Биография стругацких. Стругацкие аркадий и борис

Аркадий Стругацкий, старший из знаменитого тандема, был рожден в Батуми, 28 августа 1925 года. Родители братьев были яркими представителями творческой интеллигенции: мать - учительница, а отец - искусствовед. В Ленинграде, восемью годами позже, (15 апреля 1933 года), родился Борис - вторая половина творческой единицы "Братья Стругацкие".

Пробы пера каждый из них совершал отдельно. Первая повесть юного Аркадия, увы, была утрачена в период блокады. Рассказ же под названием "Как погиб Канг", который был написан в 1946 году, дождался публикации лишь в 2001.

К 50-м годам приобщается к литературным упражнениям и Борис, но самых впечатляющих успехов братья добились все-таки в качестве соавторов. Их первый общий рассказ, названный "Извне", был напечатан в журнале "Техника-молодежи" в 1958 году. Позже эта работа была развита до масштабов повести.

Начатая на спор с супругой Аркадия Стругацкого первая серьезная совместная книга братьев выходит в 1959 году - это "Страна багровых туч". Соавторы формируют свой стиль, появляется узнаваемая, характерная проблематика их творчества.

Перечислять знаковые, оказавшие невероятное влияние на умы современников и потомков произведения Стругацких можно долго. Среди них - и "Хищные вещи века", выразительно показавшие в 1965 году выбор между очень плохим и плохим вариантом. И "Понедельник начинается в субботу" - книга, вдохновившая создание фильма "Чародеи".

Огромный успех у аудитории не обеспечил Стругацким безбедной жизни: их стала ущемлять советская цензура, в 70-х годах для них становится практически закрытым путь в печать. За "Сказку о Тройке" закрывают журнал "Ангара", к публикации не допускается "Улитка на склоне", а в оригинальный текст "Обитаемого острова" цензоры внесли почти тысячу правок.

Здорово искалечен цензорами был и "Пикник на обочине", по мотивам которого братья затем создали сценарий для фильма "Сталкер" Тарковского. Очень интересна композиция "Хромой судьбы" - книги весьма автобиографической, главный герой которой даже получил в подарок авторство другого шедевра Стругацких - повести "Гадкие лебеди". В 1990 году вышла последняя пьеса Стругацких - "Жиды города Питера".

В 1991 году умирает Аркадий, и Борис продолжает писательскую деятельность уже под псевдонимом С. Витицкий - он создает еще две прекрасные книги. 19 ноября 2012 года скончался и второй брат.

Братья Стругацкие, книги которых знают и любят не только в нашей стране, но и по всему миру, - советские писатели, создавшие лучшие образцы русской научной фантастики. Множество их романов было экранизировано. На них равнялось целое поколение авторов, работающих в жанре фантастики и фэнтези. На сегодняшний день они не теряют своей популярности. Если вы хотите прикоснуться к истории становления данного жанра в России, то стоит познакомиться с такими писателями, как братья Стругацкие, книги, список которых вы можете найти на сайте и ставшие почти легендой, обязательны к прочтению.

Братья Стругацкие: биография творческого дуэта

Братья Стругацкие, биография которых не менее интересна, чем их книги, родились в Москве и Ленинграде. Первые литературные опыты А.Н. Стругацкого были предприняты еще до войны, однако его рассказы не сохранились из-за блокады Ленинграда. Поэтому первой работой считается рассказ "Как погиб Кант", принадлежащий перу Аркадия. Борис начал сочинять свои истории несколько позже - в шестидесятых годах. Совместная книга братьев вышла в 1959 году и называлась "Страна багровых туч".

Творчество этих писателей всегда отражало их постоянно меняющееся мировоззрение. Вероятно, поэтому их произведения настолько разноплановы. Рисуя миры будущего, они наполняли их лучшими людьми. Оптимизм и вера в прогресс - одна из отличительных черт ранних произведений Стругацких. Их романы вполне соответствовали требованиям соцреализма, однако авторы избегали типичных героев и клишированных сюжетов. В центре их романов - гуманисты и интеллигенты, ответственные и преданные науке люди. По большому счету, романы братьев изобиловали оригинальными поворотами сюжета и смелыми приемами, что выгодно отличало их от других писателей подобного жанра того времени. Также они не пренебрегали возможностью обличить пороки общества. Среди их произведений - немало сатирических романов, которые высмеивали проблемы советской жизни.

Братья Стругацкие: книги на сайте "КнигоПоиск"

Если вас заинтересовали братья Стругацкие, лучшие книги вы можете найти в этом разделе. Данный рейтинг составлен на основе отзывов наших пользователей, поэтому вы легко можете выбрать для себя роман, с которого начнете свое знакомство с творчеством знаменитых писателей. Читайте с удовольствием!


Аркадий и Борис Стругацкие на балконе. 1980-е Имя при рождении:

Аркадий Натанович Стругацкий, Борис Натанович Стругацкий

Псевдонимы:

С. Бережков, С. Витин, С. Победин, С. Ярославцев, С. Витицкий

Дата рождения: Гражданство: Род деятельности: Годы творчества: Жанр:

Научная фантастика

Дебют: Премии:

премия «Аэлита»

Произведения на сайте Lib.ru rusf.ru/abs

Аркадий и Борис Стругацкие (братья Стругацкие) - братья Аркадий Натанович (28.08.1925 г., Батуми - 12.10.1991 г., Москва) и Борис Натанович (15.04.1933 г., Санкт-Петербург - 19.11.2012 г., Санкт-Петербург), советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.

Аркадий Стругацкий окончил Военный институт иностранных языков в Москве (1949), работал переводчиком с английского и японского языков, редактором.

