Бессловесные истории геннадия соколова. Путеводитель по судьбе: От Малого до Большого… Геннадий Красухин

О том, как картинки в книжках могут влиять на нашу судьбу

Случалось ли с вами так — посмотришь фильм или мультик после прочтения книжки и не можешь потом избавиться от навязчивого осадка: вроде бы все хорошо, да только герои какие-то не такие, и выглядят они не так, как надо, и комнаты у них «неправильные», и дома, и города, и костюмы, и прически? Знакомое ощущение? А знаете, кто в этом виноват? Наше воображение и… господин иллюстратор.

Картинки из книжки врезаются в память подчас острее текста и определяют восприятие прочитанной истории на долгие годы. Поэтому вдвойне интересно встретить рыбинца, создающего те самые атмосферные картинки, имя которого хорошо известно в издательском мире. Геннадий Соколов — график и иллюстратор, член Союза художников России. Он рассказал нашим читателям о живых картинках, дружбе с компьютером и о том, как даже дом может стать знаменитостью.

Эффект дятла

Геннадий Соколов появился на свет в обычной советской рабочей семье, где не было художников. Однако вместе с мальчиком родилась удивительная страсть к рисованию. «С детского сада я очень любил рисовать, в школе постоянно что-то «чирикал». В детстве у меня были книжечки Владимира Сутеева «Кто сказал «Мяу » и другие. В них было мало текста, а история создавалась очень живыми, «мультипликационными» картинками. Они производили на меня огромное впечатление. Может быть, именно оттуда и пошла любовь к забавным, динамичным рисункам, которые лучше слов, во всех замечательных подробностях могли представить ребенку историю», — рассказывает художник и вспоминает случай, как отец на его глазах очень ловко нарисовал дятла. Пара простых движений карандашом — и картинка ожила! Тогда он еще не задумывался, что этот «фокус» будет разгадывать всю жизнь.

В 16 лет Геннадий поступил на моторостроительный завод в 10-й цех художником-оформителем, параллельно стал заниматься в изостудии при дворце культуры. «Судьба словно брала меня за руку и вела в профессию, — говорит Геннадий Соколов. — Даже в армии отслужил в качестве художника. А когда вернулся в родной город, уже не хотелось расставаться с карандашами и красками, и я пошел в студию — серьезную, солидную, под руководством замечательного акварелиста Анатолия Илларионовича Попова». Эта тропка привела в «настоящее искусство» — в Московский полиграфический институт. В столице рыбинец учился иллюстрированию профессионально у выдающихся педагогов — художников книги, там же, в издательстве «Молодая гвардия », вышли первые книжки с его иллюстрациями. Вернувшись в Рыбинск после института, молодой специалист стал сотрудничать с Верхне-Волжским книжным издательством. В то же время художник участвовал в городских, областных, республиканских и всесоюзных выставках и в 1984 году был принят в Союз художников как живописец.

Радости переходного

Трудные перестроечные времена преподнесли Геннадию Соколову подарок. Творческий. Ярославское издательство в ту пору взялось за выпуск зарубежных классиков по той простой причине, что им не нужно было платить гонорары. Александр Дюма, Жюль Верн, Марк Твен, Эмиль Золя, Уилки Коллинз, Э.-Т.-А. Гофман… — что-то из этих книг наверняка есть у каждого дома. Вот и получается, что их героев мы видим глазами Геннадия Соколова. Постепенно художник открыл для себя удивительный мир детской литературы, стал рисовать для московских издательств «Самовар », «Малыш », «Стрекоза ». Так, персонажи Астрид Линдгрен, Эдуарда Успенского, отца и сына Маршаков обзавелись отчасти рыбинскими корнями.

