Биография. «Кубанские композиторы детям «Жил в другом измерении»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 85»

350087 , тел.(8

Тематический вечер.

«Творчество кубанских композиторов»

Кубань, Кубань – души моей отрада

Сиянием зорь налитые леса

Мне в целом мире ничего не надо

Твоя бы песня в вышине плыла.

Муз. рук.:

Песня – драгоценное богатство каждого народа. Жители Кубани любят петь. Они поют русские и украинские песни, в которых звучит то лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то весёлая удалая казачья пляска. На Кубани много прекрасных песен, получивших всенародное признание. Они так прочно вошли в жизнь кубанцев, так часто исполняются, что стали народными песнями. В песнях душа народа. Звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают чаяния и думы, создавших их людей, но и служат документами истории. Сегодня кубанские песни учат и в детском саду, и в школе. Действительно, песня может многому научить. В ней сочетается сила музыки и слова, а народная задорная частушка сопровождается ещё и пляской, а значит, именно в песне собираются вместе разные виды искусства. Стоит вслушаться в мелодию и слова – и вы услышите движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье весёлой пляски. Послушайте знакомую песню

Муз. рук.: О чём поётся в песне?

Какой характер этой песни?

(Ответы детей).

Муз. рук.: Никто не сумел так тонко подметить и воспеть красоту нашей Кубани, как поэты и композиторы. Самые заветные, самые певучи мелодии посвящают они родной земле. Кубань взрастила и воспитала очень известных и поистине народных композиторов: Григорий Максимович Плотниченко, Григорий Фёдорович Пономаренко, Виктор Гаврилович Захарченко.

Вся жизнь Григория Максимовича Плотниченко (1918 – 1975) связана с Краснодаром. Музыкальные способности мальчика проявились рано. Он поступил в музыкальную школу, затем в Краснодарское музыкальное училище. Закончить училище помешала война. Добровольцем ушёл на фронт; был тяжело ранен, в полевом госпитале ему ампутировали руку. Вернувшись в 1943 году он окончил музыкальное училище, стал преподавателем в нём. На Кубани проходили праздники песни, организатором и душой которых был Григорий Максимович. Несмотря на то, что он был инвалидом, Григорий Плотниченко продолжал сочинять песни. В них отражались и красота кубанской природы, и душа простого человека, его чувство и мысли его любви к родной земле. Поэтому песни Плотниченко так популярны и любимы в народе: «Бежит река Кубань», «Родная станица», «Над Кубанью речкою», «Кубанские синие ночи». Эти песни поют, и на концертах, и в семейном кругу, и просто в саду, и в поле. Плотниченко был отмечен премиями, званиями, награждён орденом «Знак Почёта».


Григорий Федорович Пономаренко () родился на Украине. В крестьянской семье. Пономаренко музыкой особо не увлекался. В школьные годы Гриша жил в семье дяди, который был самобытным музыкантом и мастером, который настраивал старые баяны. В 1938 году поступил на службу в ансамбль песни и пляски пограничных войск. Служа в военно ансамбле, Пономаренко многому научился у старших товарищей – музыкантов. Настоящая известность пришла к нему после войны, Григорий Пономаренко стал автором любимых в России песен: «Оренбургский пуховой платок», «Ивушка», «Я назову тебя зоренькой». В 1972 году Григория Фёдоровича пригласили на Кубань. Он был удивлён и до глубины души тронут тем, как напомнила ему кубанская земля родную Украину; звонким Казачьим говором, раздольными песнями, белыми халатами под черепицей. Здесь на Кубани Пономаренко написал очень много песен: «Эх, кони, кони», «Соловей на веточке», «Трудовые руки», «Хутора», «Песня о Новороссийске». В этих песнях говорится о главном: о России, о любви, о степных просторах и бескрайних полях красавицы Кубани.

Исп. песня: «Здравствуй наша Кубань».

Пономаренко был удостоен званий народного артиста СССР, народного артиста России. Его задушевные песни необходимы людям.