Борис Стругацкий окончил механико-математический факультет Ленинградского университета (1955) по специальности «звездный астроном», работал в Пулковской обсерватории.

Борис Натанович начал писать с начала 1950-х гг. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого - повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным с испытанием водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, «типичным для того времени примером „антиимпериалистической прозы“».

В январе 1958 г. в журнале «Техника - молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев - научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.

Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса - предупреждение «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990).

Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев : бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1-2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990-1991), опубликованную в 1993 г. .

После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 г. Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003).

Стругацкие являются авторами ряда киносценариев. Под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин братьями были переведены с английского романы Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндема. Аркадий Стругацкий перевёл с японского рассказы Акутагавы Рюноскэ, романы Кобо Абэ, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, средневековый роман «Сказание о Ёсицунэ».

Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языках в 33 странах мира (более 500 изданий).

Именем Стругацких названа малая планета [[(3054) Стругацкия|№ 3054, открытая 11.09.1977 г. в Крымской астрофизической обсерватории.

Братья Стругацкие - лауреаты медали «Символ Науки».

Очерк творчества

Первое заметное произведение братьев Стругацких - научно-фантастическая повесть «Страна багровых туч» (1959). По воспоминаниям, повесть «Страна багровых туч» была начата на спор с женой Аркадия Натановича - Еленой Ильиничной. Связанные общими героями с этой повестью продолжения - «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить. Стругацкие расцвечивают традиционные фантастические схемы остросюжетными ходами и коллизиями, живостью образов, юмором.

Каждая новая книга Стругацких становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране. Их книги в этот период пронизаны духом оптимизма, веры в прогресс, в способность человеческой природы и общества меняться к лучшему. Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962).

Начиная с повестей «Трудно быть богом» (1964) и «Понедельник начинается в субботу» (1965), в творчестве Стругацких появляются элементы социальной критики, а также моделирования вариантов исторического развития. Повесть «Хищные вещи века» (1965) написана в традициях популярного на Западе «романа-предупреждения».

В середине 1960-х гг. Стругацкие становятся не только популярнейшими авторами в жанре научной фантастики, но и выразителями настроений молодой, оппозиционно настроенной советской интеллигенции. Их сатира направлена против всевластия бюрократии, догматизма, конформизма. В повестях «Улитка на склоне» (1966–1968), «Второе нашествие марсиан» (1967), «Сказка о Тройке» (1968) Стругацкие, мастерски используя язык иносказаний, приемы аллегории и гиперболы, создают яркие, гротескно заостренные картины социальной патологии, порождаемой советским вариантом тоталитаризма. Все это навлекло на Стругацких резкую критику со стороны советского идеологического аппарата. Некоторые из уже опубликованных ими произведений были фактически изъяты из обращения. Роман «Гадкие лебеди» (закончен в 1967, опубликован в 1972 г., Франкфурт-на-Майне) был запрещен и распространялся в самиздате . Их произведения с огромным трудом выходили в малотиражных изданиях.

В конце 1960-х и в 1970-х гг. Стругацкие создают ряд произведений с преобладанием экзистенциально-философской проблематики. В повестях «Малыш» (1970), «Пикник на обочине» (1972), «За миллиард лет до конца света» (1976) на первый план выдвигаются вопросы конкуренции ценностей, выбора линии поведения в критических, «пограничных» ситуациях и ответственности за этот выбор. Тема Зоны - территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров - смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 г. по сценарию Стругацких.

В романе «Град обреченный» (написан в 1975, опубликован в 1987) авторы строят динамическую модель советского идеологизированного сознания, исследуют различные фазы его «жизненного цикла». Эволюция главного героя романа, Андрея Воронина, символически отображает духовный опыт поколений советских людей сталинской и постсталинской эпох.

Последние романы Стругацких - «Жук в муравейнике» (1979), «Волны гасят ветер» (1984), «Отягощенные Злом» (1988) - свидетельствуют о кризисе рационалистической и гуманистическо-просветительской основ мировоззрения авторов. Стругацкие ставят теперь под сомнение как концепцию общественного прогресса, так и могущество разума, его способность находить ответ на трагические коллизии бытия.

В ряде произведений Стругацких, отец которых был евреем, заметны следы национальной рефлексии. Многие критики видят в романах «Обитаемый остров» (1969) и «Жук в муравейнике» аллегорическое изображение положения евреев в Советском Союзе. Один из главных персонажей романа «Град обреченный» - Изя Кацман, в жизни которого сконцентрировались многие характерные черты судьбы галутного (см. Галут) еврея. Публицистически откровенная критика антисемитизма содержится в романе «Отягощенные Злом» и в пьесе «Жиды города Питера» (1990).

Стругацкие всегда считали себя русскими писателями, однако к аллюзиям на еврейские темы, размышлениям о сущности еврейства и его роли в мировой истории они обращались на протяжении всего творческого пути (особенно с конца 1960-х гг.), это обогащало их произведения нетривиальными ситуациями и метафорами, сообщало дополнительный драматизм их универсалистским поискам и прозрениям.

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 г. продолжалось интервью, в котором Борис Стругацкий ответил уже на несколько тысяч вопросов.

Собрания сочинений Стругацких

До сих пор на русском языке опубликованы четыре полных собрания сочинений А. и Б. Стругацких (не считая различных книжных серий и сборников). Первые попытки издать собрание сочинений авторов предпринимались в СССР с 1988 г., в результате чего в 1989 г. издательством «Московский рабочий» было издано двухтомное собрание «Избранных сочинений» тиражом 100 тыс. экз. Его особенностью был текст повести «Сказка о Тройке», специально подготовленный авторами для данного собрания, представляющий собой промежуточный между «ангарским» и «сменовским» вариант.

