Биография поль сезанна. Поль сезанн краткая биография

Чем отличается просто талантливый художник от гениального? Бывает так, что человек с детства поражает всех своими художественными способностями, и окружающие пророчат ему блистательное будущее, но, вырастая, он становится лишь одним из многих. А бывает и наоборот: никто не видит в ребенке или молодом человеке ничего примечательного, но по прошествии какого-то времени все вдруг начинают замечать то, что он делает великолепно и гениально. Сезанн Поль относится именно к таким художникам.

Детство художника

Биография Поля Сезанна интересна и необычна. Впрочем, разве может быть обычной жизнь гениального художника? А началось все в конце 1839 года. Именно тогда, 19 декабря, во французском городке Экс-ан-Прованс появился на свет младенец, которому дали имя Поль. Отец будущего художника - Луи Огюст - был богатым человеком. Сначала он торговал а затем стал потихоньку давать деньги в рост и, быстро поняв преимущества такого бизнеса, открыл в городе собственное банковское дело.

Матерью Поля Сезанна была продавщица из шляпного магазина. Это была скромная и малообразованная женщина, но она любила сына до безумия и как могла оберегала от сурового нрава отца. Сохранилось единственное ее изображение на картине "Девушка за пианино", на которой мать Поля сидит на заднем плане с рукоделием в руках.

Характер у Сезанна-старшего был и вправду "не сахар". В городе его не любили, так как он прослыл жестоким и очень скупым человеком. Сезанн Поль тоже не любил своего отца и боялся его. Долгие годы он сильно страдал от своего зависимого положения в родительском доме. Но нужно признать, что, несмотря на строгость и суровый нрав, отец хорошо позаботился об образовании мальчика и отдал сына учиться в самую престижную школу города - колледж Бурбон.

Годы учебы в школе и формирование характера

Поль Сезанн был способным и прилежным учеником. Он прекрасно справлялся с математикой и очень любил писать сочинения. Особой страстью будущего художника была поэзия. Сезанн Поль выучил наизусть почти всего Вергилия и Гомера. У него была превосходная память, и даже спустя многие годы он мог свободно цитировать этих поэтов наизусть.

Удивителен тот факт, что школьные уроки рисования мальчик не то чтобы не любил, а боялся их, хотя и чувствовал в себе сильную тягу к искусству. В ту пору никто, включая самого Поля, даже и подумать не мог, что из него когда-нибудь выйдет настоящий художник. В школе его успехи в учебе неоднократно отмечали похвальными грамотами. Отец надеялся, что сын пойдет по его стопам и станет продолжателем семейного дела. Он заставил Поля после окончания школы поступить на юридический факультет в местном университете.

Непростые отношения в семье и внутренние противоречия оказывали не лучшее влияние на юного Сезанна. Он рос замкнутым и нелюдимым, таким он и остался на всю жизнь. Люди всегда раздражали художника, он всю свою жизнь избегал света и суеты и находил отраду и утешение только в живописи.

Дружба с Эмилем Золя

Единственным другом Поля Сезанна на протяжении многих лет был Они познакомились еще в младших классах школы, так как учились вместе. Детей сблизил один неприятный инцидент: маленького Золя постоянно дразнили в школе за то, что он сильно шепелявил, однажды одноклассники побили его, а Поль заступился за однокашника. Это положило начало их 40-летней дружбе.

Сезанн Поль очень ценил эти отношения, так как трудно сходился с людьми и, кроме Золя, друзей у него не было. Удивительно то, что Эмиль Золя очень любил в школе рисование и так преуспевал в этой дисциплине, что ему предрекали карьеру художника. А вот Сезанну, напротив, больше всего удавалось литературное творчество, и окружающие думали, что он будет писателем. Но все получилось наоборот.

После окончания школы Эмиль едет в Париж и настойчиво зовет Поля с собой. Но юноша не осмеливается ослушаться деспотичного отца и остается в своем родном городе. Но дружба продолжалась еще долго, до тех пор, пока Эмиль Золя не написал произведение под названием "Творчество", в главном герое которого - неудачнике и самоубийце - Сезанн узнал себя.

Обучение живописи

Вот и закончились школьные годы! Юный Сезанн по настоянию отца учится в университете, но вместе с тем он начинает посещать уроки живописи в местной школе-студии и даже оборудует собственную художественную мастерскую в поместье отца. Искусство все больше и больше увлекает его. Он всеми силами стремится в Париж, и наконец отец, поддавшись на настойчивые просьбы и уговоры, отпускает его в столицу.

Теперь Сезанн получает возможность обучаться искусству рисования и живописи в знаменитой академии Сюисса. Поль часто посещает Лувр, где усердно копирует картины великих художников: Рубенса, Делакруа, Тициана. Первые самостоятельные работы Поля Сезанна мрачные и романтичные, пронизаны влиянием творчества этих живописцев. С другой стороны, в ранних картинах Сезанна отобразились его сильные душевные переживания того периода.

Первые шаги в искусстве

Молодому художнику приходится тяжело в столице, общество не принимает его, считая этого провинциала слишком мрачным и неотесанным. Он уезжает обратно к отцу, пытается работать в его конторе, но затем вновь возвращается в Париж, потому что чувствует, что не может уже жить без живописи. Этот период метаний продолжался целых десять лет и сопровождался тяжелой депрессией.

Первые картины, которые художник выставлял в Парижских салонах, не принесли ему никакого успеха. Публика и критика не принимали его "странного", необычного взгляда на этот мир. В это время единственным человеком, который его поддерживал, был Эмиль Золя. Сезанн чудовищно много работал, пытаясь постичь секреты ремесла, но успех был еще впереди.

Знакомство с Камилем Писсарро

Шли годы, Поль Сезанн - художник и мужчина - минует первую бурю страстей, становится спокойнее и уравновешеннее. В его жизни происходит знаковое событие - знакомство с известным импрессионистом Камилем Писсарро. Этот художник дает Сезанну совет сделать свою палитру более светлой, учит его технике раздельного мазка. Этот период творчества Сезанна - с 1872 по 1879 гг. - можно назвать импрессионистическим.

