Билеты на балет мона лиза. Билеты на балет мона лиза Между двумя «Шопенианами»


Гениальная, великая, неповторимая Уланова, которую сравнивают с Венерой Боттичелли и Мадонной Рафаэля. Трогательная, прекрасная и трагическая Принцесса-Лебедь - бессмертный образ, созданный Галиной Улановой, яркий, неповторимый, удивительно живой, который невозможно забыть. Она покорила сердца зрителей своей Жизелью - таинственной, словно парящей в воздухе легкой тенью, вместе с тем наполненной огромной духовной силой.

Она заставила их всей душой сопереживать Марии из балета «Бахчисарайский фонтан», передав тончайшими пластическими штрихами всю ее судьбу - пленение, тоску неволи и внезапную смерть; она заставила многих поверить в то, что можно танцевать Бальзака, Пушкина и Шекспира. Она принесла на сцену совершенно особую духовную атмосферу, сумев достичь удивительной гармонии внешней и внутренней пластичности.

Народная артистка СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии - Галина Уланова снискала на своем пути все возможные почести, стала живой легендой, но в жизни навсегда осталась такой же робкой и застенчивой девочкой, какой вступила когда-то впервые на театральные подмостки.

Девочка-сорванец

Галина Уланова родилась 8 января 1910 года в Петербурге в творческой семье, где хореографические традиции были фамильными. Сергей Николаевич, отец Галины Улановой, был актером и режиссером балетной труппы Мариинского театра, а мать, Мария Федоровна, солисткой балета того же театра, а несколько позже - выдающимся педагогом классического танца. На той же сцене зрители видели прекрасные партии в исполнении Петра Николаевича Уланова, дяди Галины Улановой.

Родители до рождения дочери, думали, что родиться мальчик. «Я была сорванцом. Папа ждал мальчика, и я для него была мальчишкой. Он брал меня на охоту, рыбалку. Я копала ему червяков, только резать их не соглашалась. На ночь он опускал в воду переметы, и к утру они были полны рыбой. Потом переметы развешивались на кустах, а я расправляла запутанные сети. Мне это нравилось. Когда мы приезжали на дачу под Лугой, то какие-то девочки с лопаточками звали меня делать куличики. Я отвечала им гордо: «У меня лук и стрелы!» Я была очень разбитной».

С детских лет будущую балерину окружала атмосфера театра. Еще совсем девочкой она узнала, как прекрасен балет, и вместе с тем поняла, как трудна жизнь балетного актера. «У меня сложилось отчетливое представление, что мама никогда не отдыхает и никогда не спит. Наверное, это было довольно близко к истине. И я, слыша разговоры о том, что и мне предстоит учиться и стать балериной, с ужасом и отчаянием думала: неужели и мне придется так много работать и никогда не спать?» - вспоминала Галина Уланова.

Балетная школа

Решение родителей отдать единственную дочь в балетную школу было обоснованным. Причина была совсем не в желании продолжить традиции семьи. Мария Федоровна и Сергей Николаевич не считали, что дочь балетных актеров обязательно должна стать балериной. Но Галина была рождена для этого - удивительно тонкая восприимчивость к прекрасному, врожденная музыкальность, мягкость и грациозность движений. В сентябре 1919 года Галина Уланова поступила в Государственную хореографическую школу.

Татьяна Вечеслова, в будущем - выдающаяся балерина и подруга Галины Улановой, которая поступала в училище вместе с ней, увидела юную Галю «хрупкой беленькой девочкой с челкой и большим бантом на голове. На ней было платьице из тюль-малина в мелких воланах, обшитых розовыми лентами. Скуластая, с узкими светло-голубыми глазами, она немножко напоминала монголочку. Глаза смотрели сердито и недоверчиво. Припухлые губы редко раскрывались для улыбки. Девочка дичилась всех, никто бы к ней ни подходил».

Первым педагогом Галины Улановой стала сама Мария Федоровна. Гале было девять лет; она была робкой и застенчивой девочкой, сильно переживала разлуку с родным домом, поэтому каждое утро, когда в класс входила ее мать, бросалась к ней со слезами на глазах. Она совсем не хотела становиться балериной, всей душой ненавидела занятия. «Нет, я не хотела танцевать. Непросто полюбить то, что трудно. А трудно было всегда, это у всех в нашей профессии: то болит нога, то что-то не получается в танце... Сейчас думаю, как вообще жива до сих пор, не знаю!» - вспоминала впоследствии Галина Уланова.

