Белгородская рубаха. Белгородский народный костюм

Одежда Оскольского региона

Мужская одежда Старооскольского уезда.

Народный костюм Белгородчины - сложившийся на протяжении веков комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался жителями, населявшими территорию современной Белгородской области , в повседневном и праздничном обиходе.

Характерные особенности

Белгородский народный костюм является уникальным памятником материальной и духовной культуры народа, определённой эпохи. В его создании принимали участие славянские племена, этнические и социальные слои общества .

Костюмы Белгородчины можно разделить на три этнографических подрегиона (локуса): Белгородско-Курский, Белгордско-Оскольский и Белгородско-Воронежский. Иногда выделяется Украинский этнографический подрегион, особенно ярко проявляющийся в Ровеньском районе . Для Белгородчины были характерны как черезполосное русско-украинское расселение (Курская губерния), так и сплошное заселение (юго-запад Воронежской губернии) . Особо выделяются костюмы различных групп однодворцев .

Будучи центром Белгородского уезда огромной Киевской губернии , а затем и центром Белгородской губернии , и являясь одним из городов-форпостов Белгородской засечной черты , Белгород «собрал под своей крышей» на территории Дикого поля людей разных социальных слоёв, этнических групп и национальностей. Это сказалось и на судьбе народной одежды, в частности, как по широте и глубине связей с культурами других народов, так и по богатству художественного выражения его целостного «образа» .

Во-первых, это функциональность русского народного костюма края. В этом аспекте следует рассматривать многообразие её видов: сезонной, будничной или повседневной, праздничной, приспособленность к климату, хозяйственному укладу, семейному быту. Иными словами, добротность, удобство и красота народного костюма Белгородчины наиболее полно соответствуют его функциональным требованиям.

Другая её черта - её конструктивность. Это предельная предельная простота, доступность в изготовлении и экономичность в расходовании сырья.

Третья черта - непревзойдённая декоративность. Она достигалась путём комбинирования тканей разного качества и цвета, наличия вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения. Декорация одежды имела и функциональное назначение, связанное с верованием предков, их мировоззрением.

Четвёртый признак народного костюма региона - его комплексность, отражённая во во всех регионах края: комплекс понёвный, с андараком , сарафанный и парочка. Комплексность костюма, преимущественно женского, связана не только с социально-бытовыми факторами, но и с возрастными традициями: девочка, девушка, невеста, молодуха, замужняя женщина зрелого и преклонного возраста, старуха.

Мужская одежда

Рубаха и порты

Мужская одежда Белгородчины однотипна по покрою и практически однообразна по составу. Основу мужского костюма составляет рубаха туникообразного покроя. Повседневная будничная рубаха шилась из сурового полотна - пестяди (ткань из остатков пряжи льна и шерсти), а праздничная или обрядовая изготавливалась из отбеленного полотна.

Поскольку домотканый холст был узким, по бокам пристрачивали перегнутые вдоль прямые или косые полотнища («бочки»). Для расширения подола рубахи по бокам нередко вставляли «клинья». Рукава прямого покроя без манжет пришивались к центральному полотнищу. Под мышками вшивались кусочки кумача (ткань, окрашенная в красный цвет) прямоугольной или ромбовидной формы - «ластовицы». Они придавали рубахе объёмность, предохраняя её от разрыва при резких и широких движениях рук. Благодаря «ластовицам», рубаха служила дольше, так как по мере испревания их выпарывали и заменяли новыми. Длина мужских рубах значительна. Причём у мужчин зрелого возраста она достигала колен, у парней и мужчин помоложе была выше. Изначально рубахи не имели отложных воротников, однако сегодня можно встретить как рубахи-«голошейки», присборенные в мелкую складку на вороте, так и рубахи с небольшим воротником-«стойкой». Полагают, что воротник-«стоечка» и тем более отложной воротник - отзвук древнерусской одежды служилых людей времён царской опричнины . Также отложной воротник, косые полики с декоративным оформлением вышивкой привносили в народный костюм переселенцы из Брянска. Также из брянского костюма заимствованы кички с бисерным «подзатыльником», широкие бисерные «гайтаны» нагрудного и наспинного исполнения .

Рубаху носили навыпуск, подпоясывая поясом, подпояской, покромой (последние два названия более употребимы в Белгородско-Воронежском регионе). Будничные и праздничные мужские пояса отличались качеством, формой и способом изготовления. В повседневном быту носили преимущественно однотонные узкие, свитые из двух прядей, плетённые в четыре пряди на бёрдышках, связанные на спицах с небольшими махрами (кисточками) на концах, завязывая на левом бедре узлом. В праздничные дни, и особенно на годовые праздники, надевали длинные, более широкие, вязанные или тканные на стане пояса (подпояски, покромки) ярких, сочных тонов, «прорезанные» вдоль полосками жёлтого, зелёного, малинового, пурпурного, фиолетового цвета, с кистями, украшенными бахромой, бисером, позументом, каменными цветными пуговицами. Пояс оборачивали вокруг талии 2-3 раза. Концы с обеих сторон затыкались под пояс и свешивались вниз.

Верхняя одежда

Разнообразна была верхняя мужская одежда: жилет , кафтан , поддёвка , зипун , бекеша , тулуп , шуба , каратай , полушубок , армяк , халат , кожу́х . В праздничные дни носили кафтаны (поддевки) из домотканого или фабричного чёрного, синего, коричневого сукна.

Кафтан - приталенная одежда до колен, с выкойными рукавами, небольшим стоячим или отложным воротником, с запахом на правую сторону, на крючках или пуговицах. Он мог быть с цельной спинкой со сборами на боковых швах. либо с отрезной спинкой и раскошенной задней нижней частью, с клиньями в боковых швах. Подкладка могла отсутствовать либо делалась до талии. С боков прорезались вертикальные карманы. Суконные кафтаны отделывались плисом по борту, воротнику, обшлагам и карманам.

В будние дни мужчины носили зипуны из серьмяги (грубого домотканого неокрашенного и неотбеленного сукна серого или бурого цвета; армячины) с широким запахом налево, с косым вырезом на груди, без воротника, длиной ниже колен, подпоясавшись подпояской. В холодное время года, особенно в дорогу, поверх зипуна или полушубка мужчины одевали армяк или халат, сшитый из толстого домотканого сукна (армячины), окрашенное в чёрный или тёмно-коричневый цвет. Этот халатообразный, без застёжек, с глубоким запахом налево, с клиньями бо бокам, с большим отложным воротником вид одежды также носили с поясом.