Основным жанром этого времени был пейзаж. Сезанн Поль и Писсарро часто работают вместе над одними и теми же мотивами, правда, средства при этом они используют разные. Несмотря на сильное влияние импрессионизма и Писсарро на его творчество, Сезанн так и не стал полным приверженцем этого

Ему были чужды стремления импрессионистов показать сиюминутное состояние окружающего мира, его изменчивость и зыбкость. Он скорее воспринимал окружающую среду, как нечто незыблемое, подчиненное строгой гармонии. Геометрия пространства никогда не перестанет играть для него важную роль.

Личная жизнь художника

Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. Как уже было сказано, Сезанн имел мало привязанностей, он был мизантропом, избегал людей, новых знакомств и женщин. И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. Ее звали Мария-Гортензия Фике, она подрабатывала натурщицей и была на 11 лет младше художника. Сезанн женился на девушке и впоследствии она послужила ему моделью для более чем сорока картин. В 1872 году Гортензия родила Полю сына. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн - в своем имении в Провансе, а Гортензия - в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро.

Картины Сезанна

Поль Сезанн, творчество которого оставило глубокий след в сердцах современников, был настоящим отшельником и трудоголиком. Он оставил после себя более 800 картин, написанных маслом. И это не считая множества рисунков и работ, выполненных в технике акварели, которой особенно увлекался в последний творческий период Поль Сезанн.

Вот названия некоторых самых известных его картин: "Мост в лесу" (1880 г.), "Дома в Провансе близ Эстака" (1882 г.), "Море в Эстаке" (1885 г.), "Портрет мадам Сезанн" (1887 г.), "Вид Гарданны" (1886 г.), "Гора св. Виктории" (1890 г.). Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Когда-то в школьные годы, получив от Эмиля Золя в подарок корзинку с яблоками, он произнес фразу: "Яблоками я покорю Париж". Это восклицание ребенка стало пророческим. Через много лет его многочисленные великолепные натюрморты с яблоками действительно покорили столицу Франции.

Маэстро работал в разных жанрах. Наряду с пейзажами и натюрмортами, у него есть множество и жанровых картин, в основном написанных маслом.

Последние годы жизни

В последние годы жизни художник был болен сахарным диабетом, но по-прежнему много и плодотворно работал. Только в конце творческого и жизненного пути к Сезанну пришел успех, которого он, правда, не искал. Живописец был настоящим затворником, презрительно относился к мирской суете и жил, боготворя лишь святое искусство.

Многие искусствоведы считают, что творчество этого мастера живописи, его художественные находки и сама личность были столь грандиозны и масштабны, что все это вкупе оказало огромное влияние на многие последующие поколения живописцев. Поль Сезанн, краткая биография которого изложена в этой статье, скончался в возрасте 67 лет, в октябре 1906 года. Сейчас его картины стоят миллионы долларов, и их стоимость с каждым годом стремительно возрастает. В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы.

Работы Поля Сезанна в России

В разных музеях нашей страны находится немало работ французского постимпрессиониста. В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, можно увидеть его натюрморты "Фрукты", "Букет цветов в вазе", пейзажи "Большая сосна близ Экса", "Голубой пейзаж", "Гора св. Виктории". Там же можно увидеть, как выглядел Поль Сезанн - "Автопортрет в каскетке", написанный художником между 1873-1875 гг., тоже находится в Эрмитаже. В Москве, в ГМИИ, в постоянной экспозиции выставлены живописные полотна "Пьеро и Арлекин", "Мост на Марне в Крейтеле", "Дорога в Понтуазе" и т. д.

Интеллекта и страсти, уравновешенности и порыва, гармонии и выражения индивидуальности.

Он старался примирить классику и современность, хотя, как известно, свобода и канон – «две вещи несовместные». Классицизм утверждал законы устойчивости и равновесия, которые во многом соответствовали законам существующего мира. Сезанн тоже верил, что в основе бытия лежит порядок, а не хаос, и творческая сила выстраивает из хаоса гармонию.
Эта вера объясняет отрицательное отношение Сезанна к живописи многих его современников: Гогена , Ван Гога , Сёра и др. именно потому, что он видел в их работах перевес произвольности, собственного ви́дения мира над поиском основных законов его реального существования. Яркий представитель постимпрессионизма , Сезанн был противником декоративного подхода в живописи, потому что декоративность, по его мнению, убирала из живописи объём, лишая пространство картины трёхмерности, которую Сезанн считал величайшим достижением эпохи Возрождения . Работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».

П. Сезанн «Купальщицы» (1906). Холст, масло. 201,5 х 250,8 см. Музей искусств Филадельфии (США)
Позже Сезанн стал увлекаться акварелью и перенёс некоторые приёмы акварельной живописи в масляную: стал писать на белых, специально негрунтованных холстах. Красочный слой на этих полотнах стал более облегчённым, высвечивая изнутри. Сезанн стал ограничивать себя тремя цветами: зелёным, голубым и охристым, смешанными с белым цветом самого холста. Этим минимумом средств он добивался максимального художественного результата.

Из биографии Поля Сезанна (1839-1906)

П. Сезанн. Автопортрет (1875)
Французский художник Поль Сезанн родился в провинциальном городе Экс-ан-Провансе в Южной Франции 19 января 1839 г. Его отец был торговцем шляпами, а Сезанн – единственным сыном властного отца (в семье были ещё 2 дочери). Затем отец стал совладельцем городского банка.
Сезанн получил хорошее образование, особенно преуспев в математике, латинском и греческом языках.
Искусством Сезанн интересовался всегда, но каких-либо ярких дарований не проявлял. Рисование было обязательным предметом и в школе, и в Коллеже, а с 15 лет он начал посещать свободную академию рисунка.
Отец желал видеть своего сына юристом, но всё-таки отпустил его в 1861 г. в Париж изучать живопись и даже назначил ему скромное содержание.
В Париже Сезанн стал заниматься в Академии Сюиса, куда мог поступить каждый, заплатив небольшой взнос за натуру и накладные расходы. Его скромный пока талант сумел рассмотреть Камиль Писсарро , один из родоначальников импрессионизма . Поддержал юношу в Париже и Эмиль Золя, его одноклассник. В 1886 г. эта дружба кончилась резким разрывом. Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна. С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом.
Но в то время Сезанн очень сомневался в своём таланте и уехал из Парижа в родной Экс, поступив на службу в банк своего отца.
Банковская служба Сезанна тяготила, и он поставил себе цель – стать художником. В ноябре 1862 г. он снова вернулся в Париж.

