Биография марины семеновой. Дружба между ученицей и педагогом

Она, безусловно, женщина столетия, как Грета Гарбо и Марлен Дитрих. С тем счастливым отличием, что по сей день здравствует. А еще несколько лет назад активно работала, репетиторствовала в Большом театре. Про Семенову сказано и написано много восторженных слов. Сама же она всю жизнь категорически отказывалась от интервью, не изменив своему правилу и накануне очередного юбилея. К счастью для поклонников "непарадных" образов, у Марины Тимофеевны есть дочь - тоже балерина и педагог, заслуженная артистка России Екатерина Аксенова. Обозревателю "Известий" она рассказала о Семеновой - женщине, матери, бабушке.

вопрос: Сейчас все пишут воспоминания. Марина Тимофеевна что-то надиктовывает?

Ответ: Нет, и ни разу в жизни этого не делала. Сколько бы ее ни просили, она никогда не говорила о себе. Ее личная жизнь никого не касается. Она прежде всего великая балерина и великий педагог. Для меня мама - абсолютный авторитет в педагогике и репетиторстве классического танца. Я всю жизнь учусь у нее.

в: Тогда начнем с педагогики. В чем состоял педагогический секрет Семеновой?

О: Она не убивала индивидуальность, но требовала исключительной точности и музыкальности исполнения. Когда к ней приходила состоявшаяся балерина, она ее как бы лепила, помогала, так скажем, улучшить абрис. Была очень строга, в классе все стояли по струнке. При этом она всегда реагировала на настроение и физическое состояние своих подопечных. Если видела, что с человеком что-то происходит, всегда спрашивала, не случилось ли чего.

в: Семенову-педагога многие знают. А вот танцующая Семенова - уже легенда. Чем она брала?

О: Анатолий Петрович Кторов - а мхатовцы во главе с Немировичем-Данченко были ее поклонниками - говорил так: "Выходит на сцену Семенова, и вы больше никого не видите". На сцене она была царицей, да и в жизни у нее всегда были царственные манеры. Не хотите, а обратите внимание. Я помню, как в начале 1950-х она танцевала "Лебединое озеро". Когда мы вышли после спектакля, от Малого театра до Пассажа сплошь стоял народ - вообще прекратилось всякое движение. В то же время спектакли специально на нее никогда не ставили, кроме единственного - "Барышни-крестьянки", и премьер не давали. Это последствия 1937 года, когда расстреляли ее мужа Льва Карахана (посла СССР в Турции. - "Известия"). Она не любит это время вспоминать. У нее был наготове чемоданчик на тот случай, если за ней придут. Тогда ее не тронули. Хотя народную артистку СССР она получила только в 1975 году, когда все ее ученицы уже имели это звание. А большинство наград к ней пришло, когда у власти оказались Горбачев, а затем Ельцин.

в: На фотографиях Марина Тимофеевна выглядит очень элегантно. В то же время Александру Васильеву - коллекционеру моды - она сказала, что блузками, юбками, рюшками никогда не интересовалась. Это правда?

Лучшие дня

О: Рюшки - не самое главное в ее жизни. Она не пропадала с утра до вечера у портних и косметологов. И не боялась выйти просто одетой - корона с головы не падала. Но я помню и невероятные шляпы, и шикарные туалеты. На одном из приемов все замерли, когда она в золотом платье спускалась по лестнице. Мама умела себя подать, умела казаться красивой, хотя по большому счету красавицей никогда не была.

в: По этому поводу Суламифь Мессерер с обидой говорила, что вот, Семенова внешне ничем не примечательна, а мужчин вокруг огромное количество...

О: Да, женственна она была невероятно. У нее внутри горел какой-то огонек, и мужчины, конечно, обращали на нее внимание.

в: Один из них - знаменитый чтец Всеволод Аксенов - ваш отец. Якобы Семенова сказала: "Хочу родить ребенка от красивого мужчины". Вам что-нибудь известно об этой истории?

О: Я не знаю, где и как они познакомились. Но знаю, что какое-то время у них был серьезный роман. При том что Всеволод Николаевич был женат. Потом началась война, и он вернулся в семью. Когда я стала постарше, я в этой семье бывала. Неда, его жена, относилась ко мне по-доброму. Маму в детстве я почти не видела. Она постоянно работала. Летом, во время отпуска, моталась с гастролями по стране, зарабатывала на жизнь. Потом сказала мне, что проехала чуть ли не 64 города. Квартиру на Тверской она на эти деньги и купила. Когда мама ушла со сцены, естественно, общения стало больше. И сложностей тоже. Она человек жесткий, может убрать человека из своей жизни только из-за того, что ей не понравилось его мнение. Если мама говорит на красное, что это черное, значит, так оно и есть. Мы не противоречим. Я первый раз возразила ей, когда мне исполнилось 35, но она замечательно среагировала, сказала: "У тебя характер посильнее, чем мой". Замуж я вышла ей назло, но не жалею. У меня потрясающие сыновья, а она потрясающая бабушка. Так бывает: детям - ничего, а внукам - всё.

в: Как собираетесь отмечать юбилей?

О: В семейном кругу. Придут внуки, правнуки, устроим небольшой праздник. 12 июня в Большом театре намечается вечер в честь Семеновой. Меня и детей - семью, которой она так гордится, - пока никто не звал, хотя мне кажется, что пора.

в: Журналисты, фото- и видеосъемка будут на вашем торжестве? А то ходят слухи, что вы Марину Тимофеевну от всех скрываете.