Полные собрания сочинений Стругацких на сегодняшний день составляют:

  • Собрание сочинений издательства «Текст», основной корпус которого вышел в 1991-1994 гг. под редакцией А. Мирера (под псевдонимом А. Зеркалов ) и М. Гуревича. Собрание сочинений было выстроено в хронологически-тематическом порядке (например, в одном томе публиковались «Полдень, XXII век» и «Далёкая Радуга», а также «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке»). По требованию авторов в собрание не была включена их дебютная повесть «Страна багровых туч» (вышла только в составе второго дополнительного тома). Первые тома печатались тиражом 225 тыс. экз., последующие - 100 тыс. экз. Первоначально предполагалось издание 10 томов, к каждому из которых А. Мирер написал краткое предисловие, ему же принадлежала биография А. и Б. Стругацких в первом томе - первая из опубликованных. Большинство текстов издавалось в «канонических» вариантах, известных поклонникам, однако пострадавшие от цензуры «Пикник на обочине» и «Обитаемый остров» впервые были опубликованы в авторской редакции, а «Сказка о Тройке» - в версии 1989 г. В 1992-1994 гг. увидели свет четыре дополнительных тома, включающие некоторые ранние вещи (в том числе «Страна багровых туч», включённая по требованию читателей), драматургические произведения и киносценарии, литературная запись фильма А. Тарковского «Сталкер» и вещи, опубликованные А. Н. и Б. Н. Стругацкими самостоятельно. Они печатались тиражами от 100 тыс. до 10 тыс. экз.
  • Книжная серия «Миры братьев Стругацких» , издававшаяся по инициативе Николая Ютанова издательскими фирмами Terra Fantastica и АСТ начиная с 1996 г. В настоящее время издание перешло к издательству «Сталкер» (Донецк) в рамках проекта «Неизвестные Стругацкие». По состоянию на сентябрь 2009 г. в рамках серии увидело свет 28 книг, печатающихся тиражом 3000-5000 экз. (допечатки следуют ежегодно). Тексты скомпонованы тематически. Данная книжная серия по сей день остаётся самым представительным собранием текстов, связанных с жизнью и творчеством А. и Б. Стругацких (например, переводы западной фантастики, выполненные Стругацкими, не публиковались в прочих собраниях сочинений, как и ряд драматургических произведений). В рамках серии опубликованы 6 книг проекта «Неизвестные Стругацкие», содержащие материалы архива Стругацких - черновики и нереализованные рукописи, рабочий дневник и личная переписка авторов. «Хромая судьба» публиковалась отдельно, без вставной повести «Гадкие лебеди». «Сказка о Тройке» впервые опубликована в обеих редакциях - «ангарской» и «сменовской», и с тех пор переиздаётся только таким образом.
  • Собрание сочинений издательства «Сталкер» (Донецк , Украина), реализованное в 2000-2003 гг. в 12 томах (первоначально предполагалось издание 11 томов, вышедших в 2000-2001 гг.). Иногда его называют «чёрным» - по цвету обложки. Главным редактором выступила С. Бондаренко (при участии Л. Филиппова), тома выходили тиражом 10 тыс. экз. Главной особенностью этого издания стала его приближенность к формату академического собрания сочинений: все тексты были тщательно сверены с первоначальными рукописями (когда это было возможно), все тома снабжены подробными комментариями Б. Н. Стругацкого, избранными фрагментами из критики своего времени и т. п. сопутствующими материалами. 11-й том был посвящён публикации ряда законченных, но не опубликованных в своё время сочинений (например, дебютный рассказ А. Н. Стругацкого «Как погиб Канг» 1946 г.), в его составе также вышла значительная часть публицистических произведений Стругацких. Все тексты собрания сочинений были сгруппированы в хронологическом порядке. В состав 12-го (дополнительного) тома включена монография польского литературоведа В. Кайтоха «Братья Стругацкие», а также переписка Б. Н. Стругацкого с Б. Г. Штерном. В электронном виде данное собрание сочинений доступно на официальном сайте А. и Б. Стругацких. В 2004 г. вышел дополнительный тираж (с теми же ISBN), а в 2007 г. - это собрание сочинений перепечатано в Москве издательством «АСТ» (также в обложках чёрного цвета) как «второе, исправленное издание». В 2009 г. оно же вышло в ином оформлении, хотя также указывалось, что его оригинал-макет изготовлен издательством «Сталкер». Тома в издании «АСТ» 2009 г. не нумерованы, а обозначены годами написания включённых в них текстов (например, «1955 - 1959 »).
  • Собрание сочинений издательства «Эксмо» в 10 томах, реализованное в 2007-2008 гг. Тома издавались как в рамках серии «Отцы-основатели», так и в разноцветных обложках. Содержание его не следовало хронологическому порядку, тексты издавались по собранию сочинений «Сталкера» с приложением «Комментариев к пройденному» Б. Н. Стругацкого.

