Бенуа альберт николаевич галерея произведений смотреть. Бенуа альберт николаевич – галерея произведений (46 изображений)

По биологии

Францискус Бернардус Мария (Франс) де Вааль (нидерл. Fransiscus Bernardus Maria (Frans) de Waal ; родился 29 октября 1948 года , в Хертогенбосе , Нидерланды) - нидерландский приматолог и этолог . Профессор поведения приматов кафедры психологии Университета Эмори в городе Атланта , США . Директор центра Living Links Center в Национальном центре исследования приматов Йеркеса (Yerkes National Primate Research Center ).

Биография

В исследовании приматов ученый анализирует сложную систему социальных отношений включая формирование брачных союзов, основанный на взаимности обмен, примирение следующее за агрессией , обманное общение, реакцию на порожденный средой стресс.

Научно-популярная книга «Политика у шимпанзе» (англ. Chimpanzee Politics ) была опубликована в Лондоне в 1982 году . В ней де Вааль отказывается от традиционного для академической науки требования не приписывать человеческие качества животным, от анализа животных как «инстинктивной машины». Такой подход оказал влияние на развитие научной области изучающей познавательные способности (когнитивность) приматов в связи с такими поведенческими установками как сотрудничество , альтруизм , справедливость .

В исследованиях нидерландского ученого впервые поведение приматов рассматривалось в терминах планомерных социальных стратегий. В ранних работах анализировались такие поведенческие стратегии как обман , разрешение конфликта . В последних исследованиях делается акцент на эмпатии животных, и даже на зачатки морали у них. Де Вааль утверждает отсутствие четких границ между человеком и обезьянами в аспекте социальных качеств, способностей к эмпатии и кооперации.

В 2012 году Франс де Вааль совместно с Дженнифер Покорны получил Шнобелевскую премию по Анатомии за открытие, что шимпанзе могут распознать других шимпанзе из своей группы не только по фотографиям «лица», но и по фотографиям анально-половой области. Шимпанзе так же успешно распознавали среди незнакомых фотографий особей мужского и женского пола, используя только изображения «лица»

Труды

  • de Waal, F. B. M. (1982) Chimpanzee Politics: Power and Sex Among Apes (Jonathan Cape, London).
  • de Waal, F. B. M. (1996) Good Natured: The Origins of Right and Wrong in Humans and Other Animals (Harvard Univ. Press, Cambridge, MA).
  • de Waal, F. B. M. (1997) Bonobo: The Forgotten Ape, photographs by Lanting, F. (Univ. of California Press, Berkeley, CA).
  • de Waal, F. B. M. (2001) The Ape and the Sushi Master: Cultural Reflections by a Primatologist (Basic Books, New York).
  • de Waal, F. B. M. & Tyack, P. L. (2003) Animal Social Complexity: Intelligence, Culture, and Individualized Societies (Harvard Univ. Press, Cambridge, MA).
  • de Waal, F. B. M. (2003) My Family Album: Thirty Years of Primate Photography (Univ. of California Press, Berkeley, CA).

Переводы на русский

  • Франс де Вааль. Истоки морали: В поисках человеческого у приматов = The Bonobo and the Atheist In Search of Humanism Among the Primates. - М .: Альпина нон-фикшн , 2016. - 376 с. - ISBN 978-5-91671-550-7 .
  • Франс де Вааль. Политика у шимпанзе. Власть и секс у приматов = Chimpanze Politics: Power and Sex among Apes. - М .: Высшая школа экономики (Государственный Университет), 2016. - 272 с. - (Политическая теория). - ISBN 978-5-7598-1334.
  • Франс де Вааль. Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных? = Frans de Waal "Are We Smart Enough to Know How Smart Animals Are?". - М .: Альпина Нон-фикшн, 2016. - 404 p. - ISBN 978-5-91671-617-7 .

