Биография стародума из комедии недоросль с цитатами. Характеристика Стародума в комедии «Недоросль

Центральное место в ряду положительных героев принадлежит в комедии "Недоросль" Стародуму. Стародум, как показывает его имя, - это человек, «думающий по-старому». В лице его Фонвизин изобразил, однако, не консерватора, человека устаревших взглядов, а, наоборот, представителя передовых идей. Имя Стародума и его позиция объясняются полемическими задачами пьесы. Автору необходимо было противопоставить современной действительности, которую он критиковал, иную эпоху, иной политический строй. Такой эпохой и была для Стародума «старая», петровская эпоха, которую он ставит в пример современности.

Личность Стародума раскрывается в основном в его разговорах с Правдиным и Софьей. Мы узнаем из рассказов этого героя о его прошлом: о его военной карьере в молодости, об отставке, о придворной службе, о его дальнейшей деятельности. О деятельности своей после отказа от придворной службы в комедии "Недоросль" Стародум говорит как-то загадочно и неясно. Он рассказывает, что удалился «в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечество; где требуют денег от самой земли...» Что это за деятельность? Это, по-видимому, разработка недр земли добывание полезных ископаемых где-нибудь в Сибири или на Урале. Если это так, то в комедии "Недоросль" Стародум на деле воплощал свои рассуждения передового дворянина эпохи. В его время промышленность и торговля были в глазах дворян не дворянским делом. На борьбу с этим предрассудком Фонвизин выступал сам, выпустив в 1766 г. перевод трактата Куайе «Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному». В комедии "Недоросль" Стародум, следовательно, не только рассуждал — он действительно ломал предрассудки своего класса, указывал ему новые пути деятельности. Это честный человек, у которого слово не расходится с делом.

Как рисовал себе Стародум идеал государства и человека? Ответ на этот вопрос дают его рассуждения. В них затрагиваются три основные темы: политика, мораль и воспитание.

Политические взгляды Стародума — это взгляды оппозиционного дворянства его эпохи. Мы узнаем его точку зрения и на идеал правителя («великого государя»), и на общественные обязанности дворянства, и на крепостное право, и пр. Так, позиция Стародума в вопросе о крепостном праве очень ярко выражена его фразой: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Очень сильно звучит в речах Стародума его негодование против упадка и огрубения дворянских нравов. Рассуждая о счастье гражданина, о правах человека на знатность, о признаках просвещенного ума, о выборе друзей, о семье и браке, Стародум прежде всего говорит о морали, т.е. о нравственности человека. Показателем достоинства человека для него является «душа», «добродетель». К чему приводит нарушение моральных основ, Стародум иллюстрирует и рассказом о молодом графе, друге своей молодости, и характеристикой придворных нравов, и замечаниями по адресу Митрофанушки.

Уяснить идейную сторону «Недоросля» без речей этого героя нельзя. Речи эти — выражение взглядов и настроений самого автора. Вот почему Стародуму приходится так много говорить со сцены. Герои старых пьес, которые выражали со сцены взгляды автора и больше рассуждали, чем действовали, носили название резонеров (от французского слова raisonner—рассуждать). В этом смысле можно назвать резонером и Стародума. Однако это не обычный резонер классической драмы. В комедии "Недоросль" Стародум в то же время живое лицо. Когда это нужно, он рассуждает, когда можно — он шутит и смеется (например, действие IV, явление 7). Это добрый, отзывчивый человек. Он прощает Простакову и, когда та падает в обморок, заботливо предлагает Софье помочь ей.

Людей, которые разделяли его передовые взгляды, было в XVIII веке не так много, но он и существовали. Речи Стародума, во всяком случае, находили сочувственный отклик. Доказательством этого является то, что самым большим успехом во время представления «Недоросля» в дни Фонвизина пользовалась обычно роль Стародума. В годы Фонвизина существовало предположение, что прототипом для этого героя послужил Н.И. Новиков, горячий борец за передовые идеалы.

>Сочинения по произведению Недоросль

Жизнь Стародума

Его действия не настолько важны, сколько его речи и наставления. Он олицетворяет своеобразную исповедь, наставление и нравственную заповедь для будущих поколений. Он предупреждает людей о развивающемся злонравии в обществе, пытаясь остановить этот процесс. Стародум главной героине Софье приходится дядей. Он живет по принципам «старой» эпохи, эпохи Петра I. Герой всегда повторяет, что на первом месте у человека должны быть сердце и душа.