Помимо сукна, наиболее распространённым материалом для изготовления тёплой одежды была дублёная овчина. Простые люди носили «нагольные» (кожей наружу) кожуха, а богатые покрывали их сверху сукном, нарядной тканью. Впоследствии долгополые кожухи стали называться тулупами или шубами, а короткие - полушубками. Однако тулупы надевали в дорогу поверх полушубка, зипуна или поддевки с кушаком или нараспашку. Это была длинная, до пят зимняя одежда из дублёной овчины, мехом внутрь. распашная, с широким запахом налево, без застёжек. А шубу шили из дублёной и окрашенной овчины. Белая, чёрная или красно-коричневая, иногда крытая сукном, она имела отрезную выкройную спинку, присборенную и слегка расширенную юбку, невысокий, стоячий меховой воротник, прорезные карманы, отделанные мехом, застёгивалась на крючки. Полушубок имел аналогичный крой, но был значительно короче.

Головные уборы

Мужские головные уборы имели несколько типов и разновидностей: кожаные, меховые, валяные и плетёные.

Мужские головные уборы имели несколько типов и разновидностей: кожаные, меховые, валяные и плетёные. Более архаичные - меховые и кожаные колпаки островерхой формы. Основным типом головного убора более поздней эпохи является валяная из овечьей шерсти тёмного цвета шляпа -грешневик (шапка-валенка) цилиндрической формы с овальным верхом и узкими немнущимися полями. Повсеместно широко бытовала шапка-куркуль, изготовленная из чёрной овчины мехом вверх, в форме усечённого конуса. Из меха овец, волов, лис, зайцев шили

Традиционный костюм Белгородской губернии отражает историю заселения этого края. Здесь бытовали два комплекса женской одежды, сложившихся в России, - сарафанный и поневный.

Основные черты костюма.

Рубаха женская Село Шараповка Новооскольского района Белгородской области.

В одежде Белгородского края при всем ее разнообразии и уникальности проявлялись черты, свойственные общерусской и южнорусской культуре. Общие элементы костюма - рубаха с плечевыми вставками, набедренная одежда из клетчатой материи, рогатые головные уборы, украшения лентами. К типично южнорусским чертам относятся сложносоставные головные уборы, темный цвет понев, яркий декор чередующихся полос вышивки, лент и аппликаций.

На Белгородчине было сильно влияние украинской культуры. После административного разделения, проведенного Екатериной II, на территории губернии оказалось много украинских сел. Русские и украинцы начали перенимать друг у друга некоторые традиции в костюмах, вышивке и украшениях.

Женские рубахи

Декор оплечья рубахи женской. Алексеевский район Белгородской области.

Белгородские женщины носили рубахи с прямыми поликами (редко с трапециевидными, бытовавшими на юге России). Рубаха состояла из верхней части - стана, сшитого из тонкой материи, и нижней - подставы из грубого полотна, которую по мере изношенности отпарывали и пришивали новую.

Самый распространенный материал для рубах - замашка - конопляная материя домашнего производства. В селах с развитым искусством ткачества мастерицы изготавливали узорные полотна в технике белым по белому) с рельефными геометрическими орнаментами. С середины XIX века для верхней части рубах стали использовать хлопчатобумажные ткани: ситец, сатин, кисею и миткаль, а в самых богатых семьях их шили целиком из атласа.

Рубаха - один из древних предметов одежды, с которым связано немало традиций и ритуалов. Особая тема - украшение рубах вышивкой. Это было чрезвычайно важное и ответственное дело, поскольку узоры, размещенные на вороте, подоле и манжетах рубахи несли не только эстетическую, но и сакрально-защитную функцию. Кроме того, белгородские женщины украшали специальными символами плечи и предплечья, чтобы из рук никогда не уходила сила, так необходимая для работы на земле.

В большинстве белгородских деревень были в ходу геометрический и растительный орнаменты, которые вышивались счетной гладью или крестом. В цветовой гамме вышивок преобладал красный цвет, а также сочетание красного и черного.

На востоке края по одной из древних традиций Белгородчины вышивку делали только черными шерстяными нитками в технике набор. В местах ее бытования лучше всего сохранились архаичные линейно-геометрические орнаменты.

В XIX веке в пограничных районах русские крестьянки охотно перенимали украинский обычай украшать одежду реалистичными изображениями цветов роз, васильков, ромашек, сплетенных в гирлянды, и даже вазонов с букетами. В то время на обёртках популярного в народе брокаровского мыла печатались образцы узоров для вышивок в русском стиле, которые разрабатывали профессиональные художники.

Брокаровское мыло. Новая Заря

Брокаровское мыло - мыло производства компании Брокар и Ко, основанной Генрихом Афанасьевичем Брокером. Этот французский парфюмер переехал в Россию в середине XIX века, а в конце столетия основал собственную парфюмерную компанию, которая после революции получила название Новая заря.

Понева

Понева - один из самых древних элементов русского женского костюма.

В XIX веке ее носили лишь в южных губерниях.

Ранний вариант поневы представлял собой несколько сшитых шерстяных полотен, отходящих от пояса. Со временем у нее появились разновидности, например глухая понева, распространенная на Белгородщине. Ее шили из четырех полотен - на заднее и боковые шла шерстяная клетчатая материя, на переднее - черная прошва.

Понева имела ритуальное значение. В древности девушка впервые надевала ее в период созревания, что означало ее готовность к сватовству. Позднее в поневу стали обряжаться в день свадьбы. Ее сакральное значение определялось в том числе и вышитыми на ней орнаментами, символизировавшими жизнь, плодородие, землю, материнство. Богатым декором отличались поневы молодых замужних женщин.

На рубеже XIX-XX столетий этот элемент одежды помимо вышивки и узорного тканья оформляли лентами, тесьмой и аппликациями из разноцветных тканей. В ряде сел самым красивым декором считалась отделка гарусом - кручеными шерстяными нитками сочных цветов, контрастировавших с темным полем поневы.

Сарафан

Поневный комплекс. Село Розоватое Старооскольского района Белгородской области.

Сарафаны появились позже поневы и считались более современным видом одежды. В Белгородском крае поневу носили местные жители, а также выходцы их рязанских, тульских и орловских земель. Сарафаны же бытовали у выходцев из среднерусских губерний, в частности из Московской. В отдельных деревнях поневы и сарафаны пользовались одинаковой популярностью.

