Биография джеффа бакли, творчество, личная жизнь и интересные факты. Биография джеффа бакли, творчество, личная жизнь и интересные факты Работа в Мемфисе

Джефф Бакли (Jeff Buckley) - американский певец, композитор и музыкант. Через десять лет работы гитаристом он стал исполнять кавер-версии, постепенно переходя на собственный материал, пока в 1994 не выпустил студийный альбом Grace. Музыкальное издание считает его одним из величайших певцов всех времен.

Джефф Бакли: биография

Будущий певец родился в калифорнийском округе Ориндж в 1966 году и трагически погиб в результате несчастного случая в Мемфисе 29.05.97. Он был единственным сыном Мэри Гильбер и Тима Бакли. Воспитывался матерью и отчимом Роном Морхедом. Джеффа был певцом и композитором, выпустившим серию альбомов фолк- и джаз-музыки в конце 1960 - начале 1970 годов. Джефф рос в музыкальном окружении: его мать имела классическое музыкальное образование, а отчим в юном возрасте познакомил его с творчеством групп "Лед Зеппелин", "Пинк Флойд", "Куин", а также певца Джимми Хендрикса.

Джефф Бакли появился на авангардных клубных площадках Нью-Йорка в 1990-х как один из наиболее заметных музыкальных художников своего поколения, признаваемый публикой, критиками и коллегами-музыкантами. Его первая коммерческая запись - Live At Sin-é, 4-песенный мини-альбом, который был выпущен в декабре 1993 года на Columbia Records. На пластинке Бакли аккомпанировал себе на электрической гитаре в маленьком нью-йоркском кафе в Ист-Виллидже.

Дебютный альбом

К моменту выпуска первого альбома Grace осенью 1993 г. Бакли уже посещал студию с Миком Грондалом (бас), Мэттом Джонсоном (барабанщик) и продюсером Энди Уоллесом и записал семь оригинальных песен (в том числе «Грейс» и "Последнее «До свидания»") и три кавера (среди них «Аллилуйя» Леонарда Коэна и «Корпус Кристи Кэрол» Бенджамина Бриттена). Незадолго до выхода альбома постоянным членом ансамбля Джеффа Бакли стал гитарист Майкл Тайе, который присоединился к совместному написанию и исполнению композиции So Real.

"Радиотеатр «Пейот»"

В начале 1994 года, с середины января по начало марта, вскоре после появления Live At Sin-é в магазинах, Бакли гастролировал по клубам, салонам и кофейням Северной Америки как сольный исполнитель, а с 11 по 22 марта также в Европе. После продолжительных репетиций в апреле-мае 1994 года Джефф со своей группой с начала июня по середину августа совершил тур "Радиотеатр «Пейот»". Полнометражный альбом «Грейс» был выпущен в Соединенных Штатах 23.08.94. Тогда же Бакли с музыкантами начали свои европейские гастроли с Дублина. Тур длился до 22 сентября, а через 2 дня они уже выступали на концерте CMJ в нью-йоркском «Супер-клубе». Группа вернулась в клубы Америки, совершая осеннее турне, продолжавшееся два месяца.

Мировое признание

В канун нового 1995 года Бакли снова вернулся в Sin-é, чтобы выступать соло. Первого января он прочитал оригинальную поэму на ежегодном поэтическом марафоне, организованном церковью св. Марка. Через 2 недели группа снова была в Европе с концертами в Лондоне, Бристоле и Дублине перед обширными гастролями по Италии, Франции, Бельгии, Японии, Великобритании, Германии и Нидерландам, длившимся с конца января до начала марта. Вскоре поступили известия о том, что за альбом «Грейс» Бакли Джефф получил во Франции престижный международный Гран-при 1995 года. Его присуждает жюри из журналистов, продюсеров, президента общества Французской культуры, а также профессионалов музиндустрии. Ранее его получали Эдит Пиаф, Жак Брель, Ив Монтан, Боб Дилан, Жорж Брассан, Брюс Спрингстин, Леонард Коэн, Джоан Баэз и Джони Митчелл. Франция также присвоила Бакли статус обладателя золотого диска.

Всемирные гастроли

С 5 марта по 20 апреля Бакли и его группа репетировали к американскому весеннему туру, который проходил со 2 апреля по 22 июня. Затем Джефф с командой отправился на гастроли в Соединенное Королевство, Францию, Данию, Бельгию, Германию, Нидерланды, Италию и Швейцарию. С конца августа по начало сентября 1995-го группа отработала шесть шоу в Австралии. В ноябре Бакли выступил с двумя необъявленными сольными концертами. 17 декабря он принял участие в шоу «Удовольствие идиота» на WXRK-FM и праздновал наступление 1996 года выступлениями в нью-йоркских Mercury Lounge и Sin-é.