Библиография

Указан год первой публикации

Романы и повести

  • 1959 - Страна багровых туч
  • 1960 - Извне (на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1958 г.)
  • 1960 - Путь на Амальтею
  • 1962 - Полдень, XXII век
  • 1962 - Стажёры
  • 1962 - Попытка к бегству
  • 1963 - Далёкая Радуга
  • 1964 - Трудно быть богом
  • 1965 - Понедельник начинается в субботу
  • 1965 - Хищные вещи века
  • 1990 - Беспокойство (первый вариант Улитки на склоне, написан в 1965 г.)
  • 1968 - Улитка на склоне (написана в 1965 г.)
  • 1987 - Гадкие лебеди (написаны в 1967 г.)
  • 1968 - Второе нашествие марсиан
  • 1968 - Сказка о Тройке
  • 1969 - Обитаемый остров
  • 1970 - Отель «У Погибшего Альпиниста»
  • 1971 - Малыш
  • 1972 - Пикник на обочине
  • 1988-1989 - Град обреченный (написан в 1972 г.)
  • 1974 - Парень из преисподней
  • 1976-1977 - За миллиард лет до конца света
  • 1980 - Повесть о дружбе и недружбе
  • 1979-1980 - Жук в муравейнике
  • 1986 - Хромая судьба (написана в 1982 г.)
  • 1985-1986 - Волны гасят ветер
  • 1988 - Отягощённые злом, или Сорок лет спустя
  • 1990 - Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах (пьеса)

Сборники рассказов

  • 1960 - Шесть спичек
    • «Извне» (1960)
    • «Глубокий поиск» (1960)
    • «Забытый эксперимент» (1959)
    • «Шесть спичек» (1958)
    • «Испытание СКИБР» (1959)
    • «Частные предположения» (1959)
    • «Поражение» (1959)
  • 1960 - «Путь на Амальтею»
    • «Путь на Амальтею» (1960)
    • «Почти такие же» (1960)
    • «Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе»)
    • «Чрезвычайное происшествие» (1960)

Другие рассказы

Указан год написания

  • 1955 - «Песчаная горячка» (впервые опубликован в 1990 г.)
  • 1957 - «Извне»
  • 1958 - «Спонтанный рефлекс»
  • 1958 - «Человек из Пасифиды»
  • 1959 - «Моби Дик» (рассказ, исключенный из переизданий книги «Полдень, XXII век»)
  • 1960 - «В наше интересное время» (впервые опубликован в 1993 г.)
  • 1963 - «К вопросу о циклотации» (впервые опубликован в 2008 г.)
  • 1963 - «Первые люди на первом плоту» («Летающие кочевники», «Викинги»)
  • 1963 - «Бедные злые люди» (впервые опубликован в 1990 г.)

Экранизации

Переводы братьев Стругацких

  • Абэ Кобо. Совсем как человек: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
  • Абэ Кобо. Тоталоскоп: Рассказ / Пер. с япон. С. Бережкова
  • Абэ Кобо. Четвёртый ледниковый период: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова

Часто братьев Стругацких спрашивали: «Как же вы пишете вместе?» Мало того, что они жили в разных городах, так еще и братья, и гонора у каждого хоть отбавляй. Действительно, противоречия случались, но до ссоры не доходило. Секрет прост – братья изначально придумали схему как «разруливать» конфликты, если сюжеты одного произведения у Аркадия и Бориса, так сказать, не сходятся. Просто бросали жребий. Кто побеждал – того и правда.

Михаил Веллер о том, кем были знаменитые братья для огромной страны:

Ох и здоровые же они были ребята! Сто девяносто два росточку и плечи под шестидесятый размер. Молва утверждала, что норма Аркадия была полтора литра коньяку. После этого он мог изящно и здраво рассуждать о литературе.

На одном из литературных совещаний в доме творчества «Комарово», когда речь держал Аркадий Стругацкий, в кучке куривших за открытыми дверьми вдруг пробормотали:

Давайте-ка потише, ребята. Пока Аркадий в рыло не въехал. Он это может.

Аркадий Натанович Стругацкий родился в Ленинграде в 1925 году. Борис - в 1933-м. Восемь лет разницы - естественная причина, чтобы младший брат, опекаемый в мальчишеской жизни старшим, сформировался под его влиянием. А позднее, когда с возрастом положение уравнивается, образ мыслей и все мировоззрение оказывается общим.

При этом Аркадий был филологом-японистом, референтом-переводчиком и послужил в погонах не один год - на самых восточных рубежах. Заметим, что элементы японского колорита, детали и термины, обряды и оружие вошли в русскую литературу последних десятилетий именно с его легкой - тяжелой? - руки. Борис же по специальности, напротив, звездный астроном и большую часть жизни проработал в Пулковской обсерватории. Аркадий был чубат, усат, сиповат и крут. Что оттеняла лукаво-мудрая улыбка, дружелюбные манеры, негустые волосы и лопоухие уши Бориса.

Одевались они как заштатные советские инженеры. Эти фланелевые рубашки, эти нейлоновые куртки, эти кроличьи ушанки и поношенные штаны… Ничего от небожителей, от блеска звезд. И квартирки по хрущевским малогабаритным стандартам в спальных районах. Автомобиль «запорожец» достойно завершит портрет гения в интерьере. Высокий стиль. Быть, а не казаться. Гений не нуждается в атрибутике и аффектации. И не определяется оценкой официальных инстанций либо их зеркального отражения - профессиональной тусовки.


Аркадий и Борис Стругацкие на балконе московской квартиры А. Стругацкого. 1980-е

В таком уже далеком 1966 году молодежь, которую сейчас назвали бы «продвинутой», читала трех авторов и тем гордилась: Брэдбери, Лем, Стругацкие. «Трудно быть богом», непревзойденная по чистоте и изяществу иронично-романтического стиля книга, сделала их знаменитыми. «Понедельник начинается в субботу» превратил Стругацких в кумиров бесчисленных НИИ и КБ, студентов и лаборантов. «Улитка на склоне» привлекла эстетствующих снобов и утонченных интеллектуалов.

«Разночинная интеллигенция» - вот как на сто лет раньше был бы определен главный читатель Стругацких. Сливки среднего класса, мозги и совесть страны. Те, кто в оппозиции власти, при этом веря в добро и в свои силы.

