Биография. Биография Тендряков биография краткая

Владимир Тендряков фотография

Детство Тендрякова прошло в деревне. Память об этом времени воплотилась позднее в романе «Свидание с Нефертити» и в рассказах «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня». После окончания школы в 17-летнем возрасте ушел на фронт добровольцем. Был связистом. В 1943 Тендряков был тяжело ранен и вернулся в родную деревню, где работал сначала физруком в школе, потом секретарем райкома комсомола. В 1945 поступил во ВГИК, откуда перевелся в Литературный институт им. М. Горького, по окончании которого (1951) стал профессиональным писателем. Печатался в журналах «Новый мир», «Наш современник», «Наука и религия».

Перу Тендрякова принадлежат романы «Тугой узел», «За бегущим днем», «Свидание с Нефертити», «Покушение на миражи», пьесы, статьи. Но наиболее ярко его талант художника проявлялся в «малых жанрах»: повестях, рассказах, эссе.

Почти каждое произведение писателя вызывало бурные дискуссии. Критики традиционно выделяли несколько тематических циклов в творчестве писателя: «деревенский», «школьный», «нравственно-этический» и «атеистический». Наиболее верным представляется подход, предложенный вдовой писателя Н. Асмоловой-Тендряковой в комментариях к его Собранию сочинений в 5 томах: на каждом этапе своего творческого пути художник на самых разных тематических плацдармах решал определенные проблемы.

В повестях «Падение Ивана Чупрова» (1953), «Не ко двору» (1954), «Ухабы» (1956), «Суд» (1960), «Тройка, семерка, туз» (1961), «Короткое замыкание» (1962) писателя волновала проблема взаимозависимости нравственных установок и социальных условий. С одной стороны, Тендряков осуждает своих героев за отсутствие в них нравственной доминанты, категорического императива, с другой - говорит о ненормальности той социальной среды, которая лишает человека инициативы, выбора, превращает его в пешку, винтик.

Последующие повести Тендрякова раскрывали трагические последствия пренебрежения законами нравственности «во имя» революции и «всеобщего будущего счастья». Герои Тендрякова все чаще начинают осознавать, что нормы морали должны основываться на любви к человеку, а не на догмах. Его занимают глубочайшие философские проблемы, волновавшие и русских писателей 19 века. Неслучайно в «Расплате», как и в других поздних вещах писателя, сюжеты и диспуты перекликаются с «Преступлением и наказанием» и «Братьями Карамазовыми» Достоевского, а имена героев напоминают имена его персонажей.

В повестях Тендрякова философские споры иногда «провисают», не подкрепленные художественно полноценными образами, но чаще вплетаются в сюжет. Чтобы придать своим книгам большую философскую обобщенность, Тендряков охотно пользуется литературными и историческими реминисценциями: библейскими, античными (Александр Македонский, Диоген), средневековыми (Кампанелла).

Писатель часто обращается к теме любви. Показывая борьбу в человеке светлых и темных начал, Тендряков все чаще обращается к идее необходимости торжества любви, задумывается над христианскими ценностями. Если в повести «Чудотворная» (1958) и «Чрезвычайное» (1961) писатель стоял на позициях воинствующего атеизма, изображая носителей веры резко негативно, то в «Апостольской командировке» (1969) говорит о том, что религия - протест против болезни бездуховности, поразившей общество.

Лучшие дня

В 1982 Тендряков вернулся к христианской теме в романе «Покушение на миражи». Герои романа, программисты, моделируют на компьютере историю, «изъяв из нее Иисуса Христа», но с удивлением обнаруживают, что он вновь возникает, т. к. великий утопист и гуманист нужен людям.

Сатирический талант Тендрякова проявился достаточно поздно: это написанная в гоголевско-щедринской традиции повесть «Чистые воды Китежа» (1977), «На блаженном острове коммунизма». Повесть-эссе «Революция! Революция! Революция!» (1964-73), не предназначавшаяся для печати, представляет собой цикл «бесед» писателя с В. И. Лениным, которые отражают проблематику творчества самого Тендрякова: соотношение человека и социальных условий, счастье и его цена, идеалы и реальность, насилие во имя высоких целей, любовь и ненависть, человек и Вселенная.


В. Ф. Тендряков родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Верховажского района Вологодской области. Среднюю школу Владимир закончил в селе Подосиновец ныне Кировской области. Память об этом времени воплотилась позднее в романе « Свидание с Нефертити » (в автобиографическом герое Федоре Материне; 1964) и в рассказах « Пара гнедых », « Хлеб для собаки », « Параня ».


