Биография майи плисецкой. Майя Плисецкая: биография великой балерины

Заслуженная артистка РСФСР (27.05.1951).
Народная артистка РСФСР (22.03.1956).
Народная артистка СССР (15.09.1959).
Герой Социалистического Труда (1985).

В 1932-1934 годах вместе с родителями жила на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане, где ее отец работал начальником советских угольных рудников.
В период сталинских репрессий 1937-1938 гг. отец М.Плисецкой был расстрелян, мать - заключена в тюрьму.

В 1943 году окончила Московское хореографическое училище (педагоги Е.П.Гердт, М.М.Леонтьева) и была принята в труппу Большого театра. Первая главная партия - Маша ("Щелкунчик" Чайковского, 1944).

В 1972 году поставила в Большом театре (совместно с другими балетмейстерами) балет «Анна Каренина» на музыку Р.Щедрина и исполнила в нем заглавную роль.

В 1980 году также в Большом театре поставила балет «Чайка» Р.Щедрина (по мотивам пьесы А Чехова) и исполнила в нем роли Чайки и Нины Заречной.

С большим успехом гастролировала во многих странах Европы и Америки.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. Майя Плисецкая возглавляла труппу Национального балета Испании.
В июле 1991 года король Испании Хуан-Карлос вручил Майе Плисецкой высший орден Испании и пожаловал ей дворянское звание.
29 ноября 1995 года на сцене Большого театра в Москве состоялся юбилейный концерт Майи Плисецкой, в ходе которого великая балерина продемонстрировала удивительное творческое долголетие.

Доктор Сорбонны (1985).
Почётный профессор Московского государственного университета (1993).
Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008).
В 1994 году Институт теоретической астрономии присвоил имя Плисецкой малой планете №4626.

С октября 1958 года была женой композитора Родиона Щедрина (1932 г.р.).

театральные работы

Большой театр:
1943 - Па-де-труа, «Лебединое озеро» П. Чайковского
1943 - Мазурка, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
1944 - Маша, «Щелкунчик» П. Чайковского
1944 - Фея Сирени, Фея Фиолант, «Спящая красавица» П. Чайковского
1944 - Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса
1944 - Жизель, «Жизель» А. Адана
1945 - Раймонда, «Раймонда» А. Глазунова
1945 - Фея Осени, «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров
1947 - Одетта-Одилия, «Лебединое озеро» П. Чайковского
1948 - Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева
1948 - Волшебная дева в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки
1949 - Уличная танцовщица, «Дон Кихот» Л. Минкуса
1949 - Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина
1950 - Персидка в опере «Хованщина» М. Мусоргского
1950 - Вакханка, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, балетмейстер Л. Лавровский
1952 - Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
1954 - Хозяйка медной горы, «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева, балетмейстер Л. Лавровский
1955 (на сцене филиала) - Сюимбике, «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон (Батыр - Ю. Кондратов)
1956 - Лауренсия, «Лауренсия» А. А. Крейна, балетмейстер В. Чабукиани
1958 - Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер И. Моисеев
1959 - Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Григорович (Данила - Н. Фадеечев)
1960 - Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, балетмейстер А. Радунский (Иванушка - В. Васильев, Царь - А. Радунский)
1961 - Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
1962 - Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон
1963 - Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
1964 - Жар-птица, «Жар-птица» И. Стравинского, балетмейстеры С. К. Власов и Н. Р. Симачёва, по М. М. Фокину)
1965 - Мехменэ Бану, «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович (Ферхад - М. Лиепа, Визирь - А. Лавренюк, Ширин - Н. Бессмертнова)
1967 - Солистка, «Прелюдии и фуги» на музыку И. С. Баха, балетмейстер Н. Касаткина
1967 - Кармен, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А. Алонсо (Хозе - Н. Фадеечев, Тореро - С. Радченко, Рок - Н. Касаткина)
1971 - Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна
1972 - Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, (Вронский - М. Лиепа, Каренин - Н. Фадеечев)
1980 - Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, (Треплев - А. Богатырёв)
1985 - Анна Сергеевна, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Левенталь, костюмы для М. Плисецкой П. Кардена (Гуров - Б. Ефимов)

На других сценах:

1973 - Роза, «Гибель розы» на музыку «Адажиетто» Г. Малера, балетмейстер Р. Пети, Марсельский национальный балет
1974 - Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. А. Навои (Ташкент), (1974, Новосибирск; 1975, Вильнюс; 1976, Одесса; 1978, Свердловск)
1974 - «Пруст, или Перебои сердца» на сборную музыку, балетмейстер Р. Пети
1976 - Айседора, «Айседора» на сборную музыку, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло
1978 - «Болеро» на музыку М. Равеля, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне» (Брюссель)
1978 - Леда, «Леда» (партнёр - Х. Донн), балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне»
1983 - Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, Театр «Пергола» (Флоренция), (1985, Муниципальный театр, Гётеборг)
1984 - Федра, «Федра» на музыку Ж. Орика, хореография С. Лифаря, «Балет Нанси», театр «Одеон» (1985, Париж), Римская опера (1985)
1990 - «Эль Ренидеро», балетмейстер Х. Лопес, театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина)
1991 - «Астурия» на музыку И. Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего, хореография Х. Гранеро
1992 - главная партия, «Безумная из Шайо» на музыку Р. Щедрина, хореограф Ж. Качуляну, театр «Эспас-Карден», Париж
1995 - «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр - П. Дюпон)