Что поразительно: поколения меняются, время течет, а Стругацкие находят читателей в каждой взрослеющей генерации, и остаются с ней, и не исчезают с прилавков.

А сильна художественная составляющая. Поэтическое начало. Стальной стержень сюжета, о котором они столько повторяли своим ученикам. Прозрачный язык, как чистой воды кристалл. Живые характеры, смачные фразы - и спокойная мудрость без зауми.

«Ну а потом? Когда вы победите своих врагов? И установите справедливый режим? Что вы тогда будете делать? Сладко жрать? - Да! Тогда мы будем сладко жрать, и пить, и веселиться, и свободно наслаждаться жизнью! Мы это заслужили, черт возьми! - Вот именно. А дальше-то что? - Простите? Я вас не понимаю, сеньор. А чего же еще?»

Этот диалог был обращен к нам - сорок лет спустя впилившимся в этот политкорректный и цивилизованный мир - вымирающий без цели и идеи. И не говорите, что вас не предупреждали!

Как они работают вдвоем? Утверждалось единичными посвященными: один сидит за машинкой и стучит по клавишам, иногда сопровождая появление текста чтением вслух. Второй лежит на диване, или пьет кофе в кресле, или расхаживает с сигаретой. Иногда вставляет свою фразу или абзац, продолжая мысль и сцену соавтора. Через несколько страниц или через час-полтора они меняются местами. Стиль, интонация, ход действия - един для обоих. От прямых ответов о технологии соавторства Стругацкие всегда уклонялись. Говорили лишь, что предварительно долго обсуждают и согласовывают все по телефону: Аркадий жил в Москве, Борис - в родном Ленинграде.

Еще при советской власти в разных городах возникали их клубы фэнов и играли в их книги. Больше никто из советских писателей этим похвастаться не мог.

Любая их книга начинается как игра. Необременительная условность, развлекающая сказка. Проходит время, и ты обнаруживаешь, что тот легкий сказочный мир остался в тебе и обрел жесткость: это наш, реальный мир в одной из своих глубинных сущностей, открытой талантом Художника.

Ни один более из советских писателей этой эпохи нового слова в русский язык не ввел. Слово «сталкер» слышали? «Пикник на обочине» стал устойчивым оборотом.

Ни один современный советский писатель столько не переводился. Сотни изданий на всех цивилизованных и менее цивилизованных языках мира: точное число трудно поддавалось учету (были на то причины). Они могли быть богаты - но ВААП (Всесоюзное агентство по авторским правам) СССР забирало в пользу государства 97 процентов (!) гонораров.

Для официальной критики они не существовали. Одни завидовали их блеску и славе, другие полагали «настоящую литературу» в форме исключительно «критического реализма» в пику реализму «социалистическому». За кусок казенного пирога литераторы жрали друг друга живьем, и брезгливые насмешливые Стругацкие держались в стороне от «литературного процесса».

Между ними и их читателями никогда не стояло чужих мнений и государственных приманок. А в читателях была половина всей молодой интеллигенции страны. Та половина, у которой лоб был повыше, а шоры на глазах поменьше. Потом молодая интеллигенция становилась немолодой, и к читателям добавлялось новое поколение повзрослевших школьников.

Их язык доставлял наслаждение, сюжет затягивал, а мысль заставляла думать. Студенты, инженеры и врачи, юристы и журналисты - слой, из которого в нормальных странах формируется элита, - перекидывались фразами Стругацких, как паролем.

Стругацкие никогда не писали фантастику (в расхожем понимании). Стругацкие писали жесткие и пронзительные антиутопии. Единственные в глухой и непробиваемой советской империи они умудрились быть свободными меж всех пишущих.

Антиутопия была запрещенным жанром: никакого вольнодумства, партия укажет и предскажет сама все нужное! Но… «фантастика», юношество, облегченный жанр, Жюль Верн, понимаете…

…А еще Стругацких всегда любили за несгибаемость, за жесткий и активный оптимизм. Герои их всегда дрались за то, во что верили. Дрались с такой убежденной силой, что победа была неизбежна. Даже если она выходила за рамки книги.

ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ:

Аркадий и Борис Стругацкие - единственные российские писатели, чьи романы на родине читатели обозначают аббревиатурами.

По одной из версий, причиной тому стало негативное отношение советских властей к творчеству братьев Стругацких после публикации романа «Гадкие лебеди» - якобы с помощью такого нехитрого шифра поклонники творчества фантастов избегали возможных неприятностей с официальными органами. По другой - это связано с тем, что имена писателей после появления их первых произведений читатели для удобства обозначения сократили до АБС, а потом перенесли этот принцип на названия романов.

Братья Стругацкие угадали пару Карпов - Каспаров за год до рождения Каспарова.

В романе «Полдень, XXII век» (1962) упоминается «метод Каспаро-Карпова» - система жесткого кодирования на кристаллическую квазибиомассу биологического кода (фактически - технология переноса личности на иной носитель). До начала знаменитого шахматного матча за звание чемпиона мира между Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым оставалось еще 22 года. Анатолию Карпову в то время шел одиннадцатый год, а Гарри Каспаров родился год спустя после выхода романа.

Братья Стругацкие не любили некоторые свои произведения. Борис Стругацкий:

«Повесть о дружбе и недружбе» - одна из двух или трех наших повестей, которые «можно было бы и не писать». Написана под давлением обстоятельств, к творческому процессу отношения не имеющих. Сами-то мы ее не любили - как и «Страну» («Страна багровых туч»), «Парня» («Парень из преисподней») и «Малыша».