П. Сезанн «Девушка у пианино (Увертюра к „Тангейзеру")» (1868). Холст, масло. 57,8 х 92,5 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
Картина написана в семейном имении Сезаннов под городом Экс-ан-Прованс. Сестра художника изображена за пианино, а мать – за шитьём.
Композитор Рихард Вагнер в то время был символом новаторства в музыке, Сезанн любил его творчество.
Сдержанная и напряженная цветовая гамма картины построена на контрасте чёрного и белого, что создаёт позитивное настроение. Материальный мир картины сбалансирован единством людей и объектов изображения. Импрессионизм Сезанна был совершенно иным, с собственным взглядом на мир.
В 1869 г. Сезанн познакомился с Мари-Ортанс Фике, которая подрабатывала позированием. Ей было19 лет. В 1872 г. Ортанс родила Сезанну сына, названного тоже Полем. Художник долго скрывал от отца факт создания семьи, хотя мать обо всём знала и обожала внука.
Художник решил оставить Париж и перебрался с семьей в живописный городок Понтуаз. Через 2 года семья возвратилась в Париж, и это было время, когда Сезанн определился как художник. Он стал писать в импрессионистической манере, принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов. В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс. Церемония бракосочетания прошла в Эксе, и на ней присутствовал отец художника, что означало их примирение. А осенью отец умер, оставив сыну большое наследство. 47-летний Сезанн получил возможность, не заботясь о хлебе насущном, полностью отдаться живописи в последние 20 лет жизни.

Признание

Работы Сезанна иногда выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании говорить не приходилось до 1895 г., когда молодой коллекционер Амбруаз Воллар организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). Обычная публика эту выставку встретила вяло, но молодые художники были потрясены увиденным, и Сезанн стал почти легендой.
В 1901 г. художник купил участок земли на северной окраине Экса и создал там студию. В 1906 г. он, работая на природе, попал под сильный дождь. Возвращаясь с тяжелым снаряжением по холмистой местности в грозу, он упал на дороге и был принесён домой без сознания. Через неделю художник скончался от воспаления легких.

Творчество

П. Сезанн. Натюрморт. Ваза, стакан и яблоки (1880)
Произведения Сезанна выражают внутреннюю жизнь художника. Противоречия всегда были свойственны Сезанну: с одной стороны, он верил в свой талант, а с другой – постоянно сомневался в своих возможностях поиска средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине. Возможно, именно это обстоятельство послужило главной причиной фанатичного труда Сезанна над своими картинами. В зрелые годы противоречия отошли на задний план, а на первый план выдвинулось понимание лаконичности самого языка бытия. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна.

П. Сезанн «Пьеро и Арлекин» (1888-1890). Холст, масло. 102 х 81 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва)
Это самая известная картина Сезанна.
Пьеро и Арлекин - традиционные персонажи итальянской комедии дель арте (вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски). Сезанну позировали его сын Поль (Арлекин) со своим другом Луи Гийомом (Пьеро). Белая фигура Пьеро кажется изготовленной из гипса. Красно-чёрное трико Арлекина символизирует пламя на углях. Разное расположение цветных занавесей справа и слева подчёркивает поступательное движение Арлекина и более статичное положение Пьеро
Сюжет картины связан с гуляньями на Масленицу, но на полотне нет и намека на праздник: фигуры и выражения лиц более похожи на марионеток. Персонажи только собираются принять участие в театрализованном действе, посвященном Масленице.
Сезанн тщательно проработал мелкие детали картины и лица персонажей, что в общем не характерно для его творчества.

П. Сезанн «Натюрморт с драпировкой» (1895). Холст, масло. 55 х 74,5 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
На этой картине Сезанн изобразил ткань с растительным орнаментом, белый кувшин, расписанный цветами, яблоки и апельсины на двух тарелках, смятую светлую скатерть и смятую полупрозрачную салфетку... Стол кажется выпуклым и приподнятым за один край. Искусствовед А. Дубешко отмечает: «Сезанн намеренно допускает подобное нарушение в перспективе в знак отказа от привычного академического натюрморта, где все предметы рассматриваются под одним углом».
Но полотно создаёт впечатление цельности материального мира.

П. Сезанн «Игроки в карты»

Это серия из 5 картин Поля Сезанна, написанных им в период 1890-1895 гг. Картины отличаются между собой по количеству игроков и размеру. 4 картины хранятся в музеях Европы и Америки, а пятая до недавнего времени хранилась в частной коллекции, пока её не выкупили власти Катара для национального музея.

1890-1892 гг. Холст, масло. 65,4 × 81,9 см. Метрополитен-музей (Нью-Йорк)

1890-1892 гг. 134,6 × 180,3 см. Фонд Барнса (Филадельфия)

1892-1893 гг. 97 × 130 см. Семейное собрание эмира Катара

1892-1895 гг. 60 × 73 см. Институт искусства Курто (Лондон)

1894-1895 гг. 47 × 56,5 см. Музей Орсе (Париж)
Тема карточной игры традиционна для изобразительного искусства.
Картину Сезанна можно отнести к бытовому жанру, но ее содержание выше и значительнее, чем изображение бытовой сценки в трактире.
Сезанн всегда был поглощен огромной внутренней работой, стремился к духовному совершенству, никогда не относился к людям неуважительно или безразлично. Он ценит жизнь как бытие и стремится передать в своих произведениях все составляющие этого бытия: движение, покой, сосредоточенность, напряжение. «Вот люди», - как бы говорит Сезанн картиной «Игроки в карты». И этого достаточно, он не хочет далее развивать повествование (К. Богемская).

П. Сезанн «Берег Марны» (1888). Холст, масло. 65,5 х 81,3 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
Картина написана в Шантийи (Северная Франция). Она изображает одинокий двухэтажный усадебный дом с башенкой на берегу реки Марны. Домик окружён тополями и ивами, которые отражаются в воде.
Сезанн считал, что его картины не следует описывать, искать в них какую-то теорию или философию. Он не хотел, чтобы между его картиной и зрителем были посредники. Главное – смотреть и воспринимать то, что изображено.
Постараемся услышать художника.

