Библиотечные мероприятия по краеведение заголовки. Массовая работа по краеведению в библиотеках Кемеровской области, обслуживающих детей и юношество Смотрова Вера Геннадьевна, библиотекарь I категории отдела краеведения гук «Кемеровская областная библиоте

Юлия Ананьева
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС .

По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы , в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ .

Суть

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий , которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Образовательные

Сформировать представления о полезной пище;

рассказать о работе медсестёр и врачей;

сформировать представления о том, что такое здоровье ;

пополнять словарный запас

Развивающие

Развивать координацию движений и двигательные навыки;

развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;

развивать внимание и умение повторять показываемые действия;

формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки

Воспитательные

Воспитывать аккуратность и опрятность;

создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников , требуемого по ФГОС , в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий :

медико-профилактические - укрепление иммунитета, коррекция здоровья , профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;

Мониторинг здоровья воспитанников - Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу.

Закаливание - Формы закаливания в детском саду : постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет, сон с открытой форточкой (круглый год, воздушные и солнечные ванны на прогулках, обтирание, реже - контрастное обливание, ходьба босиком, в том числе по коврикам с солевым раствором

физкультурно-оздоровительные - созидание здоровья через различные формы двигательной активности;

Физкультминутки - динамические паузы на занятиях с дошкольниками.

Пальчиковая гимнастика - упражнения и игры для кистей и пальцев рук.

Техники для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

Эти задачи реализуются в гимнастике пробуждения и утренней зарядке в ходьбе по массажным коврикам и дорожкам здоровья

Дыхательная гимнастика - комплекс упражнений для насыщения организма кислородом.

социально-психологические - поддержка эмоционального благополучия;

Музыкотерапия - игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.

Сказкотерапия - коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.

Песочная терапия - рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком.

Цветотерапия - просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей - с пальчиковыми красками)

образовательные - просвещение детей на тему здорового образа жизни

Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа

Занятия по валеологии - непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников .

Картотека здоровьесберегающих технологий

Физкультминутки

Их еще называют динамичными паузами.

Цель таких физкультминуток заключается в :

предупреждении утомляемости;

снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;

активизации мышления;

повышении интереса детей к ходу занятия;

создании положительного эмоционального фона.

Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, и т. п.) . Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку. Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты.

Дыхательная гимнастика

Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка .

Использование дыхательной гимнастики помогает :

улучшить работу внутренних органов;

активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

повысить защитные механизмы организма;

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика - это вид здоровьесберегающих технологий , который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев.

Гимнастика для глаз

Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для :

снятия напряжения;

предупреждения утомления;

тренировки глазных мышц;

укрепления глазного аппарата.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер . Цель ритмопластики :

восполнение «двигательного дефицита» ;

развитие двигательной сферы детей;

укрепление мышечного корсета;

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе

Игротерапия

В ФГОС указывается , что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность :

проявить эмоции, переживания, фантазию;

самовыразиться;

снять психоэмоциональное напряжение;

избавиться от страхов;

стать увереннее в себе.

Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС - сохранение и укрепление здоровья детей , что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС МБДОУ «Детский сад ст. Новый-Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Доклад На научно-практическую конференцию.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в рамках ФГОС ДО» «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО» Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального.

Методические рекомендации «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Методические рекомендации «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ в соответствии с ФГОС» Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ПРОЕКТ «МОЙ КРАЙ, КАК РАЙ» ПО КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯРКОПОЛЕНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ- ФИЛИАЛ

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ Любовь к Родине начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающем возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании жителей села, читателей библиотеки. Каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и свое место в мире в мире, природы среди других людей, народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим, будущим своей страны, поэтому необходимо знать свои истоки, историю, культуру своего края. Краеведческая деятельность является одним из главных направлений работы Яркополенской сельской библиотеки-филиал. Главной задачей библиотеки является выявление накопление и хранение краеведческих материалов, культурно-просветительская деятельность. Прошлое и настоящее села Яркое Поле опыт предшествующих поколений и традиций, быт, обычаи, природное своеобразие местности и многое другое все это станет темой библиотечных мероприятий Яркополенской сельской библиотеки - филиал. «Мой край, как рай» НАИМЕНОВАНИЕ ПРОЕКТА ЦЕЛЬ ПРОЕКТА - активизировать краеведческую деятельность библиотеки; - привить любовь к родному селу; - воспитать чувство гордости за малую Родину; - пропагандировать и расширять знания о родном крае; - развивать познавательную и читательскую активность; - сделать краеведение привлекательным для молодых пользователей; - развивать интерес к краеведческим исследованиям; - формировать патриотическое чувство у населения, укреплять связь поколений. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА - создать сборники лучших конкурсных работ и электронных презентаций по селу Яркое Поле; - участвовать в совместных мероприятиях, проводимых на территории сельского поселения Яркое Поле;