После этого Джефф Бакли с ансамблем вернулись в Австралию, где альбом «Грейс» также стал золотым, чтобы выступить в турне Hard Luck, которое проходило до начала весны 1996 года. Ударник Мэтт Джонсон ушел из группы после последнего концерта в Австралии. Посмертный альбом Mystery White Boy объединяет некоторые из лучших его живых выступлений 1995-1996 годов. DVD и видеорелиз полностью задокументировал концерт исполнителя в чикагском кабаре «Метро» 13 мая 1995 года.

Выступления в США

В мае 96-го в стороннем проекте друга Джеффа Бакли Натана Ларсона Shudder To Think музыкант был бас-гитаристом в четырех выступлениях с группой Mind Science of The Mind. В сентябре 96-го он дал еще один необъявленный сольный концерт в своем излюбленном Sin-é. Декабрь 1996 г. музыкант посвятил подготовке к своему «фантомному сольному туру». Предназначенные для экспериментов с новыми песнями в живом исполнении (как во времена выступлений в Sin-é), эти внезапные сольные концерты по всей северо-восточной части США были сыграны под разными псевдонимами: «Крэкробаты», «Одержимые Эльфами», «Отец Демо», «Смакробиотик», Crit Club, the Halfspeeds, «Топлес Америка», Martha & the Nicotines и др.

В полночь 9 февраля 1997 года в «Арлин Гросери», расположенном в нью-йоркском нижнем Ист-Сайде, Джефф Бакли представил своего нового барабанщика Паркера Кайндрида. В течение первых месяцев 1997 года он дал пару сольных концертов в Нью-Йорке: в Daydream Cafe (с участием членов группы Мика Грондала и Майкла Тийе в качестве «специальных гостей») и соло-концерт 4 февраля в рамках 10-летнего юбилея клуба Knitting Factory.

Работа в Мемфисе

Бакли Джефф и его группа с Томом Верленом в качестве продюсера в течение лета и осени 1996 года и в начале зимы 1997 года в Нью-Йорке, а в феврале 1997-го в Мемфисе делала записи нового альбома. После завершения этих сессий он отослал музыкантов обратно в Нью-Йорк, а в марте и апреле 1997 года оставался в Мемфисе и продолжал работу. Джефф Бакли песни записывал дома, создавая их различные четырехтрековые версии, чтобы представить потом своим товарищам по группе. Некоторые из них были переделками композиций, записанных с Верленом, некоторые были совершенно новыми, а некоторые представляли собой удивительные кавер-версии. Новые песни дебютировали 12 и 13 февраля в Barrister’s в Мемфисе.

Трагическая гибель

Начиная с 31 марта Джефф дал серию регулярных вечерних сольных концертов в Barrister’s, проходивших по понедельникам. Его последнее выступление состоялось 26.05.97. В ночь гибели Бакли направлялся на встречу со своей группой, чтобы начать три недели репетиций. Продюсер Энди Уоллес, который руководил записью «Грейс», должен был присоединиться к ним в Мемфисе в конце июня, чтобы записать новый альбом.

Сотрудничество с другими исполнителями

В дополнение к релизам Columbia Records Live At Sin-é и «Грейс» Бакли появлялся как приглашенный певец в ряде записей других исполнителей. Джеффа можно узнать в композиции Jolly Street альбома 1994 года группы Jazz Passengers. Его тенор использовался в композициях Taipan и D. Popylepis Джона Зорна Live At The Knitting Factory (1995). В песнях Ребекки Мур, Бренды Кан, Патти Смит музыкант играет на бас-гитаре, барабанах и выступает в роли бэк-вокалиста.

Ярый энтузиаст множества музыкальных форм, Джефф стал чемпионом среди молодых американских музыкантов, работая с ведущим в мире певцом кавалли (музыки суфиев) Нусратом Фатехом Бакли с Нусратом дали обширное интервью журналу «Интервью» (январь 1996-го) и написали аннотации к диску певца, выпущенному на Mercator/Caroline Records в августе 1997 года. 9 мая 2000 года студия Columbia Records выпустила альбом выступлений Джеффа Бакли, записанных вживую, Mystery White Boy и Jeff Buckley - Live in Chicago, полнометражный концерт, доступный на DVD и VHS, который был записан в «Кабаре Метро» в Чикаго 13 мая 1995 года, в разгар тура Mystery White Boy.