призы и награды

Лауреат Ленинской премии (1964).
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из двух женщин наряду с Ириной Антоновой):
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010).
Три ордена Ленина (1967, 1976, 1985).
Золотая медаль Парижа от бургомистра города Жака Ширака (1977).
Орден Почётного легиона (Франция) - кавалерский крест (1986), офицерский крест (2012).
Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984).
Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003).
Орден Изабеллы Католички (Испания, 1991).
Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса.
Орден Барборы Радвилайте (Вильнюс, Литва, 2005).
Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011).
Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша).
Медаль «Про Финляндия» (1968).
Золотая медаль «За заслуги перед искусством» (Испания, 1991).
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Орден Трудового Красного Знамени (1981)
Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005)

Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства».
Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013).
Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2015) - за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
«Человек года» в области науки, культуры и искусства по опросу ежегодного российского фонда «Общественное мнение» (2000).
Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949).
Премия Анны Павловой Парижской академии танца (1962).
Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года).
Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия).
Премия «Триумф» (2000).
Премия «Российский Национальный Олимп» (2000).
Премия «Национальная гордость России» (2003).
Премия Принца Астурийского (2005, Испания).
Международная Императорская Премия Японии (2006).
Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009).
Балетный приз России «Душа танца» в категории «Легенда» (2009).
Почётный гражданин Испании.

Краткая биография

Карьера: Балерина, актриса, сценарист
Рост: 1.67 м
Дата рождения: 20 ноября, 1925 | скорпион
Место рождения: Москва, СССР (Россия)
Жанры: балет , драма , мюзикл
Супруг: Марис Лиепа (развод); Родион Щедрин

Биография

Майя Михайловна Плисецкая - знаменитая советская и российская прима-балерина, хореограф, писатель, актриса. Солистка Большого театра в Москве. Жена композитора Родиона Щедрина . В настоящее время живёт в Германии (вместе с мужем, Родионом Щедриным снимает квартиру в Мюнхене). Имеет гражданство Испании и Литвы.

Небезоблачное начало

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года, в Москве, в семье крупного организатора советской промышленности Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахиль Мессерер, сестра и брат которой – Суламифь и Асаф Мессереры – были профессиональными танцовщиками. В 1930–1940-е годы они оба танцевали в качестве ведущих солистов Большого театра, а затем стали великолепными педагогами. Наверное, от них унаследовала маленькая Майя страсть к танцу.

Детство балерины частично прошло на Шпицбергене, куда отец Майи был назначен генеральным консулом и начальником угольных рудников. Там Майя Плисецкая училась в школе, каталась на лыжах, впервые выступила на сцене в самодеятельном представлении оперы А.С. Даргомыжского «Русалка».
В 1937 году отец и мать Плисецкой были репрессированы. Отец был расстрелян, а мать была арестована через год после мужа и отправлена в Бутырскую тюрьму вместе с только что родившимся сыном, третьим ребёнком в семье. Затем была выслана в Казахстан, в Чимкент; в Москву вернуться ей удалось лишь в 1941-м году, за два месяца до начала войны. Майю и ее другого брата забрали к себе тетя и дядя, Суламифь и Асаф Мессерер, видные танцовщики Большого театра.
Девочку воспитывала тетка С. Мессерер, которая привела ее в Хореографическое училище. Там она последовательно занималась у педагогов Е. И. Долинской, Е. П. Гердт, М. М. Леонтьевой, но лучшим своим педагогом считает Агриппину Яковлевну Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре. Анна Михайловна была принята в Большой театр после окончания училища в 1943 году и очень быстро стала его ведущей балериной.

Прима–балерина Большого театра

В 1945 году Майя Плисецкая стала первой исполнительницей партии феи Осени («Золушка» Сергея Сергеевича Прокофьева, 1945), а затем в 1959 году она с огромным успехом исполнила партию Хозяйки Медной Горы в балете «Каменный цветок» того же автора (балетмейстер Юрий Николаевич Григорович).
Среди лучших ролей М. Плисецкой: Мехменэ Бану («Легенда о любви» Арифа Джангировича Меликова, балетмейстсер Григорович, 1965), Кармен («Кармен-сюита» Жоржа Бизе - Родиона Константиновича Щедрина, балетмейстер Альберто Алонсо, 1967), Раймонда («Раймонда» Александра Константиновича Глазунова), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Бориса Владимировича Асафьева), Китри («Дон Кихот» Людвига Федоровича Минкуса), Аврора («Спящая красавица» Чайковского), Царь-Девица («Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина), Джульетта («Ромео и Джульетта» Прокофьева).

Майя Михайловна выступала в спектаклях зарубежных трупп: «Гибель Розы» (часть балета «Сад любви», Марсельский балет, 1973); «Болеро» (1975), «Айседора» (первая исполнительница, 1976), «Леда и Лебедь» («Балет ХХ века», Брюссель, 1979); «Федра» (Балетная труппа театра города Нанси, 1984; театр «Одеон», Париж, 1985; Римская опера, 1985), «Эль Ренидеро» (театр «Колон», Буэнос-Айрес, 1990).

Балетмейстер

Плисецкая проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера, она поставила балеты: «Анна Каренина» Щедрина (1972, совместно с Натальей Ивановной Рыженко и Виктором В. Смирновым-Головановым, Большой театр; Плисецкая - первая исполнительница главной партии), «Чайка» Щедрина (1980, Большой театр; Плисецкая - первая исполнительница главной партии), «Раймонда» Александра Глазунова (1984, Оперный театр в Термах Каракаллы, Рим), «Дама с собачкой» Щедрина (1985, Большой театр; Плисецкая - первая исполнительница главной партии).