Виктор Гаврилович Захарченко родился в 1938 году на Кубани. Кубанские народные песни с раннего детства вошли в жизнь музыкально – одарённого мальчика. Виктор Захарченко закончил музыкальное училище, затем консерваторию. В 1974 году он был назначен руководителем Кубанского казачьего хора. Это уникальный певческий коллектив . Государственный Казачий хор знают и любят во всей России, но, конечно, особенно у нас на Кубани. Виктор Захарченко собрал огромное количество народных песен и обрядов. Он самый яркий, салютный композитор, автор целого ряда полюбившихся народу песен. Среди них: «Курганы», «Урожайная», «Ой, да, Краснодарский край».

Исп. песня: «Ой, да, Краснодарский край».

Родина высоко оценила заслуги, его вклад в развитие культуры Кубани. Он награждён многими орденами и медалями. – народный артист Украины, лауреат Государственной премии России. Он создал краевую детскую экспериментальную школу народного искусства, где ребята изучают культуру, историю своего Отечества. Народная песня – душа народа. Звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают чаяния и думы создавших их людей, но и служат документами истории. Сегодня песни учат в школе, а когда-то казаки из войска певчего хора сами становились учителями пения. Песня может многому научить. В ней сочетается сила музыки и слова, именно в песни собираются разные виды искусства.

Шабалина Анжела Мингливарисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО Детский сад № 57
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Композиторы Кубани детям
Дата публикации: 22.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение город Краснодар «Детский сад №57»
Композиторы Кубани детям дошкольного

возраста.
Составила воспитатель Шабалина Анжела Мингливарисовна
Краснодар 2016 год

Международный день музыки - 1 октября. На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы. Многие музыкальные инструменты научились подражать им. На свете много музыкальных инструментов. Для детей более интересны такие как, колокольчик, музыкальный треугольник, барабан, пианино, дудочка, металлофон, маракасы. Человек не просто придумал музыкальные инструменты, он научился прекрасно с помощью их передавать, создавать настроение. Людей, умеющих написать для музыкальных инструментов текст, называют композиторами. Они сочиняют музыку, пишут нотами для других музыкантов. Чтобы те, всегда могли исполнить их произведение. Например, кто-то придумал песенку для детей, потом написал с помощью нот. А на музыкальном занятии вам исполнили эту песенку. Дети с удовольствием слушают классическую и современную музыку, песенки, грамотно подобранные программой образования. Сейчас хотелось бы рассказать о наших знаменитых Кубанских композиторах.

Захарченко Виктор Гаврилович.
Композитор, художественный руководитель Государственного Кубанского казачьего хора заслуженный деятель искусств и народный артист России, заслуженный деятель искусств Адыгеи, народный артист Украины, лауреат Государственной премии России, профессор, академик Международной академии информации, академик Российской гуманитарной академии, декан факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусства, председатель благотворительного фонда возрождения народной культуры Кубани «Истоки», член Союза композиторов РФ, член президиума Российского хорового общества и всероссийского музыкального общества. В состав хора входят: мужская, женская и детская хоровые группы, оркестр. Это единственный хор, которому разрешено петь в церквях. Родился в станице Дядьковской Кореновского района Краснодарского края. Закончил музыкально-педагогическое училище, затем консерваторию. Виктор Гаврилович Захарченко о своём жизненном предназначении говорит так: «Я - казак по рождению и воспитанию. Народные и духовные песни слышал с детства, впитал казачьи традиции… Невероятно сильное желание стать музыкантом было у меня всегда. Но жила во мне какая-то абсолютная внутренняя уверенность в том, что я им обязательно буду». Информация со страницы сайта «Взгляд в историю»:
kuban.retroportalzaharchenko_viktor_gavrilovich.shtml

Пономаренко Григорий Фёдорович.

В 1972 году Пономаренко переезжает в Краснодар. На Кубани композитор открывает новую страницу творчества. Его именем названа Государственная филармония в нашем городе Краснодаре. Однажды его пригласили на на музыкальный фестиваль «Кубанская музыкальная весна». Ему настолько понравилось на Кубани, что он уже в конце лета того же года становится местным композитором. На Кубани Пономаренко пишет на стихи местных поэтов такие известные песни, как - «Казак ехал на Кубань», «Краснодарская весна», «Ой станица родная станица» (на стихи Ивана Вараввы), «Кубаночка», «Трудовые руки», «Посадила я сады», (на стихи Сергея Хохлова), «Посадила я сады». «Хутора» (на слова Татьяны Голуб), «Краснодарская улица Красная»(на слова поэта Николая Доризо). В 1980 году была создана оперетта «Старым казачьим способом» (либретто А.В. Софронова). Им написана музыка к огромному количеству произведений (970). В его честь открыт музей-квартира.