"Меня привлекают безграничные фантазии природы... природа раскрывается мне постепенно, я продвигаюсь очень медленно - совершенствоваться следует бесконечно"

Поль Сезанн
Поль Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Он был единственным сыном властного отца и вырос в тихом тенистом Экс-ан-Провансе, старой провинциальной столице Южной Франции, в 15 милях в глубь страны от Марселя.

Известно, что предки Сезанна в XVII веке эмигрировали на юг Франции из городка Чезана Туринезе в итальянских Альпах. Среди них были сапожники, парикмахеры, портные.

Поль Сезанн. Фотография. 1861

Отец Поля, самоуверенный и напористый Луи-Огюст Сезанн отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Вернувшись в Экс, он вложил свои сбережения в оптовую и розничную торговлю шляпами, преуспел в этом и со временем стал ссужать производителей шляпного фетра деньгами. Вскоре этот "грубый и жадный" человек - таким он запомнился друзьям детства Сезанна - сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе.
В сорок лет Луи-Огюст взял в любовницы одну из девушек, служивших в его лавке, - Анн-Элизабет-Онорин Обер. Он женился на ней в 1844 году, когда Полю было пять, а старшей из двух его сестер - три года.

В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в Коллеж Бурбон. Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. Сезанн учился хорошо, если не блестяще, и получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция.

С ранних лет Сезанн тянулся к искусству. Рисование было обязательным предметом и в школе Святого Жозефа, и в Коллеж Бурбон, а с 15 лет он начал посещать свободную академию рисунка. Однако ежегодного приза по рисованию в коллеже Сезанн никогда не получал - его в 1857 удостоился лучший друг юного Поля Эмиль Золя. Эта дружба длилась почти всю жизнь.

Сезанна и Золя сближало и увлечение литературой. В особенности они восхищались романтизмом Виктора Гюго, Альфонса Ламартина, Альфреда Мюссе. Много говорили о будущем, внушая друг другу решимость посвятить сжизнь искусству, оба видели себя поэтами.

Дружба Золя и Сезанна была важна для них обоих. Во многом под влиянием Золя Сезанн выбрал путь художника. В свою очередь размышления Сезанна о живописи определили вкусы Золя в области изобразительного искусства. Вместе с матерью Сезанна, его сестрой Мари и впоследствии сыном Полем Золя стал постоянным, хотя и не всегда вызывавшим доверие советчиком и опорой художника во всех практических делах. Пожалуй, самые ценные сведения о юности художника мы можем извлечь из заметок Золя к написанному много позже роману "Творчество", прототипом главного героя которого явился Сезанн.

В 1886 Сезанн женился на Марии-Гортензии Фике. Через три года у них родился сын, названный Полем. Эмоциональные узы позволили сохранять этот странный союз сорок лет.




Мятежные сверстники Сезанна отстаивали новые методы - работу на "пленере". Художник Эжен Буден начал писать на природе еще в 1850, но и в середине 60-х, когда Писсарро и Моне стали работать таким образом, это казалось смелым нововведением.

"Я помню, - писал много лет спустя Писсарро, - что хотя я был полон рвения, но даже в возрасте около сорока не имел ни малейшего представления о глубинном содержании движения, которому мы бессознательно следовали. Это носилось в воздухе".

Когда имрессионисты вынесли свои мольберты на природу, они прихватили и палитры, полные ярких чистых красок, придавших пейзажам лучистое мерцание. Используя несмешанные красители, которые накладывались короткими сильными мазками, импрессионисты передавали многокрасочность цветовых и световых оттенков природы. Эта техника, получившая название "техники цветопреломления", приводила к смещению очертаний, так что предметы казались отчасти смазанными.

Камиль Писсарро был единственным, в ком Сезанн, осваивая пейзажную живопись, видел надежного наставника. Писсарро был не только на девять лет старше и гораздо опытнее, но, очевидно, обладал качествами прирожденного учителя и замечательно тонкого, доброжелательного критика.

Писсарро был, пожалуй, единственным, у кого хватало доброжелательности и выдержки мириться с несносным нравом этого человека. Поэтому, когда Писсарро предложил Сезанну свое гостеприимство, равно как и помощь в работе, Сезанн с благодарностью откликнулся и, взяв Гортензию с ребенком, поселился у Писсарро в Понтуазе, расположенном в зеленой долине реки Уазы. Результатом пребывания Сезанна в Овере и Понтуазе явилось то, что пейзаж и натюрморт стали привлекать его больше, чем вымышленные сюжеты.

Ландшафт, прорезанный полотном дороги. 1869-1871

Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. По временам он менял направление мазка не только в разных работах, но и на разных участках одной картины, но всегда строго следил за тем, чтобы внутри каждого участка мазки сохраняли одинаковую форму и ложились в строго параллельном направлении. Эта протяженность мазков придает живописи Сезанна сходство с тканой или даже ковровой поверхностью и ощущение ритмического движения ("Замок в Медане").

Вместе с Писсарро Сезанн с перерывами работал в течение 1872 - 1874 годы. Желание учиться в нем не убывало, а его трудоспособность казалась неистощимой. В Понтуазе и Овере он работал маслом, акварелью, пастелью, рисовал, копировал картины Писсарро, чтобы лучше понять технические и цветовые приемы старшего коллеги и даже занимался гравюрой .

Писсарро распознал самобытность сезанновского таланта. Он утверждал, что Сезанн обладает уникальным видением. Рассказывая об их творческих отношениях, Писсарро вспоминал: "Мы всегда были вместе, но каждый оберегал то единственное, что действительно имеет значение, - свои собственные ощущения".

В 1873 Писсарро свел Сезанна с парижским торговцем произведениями искусства Жюльеном Танги, который обладал отличным художественным чутьем. Танги принимал у художников, которых считал многообещающими, работы в обмен на холсты и тюбики с красками. Таким образом он приобрел много картин Писсарро, Сезанна, Гийомена, Сислея, Ван Гога, Гогена, Синьяка, Сера. Другим покровителем был Виктор Шоке, парижский таможенный чиновник и собиратель живописи и антиквариата. Он не был богат, но обладал чутьем, позволившим ему собрать первоклассную коллекцию современных художников, включавшую работы Мане, Ренуара, Моне и Писсарро. Впервые увидев картины Сезанна в магазине Танги, он без промедления приобрел "Купальщиц"; к моменту своей смерти в 1900 году он владел более чем тридцатью работами Сезанна.

