Библиотечные мероприятия к юбилею в сурикова. Выставка к юбилею В.И

Квест по творчеству Сурикова Василию Ивановичу.

8-11 класс

Цель: способствовать формированию у школьников устойчивого интереса и уважения к культуре страны и края; расширить знания о творчестве В. И Сурикова.

Квест организуется по станциям, на каждой станции учащиеся выполняют определенные задания.

СТАНЦИЯ № 1 «Словарь»

Дополните биографические данные о В. И. Сурикове. (1 балл – за слово)

Суриков Василий Иванович (1848- 1916), живописец.

Родился 24 января 18___ г. в городе _________________ в семье казачьего офицера. Первые уроки живописи получил от преподавателя гимназии __________.

Когда Сурикову было одиннадцать лет, от чахотки умер его отец. __________ с тремя детьми оказалась в трудном материальном положении. После окончания училища Василий поступил на службу в канцелярию, однако занятий живописью не оставил, напротив, он твердо решил стать художником. К этому времени Суриков уже добился признания в Красноярске: его акварели ценились земляками, он давал уроки в доме губернатора. Губернатор познакомил Сурикова с золотопромышленником ____________, который решил принять участие в судьбе талантливого юноши и предоставил ему стипендию на обучение в Академии художеств в Петербурге. С 1869 по 1875 г. учился в Академии художеств в _____________. В то время его интересовали темы из древней истории: Египет, античность, первые века христианства. В 1874 году Суриков написал эскиз "______________" и статья о художнике были помещены в журнале "Всемирная иллюстрация". В 1877 г. переехал в Москву. В 1881 г. вступил в Товарищество __________________________________, стал членом Союза русских художников. Неоднократно совершал путешествия за границу - посетил ________________________________________________.В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма _________________.

СТАНЦИЯ № 3 «Историческая»

Соотнесите картину и описание исторического события, напишите о какос событии идет речь

    Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника царя, генералиссимуса Александра, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора, и сосланного вместе с семье. (_____________________)

    Событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания. (_______________________)

    Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. (___________________________)

    Событие русской истории, ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Уралом. (_____________________________)

    Поместив Суворова в левый верхний угол, он сделал героем полотна солдатскую массу, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. (__________________________________)

«УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ»

«БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА»

«ПЕРЕХОД СУВОРОВА ЧЕРЕЗ АЛЬПЫ»

«МЕНЬШИКОВ В БЕРЕЗОВЕ»

«ОСВОЕНИЕ ЕРМАКОМ СИБИРИ

24.01.2018

К 170-летию со дня рождения Василия Ивановича Сурикова (1848 – 1916) в библиотеке-филиале №9 оформлена выставка-репродукция «Мастер исторической живописи». Знакомство с жизнью художника помогает понять его творчество, становление и развитие его таланта – таланта исторического живописца, сумевшего показать в своих картинах подлинную историю русского народа.
Искусство, которому Суриков отдавался с истиной страстью, стало для него делом всей жизни. Поэтому оно так значительно, огромно.
Огромное значение в творчестве Сурикова играет Сибирь. Сибирской землёй мастер вдохновлялся, черпал в ней образы для своих творений. Сила сибирского характера наполняет знаменитые исторические полотна «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Степан Разин», «Покорение Сибири Ермаком».
Художник оставил грандиозные полотна, охватывающие целые пласты российской истории, передающие события максимально живо, страстно, реалистично. Суриков не имел учеников, так и оставшись недосягаемым художником для последующих поколений.


24 января 2018 года отмечается 170 лет со дня рождения известного русского живописца Василия Сурикова. Художник известен прежде всего полотнами на исторические темы: «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова».

В день рождения художника в Национальной библиотеке Чеченской Республики им. А.А. Айдамирова состоялся час искусства «Великий художник-воинствующий реалист», посвящённый творчеству Василия Сурикова.

Работники отдела искусства познакомили гостей с интересными фактами из жизни гениального живописца, чей талант вобрал в себя душу и дух русского народа.

Слушателям были представлены репродукции картин разных жанров - исторического, бытового, пейзажного и портретного, выполненных маслом и акварелью. Особое внимание было обращено на воплощение в живописных работах самобытного русского характера.

В программе мероприятия - экскурсия по русским музеям, в которых хранятся полотна художника, а также для была подготовлена книжно-иллюстрированная выставка. Благодаря представленной литературе, читатели могли познакомиться с творческой деятельностью живописца - масштабными историческими картинами и историей их написания.