В 1941 году ушёл на фронт, После окончания школы, в ноябре 1941 года ушёл на фронт добровольцем. Был связистом, ему довелось быть участником переломной Сталинградской битвы Некоторые факты его военной биографии отражены в романе « За бегущим днем » (1959), в « Рассказах радиста », новеллах « Костры на снегу », « День, вытеснивший жизнь », « День седьмой », « Донна Анна », в эссе « Люди или нелюди » ().


После ранения. В 1943 году Тендряков был тяжело ранен под Харьковом и вернулся после демобилизации в Подосиновец и работал учителем физкультуры в школе, затем – секретарем райкома комсомола по сельскому хозяйству, знал не понаслышке тяжелую жизнь послевоенной деревни.


Начало профессиональной деятельности В 1945 году переехал в Москву. В 1946 году поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) на художественный факультет, но уже через год перешел в Литературный институт им. А. М. Горького, по окончании которого (1951) стал профессиональным писателем.




Талант писателя особенно проявился повестях, рассказах, эссе. Перу Тендрякова принадлежат романы « Тугой узел » (1955), « За бегущим днем », « Свидание с Нефертити », « Покушение на миражи » (1982, опубликован в 1987 году), пьесы, статьи. Но наиболее ярко его талант художника проявлялся в « малых жанрах »: повестях, рассказах, эссе.


Произведения писателя вызывали бурные дискуссии в прессе. Почти каждое произведение писателя вызывало бурные дискуссии. « Неистовые ревнители » классовой литературы « прорабатывали » писателя за многочисленные « грехи »: « очернение советской действительности », рефлексирующих героев и даже за следование традициям Ф. Достоевского.


Стремление критиков уложить творчество В. Ф. Тендрякова в рамки социалистического реализма. Доброжелательная к писателю критика указывала на активное вмешательство писателя в жизнь, на актуальность его произведений, но часто, в силу идеологических причин, стремилась « уложить » Тендрякова в рамки социалистического реализма, явно ему тесные. Критики традиционно выделяли несколько тематических циклов в творчестве писателя: « деревенский », « школьный », « нравственно - этический » и « атеистический » (правильнее было бы говорить о произведениях, отражающих религиозные искания писателя).


Решение писателем определённых проблем Наиболее верным представляется подход, предложенный вдовой писателя Н. Асмоловой - Тендряковой в комментариях к его « Собранию сочинений »: « на каждом этапе своего творческого пути художник на самых разных тематических плацдармах решал определённые проблемы ».


Проблема взаимозависимости нравственных установок и социальных условий в произведениях В. Ф. тендрякова В повестях « Падение Ивана Чупрова » (1953), « Не ко двору » (1954), « Ухабы » (1956), « Суд » (1960), « Тройка, семёрка, туз » (1961), « Короткое замыкание » (1962) и др. писателя волновала проблема взаимозависимости нравственных установок и социальных условий. Начальник МТС (машинно - тракторной станции) Княжев (« Ухабы »), обладающий твёрдым характером и незаурядными организаторскими способностями, вдруг теряется перед силой казённой бумажки - постановления; Лёшка Малинин (« Тройка, семёрка, туз »), героически спасший тонущего человека, проявляет малодушие, когда надо пойти против коллективного безумия, охватившего товарищей; не раз вступавший в бой один на один с медведем охотник Семён Тетерин (« Суд ») ощущает себя беспомощным перед юридическими тонкостями.


Трагичность судеб героев писателя Столь же трагичны невыдуманная судьба Александра Фадеева (эссе « Охота », 1971, обращённое к периоду борьбы с « космополитами »; опубликовано в 1988 году) и вымышленная Ивана Чупрова. С одной стороны, Тендряков осуждает своих героев за отсутствие в них нравственной доминанты, категорического императива, с другой говорит о ненормальности той социальной среды, которая лишает человека инициативы, выбора, превращает его в пешку, винтик.


Трагические последствия пренебрежения законами нравственности « во имя » революции и « всеобщего будущего счастья » в произведениях В. Ф. Тендрякова. Последующие повести писателя раскрывали трагические последствия пренебрежения законами нравственности « во имя » революции и « всеобщего будущего счастья ». Среди героев этих произведений и диктатор местного масштаба Евлампий Лыков (« Кончина », 1968), давший колхозникам сытую жизнь и отобравший у них свободу и право быть личностями; Настя Сыроегина, не сумевшая противостоять руководителям - очковтирателям и страдающая от этого, в отличие от почившего на лаврах Евлампия (« Подёнка век короткий », 1965); это и аскет - догматик Божедомов (« Три мешка сорной пшеницы », 1973), утративший интерес к людям.