О: Знаете, сто лет - не пятьдесят. Мама сейчас не принимает гостей. Она может замечательно с вами поговорить, но на это у нее уходит слишком много сил. Сейчас принято показывать старых и немощных. Мы этого не хотим, да и мама никогда не позволит себе показаться не в идеальной физической форме. Все знают ее - великолепную, сильную, энергичную. Пусть такой и запомнят.

Секрет их молодости

100 лет Марины Семеновой - завидная дата, однако долгожительством в балетном мире никого не удивишь. Анна Павлова, умершая от пневмонии в 49 лет, Рудольф Нуреев, скончавшийся от СПИДа в 54 года, и Александр Годунов, которого алкоголь и наркотики погубили в 45, - исключение. Большинство танцовщиков до преклонных лет сохраняют достойные физические кондиции и светлую голову. Мариус Петипа в 90 лет правил Императорским балетом. Игорь Моисеев в 101 год руководил Ансамблем своего имени. 81-летний Юрий Григорович вернулся в Большой театр. А его сверстница Майя Плисецкая выглядит притягательнее любого секс-символа. На первый взгляд - парадокс. Ведь дело-то изнашивающее, травмоопасное. Недаром балетные уходят на пенсию в 38-40 лет - раньше, чем военнослужащие и работники вредных производств. А живут намного дольше.

Мнения по этому поводу расходятся, но в одном эксперты единодушны. Постоянная физическая нагрузка, отсутствие лишнего веса и самодисциплина - вот залог балетного долголетия. Уже покинув сцену, люди верны раз и навсегда заведенному ритму и поддерживают себя в отличной форме, что называется, на автомате. Не переедают ("сижу не жрамши", - говорит Плисецкая) и не забывают про ежедневный экзерсис (Галина Уланова даже хотела описать для потомков свою специальную гимнастику).

И еще одна причина. Старение - это утрата свежести чувств и постоянное ощущение дежавю. Танцовщикам подобные напасти не грозят. Для них, с малолетства закрытых в рамках балета, после сорока начинается вторая жизнь. Они заново открывают для себя мир и тем самым получают эмоциональный стимул к долголетию.

А вот распространенное суждение о том, что балерины живут долго потому, что отказывают себе в удовольствии иметь ребенка - мол, нервы целее и фигура сохраннее, - не более чем заблуждение. Балетные рекордсменки-долгожительницы - счастливые матери семейств, бабушки и прабабушки. Тревоги материнства не помешали Тамаре Карсавиной дожить до 93 лет, Суламифи Мессерер - до 96, Матильде Кшесинской - до 99. Ну а сегодняшней юбилярше Марине Семеновой - до всех ста.

Балерина Екатерина Крысанова - прима Большого театра. Она считается одной из лучших российских танцовщиц своего поколения, тогда как факты частной жизни артистки остаются тайной для публики. Фото балерины Екатерины Крысановой и сведения о ее творческой и личной биографии помогут ближе познакомиться со звездой театра.

Детство

Год рождения балерины - 1985. Семья Екатерины не связана с миром искусства. Отец Крысановой в юности занимался спортивной гимнастикой и поощрял физическую активность дочери.

Екатерина с ранних лет была подвижным ребенком, любила зимние виды спорта и катание на санках. С 3 лет она проявляла способности к танцу. Мать Крысановой по совету педагогов отдала дочку в хореографическую студию. С этого момента началось профессиональное развитие будущей примы.

Образование

Школьные годы балерины прошли в Центре оперного пения Г. Вишневской (отделение танца) и в училище М. Лавровского.

В возрасте 16 лет Екатерина стала студенткой Государственной академии хореографии в Москве. Здесь Крысанова приобрела наставницу в лице Светланы Адырхаевой, которая является репетитором примы сегодня.

Способности Екатерины были отмечены несколькими призами в первые годы учебы. В 2001-2002 гг. она завоевала гран-при балетного соревнования в Люксембурге и третье место в конкурсе имени Вагановой.

Первой партией 17-летней студентки стала Лизетта в спектакле «Волшебная флейта».

Звездная карьера

Выпускница Московской академии хореографии была принята в штат Большого театра в 2003 г. 5 лет спустя Крысанова заняла место примы. Сегодня она сохраняет ведущее положение на главной сцене московского балета.

Екатерина востребована в постановках Большого театра. У нее насыщенный репертуар, в котором присутствует большинство ведущих партий В списке спектаклей с участием примы фигурируют «Дон Кихот», «Золушка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Лебединое озеро» и другие постановки.

Современная хореография Большого театра в исполнении Екатерины Крысановой - балет «Драгоценности». Спектакль Дж. Баланчина - фантазия о хореографических школах разных эпох и стран, представленных танцовщиками в «ювелирных» костюмах. Крысанова в образе Рубина отвечает за современный американский балет.

Екатерина не дает однозначного ответа на вопрос о любимой роли. Среди сценических героинь по характеру ей наиболее близка энергичная Китри из «Дон Кихота». Симпатия артистки находит подтверждение в отзывах балетоманов. Они отмечают достоверность жизнерадостного персонажа в исполнении Екатерины Крысановой.

Занимает ведущее место в профессиональной системе ценностей балерины. Для Крысановой традиции являются базой, на которой строятся физические способности и техника танцовщика. По мнению Екатерины, для артиста, качественно исполняющего классические элементы, нет ничего невозможного в авангардных постановках.

Театральные заслуги примы Большого театра удостоены нескольких наград:

  • 2008 г. принес балерине звание Заслуженной артистки Северной Осетии.
  • 2015 г. - театральная премия «Золотая маска». Екатерина получила приз в номинации за лучшую женскую партию в современном балете («Укрощение строптивой»).
  • В 2018-м событием года для Крысановой стало вручение государственных премий. Балерина названа Заслуженной артисткой России.

