неоднократным реформам, важнейшие из которых были проведены в 1935, 1956 и 1975 гг. Так, в 1935 г. в него как самостоятельный раздел был включен Закон о компаниях (впоследствии также не раз подвергавшийся изменениям - например, в 1986 г. был издан Закон об индивидуальных товариществах с ограниченной ответственностью единственного участника).

Трудовые отношения в Бельгии во многом определяются Пактом о социальной солидарности, заключенным представителями профсоюзов и предпринимателей в 1944 г. в подполье во время нацистской оккупации. В соответствии с ним участие в управлении производством на предприятиях принимают делегации персонала; на уровне отраслей созданы паритетные комиссии из представителей профсоюзов и предпринимателей; на общегосударственном уровне функционируют Национальный совет труда, Центральный совет экономики и другие органы. Имеется развитая система трудового законодательства, включающая акты, которые регулируют общие условия труда (Закон о труде 1971 г.) и конкретные вопросы найма и увольнения, техники безопасности и др. В частности, Закон о договорах найма 1978 г. ввел понятие "справедливого увольнения", применяемого к конкретному работнику. В соответствии с Законом о коллективных договорах и паритетных комиссиях 1968 г. большинство вопросов трудовых отношений регулируется в коллективных договорах (при их заключении представители рабочих нередко берут обязательство не прибегать к забастовкам, если предприниматели не нарушат условий договора). В коллективных договорах (чаще всего отраслевых) определяются уровни заработной платы, возраст ухода на пенсию, санитарные нормы и др. Права государственных служащих на образование профсоюзов и заключение коллективных договоров признаны в Бельгии с 1974 г.

В стране имеется развитая система социального обеспечения. Законодательство в этой области в основном представляет собой реализацию постановлений Европейского союза (ЕС) и предусматривает условия и порядок назначения пенсий по старости и инвалидности, страхования от безработицы, болезней и др. (например, Закон 1971 г. и Королевское постановление 1987 г. о пособиях при несчастных случаях на производстве).

Законодательство об охране пр включает и акты общего характера, и весьма конкретные. Один из общих актов - Закон о сохранении природы 1971 г., предусматривающий защиту флоры, фауны, лесов, создание национальных парков. В 1960-х гг. были изданы законы о защите моря от загрязнений топливными отходами (1962), о борьбе с загрязнением атмосферного воздуха (1964), Королевский декрет о требованиях, предъявляемых к питьевой воде (1965) и др. В 1975 г. издан Закон о защите животных, установивший уголовные санкции за жестокое обращение с ними. В 1988 г. - королевские постановления о мерах против загрязнения воздуха ными выхлопами и о мерах по сохранению рыбных запасов.

Действующий Уголовный кодекс 1867 г. составлен под влиянием французского УК 1810 г., однако существенно отличается от него, в том числе в трактовке ряда институтов Общей части (покушение, соучастие и др.), в стремлении к большей индивидуализации наказания в духе буржуазно-либеральных уголовно-правовых идей. С 1976 г. после создания соответствующей комиссии ведутся работы по подготовке нового уголовного кодекса. Смертная казнь, хотя и предусматривалась УК 1867 г., фактически была отменена за общеуголовные преступления с 1863 г. После казни нацистских преступников и коллаборационистов в 1944-1950 гг. смертные приговоры в исполнение не приводились. В 1996 г. Парламент Бельгии отменил смертную казнь за все преступления.

Уголовно-процессуальный кодекс 1878 г. с момента его принятия и по настоящее время включает целые разделы из УПК Франции 1808 г. В 1967 г. был принят Судебный кодекс, который регулирует "организацию судов и трибуналов, их компетенцию и процедуру деятельности" (ст.1). Сего принятием был отменен ранее действовавший Гражданский процессуальный кодекс, а регулируемым им прежде вопросам ныне посвящен раздел IV Судебного кодекса ("О гражданской процедуре").

Наряду с указанными основными кодексами действует ряд консолидированных актов, которые нередко (официально или в частных публикациях) также называются кодексами: Избирательный, Лесной, Сельскохозяйственный, Налоговый и др.

Начиная с 1960-х гг. в Бельгии работает комиссия по подготовке к изданию на нидерландском языке (на нем говорит около 55% населения) текстов Конституции, кодексов и других важнейших законов. В результате официально изданы пользующиеся одинаковой силой с французским оригиналом нидерландские тексты Конституции, Гражданского и Уголовного кодексов и других актов.

Научные исследования в области права сосредоточены на юридических факультетах Свободного университета в Брюсселе, Католического в Лувене, а также университетов в Генте и Льеже.