Напишите отзыв о статье "Вааль, Франс де"

Примечания

Отрывок, характеризующий Вааль, Франс де

Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было.
Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно.
Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его.
Петя стал закрывать глаза и покачиваться.
Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто то.
– Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное.
«Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!..»
Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу», – сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов.
«Ну, тише, тише, замирайте теперь. – И звуки слушались его. – Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. – И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. – Ну, голоса, приставайте!» – приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте.
С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него.
Петя не знал, как долго это продолжалось: он наслаждался, все время удивлялся своему наслаждению и жалел, что некому сообщить его. Его разбудил ласковый голос Лихачева.
– Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете.
Петя очнулся.
– Уж светает, право, светает! – вскрикнул он.
Невидные прежде лошади стали видны до хвостов, и сквозь оголенные ветки виднелся водянистый свет. Петя встряхнулся, вскочил, достал из кармана целковый и дал Лихачеву, махнув, попробовал шашку и положил ее в ножны. Казаки отвязывали лошадей и подтягивали подпруги.
– Вот и командир, – сказал Лихачев. Из караулки вышел Денисов и, окликнув Петю, приказал собираться.

Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало.

(1852 – 1936)

Альберт Николаевич Бенуа родился 14 (26) марта 1852 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа.

В 1871-1877 учился в Императорской Академии Художеств по классу архитектуры и получил звание художника-архитектора 1-й степени. Одна не архитектура, а занятия акварельной живописи стали настоящим призванием Альберта Бенуа. Наставником его по этому ремеслу стал признанный мастер акварели профессор Л.О.Премации.

Бесспорное дарование, раскрывшееся в акварелях с натуры, представленных Альбертом Бенуа в 1883 году к экзамену в ИАХ, побудило Совет Академии ходатайствовать о высочайшем изволении на пенсионерскую поездку художника на два года за границу.

За произведения исполненных в ходе путешествия по Италии, Франции и Испании в 1884 Альберт Бенуа был удостоен звания академика и назначен преподавателем акварельной живописи в Академии художеств. С 1894 года – Действительный член ИАХ, в 1894 – 1905 годах – член Совета ИАХ.

На протяжении 1890-1910-х годов художником было совершено множество путешествий, каждое из которых нашло отражение в его рисунках и акварелях. В этот период были созданы пейзажи Кавказа, Поволжья, Средиземноморья, Северной Африки, Сибири, Манчжурии, Китая, Японии, Кореи.

Тогда же появилась серия видов Петербурга и его пригородов, важное место в которой занимают пейзажи побережья Финского залива.

В 1880 году Альберт Бенуа становится одним из основателей и первым председателем Общества русских акварелистов. Этот почетный пост он занимал до 1897 года, после 1897 – почётный член Общества русских акварелистов. В 1895 году назначен хранителем Русского музея императора Александра III, с 1897 – инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры.

В 1918 году Альберт Бенуа был назначен заведующим Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности. В 1920 участвовал в экспедиции на побережье Баренцева моря и на Новую Землю.

Революция полностью разорила художника, он большим трудом и унижением смог выехать в 1924 году во Францию. Здесь у старого мастера вскоре стали болеть ноги, и лишь кресло–качалка позволяла передвигаться внутри помещения. Но и в этом состоянии он не переставал рисовать, любуясь природой через окно, с сердечным восторгом продолжая радоваться краскам и формам окружающей жизни…

3. Бенуа Альберт «Терек близ станции Ларс» 1895 Бумага, акварель, лак, белила 32,1х48,4 Государственный Русский музей 4. Бенуа Альберт «Развалины старого Мерва: городские ворота» 1895 Картон, акварель 32,6х49,9 Государственный Русский музей

13. Бенуа Альберт «Берег Финского залива» Бумага, акварель, графитный карандаш 16,3х23,2 Государственный музей-заповедник Петергоф 14. Бенуа Альберт «Рисунок на адресе Санкт-Петербургской городской Думы Великому князю Николаю Александровичу в связи с его совершеннолетием» 1884 Картон, акварель, тушь, лак 44,5х31,5 Государственный архив Российской Федерации, Москва

Академик акварельной живописи (1884) и преподаватель ее в Академии Художеств (с 1885), сын профессора архитектуры Н.Л. Бенуа, родился в 1852 году; воспитывался в 5-й петербургской гимназии, по окончании которой в 1871 году поступил в Академию Художеств по классу архитектуры, откуда и вышел в 1877-м со званием художника 1-й степени.
С тех пор Бенуа посвятил себя всецело занятиям акварельной живописью, причем пользовался советами и указаниями профессора Л.О. Премацци.