Работа за рубежом

Начиная с середины 2000-х балерина Екатерина Крысанова - частый гость на международных площадках. Оставаясь примой Большого театра, артистка работает с американскими, немецкими и французскими труппами.

С 2009 г. Крысанова часто гастролирует по Германии. В Англии она принимала участие в гала-концерте, посвященном памяти Галины Улановой.

Сотрудничество Екатерины Крысановой с балетом Монте-Карло осуществилось в спектакле «Укрощение строптивой». Хореограф труппы Жан-Кристоф Майо перенес постановку Большого театра на родную сцену и пригласил московскую приму выступить в роли Катарины.

«Отражения» - экспериментальный русско-американский балетный проект продюсера Сергея Даниляна. Современные хореографы поставили номера для молодых танцовщиков. Крысанова воплотила идею швейцарского автора Кэрол Армитаж о механике балета-модерн.

Екатерина открыта предложениям иностранных трупп о совместной работе. Мечта Крысановой - выступления на сценах Нью-Йорка, Милана и Парижа. Она считает зарубежные контракты интересным опытом, который необходим для творческого обогащения артиста. Однако карьера в Большом театре остается для Крысановой приоритетным направлением профессионального развития.

Медийные проекты

Балерина Екатерина Крысанова - редкий персонаж светской хроники и журнальных публикаций. Она отказывается от многих предложений о модных фотосессиях и интервью, поскольку считает их пустой тратой времени и сил. Крысанова соглашается на проекты, которые считает важными и интересными. Большинство из них связаны с балетом.

В 2011 г. Екатерина появилась в телешоу Ильи Авербуха «Болеро». Дуэты, составленные из профессиональных артистов балета и танцовщиков-любителей, соревновались за звание лучшей пары. Партнером Крысановой был фигурист Их тандем не завоевал первого места, но заслужил высокие оценки судей и зрителей за драматизм исполнения.

В 2015 г. Крысанова получила коммерческое предложение от бренда Freddy. Марка производит тренировочные костюмы и предоставляет одежду для репетиций ведущим балетным труппам мира.

Параметры фигуры и диета

Точные показатели роста и веса балерины Екатерины Крысановой остаются секретом для публики. Посетители театральных форумов дают положительную оценку техническому мастерству артистки, но не приводят данных о ее физических параметрах.

Фотографии примы выступают иллюстрациями к публикациям об эталонной фигуре современной танцовщицы. Статьи позволяют установить примерный рост балерины Екатерины Крысановой (меньше 180 см) и массу тела (около 50 кг).

Физические нагрузки танцовщиц на сцене - основной секрет поддержания формы. Балерина Екатерина Крысанова вес контролирует, но после напряженных репетиций разрешает себе послабления в диете, в которых признается подписчикам инстаграма.

Личная жизнь

Частная биография артистки остается за кадром. Балерина Екатерина Крысанова о личной жизни рассказывает мало. Звезда видит большую заслугу родителей в становлении своей сценической карьеры. Мама звезды - ее эксперт в вопросах одежды и цветовых сочетаний.

Из интервью 2017 года известно, что детей и мужа у балерины Екатерины Крысановой нет. Она не исключает появления собственной семьи в будущем. Екатерина считает рождение детей предназначением женщины. По мнению Крысановой, когда у прима-балерины есть ребенок, гордящийся знаменитой матерью, ее карьера обретает новый смысл.

Отдых и хобби

Работа на сцене поглощает большую часть времени балерины Екатерины Крысановой. Четкий режим с единственным выходным днем в неделю определяет ритм жизни танцовщицы на протяжении всей карьеры.

Редкие минуты отдыха Екатерина посвящает чтению и рукоделию. Хобби Крысановой - вышивание картин на пяльцах.

Балерина проводит отпуск на морском побережье в России или Европе. Рабочие гастрольные поездки не позволяют ей уделять много времени посещению музеев. На каникулах Крысанова совмещает расслабленный пляжный отдых с осмотром достопримечательностей.

Балерина в 2018-м

Сегодня творчество занимает главное место в жизни Екатерины Крысановой. Она исполняет партии в классических постановках Большого театра и участвует в экспериментальных спектаклях.

В апреле 2018 г. балерина появилась на международном фестивале Dance Open в Санкт-Петербурге. В паре с Игорем Цвирко она получила награду конкурса в номинации за лучший дуэт.

Екатерина участвовала в китайском гастрольном туре Большого театра, который состоялся в мае 2018 г. На пекинской сцене она выступила в балете «Пламя Парижа».

Сейчас Крысанова поддерживает Vivat Theatre - проект танцовщика и хореографа Прима Большого театра занята в его постановке «Любовь есть везде» на музыку Игоря Стравинского.

Екатерина Крысанова - идеальное воплощение образа классической танцовщицы. Жизнь артистки подчинена требованиям сценического искусства. В своем творчестве Крысанова сохраняет и развивает традиции русской балетной школы. Заслуги Екатерины перед отечественной хореографией принесли ей статус примы лучшего театра страны и находят признание на государственном уровне.

Некоторые товарищи полагают, что короткое стихотворение исполнять значительно легче и проще, чем прозаическое произведение. Такая точка зрения мне кажется неверной хотя бы потому, что увлечь своих слушателей и создать в их творческом воображении впечатление, которое их волновало бы, конечно, во много раз сложнее исполнением отдельного стихотворения, чем произведением с последовательно развивающимся сюжетом, не осложненного к тому же условностями стихотворной формы. Часто молодые чтецы берутся за стихи, недостаточно подготовившись, соблазняясь их благозвучностью и мнимой "легкостью" их исполнения.