Кеворков Виталий Александрович
.
Кеворков Виталий Александрович.Композитор, заслуженный деятель искусств РФ, член комиссии РФ, член комиссии Союза композиторов РФ по эстетическому воспитанию детей, член правления краевого Детского фонда. Ему 75, из них полвека он играет и пишет музыку. А еще не прочь поиграть в баскетбол и совершить заплыв в родной Кубани. Накануне он р епетировал со студенческим оркестром колледжа имени Римского-Корсакова. Оратория «Молитва» - одно из новых произведений автора. Виталий Александрович написал ее под впечатлением от стихотворения, которое прочел в газете. А вот песню «Над Кубанью-реченькой» можно назвать визитной карточкой композитора. Написанная еще 1968 году, она стала лауреатом международного конкурса. Мировую известность получил и «Романтический вальс» Кеворкова. Лирическую композицию играли в королевском центре Лондона. «Все мои произведения считаю замечательными, они любимы, они долгожданны, как мои дети. Иногда песню быстро пишешь, а бывает, что работаешь месяц, и ничего не получается», - рассказал Виталий Кеворков, композитор, заслуженный деятель искусств России.

Петрусенко Илья Анатольевич
.
Петрусенко Илья Анатольевич.Композитор, музыкальный критик, педагог, хоровой критик, педагог, дирижер, профессор, Краснодарского государственного университета культуры и искусства, академик, лауреат искусства, лауреат международных фестивалей народно-хорового искусства Венгрии и Чехословакии, лауреат премии им. Народного артиста СССР композитора Григория Пономаренко. Автор книги о гениальном композиторе Григории Пономоренко. Песни «Золотистый - золотой», «Я надену красивое платье», «Осенняя песня», «Зачем ты снишься мне», «Возле лимана», «Трава-полынь», «Казачья праздничная» давно поются людьми как народные. Но ведь их автор - Илья Петрусенко. Его песни: «Цвети, Кубань», «Рассвет над Кубанью», «Стоят вековые курганы». Он написал много книг о поэтах и композиторах Кубани, которые стали учебниками для студентов музыкальных училищ.

Плотниченко Григорий Максимович.

Плотниченко Григорий Максимович.Композитор, член Союза композиторов СССР, видный общественный,деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР. Организовывал великолепные праздники песен. Писал музыку для детских спектаклей в театре Кукол: «Хрустальный башмачок», «По щучьему велению», «Иван - Крестьянский сын» и на стихи кубанских писателей. Выпустил сборник песен: «Кубань - родная сторона». Обработки кубанских народных песен: «Ой, ты зоренька вечерняя», «Сторонка милая», «На реке Кубани», «На полях, полях кубанских», «Песня казачки», «Ой, на горке, на горе крутой», «То не тучи», «Синий вечер над рекой Кубанью», «Едут полем казаченьки» и др.

Иванов Сергей Иванович.
За заслуги в развитии культуры и искусства Кубани награждён Государственной премией имени К.В.Россинского. Поражает удивительная работоспособность и преданность народной музыке композитора с хутора Протичка. Родившись там, где шумит камыш, в гривенских плавнях, он знает те места назубок. Но и Протичку Сергей Иванович знает вплоть до кустика любого, дерева, корешка чудного на берегу Протоки. Руководитель хора «Полтавчане».Первый сборник Сергея Иванова вышел в 1995 году, следующими были: 1998 – «Песни казачьего края», 2000 – «Моя Кубань», 2002 – «Казачьи песни», 2003 – «Славянский край, моя Россия!», 2004 - «Степь Кубанская – колыбель моя».
Интерес к музыке всегда вызывает одобрительный отклик у взрослых. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания. Для развития интереса к музыке необходимо создать условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах. Хорошо использовать музыку в режимных моментах, в играх, перед сном. Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, детская флейта, желательно все инструменты, предусмотренные программным содержанием. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь и деревянные ложки, так как простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе. Приобщайте детей к прекрасному,- это делает детей счастливее и мир прекраснее!