Ей было очень тяжело еще и в силу своей природной застенчивости. Она терялась, когда приходилось выступать перед аудиторией - не только на сцене, но даже и на простом школьном уроке. Она не чувствовала абсолютно никакой радости от того, что занимается танцем, а условная балетная пантомима ей вообще не давалась - по этому предмету самой частой ее оценкой была «единица». «Помню, как Галя каждое утро плакала, уткнувшись в колени Марии Федоровны, и просила взять ее домой. Я смотрела на нее и думала: «И зачем она пошла в эту школу, если ей все так не нравится?»» - вспоминала Татьяна Вечеслова.

Галина первое время занималась балетом только лишь из чувства долга, которое было воспитано в ней с раннего детства. Ее мечтой было море - на традиционный вопрос старших о том, кем она хочет стать, маленькая Галя всегда отвечала, что хочет стать мальчиком-моряком. Любовь к природе она унаследовала от отца, который часто брал ее с собой на прогулки по лесу или на озеро.

Но чувство долга было сильнее, и она продолжала заниматься балетом, поражая всех своим упорством в достижении поставленной цели. Начиная со второго года обучения в школе, ученицы иногда выступали на сценах академических театров. Галина Уланова к тому времени еще не успела полюбить балет, но уже начинала узнавать, что такое успех. В классе она стала одной из первых учениц, уступая лишь Татьяне Вечесловой. Мария Федоровна, которая занималась с дочерью на протяжении четырех лет ее обучения в училище, часто сомневалась в том, правильным ли было ее решение сделать дочь балериной. Но однажды, на выпускном спектакле училища, в котором были заняты старшеклассницы, среди танцующих она сразу выделила одну фигурку, которая была особенно пластичной, выразительной и одухотворенной. Приглядевшись повнимательнее, она поняла, что это - ее дочь. Больше Мария Федоровна уже не сомневалась в том, что она выбрала для дочери правильный жизненный путь.

Дебют, первый успех

Дебют Галины Улановой в качестве профессиональной танцовщицы состоялся 21 октября 1928 года. Она танцевала партию Флорины в «Спящей красавице». Впоследствии сама балерина вспоминала, насколько тяжело ей было выйти на сцену, оказаться перед огромной аудиторией, которая теперь уже будет смотреть на нее не как на ученицу, а как на профессиональную балерину. «Я вышла на сцену ни жива ни мертва. Бархат ярусов, огни прожекторов, кулисы - весь мир бешено крутился и опрокидывался... Никаких мыслей, никакого иного ощущения, кроме страха и стремления сделать все только так, как тебя учили, даже никакого удовольствия от выступления я не испытала».

Улановой всегда была свойственна повышенная самокритичность. Большой успех, который принесли ей первые же выступления, не вскружил ей голову, а, напротив, заставил усиленно работать над собой, совершенствовать технику и актерское мастерство. Она тренировалась так, что к концу занятий полотенце полностью пропитывалось потом, превращаясь в мокрую тряпку. Предъявляя к себе максимальные требования, она никогда не пропускала занятий, всегда была пунктуальна и педантична, ни разу не нарушив режим.

Одиллия-Одетта

С огромным успехом в 1929 году прошло ее первое выступление в «Лебедином озере», но сама она снова не испытала чувства удовлетворенности от своей работы. Одетта-Одиллия в ее исполнении совершенствовалась от спектакля к спектаклю благодаря кропотливому и неустанному труду самой балерины. В этом ей помогали не только систематические упражнения - в процессе работы над ролью Уланова много читала, импровизировала и размышляла над образами. Это была уже ее собственная система, в основе которой лежало «обещание самой себе выполнить то-то и то-то. Это было моим принципом, основой всей моей жизни. Такое воспитание воли вошло в привычку и стало источником того, что называют моим успехом», - размышляла Галина Сергеевна.

Огромную роль в становлении балерины Улановой сыграл руководитель балетной труппы Кировского театра Федор Васильевич Лопухов. Первые годы выступлений показались самокритичной балерине крайне неудачными - беспомощность, усталость, досада и разочарования. На самом деле, неудачных партий было много, но Федор Васильевич продолжал верить в талант молодой Улановой, поручая ей самые разнообразные и сложные в техническом плане партии. Когда-то он увидел ее «бледненькой девочкой с бесцветным лицом северянки, не отличающейся внешним темпераментом и красотой», и все же обратил на нее внимание, сумев разглядеть ту притягательную силу, которая исходила от Улановой, прелесть, которая и заключалась в ее стеснительности и замкнутости.

Жизель

Постепенно балерина начинала понимать: чтобы успешно воплотить тот или иной образ на сцене, нужно искренне и глубоко перевоплощаться, не только внешне, но и внутренне. Это осознание пришло к ней внезапно, когда после одной из репетиций «Жизели» она, пребывая в полной растерянности и отчаянии от того, что не может понять своей роли, села в автобус и уехала в Царское село. В полном одиночестве она сидела на скамейке, размышляя над образом «Жизели» и внезапно испытала момент озарения. Именно с этого момента цепочка неудач была прервана.