Правда, чтецов привлекают стихи не только этими верно или неверно понимаемыми свойствами. Любое значительное событие, свидетелями которого мы являемся, неизмеримо быстрее и лаконичнее отражается в нашей поэзии, чем в художественной прозе. Созданию и запуску на Луну космической ракеты на другой же день были посвящены десятки стихотворений, в то время как повесть или тем более роман на эту же тему должен создаваться значительное время. Тема мира и дружбы между народами также неизмеримо шире - в смысле количества напечатанных произведений - отображена в стихах, нежели в прозе. Словом, оперативность стихотворных произведений, естественно, является одним из решающих стимулов для привлечения внимания наших чтецов. Но это лишь подтверждает насущную необходимость серьезной работы, обеспечивающей успех исполнителя.

Мне много раз - и в книге "Искусство художественного слова" и в различных статьях - приходилось напоминать молодежи о решающем значении выбора произведения. Очень важно правильно выбрать литературный материал для работы. При этом необходимо учитывать не только художественную ценность и полезность произведения, но и свои исполнительские возможности. Нередко способные молодые чтецы, пренебрегающие этим условием, не имеют успеха вовсе не из-за того, что материал неудачен или что они не сумели понять его, а исключительно в силу несоответствия этого материала их артистическим данным. Нужно понять, что чтец читает от своего лица и никакая характерность, так органически свойственная драматическому актеру, не поможет благополучному выявлению исполняемого им произведения, если его артистические качества не соответствуют характеру данного произведения.

Часто молодой начинающий чтец, поспешно отобравший материал для работы, быстро охладевает к нему - избранное произведение перестает его волновать, вызывать в нем творческую энергию, надоедает ему и становится скучным, неинтересным. Это случается почти всегда и со всеми, когда произведение слишком быстро и безотчетно понравилось исполнителю и он не захотел (или не смог) подробно в нем разобраться.

Когда мы берем литературный материал для работы, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими мыслями, какой идеей волнует над данное произведение. Часто случается, что нас увлекает какая-то частность, деталь: образ, монолог, сцена, описание происходящего события, притом не всегда главного, решающего для темы произведения. И хотя такое увлечение вполне закономерно, этого не следует делать потому, что в каждом произведении исполнитель должен почувствовать и понять основную движущую идею, предложенную автором, а также четко поставить перед собой определенную активную цель: что я хочу передать мои слушателям? Какую мысль и переживания хочу вложить в их сердца и сознание? Какие эмоции и мысли я хочу вызвать у них в результате прочитанного? Без таких четких задач смысл и воспитательное значение искусства неизбежно стираются, и творческий труд чтеца перестает быть плодотворным, полезным, оправданным. Следовательно, для того чтобы этот творческий труд не пропал "вхолостую", необходимо выбирать такой материал для работы, который по-настоящему волновал бы самого исполнителя, а не только "понравился" какой-нибудь частностью, сумел бы мобилизовать все чувства и мысли, стал бы необходимым ему в данный момент для работы и, кроме этого, соответствовал бы его внутренней сущности и артистическим данным.

Если идея произведения далека от интересов, которыми живет современное общество, то это, естественно, способствует тому, что материал сравнительно быстро наскучит и перестанет быть "кровью и плотью" чтеца. И, напротив, когда идеи, раскрываемые в данном произведении, совпадают с теми идеями, которыми живет народ и сам исполнитель, - такое произведение вызывает вдохновение, неизменное стремление к работе над ним и не может сделаться "скучным", надоевшим и отжитым.

Все это в равной степени относится и к выбору классического произведения, ибо и в нем важно отыскать и полюбить положительную идею, способную ответить на волнующие вопросы современного общества в самых различных областях нашей жизни - духовной, общественной, производственной и семейной... Иными словами - прочесть и передать аудитории классическое произведение с точки зрения современного человека. Разумеется, это касается не только гражданской лирики, отражающей общественную жизнь народа, но и лирики, так называемой любовной, в которой поэтом выражены глубокие и мужественные переживания человеческой личности. Такое раскрытие классического произведения делает его исполнение не только возможным и допустимым, но и безусловно желательным. Работа над стихотворением классического произведения полезна и как материал для правильного и непосредственного овладения стиховыми размерами, метрикой, потому что классические стихи - за очень немногими исключениями - всегда выявляли форму стиха в чистом виде, не нарушали, как правило, размера всевозможными изменениями, которые привносило в поэзию дальнейшее развитие стихосложения.

Мы условились о принципе выбора литературного произведения и теперь вправе перейти к анализу, то есть к подробному разбору этого произведения, чтобы проследить правильность нашего выбора и выявить главную мысль, основную идею. Для этого необходимо добросовестное и по возможности более полное ознакомление с самим автором, с эпохой и окружающим автора обществом, стремлениями и идеями, характеризующими его творчество, основными темами и его главных произведений, критическими отзывами на них, высказываниями автора об искусстве в записках, дневниках, письмах - словом, со всем тем, что помогает ясному представлению сущности, мировоззрения, темперамента и системы мышления автора. Например, если чтец берет для работы одну из поэм Некрасова или отдельные стихотворения поэта, то как много могут подсказать следующие строки некрасовского письма: "... нас ведь вдохновляет русский народ, русские поля, наши леса; без них, право, нам ничего хорошего не написать... А главное, на русских писателях лежит долг по мере сил и возможностей раскрывать читателям позорные картины рабства русского народа".
(А.Я. Панаева. Воспоминания, Гослитиздат, 1948, стр. 221)

Это трудоемкий и не допускающий спешки процесс познавания автора помогает не только найти и наметить основную идею произведения, но и "сближает" исполнителя с автором, заставляет его полюбить. А для того чтобы ответственно приступить к оценке (и затем к трактовке) его произведения, недостаточно знать автора, нужно непременно почувствовать и полюбить его как близкого друга. Только тогда ваша работа будет проникновенна.