Таинственный юноша

Как уже говорилось, после выхода «Грейс» 23 августа 1994 года Джефф и его группа провели большую часть 1994-1996 годов, гастролируя по всему миру в турах Unknown, Mystery White Boy и Hard Luck. Релиз в мае 2000-го Mystery White Boy впервые свел некоторые лучшие выступления на этих концертах. Спродюсированный Майклом Тийе (гитаристом группы на протяжении всех международного турне группы и записи «Грейс») и Мэри Гльбер (матерью певца), альбом предлагает запоминающийся срез репертуара Джеффа Бакли, состоящий из ранее не издававшихся композиций, захватывающих записей из студийного альбома, а также непонятных и изумительных кавер-версий. Записи были подобраны из десятков концертных лент Мэри и членами группы Джеффа, которые сыграли ​​большую роль, помогая Джеффу реализовать свое музыкальное видение.

По словам Мэри, композиции альбома «являются отдельными выступлениями, которые представляли трансцендентные моменты каждого из концертов, которые были отнесены к категории выдающихся».

Джефф Бакли: «Аллилуйя»

Через годы после смерти талантливого исполнителя его наследие продолжает расти. Его поклонниками являются рок-легенды, артисты, верные последователи, а также совершенно новое поколение любителей музыки. «Грейс», единственный студийный альбом Джеффа, вышедший при его жизни, продолжает оставаться популярным.

Кроме того, в 1998 году увидела свет незаконченная мемфисская работа Джеффа Sketches (For My Sweetheart The Drunk). Релиз 2000 г. Mystery White Boy подоспел к выходу DVD с записью концерта в чикагском зале «Метро». В 2003 году Sony перевыпустила Live at Sin-e и в 2004 г. Grace, которые были дополнены редкими треками и отрывками из выступлений. В 2007 году был выпущен альбом So Real: Songs From Jeff Buckley с обновленными треками для ярых фанатов и меломанов. В 2009 году появилась возможность увидеть Джеффа во время тура Live DVD Grase - вокруг света. В 2014 году, чтобы отметить 20-ю годовщину студийной записи, ограниченным тиражом в 2000 экземпляров был выпущен 180-граммовый виниловый диск «Сиреневый вихрь». В марте 2015 года появился новый альбом с ранее неизвестным материалом.

Кавер Леонарда Коэна, который исполнил Джефф Бакли, Hallelujah занял 1-е место в списке «Биллборда» в марте 2008 г. Это произошло благодаря исполнению песни участницей «Американского идола» Джейсон Кастро. В том же году победительница британского «Х-фактора» Александра Берк к Рождеству выпустила свою кавер-версию Hallelujah. Jeff Buckley поднялся на 2-е место в чарте британских синглов благодаря стараниям его фанов, запустивших кампанию против Берк.

  • Джефф Бакли рос под именем Скотт Морхед.
  • Журнал «Роллинг стоун» считает его одним из величайших певцов всех времен.
  • Своего отца Тим Бакли Джефф видел всего раз, когда ему было 8 лет, за несколько месяцев до его смерти от передозировки.
  • Первое выступление певца состоялось в епископальной церкви св. Анны в Бруклине в апреле 1991, где он исполнил 3 песни своего отца.
  • Музыкант почти прошел прослушивание для участия в соло-концертах но музыкальный директор лидера «Роллинг стоунз» забраковал его.
  • Джефф выбрал студию звукозаписи Sony Columbia Records потому, что с ней работал его кумир Боб Дилан.
  • Толчок карьере Бакли дал не сингл «Грейс», а песня «Последнее до свидания».
  • В мае 1995 Джефф был назван журналом «Пипл» одним из 50 красивейших людей в мире.

Сыну культового фолк-рок-певца и композитора Тима Бакли (Tim Buckley), Джеффу Бакли пришлось тяжело трудиться, чтобы доказать свою творческую самодостаточность и полную самостоятельность: Тим Бакли был крупнейшей величиной … Читать всё

Джефф Бакли (Jeff Buckley, полное имя Jeffrey Scott Buckley, 17 ноября 1966 - 29 мая 1997 г.) - культовый американский рок-вокалист и гитарист, который погиб в возрасте тридцати лет.

Сыну культового фолк-рок-певца и композитора Тима Бакли (Tim Buckley), Джеффу Бакли пришлось тяжело трудиться, чтобы доказать свою творческую самодостаточность и полную самостоятельность: Тим Бакли был крупнейшей величиной фолк-сцены 70-х и публика скептически отнеслась к попыткам его сына сделать собственную карьеру. Но только поначалу. К середине 90-х уже никто не мог сказать, что Джефф Бакли выезжает на славе своего родителя - его талант признали и оценили.
Бакли-младший прошел собственный путь от фолк-певца до звезды альт-рока, талантливо проявив себя по ходу дела еще в ряде направлений. Его «фотографическая память» и сверхъестественная восприимчивость к разным музыкальным манерам превратили его в живую энциклопедию, вместившую огромный массив навыков и знаний - от Led Zeppelin и Вана Моррисона (Van Morrison) до Боба Дилана (Bob Dylan) и Чарльза Мингуса (Charles Mingus). Из всего музыкального пантеона именно эти мастера наиболее очевидно повлияли на творческие поиски Бакли-младшего.