«Жизель» - совершенно особенный спектакль в творчестве Галины Улановой. Впервые она станцевала главную партию в 1932 году, причем роль предназначалась не ей, а другой балерине, Елене Люком, которая из-за болезни не смогла принять участие в спектакле. Ни разу в жизни не видевшая Жизель в исполнении таких прославленных балерин, как Анна Павлова или Тамара Карсавина, Галина Уланова была практически предоставлена самой себе и работала над созданием образа, доверяясь собственной интуиции. В ее Жизели появились совершенно новые черты - огромная духовная сила образа, его удивительная целостность и величие - все то, чего не было раньше даже у самых лучших танцовщиц, которым довелось исполнять эту партию. Уланова полюбила свою Жизель - этот спектакль, за исключением некоторых небольших перерывов, она танцевала на протяжении всей своей творческой жизни.

Джульетта

К тому времени ее постоянным партнером на сцене Кировского театра был Константин Сергеев. О том, насколько великолепен был этот дуэт, сказано очень много. Вершиной их совместного творчества стал балет «Ромео и Джульетта» - и этот же балет стал и его окончанием. После начала Великой Отечественной войны пути Улановой и Сергеева разошлись, однако каждый из них оставил теплые воспоминания о партнере. Позже, на сцене Большого театра, партнерами Улановой были Михаил Габович и Юрий Жданов.

Образ Джульетты, как и другие образы в творчестве Галины Улановой, рождался постепенно. Жизнь героини пересекалась с жизнью самой балерины. Тот же самый момент озарения и душевного сдвига, который испытывает в одной из сцен спектакля Джульетта, стоя перед зеркалом, испытала и Галина Уланова. Позже она часто вспоминала эпизод, произошедший в то время, когда она еще училась в школе. Уланова отдыхала вместе с друзьями на даче у одной из сокурсниц. Во время утренней прогулки по тенистой аллее она внезапно оказалась на просторе, залитом солнечным светом. Потрясенная внезапной переменой, она закричала и бросилась бежать, не помня себя и не отдавая себе отчета в том, что с ней происходит. Это странное и удивительное ощущение рождалось у нее снова и снова, уже во время спектакля, когда Уланова-Джульетта стояла перед зеркалом, тревожно всматриваясь в свое будущее.

В Джульетте Улановой много личного, непосредственно пережитого. Незадолго до того момента, когда балерина начала работать над образом Джульетты, она перенесла очень тяжелую болезнь. На врача, который спас ее от смерти, она смотрела, как на Бога, испытывая чувство безграничного обожания, беззаветной преданности - те же чувства, которые позже испытывала ее Джульетта к своему Ромео.

Мария

К тому времени, когда на сцене Кировского театра была осуществлена постановка балета «Бахчисарайский фонтан», Уланова уже обрела свою творческую индивидуальность, поэтому партия Марии создавалась с учетом особенностей исполнительницы. Свою Марию, трогательную и бесконечно печальную, Галина Уланова наделила огромной внутренней силой, которая постепенно становится все более отчетливой за внешней покорностью и безответностью девушки. Образ Марии развивался от спектакля к спектаклю - Уланова никогда не прекращала над ним работать, находя новые движения и выразительные средства для раскрытия душевного состояния своей героини.

Балет, ставший судьбой

Развитие творчества Галины Улановой напоминает постепенное движение от лирики к трагедии. Со временем ее Мария становилась все более непримиримой. И даже нежный образ Джульетты она сумела наполнить волей и страстью, став первой исполнительницей этой роли на сцене Кировского театра. Образ Джульетты - один из самых ярких и запоминающихся в творчестве Улановой.

Репертуар Улановой удивительно многообразен. Юная, доверчивая и впечатлительная Золушка - настоящий, живой человеческий портрет, гимн беззаветного чувства; Параша - простая, скромная русская девушка, преданная и искренняя в своем чувстве; поэтичная Тао Хоа - маленькая героиня великого китайского народа, танец которой насыщен подлинным драматизмом. Мария, Корали, Джульетта - сложные психологические образы, одухотворенные и живые характеры. «Я во всех своих ролях провожу какую-то единственную линию, придерживаясь какой-то большой глубины человеческих чувств, отношений, самопожертвования - ради большого, глубокого, чистого и светлого...»