Определенного успеха Сезанн добился лишь на Салоне 1882. Художник Антуан Гийеме стал членом официального жюри и получил право представить работу одного из своих учеников. В этом качестве он выставил картину Сезанна, известную под названием "Портрет господина Л. А.". Эта работа с тех пор исчезла.



Вид на Овер-сюр-Уаз.

С конца 70-х до начала 90-х годов Сезанн с неутомимым упорством беглеца метался из одного места в другое. Так, мы находим его живущим в Эстаке, Гарданне и Эксе на юге, в Понтуазе, Овере, Шантильи, Фонтенбло, Иссе, Мелуне, Медане, Ларош, Гуйоне, Виллене, Верноне вокруг Парижа и в полудюжине квартир в самом городе. Сезанн редко задерживался на одном месте хотя бы на год, но в некоторые из них возвращался по нескольку раз.

В своем добровольном изгнании Полб Сезанн превратился в великого художника. Мы можем судить об этом превращении по его холстам, но о нем самом в этот период располагаем лишь отрывочными сведениями. О том, что происходило с ним, сообщают только Ренуар, Моне и Писсарро - лишь они время от времени видели Сезанна. Обладая несходными характерами Писсарро необычайно терпелив и благодушен, Моне - редкостно энергичен, Ренуар - щедр и весел,- все они оценили художественную значимость Сезанна и мирились с особенностями его натуры. На протяжении 30 лет все трое оставались друзьями Сезанна и поддерживали его.

Большую часть времени Сезанн проводил в Провансе. С конца 1882 до лета 1885 он неохотно покидал эти места, работая либо в Эксе, где жил в родительском доме, либо в Эстаке, где "в домике с садом сразу за станцией" жили Гортензия и маленький Поль.

Натюрморт с бутылкой и корзиной с яблоками

К этому времени Сезанн стал все больше сосредотачиваться на натюрморте. Если Мане был первым, кто подогрел интерес Сезанна к натюрморту, то художником, в наибольшей степени повлиявшим на него в этом смысле в зрелые годы, был Жан-Батист Шарден. Весомость объемов, слитность отдельных частей картины у Шардена в целом внушили Сезанну новое понимание возможностей натюрморта.

Вещи, которые художник использовал в своих натюрмортах, не были ни разнообразны, ни роскошны. Драгоценности, китайские безделушки, прекрасный шелк не прельщали его. Он снова и снова писал яблоки. Ему нравились персики, груши, апельсины, лимоны и лук. Рядом с ними он ставил одиночные предметы: чайники, кувшины, бутылки, блюда, стаканы, тарелки. Таковы главные герои сезанновских композиций.

Сезанн писал натюрморты на протяжении всей творческой жизни, его равно увлекали натюрморт, пейзаж, изображение фигур людей и портретная живопись, но натюрморту он уделял особое внимание в период с 1883 по 1895, когда создал 59 картин этого жанра.

Рильке заметил, что натюрморты волнуют его потому, что Сезанн "заставил их выражать вселенную " - сделал их средоточием гармонии и противоречий реального мира. Преклонение перед натюрмортами и другими картинами Сезанна подвигли Гогена на знаменитое описание "Глядя на Сезанна". В письме другу-художнику от 1885 Гоген восклицал: "Этот непостижимый человек, с натурой по сути своей мистической и восточной (он похож на старого левантинца). Его формы таинственны и гнетуще спокойны, как у человека, погруженного в сон, его цвет исполнен восточной важности. Он человек полудня и проводит целые дни на вершине горы, читая Вергилия и созерцая небеса; его горизонты широки, его голубой необычайно интенсивен, красный волнующе подвижен".

Проводя недели, а часто и месяцы в работе над своими натюрмортами, Сезанн создал около 200 картин этого жанра.

В основном под влиянием Сезанна и в меньшей степени Мане французское искусство, постепенно отказавшись от пейзажа, главного жанра XIX века, обратилось к натюрморту. Преодолев статус второсортного, жанр натюрморта после Сезанна стал полноправным выражением художественного видения многих крупнейших мастеров XX века.



Вместе с пейзажами и натюрмортами Сезанн создавал и портреты, первым из которых был портрет отца, написанный в начале 60-х годов. Большинство портретов, созданных Сезанном, имеет отличительное общее свойство: он так мало заботился о сходстве с оригиналом, что его портреты кажутся портретами вообще. Часто героями портретов были его жена Гортензия, которую он писал более сорока раз, и он сам. Сохранилось более 35 его автопортретов.

Интерес к человеческой фигуре Сезанн выразил и в создании групповых портретов. В поздний период творчества он увлекся идеей соединить два крупнейших живописных жанра, включив фигуры людей в пейзаж и блестяще реализовал её в "Больших купальщицах".

В 1880-90-е Сезанна по-настоящему занимали пейзажи Прованса. Интерес был таков, что он создал 300 живописных пейзажей, и половина из них выполнена между 1883 и 1895 годами.

Естественное соотношение форм тяжелой, выжженной солнцем земли Прованса и прозрачность здешнего света напоминали Сезанну его представления об Италии и Греции, и Прованс был связан с этими странами как один из "великих классических ландшафтов".

В течение жизни Сезанн написал огромное количество видов Прованса. Но было среди них несколько, к которым он обращался чаще, чем к другим. Среди них наиболее продуманно выстроены виды города Гардана. Другим излюбленным местом для Сезанна-пейзажиста были окрестности Эстака. К началу 90-х годов интерес Сезанна к ландшафтам Эстака угас, и художник сосредоточился на видах горы Сент-Виктуар, которая неизменно очаровывала его. Он рисовал Сент-Виктуар более 60 раз. С середины 80-х годов Сент-Виктуар стала единственной и самой важной темой пейзажей Сезанна и оставалась ею до конца его жизни.