3 - расширить кругозор населения, читателей библиотеки в рамках краеведения (обзоры краеведческой литературы, беседы, викторины, интеллектуальные игровые программы, творческие конкурсы, акции) - воспитывать патриотизм на примере биографии лучших жителей села; - расширить и углубить знания о творчестве самобытных талантов села; - наладить контакты с организациями и общественными объединениями, работающими в области краеведения. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА Село Яркое Поле находится в Кировском районе в восточной части Крымского полуострова. На территории Яркополенского поселения проживает Село сравнительно молодое. Его исчисление ведется с 1924 года. Территория, на которой находится село, представляет собой исторический интерес, истоки которого уходят в далекое прошлое и по настоящее время. Сегодня наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Найти тот родник, тропинку, которая всегда приводила к родному дому, увидеть красоту родной земли, пролистать историю своего народа. Одним из родников является библиотека. Современная библиотека должна стать спасительным родником для жителей села. Именно поэтому основным направлением работы нашей библиотеки является краеведение. Проект «Мой край. Как рай» разработан Яркополенской сельской библиотекой и предлагает организацию и активацию работы по краеведению. Проект призван обобщить и придать стимул развитию краеведческой деятельности. Проект «Мой край, как рай» представляет собой систему мероприятий помогающих познакомиться с историей, этнографией, материальной культурой народов проживающих в нашем селе. Январь декабрь 2017 года. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ПРЕКТА Дети, юношество, взрослое население, проживающее на территории сельского поселения. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА Воронкина Любовь Николаевна заведующая библиотекой Закирова Сусанна Амзаевна библиотекарь.

4 ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА Павлова В.Г. директор Кировской ЦРБ Лебедева М.Д. зав. МБОКировской ЦРБ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА - создать баннеры в соцсетях. - подготовить и изготовить стенд планшет по истории села Яркое Поле - пополнить фонд новой литературой и периодическими изданиями - проводить мероприятия различных форм (конкурсы, презентации, викторины, ЧИС, праздники, вечера и т. д.) - организовать книжные выставки - оформить поэтический альбом самодеятельных поэтов села Яркое Поле - реализовать акции «Память», «Посади дерево», «Книга ищет читателя» ПАРТНЕРЫ ПО ПРОЕКТУ Общеобразовательные учреждения (школа, детсад) Совет ветеранов села Сельский дом культуры Сельский совет рублей БЮДЖЕТ ПРОЕКТА ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - мероприятия, проведенные в рамках проекта, будут направлены, на повышение уровня краеведческих знаний и предполагают участие в них широкого круга читателей. - в ходе реализации проекта фонд библиотеки пополнится новыми краеведческими материалами. Материалы будут оформлены в папки, альбомы, созданы слайдовые презентации - популяризация творчества писателей, поэтов, художников села. Привлечение к чтению их произведений жителей села - реализация мероприятий по проекту позволит наладить партнерские отношения с организациями и общественными объединениями сельского поселения

5 - в библиотеке возрастет книговыдача и обращаемость материалов по краеведению - расширится спектр электронных краеведческих продуктов- привлечение новых читателей в библиотеку - повышение имиджа библиотеки ОСОБАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ПРИМЕЧАНИЕ Яркополенская сельская библиотека-филиал является культурным и информационным центром по обеспечению информации досуга населения различных возрастных категорий. По итогам 2016 года библиотекой обслужено: пользователей 1202 чел в т.ч. до 14 лет чел лет 273 чел. взрослые чел. Книговыдача составляет экз. Посещаемость библиотеки составляет чел Посещаемость массовых мероприятий в т.ч чел. Проведено массовых мероприятий мер. Книжный фонд библиотеки составляет экз. При библиотеке действуют любительские клубы «КЛК» и «АДЗ». Библиотека принимает активное участие в жизни села. Налажены деловые контакты со всеми формированиями села. Библиотека принимает активное участие в районных конкурсах. Проводит мероприятия на территории сельского поселения по различным направлениям. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОЕКТУ Основные этапы реализации проекта и мероприятия 1. Создание баннера «Мой край, как рай» на официальном сайте сельского поселения Яркое Поле. п/п 2. Творческий конкурс ко дню села «С днем рождения, село! 3. Стенд-планшет «Вот она какая, сторона родная!» 4. Акция «История одного памятника» (реставрация, сбор информации по памятнику участникам гражданской Сроки реализации Место проведения Январь Библиотека, 2017г. Сельский совет 1-3 квартал библиотека В течение года в течение года библиотека библиотека, место захоронение

6 войны) 5. Фото-галерея «Пройдусь по тихой В течение года библиотека улочке» 6. Цикл книжных выставок «Земля, В течение года библиотека которой ты частица» 7. Цикл краеведческих часов «Здесь ты В течение года библиотека живешь» 8. Вечер встреча с местными художниками«за красоту времен грядущих» октябрь библиотека 9. Краеведческий поиск «Имя в летописи края» В течение года библиотека 10. Историко-литературная 2 квартал библиотека экспедиция«война в судьбе моих родных», «Наше село во время войны» 11. Поэтический альбом самобытных В течение года библиотека авторов «Мой край в душе моей» 12. Цикл игр-викторин «По родному В течение года библиотека краю» 13. Акция «Книга ищет читателя» В течение года библиотека 14. Исторический экскурс «История В течение года библиотека одного альбома» 15. Экологическая акция «Посади 1-2 квартал библиотека дерево» 16. Изготовление печатной продукции (Рекомендательные списки краеведческой литературы, закладки эмблемы и т.д.) В течение года библиотека


УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «НОВООСКОЛЬСКИЙ РАЙОН» МУК «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА НОВООСКОЛЬСКОГО РАЙОНА» НЕМЦЕВСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА-ФИЛИАЛ 5 Проект «Лишь тот достоин

МУ «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Кожевниковского района» «Истоки» музей в библиотеке Авторский проект Романченко Наталья Васильевна, Заведующая Вороновским филиалом Аннотация

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 1 г. БЕЛИНСКИЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МДОУ ДС 1 Г. Белинский Спицына И.Б. 20 г. ПРОЕКТ «ДОШКОЛЬНИКАМ