Интересна определенная закономерность - самые удачные роли всегда были у нее в дни неблагополучия, когда ей приходилось бороться со страхом или волнением, заставлять себя отрешиться от жизненных проблем и сконцентрироваться на спектакле, а порой и превозмогать сильную физическую боль.

Балет, который она когда-то так не любила, стал ее судьбой. Жизнь Галины Улановой была отдана театру. До войны это был Кировский театр, после войны - Большой театр. От спектакля к спектаклю слава Улановой росла, но она продолжала оставаться такой же самокритичной и требовательной к себе. «Я не помню случая, чтобы она позволила себе опоздать на репетицию или хотя бы перед ее началом, в последнюю минуту, подшивать ленты у туфель. Если репетиция назначена в один час, Уланова стоит в час совершенно готовая, «разогретая», собранная, предельно внимательная», - вспоминал балетмейстер Леонид Михайлович Лавровский. Ее требовательность к самой себе порой была просто беспощадной. В последние годы выступлений она сильно ограничила свой репертуар.

Как-то ей задали вопрос о том, почему она перестала танцевать «Лебединое озеро», которое удавалось ей так замечательно. Она ответила просто: «Я не могу танцевать хуже, чем Уланова». Из-за травмы она не могла больше выполнять некоторые технически сложные движения, которые прежде удавались ей, а заменить их другими, более простыми движениями, не посчитала достойным... Ее творческое самоограничение - следствие повышенной самокритичности. Те немногие партии, которые Уланова оставила в своем репертуаре, перешагнув порог творческой зрелости, исполнялись ею так же совершенно, как и много лет назад.

Между двумя «Шопенианами»...

Ее выпускным спектаклем, который она танцевала на сцене Кировского театра, была «Шопениана». Он же стал и ее последним спектаклем на сцене Большого театра спустя сорок с лишним лет. Между двумя «Шопенианами» пролегла целая эпоха в истории русского балета. Шестнадцатого мая 1928 года она вышла на сцену робкой, стеснительной и неуверенной в себе девочкой. Двадцать девятого декабря 1960 года она танцевала «Шопениану» прославленной балериной, чей путь был усеян почестями и славой. И все же великая, гениальная Уланова, которую называли иногда «первой балериной эпохи», продолжала оставаться скромной, самокритичной, «неулыбчивой балериной», как назвал ее кто-то из балетных критиков, абсолютно лишенной даже тени кокетства и жеманности.

Блистательные ученицы

В 1960 году Галина Сергеевна начала свою деятельность в качестве педагога-репетитора. Ее ученики - Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова. Каждая из них - яркая индивидуальность. «Я не хочу повторения себя в учениках, - рассуждала Галина Уланова, - это в любой области искусства порочный метод. Учитель, да не повтори себя в ученике, сумей раскрыть его природные данные, его индивидуальность». Эти слова - заповедь Улановой-педагога, которой она следовала свято. «Она добра, бесконечно терпелива, но так же бесконечно требовательна к себе и к другим. Ничем не может быть нарушена ее строжайшая принципиальность. Она никогда и ничего не сделает против своего убеждения. Когда она входит в класс, мне кажется, что становится светлее. И стены и самый воздух - все становится другим», - так отзывается об Улановой одна из ее учениц, Нина Тимофеева. «Не только когда я танцую, я знаю: она смотрит на меня из ложи, и я танцую на пределе возможного: я живу, чувствуя на себе ее взгляд», - делится своими впечатлениями Екатерина Максимова.

Никто и никогда не видел Галину Уланову вялой, раздражительной. Ни один человек не засвидетельствовал ее небрежности или безответственности. Ее жизнь - это напряженный труд, а талант всегда являлся для нее лишь подспорьем в работе. В жизни она всегда покоряла людей своей открытостью, добротой, вниманием и сердечностью. Уланова - живая легенда балета, единственная балерина, которой еще при жизни установили памятники - в Стокгольме и в Санкт-Петербурге.

Как-то журналисты спросили у прославленной балерины, сожалеет ли она о чем-либо в своей жизни. «Ну, может, я бы хотела, чтоб у меня была семья, дети... Такой дом... Чтоб я умела хорошо готовить. Я попыталась это сделать после того, как кончила танцевать, но из этого ничего не вышло».

«Дорогая Галина Сергеевна!- писал Борис П аст ернак. - Вы большая, большая артистка, и я все время с мокрым лицо м смотрел Вас вчера в «Золушке» - так действует на меня присутствие всего истинного большого рядом в пространстве.

Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая наряду со многими другими образами мирового вымысла выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты... Старое сердце мое с Вами...»