Гитарист и клавишник Джефф Бакли относится к числу тех артистов, чья музыкальная родословная, на первый взгляд, не представляет никаких тайн. Между тем его отец, которого автоматически хочется «привлечь к ответственности» за успешно прошедшую профориентацию сына, сыграл в этом довольно скромную роль. Когда 17 ноября 1966 года у Тима Бакли родился первенец, счастливому отцу было всего 19 лет и посвящать себя воспитанию наследника ему не очень-то хотелось. Джефф впервые встретился со своим отцом в восьмилетнем возрасте. А через два месяца узнал о его смерти - Тим Бакли погиб от передозировки наркотиков. Отец передал сыну разве что несомненную музыкальную одаренность (и еще, отметим в скобках, тот трагический росчерк судьбы, который приведет и Джеффа к ранней гибели).

Первая влюбленность в музыку настигла Джеффа Бакли еще в школьные годы, когда он начал заниматься гитарой и вокалом. Получать серьезное музыкальное образование парень отправился в Лос-Анджелес, где параллельно с теоретическим курсом проходил практическую подготовку в местных джазовых ансамблях и фанк-группах, успев наиграться и с Шайнхэдом (Shinehead), лидером танцевального направления реггей. На заре 90-х Джефф Бакли переезжает в Нью-Йорк и становится заметной фигурой на авангардной клубной сцене. На первых порах он действовал сообща с гитаристом-экспериментато ром Гари Лукасом (Gary Lucas), образовав команду Gods & Monsters. За свою краткосрочную жизнь «Боги и монстры» выросли в довольно модный в Нью-Йорке коллектив.

Когда Gods & Monsters свое отыграли, оставшийся без напарника Бакли нисколько не растерялся. Через несколько месяцев он уже числился среди наиболее популярных авторов-исполнителей Нью-Йорка и без труда добился контракта с Columbia Records. В ноябре 1993 года вышел его первый коммерческий ЕР «Live at Sin-e»: Джефф Бакли пел и аккомпанировал себе на электрогитаре. Диск объединил четыре песни, записанных в его любимом кафе «Sin-e» неподалеку от его нью-йоркских апартаментов.

Пока критики оттачивали искусство сдержанных комплиментов на дебютном релизе Бакли, гитарист уже собрал в студии музыкантов и придавал товарный вид семи другим композициям собственного сочинения и трем кавер-версиям. В сессиях участвовали бас-гитарист Мик Грондал (Mick Grondahl) и барабанщик Мэтт Джонсон (Matt Johnson), а курировал весь процесс продюсер Энди Уоллес (Andy Wallace), прославившийся работой над классикой Nirvana «Nevermind». Незадолго до конца сессий в студии появился гитарист Майкл Тайфе (Michael Tighe), который со временем станет постоянным участником ансамбля, а для начала сочинил и записал вместе с Бакли песню «So Real».

Полноформатный дебют Джеффа Бакли «Grace» был опубликован в августе 1994 года. Среди лучших номеров на альбоме - авторские композиции «Grace» и «Last Goodbye», а также кавер известной песни Леонарда Коэна (Leonard Cohen) «Hallelujah». Упустить этот релиз из виду было трудно: запись отличалась оригинальностью идей, богатым, плотным саундом и восхитительными вокальными партиями. Диапазон голоса в четыре октавы позволял Бакли колоритно обыгрывать любые эмоциональные нюансы. Сочная инструментальная палитра создавалась, помимо традиционной троицы бас-гитара-ударные, с помощью приглашенного мини-оркестра: фисгармония, орган, цимбалы, табла и струнные. По характеристике одного из критиков, «Grace» звучал как альбом Led Zeppelin, написанный амбициозным фольк-композитором, питающим слабость к лаунж-джазу.

К моменту международного релиза «Grace» Бакли уже успел проехать не одну тысячу километров, выступая как сольно, так и с бэк-группой, как в скромных клубах, та и в солидных концертных залах, как в Соединенных Штатах, так и в Европе. С очень небольшими перерывами промо-тур в поддержку дебюта, разбитый на несколько частей, продлился больше двух лет и закончился в марте 1996 года. За это время музыкант отыграл несколько сотен дат в Америке, выступал в Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Италии, Голландии, Бельгии, Дании, Швейцарии, добрался даже до Японии и Австралии.

