Биография доменико жилярди. Биография доменико жилярди Доменико жилярди архитектор работы

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Известный архитектор, работавший в России в первой половине XIX века.

Детство и юность

Доменико Жилярди родился в швейцарском городе Монтаньоле 4 июня 1785 года. Его отец - Джованни Батиста - был архитектором, который через два года после рождения сына начал работать в . Несмотря на то, что отец с энтузиазмом относился к своей профессии и считал архитектуру делом всей своей жизни, его увлечение далеко не сразу передалось мальчику. Примечательно, что Доменико впервые приехал к отцу в возрасте одиннадцати лет; до этого времени сын известного в ту пору архитектора, который в России был известен как Иван Дементьевич, жил в Швейцарии.

В первые годы жизни Доменико всерьез хотел стать художником. Семья вовсе не противилась желанию старшего сына, и в четырнадцатилетнем возрасте тот отправился в . Там художник по фамилии Феррари стал его учителем живописи и рисования. Там же, в Петербурге Жилярди продолжал совершенствовать свои навыки, занимаясь у Карло Скотти, а потом в мастерской Порто. Успехи Доменико не были пустым звуком: мало кто в те годы удостаивался возможности получить государственную стипендию. Слухи о талантливом юноше дошли до императрицы , по инициативе которой Доменико и получал финансирование. За успехами сына продолжает следить его отец, которому Доменико посылает свои рисунки. Нужно заметить, что урожденному южанину было непросто переносить все трудности жизни в холодной Северной Венеции. Особенно непросто ему было привыкнуть к климату.

Талантливый юноша вскоре получает шанс продолжить свое образование, поступив в Миланскую Академию Искусств. Доменико без раздумий уезжает в Италию, понимая, что такой возможностью необходимо воспользоваться. Уезжая, он был полон уверенности, что обучение в Милане даст настоящий старт его карьере художника. Но именно там - во многом под влиянием профессоров, во многом - из-за собственного, сформировавшегося в Италии убеждения - он решает сменить специальность и посвятить свою жизнь архитектурному ремеслу. Но прошлое увлечение живописью неоднократно найдет отражение в каждом архитектурном проекте, реализованном Доменико.

В 1806 году, после окончания Миланской Академии Жилярди продолжил совершенствовать полученные им знания. Он изучал архитектуру и искусство крупнейших итальянских городов, среди которых были Рим, Венеция и Флоренция. Но детство, проведенное в России, дало о себе знать: в скором времени Жилярди отправился назад, чтобы начать работать в ведомстве Московского Воспитательного дома.

Возвращение в Россию. Вершина творчества и главные проекты

1812 год - самый разгар войны с - для России по понятным причинам был очень тяжелым. Жилярди, обосновавшийся в это время в , спешно покидал город вместе с другими: приближались войска Наполеона, а вслед за этим - знаменитое сожжение и крах императора французов, заполучившего вместе роскошной столицы одно московское пепелище. Доменико временно остался в , но уже через несколько месяцев отправился назад - в сожженную Москву, которую предстояло долго восстанавливать. Последнее не обошлось без активного участия талантливого архитектора.

Жилярди участвовал в восстановлении Воспитательного дома и был вовлечен в строительные работы по реконструкции Кремлевских сооружений. Фактически его заслугой можно считать заново отстроенные звонницу и .

С 1817 по 1819 гг. велись активные работы, призванные восстановить утраченный из-за пожара первоначальный облик Московского университета. Здесь Доменико Жилярди получил возможность проявить высшую степень своего архитектурного дарования. Этой работой Доменико доказал, что он по-настоящему многогранная и одаренная личность: всего за два года он успешно проявил себя как художник, градостроитель и конструктор. Получившийся в итоге архитектурный ансамбль по грандиозности нисколько не уступал своему предшественнику, стоявшему на том же месте до войны с Наполеоном. Нужно сказать, что по инициативе Жилярди внешний вид университета претерпел значительные изменения. Был переделан главный фасад, принявший еще более торжественный облик, многие детали были намеренно укрупнены. Архитектор преследовал идею торжества наук и искусств, чем и руководствовался во время строительных работ.

Параллельно в карьере Доменико продолжают происходить важные перемены. Жилярди-старший, несмотря на все свои заслуги, был уволен с должности архитектора Воспитательного дома из-за своего преклонного возраста. На его месте почти сразу же оказался его сын Доменико, для которого новое назначение по сути становится настоящим карьерным взлетом.