Судебная система. Органы контроля

Высшее звено бельгийской судебной системы, подвергшейся основательной реформе в 1967 г., - Кассационный суд (Брюссель). Он состоит из 25 судей во главе с первым председателем, которые рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на приговоры и решения любых судов, но только по вопросам права, а не факта. Его решения выносятся всегда только по конкретным делам, но оказывают существенное влияние на судебную практику в целом. В стране имеется 5 апелляционных судов (в Антверпене, Брюсселе, Генте, Льеже и Монсе), которые рассматривают жалобы на постановления трибуналов первой инстанции по гражданским и уголовным делам, а также на решения коммерческого трибунала, и 5 апелляционных судов по трудовым спорам (в тех же городах), которые рассматривают жалобы на решения соответствующих трибуналов (в Бельгии, как и в ряде других стран, термин "трибунал" нередко используется для обозначения судебных органов с ограниченной компетенцией либо низших инстанций). В каждой из 9 провинций Бельгии раз в квартал собираются сессии суда присяжных, рассматривающего дела о наиболее серьезных преступлениях. Он состоит из 3 профессиональных судей и 12 присяжных заседателей. Приговоры суда присяжных не могут быть обжалованы в апелляционные инстанции, и лишь Кассационный суд вправе отменить их.

Основное звено бельгийской судебной системы - трибуналы первой инстанции, по трудовым спорам и коммерческие. Эти трибуналы функционируют в каждом из 26 судебных округов. Трибуналы первой инстанции состоят из 1 или 3 профессиональных судей и рассматривают основную массу гражданских дел, а также уголовные дела о всех преступлениях, за которые может быть назначено свыше 7 суток ареста, за исключением отнесенных к компетенции суда присяжных (при разбирательстве уголовных дел они называются "исправительными трибуналами"). Они рассматривают также жалобы на постановления мировых судей по гражданским и уголовным делам.

Трибуналы по трудовым спорам состоят из одного профессионального судьи и представителей (по одному) от предпринимателей и наемных работников. Они рассматривают конфликты, связанные с увольнением, споры о компенсации по поводу несчастных случаев на производстве, о пенсионном обеспечении и т.п.

В состав каждого коммерческого трибунала входят наряду с профессиональным судьей по 2 представителя деловых кругов - торговцев, предпринимателей и т.п. Они рассматривают дела по первой инстанции, главным образом споры, возникающие в сфере торговых отношений, а также жалобы на соответствующие решения мировых судей.

Низовое звено системы - мировые суды, в которых судьи единолично рассматривают дела о малозначительных преступлениях (в этом качестве они называются "полицейскими судами"), споры по гражданским и торговым делам с небольшой суммой иска, а также некоторые споры неимущественного характера (семейные и т.п.). При разбирательстве гражданских дел обязательна предварительная процедура, цель которой - примирение сторон. Имеются также суды по делам несовершеннолетних.

В начале 1980-х гг. в системе бельгийских судебных учреждений появился Арбитражный суд. Он рассматривал жалобы на нарушения прав "нации и гражданина" и мог признавать недействительными - в силу противоречия Конституции и правам человека - законодательные акты или их отдельные положения, подзаконные акты, а также постановления местных органов самоуправления. В 1988 г. он был преобразован в Конституционный суд. В законе, определившем его компетенцию, подчеркивается, что он контролирует соблюдение конституционных прав и свобод не только отдельных граждан, но и национальных общин и меньшинств.

В соответствии с поправками к Конституции от 20 ноября 1998 г. в Бельгии учрежден Высший совет правосудия, состоящий из равного числа магистратов судейского корпуса и прокуратуры, с одной стороны, и назначаемых Сенатом представителей гражданского общества - с другой. Этот орган самоуправления судейским сообществом выдвигает кандидатов для назначения на должности судей и прокуроров (производится монархом), отвечает за подготовку судей и прокуроров, готовит предложения по организации и деятельности судебной системы, осуществляет общий надзор за функционированием последней. Судьи назначаются пожизненно. Они уходят в отставку по достижении установленного законом возраста.

Прокуратура функционирует под эгидой Министерства юстиции. При Кассационном суде действуют первый генеральный прокурор и несколько его помощников - генеральных адвокатов, которые дают заключения по правовым вопросам. В апелляционных судах, а также в апелляционных судах по трудовым спорам выступают генеральные прокуроры, генеральные аудиторы, генеральные адвокаты и другие чиновники; в трибуналах первой инстанции и коммерческих трибуналах - королевские прокуроры или их заместители, которые поддерживают обвинение по уголовным делам либо дают заключения по некоторым категориям гражданских дел (разводы, банкротства и др.). В трибуналах по трудовым спорам в качестве представителей прокуратуры выступают аудиторы по трудовым спорам или их заместители.

Правовой статус адвокатов определяется Судебным кодексом 1967 г. В соответствии с ним функции адвоката может выполнять лишь тот, кто является бельгийским подданным либо гражданином одной из стран ЕС, имеет диплом доктора права, принес присягу и зачислен решением совета "Орден адвокатов" в состав адвокатской корпорации либо в список стажеров. Как правило, для получения правомочий адвоката необходима 3-летняя стажировка. В Кассационном суде могут выступать по гражданским делам лишь адвокаты, назначенные Королем в "Орден адвокатов при Кассационном суде" по рекомендации этого суда и министра юстиции из опытных адвокатов с 10-летним стажем.