Так произошло и со мной, когда я впервые начал готовить пушкинские программы. Внимательно изучая биографию Пушкина, высказывания его друзей и врагов и, разумеется, его произведения, я со всей искренностью полюбил этого чудесного человека - полюбил его душу, его неукротимую жажду творчества, его страстное отношение к жизни. Он сделался моим братом, ближайшим другом, раскрывшим передо мной свое огромное, горящее сердце. Он стал моим учителем, помогавшим работать. С годами я не раз заново перечитывал его стихи, переоценивая их, по-иному к ним относился. Но эта близость, это счастье сближения с ним сохранились на целую жизнь, упрочиваясь каждый год, каждый месяц, каждый день, проведенный за работой над его всегда по-новому раскрывающимися стихами. То же ощущение невероятной близость утвердилось во мне и в отношении произведений Лермонтова, Грибоедова, Гоголя и многих других поэтов и прозаиков, над которыми я работал в течение своей многолетней творческой жизни. Лермонтова я полюбил с самого детства. Но настоящее глубокое чувство к нему оформилось значительно позднее. Все новые исследования о нем заставили по-новому перечитать его поэмы и стихи, в которых, может быть, значительно сильнее, чем обычно бывает это у лириков, угадывается его личность, его одинокая и обиженная судьба, его скрытая и неукротимая воля. Пониманию его стихов мне во многом помогла поездка в Тарханы, имение его бабушки, где протекало детство поэта.

И совсем по-иному происходило мое "сближение" с Маяковским. Довольно долго читал я стихи Маяковского (еще будучи юным актером Московского Малого театра), но глубоко и сознательно полюбил его только после того, как сравнительно близко узнал его в жизни. Сначала мне казалось, что стихи, которыми мы тогда увлекались, резкие, подчас нарочито грубые, вызывающие, своим суровым и непримиримым содержанием характеризуют не только поэзию, но и весь его облик, отношение к окружающим людям, к литературе, художникам - поэтам и чтецам и т.д. Долгое время я не мог примириться с этой, как мне казалось, нарочитой прямолинейностью, грубостью, категорическим неприятием в искусстве и литературе всего, что органически не связано с его личными взглядами. И, вероятно, в силу этого ощущения мне не всегда удавалось воспроизведение его стихов на эстраде.

Но стоило мне узнать Маяковского в жизни (а мне посчастливилось незадолго до его смерти провести с ним целое лето на Черном море), по-настоящему понять его человечность, как я полюбил его и ясно почувствовал необходимость его непримиримого творчества. А та "прямолинейная грубость", что смущала меня поначалу, приобрела в моем восприятии противоположные качества. И эти качества влекли с каждым годом, с каждым прочтением его литературного наследства все яснее и глубже к верному пониманию замечательного мыслителя и поэта. И много лет уже мне приносит настоящую, глубокую радость, когда после своего выступления со стихами Владимира Маяковского мне приходится слышать от людей, всегда чуждавшихся его поэзии: "Вы знаете, сегодня мы наконец поняли, что Маяковский большой поэт, и теперь мы совсем иначе к нему относимся". Надо сознаться, что, впервые читая Маяковского на заре своей чтецкой жизни, я не избежал той "массовой" болезни (этим заражены еще до сих пор многие исполнители поэзии Маяковского), когда его стихи не прочитываются нормальным голосом с человеческой интонацией, а "орутся в басовом ключе"...

Конечно, далеко не всегда удается найти обширные материалы для изучения творчества автора. Но надо помнить, что главным и окончательно решающим условием работы остается подробное и многократное изучение самого произведения. Только после того как станут понятными до конца основные идеи и творческие желания автора, становятся ясными задачи и мысли произведения.

Выбор чтецом того или иного произведения для работы определяется прежде всего той идеей, которую оно в себе несет. И, по существу, работа с текстом начинается с того момента, когда чтец ответил на следующие два вопроса:
1) что в данном произведении является самым важным?
2) для чего я буду читать его с эстрады?

Итак, первое с чего надо начинать работу, - это определение главной мысли, идеи произведения.

Когда первая задача успешно решена, можно приступить к следующему разделу работы. Нужно ответить уже на вопрос: что я хочу сказать своим слушателям, читая данное произведение, для чего я буду его исполнять? Какими мыслями и чувствами хочу наполнить сознание и сердца своих слушателей. Пожалуй, этот период подготовительной работы наиболее интересный и творческий.

Для того чтобы ответить на второй вопрос, то есть определить исполнительскую задачу, необходимо установить свое творческое отношение к авторскому замыслу. Творческое отношение не может возникнуть без предварительного логического разбора произведения. (Ниже, на конкретном примере прочтения текста стихотворения Пушкина "Желание славы", я остановлюсь на логическом разборе подробно.)