«Лед и пламень»

В 1983–1884 Майя Михайловна являлась художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988–1990 - балетной труппы «Театро лирико насиональ» (Мадрид), где возобновила балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля и выступила в спектаклях «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего.
В 1992 году в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» Щедрина, где балерина исполнила главную партию.

Майя Плисецкая - универсальная балерина, обладающая редчайшей индивидуальностью и незаурядным сценическим темпераментом. Ей были подвластны любые партии: от утонченных лирических героинь (Одетта, Аврора, Лебедь) до острохарактерных, мятущихся героинь (Мехменэ Бану, Кармен, Зарема). Несмотря на свои исключительные данные - большой шаг, сильный и высокий прыжок, виртуозное вращение, необыкновенно гибкие, пластичные руки, красивую длинную шею - перед ней в первую очередь всегда вставала задача проникновения во внутренний образ героини, и это ей почти всегда удавалось. В ней удивительно сочетается яркость эмоциональных контрастов с чистотой линий и совершенством форм.

Большой победой стала партия Одетты-Одиллии: добро и зло, любовь и коварство, благородство и низменность характера представали в двух образах, созданных балериной. Движения необыкновенно гибких рук, корпуса создавали иллюзию трепета крыльев, плывущего лебедя, превращения девушки в птицу. Одетта в исполнении Майи Плисецкой со временем станет мировой легендой. Ее руки в «Лебедином озере» сравнивали с зыбью воды, с переливающимися волнами, с изгибами лебединых крыльев.

Критик парижской газеты «Фигаро» уверял, что она делает это «не по-человечески» и что, «когда Плисецкая начинает волнообразные движения своих рук, уже больше не знаешь – руки это или крылья, или руки ее переходят в движения волн, по которым уплывает лебедь». Шедевром в исполнении Плисецкой стал и «Умирающий лебедь» Сен-Санса, поставленный еще Фокиным для великой Анны Павловой.

Плисецкая и кино

М. Плисецкая, являясь многогранной творческой личностью, пробовала себя и в других видах искусства.
Впервые на кино экране знаменитая балерина появилась в 1951 году в фильме Веры Строевой «Большой концерт». А потом, конечно же, были съемки в кинофильмах-балетах «Лебединое озеро» и «Сказка о Коньке-Горбунке», «Анна Каренина». Приму Большого Театра пригласили в кинофильм-оперу «Хованщина». Балерина принимала активное участие в телеэкранизации балетов «Болеро» и «Айседора», «Чайка» и «Дама с собачкой».

В 1974 году Майя Плисецкая и солист Большого театра Богатырев снялись для телевидения в номере «Ноктюрн» на музыку Ф. Шопена, из балета «В ночи» выдающегося американского хореографа Джерома Роббинса. В экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» режиссера Зархи в 1968 года Майя Плисецкая сыграла роль Бетси. Плисецкая блестяще справилась с ролью, хотя и опыта маловато, и специфика кино очень сильно отличается от театральной. Были, правда, у балерины раньше текстовые фрагменты в балетах Бежара. Но все это не то. Бетси -дебют балерины в академической роли в кино. Потом Майя Плисецкая снялась в роли певицы Дезире в киноленте «Чайковский» режиссера Таланкина. А режиссер Вайткус позвал ее в свою картину «Зодиак», где она сыграла музу Чюрлениса.

В 1976 году режиссер Эфрос пригласил звезду балета в телевизионный фильм «Фантазия» по повести Ивана Тургенева «Вешние воды». Майя Плисецкая блестяще сыграла роль Полозовой. Действие картины «комментировалось» хореографичекими дуэтами в постановки балетмейстера Елизарьева.

Творчеству Плисецкой посвящены документальные фильмы «Майя Плисецкая» (1964; новая редакция 1981), кинофильм «Балерина» (1969), телефильм-концерт «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» (1987). Творчеству Плисецкой также посвящены киноленты «Майя» Сакагуши для японского телевидения, «Майя Плисецкая» Делюша для французского телевидения.

Бесстрашие истинного художника

По документальным фильмам, телевизионным передачам, репортажам, фотоальбомам Майя Плисецкая неизменно предстает в ореоле постоянного успеха, с победной улыбкой на устах, с торжеством в сияющих глазах, утопающей в море цветов. Однако на ее долю выпало немало испытаний: в детстве - арест родителей, вынужденное сиротство; позднее - постоянный контроль за ее жизнью, долгий запрет на выезд за рубеж, непрекращающаяся борьба за право быть самой собой с «властями» (будь то бдительное око КГБ, чиновники министерства культуры, руководство Большого театра).

Плисецкую всегда отличало бесстрашие - творческое и поведенческое. В самых сложных творческих и жизненных ситуациях Майя Михайловна отчаянно шла на риск, бросая вызов привычным представлениям об исполнительских и возрастных возможностях, об интерпретациях тех или иных классических партий, о самих темах, доступных балету. Мужественно идя «против течения», она сохранила собственную независимость. Будучи обладательницей самых престижных регалий, сотрудничая с выдающимися хореографами мира, балетными труппами Римской оперы и мадридского «Театро лирико насиональ», «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века» Мориса Бежара, Плисецкая вынуждена была уйти в 1988 году из родного Большого театра, которому балерина отдала почти полвека жизни. Она не всегда вписывалась в ситуацию «единомыслия», царившую в Большом театре.