В 1818 году он уже перестраивает Вдовий Дом в Кудрине, а также здание Екатерининского училища. Под руководством молодого архитектора оба здания были переделаны кардинальным образом. Жилярди, как и в случае с Университетом, выступал не только как планировщик, но и как художник. Его старания были по достоинству оценены современниками. О Жилярди заговорили: теперь Доменико считался одним из самых одаренных архитекторов своей эпохи. Репутация искусного мастера позволила ему получать дальнейшие заказы один за другим. Немаловажной работой в его карьере становится перестройка усадьбы Лунина, в процессе которой Жилярди в очередной раз практически полностью переделывает здание. В итоге усадьба оказывается повернутой основным фасадом на линию улицы. Этот прием был достигнут благодаря пристройке нового корпуса. Жилярди не обошел вниманием и внутреннюю отделку помещения, особенно постаравшись усовершенствовать танцевальный зал. В его оформлении угадывается увлечение архитектора арково-циркульными сводами. Мастер не собирался останавливаться на достигнутом. Его работы получили высокую оценку в кругах его современников, в частности, фасад отстроенного им главного дома Луниных был в 1832 году опубликован в «Альбоме Комиссии для строений в Москве».

С 1823 по 1826 гг. шло строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома. Этот проект стал важным шагом в карьере Доменико, поскольку он впервые за свою карьеру получил возможность полностью реализовать себя как творец. Это здание строилось «с нуля», - в отличие от предыдущих проектов, в рамках которых Жилярди приходилось перестраивать уже готовые сооружения, стараясь внести в заново отстроенные здания что-то свое. Здесь же он получил полную свободу творчества.

Несмотря на смелое цветовое разрешение интерьера, никто не посмел обвинить автора в вычурности и помпезности: Жилярди удалось не «переборщить» с красками, вместе с тем уделив немаловажное место своей любимой росписи стен, которые по его задумке были обтянуты шелковой тканью. Расписан был и свод парадной лестницы, но общая картина получилась на удивление органичной, в чем и проявился несомненный гений Доменико Жилярди. Интересно, что в строительных работах принимал активное участие воспитанник отца Жилярди, Афанасий Григорьев. Несмотря на происхождение (Григорьев был по рождению крепостным, только в двадцать два года получившим вольную), он пользовался расположением отца, который считал Афанасия членом их семьи. Он уже помогал Доменико при перестройке Екатериниского училища и Вдовьего дома. Обретя в его лице ценного помощника и мудрого советчика, Жилярди-младший продолжал доверять ему свои проекты.

Многие критики называют дом князя Гагарина, построенный под руководством Жилярди, едва ли не жемчужиной его творчества. Здание расположено на Поварской улице и считается если не лучшей, то одной из самых успешных работ архитектора. Особенностью этого здания является его композиционная составляющая: Доменико решил сделать ведущим художественным приемом не колонный портик, а арочное окно. Такое необычное решение позволило зданию сильно выделиться среди прочих архитектурных построек современного ему периода. Занимаясь оформлением интерьера, Жилярди решил сыграть на контрасте, сделав вестибюль довольно низким и проложив неширокой лестницей дорогу в торжественную галерею. Арки украсила скульптурная группа Аполлона и муз. Именно интерьеры считаются самой сильной стороной в искусстве Жилярди.

После дома Гагарина он обратил свое внимание и на Подмосковье. Здесь до сих пор можно увидеть его постройки. В 1820-1823 гг. он был занят строительством Музыкального павильона Конного двора. Дальновидность Жилярди позволила ему построить павильон из дерева, что в лучшую сторону сказалось на акустике места. Павильон был характерным для эпохи позднего классицизма архитектурным сооружением, на что явно указывала его монументальность, носившая декоративный характер.

Следующим крупным предприятием Жилярди стала перестройка Слободского дворца в Лефортове. Дворец официально перешел в руки ведомства Воспитательного дома с целью размещения в нем богадельни и ремесленных учебных мастерских. Предыдущее здание, сильно пострадавшее в результате пожара, нуждалось в срочной перестройке. Для этого в 1826 году к делу был привлечен Жилярди - один из лучших творцов своего дела. Объем задачи, вставшей перед Доменико, был колоссальным. Понимая это, Жилярди в 1827 году направил в Строительную комиссию рапорт с просьбой предоставить ему двух опытных помощников, которые могли бы оказать ему посильную помощь при строительстве. При этом архитектор лично выбрал себе старшим помощником Григорьева, ни разу не усомнившись в его кандидатуре. Однако грандиозные планы Жилярди омрачились дурными вестями о собственном здоровье: Доменико уже физически не мог, как раньше, отдавать себя архитектуре целиком и полностью. Понимая это, он просит у Опекунского совета отпуск. Доменико уезжает в Италию, поручив все строительные работы Григорьеву. Почти восемь месяцев именитый архитектор был не удел, однако, не сомневаясь в том, что предприятие находится в надежных руках: Афанасий Григорьев и как автор, и как человек пользовался полным доверием Доменико. Только в сентябре 1829 году Жилярди наконец-то возвращается в Россию, чтобы возглавить архитектурно-строительные работы и начать выполнять свои прямые обязанности.