Рассказы « Пара гнедых », « Хлеб для собаки » Своей вершины эта тема достигнет в опубликованных посмертно рассказах « Пара гнедых » () и « Хлеб для собаки » ().






Идея « социалистического гуманизма » приводит к убийству человека, пусть даже дурного, и раскаянию старого учителя, внушавшего ученикам идею « добра с кулаками », но забывшего передать им осознание самоценности жизни (« Расплата », 1979). На материале « школьной » повести решаются, таким образом, глубочайшие философские проблемы, волновавшие русских писателей 19 и 20 веков.


Философские споры в творчестве В. Ф. Тендрякова По мнению критиков, в повестях Тендрякова философские споры иногда несколько « провисают », не подкреплённые художественно полноценными образами (« Шестьдесят свечей », 1980), но чаще они органично вплетаются в сюжет. Чтобы придать своим книгам большую философскую обобщённость, Тендряков охотно пользуется литературными и историческими реминисценциями: библейскими, античными (Александр Македонский, Диоген), средневековыми (Кампанелла).


Тема любви в творчестве В. Ф. Тендрякова Писатель часто обращается к теме любви. Одной из вершин его творчества стала повесть « Весенние перевёртыши » (1973). Её герой, Дюшка Тягунов, полюбив девочку, вдруг увидел, как огромен и прекрасен мир. « Громада - любовь » заставила его заступиться за лягушку, прийти на помощь слабому однокласснику, вступив в бой с циником Санькой.


Обращение писателя к идее торжества любви, к христианским ценностям Показывая борьбу в человеке светлых и тёмных начал (особенной реалистической жёстокости художник достиг в эссе « Люди или нелюди » и рассказе « Параня »), Тендряков всё чаще обращается к идее необходимости торжества любви, задумывается над христианскими ценностями. Если в повести « Чудотворная » (1958) и « Чрезвычайное » (1961) писатель стоял на позициях воинствующего атеизма, изображая носителей веры резко негативно, то в « Апостольской командировке » (1969) говорит о том, что религия протест против болезни бездуховности, поразившей общество. « Важно не отвергать с презрением библейскую мораль и нравственность, а пользоваться ими …», писал он в личном письме в ЦК КПСС в 1969 году. Тогда его, естественно, не услышали.


Возвращение к христианской теме В 1982 году Тендряков вернулся к христианской теме в романе « Покушение на миражи », назвав его первоначально « Евангелие от компьютера ». Герои романа, современные программисты, моделируют на компьютере историю, « изъяв из неё Иисуса Христа », и с удивлением обнаруживают, что он вновь возникает, так как Он нужен людям.


Проявление сатирического таланта В. Ф. Тендрякова Сатирический талант Тендрякова проявился достаточно поздно: написанная в гоголевско - щедринской традиции повесть « Чистые воды Китежа » (1977) притча - пародия на тоталитаризм и его порождения, основанный на личных впечатлениях очерк о роскошном приеме Н. С. Хрущёвым и высшей партийной номенклатурой советских писателей, подлежащих идеологической обработке; На блаженном острове коммунизма » (опубликован в 1987 году).


Отражение проблематики творчества Тендрякова в повести - эссе « Революция! Революция! Революция!» Повесть - эссе « Революция! Революция! Революция!» (), не предназначавшаяся для печати, представляет собой цикл « бесед » писателя с В. И. Лениным, которые отражают проблематику творчества самого Тендрякова: соотношение человека и социальных условий, счастье и его цена, идеалы и реальность, насилие во имя высоких целей, любовь и ненависть, проблемы духовности и нравственности, добра и зла.


Владимир Федорович Тендряков вел большую общественную работу, избирался членом правления Союза писателей СССР, РСФСР, Московской писательской организации. За заслуги в области литературы прозаик награжден орденами Трудового Красного Знамени, « Знак почета ». Книги В. Ф. Тендрякова изданы и издаются миллионными тиражами, известны зарубежным читателям, по его произведениям сняты фильмы и поставлены спектакли.




«… настоящий русский писатель …» Юрий Нагибин, когда узнал о смерти В. Ф. Тендрякова, записал в своём дневнике: «… он был настоящий русский писатель, а не деляга, не карьерист, не пролаза, не конъюнктурщик. Это серьёзная утрата для нашей скудной литературы ».



, повесть

Влади́мир Фёдорович Тендряко́в (5 декабря , д. Макаровская , Вологодская губерния - 3 августа , Москва) - русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне.