В апреле 1995 года Джеффу Бакли сообщили о присуждении ему престижной французской награды «Gran Prix International Du Disque - Academie Charles CROS - 1995», которая вручается по результатам опроса среди продюсеров, журналистов, профессионалов музиндустрии. В свое время этой высокой награды удостаивались Эдит Пиаф (Edith Piaf), Ив Монтан (Yves Montand), Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen), Боб Дилан и Леонард Коэн… Дебютант Бакли попал в очень солидную компанию.

Французская публика оказалась так же неравнодушна к альбому «Grace», как и деятели шоу-бизнеса. Во Франции диск получил золотой сертификат. Свое «золото» завоевал он и в Австралии, куда Бакли со своей командой прибыл для трехнедельных гастролей. Австралийская часть турне стала последним эпизодом, который связывал группу с барабанщиком Мэттом Джонсоном, сообщившим о своем уходе. Документальным подтверждением нарастающей славы Джеффа Бакли и той впечатляющей атмосферы, которая возникала на его концертах, остается двойной живой альбом «Jeff Buckley-Mystery White Boy», изданный уже в 2000 году, через три года после гибели музыканта.

Несмотря на двухлетний концертный марафон, у Джеффа Бакли находилось время и для других любимых занятий. В канун 1995 года он принял участие в «Поэтическом марафоне в церкви святого Марка» (St. Mark’s Church Marathon Poetry Reading), где выступил с чтением своих стихотворений. В мае 1996 года он несколько раз выступал как бас-гитарист вместе с проектом своего друга Натана Ларсона (Nathan Larson) Mind Science of the Mind. А в декабре 96-го стартовал его «фантомный сольный тур» по Северной Америке. На этот раз Бакли задался целью познакомить фанов с экспериментальными сценическими версиями своих песен. Для большей чистоты опыта он почти в каждом пункте концертного маршрута придумывал себе новый псевдоним. В результате по американским клубам разъезжали некие Crackrobats, Possessed By Elves, Father Demo, Smackrobiotic, Halfspeeds, Crit Club, Topless America, Martha & the Nicotines и Puppet Show Named Julio. Меломаны Северной Америки оценили не только талантливую музыку и чувство юмора Бакли, но и его незаурядную внешность. Хотя сам музыкант не придавал этому особого значения, его привлекательность сразу бросалась в глаза. В конце 1995 года журнал «People» включил артиста в список 50 самых красивых людей планеты.

Летом 1996 года команда Джеффа Бакли под патронатом продюсера Тома Верлена (Tom Verlaine) начала обрабатывать и разучивать материал для следующего альбома. Новый барабанщик Паркер Киндрид (Parker Kindred) присоединился к ним уже в феврале 1997 года. Весной, закончив предварительный этап работы с Верленом, Бакли дал музыкантам передышку, а сам, как истинный перфекционист, продолжил экспериментировать с материалом. Результатом его двухмесячных поисков истины, которые уютно протекали в импровизированной домашней студии, стали новые версии уже готовых студийных треков, несколько абсолютно новых композиций и неожиданных кавер-версий.

После того как музыканты во главе со своим лидером отыграли в мемфисском клубе два концерта, познакомив поклонников с самыми свежими композициями, Джефф Бакли начал в Мемфисе цикл сольных выступлений, которые проходили раз в неделю. Его последний концерт состоялся 26 мая 1997 года. Через несколько дней группе предстояло собраться в студии и открыть последний этап студийных сессий, чтобы закончить второй альбом. Поздно вечером 29 мая, после концерта в одном из клубов на побережье реки Миссисипи, Джефф Бакли возвращался в Мемфис со своим другом Китом Фоти (Keith Foti). Идея искупаться пришла к нему неожиданно. Отговорить его не удалось. Он вошел в реку не снимая одежды, и через несколько минут его накрыло волной от проехавшего катера. Вынырнуть Бакли так и не смог. Его тело выловили ниже по течению только 4 июня. Смерть настигла Джеффа Бакли в возрасте 30 лет.

Через год ближайшие коллеги музыканта обнародовали подборку новых композиций, предназначавшихся для второго альбома. Двойной лонг-плей получил название «Sketches (For My Sweetheart the Drunk)» и включал демо-версии песен, записанные с продюсером Томом Верленом и сведенные Энди Уоллесом, собственные акустические версии Бакли, несколько интересных каверов, в том числе «Back in New York City» группы Genesis. В подготовке всех посмертных изданий Бакли, а иногда и в продюсировании музыки, самое активное участие принимала его мать Мэри Гиберт (Mary Guibert).