Майя Михайловна обладает редчайшим даром: едва появившись на сцене и не сделав еще ни одного движения, она властно приковывает к себе внимание, завораживая зрителей уже самим своим присутствием, внутренней значительностью, магией личности. Неповторимость великой балерины проявилась и в ее вызвавшей колоссальный интерес книге мемуаров «Я, Майя Плисецкая...» (1994). Эту книгу она посвятила своему мужу, выдающемуся композитору Р. К. Щедрину. Специально для жены он написал балеты «Конек-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», взяв за основу знаменитую оперу Бизе, превратил ее в «Кармен-сюиту». Майя Плисецкая – и автор мемуаров «Тридцать лет спустя: Сердитые заметки в тридцати главах» (2007).

К 1991 году основные творческие и издательские интересы Родиона Щедрина сосредоточились в Мюнхене, и вскоре они с Майей Плисецкой обосновались в этом городе, хотя Плисецкая и Щедрин живут на три дома - большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве.

Личная жизнь

Первым мужем Плисецкой был начинающий балерун Марис Лиепа . В 1956 году, будучи ещё совсем молодым, блестяще выступив в Москве на декаде латышского искусства, Марис получил приглашение станцевать с Майей Плисецкой «Лебединое озеро» на гастролях в Будапеште. Творческий союз увенчался законным браком, что, однако, не привело ни к семейному счастью, ни к вожделенному переходу в Большой. Примечательно, что о кратковременном супружестве бывшие муж и жена ни словом не обмолвились в своих мемуарах.

В 1950–е годы Плисецкая бывала в доме Лили Брик, в прошлом музы Маяковского, и ее мужа, писателя и литературоведа В. Катаняна. Там она пропела музыкальные куски из прокофьевского балета «Золушка», а хозяева записали это на пленку. Эту пленку дали прослушать молодому композитору Родиону Щедрину (он на 7 лет младше Майи), и он был изумлен: труднейшие мелодии воспроизводились совершенно точно и в соответствующих тональностях. Щедрин и Плисецкая впервые встретились лично, когда в том же доме принимали Жерара Филипа, и Щедрин играл много своей музыки.
Окончательно их свел балет «Конек-Горбунок», который в 1958 году решил поставить Большой театр. Здесь Щедрин впервые увидел Плисецкую на репетиции. Их свадебным путешествием стала поездка на машине Родиона из Москвы в Сочи через Тулу, Харьков, Ростов-на-Дону. Брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован в Москве 2 октября 1958 года. Свадебным подарком от матери явилась выхлопотанная двухкомнатная квартира на Кутузовском проспекте.

Все балеты Щедрина связаны с танцем Плисецкой – и это целая балетная культура. На титульном листе партитуры первого же балета Щедрина – «Конька-Горбунка» – стоит посвящение: «Майе Плисецкой». Роль Царь-девицы, добавившая в ее палитру юмористических красок (постановка А.И. Радунского), вошла в ее репертуар 18 сентября 1960 года. Еще три титульных листа партитур Щедрина открываются посвящением ей: «Анна Каренина» – «Майе Плисецкой, неизменно»; «Чайка» – «Майе Плисецкой, всегда»; «Дама с собачкой» – «Майе Плисецкой, вечно». Щедрин не только помогал Плисецкой создавать свой театр, но и боролся вместе с ней за ее «место под солнцем».
«Он продлил мою творческую жизнь по крайней мере на двадцать пять лет», – говорит Плисецкая о своем муже. Им никогда не было скучно друг с другом. В августе 1958 года наша героиня забеременела. Ей предстоял трудный выбор - родить от любимого человека и бросить балет либо продолжать танцевать. Она избрала второй путь. Несмотря на протесты Щедрина, Майя Михайловна не решилась родить ребенка и бросить сцену. Балет вновь победил…

Сегодня дом для Майи Михайловны – это, прежде всего, Москва, ее квартира. Когда она едет сюда, то всегда думает: «Вот я еду домой». Они с мужем живут также в Мюнхене, где снимают квартиру. Кроме того, там отличные врачи. А в Германии – лучшее в мире издательство «Шотт», которое имеет авторские права на произведения Бетховена, Шумана и других композиторов и которое издает произведения Щедрина – везде хорошо. А Литва - это родина ее матери: она родилась в Вильнюсе. Они живут в Тракае, в маленькой деревушке, в своем доме уже более 20 лет. И любят эту чудную страну, любят ее людей. И, наверное, они отвечают им взаимностью. В Тракае работается идеально, там Щедрин столько всего написал.

Знаете ли Вы, что

–– В семье зубного врача Михаила Мессерера, деда Майи Плисецкой, было двенадцать детей, и все они, так или иначе, связали свою жизнь с балетом.

С 1994 года в Санкт-Петербурге проводится международный конкурс балета под названием «Майя».

В 1994 году Институт теоретической астрономии присвоил имя Плисецкой малой планете № 4626.

Ярая футбольная болельщица. Любит селёдку и пасьянсы. Никогда не курила и не переносит, когда это делают другие.

–– Брат американского президента Кеннеди – Роберт Кеннеди – родился в один день и в один год с Майей Михайловной. Они были знакомы, поздравляли друг друга, он дарил ей на дни рождения дорогие подарки. Каждый год, где бы в это время ни находилась великая балерина, присылал ей неизменно корзину цветов и подарок. Во время очередного визита Большого театра в Нью-Йорк (шел 1968 год) Майе и Роберту встретиться не довелось. Он позвонил ей в гостиницу и сказал, что отправляется в предвыборную поездку по нескольким штатам. Просил, чтобы она оставила для него вечер 11 июня. А 5 июня на него было совершено покушение в Лос-Анджелесе. Через день американский друг Майи Плисецкой скончался… У советской прима-балерины в этот день был назначен концерт в «Метрополитен-опера». На афише значилась «Спящая красавица». Перед поднятием занавеса представитель дирекции театра сообщил публике: «В знак траура по Роберту Кеннеди, в честь его памяти, Майя Плисецкая станцует «Умирающего лебедя». Весь зал в едином порыве встал.