Нередко приходится иллюстрировать книги, которые уже издавались и неоднократно. Как удается быть оригинальным? «В этом-то и заключается специфика иллюстрирования — не повторяться, — размышляет художник. — Причем табу копировать распространяется не только на других иллюстраторов, но и на себя в продолжении книги. Когда перелистываешь страницы, картинка должна удивлять, отличаться новизной, особенно если речь идет о детской книжке. Для этого я ищу неожиданные ракурсы, придумываю детали, что-то привношу из своего опыта».

Скромное обаяние самовара

Кстати, об опыте. Иногда не знаешь, что и как пригодится нам в этой жизни. И подчас самые неожиданные вещи становятся вдруг знаковыми. Таковыми заставлен у Соколовых весь дом. «В свое время, будучи еще студентом, в деревне я выменял на армейскую гимнастерку и сапоги старинный самовар и козлиную шкуру. Так все и началось. Горшки, кринки, прялки, замки, колокольчики — предметы старины я собираю на протяжении многих лет, они приводят душу в трепет. Когда берешь в руки какой-нибудь старинный замок с секретом, окутанный своей историей, тайной, чувствуешь себя будто кладоискателем».

Эти «трепетные» вещи перекочевали на страницы книги, которую Геннадий Валентинович считает одной из самых важных в своем творчестве. «Приятным и важным заказом стала для меня книга «Сказание о земле Рыбинской » для детей, — признается иллюстратор. — Когда в издательстве «РМП » предложили мне сделать к ней картинки, я, конечно, с радостью согласился. Сразу было понятно, что в Рыбинске эта книга нужна, дети должны знакомиться с историей нашего города и края. Так подспудно вырастает в сердце любовь к своему краю». Это была задача для знатока старинного быта, так как большая часть «Сказания…» посвящена прошлым векам, и из картинок маленький читатель должен почерпнуть не меньше знаний, чем из текста. «Хотелось на страницы книги впустить и живые воспоминания моего детства: как босиком по росе — в лес за грибами, а там мошки, комары; черника и земляника на поджаренных солнцем склонах; купание в речке. Детство — золотое время! Оно всегда вдохновляет. Я стремился сделать книгу для маленьких рыбинцев об их родном городе как можно лучше. Для этого у меня был и личный стимул — чтобы понравилось внучке».

Рукотворный памятник

Внучка Сонечка тоже появляется на страницах «Сказания…». Вот она — смотрит из окна на башенке «дома художников». Того самого, который Геннадий Соколов строил своими руками. Затея с восстановлением памятника деревянного зодчества стала, по его собственному признанию, большой авантюрой. Возводить дом по образу и подобию исторического предшественника пришлось с нуля, не считая некоторых наличников и элементов резного декора. Несколько художников под предводительством Александра Михайловича Жданова принялись тогда за дело с максимальным энтузиазмом и минимальными представлениями о том, что такое стройка. «Для меня абсолютно все было в новинку: как укладывать кирпичи, штукатурить, ставить окна, стропилить крышу, обшивать дом… — вспоминает Геннадий Валентинович. — Сначала многие относились к нашей затее скептически, с недоверием. Но когда дом вырос, он стал местной знаменитостью. Сюда приходили гости, сюда привозили иностранцев, как на экскурсию, все ахали. В такие моменты гордость охватывает за наш дом, за город, где жили зодчие с золотыми руками, что создали такую красоту всем на загляденье, а мы не побоялись вернуть ее людям».

С мышью в руке

Несколько лет назад художник решил распрощаться с кистями и красками. Как когда-то старинные вещицы, увлекли Геннадия Соколова современные технологии. И сейчас все иллюстрации он делает исключительно на компьютере. «На первых порах я был с компьютером на «вы», даже рисовать пытался мышкой, пока не узнал о существовании планшетов. Изначально компьютерные программы привлекли меня именно простотой, с которой достигаются художественные задачи. Раньше я мучился, например, когда делал заливки фона, и все равно не мог добиться нужной ровности. А здесь нажал кнопку — и самая сложная заливка с любым градиентом готова!» — доволен иллюстратор. По его словам, то, что компьютерная иллюстрация всегда плоская и безжизненная, — не более чем миф. Напротив, компьютер открывает множество возможностей для творчества. И в качестве подтверждения художник приводит «детский» аргумент: «Книги со своими иллюстрациями я всегда дарю внучке, и ей они нравятся. А дети ведь, как никто другой, чувствуют фальшь. А раз мои картинки нравятся, значит, я на правильном пути ».