МБУК МЦБС Центральная детская библиотека Библиосумерки в детской библиотеке Починки 2015 «Библиосумерки» это комплексная акция, направленная не только на формирование положительного имиджа библиотеки,

МУК «ЦБС Прохоровского района» Россия. Родина. Победа Целевая программа по патриотическому воспитанию детей и молодёжи на годы Прохоровка Обоснование: Очень важно воспитать в человеке чувство патриотизма,

Программа патриотического воспитания «Отечество» на 2011-2013 годы 1 Паспорт программы Наименование программы Основание для разработки Программы Заказчик Программы Разработчик Программы Цели программы

МБУ ЧАНОВСКАЯ ЦБС ФЕСТИВАЛЬ «ЮНАЯ БИБЛИОТЕКА» НОМИНАЦИЯ ПИСЬМЕННАЯ ТЕМА «С МАЛОЙ РОДИНЫ МОЕЙ НАЧИНАЕТСЯ РОССИЯ» ТАРМАКУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ 14 МБУ ЧАНОВСКАЯ ЦБС ЧАНОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ВИЛЬДАНОВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 10 Паспорт библиотеки Название учреждения МБОУ СОШ 10 Директор МБОУ СОШ 10 Габдулин Фанис Габдуханович 1. Общие

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система города Клинцы» План мероприятий библиотек МБУК г. Клинцы к 70-летию образования Брянской области 5 июля 2014 года Цель

ПРОГРАММА «С КНИГОЙ ПО ЖИЗНИ» Паниковской библиотеки-филиала МУК «Печорская центральная районная библиотека» на 2011-2013 гг. 1 Кем и когда утверждена Директор МУК «Печорская центральная районная библиотека»

Центральная детская библиотека МУК «Центральная библиотека Борисовского района» Конкурсная работа Авторский проект библиотекаря Степанченко Алины Анатольевны Летняя площадка «Книжная полянка» 25.05.2009

Анализ работы библиотеки основной общеобразовательной школы 9 за 2011-2012 учебный год Краткая справка о библиотеке. Библиотека школы занимает отдельное изолированное помещение. Капитального ремонта помещения

Анализ работы школьной библиотеки МОУ СОШ 12 Г. о. Подольск за 2015 2016 учебный год. Библиотека представляет собой абонемент и читальный зал. Так как библиотека обеспечивает каждого ученика учебниками,

МУК «Централизованная библиотечная система 2» Губкинского городского округа Губкинская центральная районная библиотека Проект «Расскажи о себе, Белгородчина!» Автор проекта В. П. Калинина 2009 год Аннотация

Центральная городская библиотека г. Берёзовский Проект «Хранители золотой памяти» Партина Анна Владимировна Заведующая отделом обслуживания ЦГБ 2013 год 1 «Хранители золотой памяти» Пояснительная записка

Отчет «Месячник библиотек 2015г, посвященный Году литературы». Выполнила: зав. библ. МБОУ «СОШ 64», М. В. Гончарова. В 2015 2016 учебном году месячник библиотек посвящен году литературы в России. В рамках

I. Паспорт проекта 1. Полное название проекта «Имя в истории города: Афанасий Никитин» 2. Руководитель проекта Е.П. Баранова директор МКУК «МБС г. Твери» 3. Авторы проекта 3. Исполнители проекта Т.А. Елизарова

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ОБЪЕДИНИТ ПОКОЛЕНИЯ КНИГА» исследователь и разработчик заведующая Назимовской библиотекой - филиалом МУ «Библиотечно музейное объединение» Куньинского района Аржаник Л.Г. Сроки

МКУ Березниковская сельская им. Ситникова В.А. Куменский район Экологическая программа: «В гармонии с природой» с. Березник. 2015г. НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ: «В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ» РАЗРАБОТЧИК И ИСПОЛНИТЕЛЬ

«Я эту землю родиной зову: краеведческая деятельность детской библиотеки-филиала 7 МУК «ЦБС г. Вологды» Цель краеведческой деятельности библиотеки: сохранение историко-культурного наследия родного края;

Целью деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса

Муниципальное бюджетное учреждение «Муниципальная информационно-библиотечная система г. Новокузнецка» Библиотека «Гармония» «Весёлая книжная радуга» (программа летнего чтения) г. Новокузнецк 2015 г. ВВЕДЕНИЕ

VIII областной фестиваль «Юная библиотека» «Библиотека без границ»: Экологический проект «Сохраним село родное» Новоярковская сельская библиотека Барабинского района 2013 год Муниципальное казенное учреждение

Утверждаю: Директор МУ «Корткеросская ЦБС» С.А. Челпанова Программа «Библиотека центр литературного краеведения» 2015-2016 гг. (Большелугский филиал МУ «Корткеросская ЦБС) Основание для разработки программы

МУК «Централизованная библиотечная система» Алексеевского района и города Алексеевки Проект подготовила: О. А. Старова Героико-патриотическое воспитание как фактор формирования гражданского сознания молодежи

Проблемы и перспективы комплектования библиотечных фондов в современных условиях: опыт работы Муниципального учреждения культуры «Ряжская центральная библиотека» Выступление Е.А. Караваевой, заведующей

Министерство образования Пензенской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт регионального развития Пензенской области». Проект

МУК «Центральная библиотека Борисовского района» Центральная детская библиотека ПРОЕКТ «Летняя площадка Книжная полянка» Автор проекта А. А. Степанченко, библиотекарь п. Борисовка, 2009 г. Обоснование

Информационная поддержка чтения молодежи Таврического района как фактор целенаправленного формирования жизненных ориентиров Торчило Ольга Владимировна, заведующая отделом библиотечных инноваций и информационных

МУК «Шебекинская центральная районная библиотека» Шебекинская центральная районная детская библиотека Проект по повышению грамотности и продвижению чтения читателей-детей «Весёлый грамотей» Составитель:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Константиновская средняя общеобразовательная школа. План работы Историко-краеведческого музея «Поиск» На 2015-2016 учебный год. с.константиновка 2015г.г.