Услышать прекрасный голос Джеффа Бакли можно не только на его единственном прижизненном альбоме «Grace» и нескольких посмертных релизах. За три года с момента издания дебюта Бакли отработал ударное количество сессий с самыми разными артистами и группами, среди них - Патти Смит (Patti Smith), Jazz Passengers, Джон Зорн (John Zorn), Бренда Кан (Brenda Kahn). А еще сумел перебросить мостик к литературно-музыкальным проектам. Так, для поэтического альбома-трибьюта погибшему поэту Джеку Керуаку (Jack Kerouac) он записал номер «Angel Mine», где играл на гитаре, ситаре и саксофоне. На акустическом сборнике «Poems & Tales by Edgar Allan Poe» в исполнении Джеффа Бакли прозвучала одна из баллад Эдгара Аллана По.

Самыми впечатлительными поклонниками Джеффа Бакли оказались французы. Когда в 2000 году во Франции был переиздан альбом «Grace», музыкальный журнал «Les Inrockuptibles» назвал его лучшим рок-альбомом за последние 25 лет, отдав ему предпочтение даже перед такой всеми признанной классикой, как «Nevermind» Nirvana и «OK Computer» Radiohead.

_________________________ _________________________ ________
* Исполненная Бакли композиция Леонарда Коэна «Hallelujah» вошла в список 500 лучших песен всех времён журнала Rolling Stone, а сам альбом «Grace» находится на 303-м месте в аналогичном списке альбомов.
* Том Йорк (Radiohead),Мэтью Беллами (Muse) и Крис Мартин (Coldplay) называют Бакли в числе наиболее авторитетных для них музыкантов. Высокое мнение о его работах высказывали и ветераны: Пол Маккартни, Боб Дилан, Джимми Пейдж, а также Дэвид Боуи.

Джефф Бакли (Jeff Buckley, полное имя Jeffrey Scott Buckley, 17 ноября 1966 - 29 мая 1997 г.) - культовый американский рок-вокалист и гитарист, который погиб в возрасте тридцати лет.

Сыну культового фолк-рок-певца и композитора Тима Бакли (Tim Buckley), Джеффу Бакли пришлось тяжело трудиться, чтобы доказать свою творческую самодостаточность и полную самостоятельность: Тим Бакли был крупнейшей величиной фолк-сцены 70-х и публика скептически отнеслась к попыткам его сына сделать собственную карьеру. Но только поначалу. К середине 90-х уже никто не мог сказать, что Джефф Бакли выезжает на славе своего родителя - его талант признали и оценили.
Бакли-младший прошел собственный путь от фолк-певца до звезды альт-рока, талантливо проявив себя по ходу дела еще в ряде направлений. Его «фотографическая память» и сверхъестественная восприимчивость к разным музыкальным манерам превратили его в живую энциклопедию, вместившую огромный массив навыков и знаний - от Led Zeppelin и Вана Моррисона (Van Morrison) до Боба Дилана (Bob Dylan) и Чарльза Мингуса (Charles Mingus). Из всего музыкального пантеона именно эти мастера наиболее очевидно повлияли на творческие поиски Бакли-младшего.

Гитарист и клавишник Джефф Бакли относится к числу тех артистов, чья музыкальная родословная, на первый взгляд, не представляет никаких тайн. Между тем его отец, которого автоматически хочется «привлечь к ответственности» за успешно прошедшую профориентацию сына, сыграл в этом довольно скромную роль. Когда 17 ноября 1966 года у Тима Бакли родился первенец, счастливому отцу было всего 19 лет и посвящать себя воспитанию наследника ему не очень-то хотелось. Джефф впервые встретился со своим отцом в восьмилетнем возрасте. А через два месяца узнал о его смерти - Тим Бакли погиб от передозировки наркотиков. Отец передал сыну разве что несомненную музыкальную одаренность (и еще, отметим в скобках, тот трагический росчерк судьбы, который приведет и Джеффа к ранней гибели).

Первая влюбленность в музыку настигла Джеффа Бакли еще в школьные годы, когда он начал заниматься гитарой и вокалом. Получать серьезное музыкальное образование парень отправился в Лос-Анджелес, где параллельно с теоретическим курсом проходил практическую подготовку в местных джазовых ансамблях и фанк-группах, успев наиграться и с Шайнхэдом (Shinehead), лидером танцевального направления реггей. На заре 90-х Джефф Бакли переезжает в Нью-Йорк и становится заметной фигурой на авангардной клубной сцене. На первых порах он действовал сообща с гитаристом-экспериментатором Гари Лукасом (Gary Lucas), образовав команду Gods & Monsters. За свою краткосрочную жизнь «Боги и монстры» выросли в довольно модный в Нью-Йорке коллектив.