На Белгородчине носили все известные типы сарафанов: туникообразный, прямой и множество разновидностей косоклинного. Позднее появились сарафаны, по покрою напоминавшие платья. Их называли саяны и шили исключительно из фабричных тканей. Традиционные виды сарафанов - туникообразные и косоклинные - изготавливали из волосени - домотканой материи черного цвета. Вышивок на них не делали, зато обильно украшали атласными и узорчатыми лентами, полосами парчи, тесьмой и позументом.

Пояс

И поневы, и сарафаны дополняли поясом, который наряду с выполнением сакральной функции оживлял красочность костюма. На Белгородчине его называли подпояском. Самый распространенный вид пояса - длинный полосатый кушак. Его изготавливали на стане, на бедрышке, на дощечках, на пальцах, на вилочке, на спицах.

В курской части губернии носили полосатые, так называемые корейские, пояса, купленные на Курской ярмарке близ Корейского монастыря. Их делали из домотканой мягкой и тонкой пряжи приглушенных цветов.

За исключением Приосколья, на всей Белгородчине носили фабричные пояса из однотонной материи с цветными полосками по краям. Женщины украшали их вышивкой, блестками, бисером и кружевом.

Костюм с юбкой

Костюм парочка. Село Шаталовка Старооскольского района Белгородской области.

Комплекс с юбкой появился в Белгородском крае в XVII веке. В то время в южные регионы России начали переселяться служилые люди с польско-литовской границы. В их костюмах имелись детали, характерные для польской одежды: большой отложной воротник, полосатая или однотонная юбка, жилетка. Эти элементы со временем прочно вошли в обиход жителей многих южнорусских губерний.


Понева краснополоска. Село Роговатое Старооскольского района Белгородской области.

До середины XIX века юбки в таких комплексах шили из домотканины, позже - из покупных тканей. Переход на материю фабричной выделки сказался на фасоне изделий - они стали пышнее, их начали украшать широкими рюшами. Также из мануфактурных тканей изготавливали жилеты и фартуки, а вот рубахи до начала XX века кроили из домотканых материалов и оформляли вышивкой.

Пояса чаще всего также были домашнего производства.

Городская мода вошла в деревню, и с ней юбочный комплекс стал утрачивать старинные традиции. Вместо рубах начали носить кофты из той же ткани, что и юбки. Подобные парочки крестьянкам пришлись по вкусу, они выглядели по-городскому, а значит, современно, а кроме того, избавляли от необходимости вышивать их.

Они стали столь популярны, что вытеснили практически все виды старинной одежды, лишь в некоторых селах на свадьбы и праздники продолжали надевать традиционные костюмы.

Украшения

Серьга. Село Доброе Грайворонского района Белгородской области.

В общем оформлении костюма жительницы Белгородщины старались подчеркнуть связь женского начала с солнцем, светом и добром, то есть с тем, что в языческом мировоззрении славян символизировали птицы.

Большую роль в декоре костюма отводили украшениям. На всей территории края женщины носили бусы из стекла и поделочных камней, кресты, ладанки, мониста и бисерные ожерелья в виде сеток. В Воронежско-Белгородском районе комплект украшен ий дополняли грибатками - круглым или полукруглым ожерельем из тесьмы, расшитой бисером и золотыми нитями. В селах, расположенных на берегах реки Пены, носили наспинные украшения из лент с текстильным узором, которые надевались как пелерина.

Обувь

Обувь белгородских крестьян служила показателем не только благосостояния семьи, но и ее этнической принадлежности. Так, в русских деревнях носили в основном московские лапти косого плетения с круглым мысом.

Сарафанные комплексы.

Праздничный вариант их в белгородских селениях называли по-разному: писаные, с гарусом, с венчиками, дробненькие. Их делали из мелкого лыка, выплетая на мыске затейливые узоры.
Летом во многих деревнях носили чуни - разновидность лаптей, сплетенных из конопляных веревок.

Кожаная обувь у русских крестьян была редкостью. В украинских селах, напротив, носили сапоги, башмаки и черевики - открытые туфли с закругленным мыском и наборным каблуком. Их изготавливали из кожи грубой выделки.

В начале XX века по всей Белгородчине распространилась мода на городскую обувь - щиблеты, гусары и особенно румынки - высокие кожаные ботинки на шнуровке. Зажиточные крестьяне носили их в будни, а бедные - исключительно по праздникам.



По материалам журнала Куклы в народных костюмах.

Тема: «Народный костюм Белгородской области»

  • Цель работы: Изучение истории развития особенностей русского народного костюма.

Задачи:

  1. Кому принадлежал этот костюм?

Методы и приемы работы : сбор, классификация и систематизация материала, анализ моделей, созданных на основе народного костюма.

Объект исследования : народная одежда.

Предмет: русский народный костюм.

Актуальность: русский народный костюм – символ богатейшей истории края, связующая нить дней сегодняшних и давно минувших.

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Литература и источники

«Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями и талантами. Громадно, обширно наследство русского народа. Веками копилось оно, и вкладывали русские люди в него не только свой труд, но свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести.»

(Полина Зорина)

Введение

Наш класс часто бывает в нашем школьном историко-краеведческом музее. Совсем недавно там появились новые экспонаты. Мое внимание привлек яркий женский наряд. Руководитель музея Козлов В.В. пояснил, что этот народный костюм передала в дар нашему музею Гридчина Валентина Гавриловна.

Меня этот костюм очень поразил своей яркостью, необычной формой, украшениями и узорами.

Я решила выяснить:

1. Кому принадлежал этот костюм?

  1. Каково предназначение наряда?
  2. Из каких элементов состоит женский народный костюм?
  3. Какую тайну хранит его нарядное узорочье?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо было провести глубокое исследование.

Мое исследование необычайно интересно, так как можно узнать очень много нового о костюме и традициях родного края.

Основная часть

Гридчина Валентина Гавриловна проживает в настоящее время в городе Шебекино. В телефонном разговоре с ней я выяснила, что костюм принадлежал её матери Курепиной (в девичестве Сотниковой) Матрене Михайловне. До замужества она проживала в селе Тимоново Валуйского района Белгородской области. Вышла замуж в 1925 году и костюм был подготовлен (справлен – как говорили в старину) к свадьбе. Подсчитав годы, я выяснила, что костюму 90 лет. Валентина Гавриловна посетовала на то, что костюм полностью не сохранился.