Биография

Родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская (ныне Шелотское сельское поселение Верховажского района Вологодской области) в семье народного судьи, затем ставшего прокурором. В декабре 1941 года был призван в РККА и направлен в школу младших командиров, по окончании которой получил званиe младшего сержанта-радиста. В июле 1942 отправлен на фронт. Первое ранение получил под Сталинградом. В августе 1943 года под Харьковом был ранен вторично, на этот раз тяжело и после лечения в госпитале демобилизован в январе 1944. Обосновался в Кировской области , работал школьным учителем (преподавал военное дело), затем был секретарём Подосиновского райкома комсомола .

В студенческие годы начинает писать рассказы, некоторые из которых были опубликованы в период с 1948 по 1953 год в журнале «Огонёк» . С 1955 года стал профессиональным писателем, полностью отдавшись литературному труду.

Начиная с 1960-х годов практически все произведения Тендрякова сталкиваются с советской цензурой. Многие из них были опубликованы только в годы Перестройки, уже после смерти писателя.

С 1964 года являлся членом редакционной коллегии журнала «Наука и религия ».

Отзывы современников

Сочинения

  • Падение Ивана Чупрова (1953) - повесть
  • Среди лесов (1953) - повесть
  • Ненастье (1954) - повесть
  • Не ко двору (1954) - повесть
  • Тугой узел (1956) - роман
  • Ухабы (1956) - повесть
  • Чудотворная (1958) - повесть
  • За бегущим днём (1959) - роман
  • Суд (1960) - повесть
  • Тройка, семёрка, туз (1961) - повесть
  • Чрезвычайное (1961) - повесть
  • Короткое замыкание (1962) - повесть
  • Белый флаг (1962, совместно с К. Икрамовым) - пьеса
  • Путешествие длиной в век (1964) - фантастическая повесть
  • Свидание с Нефертити (1964) - роман
  • Находка (1965) - повесть
  • Подёнка - век короткий (1965)
  • Кончина (1968)
  • Апостольская командировка (1969) - повесть
  • Донна Анна (1969, опубликован в 1988) - рассказ
  • Хлеб для собаки (1969) - повесть
  • Охота (1971, опубликован в 1988) - рассказ
  • Шестьдесят свечей (1972) - повесть
  • Весенние перевёртыши (1973)
  • Совет да любовь (1973) - пьеса
  • Три мешка сорной пшеницы (1973)
  • Ночь после выпуска (1974) - повесть
  • На блаженном острове коммунизма (1974, опубликовано в 1988)
  • Люди или нелюди (1975-1976, опубликовано в журнале «Дружба народов», 1989, № 2)
  • Затмение (1977) - повесть
  • Расплата (1979) - повесть
  • Покушение на миражи (1979-1982, опубликован в 1987) - роман
  • Чистые воды Китежа (впервые опубликована в 1986) - повесть

Экранизации и сценарии

Инсценировки

Библиография

  • Тендряков В. Ф. Избранные произведения. Т. 1-2, М., Гослитиздат, 1963.
  • Тендряков В. Ф. Собрание сочинений в четырёх томах. М., Художественная литература, 1978-1980.
  • Тендряков В. Ф. Собрание сочинений в пяти томах. М., Художественная литература, 1987-1989.
  • Клюсов Б. На передней линии: Очерк творчества Владимира Тендрякова. Минск, 1963
  • Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М., 2000.

Напишите отзыв о статье "Тендряков, Владимир Фёдорович"

Примечания

Литература

  • Огрызко В. // Литературная Россия . 2006. № 27 (7 июля)
  • Беляев А. . .
  • Смирнов М., Круг П. // Независимая газета . - 21.10.2009.

Ссылки

  • в Библиотеке Максима Мошкова .
  • в Библиотеке Александра Белоусенко.
  • .