Несомненное дарование, сказавшееся в представленных Бенуа 29 акварелях с натуры (к годичному экзамену 1883 г.), побудили совет академии ходатайствовать о Высочайшем соизволении на отправку Бенуа на 2 года за границу для усовершенствования в акварельной живописи.

Вечер в парке.

Побывав в Италии, Франции и Испании, Бенуа в 1885 г. возвратился в С.-Петербург и представил совету академии 19 акварелей, исполненных на южном берегу Франции (Болье и Вилефранш) и в Сан-Ремо (Северная Италия), что доставило Бенуа звание преподавателя акварельной живописи в классах академии.

Произведения Бенуа часто появляются на выставках общества русских акварелистов, которого он учредитель и энергичный деятель.

Павловск.

Альберт Бенуа. "Сосны, освещенные солнцем", 1914 год.

Mountain Landscape with Ruin

Крепость у реки.

Берег Финского залива.


Альберт Николаевич Бенуа. На взморье

Davos under the snow. 1905.

Wintered river bank

"Закат на деревне".

Берег Финского залива

Пристань

Берёзовая роща утром

"Горный пейзаж"

14/26 марта 1852 (С.-Петербург) - 16 мая 1936 (Фонтене-о-Роз, близ Парижа). Акварелист и архитектор.

Старший сын академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, брат архитектора Леонтия Бенуа (1856-1928) и художника Александра Бенуа. Отец художницы Камиллы Бенуа (Хорват) (1878-1953) и акварелиста Альберта (Альберта-Константина) Бенуа (1879-1930).

Получил домашнее художественное и музыкальное образование, был отличным пианистом-импровизатором. Окончив 5-ю С.-Петербургскую гимназию, в 1871 поступил на архитектурное отделение ИАХ. Одновременно занимался акварелью под руководством Л. О. Премацци и К. О. Хиса, испытал влияние акварелиста Э. С. Вилье де Лиль-Адана. В годы учебы получил несколько серебряных и 2 золотые медали за акварели и архитектурные проекты. В 1877 окончил курс со званием классного художника-архитектора 1-й степени за проект «Вокзал в парке близ столицы». В дальнейшем отошел от архитектуры и посвятил себя акварельной живописи. Среди немногочисленных осуществленных архитектурных проектов - дача Ц. А. Кавоса в Петергофе (1875-1876).

За успехи в акварельной живописи был награжден Советом ИАХ заграничным пенсионерством, в течение 1884 посетил Италию, Тунис, Париж и Лондон. По возвращении получил звание академика за серию итальянских пейзажей. В 1885-1894 состоял преподавателем ИАХ по классу акварельной живописи, в 1893 был избран действительным членом ИАХ, в феврале 1894 - членом Совета ИАХ. В 1895 назначен хранителем Императорского музея русского искусства Александра III (Русского музея), провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции. С 1897 - инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее - Министерства торговли и промышленности).

В 1880-1910-е в многочисленных поездках исполнил пейзажи побережья Финского залива, Кавказа, Крыма, Поволжья, Северной Африки, Средиземноморья, Сибири, Маньчжурии, Китая, Японии и Кореи, Венеции, Палермо, Парижа, Лондона, Каира, Константинополя, Капри, Самарканда и Бухары. Создал большую серию видов С.-Петербурга и его пригородов. Неоднократно сопровождал императора Александра III в летних путешествиях на яхте по финским шхерам (1887, 1888, 1890, 1894).