Мне стало интересно, и я решила узнать подробнее о народном костюме своего родного края.

Из исторических книг, от руководителя нашего школьного музея я узнала, что до 1954 года территория нынешней Белгородской области никогда не была самостоятельным образованием, а входила в состав других губерний.

Белгород «собрал под своей крышей» на территории «дикого поля» людей разных социальных слоев, этнических групп и национальностей. [ 1 ]

Поэтому народная одежда Белгородчины отличалась большим разнообразием костюмов. На формирование народного костюма Валуйского района повлияли переселенцы из Литвы, Украины, Польши. В разных сёлах, а иногда и на территории одного села можно было встретить разные комплекты народной одежды. Особенно это относится к женскому костюму.

2 – М.С. Жиров «Народная художественная культура Белгородчины»

Традиционная русская одежда изготавливалась из тканей домашней выработки (льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной) , а также из покупной ткани (шелковой, шерстяной, хлопчатобумажной, парчовой).

Основой народного женского костюма была рубаха. Шили рубаху до пят или до пояса. Ее шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного или конопляного полотна. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но и оберегала, защищая женщину. Элементы, составляющие мотив белгородских узоров, имеют древнейшее происхождение и напрямую связаны с почитанием культа языческого божества нашими предками посредством знаков-символов, оберегов. Особенно тщательно украшались вышивкой края одежды (ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи в, в которой косили), там, где злые силы могли подобраться к человеку.

Следующим элементом женского народного костюма являлся сарафан. Его носили девушки до замужества. Одежда семейных женщин включала в себя поневу. Понева – домотканая клетчатая юбка из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. Поневу обшивали лентами и тесьмой. К поясу было почтительное отношение. Веря в его магическую силу «оберега», люди вкладывали в его изготовление много творчества и мастерства.

Красочно дополняла женский костюм Белгородского региона еще одна его деталь – завеска (запон, передник, фартук). Передники носили и девушки, и женщины.

В своем исследовании я выявила и многообразие бытовавших в нашей местности головных уборов. Это «бархатник», «повойник», «чепец», «кичка», «кокошник», «кочаток». И, конечно, головные платки были всегда в ходу. Носили головные платки, как девушки, так и женщины. Девушки завязывали платок спереди, либо, сложив в широкую полосу, сзади под косой. Женщины, убрав волосы под платок, завязывали его на затылке.

В русском народном костюме всегда присутствуют три цвета: красный, черный и белый. Самым любимым в нашем крае считался красный цвет с огромным множеством оттенков. Каждый оттенок имел определенный символ. Красный цвет был символом солнца. На женской одежде он символизировал вечный союз с черной землей. Белый цвет означал благородство и духовность. Черный цвет, излюбленный на Белгородчине, являлся символом матушки-земли.

Заключение

Добротность, естественность, красота и простота – главный итог воплощенного в одежде труда селян.

Русский народный костюм – символ богатейшей истории края, связующая нить дней сегодняшних и давно минувших.

Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. [ 2]

Список литературы:

  1. Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство»,

Москва «Просвещение», 2007г.

  1. Горяева Н.А. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2008г.
  2. Мерцалова М.Н. «Поэзия народного костюма», Москва, 1975 г.
  3. Калмыкова Л. «Народная одежда», Тверь, 1995г.
  4. Жиров М.С. «Народная художественная культура Белгородчины», 2000г.
  5. Савенкова Л.Г. «Изобразительное искусство» - М. : Вентана-Граф, 2013.

В Белгородской области, образовавшейся в результате соединения юго-восточной части Курской области и нескольких западных районов Воронежской области, оказался практически весь спектр видов костюма, сложившегося в России. Средоточие на Белгородчине многообразных форм народной одежды обусловлено прежде всего историческими особенностями заселения края. При всем разнообразии традиционно-бытовой культуры Белгородчины в ней проявлялись сходные черты, характерные как для общеславянской, так и для общерусской и южнорусской культур. Рубахи с поликами, клетчатая набедренная одежда, «рогатость» головных уборов, украшения в виде лент в той или иной степени присутствуют в одежде всех восточнославянских народов. Типично южнорусскими можно считать преобладание черного цвета в понёвах и сарафанах, их яркая декорировка ярусами лент и ковровой вышивкой, многосоставные головные уборы. Сказалось в белгородском костюме также и украинское влияние, обусловленное большим количеством украинских сел на территории области. Русские крестьянки перенимали отдельные детали одежды, вышивку, украшения.

Возрождение России начинается с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков, где живет, историческая память и плодоносят, те корни, которые дают нам, ныне живущим, силы и разум вспомнить, вернуть, собрать в самую сердцевину обычной жизни ощущение ее цельности и полноты миропонимания, познания внутреннего мира людей старшего поколения. Это их трудом и талантом создавалась уникальная народная художественная культура края.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа. В Белгородском крае сложилось много обычаев и традиций, которые проявлялись в устном народном творчестве, в удивительных народных ремеслах, в красоте одежды, неповторимости лепного образа глиняной игрушки.

На современном этапе развития общества каждый из нас должен быть знаком с историей и художественным искусством своей малой Родины. Чтобы быть патриотом, эстетически и духовно воспитанным гражданином, нужно, прежде всего, знать и чтить народную художественную культуру своего края: характерные особенности национальной одежды, обычаи, традиции, народные промыслы. Поэтому, мы должны постоянно расширять свои знания в области народного искусства, так как на сегодняшний день знакомство с творчеством народных мастеров, местными достопримечательностями - главнейший фактор формирования гражданина своей земли, своей родины. А. С. Пушкин писал: >.

Русский народный костюм- это свидетельство о прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, этикете. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня.

В наши дни мы смотрим на старинный народный костюм с восхищением и недоумением. Почему наши предки тратили столько труда и времени на свою одежду? Почему они делали её такой нарядной?

Народный костюм - это >. Это была не просто одежда, а сказка. Он сегодня является гордостью национальной культуры.

Еле заметный свет мерцает в маленьком окошке. Среди полной темноты и тишины он извещает о событии важном и таинственном - родился человек. Ласковые женские руки омывают его и завёртывают беззащитное тельце в первый покров, в первый вид его одежды. Теперь малыш будет неразрывно связан с землёй, будет на ней работать, отдавать ей свою силу, а она растить для него пищу и всё то, без чего он не сможет существовать.