Ольга Гржибовская

Библиотеки Рыбинска станут электронными

Согласно городской целевой программе «Сохранение и развитие культуры городского округа город Рыбинск на 2011 — 2014 годы» для библиотек Рыбинска приобретён высокопроизводительный сканер книг ATIZ BookDrivePro, который позволяет переводить в электронный вид книги форматом до А2.

Книга укладывается в V-образную книжную «колыбель» c V-образным прижимным стеклом. Их сочетание позволяет раскрывать книгу на 120 градусов, не нанося ей вреда, а также сканировать с высокой скоростью и получать изображение высокого разрешения и качества от цифровых фотокамер.

Сканер установлен в Центральной городской библиотеке имени Ф. Энгельса (ул. Крестовая, дом 84). С его помощью будут переведены в электронный вид и станут доступны читателям редкие издания из фондов библиотеки. Первоочередная задача — оцифровка подшивок газеты «Рыбинские известия » начиная с сороковых годов XX века.

В перспективе — приобретение системы автоматизации библиотек ИРБИС, создание единого электронного каталога и фонда книг в цифровом виде, подключение всех 18 филиалов к единой электронной сети библиотек города и установка в читальных залах компьютеров для читателей.

В свое время Геннадий Соколов своими руками строил школьное здание, а родители учеников из соседних домов ему помогали. А потом, опять же благодаря окрестным родителям, он стал телезвездой районного масштаба. За право чередоваться с ним в кадре соревновались восходящие политические звезды начала 1990-х годов.

- Геннадий Владимирович, почему ваша школьная галерея называется «Крыша»? Она же не на чердаке, а на первом этаже.

Это метафорическое название: крыша для бездомных художников. Место, где они нашли себе пристанище и защиту.

- От кого их надо защищать?

Прежде всего от других учителей. Педагогам-предметникам очень трудно работать в художественной школе. Каждый ученик - лидер, хочет себя проявить. И у всех очень образное мышление. Один коллега мне пожаловался: «Они вроде меня слушают, а сами чего-то калякают в тетрадке!» А ведь это помогает им думать!

Я советую коллегам на уроках не столько рассказывать, сколько показывать, включить эмоциональную составляющую. Приглашаю их в нашу галерею (ученики участвуют в выставках с начальной школы хотя бы раз в год). Для некоторых становится открытием, что дети, оказывается, такие труженики и создают такую красоту! А еще мы устраиваем выставки рисунков самих учителей. Да-да, предлагаем им сесть за мольберт и поработать. Тогда они понимают, что живопись - это не развлечение.

Точно так же мы предлагаем сесть за мольберт и родителям, устраиваем совместные выездные пленэры. Дети учат своих мам и пап держать кисть, это помогает им лучше понять друг друга.

- Да уж, с родителями надо дружить.

А мы со всем районом дружим. В 1985 году я работал на строительстве этого здания круглые сутки. Днем - прорабом, ночью - сторожем. Родители учеников, жившие в соседних домах, приносили мне поесть (улыбается) . Непросто было, зато мы сами оформили школу так, как хотели. У нашего директора Ефима Рачевского есть замечательное качество - он прислушивается к учителям.

Потом, в конце 1980-х годов, началась программа «Класс-дом»: исполком выделил в соседних домах помещения для внеклассной работы. Один технически продвинутый папа предложил транслировать запись наших уроков на весь подъезд, потом - на весь микрорайон.