Отрывок, характеризующий Тендряков, Владимир Фёдорович

На другой день простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой.
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.
Целый день был жаркий, где то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцовитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.
«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», подумал князь Андрей. «Да где он», подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, – ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, – и всё это вдруг вспомнилось ему.
«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Возвратившись из своей поездки, князь Андрей решился осенью ехать в Петербург и придумал разные причины этого решенья. Целый ряд разумных, логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был готов к его услугам. Он даже теперь не понимал, как мог он когда нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни, точно так же как месяц тому назад он не понимал, как могла бы ему притти мысль уехать из деревни. Ему казалось ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы он не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни. Он даже не понимал того, как на основании таких же бедных разумных доводов прежде очевидно было, что он бы унизился, ежели бы теперь после своих уроков жизни опять бы поверил в возможность приносить пользу и в возможность счастия и любви. Теперь разум подсказывал совсем другое. После этой поездки князь Андрей стал скучать в деревне, прежние занятия не интересовали его, и часто, сидя один в своем кабинете, он вставал, подходил к зеркалу и долго смотрел на свое лицо. Потом он отворачивался и смотрел на портрет покойницы Лизы, которая с взбитыми a la grecque [по гречески] буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки. Она уже не говорила мужу прежних страшных слов, она просто и весело с любопытством смотрела на него. И князь Андрей, заложив назад руки, долго ходил по комнате, то хмурясь, то улыбаясь, передумывая те неразумные, невыразимые словом, тайные как преступление мысли, связанные с Пьером, с славой, с девушкой на окне, с дубом, с женской красотой и любовью, которые изменили всю его жизнь. И в эти то минуты, когда кто входил к нему, он бывал особенно сух, строго решителен и в особенности неприятно логичен.
– Mon cher, [Дорогой мой,] – бывало скажет входя в такую минуту княжна Марья, – Николушке нельзя нынче гулять: очень холодно.
– Ежели бы было тепло, – в такие минуты особенно сухо отвечал князь Андрей своей сестре, – то он бы пошел в одной рубашке, а так как холодно, надо надеть на него теплую одежду, которая для этого и выдумана. Вот что следует из того, что холодно, а не то чтобы оставаться дома, когда ребенку нужен воздух, – говорил он с особенной логичностью, как бы наказывая кого то за всю эту тайную, нелогичную, происходившую в нем, внутреннюю работу. Княжна Марья думала в этих случаях о том, как сушит мужчин эта умственная работа.

Князь Андрей приехал в Петербург в августе 1809 года. Это было время апогея славы молодого Сперанского и энергии совершаемых им переворотов. В этом самом августе, государь, ехав в коляске, был вывален, повредил себе ногу, и оставался в Петергофе три недели, видаясь ежедневно и исключительно со Сперанским. В это время готовились не только два столь знаменитые и встревожившие общество указа об уничтожении придворных чинов и об экзаменах на чины коллежских асессоров и статских советников, но и целая государственная конституция, долженствовавшая изменить существующий судебный, административный и финансовый порядок управления России от государственного совета до волостного правления. Теперь осуществлялись и воплощались те неясные, либеральные мечтания, с которыми вступил на престол император Александр, и которые он стремился осуществить с помощью своих помощников Чарторижского, Новосильцева, Кочубея и Строгонова, которых он сам шутя называл comite du salut publique. [комитет общественного спасения.]
Теперь всех вместе заменил Сперанский по гражданской части и Аракчеев по военной. Князь Андрей вскоре после приезда своего, как камергер, явился ко двору и на выход. Государь два раза, встретив его, не удостоил его ни одним словом. Князю Андрею всегда еще прежде казалось, что он антипатичен государю, что государю неприятно его лицо и всё существо его. В сухом, отдаляющем взгляде, которым посмотрел на него государь, князь Андрей еще более чем прежде нашел подтверждение этому предположению. Придворные объяснили князю Андрею невнимание к нему государя тем, что Его Величество был недоволен тем, что Болконский не служил с 1805 года.
«Я сам знаю, как мы не властны в своих симпатиях и антипатиях, думал князь Андрей, и потому нечего думать о том, чтобы представить лично мою записку о военном уставе государю, но дело будет говорить само за себя». Он передал о своей записке старому фельдмаршалу, другу отца. Фельдмаршал, назначив ему час, ласково принял его и обещался доложить государю. Через несколько дней было объявлено князю Андрею, что он имеет явиться к военному министру, графу Аракчееву.
В девять часов утра, в назначенный день, князь Андрей явился в приемную к графу Аракчееву.
Лично князь Андрей не знал Аракчеева и никогда не видал его, но всё, что он знал о нем, мало внушало ему уважения к этому человеку.
«Он – военный министр, доверенное лицо государя императора; никому не должно быть дела до его личных свойств; ему поручено рассмотреть мою записку, следовательно он один и может дать ход ей», думал князь Андрей, дожидаясь в числе многих важных и неважных лиц в приемной графа Аракчеева.
Князь Андрей во время своей, большей частью адъютантской, службы много видел приемных важных лиц и различные характеры этих приемных были для него очень ясны. У графа Аракчеева был совершенно особенный характер приемной. На неважных лицах, ожидающих очереди аудиенции в приемной графа Аракчеева, написано было чувство пристыженности и покорности; на более чиновных лицах выражалось одно общее чувство неловкости, скрытое под личиной развязности и насмешки над собою, над своим положением и над ожидаемым лицом. Иные задумчиво ходили взад и вперед, иные шепчась смеялись, и князь Андрей слышал sobriquet [насмешливое прозвище] Силы Андреича и слова: «дядя задаст», относившиеся к графу Аракчееву. Один генерал (важное лицо) видимо оскорбленный тем, что должен был так долго ждать, сидел перекладывая ноги и презрительно сам с собой улыбаясь.
Но как только растворялась дверь, на всех лицах выражалось мгновенно только одно – страх. Князь Андрей попросил дежурного другой раз доложить о себе, но на него посмотрели с насмешкой и сказали, что его черед придет в свое время. После нескольких лиц, введенных и выведенных адъютантом из кабинета министра, в страшную дверь был впущен офицер, поразивший князя Андрея своим униженным и испуганным видом. Аудиенция офицера продолжалась долго. Вдруг послышались из за двери раскаты неприятного голоса, и бледный офицер, с трясущимися губами, вышел оттуда, и схватив себя за голову, прошел через приемную.
Вслед за тем князь Андрей был подведен к двери, и дежурный шопотом сказал: «направо, к окну».
Князь Андрей вошел в небогатый опрятный кабинет и у стола увидал cорокалетнего человека с длинной талией, с длинной, коротко обстриженной головой и толстыми морщинами, с нахмуренными бровями над каре зелеными тупыми глазами и висячим красным носом. Аракчеев поворотил к нему голову, не глядя на него.
– Вы чего просите? – спросил Аракчеев.
– Я ничего не… прошу, ваше сиятельство, – тихо проговорил князь Андрей. Глаза Аракчеева обратились на него.
– Садитесь, – сказал Аракчеев, – князь Болконский?
– Я ничего не прошу, а государь император изволил переслать к вашему сиятельству поданную мною записку…
– Изволите видеть, мой любезнейший, записку я вашу читал, – перебил Аракчеев, только первые слова сказав ласково, опять не глядя ему в лицо и впадая всё более и более в ворчливо презрительный тон. – Новые законы военные предлагаете? Законов много, исполнять некому старых. Нынче все законы пишут, писать легче, чем делать.