Воспитание достойного дворянина, по мнению Стародума, это дело государства. Герою шестьдесят лет и он уже отставной служащий. Для своей племянницы ему ничего не жаль, поэтому он решил оставить ей нажитое с трудом состояние. Для того чтобы устроить счастье Софьи он готов на многое. Будучи человеком проницательным, он сам ей находит жениха и не ошибается с выбором, так как Милон и без того давно нравится девушке. К Простаковым он относится отрицательно, так как видит их насквозь.

Во многом именно благодаря Стародуму в конце произведения все складывается благополучно. Наделенные от природы добрым сердцем персонажи получают добро, а злые персонажи пожинают плоды злонравия. По натуре Стародум, прежде всего, глубокий патриот. Он воспитан на петровской дисциплине и уважает волю государства. Сам он является представителем дворянства, но резко выступает против тех, кто ведет нечестный образ жизни.

Он уважает науку, но считает, что без такого качества как благонравие, даже самый умный человек обречен на страдание. Главный его девиз: «Имей сердце, имей душу - и будешь человеком во всякое время». В речах Стародума целая череда мудрых взглядов. Несмотря на то, что все добрые персонажи комедии обрисованы немного бледнее тех, кто символизирует зло, автор дает понять, что в них содержится серьезность и мудрость. Такие персонажи как Простаковы и

Эта знаменитая пьеса Фонвизина была написана им в 1782 году. Героями комедии стали люди разных социальных слоев XVIII века: дворяне, крепостные, государственные чиновники и самозваные модные учителя. Прежде чем раскрыть полнее тему «Биография Стародума», остановимся немного на обитателях дома Простаковых, ведь с них все и началось.

Простаковы

Итак, главные герои: недоросль - шестнадцатилетний Митрофанушка - и его мать, госпожа Простакова, которая является главным отрицательным персонажем этого произведения. Она жестока и своенравна и хочет женить своего бездарного сына Митрофана, который абсолютно безразличен ко всему. Он не любит мать, лишь только притворяется из-за ее сильного и властного характера.

Простакова, узнав о том, что племянница ее мужа Софья (очень порядочная и образованная девушка) стала наследницей огромного состояния, которое ей завещает ее драгоценный дядюшка Стародум, решила во что бы то ни стало выдать ее замуж за своего ленивого Митрофанушку. Однако родственники Стародума давно похоронили его, и теперь с этого самого момента его имя выходит на первый план. В доме Простаковых все начинают сходить с ума из-за наследства Софьи, ведь 10 тысяч - сумма по тем временам совсем не пустяковая. Кто же такой Стародум и откуда он взялся?

Биография Стародума

В свей представил Стародума одним из самых благородных и самых положительных персонажей. Он стал его единомышленником. Ведь в произведении «Недоросль» затронуто очень много политических, социальных, педагогических и нравственных вопросов.

Писатель специально оставляет вопрос открытым, был ли Стародум помещиком, зато становится известно, что он не прижился при царском дворе и тогда отправился в Сибирь. По собственным словам героя, там достают деньги, не меняя их на совесть, подло не выслуживаются и не грабят отечество, зарабатывая их из земли, которая не знает лицемерия и будет поправосуднее людей, да и за труды честные платит верно и щедро.

«Торгующее дворянство»

Фонвизин в предпринимательстве Стародума отражает реальный процесс экономической жизни русского дворянства, привлекший его особое внимание после того, как писатель перевел французский трактат под названием «Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному».

Биография Стародума рассказывает, что он обогатился на золотых приисках, его целью было обеспечить безбедное будущее своей единственной и любимой племянницы - Софьюшки. Мысли Стародума мудры и ценны, он говорит ей, что нажил такое состояние, которое может ей позволить выйти замуж даже за бедного, но главное - достойного человека. Он не связывает благосостояние племянницы с владением крепостным людом.

И это неслучайно: Фонвизин написал пьесу как раз в то время, когда Россия пыталась извлечь уроки из крестьянской войны 1773-1775 гг. и задумалась над ее причинами, которые чуть не привели феодально-дворянское государство к разрушению и погибели. Но, подавив народное возмущение, государственные вельможи Екатерины II еще больше укрепили и расширили привилегии правящего класса. Бедный народ перед лицом закона выглядел еще более бесправным и беспомощным. В пьесе «Недоросль» эти политические вопросы стали очень острыми и злободневными.

Вольнодум, революционер и реформатор

Биография Стародума, которую он сам и рассказывает своим собеседникам, в частности Правдину и Милону, включает информацию о том что, что ему 60 лет. Его фамилия говорит о том, что он следует принципам старой эпохи - эпохи Петра I. Стародум вспоминал слова своего отца, который твердил ему всегда о том, что нужно иметь сердце и душу, и тогда будешь человеком во всякое время.