Первое чувство любви у матери появляется в желании защитить своё дитя. Сколько сердечного тепла вкладывала молодая мама в создании первой детской рубашки, выбирала тонкий хороший холст и начинала вышивать на нём узоры.

Узоры на рубашке были простые, как жизнь ребёнка. Тонкие цветные полоски символизировали прямые удачливые дороги его жизни. Волнообразные линии и различные зигзаги изображали воду. Лёгкие, перекрещивающиеся под углом стежки - ряд маленьких ёлочек. Неслучайно заботливая мать нанесла их на детскую рубашку. Ель - дерево жизни и добра, оно всегда должно охранять человека, помогать ему на жизненном пути.

Первое моё знакомство с народным костюмом произошло три года назад, когда меня мама привела в детский коллектив народного танца >. Именно там я увидела очень красивые костюмы, в которых девочки исполняли различные народные танцы.

Теперь я участница коллектива, и за это время мы исполнили много народных танцев, в том числе и русских. Прежде чем начать работать над танцем наш руководитель знакомит с историей данного танца, затем мы подбираем костюмы, которые соответствуют тематике танца. Мне кажется, что наши костюмы очень похожи на костюмы, которые носили наши бабушки, прабабушки. Так приятно доставлять людям радость, напоминая об их молодости! Особое настроение нашим танцам придаёт музыкальное сопровождение. Русские народные песни также знакомят нас с обычаями, традициями, бытом наших предков.

Всё это очень интересно мне узнавать.

Даже современная девушка преображается, когда надевает старинный народный костюм с его простой и умной красотой.

Костюм к танцу >, который посвящён русскому народному празднику

Костюм к русскому народному танцу >

Танец под песню >

Знакомство с историей русского народного костюма я продолжила в музее. В нашем музее собран богатый краеведческий материал, который активно используется учителями для проведения факультативных занятий >. Я узнала, что в Белгородском крае сложилось много обычаев и традиций, которые проявлялись в устном народном творчестве, в удивительных народных ремёслах, в красоте одежды, неповторимости лепного образа глиняной игрушки.

Народный фольклор

Она шила, красна девица,

И по плису, и по бархату,

По белому да коленкорчику,

Она шила, красна девица,

По атласной алой ленточке.

Шила девица приданое,

Да приданое немалое.

Байки - побайки

Матери - китайки,

Отцу - кумачу

На две ластовки,

А брату - бархату

Да на шапочку.

А самой молодой

Сарафан золотой

С ленточками,

С позументочками.

Сестрице - рукавицу

Из конопляной кострицы,

Бабке - лапанцы.

Дедку - катанцы.

Красна девица идёт,

Словно павушка плывёт,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Русские народные частушки

Как я Ваню подпояшу

Чёрной бархатиночкой,

Как я Ваню поцелую,

Назову картиночкой.

Ой, лапти мои,

Лапоточки мои,

Вы скородили, пахали,

Танцевать сюда попали.

Ты расти, расти коса,

Будешь городу краса.

Куплю ситцу штуку целу,

Ленту алую для ос,

Поясок, рубаху белу

Подпоясать в сенокос.

Наши девы - молодицы,

На все руки мастерицы:

Вяжут, шьют, прядут и ткут

И умело дом ведут.

Ах, моё приданое

Крепкое, не рваное -

Вышивала я узор

На свой свадебный убор.

В сундуке моём добро

Бережно хранится.

Когда времечко придёт,

Доченьке сгодится.

Старый бабушкин сундук.

Тайны жизни в нём живут,

Наша женская судьба

Место в нём своё нашла.

Русские народные загадки о различных предметах одежды

* На десятерых братьев двух шуб хватает.

(Рукавицы.)

* Зимой греет, весной тянет, летом умирает, осенью оживает.

(Шуба, тулуп.)

* Тепла не даёт, а без него холодно.

* Сижу верхом, не ведаю, на ком, знакомца встречу - соскочу, привечу.

* Сплетен липовый кузовок, ночью отперт, а ночью заперт.

* Два арапа, родные брата, ростом по колено. Везде с нами гуляют, нас защищают.

* Разошлись пальчики по чуланчикам. Каждый пальчик в свой чуланчик.

(Перчатки.)

Поговорки

* Идёт, словно павушка плывёт.

* Из милости ступает, травы не мнёт, ненароком взглянёт - что сто рублей подарит.

* Ни в сказке сказать, ни пером описать.

* Какова пряха, такова на ней рубаха.

* Красна девица статью.

* Девичья коса - всему миру краса.

Русская народная песня

Лён ты мой зелёной,

При горе при крутой

Уж я сеяла да сеяла ленок,

Уж я, сеяв, приговаривала,

Чоботами приколачивала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Я полола, полола ленок,

Я, половши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Уж я дёргала, дёргала лён,

Уж я, дёргав, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я мочила, мочила ленок,

Я, мочивши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я сушила, сушила ленок,

Я, сушивши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Уж я мяла, я мяла ленок,

Уж я, мявши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я трепала, трепала ленок,

Я, трепавши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я чесала, чесала ленок,

Я, чесавши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Уж я пряла, пряла ленок,

Уж я, прявши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Уж я ткала, я ткала ленок,

Уж я ткавши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я постоянный читатель нашей детской городской библиотеки им. А. А. Лиханова. Для того, чтобы познакомиться с историей белгородского народного костюма я посетила очень интересное мероприятие, благодаря которому, я больше узнала о красоте народных промыслов, меня восхитило творчество народных мастеров, я познакомилась ближе с историей русского национального костюма, который является гордостью нашего родного края.

Фольклорные посиделки в детской библиотеке

> (посвящённые русскому народному костюму)

Ведущий: Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о красоте. Да, да, вы не ослышались, именно о красоте. Она проявляется в великом множестве предметов и явлений: и в цвете, и в ночном небе, и в белоствольной берёзке, да мало ли в чём ещё!

Мы часто слышим - >. Как вы понимаете это выражение?

(Ответы детей.)

Мила нам природа родных мест, красивое всё, что связано с понятием >. Вдали от неё человек тоскует, душа его печалится, рвётся к отчему дому.

Родина - мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой.

Это наше детство, наша юность,

Это всё, что мы зовём судьбой.