Чтобы серьезно увлечь аудиторию, "заразить" ее своей мыслью и эмоцией, нужно превратить авторский текст в свои собственные слова. Только своими собственными словами и чувствами возможно действовать, а художественное чтение есть прежде всего действие, активное, целеустремленное действие. Автор в своем произведении раскрывает основные положения: характеры людей, их взаимоотношения и поступки; события, свидетелями которых эти люди являются и которые влияют на их поведение; рисует определенный исторический, социальный фон и перспективу развития их жизни; оправдывает одних персонажей и осуждает других; и, наконец, создавая различные психологические конфликты, приводит к определенным выводам, вскрывающим задуманную им мысль, идею, возникающую на основе постепенного изложения всего текста.

Каждый читатель книги по-своему воспринимает прочитанное, делает свои субъективные заключения, выносит определенное впечатление. Существенные особенности этого впечатления зависят не только от того, в какой мере и чем именно сумел убедить его автора, но и его (читателя) собственным отношением ко всему им прочитанному. Вот это-то личное отношение к прочитанному в работе чтеца и есть та основа, на которой намечается сначала подсознательно, затем все яснее и обоснованнее - творческая трактовка, являющаяся необходимым условием творческого раскрытия произведения и слушателя.

Оценки отдельных частностей и характеров постепенно складываются в общее единое отношение к главным авторским положениям. Это творческое отношение должно зарождаться целиком из авторских предпосылок, но это обстоятельство ни в какой степени не должно лишать исполнителя свободы его субъективных суждений. Соразмерно с творческим отношением - так же вначале подсознательно, а затем по сознательной воле чтеца - созревают и внутренние представления.

"Без представления нельзя высказывать свои суждения", - говорил Станиславский.

Когда мы в жизни произносим слова, мы всегда представляем себе то действие или тот предмет, которые они обозначают. И прежде чем произнести эти слова, мы видим перед собой их содержание. Когда мы рассказываем что-нибудь своим собеседникам, мы постоянно видим "внутренним глазом" все то, о чем говорим. Когда же слушаем чей-то рассказ, то чем талантливее рассказчик, тем ярче мы представляем его образы. То же самое происходит и на литературной эстраде. Чем ярче, яснее представляет себе исполнитель "картину" того, о чем он читает, тем убедительней звучат его слова и тем живей они воспринимаются аудиторией.

Если сам чтец недостаточно видит те образы, которые он хочет передать своей аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут "увидеть" и слушатели, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетаниями звуков, обозначающими понятия, но смысл этих понятий и их значение выявлены не будут.

Итак, на основе активного отношения зарождаются внутренние представления, без которых исполнение было бы безжизненно и скучно.

Эти представления решительным образом влияют на установление действенного подтекста. (Не следует смешивать этот подтекст с тем внутренним устремлением, которым движется творческая фантазия автора в момент создавания произведения.) В момент исполнения для чтеца существует единственный подтекст - подтекст, подсказанный его прочтением произведения, его представлениями.

Исполнитель, установив свое личное отношение к образам и явлениям, видит все эти образы в том очертании, в том движении, которое подсказано его фантазией, возбужденной его личными творческими оценками и отношением. А поскольку все представления становятся у исполнителя его "собственными", то, естественно, и слова, порожденные этими представлениями, точно так же становятся постепенно не заученными, а "собственными", своими.

Необходимо направить свою волю к тому, чтобы слушатели увидели внутренний образ именно таким, каким в данном случае он представляется исполнителю. Чтец обязан активно вмешиваться в воображение своих слушателей и активно навязывать им свою волю, свои решения.

Искусства чтеца - это искусства поэта и агитатора трибуна, друга и товарища своих слушателей, помогающего разобраться в читаемом произведении и не менее активно убеждающего их своей, единственно верной трактовкой.

Достаточно усвоив все вышесказанное и вдумчиво проверив все предложения в практической подготовке, мы можем перейти непосредственно к моменту работы над стихотворным произведением. Но прежде чем начать работу над поэтическим произведением, необходимо ясно понять: что же такое стихи и чем они отличаются от прозаических произведений.

К стихотворной форме общения прибегают тогда, когда возникающие мысли и чувства требуют возвышенных, поэтических слов. Обычная прозаическая речь кажется тусклой, будничной, недостаточно выразительной, и необходима более яркая, более стройная и более возвышенная форма речи.

Основные размеры принятого в русской поэзии силлаботонического стихосложения (фиксирующего в стихе количество и точное чередование ударных и неударных слогов*) чтеца важно запомнить, почувствовать их ритмическую основу, помогающую освоить и передать характер произведения. Ведь каждый размер имеет свое звучание, а следовательно, и свое отличительно средство выражения мысли. И нужно запомнить не только названия этих размеров, но и приметы, которые помогут чтецу самостоятельно разобраться в метрике любого стихотворения. Основные размеры следующие.

* Сочетание ударного и неударных слогов называется стопой. По количеству стоп стих (стиховая строка) бывает двухсложным, трехсложным, четырехсложным и т.д. Стопа - основной элемент стиха.

Двусложные
хорей (v -) с ударением на первом слоге стопы,
ямб (- v) с ударением на втором слоге.

Трехсложные
дактиль (v - -) с ударением на первом слоге стопы,
амфибрахий (- v -) с ударением на втором слоге и
анапест (- - v) с ударением на третьем слоге стопы.

Примеры:
Хорей - Буря мглою небо кроет...
Ямб - Садок вишнёвый возле хаты...
Дактиль - С озера веет прохлада и нега...
Амфибрахий - Сижу за решёткой в темнице сырой...
Анапест - Как в ненастные дни собирались они...