Пояснительная записка. Академик Д.С.Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали,

План работы библиотеки на 2016-2017 учебный год. I. Основные цели и задачи школьной библиотеки: Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание

Отчёт работы клубного формирования «Волонтёр» Центральная библиотека МОГО «Ухта» библиотека-филиал 5 библиотека-филиал 5 2014 ГОД Отчёт работы клубного формирования «Волонтёр» библиотекифилиала 5 При библиотеке-филиале

ПЛАН проведения культурно-массовых мероприятий учреждений культуры Амурского муниципального района, посвящённых 75-летию образования Хабаровского края (18-20) п/п Наименование мероприятий Дата проведения

Утверждаю «31» августа 2014 г Т.Н.Демина План работы школьной библиотеки на 2014-2015 учебный год. 1. Основные задачи библиотеки. -обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим

Библиотечное обслуживание детей и подростков детским отделом МБУК «Сосковская межпоселенческая центральная библиотека» Коровина Елена Николаевна, ведущий библиотекарь В первые годы Советской власти большое

Муниципальное казенное учреждение культуры «Щучанская межпоселенческая центральная библиотека» Целевая общесистемная программа к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) Паспорт целевой

Режим работы библиотеки: с 9-00 до 17-00 ч. Каждый последний день месяца санитарный. Выходные дни: Суббота Воскресенье. Заведующая библиотекой: Миркина Ирина Александровна Образование: высшее Специальность

«УТВЕРЖДАЮ» директор МБОУ «СОШ 6» г.шали Исмаилов Л.С. школьной библиотеки на 2014-15 учебный год МБОУ «СОШ 6» г. Шали I. Библиотечная статистика. Для обеспечения учёта при работе с фондом ведётся следующая

«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ 18» О.В.Данилова 25.08.2016г. План работы школьной библиотеки МОУ «СОШ 18» на 2016-2017 учебный год I. Задачи школьной библиотеки 1. Формирование библиотечного фонда в соответствии

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Машенька» Проект: «Моя малая родина» (старший дошкольный возраст) Воспитатель: Иванченко О.В. Сургут,2013г. Проект: «Моя Малая

МУ «КРАСНОГОРОДСКАЯ РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ Библиотечная программа на 2011-2013 год «ЕСЛИ ТВОИ ПЛАНЫ РАССЧИТАНЫ НА ГОДЫ СЕЙ ХЛЕБ, ЕСЛИ НА ДЕСЯТИЛЕТИЯ САЖАЙ ДЕРЕВЬЯ, ЕСЛИ НА ВЕКА ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ!»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Посвящённый 65-й годовщине Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов Люди фронтового поколения с.клочки МОУ Клочковская средняя общеобразовательная школа Ребрихинского района,

ПЛАН РАБОТЫ МБУК МБ Уярского района на июнь 2016 года Дата Форма проведения Наименование мероприятия Читательский адрес Ответственные п/п 1 6.06.2016г. Пушкинский день «Мы помним чудные мгновения» все

«Войдём в мир книги вместе»: деятельность Бахтызинского сельского информационно досугового центра в поддержку семьи в 2015 году В 2008 года в Бахтызинской сельской библиотеке открыт Информационно-досуговый

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА КОЖЕВНИКОВСКОГО РАЙОНА» Школа библиотечных знаний Авторский проект Ефимович Ольга Николаевна, заведующая методико-библиографическим

Утверждаю: Директор С. В. Иванова 9 января 2013 г. План работы методического отдела МУТР «Торопецкая центральная библиотека» на 2013 год Основные задачи и направления 1.Методическое обеспечение всей работы

Министерство образования Российской Федерации МОУ «Ульканская средняя общеобразовательная школа 2» Улькан 2014 Паспорт школьной библиотеки учреждения общего среднего (начального профессионального) образования

МУ «Центральная библиотека МОГО «Ухта» План работы библиотеки филиала 4 (пгт. Шудаяг) на 2016 год. 1 Цель: Организация библиотечно-библиографического, информационного обслуживания населения пгт. Шудаяг.

ПЛАН РАБОТЫ МБУК МБ УЯРСКОГО РАЙОНА на февраль 2017 года п/п Дата Форма Наименование мероприятия 1 11.02.2017 14.00 2 10.02.2017 11.00 3 17.02.2017 Литературная встречас уярским поэтом Т. С. Афанасьев

МУК «ЦБ Белгородского района» Тавровская библиотека-филиал 27 ПРОЕКТ «Возвращенные имена. Возрожденная духовность» Автор проекта, заведующая Тавровской библиотекой-филиалом 27 МУК «ЦБС Белгородского района»

УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ СШ 68 А.А.Асютина ПЛАН работы библиотеки МОУ СШ 68 на 2016-2017 учебный год. Зав. библиотекой С.Г.Степанова Основные задачи и направления работы школьной библиотеки 1. Вводная часть