В конце 1895 года произошло заметное изменение в восприятии творчества Сезанна критикой, равно как и публикой. Именно в это время Амбруаз Воллар, известный торговец произведениями искусства, посвятивший свою жизнь поддержке художников-новаторов, организовал и представил большую ретроспективную выставку художника. Это был первый персональный показ его работ, ставший откровением даже для тех, кто были главными инициаторами выставки: Ренуара, Моне, Писсарро и Гийомена.

Если Сезанн реагировал на выставку уклончиво, то художественный мир, пресса и публика уделили ей очень большое внимание. Писсарро писал своему сыну Жоржу: "Коллекционеры - глупцы, они ничего не понимают, между тем это первоклассный художник, удивительно тонкий, правдивый и классичный" . Сыну Люсьену Писсарро сообщал: "Мой восторг не сравнить с ренуаровским, даже Дега попал под очарование этого утонченного дикаря, и Моне, и мы все...".
Экспозиция 1895 имела успех и известность Поля Сезанна, до той поры весьма ограниченная, начала постепенно расти. Продажа его произведений существенно выросла. В 1897 Воллар посетил мастерскую в Фонтенбло, где художник в это время работал, и предусмотрительно скупил все находившиеся там работы.

Большие купальшицы.

В сочетании зависимости с нетерпимостью заключена главная особенность характера Сезанна. Всю жизнь он тянулся к людям и одновременно отталкивал их. Если ему не удавалось передать на холсте суть изображаемого, он рычал, как зверь, ломал кисти и раздирал незавершенные полотна, мог выбросить их на улицу.

Он ни в ком не нуждался, не хотел, чтобы его, как он сам говорил, "ловили на крючок". Это ощущение было столь острым, что в нем развился болезненный страх прикосновения. Однажды, когда художник-импрессионист Эмиль Бернар (1868 - 1941) положил ладонь на его руку, он впал в неистовство. И, вдруг опомнившись, стал смущенно оправдываться: "Не обращайте внимания - это происходит помимо моей воли. Я не выношу, когда ко мне прикасаются, и идет это с очень давних времен" .

Он искал спасения в живописи. Работа была для него единственным, что приносило полное "душевное удовлетворение". Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. Во времена, когда его живопись подвергалась яростным нападкам, он писал матери: "Я научился чувствовать себя выше всего, что вокруг ". Не вызывает сомнения, что он был твердо убежден в несравнимом превосходстве своего художественного видения.

Источником творческого упорства была для Сезанна вера в искусство как "священнодействие". Вся его жизнь являет пример служения, преданности и эпической завершенности. И творчество его, и судьба исключительно важны для художников следующих поколений. В XX веке он предстал великим отшельником искусства, мужественно боровшимся в одиночестве. "Важно не то, что художник делает, но то, кем он является, - сказал о Сезанне Пикассо в 1935, - безграничное упорство - вот чему он учит нас".

Вид на гору Сент-Виктуар

Поль Сезанн похоронен на кладбище Сен-Пьер вблизи Экс-ан-Прованс на юге Франции. К северу от его могилы виднеется волнистая линия Звездных холмов, а еще дальше в прозрачном воздухе Прованса синеет гора по имени Сент-Виктуар.

Всякий, кто попадает в эти края, сразу понимает, что все вокруг в каком-то смысле создано Сезанном. Белесые обнажения горных пород, резкие скосы сосновых лесов, душистые кустарники, прозрачное небо, плавные скругления и крутые скаты холмов - все это и еще многое Сезанн запечатлел на своих холстах с такой неотразимой силой, что побывать здесь после знакомства с его живописью - значит увидеть эти места отраженными в его глазах и в его одинокой душе. Сезанн как никто другой сумел проникнуться духом этой земли, прославил ее формы и цвета, раскрыл те ее глубины, в которые ничьи глаза до него не проникали.

Однако вскоре путешественник осознает, что вид, открывающийся его глазам, на самом деле отличается от пейзажа, который Сезанн создает на своем холсте. Прованс, изображенный Сезанном, - проще и конструктивнее настоящего. На полотне далекие предметы кажутся близкими, а детали переднего плана сдвинуты в глубину. Краски на холсте - цвета Прованса, но если смотреть с той точки, где мог стоять с мольбертом художник, не всегда удастся обнаружить цветовую гамму сезанновских картин. На полотнах все выглядит более отчетливым и плотным.

Художник Поль Серюзье писал за год до смерти Поля Сезанна: "Он очистил живописное искусство от вековой плесени, вернув ему цельность и чистоту классических образцов" .

centre.smr.ru ›win/artists/sezann/biogr_sezann.htm



Поль Сезанн, возможно не догадываясь об этом, пришёл к созданию декоративной композиции без персонажей. Такая композиция могла держаться исключительно на сочетании декоративных пятен. Более того, Сезанн создал условия для введения в декоративную композицию множественного изображения. Пабло Пикассо и кубисты почувствовали эти возможности, много говорили об этих возможностях, но сделали крайне мало. Результаты творчества Сезанна и, в ещё большей степени, творческой системы Врубеля, дали возможность выйти прямо на структуру множественного изображения в станковой живописи великому русскому художнику Павлу Филонову.

Ещё сообщения о Поле Сезанне:

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в Экс-ан-Провансе, небольшом городке на юге Франции, в 15 милях к северу от Марселя. Отец будущего художника, Луи-Огюст Сезанн, занимался производством и продажей фетровых шляп, а в 1848 году стал совладельцем единственного в городе банка. С матерью Поля, Элизабет Обер, он обвенчался лишь в 1844 году, когда маленькому Полю исполнилось пять лет. У Поля были две сестры - Мари (родилась в 1841 году) и Роза (родилась в 1854 году).

Поль рос очень воспитанным ребенком, неплохо учился. Одного из его ближайших школьных друзей звали Эмилем Золя - ему предстояло стать известнейшим писателем. В 1858 году Сезанн начал ходить в местную школу рисования. Однако Луи-Огюст, не желавший видеть своего сына художником, настоял на том, чтобы Поль обучался праву.