В этой сатирической пьесе Стародум появляется только к концу первого акта. Вместе с Правдиным и Милоном он избавляет Софью от издевательств Простаковой и дает оценку воспитанию невежественного и глупого Митрофана.

Характеристика Стародума говорит о том, что в душе своей он великий реформатор и революционер. Он сыт по горло государственной несправедливостью, где правда и честное служение уже давно обесценились, все решают связи, приспособленничество и угодничество. Воспитание Стародума не позволило спокойно взирать на то, как некоторые его близкие друзья хитростью и наглостью добивались своего. Именно поэтому он и покинул службу, потому как не смог больше смотреть, как по карьерной лестнице поднимались совсем не те люди, а умнейшие и достойнейшие оставались за дверями.

Афоризмы Стародума

Благодаря своему честному сердцу, образованности и нравственному воспитанию, он провозглашает где все законы управления будут разумны и справедливы.

Интересно и то, что афоризмы Стародума достойны восхищения, ведь он говорит очень правильные вещи, например, что без души самая просвещеннейшая умница становится жалкой тварью. Он не устает повторять, что воспитание настоящего дворянина - это дело государства. И сюда должно включаться воспитание сердца и ума. При этом он ставит воспитание сердца на первое место.

Характеристика Стародума свидетельствует о том, что он прямолинеен, простодушен и проницателен. Все прогнившее семейство Простаковых он видит насквозь и в глаза говорит все, что о них думает.

Премьера спектакля

В пьесе «Недоросль» Фонвизин передал свое личное представление о «честных людях» и наблюдения о том, какими они должны быть в их живом олицетворении. И поэтому образ Стародума здесь не случаен. Постановка «Недоросля» по понятным причинам некоторое время задерживалась. В одночасье посыпались «злобные» стрелы, с помощью которых те лица, которые увидели себя в пьесе в нелицеприятном виде, хотели воспрепятствовать ее выходу. И, по всей видимости, Фонвизину самому пришлось прибегнуть к влиятельным покровителям для устранения всех преград.

В 1782 году, 24 сентября, премьера спектакля все-таки состоялась на сцене Санкт-Петербургского Вольного российского театра. Режиссером выступил сам автор произведения. И, что любопытно, в пьесе не пришлось изменять ни одного слога, поэтому успех был оглушительный.

Один из тех, кто видел премьеру, рассказывал, что некоторые комические сцены вызывали мимолетный смех, а вот серьезные сцены с большой жаждой и вниманием слушала вся светская публика, которая любила в то время намеки и замечания на светскую слабость и дикость некоторых обычаев того времени. Пьеса, благодаря живости диалога, юмору, афоризмам, интересным цитатам и воспитательному характеру, помогла некоторым увидеть в себе Простаковых, которые потом изгнали из своих домов лжепедагогов типа Вральмана и Цыфиркина.

Заключение

Пьеса «Недоросль» стала единственной прочно утвердившейся из всех в русской драматургии XVIII века. В эпоху классицизма она осуждала традиционное дворянское воспитание, «дикость» и «злонравие» провинциального дворянства. Все персонажи четко подразделяются на положительных и отрицательных, о чем намекают их фамилии: Стародум, Правдин, Простаковы, Скотинины и т. д.

Стародум - дядя Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа С. называли воспитателя Павла I графа И. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова. Фамилия «Стародум» означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые). По этой причине драматург противопоставляет родословную С. и его воспитание родословной Простаковой и ее воспитанию. Едва появляясь в доме Простаковой, С. рассказывает об отце: «Служил он Петру Великому», «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (д. 3, явл. I).

Роль С. в комедии - резонер. В драматических произведениях резонером был обычно мудрый старый дворянин. Область его моральных поучений - чаще всего семейные проблемы. Фонвизин оригинально переосмысливает функцию резонера по сравнению со старой драмой. Моральные сентенции резонера, в которых выражается авторская точка зрения, в «Недоросле» становятся формой изложения политической программы. Речи С. напоминают монологи героев русской тираноборческой трагедии и по заключенному в них содержанию, и по гражданскому пафосу, а сам он сродни таким героям.

В комедии С. появляется в 3-м действии I явления, сравнительно поздно, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя. Роль С. заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и правильно понятого просвещения. Функция «избавителя» несколько ослаблена (в строгом смысле спасают Софью и наказывают Простакову Милон и Правдин; С. же подводит нравственный итог: «Вот злонравия достойные плоды!» - д. 5, явл. последнее), но зато усилена функция С. - политического мыслителя. Положительные герои из его речей должны «теоретически» осознать, почему «злонравие» восторжествовало в семье Простаковых, а зрители и читатели - уразуметь причины краха Простаковой. Поэтому С. одновременно обращается и к действующим лицам, и к зрительному залу.