Анализ работы школьной библиотеки МОУ «Казачинская СОШ» за 2015 2016 учебный год Школьная библиотека в течение учебного года прививала в учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» Библиотека-медиатека (из опыта работы) Новоалтайск, 2010 Цель создания библиотеки-медиатеки: Обеспечение единой образовательной информационной среды Формирование

МУК «Грайворонская ЦРБ им. А. С. Пушкина» Безыменская муниципальная модельная библиотека-филиал Проект «Слагаемые здоровья» Автор проекта: З. И. Золотарь Аннотация проекта Проблема сохранения и укрепления

Ворожейкин Игорь Андреевич, ученик 11а класса, руководитель Иванова Светлана Ильинична, учитель истории и обществознания, ГБОУ СОШ 111 с углубленным изучением немецкого языка, Калининский район, г. Санкт-Петербург

План работы библиотеки на 00-0 учебный год МОУ «Кирпичнозаводская СОШ» Приволжского района Астраханской области Заведующая библиотекой Бухарина В.Г. Вводная часть Деятельность школьной библиотеки организуется

МКУК города Торжка «ЦБС» Детская библиотека филиал Программа летнего чтения 2014 год. Название программы: «У детских книжек нет каникул» Разработчик программы: Сотрудники детской библиотеки филиала Исполнитель:

26 апреля 2016 года 30 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС Чернобыльская катастрофа произошла 26 апреля 1986- го года - взрыв на АЭС в Чернобыле произошёл в 01:23, именно в это время четвертый энергоблок

Анализ работы школьной библиотеки МОУ СОШ 1 г. Аткарска за 2015 2016 учебный год Школьная библиотека в течение учебного года прививала учащимся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность,

МУК Невельского района «Культура и досуг» Центральная районная библиотека Зам. директора по библиотечной работе МУК «Культура и досуг» Слабнова Татьяна Владимировна Методист Методическая деятельность направлена

МУК Невельского района «Культура и досуг» Центральная районная библиотека Зам. директора по библиотечной работе МУК «Культура и досуг» Слабнова Татьяна Владимировна Отдел обслуживания юношества и взрослых

ОЛЬХОВО-ИЛЬИНСКИЙ ФИЛИАЛ муниципального бюджетного образовательного учреждения Уметской средней общеобразовательной школы имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова ПЛАН РАБОТЫ МУЗЕЙНОЙ КОМНАТЫ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Д.Д.Яфарова «Утверждаю» Директор школы: /Г.И.Абубекирова/ «_14 _» января 2014г. Проект «История села: люди,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРИВОШЕИНСКАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА» ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ РАБОТНИКОВ ЦБС Авторский проект Грищенко Галина Юрьевна, заведующая отделом библиотечного развития

Отдел образования администрации Тоншаевского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ошминская средняя школа» Отчет по патриотическому воспитанию учащихся за 2014-2015 учебный

МКДОУ детский сад с. Халды Селтинский район УР Реферат «С чего начинается Родина» Выполнила: воспитатель Берестова А.И. Халды 2015 Цель: Расширить кругозор, знания учащихся о родном крае, Удмуртии. Задачи:

Id65440229 Вилегодский район расположен на юго-востоке Архангельской области Вилегодский район расположен на юго востоке Архангельской области Площадь 6,3 тыс.кв.км. Расстояние до Архангельска по прямой

2014 год «Есть и такая миссия хорошей литературы сближать людей, объединять поколения. Отцы и матери, дедушки, бабушки и внуки, дети и учителя, читающие одни и те же книги, начинают лучше понимать друг

Отчет о работе библиотеки ГБОУ школы-интерната 1 г.о. Чапаевск за 2014-2015 учебный год В течении 2014 2015 учебного года школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы. Работа

Утверждаю: Директор МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа 1 им. А.М.Яналова» /О.А.Якимов План работы библиотеки на 2014-2015 учебный год В 2013-2014 учебном году в библиотеке насчитывалось

Библиотеки семейного чтения. Проверено временем Зам. директора по научнометодической работе Михайленко Е.В. Библиотеки семейного чтения в Челябинской области В период с 1989 г. по 1999 г. и с 2004 г. по

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

«КОЛЕСО ИСТОРИИ»

Цель мероприятия :

создать содержательные условия для становления социально активной личности, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к родине, отчему краю, родному дому.

Задачи мероприятия :

1) подвести участников игры к осознанию необходимости сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений;

2) создание действенного механизма распространения краеведческих знаний.

Ресурсы и оборудование :

мультимедийное оборудование, презентация, аудиоаппаратура, декорации.

Ведущий: Каждый человек знает историю своей жизни. Некоторые знают историю своей семьи и рода. И уж совсем мало кому известна история своего края, история своей малой родины. А ведь в ней столько интересного, загадочного и удивительного.

Пройдись по Пензенскому краю,

Когда он в зелень весь одет,

Когда черемуха купает

В Суре свой ароматный цвет.

Сады в одежде белоснежной.

В зеленом бархате земля.

Недаром Лермонтов так нежно

Любил родимые поля.

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать участников конкурса «Колесо истории».

Ведущий: Сегодня мы поговорим о Пензенском крае, история которого во многом уникальна. Пензенская область и территории, ранее входившие в состав Пензенской губернии, оказалась исторически расположенной на стыке двух миров (кочевого и земледельческого), трех языковых групп (финской, тюркской, славянской), трех культур (языческой, мусульманской, христианской). В нашей стране, пожалуй, больше нет таких мест, которые входили бы в состав пяти государств, последовательно сменявших друг друга. Именно с Пензенской землей связаны имена таких выдающихся деятелей как В.Г.Белинский, А.Н. Радищев, М.Ю. Лермонтов и многих других, без кого просто нельзя представить историю России.