"УЛАНОВА - НАВСЕГДА"

Галина Уланова: "Жизнь балерины состоит наполовину из слова «должна», а на вторую половину - из слова «нельзя», - говорила Галина Уланова. - Обещание самой себе выполнить то-то и то-то было моим принципом, основой всей моей жизни. Такое воспитание воли вошло в привычку и стало источником того, что называют моим успехом. То, что так таинственно называют вдохновением, есть не что иное, как соединение труда и воли, результат большого интеллектуального и физического напряжения, насыщенного любовью..."

Она казалась нереальной, словно нарисованной на полупрозрачной ткани. Подует ветер, и она исчезнет, растворится, как без следа распадаются в воздухе легкие облака.







Подруга чистых дум и юношеских лет,

Ведь наша дружба родилась за партой,

Пройдут века, а ты оставишь след,

Как музыка бессмертного Моцарта.

Татьяна Вечеслова посвятила своей однокурснице и лучшей подруге Галине Улановой эти трогательные стихи.

Галина Уланова: «Первые годы мной владела только одна мысль: лишь бы дотанцевать и лишь бы все сделать, что задано, - так вот по-школьному сделать движения, которым нас учили. А когда впервые делала на сцене фуэте, вообще все происходило, как в тумане... Свое первое выступление в "Лебедином" я просто не помню: что было, как было, я это или не я... По поводу какой-то работы над образом... Никакого понятия я об этом не имела. Партию Одетты-Одиллии - порядок движений, танцевальный рисунок показала мне Елизавета Павловна Гердт: известная балерина, дочь премьера Мариинского театра Павла Андреевича Гердта, она только что оставила сцену и стала преподавать. Я старалась лишь точно исполнить то, что показывала Елизавета Павловна. А Лопухов рассказывал мне о музыке Чайковского и о том, что это за образ - Одетта-Одиллия. Но доходили до меня его объяснения плохо. Поняла только, что Одетта - сказочное существо; девушка, превращенная в птицу, и что в ней - двойственность человека и лебедя. Но в голове не укладывалось: как же эдакое можно совместить и показать?! Позже, постепенно, как-то думалось над этим... Раз за разом что-то прибавлялось к уже сделанному, исправлялись какие-то вещи... Первое "Лебединое" танцевала с Михаилом Дудко - тогда уже ведущим артистом. Принца Зигфрида он танцевал не в первый раз и меня очень поддержал в прямом (как партнер в поддержках) и переносном смысле».



«Жизель» - совершенно особенный спектакль в творчестве Галины Улановой. Впервые она станцевала главную партию в 1932 году. Ни разу в жизни не видевшая Жизель в исполнении таких прославленных балерин, как Анна Павлова или Тамара Карсавина, Галина Уланова была практически предоставлена самой себе и работала над созданием образа, доверяясь собственной интуиции. В ее Жизели появились совершенно новые черты - огромная духовная сила образа, его удивительная целостность и величие - все то, чего не было раньше даже у самых лучших танцовщиц, которым довелось исполнять эту партию. Этот спектакль, за исключением некоторых небольших перерывов, она танцевала на протяжении всей своей творческой жизни.

Алексей Симонов: «Если проанализировать впечатления современников, поражает одна деталь: говорят не о танце, не о виртуозности или одухотворенности балерины, говорят об ожоге, ознобе, ошеломлении, восторге, слезах — говорят о себе. Что-то такое было в улановском искусстве, что восприятие его становилось фактом биографии зрителя…
Оператор-любитель примитивной 16-миллиметровой любительской камерой снял из оркестровой ямы несколько отрывков «Жизели». Общие планы, где виден рисунок танца — малоинтересны, но среди них, вдруг, один — примерно 10—12-секундный — крупный, почти во весь экран — кадр безумной Жизели-Улановой. И действительно, как ожог, ибо Уланова-Жизель там на самом деле безумна — глаза, пластика, безвольная унесенность музыкой — она и есть в эти секунды Жизель. И чье помутившееся сознание во взгляде — улановское или персонажа, — такая мысль даже не приходит в голову. Это такое «я в предлагаемых обстоятельствах», что сам Константин Станиславский снял бы шляпу».



К тому времени, когда на сцене Кировского театра появился балет «Бахчисарайский фонтан», Уланова уже обрела свою творческую индивидуальность, поэтому партию Марии Захаров создавал с учетом особенностей исполнительницы. Свою Марию, трогательную и бесконечно печальную, Галина Уланова наделила огромной внутренней силой, которая постепенно становится все более отчетливой за внешней покорностью и безответностью девушки. Со временем ее Мария становилась все более непримиримой.

Евгений Мравинский: Образ Улановой - нежный, хрупкий и мудрый - подарен мне в ранней юности и храним в сердце и памяти вечно. Каждая встреча с Улановой и ее искусством, воспоминание о ней - всегда великое потрясение и счастье. Спасибо ей и благодарность за нее Судьбе.