Родина, Отечество святое -

Перелески, рощи, берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от Луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

Ведущий: Красоту родной земли русские люди воспевали с древнейших времён. В одном из литературных памятников древнерусской литературы 12 века - > летописец воздаёт такие похвалы своему отечеству.

Летописец (с бумажным свитком в руках; читает): > Ведущий: Иноземные гости, восхищаясь красотой русичей. Отмечали их необыкновенную душевную доброту и внешнюю привлекательность: высокую статную фигуру, величественную осанку, белое с ярким румянцем лицо, соболиные тёмные брови, у женщин - плавную лебединую походку. Красота русской женщины запечатлена в былинах, сказаниях, народных песнях, литературных произведениях. Вот какое описание находим мы у М. Ю. Лермонтова в его >.

Ходит плавно - будто лебёдушка,

Смотрит сладко - как голубушка,

Молвит словно - соловей поёт,

Горят щёки её румяные,

Как заря на небе божием.

В ленты яркие заплетённые,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белую цалуются.

Ведущий: Представления народа о человеческой красоте (внешней и внутренней) воплощались в ярком самобытном искусстве. Испокон веку славилась русская земля своими народными мастерами, которые превращали обычную вещь в своём доме в настоящее произведение искусства. Весь мир знает о наших чудо - матрёшках, о гжельской, хохломской, жостовской росписи, вышивке, придающей неповторимый облик каждой вещи, будь то скатерть, занавеска, полотенце, одежда.

Обратите внимание на нашу выставку изделий народных промыслов. Скажите, глядя на эти предметы, что вам в ни нравится, что удивляет, волнует.

(Ответы детей.)

Конечно же, всем нравятся яркость красок, причудливые узоры, древние традиции. Как вы думаете, мастера народных промыслов обычные люди или нет?

(Ответы детей.)

Да, это обычные люди, но у них есть один секрет; они не только сами видят и понимают красоту, но и хотят, чтобы эту красоту увидели и поняли другие, то есть мы с вами. А поможет нам в этом Бабушка Арина, народная мастерица, хозяйка вот этого большого сундука. (Указывает на сундук, стоящий в комнате.)

Бабушка Арина (говорит с поклоном): Добрый день, судари и сударушки, красны девицы да добры молодцы! Расскажу - ка я вам про времена стародавние, про обычаи наши старорусские. Слушайте да на ус мотайте, думайте да соображайте. Как глаза-то закрою, так и вижу себя молодой да красивой. Соберёмся, бывало, вместе, парни и девушки. Смех, разговоры. Девицы песню заведут: > Сами же одна другой краше: рубахи на них шёлком шитые, сарафаны - как цветы в поле, яркие да нарядные.

Девичье дело капризное, девичья воля короткая. На то она и девушка, чтобы ахала соседушка, гордился отец, тосковал молодец. На то она и девушка, чтобы наряжаться. А наряды - то сами шили, расшивали да в сундук складывали. Каков сундук, таково и приданое. Чем больше сундук, тем богаче невеста была. И ценилось больше то приданое, в котором труд невесты есть. Относились к праздничной одежде очень бережно, хранили с любовью, передавая своим внукам и правнукам.

Ведущий: Особенное, бережнее отношение русских крестьян к своей одежде отразилось в народном фольклоре.

Бабушка Арина: Помню, певала я своему дитяти Ванюше колыбельную. А уж нравилась она ему, голубчику моему. (Поёт, баюкая куклу.)

Байки-побайки

Матери-китайки,

Отцу-кумачу

На две ластовки,

А брату-бархату

Да на шапочку.

А самой молодой

Сарафан золотой

С ленточками,

С позументочками.

Сестрице - рукавицу

Из конопляной кострицы,

Бабке - лапанцы.

Дедку - катанцы.

Ведущий: В этой старой русской колыбельной песне встречаются слова, которые могут быть непонятны сегодняшнему слушателю.

Китайка - сорт хлопчатобумажной ткани; ластовка, ластовица - четырёхугольная разноцветная вставка в рукав женской рубашки; позумент - тесьма из золотой или серебряной нити; кострица - жёсткая кора растений, годных для пряжи (лён, конопля); лопанцы - рукавицы, катанцы - валенки.

Ведущий: Так хочется узнать, какие тайны скрываются в сундуке нашей Бабушки Арины!

Бабушка Арина: Хотите покажу, что в сундуке своём храню? (Вынимает из сундука поочерёдно предметы женского народного костюма.)

Сама я родом из Белгородчины. Наш крестьянский костюм состоял из рубахи, понёвы, передника - запона, головного убора - > или кички.

Рубахи носили девочки и мальчики, девицы и пани, мужчины и женщины. Были рубахи на каждый день и праздничные. Повседневные почти не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтобы злым силам дорогу преградить. На свадьбу, на праздники надевали рубахи украшенные вышивками. Эта вышивка - не только украшение, но и >

Летописец: Вышивка представляла собой орнамент из определённых фигур и располагалась вокруг ворота рубахи (защищала шею), на подоле (защищала ноги) и, самое главное, - на рукавах, закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми.

Знаки добра вышивались разноцветными нитями в строго определённом порядке. Первоначально, в давние времена, рисунки - > имели прямой магический смысл. Шло время, уходили в прошлое старые верования, забывалось значение рисунков, но оставалась красота, понятная и близкая во все времена.

Бабушка Арина: В сундуке для приданого невеста хранила пять-шесть, а та, которая побогаче, и дюжину рубашек. Самую красивую, хорошо отбеленную, ярко украшенную, надевала невеста в день свадьбы. В этот же день надевалась и похожая на юбку понёва. Заканчивалась беззаботная девичья жизнь и начиналась жизнь в замужестве, с постоянными хлопотами по хозяйству. Крестьянки называли понёву > да >. Богатые крестьянки, кроме повседневной, имели три праздничные понёвы, которые украшались по подолу нашивками - >. Самая нарядная понёва называлась >, надевалась лишь по самым крупным религиозным праздникам. Самую скромную по украшениям - > - надевали к обедне по воскресеньям. Шили понёву из шерстяной ткани домашнего изготовления чёрного, синего или красного цветов.

Сверху рубахи и понёвы русская крестьянка надевала передник. Его называли >, >

Ведущий (обращает внимание на характер узоров передника и предметов костюма): Посмотрите, какая великолепная цветовая гармония! Богатейшие узоры из полос (тканых, вышитых, кружевных) плавно переходят один в другой, ритмично нарастая к нижнему краю. Обилие красного цвета придаёт узорам удивительную красоту и оптимистичность. Слово > было у наших предков синонимом слова >.