–– Светской жизни Майи Плисецкой можно только позавидовать. Она была близкой приятельницей Лили Брик, дружила с сестрой Брик Эльзой Триоле и её мужем Арагоном. Портрет Плисецкой рисовал Шагал, для неё ставил балеты Морис Бежар, её наперебой приглашали на приёмы президенты, премьер министры и короли. Пьер Карден изготовил Плисецкой собственноручно и бесплатно костюмы для «Анны Карениной» и «Чайки».

Работы в театре

Лучшие балетные партии:

Большой театр

«Ромео и Джульетта» (С.С.Прокофьев) … Джульетта
«Конек-Горбунок» (Р.К.Щедрин) … Царь-Девица
«Спящая красавица» (П.И.Чайковский) … Аврора
«Дон Кихот» (Л.Ф.Минкус) … Китри
«Бахчисарайский фонтан» (Б.В.Асафьев) … Зарема
«Лебединое озеро» (П.И.Чайковский) … Одетта-Одиллия
«Раймонда» (А.К.Глазунов) … Раймонда
1967 «Кармен-сюита» (Ж.Бизе и Р.К.Щедрин, балетмейстер А.Алонсо) … Кармен
1965 «Легенда о любви» (А.Д.Меликов, балетмейстер Ю.Н.Григорович) … Мехменэ Бану
1959 «Каменный цветок» (С.С.Прокофьев, балетмейстер Ю.Н.Григорович) … Хозяйка Медной Горы
1945 «Золушка» (С.С.Прокофьев) … фея Осени

Театр «Колон», Буэнос-Айрес, 1990
«Эль Ренидеро»

Париж – Рим, 1985
«Федра»

«Балет ХХ века», Брюссель, 1979
«Леда и Лебедь» (хореограф М.Бежар)

Марсельский балет
1976 «Айседора» (первая исполнительница)
1975 «Болеро»
1973 «Гибель Розы» (часть балета «Сад любви»)

Фильмография

Майя Михайловна Плисецкая. Родилась 20 ноября 1925 года в Москве - умерла 2 мая 2015 года в Мюнхене. Советская и российская артистка балета, балетмейстер, актриса, представительница театральной династии Мессерер - Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР в 1943-1990 гг.

Народная артистка СССР (1959). Герой Социалистического Труда (1985), лауреат Ленинской премии (1964), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почётный гражданин Испании.

Супруга композитора Родиона Щедрина.


Родилась в Москве в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. Дядя - артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1976) Асаф Михайлович Мессерер (1903-1992). Братья - балетмейстеры Александр и Азарий Плисецкие. Кузен - театральный художник Борис Мессерер.

С 1932 по 1936 годы жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а впоследствии - и генеральным консулом СССР. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1938 года Михаил Плисецкий был арестован, осуждён и в этом же году расстрелян (реабилитирован во время хрущёвской оттепели). Мать Плисецкой была выслана в Казахстан в Акмолинский лагерь жён изменников Родины (вернулась в Москву весной 1941). Чтобы девочка не была отдана в детский дом, маленькую Майю удочерила её тётя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, Суламифь Мессерер.

С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года находилась с семьёй в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» состоялось именно здесь. В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища (педагоги Е. П. Гердт и М. М. Леонтьева), Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.

В 1966 году подписала письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС против реабилитации .

После распада СССР жила преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжала в Москву или Санкт-Петербург, также ездила в Литву, где у неё была дача неподалёку от Тракайского замка (Майя Плисецкая имела литовское гражданство - она и Родион Щедрин первыми из россиян получили литовские паспорта).

Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене от сердечного приступа. Согласно завещанию, прах Плисецкой будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.

Творчество Майи Плисецкой:

В пластике Майи Плисецкой танцевальное искусство достигает высокой гармонии.

Партии в репертуаре Большого театра: Китри в балете «Дон Кихот», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Раймонда в одноимённом балете Глазунова, принцесса Аврора в «Спящей красавице» (1961), Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви» (1961), Хозяйка медной горы в «Каменном цветке», Эгина в «Спартаке».

После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая становится прима-балериной Большого театра. Хотя балерина танцевала в некоторых балетах Юрия Григоровича, постепенно она встала в оппозицию главному балетмейстеру Большого театра, с годами деление на «партию Григоровича» и «партию Плисецкой» только усиливалось.

В 1967 году Плисецкая сыграла роль Бетси Тверской в экранизации романа «Анна Каренина» (режиссёр Александр Зархи) - через несколько лет она выберет «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама выйдет на сцену уже в заглавной роли.

Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967, балетмейстер Альберто Алонсо, музыка Жоржа Бизе в обработке Родиона Щедрина), миниатюры «Прелюдия» (1967, балетмейстер Наталья Касаткина) и «Гибель розы» (1973, балетмейстер Ролан Пети), танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» (1992, хореограф Жижи Качуляну, «Эспас-Карден», Париж). Плисецкая плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора» (1976, театр де ла Монне), «Леда» (1978, партнёр - Хорхе Донн, там же), «Курозука» (1995, новая версия балета 1988 года, партнёр - Патрик Дюпон, Дворец Шайо, Париж) и номер «Ave Maya» (2000); начиная с 1978 года танцевала в его «Болеро». Пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро «Астурия» (на музыку Альбениса, 1991) и «Мария Стюарт».

Плисецкая выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина, как «Анна Каренина» (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), сама исполняла в них главные женские партии.