Основные стихотворные метры, которые я перечислил, должны быть точно освоены, прочно войти в память, в чувство ритма, чтобы потом, работая над стихами и занимаясь звуковыми и ритмическими особенностями поэтической формы, то есть более сложными компонентами стихотворной строфы, не приходилось бы отвлекаться изучением основных элементов стиха.

Чтец, исполняющих стихи, совершенно так же, как и исполнитель прозаических произведений, обязан прежде всего выразить мысль, заложенную в данном стихотворении, передать определенное настроение и "заразить" воображение аудитории самим содержанием. Если стихи, при всех их достоинствах, будут передаваться чтецом без увлекательной мысли, без ясного и активного отношения самого исполнителя к тому, о чем он читает, без отчетливого и правильного подтекста, о котором речь шла выше, - такое чтение вслух далеко еще не будет художественным, и вряд ли слушатели способны будут долго переносить подобную декламацию. Стихи должны произноситься так, чтобы, по-первых, понятно и убедительно раскрывалась целеустремленная мысль содержания и, во-вторых, чтобы внимание слушателей не отвлекалось от этой мысли слишком подчеркнутой скандировкой стиха. И в то же время нельзя забывать о том, что звуковая своеобразность произносимых стихов не должна пропадать.

Работа над стихотворным текстом должна начинать уже после проведения логического разбора, то есть освоения смысловой основы произведения, и непременно по изучении своеобразных норм стихосложения, ознакомления со стихотворной звукописью, метрикой и ритмическими закономерностями стиха.

Своим ученикам я неизменно советую, прежде чем они начнут работу над стихами, овладевать сложным процессом логического разбора над прозаическим материалом. Все предварительные работы чтеца, как то: логическое прочтение текста; проявление творческого отношения, основанного на логике мыслей; трактовка произведения, вытекающая из этого отношения; подтекст, порожденный своими собственными представлениями или "видениями", и, наконец, словесное действие, завершающее всю предварительную работу и являющееся собственно художественным чтением, - все это целесообразнее сначала проводить над прозаическим материалом, который легче и органичнее усваивается, так как не требует дополнительного внимания и отвлечения стихотворной спецификой.

Поспешное и преждевременное стремление к исполнению стихотворных произведений без достаточной предварительной подготовки очень часто лишает молодого чтеца умения разбираться в элементарных правилах нашего искусства и так же часто приводит к пустой - пускай и мелодичной - декламации, которой мы определяем чтение без мысли, без задач, без действия.

Такие мастера стиха, как В.И. Качалов и В.Н. Яхонтов, в совершенстве владевшие стихотворной формой, начинали свои профессиональные выступления на эстраде с прозаическими произведениями. Я уверен, что это, несомненно, помогало им в органическом освоении последовательности творческой подготовки, и поэтому их исполнение стихотворных произведений постоянно увлекало теми внутренними - смысловыми и эмоциональными - раскрытиями, которые составляют основу искусства художественного слова.

После того как в результате работы над прозой появится известный навык, методическая "привычка" разбора литературного материала, - те же принципы и практические приемы можно перенести в работу над стихотворением.

А теперь необходимо вернуться к последовательному и постепенному процессу работы чтеца над литературным и, в частности, над поэтическим произведением.

Стихотворные произведения бывают большие ("метражные") и короткие. К большим относятся романы в стихах ("Евгений Онегин" Пушкина), поэмы (поэмы Байрона), баллады (баллады Жуковского), эпические повествования ("Слово о полку Игореве") и сюжетные стихотворения ("Валерик" Лермонтова). Короткие стихотворения различаются по своим темам: гражданская и любовная лирика, песни, сатирические памфлеты, басни, элегии, эпиграммы; и по своей форме - стансы (стихотворение, состоящее из логически законченных строф; например, "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." пушкина); сонеты (стихотворение, состоящее из 14 строк: 2 строфы по 4 строки и 2 строфы по 3 строки с повторяющимися рифмами; например, "Сонеты" Шекспира); триолеты (восьмистишие, построенное на двух рифмах: аб аа аб аб; например, "Триолеты Любви и Вечности" Ив. Рукавишникова); терцины (трехстишие, "Божественная комедия" Данте); секстины (шестистишие, "Три пальмы" Лермонтова); октавы (восьмистишие, "Домик в Коломне" Пушкина) и др. Каждый из этих поэтических жанров имеет свой отличительный характер, свою отличительную манеру, и чтец, работая над стихами, не должен пренебрегать специфичностью жанра. Едва ли в этой статье необходимо задерживаться на разборе различных форм лирической поэзии. Но какого бы жанра стихотворение ни избрал исполнитель, важно помнить о том, что это произведение написано стихами, а не прозой.

Исполнение поэтических произведений обязывает чтеца к особому творческому режиму. Весь его организм, его нервы, его творческое внимание должны все время находиться в предельно мобилизованном состоянии, и малейшее отвлечение посторонней заботой катастрофически разрывает его живой контакт с аудиторией, и чрезвычайно трудно бывает после такого провала снова собрать необходимое внимание слушателей и сосредоточиться самому. Такое "вхождение в круг творческого внимания" впоследствии становится рефлекторным, но воспитывать в себе это свойство надо с самых первых шагов. Многие полагают, что, исполняя те или иные стихи, чтецу достаточно передать поэтичность произведения, передать в звучащих строках мастерство или лирический гений поэта. Я уже говорил, что это неверно. Необходима в первую очередь мысль, высказываемая данными стихами, и отношение к этой мысли самого исполнителя.

Легендарная балерина Марина Семенова, "самая танцующая балерина века", как ее называли критики и поклонники, сегодня днем ушла из жизни. Ей был 101 год. О кончине одной из главных прим русского балета всех времен сообщил гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов.