Сергей Эйзенштейн: Уланова- несличима и несравнима с другими танцовщиками. По признаку самого сокровенного. По природе тайны… Она принадлежит другому другому измерению.


Владимир Васильев: «В ее танце всегда была недоговоренность, недосказанность, отрешенность и углубленность в себя. Такой же Уланова была и в жизни - редко появлялась на публике, держалась замкнуто. Пожалуй, нет ни одного человека, кто мог бы сказать: «Я знаю, что такое Уланова». Ее тайну никто не разгадал и никогда не разгадает. Потому что на самом деле она была одна и не пускала в свой мир никого. Даже мы с Катей, ее близкие друзья, не знали ее до конца. Хотя, казалось бы, с нами она была по-настоящему откровенна, раскрепощена. «Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величавым», - это формула, которой Уланова следовала всю жизнь. Не влезать ни в какие интриги, ни с кем не бороться - эти правила были для нее святыми».


Александр Вертинский: Я ничего подобного в жизни не видел! Боже, каких вершин и высот может достигнуть творчество! Это точно дух Божий! Я сидел и ревел от восторга перед этим страшным искусством. Так потрясать мог только Шаляпин! Это был даже не танец, а пенье! За много лет я первый раз был потрясен. Почему я ее не видел раньше? Нельзя передать словами это впечатление. Тысячи мыслей были у меня в голове. Как удержать, сохранить на земле это чудо? Как оставить потомкам это Евангелие для грядущих веков, чтобы учились у нее этому высочайшему, божественному искусству?





Джон Ноймайер: "Еще когда я учился балету в Америке, Галина Уланова была для меня олицетворением русского балета.

Больше чем что бы то ни было другое, меня завораживала откровенная и искренняя человечность, сияющая в глазах Улановой. Я был тронут человеческим существом - прекрасной женщиной, так великолепно передающей в танце правдоподобные человеческие ситуации.

Она никогда не была просто балериной, поражающей Вас своей виртуозностью. Именно этот незабываемый образ женщины, прозрачный в ее осязаемой духовности, вдохновил и направил меня на мой собственный творческий поиск."

Ученица Улановой Нина Тимофеева: "Глядя на Одетту, Аврору, Джульетту Улановой, почему-то всегда думаешь о красоте России, о ее березах, полях, северных белых ночах. Чтобы ни танцевала Уланова, она была всегда русской, в ней именно русское очарование, русская застенчивость, русская духовная сила, русская «меланхолия». Наверное, поэтому она и есть наша национальная гордость."

Многие из учеников Галины Улановой помнят, наверное, ее секрет, которым она с ними делилась: «Нужно иметь внутри заветную шкатулочку и опускать в нее все впечатления жизни, природы, все… Чем больше у актера накоплено в этой шкатулочке, тем скорее он найдет в ней что-то для своих ролей, тем интереснее будет он зрителю, который почувствует, что у него внутри есть свое, никому не ведомое и недоступное богатство…»

О Галине Сергеевне известно многое. И точно неизвестно только одно: какой она была на самом деле?.. Многие относились к ней, как к божеству, а божествам не задают простых человеческих вопросов. Авторы фильма пытаются получить ответы на вопросы, так никем и незаданные по самым разным причинам.

В фильме представлены интервью с учениками, друзьями и поклонниками Галины Улановой в Москве и Санкт-Петербурге - Владимиром Васильевым, Ниной Семизоровой, Людмилой Семенякой, Светланой Адырхаевой, Леонидом Ждановым, Николаем Цискаридзе, Алексеем Симоновым и другими. Использованы архивные материалы Вагановского учлища и Мариинского театра.

Галина Уланова, единственная балерина, которой при жизни было поставлено два памятника: в Стокгольме и в родном Петербурге.

Галина Уланова в балете "Шопениана"

Сегодня по ТВ Культура показали четыре адажио в исполнении танцовщиков из разных стран. Смотрела и думала, почему "их" танец не трогает? Техника - отличная, все движения выверены и всё же, ну не то... Сейчас смотрела танец Галины Улановой и всё поняла. Вспоминала, как раздражали аплодисменты, хотелось смотреть дальше, совершенно забывала, что это спектакль... Жизель - это трагедия, каждое движение, выражение лица - это жизнь, любовь, самоотверженность... То же самое в Джульете, в Марии, в Одетте. Абсолютно ничего надуманного, всё от сердца. По-моему, Уланова сама забывала о том, что она - это она, так вживалась в образ, что в самом деле становилась той, кого танцевала. У нас балерины не просто выполняют движения, они живут в своих ролях и именно этим отличаются от всех других. Какой хороший ответ я получила и, главное, именно тогда, когда было нужно. Мне в жизни очень повезло, я видела Великую и неповторимую балерину на сцене, это забыть невозможно...