Объемное понимание архитектуры, свойственное Жилярди, сказалось на итоговом облике дворца. Вместе с тем оно получилось довольно строгим - прежняя игривость, которую Доменико старался придать внутреннему оформлению любого архитектурного здания, сменилась единством стиля и композиции.

В карьере любого творца рано или поздно настает момент подведения итогов всей его творческой деятельности. В случае Жилярди его время было действительно плодотворным, но сам архитектор прекрасно понимал, что близится точка - карьеры, творчества, да и жизни. У него не было ни душевных, ни физических сил для того, чтобы продолжать активно заниматься любимым делом. Лучшие идеи уже получили воплощение в архитектурных проектах, самые креативные и смелые решения были приняты. Его финальной чертой стало строительство городской усадьбы Усачевых, расположенной на Земляном валу около Яузы. Несмотря на то, что для многих, даже по-настоящему одаренных личностей последний проект оборачивается провалом, Жилярди смог найти в себе силы для того, чтобы представить весь накопленный за свои годы опыт в достойном обличье. Последняя постройка Жилярди полностью соответствовала как градостроительным, так и социальным требованиям той эпохи, в которой он жил. Доменико в полной мере доказал этим, что достоин звания одного из самых блестящих мастеров современности. Архитектурно-скульптурная составляющая проекта наряду с парком и архитектурой павильонов и беседок составила органичный и блистательный ансамбль. Это, несомненно, было успешным завершением творческого пути Доменико Жилярди.

Возвращение в Швейцарию. Закат Жилярди

В 1832 году Доменико отправился в Швейцарию - в страну, где он родился, и где ему предстояло встретить свою кончину. Накануне отъезда архитектор создал проект своего самого последнего сооружения - мавзолея в Отраде. После этого он уехал в Швейцарию, окончательно закончив свой блистательный творческий путь. Этому решению предшествовали несколько лет, полных сомнения и нежелания расставаться с делом всей своей жизни. Немаловажным фактом было и то, что в Швейцарии жила и училась любимая и единственная дочь Доменико.

Жилярди не скупился передать все полученные им знаниям и опыт свои ученикам. Среди его помощников и сподвижников были довольно известные для своей эпохи люди. Одним из учеников Доменико Жилярди достаточно долго был академик Быковский, после него - братья Ольделли.

Последние годы Жилярди провел в своем швейцарском поместье, на зиму уезжая в Милан, где в 1833 году он был избран членом-корреспондентом Миланской Академии искусств. Именно там он когда-то принял решение связать свою судьбу с архитектурой, о котором впоследствии ни разу не пожалел.

В феврале 1845 года Доменико Жилярди, находящийся в это время в Милане, скончался.


ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович

ЖИЛЯ́РДИ (Джилярди) (Gilardi) Дементий Иванович (Доменико) (1785, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария - 28 февраля 1845, Милан), архитектор, представитель ампира (см. АМПИР) . По происхождению итальянец, в 1810-32 работал в России.
Потомственный архитектор
Родился в семье потомственного архитектора И. Д. Жилярди (см. ЖИЛЯРДИ Иван Дементьевич) . Учился у отца, затем в миланской Академии художеств (1804-06). До 1810 изучал архитектуру в Италии, после возвращения в Москву был зачислен в штат архитектора Воспитательного дома в качестве его помощника. Туда же на службу поступил и Афанасий Григорьев (см. ГРИГОРЬЕВ Афанасий Григорьевич) , с которым Жилярди связывала давняя дружба. В августе 1812, когда войска Наполеона подходили к Москве, Доменико Жилярди вместе со служителями и старшими детьми был эвакуирован в Казань, вернулся осенью того же года. Его отец оставался в захваченной французами Москве охранять Воспитательный дом и детей, которых не успели эвакуировать.
После отъезда в 1817 Жилярди-отца в Швейцарию Дементий Иванович становится старшим архитектором ведомства Московского Воспитательного дома. Работая по застройке послепожарной Москвы, создал ряд монументальных общественных зданий в стиле московского ампира, сыгравших значительную роль в формировании архитектурного облика города.
С 1830 почетный член петербургской Академии художеств.
Основные постройки
Первой крупной работой Жилярди стал проект восстановления здания Московского университета (1817-19), обгорелый остов которого после Отечественной войны 1812 года (см. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года) пять лет стоял в центре Москвы. С исключительным мастерством выполнил зодчий актовый зал, в котором 5 июля 1819 состоялось торжественное открытие восстановленного здания, и главный портик с каннелированными колоннами дорического ордера (см. ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР) . Работал над восстановлением также сгоревших во время войны зданий Вдовьего дома на Кудринской площади (1818-23) и Екатерининского института (1826-27).
В начале 1820-х гг. Жилярди было поручено проектирование и строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома (ныне Президиум АМН России; 1823-26). Эта работа была выполнена совместно с А. Г. Григорьевым. Первоначально ансамбль состоял из главного здания и двух флигелей, но спустя 20 лет (в 1846) постройки были объединены в одно здание учеником Жилярди архитектором М. Д. Быковским (см. БЫКОВСКИЙ Михаил Доримедонтович) .
Значительной работой Жилярди в эти годы была и перестройка усадьбы генерала П. М. Лунина на Никитском бульваре (1818-23). Зодчий создал изящную асимметричную композицию, состоящую из трех отдельных зданий, образующих единый живописный ансамбль.
Одновременно с работами по ведомству Воспитательного дома Жилярди строил Слободской дворец (1827-1830), дом С. С. Гагарина (1820-е гг.), ансамбль усадьбы Усачевых-Найденовых (см. ВЫСОКИЕ ГОРЫ) (1829-1831) и др.
К числу наиболее известных работ архитектора относится и усадьба Кузьминки под Москвой, где, кроме Жилярди, работали и другие зодчие. Среди множества построек выделяется Центральный павильон Конного завода (1820, при участии А. Г. Григорьева, скульпторы П. К. Клодт (см. КЛОДТ Петр Карлович) , Г. Т. Замараев), решенный в виде большой ниши-экседры, на фасаде которой установлен портик дорического ордера.
Последняя постройка Жилярди в России - усыпальница представителя знаменитого рода графов Орловых - В. Г. Орлова, который скончался в 1831 в родовом имении Отрада. Мавзолей решен в виде традиционного храма-ротонды, где устремленное ввысь торжественное центральное пространство сочетается с низкими обходными галереями. Строительство затянулось и было окончено только в 1835, после отъезда зодчего на родину.
Жилярди проявил себя и крупным мастером садово-парковой архитектуры.
В 1832 в надежде поправить здоровье вернулся в родную Швейцарию; умер в Милане в 1845, похоронен вблизи Монтаньолы.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович" в других словарях:

    Архитектор Московского воспитательного дома при Николае I. {Половцов} Жилярди, Дементий Иванович (1788 1845) В 1824 г. принимал участие в работах по реставрации здания Арсенала в Кремле … Большая биографическая энциклопедия

    Жилярди, Джилярди (Gilardi) Дементий (Доменико) Иванович (1788, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария, 28.2.1845, там же), архитектор, представитель русского ампира. По национальности итальянец, сын архитектора Ивана (Джованни Баттиста) Дементьевича … Большая советская энциклопедия

    ЖИЛЯРДИ (Джилярди) Дементий (Доменико) Иванович (1785 1845) российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810 32 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета (1817 19), перестроил… … Большой Энциклопедический словарь

    Жилярди, Дементий Иванович - Д.И. Жилярди. Дом Луниных. ЖИЛЯРДИ (Джилярди) (Gilardi) Дементий (Доменико) Иванович (1785 1845), архитектор; представитель ампира. По происхождению итальянец. В 1810 32 работал в России. После пожара 1812 восстановил в Москве здание университета … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Сын архитектора Джованни Жилярди, дядя Алессандро Жилярди. Лично и в соавторстве с А. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы: Университет, Слободской дворец, Екатерининский институт и др. Автор городских усадеб, здания Опекунского Совета и загородной усадьбы Кузьминки.

Биография

Швейцарский кантон Тичино издавна поставлял мастеров-строителей (тессинцев ) в европейские столицы. Семья Жилярди обосновалась в Москве в середине XVIII века; Джованни Жилярди работал в Москве штатным архитектором Воспитательного дома. Доменико родился в Швейцарии и, приехав в Россию в возрасте 11 лет, постигал азы ремесла у художника Феррари.

фото: NVO , Public Domain

В 1799–1803 гг. обучался в Санкт-Петербурге живописи у Карло Скотти. В 1803–1810 гг. продолжил образование в Европе, изучал искусство и архитектуру. По возвращении в Россию работал в «семейной фирме» в Воспитательном доме. Там же работал и бывший крепостной, выкупившийся из рабства в 1804 Афанасий Григорьев.

Пожар 1812 года, разоривший тысячи семейств, оказался золотой жилой для архитекторов. В 1813 Доменико нанялся в Экспедицию кремлёвского строения, работал над восстановлением и других зданий .