По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, «на почве необходимости». Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном, другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у неё не было. Хореографом она себя не считала, говоря: «я импровизатор, я могла, может быть, придумывать режиссёрские ходы, но не лексику» .

В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983-1984), а затем Испанского национального балета в Мадриде (1988-1990). В Риме, в Оперном театре в Термах Каракаллы, она осуществила постановку балета Глазунова «Раймонда» (1984). В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм, где к её репертуару добавился номер Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906).

В 1990 году, в возрасте 65 лет, вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами была уволена из Большого театра Юрием Григоровичем, что вызвало большой общественный резонанс. После этого не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 75-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром.

Начиная с 1994 года Майя Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге.

Личная жизнь Майи Плисецкой:

В своих мемуарах Майя Михайловна писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным (1923-1953) и Эсфендьяром Кашани. В 1956 году вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу, но через три месяца они развелись.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина (род. 1932). В самом начале их отношений со Щедриным в 1958 году Плисецкая забеременела, но сделала аборт. Детей у них не было.

В 1999 году Пресненский суд Москвы по иску Плисецкой к газете «Московский комсомолец» по поводу статьи «Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой» подтвердил, что дочери у Майи Плисецкой нет, в 2001 году Московский городской суд оставил решение в силе.

Фильмография Майи Плисецкой:

В 1953 году на киностудии «Ленфильм» был снят фильм «Мастера русского балета». В фильм вошли фрагменты балетов Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа», а также балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Майя Плисецкая исполнила в этом фильме одну из главных партий.

1951 - Большой концерт
1959 - Хованщина
1961 - Конёк-Горбунок - Царь-девица
1967 - Анна Каренина - Бетси Тверская
1969 - Чайковский - Дезире Арто
1969 - Похищение - балерина
1974 - Анна Каренина (фильм-балет) - Анна Каренина
1976 - Фантазия - Полозова
1987 - Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая - документальный фильм биография М. М. Плисецкой - 50 мин, режиссёр Борис Галантер
2005 - «AVE МАЙЯ» - документальный фильм о творчестве М. М. Плисецкой - 52 мин, режиссёр Никита Тихонов
2005 - «Стихия по имени Майя» - документальный фильм в 2 частях - 1 часть - 52 мин, 2 часть - 52 мин, режиссёр Никита Тихонов.




Майя Плисецкая была не только гениальной балериной, сумевшей танцем покорить весь мир, но и самой обычной женщиной со своими привычками, увлечениями, маленькими слабостями. Ко дню рождения артистки АиФ.ru собрал малоизвестные факты о Майе Михайловне, которые открывают ее с необычной стороны.

1. Плисецкая была человеком творческим, а потому и хобби выбрала себе соответствующее. Она собирала курьезные фамилии. Найдя «очередной шедевр» в каком-нибудь печатном издании, балерина вырезала его и гордо пополняла свою коллекцию. Вот лишь несколько найденных ею перлов: Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих.

Гастроли Большого театра в Америке. Майя Плисецкая знакомится с газетными рецензиями. 1962 год Фото: РИА Новости / Майя Плисецкая

2. Майя Михайловна всегда одевалась с иголочки. Несмотря на то, что в советские времена достать хорошую вещь было непросто, а за границу балерину долгое время не пускали, ее наряды никогда не оставались незамеченными. На одном из официальных приемов сам Никита Хрущев с укором сказал балерине: «Вы слишком красиво одеты. Богато живете?». Плисецкая предпочла отмолчаться ― не расскажешь же вождю, что все свои платья она втридорога покупает у обычной спекулянтки Клары.

На приеме в московском Доме актера в честь артистов английской драматической труппы. Слева направо: народный артист СССР Сергей Образцов, народная артистка РСФСР Фаина Раневская, артист Пол Скофилд, заслуженная артистка РСФСР Майя Плисецкая Фото: РИА Новости / Борис Рябинин

3. Балерина любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая готовится к спектаклю. 1969 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

4. Майю Михайловну связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди . Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой. Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день. Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ― Святой Архангел Михаил.

Народные артисты СССР Николай Фадеечев и Майя Плисецкая выступают во время гастролей балета Государственного академического Большого театра СССР в США. 1962 год Фото: РИА Новости / И. Кошани

5. Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили в браке 57 лет. Несмотря на сильную симпатию друг к другу, в самом начале отношений пара в ЗАГС не спешила. Идея расписаться пришла балерине. Майя Михайловна считала, что со штампом в паспорте у нее будет больше шансов выехать на гастроли за границу и за ней наконец-то перестанут следить власти. К тому же сама министр культуры Фурцева не раз намекала артистке о необходимости связать себя узами брака.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин у себя дома. 1971 год. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

6. Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая перед началом спектакля. 1965 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

7. Большинство дел Плисецкая выполняла левой рукой. Но при этом она была не стопроцентной левшой ― писала Майя Михайловна все же правой.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая дает автограф в антракте спектакля. 1965 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

8. «По части шубы-макси я была в Москве Христофором Колумбом», ― рассказывала Плисецкая. В 1966 году она привезла в столицу каракулевую черную шубу в пол. Эту вещь ей подарила художница Надя Леже . Когда балерина вышла в обновке на улицу, то первая же встреченная ею женщина перекрестилась и назвала балерину греховницей.

Писатель Луи Арагон, балерина Майя Плисецкая, писательница Эльза Триоле и писатель Константин Симонов на Белорусском вокзале. Фото: РИА Новости / Лев Носов

9. Майя Михайловна обожала футбол и была ярой болельщицей ЦСКА. Накануне своей смерти балерина вместе с супругом также побывала на стадионе в Мюнхене.