Участвовал в большинстве петербургских акварельных и архитектурных выставок, которые благодаря его усилиям стали заметным явлением в русской художественной жизни. Много выставлялся за границей. С 1880 входил в Кружок русских акварелистов, в 1887 стал членом-учредителем и главой Общества русских акварелистов, с 1897 - его почетный член. «Акварельные пятницы» этого общества в течение многих лет проходили в его квартире на Никольской ул. (ныне ул. Глинки), 15.

Провел персональные выставки в С.-Петербурге (1903, 1909 и 1915) и Киеве (1904, 1909). Каталоги выставок были изданы в виде цветных альбомов. Работы репродуцировались в столичных журналах.

В 1918 был назначен заведующим Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности. Участвовал в создании Музея природы в бывшем замке графа Стенбок-Фермора в Лахте. В 1920 побывал в северной экспедиции Петроградского геологического института, исполнив пейзажи побережья Баренцева моря и Новой Земли. В 1921 провел в Доме искусств выставку акварелей (76 работ), написанных во время экспедиции. Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919) и других советских выставках.

В 1924 по вызову старшей дочери, оперной певицы Марии Черепниной (1876-1958), выехал в Париж. В 1926 был избран членом Парижской Академии художеств. В 1928-1930 провел три персональные выставки в галереях G. Petit и V. Girchman. Участвовал в выставках русских художников в Париже (V. Girchman, июль 1929, Salle Yteb, 1932; La Renaissance, 1932), Брюсселе (1928) и Белграде (1930), работы экспонировались на передвижной выставке в Харбине (1920-е). Пожертвовал работы для благотворительных лотерей в пользу русских учащихся за границей (1928) и на традиционном балу прессы в отеле «Lutétia» (1930).

В последние годы из-за болезни ног был прикован к постели и находился под опекой дочери и зятя - композитора Н. Н. Черепнина. Умер в пансионате для больных. Похоронен на кладбище в Исси-де-Мулино. Представлен в ГРМ, ГТГ и многих музеях России.

Акварели А.Н.Бенуа (1870-1960)

Петербург. Дворцовая площадь.

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) - живописец и график-станковист, иллюстратор и оформитель книг, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто. Он был одновременно выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии. Главной чертой его характера следовало бы назвать всепоглощающую любовь к искусству; разносторонность знаний служила лишь выражением этой любви. Во всей своей деятельности, в каждом движении своей мысли Бенуа всегда оставался художником. На рисунке - автопортрет художника.





Маскарад при Людовике XIV. 1898г.


Пруд в Версале.

Александр Николаевич Бенуа - сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора, и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос) - родился 3 мая 1870 года. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Прадед Бенуа по материнской линии К.А. Кавос был композитором и дирижером, дед - архитектором, много строившим в Петербурге и Москве; отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как живописец-акварелист. Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов.


Прогулка Короля. 1906г.


Купальня маркизы. 1906г.

Впоследствии, вспоминая о своем детстве, художник особенно настойчиво подчеркивал две духовные струи, две категории переживаний, могущественно повлиявшие на формирование его взглядов и определившие направление всей его дальнейшей деятельности. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. С самых ранних лет и в течение всей своей жизни Бенуа испытывал чувство, которое трудно назвать иначе, как культом театра. Понятие "художественности" неизменно ассоциировалось у Бенуа с понятием "театральности"; именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры.


Свадебная прогулка. 1906г.


На прогулке.

Вторая категория отроческих переживаний, наложивших неизгладимый отпечаток на эстетические воззрения Бенуа, возникла из впечатлений от загородных резиденций и петербургских пригородов - Павловска, старинной дачи Кушелева-Безбородко на правом берегу Невы и прежде всего от Петергофа и его многочисленных памятников искусства. "От этих... петергофских впечатлений.., вероятно, и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа, Царского Села, Версаля" - вспоминал впоследствии художник.


Из серии "Последние прогулки Людовика XIV".


Танец. Павильон Версаля.1906г.

Художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных "академических" воззрений. Решение стать художником созрело у него очень рано; но после недолгого пребывания в Академии художеств, принесшего только разочарование, Бенуа предпочел получить юридическое образование в Петербургском университете (1890-1894), а профессиональную художественную подготовку пройти самостоятельно, по своей собственной программе.