В 1817, когда состарившийся отец вернулся в Швейцарию, Доменико унаследовал его должность архитектора Воспитательного дома.

Тогда же, в 1817, он начал свою наиболее известную работу - восстановление здания Московского Университета на Моховой (1817-1819, совместно с Д. Г. Григорьевым), сгоревшего в 1812 году.


A.Savin , CC BY-SA 3.0

В следующем году Жилярди получил подряды на восстановление Екатерининского института и Вдовьего дома на Кудринской площади, сосредоточив в своих руках четыре крупных проекта. В 1826–1832 гг. Жилярди восстановил Слободской дворец на Лефортовской площади.


Mikhail Bykovsky , Public Domain

Крупнейшая работа Жилярди в новом строительстве - здание Опекунского совета на участке, прилегающем к Воспитательному дому (182–1826). Это единственная его постройка «в чистом поле», не связанная необходимостью использовать старые фундаменты. Жилярди также строил в Москве:

  • Усадьбу Гагариных на Поварской, 25а (1820-1822);
  • Дом Лунина на Никитском бульваре, 12, позже дом «Государственного коммерческого банка» (1818-1823);
  • Усадьба Усачёвых - Найдёновых («Высокие горы») на Земляном Валу (1829-1831)
  • Конный двор и Музыкальный павильон в усадьбе Кузьминки (1820-1832);
  • Усадьбу «Студенец» на Пресне.

Все эти работы (возможно, исключая усадьбу Гагариных) - построены совместно Жилярди и Григорьевым, разделить вклады каждого из мастеров невозможно. Собственный стиль Жилярди (и отчасти Григорьева) опирается на европейский ампир, творчество Луиджи Каньолы и Антонио Антолини, строителя Форума Бонапарта - с их работами Жилярди познакомился в Европе в 1800-е годы. Ампир Жилярди - итальянский, а не французский, как у петербургских архитекторов.

В 1832 году Жилярди уехал домой, в Швейцарию. На родине его единственной постройкой стала придорожная часовня близ Монтаньолы. В Москве продолжили работу ученики Жилярди:

  • Алессандро Жилярди,
  • Е. Д. Тюрин,

Жиля́рди [Джиларди; итал. Gilardi] Дементий Иванович [Доменико] (4.06.1785, Монтаньола, близ Лугано - 26.02.1845, Милан), архит. 1-й трети XIX в., работавший в России. Один из главных создателей в 10-30-х гг. XIX в. стиля московский ампир, господствовавшего в архитектуре не только города, но и окрестных усадеб. Ж. принадлежал к известной творческой династии уроженцев кантона Тичино (Тессин) на юге Швейцарии и был наиболее одаренным и успешно реализовавшим себя ее представителем. Помимо него в России с 80-х гг. XVIII до сер. XIX в. работали еще 7 членов этой семьи, оставивших заметный след в истории московской архитектуры. В 11-летнем возрасте Ж. вместе с матерью переехал к отцу, И. Д. Жилярди, жившему в Москве с 1787 г. и состоявшему с 1799 г. архитектором Воспитательного дома. В 1799 г. Ж. был отправлен учиться рисованию и живописи в С.-Петербург, где брал уроки у итальянцев Дж. Феррари, А. Порта и К. Скотти. В кон. 1803 г. уехал в Италию, с лета 1804 г. жил в Милане, продолжая обучение в Академии искусств, где спустя год принял решение стать архитектором. На его творчество повлиял сложившийся в Италии стиль ампир, отличавшийся от французского легкостью постройки и ориентацией не столько на монументальное величие имп. Рима, сколько на рафинированные образцы греческой классики и палладианства. Основные принципы стиля и конкретные приемы Ж. заимствовал из произведений Л. Каньолы и Дж. А. Антолини. После завершения обучения в 1806 г. он задержался в Италии, где не только ознакомился с достопримечательностями, но и попробовал себя в качестве архитектора. Ж. принадлежит проект входной лестницы Палаццо Реале в Нов. Прокурациях в Венеции (1809, в сотрудничестве с Дж. Меццани). В 1810 г. Ж. вернулся в Москву, где в нач. 1811 г. был определен помощником отца в ведомство Воспитательного дома.