Это была одна из первых в Москве сетей кабельного телевидения. Начинающие политики быстро оценили, какой это ресурс для пропаганды, и зачастили к нам. Наши уроки чередовались с выступлениями светил русской демократии. Кстати, сейчас видеоуроки на сайте нашей школы посещают до трех тысяч зрителей в месяц.

Но я продолжу насчет защиты художников. Иногда их надо защищать от самих себя, от неверия в свои силы. Некоторые отчаиваются: «Я не умею рисовать!» Я вывожу на доске замысловатую линию, спрашиваю: «Что это?» Никто не догадывается. Дорисовываю пестик, тычинки - получается цветок. Художник начинается с умения увидеть в линии, в пятне знакомый образ.

- Но ведь нужны еще и академические навыки?

Академическому рисунку мы учим начиная с 8-го класса. А до этого стараемся больше развивать творчески. Нам надо не только научить распределять свет и тень, строить композицию, знать основы линейной и воздушной перспективы, но и сохранить неповторимость личности.

Представляете, какая была бы скука, если бы все думали, что трава всегда и непременно зеленая, а небо - голубое! Сейчас есть отвратительная тенденция - вместо того чтобы рисовать, делают фотографию и раскрашивают. Искусство - это больше, чем техника.

- Кстати, о технике - в другом смысле. Один учитель рисования : яблоко отражается в экране айпада, как в черном зеркале. Это научило их смотреть на привычные вещи под необычным углом. А у вас такие есть?

Мы не боимся современной тематики: например, делаем зарисовки толпы в крупных торговых центрах, это интересно с точки зрения композиции. Но в основном мы все же изображаем традиционные предметы. Это не мешает ученикам искать нестандартные подходы. Например, один прибегает ко мне: нашел растение, которое выделяет ярко-зеленый сок. Им можно рисовать! Все может быть материалом для произведения искусства.

- А вот эта гитара в углу - тоже ваша «натурщица»?

Мы любим изображать инструменты, часто делаем зарисовки на бесплатных студенческих концертах в Консерватории. Но на этой гитаре мы еще и играем в свободное время. Меня радует, что дети любят хорошую музыку - художнику это необходимо.

СПРАВКА

Геннадий Соколов родился в 1959 году. Работает в школе с 1979 года, начал с должности пионервожатого. Окончил Московский государственный заочный педагогический институт (1985). Руководитель художественной школы Центра образования № 548. Лауреат Гранта Москвы (2003), Премии президента в области образования (2005). Заслуженный учитель Российской Федерации (2008), член Союза художников.

О том, как картинки в книжках могут влиять на нашу судьбу

Случалось ли с вами так — посмотришь фильм или мультик после прочтения книжки и не можешь потом избавиться от навязчивого осадка: вроде бы все хорошо, да только герои какие-то не такие, и выглядят они не так, как надо, и комнаты у них «неправильные», и дома, и города, и костюмы, и прически? Знакомое ощущение? А знаете, кто в этом виноват? Наше воображение и… господин иллюстратор.

Картинки из книжки врезаются в память подчас острее текста и определяют восприятие прочитанной истории на долгие годы. Поэтому вдвойне интересно встретить рыбинца, создающего те самые атмосферные картинки, имя которого хорошо известно в издательском мире. Геннадий Соколов — график и иллюстратор, член Союза художников России. Он рассказал нашим читателям о живых картинках, дружбе с компьютером и о том, как даже дом может стать знаменитостью.

Эффект дятла

Геннадий Соколов появился на свет в обычной советской рабочей семье, где не было художников. Однако вместе с мальчиком родилась удивительная страсть к рисованию. «С детского сада я очень любил рисовать, в школе постоянно что-то «чирикал». В детстве у меня были книжечки Владимира Сутеева «Кто сказал «Мяу» и другие. В них было мало текста, а история создавалась очень живыми, «мультипликационными» картинками. Они производили на меня огромное впечатление. Может быть, именно оттуда и пошла любовь к забавным, динамичным рисункам, которые лучше слов, во всех замечательных подробностях могли представить ребенку историю», — рассказывает художник и вспоминает случай, как отец на его глазах очень ловко нарисовал дятла. Пара простых движений карандашом — и картинка ожила! Тогда он еще не задумывался, что этот «фокус» будет разгадывать всю жизнь.