Общий тираж произведений братьев Стругацких превышает 40 млн экземпляров. Помимо российских изданий, их книги выдержали более 620 изданий на 42 языках в 33 странах мира.

В произведениях братьев Стругацких практически не встречаются главные герои - женщины.

Подавляющее большинство главных действующих лиц практических всех романов, повестей и рассказов Стругацких - мужчины. Женщины если и появляются на страницах произведений, оказываются куда менее рельефно выписаны: например, Рада Гаал в «Обитаемом острове», жена Рэда Шухарта в «Пикнике на обочине», Кира в «Трудно быть богом».

Борис Стругацкий: «Мы не умели и даже, по-моему, боялись писать женщин и о женщинах. Почему? Не знаю. Может быть, потому, что исповедовали древний принцип: женщины и мужчины - существа разной породы. Нам казалось, что мы знаем и понимаем мужчин (сами мужчины), но никто из нас не рискнул бы заявить, что он знает и понимает женщин. Да и детей, если уж на то пошло! Ведь дети - это, безусловно, третий особый вид разумных существ, обитающих на Земле».


Борис Стругацкий

Братья Стругацкие не считали свое творчество антисоветским, а себя - диссидентами.

Несмотря на то что официальные советские органы и цензура нередко расценивали произведения, как клеветнические, а в среде диссидентов творчество братьев Стругацких было особенно популярно, сами писатели никогда не считали себя антисоветчиками или диссидентами. Зарубежная публикация повести «Гадкие лебеди» только укрепила это отношение, несмотря на то что после нее авторам пришлось официально открещиваться от выхода произведения на Западе, опубликовав письмо на страницах «Литературной газеты».

Борис Стругацкий: «Они (произведения братьев Стругацких) пронизаны неприятием тоталитаризма и бюрократии. Но поскольку СССР являл собою подлинное торжество тоталитаризма и бюрократии, такие наши повести, как «Улитка на склоне», «Сказка о Тройке» и даже «Обитаемый остров», воспринимались особенно ретивыми идеологами режима именно как «антисоветские».

Братья Стругацкие не верили в существование внеземного разума.

Прямые указания на существование иных цивилизаций содержатся в таких романах Стругацких, как «Трудно быть богом», «Малыш», «Обитаемый остров», «Пикник на обочине», «Отель «У погибшего альпиниста». При этом сами авторы рассматривали наличие внеземного разума именно как фантастическую идею.

Борис Стругацкий: «В существование «иного разума» - на Земле, или даже во Вселенной - я не верю: нет у меня для этого никаких оснований. И хотя на Вселенную еще как-то рассчитывать можно - слишком уж огромна она в пространстве и времени, чтобы хоть что-то (например - Разум) существовало в ней в единственном экземпляре, то Земля наша, наоборот, слишком мала, чтобы такая огромная, почти безразмерная, невероятно активная штука, как Разум, могла бы существовать здесь, оставаясь незамеченной».

«А с Хокингом (утверждающим, что человеческий разум одинок во Вселенной) я почти согласен. И еще больше согласен с Иосифом Шкловским - это наш замечательный астрофизик, он еще в конце 1960-х высказался в том смысле, что иной разум в нашей вселенной существует, но встречается крайне редко. Я думаю, он прав. Ведь наша Вселенная так огромна в пространстве и времени, что странно было бы, если бы хоть что-то существовало в ней в единственном экземпляре».

Многие известные ныне писатели-фантасты - непосредственные ученики Стругацких.

О существовании литературного объединения под руководством Бориса Стругацкого знали далеко не все читатели. Широкую известность этот факт получил в 1996 году после выхода первого выпуска сборника фантастических произведений «Время учеников», в котором были опубликованы произведения участников литобъединения.


Аркадий Стругацкий, 1964 год, © Архив ИТАР-ТАСС

Фантаст без компьютера.

По воспоминаниям родных и близких Аркадий Стругацкий был очень консервативен в технике. Даже когда у брата Бориса появился свой персональный компьютер, Аркадий Натанович не соблазнился электронной новинкой и до конца дней печатал свои произведения на пишущей машинке.

Аркадий Стругацкий прекрасно знал японский

Фантаст учился в Военном институте иностранных языков, а позже служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Его специализацией были английский и японский языки. Даже после демобилизации работу по переводу иностранной литературы он не оставил.

В произведениях братьев Стругацких очень часто цитируется Библия, хотя сами они никогда не были верующими людьми.

Множественные цитаты из Евангелия и слава диссидентов заставляли многих читателей видеть в книгах братьев Стругацких религиозный подтекст, а их авторов причислять к тайно верующим. В частности, распространенной трактовкой образа Максима Каммерера в романе «Обитаемый остров» было сравнение его истории с историей Христа, явившегося в мир, чтобы искупить его прегрешения своей смертью. Однако сами братья Стругацкие никогда не считали себя верующими или религиозными людьми.

Борис Стругацкий: «Дело в том что мы, оба, высоко ценили Евангелие (Ветхий Завет - в меньшей степени), как блистательное ЛИТЕРАТУРНОЕ произведение: безукоризненный сюжет, мучительно-прекрасная интрига, поражающий воображение герой. Цитировать этот текст, или пересказывать его, или свободно на него ссылаться, или встраивать в наш какой-нибудь новый сюжет доставляло нам подлинное удовольствие и представлялось весьма плодотворным. При этом религиозные идеи Библии оставались нам интеллектуально и эмоционально чужды, а этика, наоборот, понятна и близка. Любопытная ситуация. В каком-то смысле даже неправдоподобная».