Бабушка Арина: Красоту нашему женскому народному костюму придавал головной убор. Ходить с непокрытой головой разрешалось только девушкам, а замужняя женщина должна была полностью закрывать волосы. По древним поверьям, человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и, чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права >, то есть показаться на людях с > - непокрытой головой.

Летописец: Головой убор русской крестьянки (>, или кичка) был довольно сложным, особенно праздничный, который включал в себя до 12 предметов общим весом до 5кг; украшали золотым шитьём, бисером, бусами, бахромой. Очелье, закрывающее лоб, а также позатылень, закрывающей затылок и шею, были обязательными элементами >.

На Белгородчине в некоторых местах шились рогатые кички. Вид получался, конечно, весьма оригинальный. Это своеобразие женского головного убора заняло своё достойное место в истории русского народного костюма.

Бабушка Арина: В нашем селе священник не пускал в церковь, если кто придёт >. Женщины по-своему > его: в церковь они ходили в кичках с рогами, повязывая поверх кички платок.

Ведущий: Так крестьянки отстаивали своё право сохранять традиции, не уступая даже священнику, хотя вера в Бога, в магические силы всегда была очень сильна в русском народе.

Сила нашего народа не только в верности традициям, но и в отношении к труду. Русские мастерицы многое умели делать: например, прясть такие тонкие нити, что работать с ними можно было только в сыром и холодном подвале. В сухом тёплом помещении тонкие нити рвались. Из таких нитей плели знаменитые льняные кружева - блонды.

А ещё на Руси умели ткать льняное полотно с рисунком: одной окрашенной нитки, а на ткани - то ромашки, то петухи, то ёлочки, то фигурки людей и животных.

Бабушка Арина (обращаясь к гостям): А вам, девоньки, нравятся наши наряды? Так за чем же дело стало? Читайте книжки умные про старину и промыслы народные. Умом богатейте да работу руками давайте. Трудом славен человек да уменьем.

Ведущий: От того, как мы относимся к родной старине, зависит быть или не быть отечественной культуре. Многое забыто, утеряно. Давайте же собирать по крохам то, что уцелело. И как пригодится нам для этого старый бабушкин сундук! Сколько интересного может рассказать нам его содержимое. Это не только скопленное добро, это - целая жизнь.

Бабушка Арина: Копите добро в вашей душе, копите любовь к земле, на которой живёте: пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад. Дом, земля наша богаты трудом да любовью!

Отдохнули все по праву,

Мастерам воздали славу.

Что ж, теперь домой пойдём.

Что узнали, не забудем,

Долго - долго помнить будем,

Дело по душе найдём!

Задание для первой тройки игроков

Эта часть одежды являлась основой женского русского народного костюма. Состояла из трёх полотнищ, одно из которых располагалось сзади, а два других - по бокам. Эта распашная часть костюма надевалась поверх длинной рубахи, являлась предметом особой гордости крестьянки южно-великорусских областей России, в том числе и Белгородчины. О каком элементе русской народной женской одежды идёт речь? (Понёва.)

Задание для второй тройки игроков

Русская крестьянка носила в замужестве головной убор, полностью скрывающий волосы. Он представлял собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укреплялось твёрдое возвышение в виде круга, лопатки, рогов. Спереди украшался вышивкой, нитями, бисером, жемчугом. Дополнительным украшением служили пушки - шарики из гусиного пуха. Как назывался этот женский головной убор? (Кичка.)

Задание для третьей тройки игроков

Наряду с домоткаными холстами в русской деревне применялась также фабричная хлопчатобумажная ткань ярко-красного цвета. Её использовали для шитья мужских и женских праздничных рубах, женских сарафанов, для отделки головных уборов. Как называлась эта столь популярная среди русских рукодельниц ткань? (Кумач.)

Задание для финальной игры.

И в женском, и в мужском русском народном костюме существовала обязательная деталь, без которой крестьяне не мыслили своей одежды. Одно из народных названий этой детали >. Помимо чисто технического назначения, он выполнял и некоторые обрядовые функции. Он должен был защитить человека от влияния внешних вредоносных сил, создавал магический круг. О какой детали русского народного костюма идёт речь? (Пояс.)

Задание для суперигры.

Одним из важнейших элементов женского крестьянского костюма являлся передник из белой холщовой ткани домашней выработки. Праздничный передник полностью покрывался узором из вышивки, цветных отделочных вставок, шёлковых лент, белых или цветных кружев, бахромы из шёлковых или шерстяных ниток. Передник, присборенный выше линии груди, как бы драпировал, > женскую фигуру сверху донизу, придавая ей статность, величавость. Вместе с рубахой, понёвой, головным убором (кичкой) он составлял единое целое женского народного костюма Белгородчины. Как назывался такой передник? (Кумач.)

Вывод: Русский народ всегда отличался своей смекалкой и сообразительностью.

Рубаха - древнейший элемент одежды. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен - это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что вместе с ней продаешь и свое счастье. Рубаха была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки еще в XIX веке кое-где до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных пояском.

Мужскую рубаху шили длиной до колен, носили навыпуск, подпоясывали ремешком или тканым поясом. Женская рубаха отличалась от мужской, по сути дела, только длиной и более богатой отделкой. Были рубахи на каждый день и праздничные. Повседневные почти не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтобы злым силам дорогу преградить. На свадьбу, на праздники надевали рубахи украшенные вышивками. Эта вышивка - не только украшение, но и >. Считалось, что она оберегала хозяина или хозяйку от разных бед.

Узором > ворот, так как он примыкает к шее, а шея держит голову. Оберегали руки, они были главными работниками в крестьянском быту. Вышивался низ рукава. Подол рубах расшивался, чтобы оградить ноги от зла и неудачи.

Узоры имели глубокий смысл. Ромбы и квадраты с точками посередине - символы засеянного поля, невиданные цветы и диковинные деревья - символы плодоносящей почвы; птицы и животные и - символы тепла и солнца. Главной фигурой вышитых узоров является изображение женщины с поднятыми к небу руками. Это жест обращения к небу или солнцу.