Владимир Фёдорович Тендряков (5 декабря 1923, д. Макаровская Вологодской обл. — 3 августа 1984, Москва) — русский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне.

Родился в деревне Макаровская Вологодской области в семье народного судьи, затем ставшего прокурором. В ноябре 1941 года был призван в армию и направлен на фронт, в 1943 году был ранен под Харьковом и демобилизован.

Обосновался в Кировской области, работал школьным учителем (преподавал военное дело), затем был секретарем Подосиновского райкома комсомола.

В 1945 году переехал в Москву. В 1946 году поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) на художественный факультет, но уже через год перешел в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1951. Учился в семинаре Константина Паустовского.

С 1948 года член КПСС.

В студенческие годы начинает писать рассказы, некоторые из которых были опубликованы в период с 1948 по 1953 год в журнале «Огонек».

С 1955 года стал профессиональным писателем, полностью отдавшись литературному труду. Начиная с 1960-х годов практически все произведения Тендрякова сталкиваются с цензурными проблемами. Многие из них были опубликованы только в годы перестройки, уже после смерти писателя.

Член правления Союза советских писателей (избран в 1967, переизбирался в 1971, 1976 и 1981 годах).

Скончался в Москве от инсульта.

— Сочинения
* Падение Ивана Чупрова (1953) — повесть
* Ненастье (1954) — повесть
* Не ко двору (1954) — повесть
* Тугой узел (1956) — роман
* Ухабы (1956) — повесть
* Чудотворная (1958) — повесть
* За бегущим днем (1959) — роман
* Суд (1960) — повесть
* Тройка, семерка, туз (1961) — повесть
* Чрезвычайное (1961) — повесть
* Путешествие длиной в век (1964) — фантастическая повесть
* Свидание с Нефертити (1964) — роман
* Находка (1965) — повесть
* Поденка — век короткий (1965)
* Кончина (1968)
* Апостольская командировка (1969) — повесть
* Донна Анна (1969, опубликован в 1988) — рассказ
* Охота (1971, опубликован в 1988) — рассказ
* Белый флаг (1962, совместно с К. Икрамовым) — пьеса
* Шестьдесят свечей (1972) — повесть
* Весенние перевёртыши (1973)
* Совет да любовь (1973) — пьеса
* Три мешка сорной пшеницы (1973)
* Ночь после выпуска (1974)
* На блаженном острове коммунизма (1974, опубликовано в 1988)
* Затмение (1977) — повесть
* Расплата (1979) — повесть
* Покушение на миражи (1979-82, опубликован в 1987) — роман