Увидев, насколько неохотно тот подчиняется его воле, отец все-таки отпустил его в Париж изучать живопись и даже назначил ему скромное содержание. Это произошло в 1861 году. В Париже Сезанн стал заниматься в Академии Сюиса (названной так по фамилии основателя), куда мог поступить каждый, заплатив небольшой взнос за натуру и накладные расходы. В то время рисунки Сезанна были настолько же энергичными, насколько неуклюжими, - они не раз становились объектом насмешек со стороны других начинающих художников.

Поль держался очень застенчиво и ни с кем не заводил близкого знакомства. По счастью, его талант сумел рассмотреть Камиль Писсарро, один из «отцов» импрессионизма. Другим человеком, поддержавшим юношу в Париже, был его друг Эмиль Золя, перебравшийся туда еще в 1858 году. И все же спустя несколько месяцев Сезанн, терзаемый страхами и сомнениями, покинул Париж и возвратился в родной Экс, чтобы поступить на службу в банк своего отца.

Томясь банковской службой, наш герой вскоре вернулся к своей мечте - стать художником. В ноябре 1862 года - он снова в Париже. Чтобы успокоить отца, Поль предпринял попытку поступить в престижную Школу изящных искусств, но, провалившись, вернулся в Академию Сюиса. Спустя год он предложил несколько своих картин для официальной выставки в Салоне - все они были отвергнуты. Эта ситуация с грустным постоянством повторялась до 1882 года, когда одна из картин Сезанна все же «прорвалась» в Салон.

В 1869 году Сезанн познакомился с Мари-Ортанс Фике. Вскоре молодые люди стали жить вместе. Девушка подрабатывала позированием, что и послужило поводом для знакомства. Ортанс едва исполнилось 19 лет, она была хороша собой. Связь с нею Сезанн скрывал от своего прагматичного отца. Прекрасно понимая, что этот роман его не обрадует. В 1872 году Ортанс родила Сезанну сына, названного тоже Пааем.

Вскоре художник решил оставить Париж. Он последовал совету Писсарро и перебрался с семьей в Понтуаз, живописный городок в 15 милях ж северо-западу от столицы. Незадолго до этого в Понтуазе обосновался и сам Писсарро. В следующем году семья Сезаннов переехала в Овер, а еще через год вернулась в Париж. С этим коротким периодом странствий связан момент самоопределения Сезанна, как художника. Он (не без влияния Писсарро) стал писать в импрессионистической манере. Сезанн принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов. У художника появились первые поклонники , и среди них страстный коллекционер Виктор Шоке, который со временем собрал в своей коллекции 32 картины художника.

Часто навещая родителей в Эксе, Сезанн продолжал скрывать от отца правду об Ортанс и Поле-младшем. Мать же знала обо всем с самого начала и не раз тайно приезжала к обожаемому внуку. Все открылось в 1878 году, когда Луи-Огюст вскрыл письмо жены, адресованное сыну. Поначалу он потребовал, чтобы Поль бросил свою семью, но тот категорически отказался сделать это - даже под угрозой лишиться финансовой поддержки. Подступила бедность. В это трудное время Сезанну подставил дружеское плечо Золя, уже ставший знаменитым романистом.

В 1886 году эта дружба кончилась резким разрывом. Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна. С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом. В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс. Церемония бракосочетания прошла в Эксе, и на ней присутствовал отец художника, что означало их примирение. А осенью Луи-Огюст умер, оставив сыну большое наследство. Сорокасемилетний Сезанн наконец-то получил возможность, не заботясь о хлебе насущном, безраздельно отдаться живописи .

Последние 20 лет жизни Сезанн - прежде всего, художник. Ничто больше его не отвлекало от искусства. Даже семья. Брак с Ортанс вскоре стал номинальным - по большей части, супруги жили теперь врозь: Поль в большом поместье отца Жа де Буффан (что в переводе означает «пристанище ветров») на западной окраине Экса, а Ортанс с сыном - в Париже. Впрочем, Сезанн всегда оставался любящим и нежным отцом. Он часто «заглядывал» в Париж, но за границы Франции не выезжал никогда, не считая короткой поездки в Швейцарию в 1890 году.

Из старых друзей крепкие связи Сезанн сохранил с Клодом Моне. Осенью 1894 года он посетил Моне в его доме, в Живерни, где познакомился, в частности, со скульптором Огюстом Роденом и американской художницей Мэри Кассат. В одном из своих писем она назвала художника «медведем с нежным сердцем». Кассат писала, что поначалу опасалась Сезанна, но вскоре поняла, что «его внешность обманчива, и он совсем не такой свирепый, каким кажется на первый взгляд... На самом деле, - продолжаем цитировать Кассат, - это благороднейший человек, каких не часто встретишь в наше время... Он подает пример отношения к другим и сам относится с уважением даже к местной идиотке-горничной...»

Работы Сезанна время от времени выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании, какого он заслуживал, говорить не приходилось до 1895 года, когда коллекционер Амбруаз Воллар в своей парижской галерее организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). На обычную публику эта выставка не произвела особого впечатления, однако увиденное потрясло нескольких молодых художников. В их среде Сезанн сразу же стал культовой фигурой. Его достаточно уединенная жизнь сделала этот образ еще более загадочным, почти легендарным. Поездки к Сезанну молодые называли между собой «паломничеством в Экс» - надо сказать, что сам Сезанн относился к своим новым поклонникам намного теплее, чем к большинству художников своего поколения.

В 1897 году умерла мать Сезанна, а в 1899 году он был вынужден продать Жа де Буффан, чтобы оплатить оставшиеся после нее долги. После этого он снимал квартиру на улице Бульгон в Эксе. В 1901 году художник купил участок земли на северной окраине Экса и устроил там студию. Теперь это музей, в котором, правда, нет ни одной картины Сезанна. После 60 лет его стали преследовать болезни , и он крайне редко покидал Экс.

В 1906 году Сезанн писал известному живописцу Эмилю Бернару: «Я стар, болен, и я поклялся умереть за работой». Все случилось по писанному. 15 октября того же года он, работая на пленэре, в окрестностях Экса, попал под сильный дождь. Возвращаться с тяжелым снаряжением по холмистой местности, да еще в грозу, оказалось выше его сил - старый мастер упал на дороге и был доставлен домой без сознания. Неделю спустя, 22 октября 1906 года, Сезанн скончался от воспаления легких. К этому времени масштаб его, как художника, был совершенно ясен современникам, и посвященная памяти Сезанна парижская выставка 1907 года лишь подтвердила это.

