Бенуа николай леонтьевич. Александр Бенуа картины

Николай Леонтьевич Бенуа родился 1 июля 1813 года в Санкт-Петербурге в семье придворного метрдотеля Луи Жюля Бенуа. Его крёстной матерью была императрица Мария Фёдоровна. Начальное образование Николай получил в петропавловской школе ("Петершуле"). В четырнадцать лет он поступил в Академию художеств. Его выпускной работой в Академии был проект Училища правоведения, за который 27 сентября 1836 года Николай Бенуа получил Большую золотую медаль, был награждён шпагой и правом на заграничную поездку для продолжения обучения.

Перед поездкой за границу Николай Бенуа должен был пройти строительную практику. Её он проходил в качестве чертёжника у архитектора К. А. Тона . Николай Бенуа участвовал в строительстве церкви лейб-гвардии Семёновского полка в Санкт-Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве.

В июне 1840 года молодой архитектор выехал за границу, где посетил Италию, Германию, Австрию, Швейцарию, Францию и Англию. В Санкт-Петербург он вернулся в 1846 году, сразу же был зачислен на службу в Кабинет Его Императорского Величества. В 1847 году Бенуа получил звание академика.

Первое крупное сооружение Николая Бенуа - готические конюшни в Петергофе, построенные по личному заказу Николая I. За эту работу ему был вручён орден Станислава четвёртой степени. В 1850 году его назначили главным архитектором при Петергофском дворцовом правлении. Тогда же он приступил к строительству фрейлинских корпусов близ Большого петергофского дворца. Им же было построено здание петергофского вокзала, ставшее первым вокзалом в России, построенном в готическом стиле. Одновременно с этим вокзалом, Бенуа построил вокзальные павильоны на станциях в Стрельне, Сергиево и Красном Селе. Вместе с А. К. Кавосом Николай Бенуа построил здание почты, решённое также в готическом стиле. Кроме того, в Петергофе архитектором были построены часовня на Торговой площади, официантский дом, придворный госпиталь и богадельня.

В 1857 году Николай Леонтьевич Бенуа получил звание профессора Академии художеств. В 1859-1960 годах по его проекту была проведена капитальная реконструкция Большого грота и каскада, Самсоновского ковша и канала, фонтанов восточной части Нижнего парка, Марлинского каскада. В 1857 году архитектор завершил свою работу, связанную с Петергофом.

В 1863 году Николай Бенуа был назначен главным архитектором императорских театров, сменив на этом посту А. К. Кавоса. Первой работой зодчего на этой должности стал театр в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). С его же участием перестраивался Александринский театр , строился Мариинский театр , был построен летний деревянный театр в Павловске.

Во время правления Александра II к архитектору стало приходить всё меньше государственных заказов. Новый император вёл более экономную деятельность. В это время Николай Бенуа начал работать над частными заказами. Для Шереметевых зодчим был построен новый дворовой флигель Шереметевского дворца на Фонтанке. По его проекту были построены дом князя Касаткина-Ростовского (наб. р. Мойки, 84), дом Шульца на Литейном проспекте , дом Кребера на углу улиц Рылеева и Маяковского (тогда - Спасской и Надеждинской соответственно), ферма в усадьбе Ульянка на Петергофском шоссе, дом Общества поземельного кредита на Адмиралтейской набережной (совместно с А. И. Кракау), арестный дом в Александроневской части (совместно с А. Р. Гешвендом).

Из-за сократившегося объёма заказов у Николая Бенуа появилась возможность заняться активной общественной деятельностью. В 1868 году он предложил свою кандидатуру в гласные Городской думы, и с тех пор избирался туда каждые четыре года. Вскоре он стал членом Городской строительной комиссии, позже ставшей Городской управой. В апреле 1873 года он стал заведующим её строительной частью. Через Бенуа проходили все городские проекты. В 1890-1893 годах зодчий был председателем Санкт-Петербургского общества архитекторов.

Николай Леонтьевич Бенуа умер 11 декабря 1898 года. Его похоронили на римско-католическом кладбище Выборгской стороны, в им же построенной церкви святой Марии. Николай Леонтьевич Бенуа стал родоначальником творческой династии Бенуа, из которой вышли известные художники, архитекторы и искусствоведы.

Р абота над картиной в мастерской, создание эскизов театральных костюмов и декораций, подготовка к публикации очередной статьи об искусстве... Таким был обычный день Александра Бенуа - художника, критика, искусствоведа и театрального деятеля.