В 16 лет Геннадий поступил на моторостроительный завод в 10-й цех художником-оформителем, параллельно стал заниматься в изостудии при дворце культуры. «Судьба словно брала меня за руку и вела в профессию, — говорит Геннадий Соколов. — Даже в армии отслужил в качестве художника. А когда вернулся в родной город, уже не хотелось расставаться с карандашами и красками, и я пошел в студию — серьезную, солидную, под руководством замечательного акварелиста Анатолия Илларионовича Попова». Эта тропка привела в «настоящее искусство» — в Московский полиграфический институт. В столице рыбинец учился иллюстрированию профессионально у выдающихся педагогов — художников книги, там же, в издательстве «Молодая гвардия», вышли первые книжки с его иллюстрациями. Вернувшись в Рыбинск после института, молодой специалист стал сотрудничать с Верхне-Волжским книжным издательством. В то же время художник участвовал в городских, областных, республиканских и всесоюзных выставках и в 1984 году был принят в Союз художников как живописец.

Радости переходного

Трудные перестроечные времена преподнесли Геннадию Соколову подарок. Творческий. Ярославское издательство в ту пору взялось за выпуск зарубежных классиков по той простой причине, что им не нужно было платить гонорары. Александр Дюма, Жюль Верн, Марк Твен, Эмиль Золя, Уилки Коллинз, Э.-Т.-А. Гофман… — что-то из этих книг наверняка есть у каждого дома. Вот и получается, что их героев мы видим глазами Геннадия Соколова. Постепенно художник открыл для себя удивительный мир детской литературы, стал рисовать для московских издательств «Самовар», «Малыш», «Стрекоза». Так, персонажи Астрид Линдгрен, Эдуарда Успенского, отца и сына Маршаков обзавелись отчасти рыбинскими корнями.

Нередко приходится иллюстрировать книги, которые уже издавались и неоднократно. Как удается быть оригинальным? «В этом-то и заключается специфика иллюстрирования — не повторяться, — размышляет художник. — Причем табу копировать распространяется не только на других иллюстраторов, но и на себя в продолжении книги. Когда перелистываешь страницы, картинка должна удивлять, отличаться новизной, особенно если речь идет о детской книжке. Для этого я ищу неожиданные ракурсы, придумываю детали, что-то привношу из своего опыта».

Скромное обаяние самовара

Кстати, об опыте. Иногда не знаешь, что и как пригодится нам в этой жизни. И подчас самые неожиданные вещи становятся вдруг знаковыми. Таковыми заставлен у Соколовых весь дом. «В свое время, будучи еще студентом, в деревне я выменял на армейскую гимнастерку и сапоги старинный самовар и козлиную шкуру. Так все и началось. Горшки, кринки, прялки, замки, колокольчики — предметы старины я собираю на протяжении многих лет, они приводят душу в трепет. Когда берешь в руки какой-нибудь старинный замок с секретом, окутанный своей историей, тайной, чувствуешь себя будто кладоискателем».

Эти «трепетные» вещи перекочевали на страницы книги, которую Геннадий Валентинович считает одной из самых важных в своем творчестве. «Приятным и важным заказом стала для меня книга «Сказание о земле Рыбинской» для детей, — признается иллюстратор. — Когда в издательстве «РМП» предложили мне сделать к ней картинки, я, конечно, с радостью согласился. Сразу было понятно, что в Рыбинске эта книга нужна, дети должны знакомиться с историей нашего города и края. Так подспудно вырастает в сердце любовь к своему краю». Это была задача для знатока старинного быта, так как большая часть «Сказания…» посвящена прошлым векам, и из картинок маленький читатель должен почерпнуть не меньше знаний, чем из текста. «Хотелось на страницы книги впустить и живые воспоминания моего детства: как босиком по росе — в лес за грибами, а там мошки, комары; черника и земляника на поджаренных солнцем склонах; купание в речке. Детство — золотое время! Оно всегда вдохновляет. Я стремился сделать книгу для маленьких рыбинцев об их родном городе как можно лучше. Для этого у меня был и личный стимул — чтобы понравилось внучке».