Сезанн оставил 800 с лишним полотен, около 350 акварелей и такое же количество рисунков. В каталоге работ Сезанна, составленном Лионело Вентури, автор относит 130 полотен к началу деятельности художника (с 1871 г.), 160 - к так называемому импрессионистическому периоду (1872-1877 гг.), 260 - к так называемому периоду конструктивному (1878-1887 гг.), 260 - периоду, называемому синтетическим (1888-1906 гг.).

Натюрморт был для Сезанна вторым после пейзажей. Его Натюрморт с Яблоками и Апельсинами был написан между 1895 и 1900. Аранжировка фруктов, бутылок, тарелок и приведенной в беспорядок ткани на поверхности стола в натюрмортах Сезанна не предполагает потребления еды или напитка; это – сфероиды или цилиндрические тела. Действительностью пренебрегают; один из краев стола может скрываться под скатертью, когда другой будет торчать из под нее, и две стороны бутылки могут резко отличаться. Не замечал Сезанн, что его поиск цвета приводит к таким несоответствиям в отображении формы, или же выбирал деформации сознательно, никто уже не определит. Сезанн воспринимал предметы как меры формы и цвета, но они также обладали для него сильным психологическим значением.

Для своих редких картин с изображением людей Сезанн выбирал предметы столь же тихие, безличные, и отдаленные, как его натюрморты. Карточные игроки, приблизительно 1890-1892, изображают трех мужчин, двое из которых – одетые в синие блузы крестьяне с фермы, сидящие за столом, в то время как третий пристально смотрит вниз, сложив руки на груди. Карточная игра была любимым сюжетом среди последователей Караваджо. Игроки рассматривают карты, сами они нарисованы цветами на белой поверхности. Складки в стиле Джотто на блузе человека справа отображаются складками висящего занавеса, захватывая передний и задний план картины. Задний фон на неопределенном расстоянии, как небо в одном из пейзажей Сезанна.

Полная красота развитого стиля Сезанна замечена в его Женщине с Кофейником, приблизительно 1895. Мазки Сезанна с переменными оттенками синего и фиолетово-синего построили величественные цилиндры из рук и рифленую колонну из тела. Стабильность очень важна для Сезанна. При этом все же дверные панели на заднем плане наклоняются немного налево, компенсируя поворот головы вправо, и размещение кофейника и чашки. Регулировка деталей настолько изящна, что удаление одного элемента разрушает всю картину. Поиск Сезанном точных оттенков цвета был настолько скурпулезен, что время от времени общий план ускользал от него. Удивляющие элементы – загадочно вертикальная ложка и цилиндр чашки – определенно вне картины.

В конце жизни стремление Сезанна к абстракции стало более очевидным. Крупные Купальщики, 1898-1905, являются кульминацией его серии нагих композиций. Фигуры не были нарисованы из жизни, не были увидены им под открытым небом (женщины в 18-19 веках не купались голыми в реках и не загорали на солнце на берегах). Фантазия дала Сезанну материалы, благодаря которым он построил большую воображаемую композицию, составленную из поразительно упрощенных фигур, всеобъемлющих стволов дерева, синего неба и белых облаков – современный собор света и цвета. Фигуры и головы оставались схематичными, черты подавлены, и рты полностью опущены. В результате – упрощение человеческого тела, подобного которому (упрощению) не было со Средневековья.

Пол Сезанн и его знаменитая гора Сент-Виктуар

Ведущим живописцем конца девятнадцатого века во Франции, одним из самых влиятельных художников в истории Западной живописи был Пол Сезанн. Сын преуспевающего банкира в южном французском городе Экс-эн-Прованс, Сезанн никогда не испытывал финансовые затруднения. Он некоторое время учился искусствам в Экс-эн-Провансе. В Париж Сезанн впервые приехал в 1861, но не собирался жить там постоянно. Сначала Сезанна интересовало официальное искусство Парижских салонов интересовался официальным искусством Салонов, но вскоре достиг понимания Делакруа и Курбе, а после этого и Мане. Вместе с тем, его ранние работы были в стиле романтизма. Только в начале 1870-ых Сезанн принял Импрессионистскую палитру, точку зрения, и предмет под опекой Писсарро. Сезанн представил свои картины в импрессионистском стиле в 1874, 1877, 1882.

Во время большей части его независимой карьеры Сезанн оставался в Экс-ан-Провансе. Его изоляция от других художников помогла ему сконцентрироваться на формировании нового стиля живописи.

Среди предметов, неоднократно написанных Сезанном, была гора Сент-Виктуар: скалистая масса, которая доминирует над равниной Экс-ан-Прованса. Картина Гора Сент-Виктуар была нарисована приблизительно в 1885-1887. Ничто не указывает ни времени дня, ни времени года. Не идет дождь, нет снега в этом пейзаже. Время побеждено постоянством. На этой картине не ясно, куда Сезанн помещает зрителя. Не ясно, откуда вырастает дерево. Некоторые объекты можно опознать как дома, деревья, поля, но порог визуализации высок, и ниже этого уровня нет ничего определённого.

Влияние длительности и массивности оказано новым использованием Импрессионистских пятен цвета. Пейзаж становится колоссальным горным хрусталем цвета - кубическое поперечное сечение мира. Его передний и задний планы определены ветвями и горой, изгибы которой они повторяют. Сопутствующие планы охватывают большое разнообразие оттенков синих, зеленых, желтых, розовых и фиолетовых цветов. Тонкое дифференцирование между этими оттенками производит впечатление трехмерности картины. Чтобы построить форму, Сезанн использовал пятна цвета, которые Ипрессионисты отвергли за 10 лет до этого. Он получил от природы чувство цвета и интеллектуальную организацию, похожие на ту, какую Пуссен получил из чисел, и сделал из импрессионизма что-то вечное, напоминая нам о душных фонах .

Сезанн создал мир за пределами человеческого опыта. Красота его цветного строительства абстрактна, и неудивительно, что многие художники начала двадцатого века, особенно кубисты, называли его отцом современного искусства.

Полякова Ольга Александровна




Top