Дворянскую праздность С. считает недостойной дворянина, а воспитание его полагает делом государственным; главное - возвратить дворянству его истинное содержание. Тут С. (и Фонвизин), под влиянием опыта российской жизни, расходятся с идеями французского просвещения. « Просвещение» и «воспитание» не сводятся для резонера и автора к «просвещению ума», «воспитанию разума». С. говорит: «Невежда без души - зверь». Но без души и «просвещеннейшая умница - жалкая тварь» (д. 3, явл. I). К чему приводит необразованность ума и невоспитанность души, С. объяснять не приходится: этому посвящена комедия. Примером же умного, просвещенного, но мелкого и ничтожного человека служит товарищ молодости С, граф. «Он <...> сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание еще и не входило» (д. 3, явл. I). Однако патриотический призыв С. к графу послужить отечеству на полях сражений встречает холодный отпор. Фигура горе-учителя Цыфиркина являет пример противоположный: учитель арифметики необразован, но у него есть душа, и С. сочувствует бывшему воину, прощая ему недостаточность познаний. Французские «мудрецы», по мысли Фонвизина, поставили на первое место ум (разум) и забыли душу. Разум не нашел опоры в чем-либо, кроме себя, и, оставленный в небрежении, может служить как добру, так и злу. Напротив, от воспитания души лежит прямой путь к воспитанию чести, благородства. Такое воспитание берет разум своим помощником, добивается, чтобы человек делал для других то, чего желал бы для себя. Рационализму Запада С. противополагает русский опыт, русскую традицию и русское представление о сущности просвещения. Поэтому воспитание молодых людей должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и своим критерием положить благо отечества.

Фонвизин стремился всячески оживить фигуру резонера. Он «дал» С. подробную биографию, сообщил о его службе и отставке, о том, что он долго жил в Сибири и своим трудом нажил состояние. Следуя велению сердца и своим убеждениям, С. хочет устроить счастье Софьи и делает ее наследницей. Как ближайший родственник, С. берет на себя заботу о Софье и желает ей достойного жениха. При этом он отказывается принуждать девичье сердце. Предупреждая появление С, Простакова, а затем и Правдин говорят о его «угрюмости», «грубости» (д. 2, явл. V). Однако Правдин, знающий С, называет эти суровые черты «действием его прямодушия». Прямой нрав С. сказывается и на его отношении к людям («кого уж и полюбит, так прямо полюбит», «А кого он невзлюбит, тот сам дурной человек»). С. с высоты своего опыта (ему шестьдесят лет, за его плечами большая жизненная школа) проницательно, почти с первого взгляда, понимает, что за дом у Простаковых, каков нрав хозяйки, каковы учителя у Митрофана й как жилось Софье до его приезда. Лесть Простаковой напрасна: С. не терпит угодничества.

Предъявляя к людям большие требования, С. и себя подвергает строгому нравственному суду. Наконец, С, вопреки «суровой» репутации, оказывается приятным в общении, любезным и воспитанным человеком, не чуждым веселья, иронии, смеха, чувствующим комизм положений и речей. Он может быть трогателен, возвышен, исполнен гнева и сострадателен (не желая зла Простаковой, он прощает ее и проявляет участие в ее судьбе).

Современниками С. воспринимался как учитель жизни. Об успехе персонажа у публики свидетельствует название журнала «Друг честных людей, или Стародум», задуманного Фонвизиным, но не осуществленного, в котором писатель обращался к своему герою: «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» одолжен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я целые явления, кои публика с удовольствием слушает».

Кто такой Стародум? Какой портрет его характера можно представить в работе Дениса Ивановича Фонвизина? Сколько ему лет и какое положение в обществе он имеет? Какую роль он сыграл в великой комедии « » и в жизни главных героев произведения?

Господин Стародум является сильным и многоуважаемым положительным героем. Внимательно отследив его диалоги в контексте комедии и отзывы других персонажей, можно представить подробный портрет его характера и знать много деталей о жизни. Стародум был мужчиной в зрелом возрасте, имел большой жизненный опыт и опыт в служении стране. Его знают, высоко ценят и уважают все порядочные граждане государства. Он не имеет чинов и званий, но имеет большое состояние и гордость за неиспорченную душу.

В молодом возрасте был на войне и получил множество ранений, но отошел от службы из-за государственной несправедливости. Его дальний знакомый, уклонился от военных действий и остался при дворе, имел «выслугу» угодную высшим чиновникам и получил звание, а Стародум, имея тяжкие ранения остался не удел.