Василий Суриков - русский живописец, описавший в своих картинах крупные события, происходившие в России в конце XIX и начала XX вв. В своих работах он мастерски передал дух того времени и самобытность русского народа, отразил непростые этапы в истории страны.

В ходе встречи была обсуждена одна из знаменитых картин автора - «Боярыня Морозова», написанная им в 1887 году.

Наряду с историческими полотнами в творческом наследии художника место занимают и небольшие листы, выполненные в утонченной и изысканной технике акварели. Суриков-акварелист знаком немногим, - отметила ведущая - М.Х. Умарова.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • углубить знания о творчестве выдающегося русского художника В.И.Сурикова;
  • совершенствовать навыки работы по картине на историческую тему;
  • воспитывать чувство гордости за свою историю и культуру.

Оборудование:

  • автопортрет В.Сурикова,
  • репродукции картин “Боярыня Морозова”, “Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Берёзове”.

При подготовке к мероприятию учащиеся изучают биографию художника, методы работы над картиной, работу экскурсовода. Учащиеся выполняют роли искусствоведов, биографов, экскурсоводов.

Ход мероприятия

I. Слово искусствоведа (учителя).

В год Российской истории мы хотим поговорить о замечательном художнике исторического жанра.

Ему - великому титану, гению русской живописи Василию Ивановичу Сурикову – мы посвящаем наш сегодняшний вечер.

Биография 1 ученица в роли биографа

Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года в городе Красноярске в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова. Семья принадлежала к старинному казачьему роду. "Предки его пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Род его идет, очевидно, с Дона, где в Верхне-Ягирской и Кундрючинской станицах еще сохранились казаки Суриковы. " Имена Суриковых и Торгошиных (предков художника со стороны матери) упоминаются в списках бунтовщиков, выступивших против сибирского воеводы Дурново в конце XVII века.

Суриков всегда гордился своими предками и своей родиной - Сибирью.

Любимыми развлечениями сибиряков были кулачные бои и охота. С малых лет Суриков ходил с отцом на охоту и прекрасно стрелял, а в юности любил участвовать в кулачных боях.

Огромное влияние на Сурикова оказала его мать Прасковья Федоровна. Она была незаурядным человеком - сильная, смелая, проницательная - "посмотрит на человека и одним словом определит".

В 1856 году Суриков поступил в приходское училище в Красноярске. Там способности мальчика к рисованию были замечены преподавателем Н.В. Гребневым, который стал заниматься с ним отдельно, рассказывал о произведениях классического искусства, водил рисовать с натуры акварельными красками виды Красноярска.

В 1861 году Суриков закончил школу с похвальным листом.

Когда Сурикову было одиннадцать лет, от чахотки умер его отец. Прасковья Федоровна с тремя детьми: Васей, Катей и младшим Сашей - оказалась в трудном материальном положении. Пенсия за отца была маленькой, часть дома приходилось сдавать жильцам. После окончания училища Василий поступил на службу в канцелярию, однако занятий живописью не оставил, напротив, он твердо решил стать художником. К этому времени Суриков уже добился признания в Красноярске: его акварели ценились земляками, он давал уроки в доме губернатора.

Губернатор познакомил Сурикова с золотопромышленником П.И. Кузнецовым, который решил принять участие в судьбе талантливого юноши и предоставил ему стипендию на обучение в Академии художеств в Петербурге.

Суриков блестяще учился в Академии и в 1875 году окончил ее, представив картину “Апостол Павел. Однако золотую медаль он за нее не получил и уехал в Москву, где начал работать над росписями храма Христа Спасителя.

В 1878 году женился. имел двух дочерей: Ольгу и Елену. Его жена Елизавета Августовна Шаре по отцу была француженкой, а по матери приходилась родственницей декабристу Свистунову. Познакомились они еще в Петербурге. И Суриков, и Елизавета Августовна очень любили органную музыку и часто по воскресеньям приходили в костел Святой Екатерины на Невском проспекте слушать хоралы Баха, исполнявшиеся во время мессы. Во время работы над росписями в храме Христа Спасителя Суриков часто наездами бывал в Петербурге, встречался с Елизаветой Августовной, был представлен ее отцу Августу Шаре, который держал небольшое предприятие по торговле бумагой. Суриков мечтал поскорее закончить работу в храме Христа Спасителя, которая не захватила его, стать материально независимым и жениться. Венчание состоялось 25 января 1878 года во Владимирской церкви в Петербурге. Со стороны жениха присутствовали только семья Кузнецовых и Чистяков. Суриков ничего не сообщил родным в Красноярск: он боялся реакции матери на известие, что женится на француженке.