Из династии Бенуа

Александр Бенуа родился в Санкт-Петербурге в семье архитектора Николая Бенуа и его жены Камиллы. Среди родственников Александра Бенуа был Альберт Кавос, создатель проекта Мариинского театра , актер Питер Устинов, художница Зинаида Серебрякова. Едва ли не половина представителей культуры Серебряного века так или иначе были связаны с родом Бенуа.

В своих воспоминаниях художник подчеркивал, что его художественные и эстетические взгляды сформировали две категории переживаний. Первая и наиболее сильная - это театр. Александр Бенуа навсегда связал понятие «художественность» с понятием «театральность». Именно на сцене, по его мнению, возможно достижение высшей цели искусства - синтеза искусств. Вторая категория переживаний - это впечатления от знакомства с петербургскими царскими резиденциями и пригородами.

«От этих разнообразных петергофских впечатлений… вероятно, и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа, Царского Села, Версаля».

Александр Бенуа

«Охватить предмет как можно шире и изучить как можно глубже»

Александр Бенуа учился в частной гимназии Карла Мая в Санкт-Петербурге. Здесь он сблизился с Сергеем Дягилевым и другими участниками будущего «Мира искусства». Некоторое время посещал вечерние классы Академии художеств . Основным навыкам живописи его обучил брат Альберт .

Александр Бенуа считал, что только через самообразование можно достичь совершенства в своей профессии. На протяжении всей жизни он изучал изобразительное искусство, стал блестящим искусствоведом. Среди его работ - глава о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века», «История живописи всех времен и народов», один из лучших путеводителей по Эрмитажу и многое другое.

«К простейшим и вернейшим изображениям действительности»

«Во мне «пассеизм» начал сказываться как нечто совершенно естественное еще в раннем детстве. …Многое в прошлом представляется мне хорошо и давно знакомым, пожалуй, даже более знакомым, нежели настоящее. <...> У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему».

Александр Бенуа

Особенно часто Бенуа пишет царский Петербург и его дворцово-парковые ансамбли, сцены из жизни исторических персонажей, пейзажи Франции и версальские парки.

Бенуа написал «Азбуку в картинках» и создал иллюстрации к «Медному всаднику» и «Пиковой даме» Александра Пушкина , которые вошли в историю книжной графики.

Особое место в его творчестве занимает театр. Бенуа создавал декорации к постановкам, разрабатывал эскизы костюмов. Он помогал оформлять несколько спектаклей для Русских сезонов в Париже.

Александр Бенуа в комиссии Горького

Александр Бенуа боролся за сохранение культурного наследия. Сразу после Октябрьской революции он тесно сотрудничал с Максимом Горьким в Комиссии по охране памятников искусства. Художник был одним из первых, кто побывал в Зимнем дворце после его штурма и описал это в своих воспоминаниях.

Бенуа помогал восстановить деятельность Русского музея и составить новую экспозицию искусства XVIII–XX веков. Позже художник стал заведующим картинной галереей в Государственном Эрмитаже, параллельно проводил исследовательскую работу.

Также он работал над сохранением архитектурных памятников Петербурга и его пригородов, а результаты своей работы он освещал в серии статей.

«Это народное имущество, это наше добро, и нужно сделать всё от нас зависящее, чтоб народ это осознал и чтоб он вошел во владение тем, что ему принадлежит по праву. Самая идея народности всякого искусства, всего того, во что люди из народа вкладывали свои идеалы красоты, вот эта идея должна сейчас выявиться и ожить с особенной силой».

Александр Бенуа

Эстетические взгляды «Мира искусства»

Кружок «Мир искусства» (как и его журнал) стал, по словам Бенуа, «практической необходимостью». В обществе передвижников наметился кризис, и художникам необходим был новый вектор движения. Журнал знакомил аудиторию с западной классикой и модерном, отечественной живописью и архитектурой.

В различное время в состав объединения входили Валентин Серов , Исаак Левитан , Михаил Нестеров, Михаил Врубель , Лев Бакст, Константин Сомов и, конечно, Сергей Дягилев. Разделял взгляды мирискуников и Илья Репин .

«Нами руководили не столько соображения «идейного» порядка, сколько соображения практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться».

Александр Бенуа

«Мир искусства» объявлял красоту главной целью творчества. Субъективность этой цели давала художникам полную свободу - как при выборе темы, так и при выборе художественных средств.

Александр Николаевич Бенуа. Портрет работы Леона Бакста

Александр Николаевич Бенуа – крупнейший искусствовед, живописец, издатель и автор великолепных иллюстраций, литератор и театральный художник, один из основоположников русского модерна.

Биография художника Александра Бенуа

Художник Александр Николаевич Бенуа родился в 1870 году, в Петербурге, в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. В семье будущего художника просто почитали искусство, однако родители настояли на том, чтобы сын поступил в Петербургский университет и получил профессию юриста.