Стремясь обратить на себя внимание, Ж. преподнес вдовствующей имп. Марии Феодоровне альбом проектов парковых сооружений. Несмотря на то что они не были реализованы, имя молодого архитектора стало известно в среде высокопоставленных заказчиков. Архитектурная деятельность Ж. началась только после Отечественной войны 1812 г. и первое время была связана с восстановлением Москвы после пожара; с 1813 г. он состоял членом Комиссии для строения Москвы. Помимо текущей работы по реконструкции построек Воспитательного дома Ж. участвовал в конкурсах на проектирование Петровского (ныне Большого) театра (1816-1817) и памятника в честь победы над Наполеоном. В его проекте в отличие от большинства других монумент был задуман не в виде храма, а в виде триумфальной колонны с аллегорическими скульптурами. С 1813 г. также состоял в Экспедиции кремлевских строений, занимаясь восстановлением комплекса ц.-колокольни прп. Иоанна Лествичника (Иван Великий) (1813-1817).

В 1817 г. отец Ж. уволился «в чужие края впредь до выздоровления», а в 1818 г. ушел в отставку, после чего сын сменил его в должности архитектора Воспитательного дома. Он как архитектор восстанавливал сгоревшее здание Московского университета (1817-1819). Первоначально возведенное М. Ф. Казаковым, оно в результате перестройки Ж. получило новый монументальный фасад с 8-колонным дорическим портиком и полусферическим куполом над центральной частью. Стены были очищены от мелкого декора раннего классицизма, их ровная поверхность подчеркнула пластику ордера. Были полностью переоформлены интерьеры, создан новый актовый зал с богатой отделкой. Перестройка ун-та стала 1-й большой самостоятельной работой Ж., к-рая продемонстрировала его индивидуальный стиль, определивший характерные черты московского ампира.

В последующие годы Ж. реконструировал неск. крупных общественных зданий: Вдовий дом (1821-1823), Екатерининское уч-ще (1818, 1826-1827) и Ремесленное учебное заведение Воспитательного дома (бывш. Слободской дворец, 1826-1832). Во всех случаях архитектору приходилось иметь дело с переделкой или новым приспособлением уже существовавших построек, сохраняя их габариты, членения, проемы и внутреннюю планировку. Новые фасады полностью меняли облик строений, наделяя их другим масштабом, ритмом и узнаваемым набором декоративных элементов. Целиком по его проекту было выстроено лишь здание Опекунского совета на Солянке (проект 1821, 1823-1826), компактные монолитные объемы которого архитектор разместил со стороны улицы по 3-частной палладианской схеме. Ж. был автором многочисленных жилых домов, восстановленных или построенных заново в послепожарной Москве (дома Хрущёвых-Селезнёвых (1815-1817) и Лопухиных (1817-1822) на Пречистенке, Луниных на Никитском бульваре (1818-1823), кн. С. С. Гагарина на Поварской (20-е гг. XIX в.), ансамбль усадьбы Усачёвых-Найдёновых на Яузе (1829-1831)). В 20-30-х гг. в подмосковной усадьбе Кузьминки кн. Голицыных возвел многочисленные сооружения, в т. ч. конный двор с муз. павильоном, по праву считающийся шедевром архитектуры ампира. Также Ж. привлекался к проектированию построек в усадьбе Барышниковых Алексино под Дорогобужем (Смоленская обл.; 20-е гг. XIX в.); вероятно, был автором зданий конного завода в с. Хреновом (Воронежская обл.; окончены к 1818).

Серьезную проблему в изучении наследия Ж. представляет его длительная совместная работа с А. Г. Григорьевым, близким другом, учеником и помощником-единомышленником. Выходец из крепостных, Григорьев воспитывался и обучался в доме И. Д. Жилярди. Ж., с детства виртуозно рисовавший и стремившийся стать художником, редко выполнял проектные чертежи, ограничиваясь эскизами. Детальной разработкой проекта и его вычерчиванием обычно занимался Григорьев. Их творческий тандем успешно просуществовал до отъезда Ж. в Италию, после чего Григорьев занял освободившееся место архитектора Воспитательного дома. Плотное сотрудничество одаренных зодчих затрудняет выявление конкретного вклада каждого из них в реализацию совместных проектов. В зависимости от личных пристрастий исследователей те или иные постройки приписываются одному или другому архитектору. В наст. время можно утверждать, что Григорьев как архитектор развивался под влиянием Ж. Все характерные композиционные и декоративные приемы московского ампира, отличающие его от имперской мощи ампира петербургского, впервые возникли в творчестве Ж. и от него были восприняты др. московскими зодчими (О. И. Бове, А. С. Кутеповым, Ф. М. Шестаковым, Е. Д. Тюриным и др.). Ампир Ж. интересен частым использованием греч. ордеров, дорического и ионического, придающих постройкам изысканный лиризм и камерность. Ж. нередко прибегал к гротеску, укрупняя одни архитектурные формы и уменьшая другие. Возникающее при этом контрастное противопоставление большого и малого, плоского и пластичного, прямого и изогнутого возведено им в ранг основного эстетического приема. Отсюда любовь Ж. к «египетским» наклонным плоскостям, способным придать эффект монументальности самой миниатюрной постройке. Стремясь достичь той же цели, архитектор применяет портики в антах или врезанные в объем здания колонные лоджии, толстые колонны и приземистые, давящие на здание купола и бельведеры. Колоссальная арка со вписанным в нее отрезком римско-дорической колоннады - отличительная черта стиля Ж., всегда по-итальянски изящного в деталях. Любой рельеф, скульптура или орнаментальная вставка превращены у него в изысканную, виртуозно нарисованную на плоскости виньетку.