С 1878 по 1888 год Суриков написал три свои самые известные и лучшие картины: Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова.

2 ученица. В роли экскурсовода

Утро стрелецкой казни

На картине – раннее московское утро казни стрельцов после их последнего бунта в 1698 году. Среды толпы, заполнившей Красную площадь, выделяются стрельцы в белых рубахах смертников, с зажжёнными свечами в руках. Последние минуты перед казнью, минуты предельного душевного напряжения. Художник сталкивает в психологическом противоборстве стрельцов и царя. Стрельцы – это Русь уходящая, а царь Пётр I – новая Русь. Центральное место уделено стрельцам и их близким, а царь как бы в стороне не на видном месте.

Особенно выделяется рыжебородый бунтарь, в глазах которого лютая ненависть к царю. Здесь происходит поединок взглядов царя и стрельца. Стрельцы – это сильные люди, мужественные, они не покорились царю до самой смерти. Рядом с ними их родные и близкие. Плач и горе можно увидеть и услышать на этой картине. Но и царь силён, сильны его сподвижники. За его плечами стоят преданные ему преображенцы. Они бережно ведут обессилевшего от пыток стрельца. Народ разорван, разобщён. Пётр I ломает народные судьбы на пути европеизации России.

Художник вкладывает в изображаемое событие общегосударственный, общенародный смысл, поэтому он переносит казнь из Преображенской слободы, где она в действительности происходила, на Красную площадь, на Лобное место (центр государственной жизни Руси). Стрельцов художник пишет на фоне как бы обезглавленного Собора Василия Блаженного. В архитектуре царит порядок. Это оттеняет беспорядочное движение толпы. Чувствуется приближение кровопролития. Много красного цвета в одежде стрельцов. Ещё ярче он загорается в соседстве с белым цветом рубах и жёлтым цветом свечей. Народ – главный герой картины.

Петр I - это единственный персонаж, которого художник писал с портрета. Для всех остальных Суриков находил натурщиков. Рыжебородый стрелец с

ястребиным профилем был написан с могильщика Ваганьковского кладбища Кузьмы, которого нашел Репин. Суриков долго уговаривал недоверчивого упрямого Кузьму позировать. Чернобородого стрельца, сидящего в телеге, Суриков писал со своего дяди Торгошина, девочку с испуганным лицом на переднем плане – со своей дочери Ольги.

3 ученица. В роли экскурсовода

Сразу же после её написания у Сурикова возникает замысел картины “Боярыня Морозова”, но потом, чтобы отдохнуть, начал писать “ Меншикова”.

IV. Работа по картине В.Сурикова “Меншиков в Березове”

Василий Иванович Суриков обращается к подлинному факту истории: сибирской ссылке фаворита Петра I Александра Даниловича Меншикова.

В холодной тёмной избе за чтением Евангелия коротает свои дни когда-то удачливый и всесильный временщик. Его окружают дети: Мария (в прошлом невеста Петра II), сын Александр и младшая дочь Александра. Они отгорожены от мира. Как удалось это показать художнику? Фигуры изображённых людей масштабны по сравнению с низким, тесным пространством избы. Художник объединяет всех членов семьи за стол, за общим, казалось бы, делом. Но если присмотреться внимательнее, то два человека разъединяют этот круг. Отец и старшая дочь Мария смотрят отрешённо куда-то и думают каждый о своём. Они одиноки. Они живут воспоминаниями. У них нет будущего. Меншиков и Мария умрут в Березове. Младшие дети по воле Елизаветы, дочери Петра I , возвратятся в столицу, но судьба их на воле будет несчастной, как и судьбы многих людей послепетровской эпохи.

Трагедия заключается в том, что такой умный, сильный человек вынужден бездельничать, не осуществить свои замыслы. Он большие надежды возлагал на дочь Марию, но его мечтам не суждено было сбыться. В обрисовке этих двух персонажей художник использовал чёрный и серый цвета. Мария сидит в чёрной шубке, которая подчёркивает её хрупкость, бледность её лица. А в глазах – глубокая грусть, печаль.

А вот младшая дочь в цветистом парчовом платье, в нарядной душегрее написана в радостной цветовой гамме. Она золотоволосая. Художник вводит двойное освещение: тёплый свет лампады и холодный свет зимнего дня, льющийся из узкого, покрытого льдом окна.

4 ученица. В роли экскурсовода

В.Суриков много путешествует за границей. Он побывал во Франции, Италии, Испании. Он много рисует акварелью. Его интересует всё: архитектура, природа, люди. Но продолжает думать о “Боярыне Морозовой”.