Рукотворный памятник

Внучка Сонечка тоже появляется на страницах «Сказания…». Вот она — смотрит из окна на башенке «дома художников». Того самого, который Геннадий Соколов строил своими руками. Затея с восстановлением памятника деревянного зодчества стала, по его собственному признанию, большой авантюрой. Возводить дом по образу и подобию исторического предшественника пришлось с нуля, не считая некоторых наличников и элементов резного декора. Несколько художников под предводительством Александра Михайловича Жданова принялись тогда за дело с максимальным энтузиазмом и минимальными представлениями о том, что такое стройка. «Для меня абсолютно все было в новинку: как укладывать кирпичи, штукатурить, ставить окна, стропилить крышу, обшивать дом… — вспоминает Геннадий Валентинович. — Сначала многие относились к нашей затее скептически, с недоверием. Но когда дом вырос, он стал местной знаменитостью. Сюда приходили гости, сюда привозили иностранцев, как на экскурсию, все ахали. В такие моменты гордость охватывает за наш дом, за город, где жили зодчие с золотыми руками, что создали такую красоту всем на загляденье, а мы не побоялись вернуть ее людям».

С мышью в руке

Несколько лет назад художник решил распрощаться с кистями и красками. Как когда-то старинные вещицы, увлекли Геннадия Соколова современные технологии. И сейчас все иллюстрации он делает исключительно на компьютере. «На первых порах я был с компьютером на «вы», даже рисовать пытался мышкой, пока не узнал о существовании планшетов. Изначально компьютерные программы привлекли меня именно простотой, с которой достигаются художественные задачи. Раньше я мучился, например, когда делал заливки фона, и все равно не мог добиться нужной ровности. А здесь нажал кнопку — и самая сложная заливка с любым градиентом готова!» — доволен иллюстратор. По его словам, то, что компьютерная иллюстрация всегда плоская и безжизненная, — не более чем миф. Напротив, компьютер открывает множество возможностей для творчества. И в качестве подтверждения художник приводит «детский» аргумент: «Книги со своими иллюстрациями я всегда дарю внучке, и ей они нравятся. А дети ведь, как никто другой, чувствуют фальшь. А раз мои картинки нравятся, значит, я на правильном пути».

Ольга Гржибовская

Библиотеки Рыбинска станут электронными

Согласно городской целевой программе «Сохранение и развитие культуры городского округа город Рыбинск на 2011 — 2014 годы» для библиотек Рыбинска приобретён высокопроизводительный сканер книг ATIZ BookDrivePro, который позволяет переводить в электронный вид книги форматом до А2.

Книга укладывается в V-образную книжную «колыбель» c V-образным прижимным стеклом. Их сочетание позволяет раскрывать книгу на 120 градусов, не нанося ей вреда, а также сканировать с высокой скоростью и получать изображение высокого разрешения и качества от цифровых фотокамер.

Сканер установлен в Центральной городской библиотеке имени Ф. Энгельса (ул. Крестовая, дом 84). С его помощью будут переведены в электронный вид и станут доступны читателям редкие издания из фондов библиотеки. Первоочередная задача — оцифровка подшивок газеты «Рыбинские известия» начиная с сороковых годов XX века.

В перспективе — приобретение системы автоматизации библиотек ИРБИС, создание единого электронного каталога и фонда книг в цифровом виде, подключение всех 18 филиалов к единой электронной сети библиотек города и установка в читальных залах компьютеров для читателей.




Top