Майя Плисецкая уже давно стала для России настоящей легендой, а за свою долголетнюю деятельность была удостоена множества наград, которые своим кропотливым трудом полностью заслужила. Природную гибкость тела и неиссякаемый талант она полностью смогла реализовать в балете, что дается далеко не каждой одаренной девушке. Ведь без трудолюбия и усердия в работе на одном лишь голом таланте далеко не уйдешь! Биография Майи Плисецкой, личная жизнь, фото - все это представлено вашему вниманию в статье.

Родители Плисецкой

Краткая биография балерины Майи Плисецкой содержит информацию о том, что родилась она в столице СССР 25 ноября 1925 года. Родители будущей великой балерины - Мессерер Рахиль и Михаил Плисецкий - вряд ли могли предположить, что их дочке судьбой заготовлено такое большое будущее на сцене. Тем более, что как мать, которая была актрисой и старалась привить Майе любовь к театру, так и отец, занимавший высокие посты при правительстве, далеки были от данного рода деятельности. Хотя деятельность матери во многом способствовала творческому развитию маленькой Майи.

Постепенно приобщаясь к творчеству и осознавая его большую эстетическую силу, воздействующую на широкие массы зрителей, Майя еще в раннем возрасте почувствовала сильную тягу к балетным танцам. И с собой она ее пронесла в течение всей жизни, оставаясь всегда верной себе!

Переезд в Шпицберген и первые шаги на сцене

В 1932 году семья Плисецких перебирается жить в Шпицберген. Такой крутой поворот в их жизни произошел из-за того, что для отца появилась новая должность - его сперва назначили директором «Артикугля», а несколько позже он уже становится консулом СССР.

В Шпицбергене юная Майя, которой на тот момент было 11 лет, исполняет свою первую роль в опере. Ей надлежало сыграть в спектакле «Русалка», с чем она весьма прекрасно справилась. Этот успех укрепил веру Плисецкой в свой талант и придал ей стимул совершенствовать свои задатки в балетном искусстве!

Майе на сцене все давалось очень легко, возможно, этому способствовала ее стройная фигура и великолепная пластика тела. Она отлично улавливала ритм музыки и скользила по сцене, словно снежинка, стараясь воплотить в себе все то прекрасное, что дает своим почитателем балет.

Жизненные испытания

Настоящие жизненные испытания пришлось пережить юной Майе в 1938 году. Именно в этот период ее отца арестовали и приговорили к расстрелу. А мать девочки в срочном порядке сослали в Казахстан. Такое положение дел привело к тому, что Майю Плисецкую удочерила ее родная тетя - Суламифь Мессерер. В противном случае подрастающая балерина могла оказаться в детском доме. Но вряд ли ее прельщала такая печальная участь, поэтому от этой судьбы ее и спасла тетя.

Но, даже несмотря на такие потрясения, которые могли выбить из колеи кого угодно, в 1943 году Плисецкая успешно оканчивает Московское хореографическое училище. Фактически здесь она получила тот фундамент знаний, который очень пригодился ей в балетном деле.

Откровения Плисецкой

В одном своем интервью Майя Плисецкая, биография и фото которой представлены вашему вниманию в статье, призналась, что на балет ее отдали еще совсем маленькой. Ей тогда было всего 8 лет, но главная причина данного шага заключалась в том, что характер у девочки был несколько хулиганистым. И чтобы устранить негативные его проявления в последующем, Майю решили приобщить к прекрасному уже с раннего детства.

Плисецкая также рассказала и о том, что очень хорошо ощущала ритм музыки, а также интуитивно понимала, какую позу лучше всего подобрать в определенный момент. Данные природные задатки во многом стали определяющими для развития ее таланта в балетной сфере деятельности. Возможно, именно они и стали определяющими при выборе будущей профессии!

Майя Плисецкая в кино

В1952 году биография Плисецкой Майи Михайловны обогатилась еще одним событием - девушка впервые приняла участие в киносъемках. Произошло это при подготовке картины «Большой концерт», которую сняла Вера Строева. И этот дебют во многом способствовал успешным постановкам в других фильмах с ее участием, а их было немало. Можно вспомнить такие произведения, как кинофильмы-балеты «Анна Каренина», «Сказка о Коньке-Горбунке», «Лебединое озеро».

Также Майя Плисецкая была приглашена на экранизированные балеты «Чайка», «Асейдора», «Болеро», «Дама с собачкой».

Роль Бетси Майя мастерски исполнила в экранизации романа «Анна Каренина» 1968 года. А звезда балета в фильме «Фантазия» (снят в 1976 году) настолько великолепно была обыграна Плисецкой, что иногда казалось, будто в данной картине она сыграла саму себя.

Немало было у Майи в фильмах и различных ролей с текстами. На память сразу же приходит балет Бежара. Интересна была и роль Дезирев в картине «Чайковский», с которой отлично справилась Плисецкая.

Военные годы

Начало Великой Отечественной войны заставил Плисецкую вместе со своей семьей в срочном порядке эвакуироваться в Свердловск. Конечно, те тяжелые годы не могли не отобразиться на деятельности великой балерины. Ей приходилось значительно меньше выделять времени любимому делу, так как посещать балетную школы в те годы она просто не могла. Из-за этого фактически вся карьера балерины у Майи повисла на волоске.