Когда Gods & Monsters свое отыграли, оставшийся без напарника Бакли нисколько не растерялся. Через несколько месяцев он уже числился среди наиболее популярных авторов-исполнителей Нью-Йорка и без труда добился контракта с Columbia Records. В ноябре 1993 года вышел его первый коммерческий ЕР «Live at Sin-e»: Джефф Бакли пел и аккомпанировал себе на электрогитаре. Диск объединил четыре песни, записанных в его любимом кафе «Sin-e» неподалеку от его нью-йоркских апартаментов.

Пока критики оттачивали искусство сдержанных комплиментов на дебютном релизе Бакли, гитарист уже собрал в студии музыкантов и придавал товарный вид семи другим композициям собственного сочинения и трем кавер-версиям. В сессиях участвовали бас-гитарист Мик Грондал (Mick Grondahl) и барабанщик Мэтт Джонсон (Matt Johnson), а курировал весь процесс продюсер Энди Уоллес (Andy Wallace), прославившийся работой над классикой Nirvana «Nevermind». Незадолго до конца сессий в студии появился гитарист Майкл Тайфе (Michael Tighe), который со временем станет постоянным участником ансамбля, а для начала сочинил и записал вместе с Бакли песню «So Real».

Полноформатный дебют Джеффа Бакли «Grace» был опубликован в августе 1994 года. Среди лучших номеров на альбоме - авторские композиции «Grace» и «Last Goodbye», а также кавер известной песни Леонарда Коэна (Leonard Cohen) «Hallelujah». Упустить этот релиз из виду было трудно: запись отличалась оригинальностью идей, богатым, плотным саундом и восхитительными вокальными партиями. Диапазон голоса в четыре октавы позволял Бакли колоритно обыгрывать любые эмоциональные нюансы. Сочная инструментальная палитра создавалась, помимо традиционной троицы бас-гитара-ударные, с помощью приглашенного мини-оркестра: фисгармония, орган, цимбалы, табла и струнные. По характеристике одного из критиков, «Grace» звучал как альбом Led Zeppelin, написанный амбициозным фольк-композитором, питающим слабость к лаунж-джазу.

К моменту международного релиза «Grace» Бакли уже успел проехать не одну тысячу километров, выступая как сольно, так и с бэк-группой, как в скромных клубах, та и в солидных концертных залах, как в Соединенных Штатах, так и в Европе. С очень небольшими перерывами промо-тур в поддержку дебюта, разбитый на несколько частей, продлился больше двух лет и закончился в марте 1996 года. За это время музыкант отыграл несколько сотен дат в Америке, выступал в Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Италии, Голландии, Бельгии, Дании, Швейцарии, добрался даже до Японии и Австралии.

В апреле 1995 года Джеффу Бакли сообщили о присуждении ему престижной французской награды «Gran Prix International Du Disque - Academie Charles CROS - 1995», которая вручается по результатам опроса среди продюсеров, журналистов, профессионалов музиндустрии. В свое время этой высокой награды удостаивались Эдит Пиаф (Edith Piaf), Ив Монтан (Yves Montand), Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen), Боб Дилан и Леонард Коэн… Дебютант Бакли попал в очень солидную компанию.

Французская публика оказалась так же неравнодушна к альбому «Grace», как и деятели шоу-бизнеса. Во Франции диск получил золотой сертификат. Свое «золото» завоевал он и в Австралии, куда Бакли со своей командой прибыл для трехнедельных гастролей. Австралийская часть турне стала последним эпизодом, который связывал группу с барабанщиком Мэттом Джонсоном, сообщившим о своем уходе. Документальным подтверждением нарастающей славы Джеффа Бакли и той впечатляющей атмосферы, которая возникала на его концертах, остается двойной живой альбом «Jeff Buckley-Mystery White Boy», изданный уже в 2000 году, через три года после гибели музыканта.