Кубанские композиторы

Цели:

Знакомство с творчеством кубанских композиторов, популяризация творчества выдающихся земляков – кубанских композиторов Г.Ф. Пономаренко и В.Г. Захарченко

Развитие интереса к их произведениям; умения видеть прекрасное рядом с собой; умения передавать красоту образов природы; умения сотрудничать в ходе совместной работы.

Воспитание любви к родному краю; к своей малой родине, умения гордиться выдающимися людьми края; развитие таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему;

Оборудование. Мультимедийный проектор.

Ты красив и весел,

Щедр ты по-кубански,

Край хлебов и песен -

Край наш Краснодарский.

Не раз кубанская земля

Достойных ей сынов рожала,

Их позабыть никак нельзя -

Их колыбель Кубань качала.

Учитель: Кубань - это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады – разве это не сказка?... Но главное наше богатство - люди.

Они осилят зло и горе,

Добудут свет в кромешной мгле...

Мои герои - главный корень,

Основа жизни на земле.

Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о людях искусства – о тех, кто делает нашу жизнь прекрасной.

Учитель: Я хочу рассказать вам древнюю легенду, которая родилась в древней Греции.

На священной горе Геликон живут вечно юные музы - дочери бога Зевса и богини памяти Мнемо c ины. Когда наступает ночь, музы, окутанные густым туманом, поднимаются к вершине горы и водят хороводы. Неслышно касаясь земли, они легко кружатся. Красота их необыкновенна, их пение доставляет необъяснимое наслаждение. Кроме того, оно облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. В своих песнях музы воспевают обычаи, законы жизни и славят богов.

Музы обладают одной изумительной способностью. Стоит им только взглянуть на человека при рождении и возлить на кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его становится разумной и прекрасной. Такой человек владеет даром слова, музыкальным и художественным даром. Он отличается особенной мудростью и пользуется большим уважением народа.

Теми, кого полюбили музы, являются и кубанские поэты, художники и композиторы, о которых мы сегодня будем говорить. Благодаря своим произведениям, они получили всенародное признание и любовь.

С некоторыми из них давайте познакомимся. (На доске карточки с фамилиями). Классифицируйте этих людей по группам.

Назовите поэтов: Владимир Подкопаев, Кронид Обойщиков, Вадим Неподоба.

Назовите кубанских композиторов : ЕФ. Пономаренко, В.Г. Захарченко.

Назовите кубанских художников:

Их произведения: стихи, песни, картины используются на нашем уроке.

Содержание урока.

Посмотрите вокруг - зачарует краса:

Нету края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба,

Зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена...

Здесь и в песнях казачий размах и полет,

И в свершеньях масштабы российские.

На Кубани живет богатырский народ,

И дела у чего богатырские.

В. Подкопаев

Учитель. Прочитайте, вслушайтесь, вдумайтесь в эти строки.

Какой человек мог это сказать?

Жители Кубани любят петь. - Какие песни поют у нас на Кубани?

Русские и украинские песни, звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают мечты и думы создавших их людей, но и служат документами истории. Сегодня песни учат в школе, а когда-то казаки из войскового певческого хора Кубанского казачьего войска сами становились учителями пения.

И действительно, песня может многому научить. В песнях - душа народа, в ней сочетается сила музыки и слова, а народная задорная частушка сопровождается ещё и пляской, а значит, именно в песне собираются вместе разные виды искусства.

Стоит вслушаться в мелодию, знакомую с детства, в привычные слова - и вы услышите плавное движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей пляски. И, быть может, именно песня поможет вам погрузиться в мир живой истории, научит понимать людей вокруг и самих себя.

Кубань, Кубань - души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо,

Твоя бы песня в вышине плыла.

А какие песни поют ваши родители?

Какие песни вы любите?

Вот некоторые пословицы и поговорки , в которых речь идет о песне? (соединить начало и конец пословиц)

Беседа коротает дорогу – песня работу.

Из песни слова не выкинешь.

Песня казаку - подруга в походе.

Коль казаки спивають, ворогы - плачуть.

На Кубани и камень казакам подпевает.

Пословица - не зря молвится. Они доказывают, что песня - постоянный спутник человека, в любых жизненных ситуациях.