Ведущий: Напоминаю участникам правила игры. Игра состоит из трех туров, которым предшествует отборочная игра. По итогам отборочной игры определяются дорожки (зеленая – 3 вопроса, желтая – 2 вопроса и красная – 1 вопрос в каждом туре) для игроков. Красная дорожка не дает игроку право на ошибку. На желтой дорожке можно ошибиться однажды, на зеленой – дважды. Во второй и третий туры проходят игроки, верно ответившие на вопросы. Право выбора цвета дорожки во втором и третьем турах принадлежит победителю предыдущего тура. Игрок, ответивший верно на максимальное количество вопросов становиться участником супер – игры. Судить сегодняшнюю игру будет компетентное жюри (представление членов жюри ). И так, мы начинаем отборочный тур.

(На экране появляются изображения архитектурных памятников, памятных мест и портреты известных деятелей Пензенского края. Участник первым поднявший руку получает право ответа. Набравший наибольшее количество баллов получает право выбора цвета дорожки ).

Вопросы отборочного тура:

Архитектура

1803-Успенский собор в Кузнецке

Церковь с. Радищево (XVIII в)

Дом купцов Бобровых – ныне здание мед техникума

Реальное училище (нач. XX в.) – ныне гимназия №1

Скульптура

Денис Давыдов

В.Г. Белинский

М.Ю. Лермонтов

В.О. Ключевский

Знаменитые люди

Махалин Алексей Ефимович

Радищев Александр Николаевич

Родионов Евгений Александрович –

Памятные места

Усадьба Воейкова в Каменке

Тарханы

Усадьба Белинских

Наровчатский Троице - Сканов монастырь

Первый тур

Ведущий: Отечество наше создавалось столетиями. Чего только не было на его трудном пути! Была и радость побед над иноземцами.

Сцена 1 (обстановка крестьянской избы: стол, табурет, свеча; старый солдат беседует с внуками )

Солдат: «…Нас он послал тогда с тринадцатью тысячами через Рязанскую и Мещерскую земли, где живет мордва. Пройдя дня за три мордовские леса, вышли мы в открытую степь и шли правее великого князя в пяти днях конной езды от него. Таким образом, мы прикрывали его тем войском, что было у нас, от заволжских татар (ведь он боялся, чтобы не напали на него внезапно ногайские князья). С великим трудом, изголодавшись, недель через пять добрались мы до Суры, большой реки при устье речки Барыша, куда и он пришел в тот же день главными войсками. В тот день с большим удовольствием и благодарностью наелись мы сухого хлеба, либо, купив по дорогой цене, либо взяв взаймы у родственников, друзей и знакомых: дней на девять недостало нам хлеба. Но прокормил господь бог нас и войско наше и рыбами, и другими зверьми, ведь в степных реках так много рыбы» 1 .

Вопрос 1: В связи с каким событием в истории русского государства упоминается в сцене Пензенский край?

Ответ: В 1552 году Иван Грозный предпринял поход на Казань. Путь его лежал через Пензенский край.

Вопрос 2: Немецкий дипломат и путешественник Зигмунд Герберштейн, посетивший Россию, в своей книге «Записки о Московских делах» писал: «К востоку от реки Мокши встречаются огромные леса, в которых живет народ мордва. Там течет река Сура. Она разделяет владения царей Московского и Казанского; она течет с юга и, повернув на восток, впадает в Волгу». Именно на месте впадения Суры в Волгу, один из царей основал крепость. Что это был за царь и как называлась крепость?

Ответ: Царь – Василий 3, город – Васильсурск.

Ведущий: В истории нашего государства была не только радость побед над иноземцами. Была и горечь поражений, невосполнимых утрат.

Сцена 2 (простая обстановка дома рабочего: стол, табурет, керосиновая лампа; двое рабочих читают газету «Известия Пензенского Совета» за 2 июня 1918 г. )

Рабочий: Граждане! Вы пережили жуткие дни боя между советскими войсками и чехословаками. Вы знаете, что короткое время чехословаки были хозяевами в городе. Они говорили вам льстивые речи о добром расположении к мирным жителям, они называли себя истинными революционерами, но в то же время не забывали грабить вас и вели пропаганду, от которой не завянут уши только закоренелых контрреволюционеров…

Граждане! «Победители» сделали, что им нужно. Они разграбили Совет и продовольственные склады, вознаградили себя за победу, чем могли, наполнили карманы, опороженные от разрывных пуль, они уехали дальше… Грабеж, прикрытый словами, оказался голым грабежом…

Все на свои места! Кровь наших лучших товарищей, отдавших жизнь в борьбе с притворными революционерами чехословацкого пошиба, призывает вас к новой борьбе, к строжайшей бдительности.

Пензенский Совет жив, и те из наших товарищей, которые покинули Совет в последнюю минуту и избегли жадных рук вешальщиков, в ближайшие дни возвратятся к своей работе.

Новые дни несут нам в трудных условиях новую борьбу за те достижения, которые диктует единственно обязательная для нас воля рабочих и крестьян, воля многострадальной трудовой бедноты.

Кто не с нами. Пусть отойдет с нашей дороги.

Военно-Революционный Комитет. 2

Вопрос 3: какое отношение имеют чехословаки к Пензенскому краю?