Несмотря на двухлетний концертный марафон, у Джеффа Бакли находилось время и для других любимых занятий. В канун 1995 года он принял участие в «Поэтическом марафоне в церкви святого Марка» (St. Mark’s Church Marathon Poetry Reading), где выступил с чтением своих стихотворений. В мае 1996 года он несколько раз выступал как бас-гитарист вместе с проектом своего друга Натана Ларсона (Nathan Larson) Mind Science of the Mind. А в декабре 96-го стартовал его «фантомный сольный тур» по Северной Америке. На этот раз Бакли задался целью познакомить фанов с экспериментальными сценическими версиями своих песен. Для большей чистоты опыта он почти в каждом пункте концертного маршрута придумывал себе новый псевдоним. В результате по американским клубам разъезжали некие Crackrobats, Possessed By Elves, Father Demo, Smackrobiotic, Halfspeeds, Crit Club, Topless America, Martha & the Nicotines и Puppet Show Named Julio. Меломаны Северной Америки оценили не только талантливую музыку и чувство юмора Бакли, но и его незаурядную внешность. Хотя сам музыкант не придавал этому особого значения, его привлекательность сразу бросалась в глаза. В конце 1995 года журнал «People» включил артиста в список 50 самых красивых людей планеты.

Летом 1996 года команда Джеффа Бакли под патронатом продюсера Тома Верлена (Tom Verlaine) начала обрабатывать и разучивать материал для следующего альбома. Новый барабанщик Паркер Киндрид (Parker Kindred) присоединился к ним уже в феврале 1997 года. Весной, закончив предварительный этап работы с Верленом, Бакли дал музыкантам передышку, а сам, как истинный перфекционист, продолжил экспериментировать с материалом. Результатом его двухмесячных поисков истины, которые уютно протекали в импровизированной домашней студии, стали новые версии уже готовых студийных треков, несколько абсолютно новых композиций и неожиданных кавер-версий.

После того как музыканты во главе со своим лидером отыграли в мемфисском клубе два концерта, познакомив поклонников с самыми свежими композициями, Джефф Бакли начал в Мемфисе цикл сольных выступлений, которые проходили раз в неделю. Его последний концерт состоялся 26 мая 1997 года. Через несколько дней группе предстояло собраться в студии и открыть последний этап студийных сессий, чтобы закончить второй альбом. Поздно вечером 29 мая, после концерта в одном из клубов на побережье реки Миссисипи, Джефф Бакли возвращался в Мемфис со своим другом Китом Фоти (Keith Foti). Идея искупаться пришла к нему неожиданно. Отговорить его не удалось. Он вошел в реку не снимая одежды, и через несколько минут его накрыло волной от проехавшего катера. Вынырнуть Бакли так и не смог. Его тело выловили ниже по течению только 4 июня. Смерть настигла Джеффа Бакли в возрасте 30 лет.

Через год ближайшие коллеги музыканта обнародовали подборку новых композиций, предназначавшихся для второго альбома. Двойной лонг-плей получил название «Sketches (For My Sweetheart the Drunk)» и включал демо-версии песен, записанные с продюсером Томом Верленом и сведенные Энди Уоллесом, собственные акустические версии Бакли, несколько интересных каверов, в том числе «Back in New York City» группы Genesis. В подготовке всех посмертных изданий Бакли, а иногда и в продюсировании музыки, самое активное участие принимала его мать Мэри Гиберт (Mary Guibert).

Услышать прекрасный голос Джеффа Бакли можно не только на его единственном прижизненном альбоме «Grace» и нескольких посмертных релизах. За три года с момента издания дебюта Бакли отработал ударное количество сессий с самыми разными артистами и группами, среди них - Патти Смит (Patti Smith), Jazz Passengers, Джон Зорн (John Zorn), Бренда Кан (Brenda Kahn). А еще сумел перебросить мостик к литературно-музыкальным проектам. Так, для поэтического альбома-трибьюта погибшему поэту Джеку Керуаку (Jack Kerouac) он записал номер «Angel Mine», где играл на гитаре, ситаре и саксофоне. На акустическом сборнике «Poems & Tales by Edgar Allan Poe» в исполнении Джеффа Бакли прозвучала одна из баллад Эдгара Аллана По.

Самыми впечатлительными поклонниками Джеффа Бакли оказались французы. Когда в 2000 году во Франции был переиздан альбом «Grace», музыкальный журнал «Les Inrockuptibles» назвал его лучшим рок-альбомом за последние 25 лет, отдав ему предпочтение даже перед такой всеми признанной классикой, как «Nevermind» Nirvana и «OK Computer» Radiohead.

__________________________________________________________
* Исполненная Бакли композиция Леонарда Коэна «Hallelujah» вошла в список 500 лучших песен всех времён журнала Rolling Stone, а сам альбом «Grace» находится на 303-м месте в аналогичном списке альбомов.
* Том Йорк (Radiohead),Мэтью Беллами (Muse) и Крис Мартин (Coldplay) называют Бакли в числе наиболее авторитетных для них музыкантов. Высокое мнение о его работах высказывали и ветераны: Пол Маккартни, Боб Дилан, Джимми Пейдж, а также Дэвид Боуи.




Top