Высшим органом финансового контроля является Счетная палата, члены которой назначаются Палатой представителей. На Счетную палату возложена обязанность по рассмотрению и упорядочиванию счетов общего управления и всех тех, кто подотчетен государственному казначейству. Она следит за соблюдением бюджетной дисциплины, осуществляет общий контроль за операциями, связанными с установлением и взиманием налогов, утверждает счета различных государственных административных органов и обязана собирать с этой целью любые сведения и необходимые отчетные документы. Общий государственный финансовый отчет предоставляется Палате представителей с замечаниями Счетной палаты

Бельгия - небольшая европейская страна с длинной и запутанной историей, которая нередко перекликалась с другими государствами. Чем характеризуется современное население Бельгии? Узнаем об этом далее.

Краткий обзор

Королевство Бельгия расположено в западной части Европы. Его окружают Нидерланды, Франция, Люксембург и Германия. На северо-западе находится Северное море. Бельгии составляет 368 человек на квадратный километр, а площадь страны равняется 30 528 км. кв.

Государство прошло долгую историю, побывав в составе Римской Империи, Бургундского герцогства, Нидерландов и Франции. Полную независимость Бельгия получила в 1839 году, заявив о ней ещё в 1830. С тех пор она представляет конституционную монархию, управляемую королем.

Столицей государства и крупнейшим городом является Брюссель. Здесь расположены офисы и штаб-квартиры международных сообществ, членом которых является Бельгия (НАТО, Евросоюз, секретариат Бенелюкса). Крупными городами являются также Брюгге, Антверпен, Шарлеруа, Гент.

Население Бельгии

Государство занимает 77-е место в мире по количеству жителей. Численность населения Бельгии составляет 11,4 миллиона человек. Естественный прирост в общем положительный. Рождаемость всего на 0,11 % выше смертности.

Процент молодого населения постепенно уменьшается, начиная с 1962 года. Тогда дети возрастом от 0 до 14 лет составляли 24 % всех жителей, сейчас - 17,2 %. Однако в последние годы тенденция снова стала положительной. Жители старше 65 лет составляют приблизительно 18,4 %, почти 64,48 % приходится на возраст от 15 до 64 лет.

Половую структуру населения более детально демонстрирует таблица. Бельгии присуще преобладание женского населения.

По данным за 2016 год на одну женщину приходится 1,78 детей, а размер семьи составляет 2,7 человека. В среднем женщины рожают первого ребенка в возрасте 28 лет. Преобладающее число детей появляется в полноценных семьях с двумя родителями.

Этнический состав

Население Бельгии состоит из двух крупных этнических групп: фламандцев (58 %) и валлонов (31 %). представлены французами, итальянцами, нидерландцами, испанцами и немцами. В стране проживает почти 9 % иммигрантов. Сюда входят поляки, марокканцы, турки, индийцы, французы, итальянцы, конголезцы и другие.

Фламандцы и валлоны - коренные жители. Первые являются потомками фризов, саксов, франков и батавов. Родным языком для них считается нидерландский и его многочисленные диалекты. Валлоны значительно уступают фламандцам в численности. Они являются потомками романизированных кельтских племен - белгов. Разговаривают на французском и валлонском языках.

В Бельгии действуют три национальных языка. На нидерландском разговаривает около 60 %, на французском - почти 40 %, на немецком - меньше одного процента жителей. Три четверти населения придерживается католицизма, остальные исповедуют другие религии, среди которых преобладают ислам и протестантизм.

Культурные споры и различия

Население Бельгии характеризуется заметными различиями между коренными этносами. Культура фламандцев ближе всего к голландцам. Они населяют северную область страны, называемую Фландрией. Искусство, архитектура и народно-поэтическое творчество, в силу исторических событий, тесно связаны с Нидерландами и Люксембургом. Многие деятели культуры создавали свои произведения на нидерландском языке.

Валлонам по духу ближе всего французы. Они разделяют с ними язык, хотя другие аспекты жизни все же отличаются из-за влияния германских племен. Валлонский регион охватывает пять провинций на юге страны, с центром в Намюре.

Фламандцы с давних времен конкурируют с валлонами. Первые претензии озвучивались сразу после объявления о независимости страны, так как официальным языком на всей территории стал французский. Фламандцы незамедлительно заявили о неравенстве, начав отвоевывать свою идентичность. Экономические и культурные споры возникали на протяжении всей истории Бельгии, вплоть до современных дат.

Занятость

Рабочее население Бельгии составляет 5, 247 миллиона человек. Уровень безработицы достигает 8,6 %, что ставит страну на одно из первых мест в Европейском Союзе. Не смотря на это, ВВП государства составляет 30 тысяч долларов на душу населения.

Большое количество безработных и довольно умеренные темпы развития экономики Бельгии связаны с недостаточной конкурентоспособностью и отсутствием приспособленности к новым условиям рынка. С появлением новых лидеров в индустрии на главную продукцию страны - текстиль, продукцию машиностроения, стекло, неорганическую химию - упал спрос.

Жителей заняты в сфере услуг, что также замедляет реструктуризацию хозяйства. В настоящее время сельским хозяйством занимается приблизительно 1 % работоспособного населения. На сферу услуг приходится 74 %, на промышленность - 24 % жителей страны. Остальные занимаются недвижимостью, финансами, транспортом и коммуникациями.




Top