Аркадий Стругацкий

Выражение «И ежу понятно» стало популярным благодаря братьям Стругацким

Источник выражения «И ежу понятно» - стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу - / Этот Петя был буржуй»). Широкое распространение оно получило сначала в повести Стругацких «Страна багровых туч», а затем в советских интернатах для одарённых детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И).

Учеников одногодичного потока так и называли - «ежи». Когда они приходили в интернат, двухгодичники уже опережали их по нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение «ежу понятно» было очень актуально.

По сюжету их романов снято 17 фильмов

В числе которых - «Сталкер» Тарковского, «Дни затмения» Александра Сокурова, «Гадкие лебеди» Константина Лопушанский, «Обитаемый остров» Федора Бондарчука.

Литературная премия братьев Стругацких вручается в их «средний день рождения».

«21 июня - «средний день рождения (между 28 августа и 15 апреля)», дата, которая «официальной», разумеется, не является, но по традиции именно в этот день в Питере происходит вручение ежегодной литературной премии им. А. и Б. Стругацких».

Международная литературная премия им. А. и Б. Стругацких учреждена в 1998 году и вручается с 1999 года в двух номинациях: «За лучшее художественное произведение (роман, повесть, рассказ)» и «За лучшее критико-публицистическое произведение о фантастике или на фантастическую тему (статья, рецензия, эссе, книга)». Чаще других - трижды - лауреатом в номинации «Художественная проза» становился поэт, писатель, журналист Дмитрий Быков, дважды - писатели Михаил Успенский и Вячеслав Рыбаков (оба из ленинградского ЛИТО, которым руководил Борис Стругацкий). Самым титулованным обладателем премии в номинации «Критика и публицистика» является писатель Кир Булычев - он дважды удостаивался награды.

Шутка, ставшая названием.

Писатели верят, что истинное название романа часто приходит уже после того, как он написан. Но бывают и исключения. Борис Стругацкий рассказывал: еще в начале 60-х годов одна хорошая знакомая разыграла его, утверждая, что в ленинградском Доме книги продается новая книга Эрнеста Хемингуэя «Понедельник начинается в субботу». Борис Натанович полдня убил на поиски этого романа. Когда обман вскрылся, писатель не стал возмущаться. Но придуманное название несуществующего произведения запомнил. Оно понравилось Стругацким своей глубокой афористичностью, и впоследствии братья использовали его для своей знаменитой повести.


Борис Стругацкий

Принцип творчества

У каждого писателя есть свои приметы. Борис Стругацкий никогда не отвечал на вопрос: «Над чем вы сейчас работаете?» Он считал его чуть ли не оскорбительным.

Никогда не говори: «Делаю». Всегда только: «Сделал», — объяснял он всем подряд. — Отличное правило. Рекомендую.

Они пришли с другой планеты

Невероятная популярность рождала множество слухов и легенд. У некоторых романтически настроенных любителей фантастики в начале 70-х годов появилась идея фикс: их любимые авторы, братья Аркадий и Борис Стругацкие, на самом деле вовсе не люди, а агенты могущественной внеземной цивилизации. Доходило до курьезов. Фантасты получили немало писем, где им предлагали помощь, раз уж они «застряли в этом времени на Земле», приносили извинения за то, что современная технология не так развита, чтобы отремонтировать их корабль… Пожалуй, это была высшая форма признания таланта авторов-фантастов.

Обоих братьев после смерти, согласно их завещанию, не просто кремировали, но и развеяли их прах с вертолёта над Пулковской обсерваторией, где когда-то работал БНС.

По материалам:

Аркадий и Борис Стругацкие — знаменитые российские и советские прозаики, драматурги, братья-соавторы, неоспоримые лидеры советской научной фантастики на протяжении последних нескольких десятилетий, самые популярные российские фантасты за рубежом. Оказали неоценимое влияние на развитие советской и мировой литературы.

Книги братьев Стругацких совершили некий диалектический переворот и тем самым заложили фундамент для появления новых утопических традиций научной фантастики.


Творчество братьев Стругацких

Братья Стругацкие на протяжении многих лет были главными писателями-фантастами в СССР. Их разноплановые романы служили зеркалом изменения мировоззрения писателей. Каждый опубликованный роман становился событием, вызывавшим противоречивые и яркие обсуждения.

Некоторые критики считали Стругацких писателями, умеющими наделять людей будущего лучшими чертами современников. Главной темой, которая прослеживается практически во всех работах авторов, является тема выбора.

Лучшие книги братьев Стругацких онлайн:


Краткая биография братьев Стругацких

Аркадий Натанович Стругацкий родился в 1925 году в Батуми, после семья переехала в Ленинград. В 1942 году Аркадий вместе с отцом были эвакуированы, среди всех пассажиров вагона мальчик один чудом остался жив. Был направлен в город Ташль, где работал на выдаче молока, после был призван на фронт.

Получал образование в артучилище, но весной 1943 года незадолго до выпуска был отправлен в Москву, где продолжил обучение в Военном институте иностранных языков. В 1949 году получил диплом по специальности переводчик. Далее работал по специальности, переезжая из одного города в другой. В 1955 году отошел от службы, приступил к работе в «Реферативном журнале», а потом устроился редактором в Детгизе и Гослитиздате.

Борис Натанович Стругацкий родился в 1933 году в Ленинграде, после окончания войны вернулся на родину, где и окончил университет по специальности астрономия. Сначала работал в обсерватории, но с 1960 года вместе со своим старшим братом стал писать.

Известность пришла к братьям после выхода в свет первых научно-фантастических рассказов. Фантастика Стругацких отличалась от других прежде всего научностью и продуманными психологическими образами персонажей. В своих первых работах они успешно использовали метод построения собственной истории будущего, которая и по сей день останется основой для всех писателей-фантастов.