В старину существовал обряд >. В одно из сёл собирались из ближних и дальних мест девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах с затейливыми узорами. Пришедшие на празднество парни выбирали себе в провожатую старую женщину, которая поясняла им значение изображения на девичьей одежде узоров. По вышивке парни судили о трудолюбии и способностях девушек и выбирали себе невесту.

Самой красивой считалась венчальная рубаха. Основной цвет был красный. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица.

К праздничной одежде относились очень бережно. В самых лучших нарядах крестьяне даже не присаживались на лавку, боясь испачкать или помять их. Нередко случалось, что невесту в свадебном наряде под руки выводили к гостю и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.

Русская народная одежда различалась не только по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), но и по возрасту, семейному положению, месту жительства. В каждом уезде (районе), в каждом селе были свои особенности в одежде.

В сёлах нашего края самой главной деталью в женском костюме была понёва. Понёва - это прабабушка современной юбки. Она надевалась поверх рубахи. Понёва шилась глухой или распашонкой. С понёвой, как и с другими частями одежды, было связано много ритуалов, обрядов и поверий, пословиц и поговорок, например: >.

Понёву носили в основном замужние женщины, и в памяти народа она осталась как >. Существовал обряд - > (понёву), когда в праздник на девушку при всех родных подруги надевали понёву. Теперь эту девушку можно было сватать. Полотно для понёв нашего края ткали на ручном домашнем стане, а затем расшивали геометрическим орнаментом окрашенными в разные цвета шерстяными нитками.

Сверху рубахи и понёвы русская крестьянка надевала передник. Его называли >, >. Он тоже очень богато украшался и вышивкой, и вставками из атласа, и тканым узором. Заканчивался запон зубчатым кружевом, вязанным крючком, или оборкой из шёлковой ленты.

Сарафан являлся главной частью традиционного костюма. В наших краях были выявлены местные названия сарафанов: >, (Белгородский район); >, >, >, > (Ивнянский район); >, >, > (Грайворонский район); >, > (Борисовский и Грайворонский районы); >, > (Яковлевский район); > (Белгородский, Ивнянский, Шебекинский районы); >, >, > (Курская область).

Женские сарафаны отличаются от девичьих, также как будничные - от праздничных. Различия прослеживаются по принципам декорирования и по материалам, используемым для украшения. Сарафан молодой женщины (молодухи) имел некоторые отличия от сарафана пожилой женщины. Девушки и молодухи носили сарафан синего, реже красного цветов. По количеству > (вставка на груди из парчи), можно было судить из какой семьи женщина - бедной, богатой или среднего достатка.

В ненастную погоду деревенские модницы надевали телогреи - кофты с воротником и длинными рукавами.

По силуэту они напоминали маленькие шубки.

Головой убор русской крестьянки > или кичка был довольно сложным, особенно праздничный, который включал в себя до 12 предметов общим весом до 5кг; украшали золотым шитьём, бисером, бусами, бахромой. Очелье, закрывающее лоб, а также позатылень, закрывающей затылок и шею, были обязательными элементами >.

Кокошники богато украшали жемчугом, перламутром, бисером, серебряной и золотой нитью.

На головные уборы часто наносились солнце, звёзды, композиции, связанные с небесным > мира. Даже многие наименования женских головных уборов восходят к названиям птиц - существ, как бы связавших землю и небо: сорока, кичка

(утка), кокошник (от кокошь - курица).

Замужние женщины прятали волосы, заплетённые в две косы, от > и от позора. Им нельзя было показываться на улице с непокрытой головой.

До нас дошло слово опростоволосилась, что значит, попала впросак, в нелепую ситуацию.

Молодые девушки оставляли свои волосы непокрытыми. В связи с этим головные уборы русских женщин делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

Мужской костюм не имел значительных отличий. Он состоял из рубахи и портов (штанов).

Рубаха шилась длинною до колен и подпоясывалась кушаком, к которому подвешивали все необходимые в быту личные предметы: кошелёк, кисет, гребешок, так как не было карманов.

Праздничную рубаху ярко украшали. Порты шили из тёмной ткани, иногда - в полоску.

Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна. В холодное время - свита.

Зимой надевали тулуп. Шили его чаще всего из овчины, мехом внутрь, с большим воротником и рукавами. Носили его мужчины и женщины. Женские полушубки украшались орнаментом из кусочков кожи и тесьмы.

Головным убором для мужчин служил войлочный колпак с отворотом и без отворота, а позже появился картуз - фуражка с козырьком. Зимой носили треухи и меха - прообраз будущей ушанки.

Веками самой типичной обувью для России были лапти. Лапти плели из лыка - это подкорка липы. Иногда, правда использовали дуб или берёзу. Лыко разных пород дерева придавало лаптям различные оттенки. Для того чтобы сплести одну пару лаптей, надо было содрать кору трёх-четырёх деревьев. Подошвы лаптей для крепости прошивали толстой верёвкой. Внутрь для тепла и мягкости клали соломку, а ноги обматывали онучами, т. е. кусками ткани.

На ногах лапти держались с помощью кожаных ремешков и верёвок, обмотанных вокруг ноги.

Всем хороши были лапти, вот только снашивались быстро. Зимой одна пара лаптей служила десять, а летом всего четыре-пять дней. Поэтому, отправляясь в дальний путь, приходилось брать с собой три-четыре пары.

Валенки появились на Руси намного позже. Они стояли дорого, поэтому в бедной крестьянской семьях на всех детей могла быть одна пара. Их надевали по очереди. И лапти, и валенки на Руси любили. Не зря о них сложили песни.

Шили и кожаную обувь: различные сапоги, чёботы, коты (женские туфли). Первую кожаную обувь делали одинаковой для обеих ног. Только в процессе ношения она приобретала нужную для правой и для левой ноги форму.

Вывод: На Руси говорили: > Русский народ всегда отличался своей смекалкой и сообразительностью.

Обобщение результатов.

После проведения исследования я пришла к выводу о том, что необходимо изучать культуру своего народа, традиции родного края, историю создания русского костюма.

Среди учащихся нашего 4 класса был проведён опрос:

1) Интересуются ли учащиеся культурой своего народа?

2) Знают ли историю создания русского костюма?

3) Хотят ли дети знакомиться с историей Белгородского народного костюма?

После проведения эксперимента мне удалось не только умом, но и сердцем проникнуться к творчеству русского народа и любовью к родной земле. Я надеюсь, что молодое поколение будет интересоваться и уважать традиции своего народа.




Top