— Экранизации и сценарии
* «Чужая родня» (Ленфильм, 1955) по повести «Не ко двору», сценарий В. Тендрякова.
* «Саша вступает в жизнь» (Мосфильм, 1957) по роману «Тугой узел», сценарий В. Тендрякова.
* «Чудотворная» (Мосфильм, 1960) по одноименной повести, сценарий В. Тендрякова.
* «49 дней» (Мосфильм, 1962) сценарий Ю. Бондарева и В. Тендрякова.
* «Суд» (Мосфильм, 1962) по одноименной повести, сценарий В. Тендрякова.
* «Весенние перевертыши» (Ленфильм, 1974), сценарий В. Тендрякова, удостоен премии за лучший сценарий на VIII Всесоюзном кинофестивале в Кишинёве (1975)

— Инсценировки
* «Без креста» (1963) — инсценировка Московского театра «Современник» по повести «Чудотворная».
* «Три мешка сорной пшеницы» (1975) — постановка Ленинградского Большого драматического театра.

(5. 12. 1923, д. Макаровская Вологодской губ. - 3. 08. 1984, Москва)
Прозаик, сценарист, драматург.
Тендряков Владимир Фёдорович родился в семье советских служащих. После окончания средней школы добровольцем ушёл на фронт, был комиссован после тяжёлого ранения. Учительствовал в школе, был комсомольским работником.

В 1945 г. поступил на художественный факультет во ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии), в 1946 г. перешёл в Литературный институт им. М. Горького, в семинар К. Г. Паустовского. После окончания учебы (1951) работал в Вологде и Грязовце корреспондентом журнала «Огонек».

Стал печататься в 1940-х гг., но известность ему принесли повести о колхозной деревне 1950-х гг.: «Падение Ивана Чупрова» (1953) и «Не ко двору» (1954). В дальнейшем писатель жил и работал в Москве, был членом правления Союза писателей СССР и Союза писателей РСФСР, членом редколлегии атеистического журнала «Наука и религия». С Вологодской писательской организацией связь не поддерживал, в родной деревне был лишь однажды. Имя Тендрякова присвоено Вологодской юношеской библиотеке.

В. Ф. Тендряков был одним из предшественников «деревенской» прозы, но не стал писателем-«деревенщиком», стремился исследовать различные стороны современной ему действительности. В критической литературе чаще всего выделяют следующие циклы в его прозе: «деревенский», «школьный» и «атеистический». «Деревенский» цикл не был оценен в полной мере - как при жизни автора, так и после его смерти (исключение -произведения, посвящённые теме коллективизации). Цикл «атеистический» оказался «неподъемным» и для читателей, и для самого Тендрякова из-за нерешённых, внутренне противоречивых мировоззренческих проблем (по его собственным словам, он «как писатель старался показать, что религию никогда не интересовало и не интересует, в какие условия поставлена человеческая личность, что её конкретно радует, волнует, тревожит»). «Школьный» же цикл принёс В. Тендрякову заслуженную славу.

Тендряков - автор остросюжетных и остросоциальных рассказов, повестей и романов, в которых предпринята попытка решить мировоззренческие и этические проблемы (сам Тендряков констатировал: «Моё поколение их не решило»).
Так, в повести «Ухабы» (1956) показано, к каким трагическим последствиям приводит формальное, бессердечное руководство людьми. В повестях «Чудотворная» (1958), «Чрезвычайное» (1961), «Апостольская командировка» (1969), «Затмение» (1977) дан анализ народно-религиозного сознания в самый неблагоприятный в этом отношении период нашей истории. В рассказе «Донна Анна» (1971, опубликован в 1988) и в повести «Три мешка сорной пшеницы» (1972) главным является столкновение романтического идеала с реальной действительностью.

В «Весенних перевертышах» (1973) рассказано о сложностях «переходного» (от детства к юности) этапа человеческой жизни, поиска себя как личности, автор размышляет о времени, о вечности, о загадке бытия. Главный герой повести Дюшка Тягунов впервые сталкивается с «проклятыми» философскими вопросами: «Что такое жизнь? Есть ли бессмертие? В чем смысл человеческого пути?». Он испытывает неведомые ему ранее эмоции (страницы повести овеяны свежестью и полнотой первой любви), впервые узнает, что в одном и том же человеке необъяснимым образом совмещаются добрые и злые начала. Авторское знание психологии подростка было подлинным и глубоким, сами дети спрашивали учителей: «Откуда Тендряков всё это знает? Как сумел проникнуть в наше тайное тайных?» (Из письма учительницы Горюхиной из Новосибирска.)

В центре повестей «Ночь после выпуска» (1974) и «Расплата» (1979) представлен конфликт с совестью на фоне изображенного автором главного изъяна советской школы - отсутствия полноценной духовной основы в воспитании и образовании. Так, учитель литературы Аркадий Памятнов («Расплата») признаёт, что его воспитательные принципы («Не смей мириться с плохим, воюй с подлостью любыми средствами») терпят крах. Один из его учеников, Коля Корякин, убивает собственного отца.