Версаль. Сад Трианона. 1906г.


Версаль. У Курция.

Ежедневные упорные занятия, постоянная тренировка в рисовании с натуры, упражнение фантазии в работе над композициями в соединении с углубленным изучением истории искусств дали художнику уверенное мастерство, не уступающее мастерству его сверстников, учившихся в Академии. С такой же настойчивостью готовился Бенуа к деятельности историка искусства, изучая Эрмитаж, штудируя специальную литературу, путешествуя по историческим городам и музеям Германии, Италии и Франции. Самостоятельные занятия живописью (главным образом акварельной) не прошли даром, и в 1893 году Бенуа впервые выступил как пейзажист на выставке русского "Общества акварелистов".


Китайский павильон в Версале

Годом позже он дебютировал как искусствовед, напечатав на немецком языке очерк о русском искусстве в книге Мутера "История живописи в XIX веке", издававшейся в Мюнхене. О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. Сразу же заявив о себе как о практике и теоретике искусства одновременно, Бенуа сохранял это двуединство и в последующие годы, его таланта и энергии хватало на все.


Маски.


Прогулка в парке Версаля.

В 1896 году он совершил свою первую поездку в Париж; писал виды Версаля, положив начало своим сериям на версальские темы, столь любимые им в течение всей жизни. Серия акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", созданная по впечатлениям от поездок во Францию, явилась его первой серьезной работой в живописи, в которой он показал себя самобытным художником. Эта серия надолго утвердила за ним славу "певца Версаля и Людовиков".


Париж. Триумфальная арка Каррузель.


Набережная Рей в Базеле в дождь.

Бенуа активно участвовал в художественной жизни — прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства", идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения; часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-1916) в газете "Речь".


Парад при Павле I. 1907г.


Ораниенбаум. Японский сад. 1902г.

Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк. Начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи", "История живописи всех времен и народов" (1910-1917, издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России". Создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).


Петергоф. Главный фонтан.


Петергоф. Римские фонтаны. 1942г.

После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.


Летний сад.


Аллеи Летнего сада.

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях - в двух "версальских сериях" (1897, 1905-1906) и в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.


Пётр Первый на прогулке.

Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Эти же темы господствовали в его книжных и театральных работах, которым он, как большинство "мирискусников", уделял не меньше, если не больше, внимания, чем станковому творчеству.


Герман перед окнами графини (заставка к Пиковой даме Пушкина). 1911г.

В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-1922).


Иллюстрация к Медному всаднику Пушкина. 1916-1922г.

К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. В 1907 году Фокин и Бенуа (автор идеи и либретто) поставили на сцене Мариинского театра балет "Павильон Армиды", изысканную стилизацию Франции XVIII века.


Эскиз декорации к балету "Павильон Армиды".

У Бенуа зарождается мысль показать русский балет за рубежом. Зная, что Дягилев после ошеломляющего парижского успеха "Бориса Годунова" в 1908 году замышляет новый оперный сезон 1909 года, Бенуа предлагает разбавить его балетными постановками. Балетмейстера-реформатора Бенуа видит в Фокине. Именно Бенуа принадлежит идея знакомства будущих великого хореографа и великого импресарио, знакомства, так существенно повлиявшего на судьбы мирового балета XX века. Знакомство состоялось осенью 1908 года... По инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.


Итальянская комедия. 1905 г.

Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911); этот балет создан по идее самого Бонуа и по написанному им же либретто. Вскоре после того зародилось сотрудничество художника с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж. Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.


Итальянский двор.


Итальянский пейзаж.

В 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в "Гранд-опера" и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Там он работал главным образом в театрах: сначала в "Гранд-опера" в Париже, а после Второй мировой войны — в "Ла Скала" в Милане. Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже нe смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). Главным же трудом последних (с 1934 г.) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности.


Венеция.


Зимний пейзаж.

Музыка: Поль Мориа - Менуэт




Top