Аркадий Стругацкий, старший из братьев, умер в 1991 году. Борис Стругацкие после смерти брата продолжал писать и издавал произведения под псевдонимом С. Витицкий. Прожив всю жизнь в Санкт-Петербурге, умер в 2012 году.

"Трудно быть богом". Наверное, самый прославленный из романов братьев Стругацких.

История землянина, ставшего "наблюдателем" на планете, застрявшей в эпохе позднего средневековья, и принужденного "не вмешиваться" в происходящее, экранизирована уже несколько раз – однако даже лучший фильм не в силах передать всего таланта книги, на основе которой он снят!..

Фантастическая повесть «Понедельник начинается в субботу» рассказывает о современной науке, об ученых и о том, что уже в наше время человек совершает самые на первый взгляд фантастические открытия и подвиги.

«Парень из преисподней» показывает обреченность темных сил реакции.

В этот том вошло классическое произведение позднего периода творчества братьев Стругацких - роман "Град обреченный", увлекательная история горстки людей из разных стран и эпох, согласившихся на участие в странном эксперименте - и перенесенных в загадочный город "вне времени и пространства", где происходят очень и очень необычные вещи, порой забавные, порой - опасные, а порой и откровенно страшные...

"Здесь собраны, наверное, далеко не самые увлекательные наши повести. И, уж конечно, не самые романтически-жизнерадостные. И безусловно, даже не самые популярные. Но зато - самые любимые, самые ценимые, самые уважаемые самими авторами. Все самое "зрелое и совершенное", если угодно, что удалось им создать за пятьдесят лет работы.

У нас было много сборников. Очень разных. И превосходных в том числе. Но, пожалуй, ни одного такого не было, которым бы мы гордились.

Пусть теперь будет".

Борис Стругацкий

1 Улитка на склоне

2 Второе нашествие марсиан

4 Град обреченный

5 За миллиард лет до конца света

6 Отягощенные злом

7 Дьявол среди людей

8 Бессильные мира сего

Шедевр братьев Стругацких. Жёсткая, бесконечно увлекательная и в то же время бесконечно философская книга.

Время идёт… Но история загадочной Зоны и лучшего из её сталкеров – Рэда Шухарта – по-прежнему тревожит и будоражит читателя.

«Улитка на склоне». Самое странное, самое неоднозначное произведение в богатом творческом наследии братьев Стругацких. Произведение, в котором собственно фантастика, «магический реализм» и даже некоторые оттенки психоделики переплетены в удивительно талантливое оригинальное единое целое.

Аркадий и Борис Стругацкие.
Понедельник начинается в субботу. Повесть-сказка для научных работников младшего возраста.
1-е издание 1965 г.

"Хохот метался между полом и потолком, прыгал от стены к стене, как огромный цветной мяч.
В редакции читали "Суету вокруг дивана" - первую часть "Понедельника...". Было это сразу
после выхода философской трагедии "Трудно быть богом", поэтому хохотали с облегчением:
одумались-де Стругацкие, решили не ходить по лезвию ножа, а заняться делом веселым и
безопасным. Писатели позволили себе наконец-то повеселиться от души...".
Так описывает атмосферу, царившую вокруг этой повести, один из участников ее подготовки
к "выходу в свет".
Блистательная книга русских фантастов по праву считается одной из вершин их творчества. Прошедшая испытание временем, наполненная юмором и добротой, история будней сказочного НИИ
не оставит равнодушными никого из читателей.

В один прекрасный вечер молодой программист Александр Привалов, возвращаясь из отпуска, прямо посреди дремучего леса встретил двух приятных молодых людей. И подпав под их обаяние, поступил на работу в один загадочный и престижный НИИ, где не терпят лодырей и бездельников, где правят энтузиазм и оптимизм, а сказка становится былью.

Иллюстрации и обложка Евгения Мигунова.

Примечание:
Рисунки в этом издании отличаются от иллюстраций в последующих переизданиях.

«Счастье для всех, и пусть никто не уйдёт обиженным!» Знаковые слова…

Шедевр братьев Стругацких.

Жёсткая, бесконечно увлекательная и в то же время бесконечно философская книга.

Время идёт…

Но история загадочной Зоны и лучшего из её сталкеров - Рэда Шухарта - по-прежнему тревожит и будоражит читателя.

Счастье для только что вышедшего из тюрьмы сталкера в том, чтобы вести к Комнате других. На этот раз он ведёт Профессора (Гринько), исследователя-физика, и Писателя (Солоницын) в творческом и личностном кризисе. Они трое проникают через кордоны в Зону. Сталкер ведёт группу осторожно, окружным путём, прощупывая путь гайками. Флегматичный Профессор ему доверяет. Скептичный Писатель наоборот, ведёт себя вызывающе, и, похоже, не слишком-то и верит в Зону и её «ловушки», хотя встреча с необъяснимыми явлениями его несколько переубеждает. Характеры героев раскрываются в их диалогах и монологах, в мыслях и снах Сталкера. Группа проходит Зону и на пороге Комнаты выясняется, что Профессор нёс с собой небольшую, 20-ти килотонную бомбу, которой намерен уничтожить Комнату – потенциальную исполнительницу желаний любого деспота, психопата, мерзавца. Потрясённый Сталкер пытается остановить Профессора кулаками. Писатель считает, что Комната всё равно исполняет не благообразные обдуманные пожелания, а подсознательные, мелкие, стыдные. (А впрочем, возможно, никакого исполнения желаний и вовсе нет.) Профессор перестаёт понимать, «зачем тогда вообще к ней ходить», развинчивает и выбрасывает бомбу. Они возвращаются.




Top