Особое место в творчестве Тендрякова занимают опубликованные лишь в 1980-е гг. произведения, посвящённые теме коллективизации («Хлеб для собаки» - 1970, «Пара гнедых» - 1971, «Параня» - 1971), репрессий («Охота» - 1970), волюнтаризма («На блаженном острове коммунизма» - 1974) и др. Они оказались в ряду «возвращённой» литературы, однако их проблематика в целом не выходила за общие рамки тендряковской прозы. Исключением стал роман «Покушение на миражи» (1982, опубликован в 1987), в котором Тендряков подвёл итог своих многолетних нравственно-философских исканий. Первоначальное название романа - «Евангелие от компьютера» - отсылает читателя к его сюжету. Герои, программисты-экспериментаторы, решили ввести в машину всю историю человечества, исключив из неё Христа, однако Богочеловек «воскресает» в программе совершенно необъяснимым образом, «смертию смерть поправ». Эта кульминация достаточно неожиданна для тендряковского текста, в целом весьма далёкого от подлинного христианства.

Приметы неповторимого стиля прозы Тендрякова - сложные психологические коллизии, обстоятельства, в которых оказываются герои, постоянные споры, драматические, а то и трагические развязки, страстное авторское слово. Эти качества художественных произведений, созданных Тендряковым, оказались востребованными не только в литературе, но и в киноискусстве. Многие из них экранизированы.
«Если люди будущего захотят узнать, как и чем мы жили в середине XX века, то без книг Тендрякова они этого не поймут», - писал К. Икрамов.

Сочинения
Падение Ивана Чупрова (1953) - повесть
Ненастье (1954) - повесть
Не ко двору (1954) - повесть
Тугой узел (1956) - роман
Ухабы (1956) - повесть
Чудотворная (1958) - повесть
За бегущим днем (1959) - роман
Суд (1960) - повесть
Тройка, семерка, туз (1961) - повесть
Чрезвычайное (1961) - повесть
Путешествие длиной в век (1964) - фантастическая повесть
Свидание с Нефертити (1964) - роман
Находка (1965) - повесть
Поденка - век короткий (1965)
Кончина (1968)
Апостольская командировка (1969) - повесть
Донна Анна (1969, опубликован в 1988) - рассказ
Охота (1971, опубликован в 1988) - рассказ
Белый флаг (1962, совместно с К. Икрамовым) - пьеса
Шестьдесят свечей (1972) - повесть
Весенние перевёртыши (1973)
Совет да любовь (1973) - пьеса
Три мешка сорной пшеницы (1973)
Ночь после выпуска (1974)
На блаженном острове коммунизма (1974, опубликовано в 1988)
Затмение (1977) - повесть
Расплата (1979) - повесть
Покушение на миражи (1979-82, опубликован в 1987) - роман

Экранизации и сценарии
«Чужая родня» (Ленфильм, 1955) по повести «Не ко двору», сценарий В. Тендрякова.
«Саша вступает в жизнь» (Мосфильм, 1957) по роману «Тугой узел», сценарий В. Тендрякова.
«Чудотворная» (Мосфильм, 1960) по одноименной повести, сценарий В. Тендрякова.
«49 дней» (Мосфильм, 1962) сценарий Ю. Бондарева и В. Тендрякова.
«Суд» (Мосфильм, 1962) по одноименной повести, сценарий В. Тендрякова.
«Весенние перевертыши» (Ленфильм, 1974), сценарий В. Тендрякова, удостоен премии за лучший сценарий на VIII Всесоюзном кинофестивале в Кишинёве (1975)

Инсценировки
«Без креста» (1963) - инсценировка Московского театра «Современник» по повести «Чудотворная».
«Три мешка сорной пшеницы» (1975) - постановка Ленинградского Большого драматического театра.

Библиография
Тендряков В.Ф. Избранные произведения. Т. 1-2, М., 1963.
Тендряков В.Ф. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1978-80.
Тендряков В.Ф. Собрание сочинений в пяти томах. М., 1987-89.
Кончина: Повести, Рассказы. - М., 1990;
Охота. - М., 1991;
Неизданное: Проза. Публицистика. Драматургия. - М., 1995.

Литература о писателе:
Владимир Федорович Тендряков. Библиографический указатель. - Вологда, 1993;
Клюсов Б. На передней линии: Очерк творчества Владимира Тендрякова. Минск, 1963
Горшенин А. В. Человек среди людей. - Новосибирск, 1982.
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М., 2000.




Top