V. Работа по картине В.Сурикова “Боярыня Морозова”.

В картине “Боярыня Морозова” Суриков вновь выбирает тему конфликта, при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений. Боярыня Федосия Прокопиевна Морозова, жена боярина Морозова, раскольница,состоявшая в переписке с Аввакумом, оказывавшая ему материальную помощь, вступила в личное противоборство с правящим режимом, за что была заживо погребена вместе со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме в Боровске.

Исступлённое, иссушенное огнём фанатизма лицо её приковывает внимание зрителя. Глаза горят верой в свою правоту. Рука взметнулась в двуперстном знамении. Рот полуоткрыт. Она, идя на смерть, продолжает убеждать людей в своей вере. Весь её облик полон духовной силы. Её чёрные бархатные одежды разметались, они придают ей значительность. В картине контраст белого и чёрного. На полотне изображён московский люд того времени. Боярыня господствует над толпой. Люди по – разному реагируют на неё.

Сидящий на снегу в жалком рубище юродивый, возможно, из тех, кого она призревала в своём доме, открыто отвечает на призыв боярыни двуперстным знамением.

Полны сострадания и странник со старообрядческим посохом в руках, пожилая горожанка, держащая платок, расшитый жемчугом (жемчуг в народной поэзии – это слёзы). Низко склонилась боярышня в золотом платке и вине- голубой шубке. В боярышне душевная кротость и стойкость. Не случайно художник сопоставляет её с Богоматерью на иконе, видной на стене церкви. Цвет платка и наклон головы соответствуют иконе. Особенно удались Сурикову женские персонажи. Они разные. Но в них раскрыты национальные черты характера русской женщины: доброта, отзывчивость к человеческим страданиям, душевная мягкость и вместе с тем жизненная стойкость, готовность пойти на подвиг. Главное – показать великое множество человеческих чувств и переживаний.

Белый снег. Пасмурное небо. Голубовато –серебристый воздух зимнего дня как бы смягчает пестроту толпы.

Очень долго художник искал образ Морозовой. “Я на картине сперва толпу написал, а её после. И как ни напишу её лицо - толпа бьёт. Ведь сколько времени я его искал. Всё мелко было, терялось в толпе. И вот приехала к нам начётчица с Урала – Анастасия Михайловна. Я с неё написал этюд в садике в два часа. И как вставил её в картину – она всех победила”.

“Боярыня Морозова” - вершина творчества Сурикова. Он вошёл в русское искусство как великий исторический живописец. Его творчество стало школой для многих поколений художников.

5 ученица. В роли искусствоведа

Прожив большую часть жизни в Москве , Суриков считал единственным родным местом на земле - дом в Красноярске . В 1948 году, в 100-летнюю годовщину со дня рождения художника, в его родном доме был открыт мемориально-художественный музей , который в 1983 году получил статус музея-усадьбы В.И. Сурикова .

В создании музея принимали участие дочери В.И. Сурикова - Ольга Васильевна и Елена Васильевна.

Вместе с музеем родилась и его коллекция . Начиналась она с одиннадцати работ - сегодня в коллекции девяносто работ великого художника.

VI. Подведение итогов выступлений экскурсоводов.

Музыкальное произведение – “Нежность” С. Рахманинов.

Я ИСЧЕЗАЮ..." - таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым... А до этого - сорок лет титанической работы, грандиозные произведения, поражавшие всех и всякого, всеобщее восхищение и суеверное поклонение перед гением художника. Боярыня Морозова , Утро стрелецкой казни , Меньшиков в Березове , Покорение Сибири Ермаком , Переход Суворова через Альпы , Исцеление слепорожденного Иисусом - каждая из этих картин становилось целой эпохой в развитии русской живописи.

Заключительное слово искусствоведа.

Художник жил в начале XX века, а писал картины о XVII веке, но ни у кого не возникало сомнений, что автор чего-то не знает о прошлом: настолько мастерски он передал события тех лет, людей, дух того времени. Суриков сам жил в переломное время. Назревала революция 1917 года. Это было смутное время. Чтобы разобраться в нём, художник заглянул в прошлое России. Такие картины современны, потому что человек всегда будет соотносить настоящее с прошлым, чтобы извлекать уроки и не повторять ошибок.

Искусство облагораживает человека, делает его умнее, добрее, обогащает духовно. Знакомство с художником – это прикосновение к его душе, к его чувствам, мыслям. Изучая творчество художников, мы познаём историю и культуру своего народа.




Top