Во время обучения в университете Александр Николаевич самостоятельно изучал историю искусств, занимался рисованием, освоил акварельную живопись. История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа. В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа.

И о Александре Николаевиче сразу заговорили, как о талантливейшем искусствоведе, который просто перевернул устоявшиеся представления о развитии русского искусства.

В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV». Публика была в полном восторге, а критики заговорили о появлении нового талантливого самобытного художника.


Прогулка короля Купальня маркизы
Фантазия на Версальскую тему Представление султанше
Людовик XIV кормит рыб Король прогуливается в любую погоду
Прогулка короля
Прогулка короля

В 1893 году Бенуа пишет серию акварельных пейзажей окрестностей Петербурга. Нужно сказать, что его пейзажи – это скорее дань истории, чем природе. Художника в большей мере увлекают исторические персоны, архитектура, костюм. А природа служит лишь великолепной декорацией изображенных живописцем событий.


Ораниенбаум Аллея
Картины Петербурга
Парад при Павле I
Карнавал на Фонтанке
Ораниенбаум. Японский сад
Китайский павильон. Ревнивец

С 1897 по 1898 годы Бенуа пишет серию акварельных картин о Версальских парках. И снова критики говорят не о великолепии природы, а о явно воссозданном духе ушедших времен, атмосфере красивого великолепного былого.


Водный партер в Версале
Пруд в Версале
Фонтаны Версаля
Версаль
Версаль под дождём
Версаль. У Курция
Каштаны весной. Версаль

Следующей большой темой в творчестве художника становится Петергоф, Ораниенбаум и Павловское. И снова величие архитектуры, фонтаны, парки и история.


Беседка в парке. Павловск
Петергоф
Петергоф Большой дворец. Петергоф

В конце девятнадцатого века Александр Бенуа создает объединение «Мир искусства» в котором становится основным теоретиком и вдохновителем, много пишет, выступает в печати и становится автором еженедельных «Художественных писем» в газете «Речь».

Не забывает Бенуа и о истории искусства – в 1901 и 1902 годах на свет появляется широко известная книга «Русская живопись в XIX веке». Издатель Бенуа начинает публиковать серии «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов». Выпуск этих серий прекращается, по вполне понятным причинам, в 1917 году.

Был ещё журнал «Художественные сокровища России» и великолепный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». И всё это было сделано при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа.

А ещё было увлечение книжной графикой и создание иллюстраций для целого ряда произведениям А.С. Пушкина. И труды великолепного театрально художника Бенуа. Он создавал эскизы костюмов и декораций к театральным спектаклям, балетам и операм. Я не буду утомлять вас перечислением всего сделанного на этом поприще – иному художнику только театрального творчества хватило бы на всю жизнь с избытком. Чего стоит одно участие в управлении театром МХТ совместно с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко!

Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Декорация к трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы»
Эскиз декорации к «Соловью» Стравинского
Итальянская комедия
Итальянская комедия

Революция 1917 года железной рукой перечеркнула огромное количество проектов и начинаний Александра Николаевича Бенуа и он занялся работой в самых различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства.

С 1918 года Бенуа заведовал картинной галереей Эрмитажа, разработал новый план общей экспозиции музея, который был замечен и отмечен ещё оставшимися в России любителями живописи.

С 1926 года художник живет и работает в Париже. Он уже практически не пишет картин – его просто съедает тоска по Родине. Эскизы костюмов и декораций для театра Дягилева, участие в создании театральных постановок…

И мемуары. Просто ценнейшие воспоминания и размышления о людях, событиях, искусстве.

Умер художник в феврале 1960 года. Похоронен в Париже.

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.
А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.
О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником.
Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре - явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.
К концу 19 началу 20 века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".
Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).
После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.
В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А.С. Выступает как критик и историк искусства. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. Такова его картина "Петр I на прогулке в Летнем саду", где в многофигурной сцене воссоздается облик минувшей жизни, увиденной глазами современника.
В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях - в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
В эти же годы принимает участие в оформлении "Русских сезонов", организованных Дягилевым С.П. в Париже, которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические концерты.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.
Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
С 1926 жил в Париже, где и скончался. Основные работы художника: "Прогулка короля" (1906), "Фантазия на Версальскую тему" (1906), "Итальянская комедия" (1906), иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А.С. (1903) и другие.

Автопортрет 1896 (бумага, тушь, перо)

Биография Александра Бенуа

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги . Представитель русского модерна.

А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.

О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником.




Top