Герой был оскорблен такими событиями жизни. Не получив ни званий, ни богатств он оставил службу. В диалоге с Правдиным Стародум сожалеет о своем поступке. Он мог продолжать служить родине, не поддаваясь первым порывам гордости и образумиться. Герой понимает, что истинная награда — это уважение за честность, правильные поступки, умение владеть собой в трудных ситуациях и признание заслуг окружающими.

После отставки он поехал в Петербург, там его взяли на службу при дворе. В службе он узрел, как люди «идут по головам» ради собственных благ и нечестивых целей. Он был рад уйти со службы во дворе и ушел вовремя. С честью и собственным достоинством он остался верен себе, своим принципам и слову.

Ни чины, ни богатства не искусили его. Свое большое состояние Стародум заработал честным трудом в Сибири, чем высоко гордится. Он считает свой пример заработка истинно благородным, честным и верным путем. Благодаря нажитым годам и полученному опыту герой имеет острый ум и хорошо разбирается в людях. Он прямолинеен в своих мыслях и словах, всегда говорит правду и то, что думает. Не смотрит на чины и считает, что где начинаются чины, там пропадает искренность человека. За это многие его считают грубым и угрюмым мужчиной.

Стародум сдержан и глубоко рассудителен, будучи в возрасте не спешит действовать, поддаваясь первым порывам чувств, но такими качествами герой обладал не всегда. Дядюшка Стародум имеет единственную любимую племянницу Софью и обещает ей отдать свое состояние, чтобы мужа она выбрала по достоинству душевному, а не состоянию богатому.

«…Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного…».

История Стародума начинается уже с первых строк комедии, когда выясняется, что племянница Софья осталась одна после смерти матери и дальние родственники Простаковы увезли ее к себе. Все персонажи уверены, что больше никого у Софьи не осталось. И дяди ее Стародума давно уже нет в живых. В корыстных целях Простаковы желают отдать ее замуж родственнику семьи – брату , Скотинину. Его фамилия в комедии является говорящей. Чтобы подчеркнуть это автор наделяет его любовью к свиньям.

Скотинину не симпатична Софья и его не интересуют деревни, принадлежащие ей, душа его радуется свиньям, имеющимся в этих деревнях. Но вскоре все узнают, что дядя Софьи жив и очень богат. Богатство свое он наследует Софье. Планы Простаковых резко меняются, и желают они отдать ее замуж уже не за брата Простаковой, а за собственного необразованного сына.

Стародум приезжает как спаситель Софьи от нежеланного замужества и нечестивых планов родственников. Благодаря дяде Стародуму Софья самостоятельно может выбрать себе мужа. Оказывается, что избранник у племянницы уже имеется. Стародум доволен выбором племянницы и благословляет молодых. Но рассказывать о своем решении герои комедии не спешат.

От чего действия вокруг них превращаются в нелепый фарс и сплошное безумие. Этим поступком Стародум показал зрителю комедии, вскрыл на поверхность все низкие чувства и пороки человека. Он дал время, чтобы герои комедии, сами того не зная, открыли правду окружающим о своем бесчестии и низких пороках. Ситуация вывернула наизнанку Простаковых, Скотинина и показала, как можно унизится и пасть в глазах себя и окружающих в погоне за низкими целями.

Сама фамилия Стародума является говорящей. Она означает, что его мысли, «думы» и соответственно поступки исходят из воспитания, которое вложил в него отец. А отец его был воспитан на службе у Петра Великого. Значит Стародум был воспитан по старым ценностям и это заложило в него сильные черты характера и непреклонность ума.

Многие критики считают Стародума олицетворением самого Дениса Ивановича Фонвизина. От лица Стародума писатель хотел подчеркнуть безнравственность общества своего времени с помощью отсылок к поколению Петра воспитанному по старым нравам. Не было надменных чинов, говорил он:

«…Тогда один человек назывался Ты, а не Вы… Зато нынче многие не стоят одного…».

Стародум уважал людей, преданных своему слову, чести и благородству, презирая в ответ других, противоречащих этим качествам и не уважал их. Он презирал дворян, получивших свои чины и имущество за неблагородную выслугу, притворную ложь, лесть и измену себе и своим принципам, чести. Стародум не терпел низость души человеческой и надменность, был груб и скуп с такими людьми. А таких людей было в его время много. Простаковы же являются тем же доказательством и олицетворением этих низких людей.

Таким образом, Стародум является одним из значимых персонажей комедии. Он сыграл в ней самую яркую и важную роль - открыл пороки человеческие. Персонаж является главным ключом к открытию важной темы всей комедии Д.И. Фонвизина и олицетворением благородных черт человеческих.




Top