Санкт-Петербург, 1909 год, 26 декабря, морозное утро. В семье Улановых родилась дочь, имя для новорожденной выбрал отец - он назвал ее Галиной. Трудно поверить, но в раннем детстве прима мечтала стать моряком и нехотя посещала танцевальные классы.

Ее отец – Сергей Уланов, занимавшийся балетной режиссурой, и мать - Мария Романова, делом жизни которой было преподавание в хореографическом училище, настояли на том, чтобы девятилетняя Галина начала посещать классы в Петроградском хореографическом училище. Первые шесть лет обучения ее наставницей была мать, позже она стала заниматься в группе Агриппины Вагановой.

Любовь и увлечение балетом, вопреки тому, что оба родителя – артисты Мариинского театра, даже после поступления в училище не занимали достойного места в сердце юной Галины. Страсть к этому виду сценического искусства пришла позже, и это чувство, осознанное и зрелое, положило начало ее грандиозной карьере.

Обучения хореографическому искусству подошло к концу в 1928-м году. Выпускной балет Галины Улановой – «Шопениана» - был оценен педагогами на самые высокие баллы, покорив изрядно искушенных критиков. Галину пригласили начать карьеру в Мариинском театре через несколько дней после получения диплома.

После нескольких дебютных выступлений на балетной сцене Уланова завоевала симпатию огромной аудитории. В полном восхищении критики называли ее танец «поэзией, драмой и музыкой в движении». Не прошло и года, как Галина Уланова впервые исполнила главную роль в «Лебедином озере».

На сцене Мариинского театра ею было исполнено и пережито немало ролей. Среди самых известных работ Улановой находятся балетные партии Маши в «Щелкунчике», Жизели в одноименной постановке, Марии в «Бахчисарайском фонтане». Но, по словам примы, настоящая слава пришла к ней после исполнения роли Джульетты в балетной адаптации известной пьесы Шекспира.

После войны, в 1944 году, Галина Сергеевна переехала в Москву, где ее вторым сценическим домом стал Большой театр. Доподлинно известно, что переезд не был связан с собственным желанием артистки:

«В Москву я никогда бы не переехала, да так власти распорядились, чуть ли не решение ЦК по этому поводу приняли».

В разные годы Уланова получила звания Заслуженной и Народной артистки РСФСР, Народной артистки Советского союза, четыре раза она была удостоена Сталинской премии и многих других престижных наград.

Сталин, впервые увидев Галину в балете "Эсмеральда", был, несомненно, покорен и назвал её «классикой советского балета». Кажется, власть выбрала именно ее, превратив балерину в символ советской балетной сцены, в идеологическую икону.

В 1945-м году она выступила в Вене, а несколько лет спустя блистала перед зрителями в Стокгольме, Лондоне, Софии и Париже. Факт того, что Уланова имела право выезжать за рубеж, красноречивее многих показателей говорило об ее огромной популярности.

Балерине рукоплескал весь мир, а Европейские страны положили к ее ногам многочисленные ордена за заслуги перед искусством. Кроме того, Галина Уланова получила звание почетного члена академий искусств КНР, Бразилии, Венесуэлы, США и ГДР.

В 1984 году в честь Улановой был установлен памятник в самом сердце Стокгольма, напротив известного Музея танца. Во время церемонии открытия, в ответ на снимавшие ее объективы телекамер Галина закрывала лицо своим меховым воротником или пряталась за спины стоявших рядом людей.

«Это памятник не мне – балету» .

Галина Уланова попрощалась со своими зрителями 29 декабря 1960 года. Это был спектакль «Шопениана» — она завершила свою карьеру тем же балетом, с которого все и началось.

Покинув сцену, Галина Сергеевна отнюдь не бросила театр. Более тридцати лет своей жизни она посвятила преподаванию.

«Дачи, автомобиля у меня никогда не было, зато есть ученики, некоторые сами вполне заслужили самые звонкие титулы».

Именно она открыла мир балета для таких известных танцоров как Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Алла Михальченко, Надежда Грачёва.

Личная жизнь великой балериной всегда оставалось тайной за семью печатями. Известно лишь, что официально оформленным был единственный брак - с Юрием Завадским, остальные отношения не оставляли след штампом в паспорте. Ее избранники, все как один, были гораздо старше и оказывались весьма солидными мужчинами. Подруги рассказывают, что первые ее отношения, которые продолжались недолго, были связаны с концертмейстером Исааком Меликовским.