А задумывались ли вы над тем, как рождается песня?

А как рождается мелодия и почему она обладает такой удивительной силой?

Кто пишет музыку песен? (композитор)

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

(Показ портрета) Перед вами портрет Григория Федоровича Пономаренко – народного композитора земли кубанской. Ему посвящали стихи, дарили огромными охапками цветы, назвали его именем улицы, создали в городе Краснодаре музей. «Он обладал божьим даром - писать музыку, от которой «сердце просит широты» - так писали о нем современники.

Григорий Фёдорович Пономаренко (1921- 1996) родился на Украине. В крестьянской семье Пономаренко музыкой особо не увлекались. Но был человек, который оказал огромное влияние на судьбу маленького Гриши. Дядя мальчика Максим Терентьевич Пономаренко был самобытным музыкантом и замечательным мастером: никто лучше него не умел настраивать и восстанавливать старые баяны.

В школьные годы Гриша жил в семье дяди в городе Запорожье. Участвовал во всех школьных и городских конкурсах самодеятельности. Максим Терентьевич определил племянника в ученики к талантливому баянисту. Одарённый мальчик схватывал всё буквально на лету. Часто ему бывало достаточно одного урока, чтобы разобрать и выучить наизусть новое произведение.

В 1938 году поступил на службу в ансамбль песни и пляски пограничных войск, где многому научился у старших товарищей-музыкантов. Настоящая известность пришла к Григорию Федоровичу после войны. В 1972 году композитор переехал на Кубань, где был, до глубины души, тронут раздольными кубанскими лугами и полями, белыми хатами, напоминавшими ему Украину. Здесь он побывал во многих станицах, хуторах, познакомился с творчеством народных исполнителей, внимательно изучил все сборники казачьих песен. Но особенно ему понравились казачьи песни и прекрасные стихи кубанских поэтов, в содружестве с которыми он написал более 200 песен о нашем крае:

«Эх, кони, кони», «Соловей на веточке», «Трудовые руки», «Стал казак на камень», «Песня о Новороссийске», «Хутора», «Здравствуй, наша Кубань!» и ещё десятки замечательных произведений.

Г.Ф. Пономаренко был удостоен званий народного артиста СССР, народного артиста России. Он был поистине народным композитором не только по званию, потому что учился у народа и писал песни для народа о самом главном и важном для человека.

О чем, как вы думаете?

(Прослушивание песни)

Какой характер музыки? (Радостный, праздничный, веселый, солнечный и т.д.)

Учитель: Мне хочется познакомить вас с еще одним замечательным человеком. Рассмотрите его портрет.

Лицо этого человека излучает свет и добро. Многие из вас ходят в музыкальную школу.

Может быть, кому-то знаком этот человек?

Это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.

Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.

Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много - песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги... И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в

консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором.

Рассматривание фотографии хора.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

станицы Новомалороссийской

- Что нового вы узнали?

- С кем мы познакомились сегодня?

(С замечательными произведениями поэзии, музыки, живописи.)

- Что объединяет кубанских композиторов, художников, поэтов? О чем их произведения?

- Правильно ли мы выполнили задание по классификации?

- Памятки помогут вспомнить вам о чем мы говорили на классном часе..

Готовясь к классному часу, прослушав наши кубанские песни, рассмотрев картины художников, я начала писать картину и хочу попросить вас помочь мне ее закончить.

- Согласны?

У меня есть заготовки деталей картины, давайте подберем все необходимое и вместе поместим их на полотно.

(17слайд) Выполнение творческой работы (коллективного плаката)

- Давайте дадим название нашей картине (предложения детей, «Лица Кубани»)

Вывод: В песнях, живописи - душа народа, именно в них собираются вместе разные виды искусства. А именно искусство помогает нам погружаться в мир живой истории, учит понимать людей вокруг и самих себя. Времена меняются, но всегда человек должен оставаться человеком - тонко чувствующим, глубоко понимающим и верующим в свою родину, свой народ.

ИТОГ: Сегодня мы с вами познакомились с выдающимися людьми искусства Кубани, которые прославили нашу Родину далеко за пределами страны. Но на самом дел их ещё намного больше. Я желаю вам, чтобы и вы в будущем заняли почётную роль в истории нашего государства.




Top