Ответ: В мае 1918 года 63 эшелона с частями чехословатского корпуса растянулись по железнодорожной магистрали от станции Ртищево до Владивостока. Пенза была одним из мест скопления эшелонов. Командующий чехословатским корпусом Гайда, в ответ на перехваченный приказ Троцкого разоружить корпус, отдал приказ своим эшелона захватить те станции, на которых они в данный момент находились.

Вопрос 4: Писатель Ставский, который являлся непосредственным участником мятежа, писал: «По далекой равнине дымит паровоз – за ним другой. Целый корпус чехословаков движется. Движется непрерывно. Пенза была первым пунктом. Отсюда, от майских боев началась гражданская война в Поволжье». На какие последствия мятежа указывает Ставский?

Ответ: Выступлениие чехословатского корпуса стало поворотным моментом, определившим вступление гражданской войны в новую фазу – фазу регулярной войны. С выступлением чехословаков формируется Восточный фронт.

(Жюри подводит итоги и определяет расстановку по дорожкам участников второго тура)

Второй тур

Ведущий: До середины 17 века территория нашей области была глухой окраиной на юго-востоке русского государства. Большую часть ее покрывали густые леса. За лесным массивом простиралось «дикое поле». Эти преграды без особого труда преодолевали отряды степных кочевников. Чтобы прикрыть щитом и мечом мирное население растущего российского государства от набегов, правительство стало возводить на окраинах укрепленные города.

Весной 1663 г. , 3 мая, на левый берег реки Пензы пришли служилые люди под командованием Котранского и построили здесь город. Новый город получил название по реке, на которой построен.

Вопрос 1: Что означает название реки?

Ответ: На этот счет существует несколько версий: от немецкого – 2овраг», мордовского – «конец хода», «болотистый», от дохристианского мордовского имени – Пиенза: человеку с таким именем могла принадлежать местность на реке, что со временем закрепилось за рекой.

Сцена 3: (обстановка боярского дома: резной стул, дубовый стол; боярин принимает посланника с грамотой от воеводы Пензы)

Посланник: Имею до вас депешу из Пензы.

Боярин: Ступай, сам прочту.

«Лета 7174 года сентября в 13 день»

По государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца указу и по грамоте ис приказу Большого дворца воевода построил на Пензе у города посад и слободы и всяких жилецких людей и в городе и в уезде конных и пеших казаков, и пушкарей, и воротников, и сторожей; и землю, и сенные покосы им отвел и размежевал и грани, и всякие признаки учинил: и переписал на посаде попов и дьяконов с причетники, и служилых и жилецких всяких чинов и посадских людей и в городе и в уезде конных и пеших казаков, и пушкарей, и воротников, и сторожей дворы и во дворах людей и их детей и братьев, и дядьев, и племянников; и сколько в городе и в уезде служилых и всяких чинов жилецких людей и что у них детей и братьев, и дядей, и племянников и в которых местах земля на пашню и на сенные покосы отведена и по скольку четвертей в поле земли и сенных покосов дано и в которых местах грани и всякие признаки учинены и то описано в сих книгах именно порознь и по статьям… По указу ж великого государя прислал стольник и воевода Федор Лодыжинский из государевых дворцовых сел ис Темниковского уезду, из села Троецкого острогу, белопомесных казаков на Пензе и конные казаки… И всего конных казаков – троецких, и кроснослободских, и ломовских переведенцов, и ссылочных людей, и драгун, и черкес – двести семьдесят человек; а детей у них и братьев, и дядей, и племянников, и зятьев, и приемышев – триста девяносто восемь человек». 3

Вопрос 2: Кто был первым воеводой новостроенного города – крепости Пенза?

Ответ: Елисей Протасьевич Лачинов.

Сцена 4: (обстановка боярского дома: резной стул, дубовый стол; воевода принимает гонца)

Воевода (ходит из угла в угол, встревожено): Что будет? Что будет?

Гонец: Царицын взят. Идут к Саратову. Наши крестьяне сложились с ним за един. По селам и деревням помещиков побивают и дома их разоряют.

Воевода: Что будет? Не дай бог изменники ворвутся в Саратов. Тогда – беда. Из Саратова на Москву «сухой» путь один – через Пензу. Что будет?

Вопрос 3: О каком событии в истории русского государства идет речь?

Ответ: Выступление под предводительством Степана Разина.

Вопрос 4: Как сложилась дальнейшая судьба первого пензенского воеводы?

Ответ: Погиб от рук разинцев в 1670 г.

(Жюри подводит итоги и определяет расстановку по дорожкам участников для третьего тура)

Третий тур

Ведущий: На огромных территориях Саратовского края не было ни поселений, ни больших водных путей, ни сухопутных дорог – только леса, болота и глушь. Как раз такие места и подходили больше всего для беглых людей, которых особенно много стало при Петре 1. Сонная боярская Русь, нищая и голодная, была разбужена неуемной энергией нового царя, его стремлением создать независимую от заграницы мощную Российскую империю. Реформы и нововведения следовали одни за другими. Все это требовало огромных средств. Увеличились налоги, ужесточился гнет. От этого кромешного ада народ побежал в необжитые леса и степи, на окраины государства. И там селился на вольных землях. Одно из таких тайных поселений появилось и на реке Труев.

Вопрос 1: Как тайное поселение превратилось в город Кузнецк?

Ответ: Основан в 1699 году сподвижником как деревня Труёво на реке . Позднее стало именоваться Труёво-Воскресенское , затем - село Нарышкино. В ноябре указом село Нарышкино было переименовано в уездный город Кузнецк - центр .