Но спасла ситуацию великолепно сыгранная Плисецкой роль в спектакле «Умирающий лебедь». Тогда она выполняла все «трюки» балерины, стоя к зрителям спиной. Это так сильно поразило зал, что он после завершения представления еще долго громко аплодировал юной балерине! Фактически данный успех помог Майе в послевоенные годы возобновить свою деятельность и с новой силой трудиться на любимом поприще, проявляя большой энтузиазм в творчестве.

Можно сказать смело, что война так и не смогла сломить волю Майи Плисецкой и заставить ее навсегда забыть о балете. Наоборот, маленькие локальные творческие успехи, происходившие с ней в данный период на сцене, укрепляли ее веру в собственный творческий потенциал, который следовало реализовать на практике.

Творческое кредо

Главным творческим кредо для Майи Плисецкой являлось донести до широкого зрителя все те прекрасные моменты, которыми отличается балет. Чтобы даже самый искушенный зритель, увидев представление с ее участием, мог насладиться его просмотром и получить от этого истинное удовольствие.

Поэтому в каждом своем выступлении Плисецкая старалась выкладываться на полную. В этом ей помогал ее природный талант, а также кропотливый труд, которого Мая никогда не боялась.

Известные изречения Плисецкой

Чтобы понять мировоззрение Майи Плисецкой, следует изучить ее взгляды на многие жизненные вещи. В этом плане могут достаточно неплохо помочь цитаты из ее высказываний. Здесь они приведены не точно, но основные мысли, которые хотела донести ими Майя, переданы по сути.

В одном из своих изречений Плисецкая сетовала на то, что никогда не любила изнуряющие тренировки и репетиции. С ее слов, благодаря этому ей удалось продлить свою сценическую деятельность, так как ноги у балерины были не измученные.

Никогда не любила Майя и лишние слова, а желала все доказывать конкретными поступками.

Плисецкая полагала, что самым важным в искусстве является тот момент, который будет трогать душу зрителя. Если его нет, то деятельность балерины или актрисы бессмысленна.

В мировоззрении Майи не существовало разделения людей на расы и народы. Она лишь считала, что человечество разделяется на добрых и злых людей, причем хорошие личности - это своеобразный подарок с Неба.

Благодаря своим долголетним наблюдениям, Майя сделала четкий вывод, что бездеятельность губительна для человеческой фигуры. Если люди будут постоянно лежать на диване и ничего не делать, то они станут ленивыми и потеряют хорошую форму тела.

Плисецкая понимала, что от естественного процесса старения и образования морщин на лице никуда не деться. Но рекомендовала людям до последнего бороться со старостью и оттягивать данный процесс как можно дольше.

Краткая биография Майи Плисецкой, личная жизнь, дети, муж - это все всегда интересовало ее поклонников. Пришло время поговорить и об этом.

Майя Плисецкая. Биография, личная жизнь, дети

Первый брак Плисецкой оказался неудачным, ведь в замужестве с Марисом Лиепой она прожила всего три месяца, после чего пара вынуждена была расстаться.

Однако в 1958 году Майя выходит замуж во второй раз. Ее спутником по жизни стал композитор Родин Щедрин. Таким образом был создан своеобразный творческий семейный дуэт. Причем Родин был понимающим и любящим супругом, который никогда в жизни не требовал от Майи бросить балет. Он прекрасно понимал, насколько большое значение в жизни занимает ее любимое занятие.

Как признавалась сама Майя, Щедрин был главным ее вдохновителем на творческие свершения, он придавал ей моральные силы для сложных балетных танцев, всегда поддерживал ее добрым словом.

Детей у Майи Плисецкой и Родиона Щедрина никогда не было, так как балерина отвергла идею о потомстве как таковую. Несмотря на то что изначально Родион был не в восторге от этого решения своей супруги, он вынужден был его принять как должное и смириться. Фактически, он никогда не перечил своей жене и всегда старался быть для нее настоящей мужской опорой по жизни.

Книги о выдающейся балерине

О таких известных людях, как Майя Плисецкая, пишут книги и снимают документальные и художественные фильмы. Не стала исключением и выдающаяся балерина СССР.

Среди наиболее популярных книг, которые пользуются огромной славой среди читателей, выделяют литературные труды «Я, Майя Плисецкая», а также «Тринадцать лет спустя».

В книге «Я, Майя Плисецкая», написанной самой балериной в 1994 году, повествует о ее широком творческом пути и обо всех творческих достижениях. Также в ней приведены подробные разъяснения, почему всемирная слава Большого театра России постепенно идет к упадку.

Во второй своей книге «Тринадцать лет спустя» Плисецкая затрагивает события, которые произошли за период с 1993 по 2006 год. Фактически это книга с воспоминаниями от легенды балета. Излагает все события Майя в своей работе весьма четко и интересно для читателя. Весь свой профессиональный опыт и знания она решила оставить для будущих поколений в виде этих двух книг, с которыми обязательно стоит ознакомиться всем поклонникам артистки.

Роль Плисецкой в мировой истории балета

Роль Майи Плисецкой в истории мирового балет очень велика, ведь она стала одной из главных фигур в данной сфере деятельности в ХХ веке. Реализовав свой огромный творческий потенциал, она показала, насколько талантливые люди проживали в ту эпоху, и что даже все жизненные неурядицы не способны помешать человеку со временем достичь тех вершин, к которым он стремится.

На балерину Майю Плисецкую будет равняться еще не одно поколение современных балерин, которые также мечтают о подобной славе. О ней даже при жизни артистки слагались целые легенды, которые стали еще больше значимые после ее смерти, которая выпала на 2 мая 2015 года. Легенде балета в тот момент шел уже 90-й год. Плисецкая прожила интересную и неординарную жизнь, о которой есть что рассказать и вспомнить.




Top