"Большой театр, как и весь русский балет, скорбит. Ушла легенда, с которой связаны лучшие страницы истории Большого театра. До последней минуты Марина Тимофеевна Семенова оставалась верна Большому театру, где вначале блистала как прима-балерина, затем была мудрейшим и необходимейшим педагогом. Фактически, самим своим существованием она определяла высочайшую планку русского балета", - заявил он.

Мария Семенова танцевала в Большом театре с 1930 по 1952 годы. Она исполняла партии в классических балетах, таких как "Лебединое озеро", "Жизель", "Баядерка", "Щелкунчик". После этого Семенова преподавала в Большом театре и Московском хореографическом училище (ныне Московская государственная академия хореографии).

Среди ее учеников и учениц множество знаменитостей, в том числе Майя Плисецкая, Николай Цискаридзе, Римма Карельская, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Нина Ананиашвили, Наталья Бессмертнова, Нина Сорокина, Светлана Адырхаева, Людмила Семеняка, Наталия Касаткина, Галина Степаненко, Надежда Павлова.

Краткая биография

Марина Семенова родилась в Санкт-Петебурге в 1908 году. С детства она посещала танцевальный кружок, затем поступила в Ленинградское хореографическое училище, которое закончила в 1925 году. После окончания училища в течение пяти лет она танцевала в Лениграде на сцене Государственного академического театра оперы и балета.

В 1930 г. балерина переехала в Москву, где началась ее двадцатидвухлетняя карьера в Большом театре. За это время Семенова исполнила партии в классических балетах, в том числе в балете "Лебединое озеро" Чайковского (Одетта-Одилия), "Жизель" (Адана), "Раймонда" Глазунова (Раймонда), "Баядерка" Минкуса (Никия), "Щелкунчик" Чайковского (Маша).

В 1935-1936 гг. Семенова выступала в Парижской национальной опере - в балете "Жизель" и в концертных программах. Также она снялась в фильмах "Концерт-вальс" (1941) и "Большой концерт" (1951). С 1952 г. Семенова занималась преподавательской работой.

Личная жизнь балерины сложилась не очень удачно. Первым супругом стал ее преподаватель и однофамилец Виктор Александрович Семенов. С ним она вскоре рассталась. Затем Семенова стала гражданской женой известного революционера и дипломата Льва Карахана. В 1937 г. он был арестован, приговорен к смертной казни и в тот же день расстрелян. У Семеновой также есть дочь от актера Всеволода Аксенова - Екатерина Аксенова, в прошлом тоже артистка балета Большого театра.

Причина смерти Екатерины Максимовой, известной советской и российской балерины, народной артистки СССР и лауреата Государственной премии СССР, волновала и до сих пор продолжает волновать множество неравнодушных к ее искусству людей. Для миллионов ценителей эта застенчивая, сдержанная и скромная в общении миниатюрная женщина навсегда осталась выдающейся личностью, величиной, с именем которой связан целый этап развития российского балета.

Максимова внесла огромный вклад в развитие балетного искусства и ее творческий дуэт с супругом - замечательным танцором Владимиром Васильевым, был одним из самых знаменитых на мировой сцене. Балету она посвятила полвека творческой деятельности, будучи выдающейся артисткой, а потом - талантливым педагогом.

Она получила свою первую высокую награду еще в 1957 г., будучи студенткой Московского хореографического училища и это была золотая медаль Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве. Эта награда - лишь начало длинного списка других, среди которых только государственных премий было четыре.

После окончания учебы, Максимову приняли в балетную труппу Большого театра, где молодая балерина начинала трудовую деятельность под руководством педагога-репетитора Галины Улановой.

Она обладала не только отточенной танцевальной техникой, но и изумительным драматическим талантом и уже в самом начале карьеры сумела покорить американцев, когда выезжала на гастроли Большого театра в Америку.

За годы своей деятельности, Максимова побывала в США, Канаде, Дании, Финляндии. Норвегии, Австрии, многих странах Европы. Она блистала на сценах «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке, «Ковент-Гарден» в Лондоне, «Гранд-опера» в Париже, «Ла Скала» в Милане, «Колон» в Буэнос Айресе и др.

Екатерина Сергеевна обладала целеустремленностью и характером настоящего бойца. Она сумела полностью восстановиться после тяжелой, как говорили врачи, - безнадежной для балерины травмы позвоночника и продолжать танцевать. В конце 70-х г.г. они с Васильевым выступали в прославленных зарубежных коллективах: в «Английском национальном балете», и театре «Сан-Карло», «Марсельском балете» и «Балете ХХ века» М. Бежара. Искушенная иностранная публика их обожала.

Под заботливой опекой Максимовой «выросла» целая плеяда артистов отечественного балета.

Брак Максимовой и Васильева тоже стал легендой: они прожили в семейном и творческом союзе почти 50 лет, познакомившись еще подростками, и для многих были символом вечной любви и преданности. В создании фильмов- балетов «Галатея», «Анюта», «Старое танго», «Травиата» Ф. Дзеффирелли и др., запечатлевших мастерство Максимовой, Васильев принимал самое активное участие как режиссер, хореограф и танцор.

В апреле 2009 г. прославленная балерина скончалась на 71 году жизни, во сне, и это обнаружила утром ее 94-летняя мать. Васильев в это время был в Неаполе. На вопрос, от чего умерла Екатерина Максимова, врачи дали ясный, исчерпывающий ответ: сердечная недостаточность.




Top