Ведущий: Однако на этом история с переименованием города не закончилась. В 1931 г. Была предпринята еще одна попытка. Кузнецкий район просил крайисполком утвердить новое наименование района и центра.

Вопрос 2: В связи с чем началась и как закончилась история с переименованием города?

Ответ: В начале 30-х гг. кузнечане стали активно «обживать» Белое озеро. Здесь началось строительство городских пионерских лагерей, зон отдыха. Поэтому в 1931 г. была предпринята попытка переименовать Кузнецк в Белоозерск. Крайисполком постановление Кузнецкого райисполкома не утвердил, и Кузнецк остался Кузнецком.

(Жюри подводит итоги и определяет участника супер-игры)

Супер-игра

Ведущий: И так, победитель определен. Но станет ли он действительным знатоком истории родного края, определит супер-игра. Ответив на вопрос, вы определите путь движения. Насколько верным был ваш выбор, вы поймете, только ответив на вопросы супер-игры.

Вы, надеюсь, знаете о том, что пензенский герб изменялся трижды. На первом гербе в зеленом поле были изображены три снопа: пшеничный, ячменный и просяной. На втором гербе все три снопа, став золотыми, оказались одинаковыми, причем каждый из них обвязали червленой лентой, а землю из-под снопов убрали. На третьем гербе снопы остались, их обрамили деталью часового механизма, а в центре поместили ласточку – символ устремленности в будущее.

Вопрос: При каком правителе был принят первый герб Пензы? Вот варианты: Петр 3, Екатерина 2, Елизавета.

(Участник встает на дорожку, на которой выставлен портрет того правителя, при котором по его мнению был принят первый герб Пензы )

Ответ: Екатерина 2

Вопросы супер-игры

Ведущий: 29 июля 1693 года указом царствующих братьев Ивана и Петра Алексеевичей двое стряпчих – Петр Евлашев и Алексей Федоров – были наделены за службу вотчинами на землях «диких поль» в «верховьях Труева». Это положило начало нашему селу – Евлашево. В более позднее время земли, лежащие вокруг села, стали принадлежать двум крупным помещикам Ерофееву и Хлиневу. Жители работали на полях помещиков или на лесопильном заводе.

Вопрос 1: Кому принадлежал лесопильный завод в 18 веке?

Ответ: Ерофееву.

Вопрос 2: Первое название нашего села?

Ответ: Архангельский Труев – по названию церкви и реки.

Ведущий: Секунд-майор Александр Иванович Анненков 1789 г. приобрел за 20 тысяч серебром все угодья и 197 мужских душ у бригадира Николая Захаровича Евлашева. После он разделил свое Евлашево между тремя дочерьми: Марией, Анной и Татьяной. Мария, оставшаяся в девицах, приобрела еще 5 четвертей земли у некоего Бахметьева вблизи от села Малые Труевские Вершины. Анна Александровна последовала за мужем Репьевым в Ревель, а Татьяна передала свою долю мужу - Вепрейскому. Дела Анненковых после войны 1812 года были неважны – не могли погасить недоимки, возрастающие год от года. А вскоре сестры одна за другой уходили в мир иной, не имея наследников. Лишь Татьяна Вепрейская сумела оставить достойную по себе память.

Вопрос 3: Что на память о себе оставила жителям села Татьяна Вепрейская?

Ответ: Татьяна Вепрейская на свои сбережения построила первую в истории села каменную церковь, просуществовавшую на начала 70-х гг. 20 века.

(Если участник супер-игры выбрал равное направление движения и верно ответил на вопросы, то в конце игры его ждет импровизированный фейерверк).

Ведущий: Вот и закончилось короткое путешествие в удивительный мир пензенской истории.

Почти 350 лет назад в 709 верстах от Москвы вырос город, ставший центром пензенского края. Этот край видел многое. Пензенцы вписали свои имена в историю декабристского движения, борьбу с Наполеоном. В годы великой отечественной войны край не стоял на перепутье фронтовых дорог, но, будучи тыловым городом, приближал день победы в цехах заводов и фабрик.

Махалино, Кижеватово, Долгово… В названиях этих сел увековечена память о пензенцах – Героях Советского Союза.

Пензенский край – колыбель многих выдающихся деятелей науки, искусства, литературы. Среди них исследователь Аляски Загоскин, ботаник Бекетов, нейрохирург Бурденко, художник Горюшкин – Сорокопудов.

На пензенской земле истоки гневного и мощного таланта Радищева.

Великий русский поэт Лермонтов навечно «прописан» в селе Тарханы.

Наверное, нет замечательнее в своей щедрости природы здешних мест. Даль перелесков, разнотравье лугов соседствует с густыми лесами и необъятной ширью полей. Бескрайняя синь убегающих к горизонту равнин, перерезанная голубыми лентами рек, переходит в пронизанные солнцем медные сосновые боры, рощи белоствольных берез, могучих дубов и багряных рябин. Это о пензенской земле сказала поэтесса Матрена Смирнова: «Край мой, единственный в мире…»

Так давайте же не просто свято хранить память о прошлом, но и приумножать настоящее, чтобы уверенно смотреть в будущее этого «единственного в мире края».

1 История пензенского края с древнейших времен до середины XIX века, Пенза, 2007г., стр. 91-92

2 Пензенский край 1917-1977(документы и материалы), Саратов, Приволжское книжное издательство Пензенское отделение, 1982, стр. 28-30

3 История пензенского края с древнейших времен до середины XIX века, Пенза, 2007г., стр. 114-115




Top