В сфере церковной архитектуры Ж. принадлежит ряд проектов и построек, типология, композиция и декор которых успешно интерпретировались др. архитекторами, что существенно расширяет круг храмов жилярдиевского типа, особенно в усадебном строительстве. Наибольшую известность получил разработанный Ж. тип ампирного храма-мавзолея, ставший образцом абсолютной стилистической отточенности. Оба построенных по проектам Ж. мавзолея принадлежат к достижениям московского ампира.

Церковь-усыпальница свт. Димитрия Ростовского в подмосковной усадьбе Суханово (1813) хотя и относится к раннему периоду творчества Ж., но является зрелым произведением сложившегося мастера, из-за чего долгое время архитектором мавзолея считался В. П. Стасов (Пилявский В. И. Архит. Стасов. Л., 1963. С. 58-62). Обнаруженные в Италии неоконченные проекты Ж. окончательно прояснили атрибуцию церкви, возведенной по заказу кнг. Е. А. Волконской как усыпальницы ее мужа кн. Д. П. Волконского. Ж. спроектировал выразительный ансамбль (искажен перестройками в 1934) с 2 флигелями богаделен по сторонам, связав их полукружием дорической колоннады, которая огибала храм наподобие театрального задника. На оси храма в колоннаду была включена 2-ярусная башня-колокольня. Поставленный в центр созданного архитектурного театра мавзолей казался намного грандиознее, чем можно было бы ожидать, исходя из его размеров. Ощущение сурового величия достигнуто ясностью крупных форм, заметным наклоном стен, почти полным отсутствием проемов и проч. типичными для Ж. гротескными приемами. Храм-мавзолей представляет собой ротонду с приставленным с запада входным 6-колонным портиком. Низкий барабан, покоящийся на кольце стен внутренней ротонды, увенчан пологим полусферическим куполом. Скупые детали декора выделены белым цветом на фоне красного неоштукатуренного кирпича, создающего иллюзию готических форм. Цилиндр мавзолея опоясывает тяжелый карниз с модульонами-машикулями и треугольными щипцами, напоминающими зубцы крепостных башен. Этот мотив, вероятно, восходит к завершению гробницы Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге под Римом. Монументальный образ скорби Ж. дополнил скульптурными аллегориями - помещенными по сторонам полуциркульного окна рельефными фигурами летящих ангелов в барабане и чугунными «античными» жертвенниками, фланкировавшими вход. Центральный зал образован внутренним кольцом стен со сдвоенными ионическими колоннами в широких арочных проемах. Интерьер декорирован искусственным мрамором, лепниной и гризайлью (в куполе). Гармония скупых, но точно выбранных средств делает мавзолей в Суханове одним из лучших примеров романтического ампира. Авторское повторение ансамбля храма-усыпальницы в Суханове можно видеть в позднем, точно не датированном проекте «построения каменной церкви и при оной богадельни». Полностью совпадающая по композиции, она отличается деталями: наличием дугового корпуса с арочными проемами вместо колоннады и более высокой ротонды храма, имеющей 4-колонный портик без треугольного фронтона. Источником сухановского проекта были Пантеон и др. здания древнерим. архитектуры, влияние которой очевидно в решении внутреннего пространства мавзолея Волконских.

На позднерим. мавзолеи ориентирована еще одна постройка Ж.- Успенская ц.-усыпальница в усадьбе Семёновское-Отрада гр. Орловых. Проект мавзолея гр. В. Г. Орлова и его братьев (1832) стал последней работой зодчего в России. Окончательному варианту предшествовали неск. ранних, интерпретирующих тип ротонды, окруженной сплошной колоннадой, с множеством скульптур. В итоге Ж. вернулся к строгому и компактному цилиндрическому объему с единственным портиком на зап. фасаде, к-рый венчал такой же, как в Суханове, барабан с полуциркульными проемами и рельефами летящих ангелов. В отраднинском мавзолее меньше романтической театральности, он рациональнее, серьезнее и проще. Ротонда помещена прямо в пространство парка, без дополнительного архитектурного окружения. Имитация мощи достигнута еще более лаконичным набором средств: 4-колонный портик в антах кажется заключенным в тяжелую раму, подчеркнутую давящим антаблементом с крупными триглифами. Кирпичные стены декорированы квадровым рустом, в них напряженно прорезаны арочные окна. Подкупольное пространство окружено парными ионическими колоннами, к-рые чередуются с закругляющимися пилонами стен внутреннего кольца. Строительство (1832-1835), к-рым руководил двоюродный брат Ж. А. О. Жилярди, осуществлялось без участия автора. Проект не был реализован полностью: из-за экономии средств отказались от большей части скульптурного убранства.