«Не понимаю этой нынешней тяги ко всему интимному. Мне иногда кажется, если б вдруг у нас наступила жара, как в Африке, то в отличие от африканских племен люди бы у нас ходили без набедренных повязок, совсем голые».

Галина Уланова скончалась ранней весной 1998 года. По свидетельству нескольких близких ей людей, незадолго до смерти Уланова уничтожила все бумаги, которые могли бы рассказать хоть что-то о частной жизни великой балерины.

Однажды, уже после окончания карьеры Уланову спросили, есть ли в ее жизни моменты, о которых она сожалеет.

«Ну, может, я бы хотела, чтоб у меня была семья, дети... Такой дом... Чтоб я умела хорошо готовить. Я попыталась это сделать после того, как кончила танцевать, но из этого ничего не вышло».

Ая Садретдинова

Как выглядит знаменитая картина «Мона Лиза» великого итальянского живописца Леонардо да Винчи хорошо известно каждому из нас. Но многих в течение этих веков не перестаёт интересовать вопрос: «А существовала ли на самом деле та прекрасная девушка, с которой прославленный художник рисовал этот портрет?». Кто же она такая? И какие ещё хранит в себе тайны эта удивительная работа, раз знаменитый да Винчи не расставался с ней ни на минуту? Ответы на все эти вопросы совсем скоро смогут получить те, кто посмотрит балет «Мона Лиза».

Заказать билеты на балет «Мона Лиза » просто необходимо не только всем ценителям классической живописи, но и поклонникам современной хореографии. Ведь создана эта постановка была совсем недавно известнейшим российским хореографом Евгением Панфиловым . Панфилова вполне справедливо принято считать одним из ярких новаторов этого искусства в нашей стране, человеком, столь талантливо соединявшим в своём творчестве классические многовековые принципы с удивительным авторским полётом фантазии. Кроме того, пермский маэстро стал первым в нашей стране основателем частной балетной труппы. Этот коллектив с успехом освоил балетный гротеск - совершенно новый и удивительный жанр, а также покорил российскую и мировую публику своими уникальными и невероятными спектаклями, миниатюрами и зарисовками. Труппа не раз становилась обладательницей престижной премии «Золотая Маска» и получила весьма широкую известность не только в родной стране, но и за её пределами. В 2002 году Панфилова не стало, но дело его продолжает жить и активно развиваться.

И совсем скоро столичные зрители смогут увидеть премьеру балета «Мона Лиза », созданного на музыку современного латвийского композитора Петериса Васкса. Данная постановка, которая по различным причинам ранее не была представлена на суд публике, поражает воображение яркими и необычными хореографическими решениями, уникальной пластикой и неповторимой экспрессией. Но только это и способно передать концепцию и суть прославленной картины. Также в рамках данной программы зрители получат возможность вновь насладиться яркими и знаменитыми номерами Евгения Панфилова в исполнении его знаменитой труппы.

Кто такая Мона Лиза? И существовала ли на самом деле эта прекрасная женщина или девушка, с которой рисовал свой шедевр великий Леонардо да Винчи? Поиск ответов на эти вопросы не даёт покоя человечеству на протяжении многих веков. Многим также интересно и личное отношение великого художника к своему творению. Всем известно, что в течение долгого времени гениальный живописец не расставался ни на минуту с данной работой. Почему же? И какие ещё загадки таит в себе эта удивительная картина? Ответы на все эти вопросы смогут получить все, кто пожелает купить билеты на балет «Мона Лиза» .

Балет «Мона Лиза» создан прославленным российским хореографом из Перми Евгением Панфиловым. Этот удивительный мастер стал настоящим новатором отечественного танцевального искусства. Его перу принадлежит немало оригинальных идей, получивших впоследствии широкое распространение не только в нашей стране, но и за её пределами. При этом Панфилов является создателем первого в России частного балетного театра. Также этот хореограф - автор уникального хореографического гротеска, создатель немалого числа полноценных постановок и миниатюр. Идею этого же балета ему подсказала сама картина гениального Леонардо. В этом спектакле использована музыка современного латвийского композитора Петериса Васкса. Так сложилось, что эта постановка не была осуществлена при жизни мастера.

И лишь теперь совсем скоро столичные зрители смогут увидеть премьеру балета «Мона Лиза» и найти загадки этой удивительной картины в танце. Спектакль будет представлен знаменитой пермской труппой «Балет Евгения Панфилова». Также в рамках данного мероприятия зрителям предстоит увидеть миниатюры и зарисовки, созданные этим уникальным отечественным мастером и новатором.




Top