Мавзолей в Отраде имеет упрощенную копию - ц.-усыпальницу в усадьбе Стаховичей Пальна-Михайловское (Липецкая обл.; 30-е гг. XIX в.); оригинал воспроизведен достаточно точно, но по-провинциальному грубо и без скульптурного декора.

Ж. принадлежит проект ц. арх. Михаила в с. Новомихайловка (Орловская обл.; 1831), на территории имения Голунь кн. С. М. Голицына, владельца подмосковных Кузьминок (построена без участия Ж., сохр. руины). Основной объем решен в виде монолитного четверика, боковые фасады прорезаны большой арочной нишей с крупным полуциркульным окном сверху, внутри к-рой помещен отрезок колоннады. Открытая колоннада связывала храм с отдельно стоявшей колокольней, почти копирующей колокольню сухановского мавзолея. Купол церкви лежит на очень низком, не имеющем проемов барабане, к тому же рустованном, как и углы четверика, для усиления эффекта тяжести. Храм в Новомихайловке не единственный пример использования данного проекта; вероятно, существовал более ранний вариант, по к-рому аналогичный храм был построен уже в 1815-1822 гг. в подмосковном с. Коледине по заказу Р. Е. Татищева. План Троицкой ц. тяготеет к овалу: алтарное полукружие дополнено симметричным объемом притвора. В остальном архитектура совпадает с проектом Ж. для Новомихайловки, отличаясь лишь трактовкой деталей. Документально причастность Ж. к проектированию этого памятника не установлена, так же как и в отношении др. схожих построек, образующих самостоятельную группу. Воскресенская ц. в подмосковной усадьбе Кожино с 2 полукружиями в плане (1844-1852) построена по заказу М. И. Микулина и напоминает во многом колединскую церковь. Вариант проекта, тяготеющий к новомихайловскому, был реализован при строительстве Спасо-Преображенской ц. в усадьбе К. С. Огарёва Канищево (ныне в черте Рязани; 1824); здесь вместо колоннады храм соединен с колокольней традиционной трапезной. Трапезная присутствует и в композиции аналогичной по архитектуре Спасской ц. в с. Петровском (близ подмосковного Щёлкова; 1828), возведенной на средства С. А. Мельгуновой. Тот же тип, но в более изысканной редакции, с «египетским» наклоном стен и ионическими колоннами, представляет Покровская ц. в с. Данилове (1838-1845) близ Конакова в Тверской обл. Есть основания полагать, что эти вариации разрабатывались на основе проекта Ж. др. архитекторами, зависимыми от него в стилевом отношении. Прямые аналоги можно найти не только в творчестве Григорьева, но и в проектах Кутепова. Так, план спроектированной им ц. Ахтырской иконы Божией Матери в усадьбе Ахтырка (1820-1825) близ Сергиева Посада почти идентичен плану церкви в Коледине, хотя архитектурные объемы решены иначе.

В кон. 20-х гг. XIX в. Ж. в связи с ухудшением здоровья постепенно отходит от активной деятельности. В 1830 г. он стал почетным членом Имп. АХ. В 1832 г. вернулся на родину. Его последним реализованным проектом стала скромная кладбищенская часовня св. Петра близ Монтаньолы, решенная в стилистике московского ампира. С 1832 г. Ж. пребывал в своем поместье в Швейцарии и в Милане. В 1833 г. был избран почетным членом-корреспондентом Миланской академии искусств. Ж. похоронен в мон-ре Сант-Аббондио близ Монтаньолы. В России последние проекты Ж. реализовывали А. О. Жилярди, Григорьев и др. ученики.

Лит.: Белецкая Е. А., Покровская З. К. Д. И. Жилярди. М., 1980; Турчин В. С. Александр I и неоклассицизм в России. М., 2001; Архитектура в истории рус. культуры. М., 2003. Вып. 5: Стиль ампир; Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.) / Сост. и науч. ред.: А. Ф. Крашенинников. М., 2004; Седов Вл. В. Московский ампир // Проект Классика, 2003. 2004. № 9. С. 146-157.

А. В. Чекмарёв




Top