Биография. Танец как искусство: Звезды танца: Мэри Вигман Ранние годы Мэри Вигман

Легенды танцы — Мэри Вигман


Мэри Вигман, немецкая танцовщица, которая произвела революцию в мире танца, считается одним из основателей современного танца — контемпорари.

Ранние годы Мэри Вигман

Урожденная Мария Уигманн появилась на свет в 1886 году в Ганновере, Германия. Среднюю школу девочка посещала за рубежом — в Англии и Швейцарии. Во течение некоторого времени, проведенного в Амстердаме, Мэри как-то пошла на танцевальный концерт швейцарского композитора Эмиля Жака-Далькроза и с тех пор ее дальнейшая судьба была решена. Она мгновенно влюбилась в танец и в то, как танец может быть использован в качестве самовыражения.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Пойдя против воли своих родителей, она поступила в школу, которую Жак-Далькроз открыл в Дрездене, в 1911 году. Однако, в занятиях этой школы делался упор на ритмическую гимнастику, поэтому она не сильно подошла по духу Мэри, поскольку девушка была не в состоянии свободно танцевать. Поэтому Вигман переехала в Швейцарию, чтобы учиться в школе «Лабан», в которой она оставалась до 1919 года, работая в качестве помощника хореографа.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Эволюция гения

После учебы в Лаван, Мэри Вигман решила некоторое время пожить в одиночестве в горах Швейцарии. В это время, в горном шале, Мэри непрерывно придумывала новую хореографию, в которой основным являлось самовыражение танцора. Она назвала это «новым немецким танцем», поскольку в нем, с одной стороны, были учтены существующие танцевальные наработки, а с другой стороны - ее танец полностью не придерживался классических жестких норм балета.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Мэри Вигман представила свой первый моноспектакль в Берлине в 1919 году, в том же году зрители увидели еще 2 ее постановки. Однако, мир еще не был готов к подобной новизне — все 3 спектакля были восприняты очень плохо, и Мэри сильно критиковали. Но Мэри Вигман не сдавалась и продолжала придерживаться своего нового стиля, и постепенно ей удалось завоевать сердца аудитории. К 1920 году Мэри Вигман стала лидером современного танца в Германии.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Мэри основала собственную танцевальную труппу и дебютировала в США в 1930 году. Критики единогласно отозвались о ее работах, как о мрачных и серьезных, но в которых все же есть оттенок надежды и любви к жизни. В музыке, которой сопровождались постановки, Мэри также внедряла инновационные подходы: в ранних постановках Мэри зачастую вообще отказывалась от музыки или же использовала простой, примитивный аккомпанемент - к примеру барабанов или тарелок.

Школа Мэри Вигман расширялась, открывались ее филиалы по всей Германии, а также Соединенных Штатах. Со временем ее стиль танца начали преподавать даже в государственных школах. Ближе к концу своей жизни, Мэри уехала из Восточной Германии в Западный Берлин и открыла еще одну школу, продолжая ставить хореографию и сделать небольшие выступления в 1950-х. Мэри Вигман умерла в сентябре 1973 года.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Танцы Мэри Вигман были беспрецедентны, поскольку в основе каждого танца лежали человеческие эмоции. Каждое движения рассказывало какую-то историю, и даже при том, что Мэри часто критиковали и не понимали до самой ее смерти, ее вклад в современный танец считается монументальным.


Мэри Вигман, немецкая танцовщица, которая произвела революцию в мире танца, считается одним из основателей современного танца - контемпорари.

Ранние годы Мэри Вигман

Урожденная Мария Уигманн появилась на свет в 1886 году в Ганновере, Германия. Среднюю школу девочка посещала за рубежом - в Англии и Швейцарии. Во течение некоторого времени, проведенного в Амстердаме, Мэри как-то пошла на танцевальный концерт швейцарского композитора Эмиля Жака-Далькроза и с тех пор ее дальнейшая судьба была решена. Она мгновенно влюбилась в танец и в то, как танец может быть использован в качестве самовыражения.


Пойдя против воли своих родителей, она поступила в школу, которую Жак-Далькроз открыл в Дрездене, в 1911 году. Однако, в занятиях этой школы делался упор на ритмическую гимнастику, поэтому она не сильно подошла по духу Мэри, поскольку девушка была не в состоянии свободно танцевать. Поэтому Вигман переехала в Швейцарию, чтобы учиться в школе "Лабан", в которой она оставалась до 1919 года, работая в качестве помощника хореографа.


Эволюция гения

После учебы в Лаван, Мэри Вигман решила некоторое время пожить в одиночестве в горах Швейцарии. В это время, в горном шале, Мэри непрерывно придумывала новую хореографию, в которой основным являлось самовыражение танцора. Она назвала это "новым немецким танцем", поскольку в нем, с одной стороны, были учтены существующие танцевальные наработки, а с другой стороны - ее танец полностью не придерживался классических жестких норм балета.


Мэри Вигман представила свой первый моноспектакль в Берлине в 1919 году, в том же году зрители увидели еще 2 ее постановки. Однако, мир еще не был готов к подобной новизне - все 3 спектакля были восприняты очень плохо, и Мэри сильно критиковали. Но Мэри Вигман не сдавалась и продолжала придерживаться своего нового стиля, и постепенно ей удалось завоевать сердца аудитории. К 1920 году Мэри Вигман стала лидером современного танца в Германии.


Мэри основала собственную танцевальную труппу и дебютировала в США в 1930 году. Критики единогласно отозвались о ее работах, как о мрачных и серьезных, но в которых все же есть оттенок надежды и любви к жизни. В музыке, которой сопровождались постановки, Мэри также внедряла инновационные подходы: в ранних постановках Мэри зачастую вообще отказывалась от музыки или же использовала простой, примитивный аккомпанемент - к примеру барабанов или тарелок.

Школа Мэри Вигман расширялась, открывались ее филиалы по всей Германии, а также Соединенных Штатах. Со временем ее стиль танца начали преподавать даже в государственных школах. Ближе к концу своей жизни, Мэри уехала из Восточной Германии в Западный Берлин и открыла еще одну школу, продолжая ставить хореографию и сделать небольшие выступления в 1950-х. Мэри Вигман умерла в сентябре 1973 года.


Танцы Мэри Вигман были беспрецедентны, поскольку в основе каждого танца лежали человеческие эмоции. Каждое движения рассказывало какую-то историю, и даже при том, что Мэри часто критиковали и не понимали до самой ее смерти, ее вклад в современный танец считается монументальным.

As for the case of many artists, understanding the work of Mary Wigman (13 November 1886 – 18 September 1973, Germany) is easier if we relate it to the historical and geographical context in which it happens.

Wigman starts her choreographic researches within the ambience of the imminence of the First World War and is studying with Rudolph Laban during the time it happens (1914 – 1918). Expressionism, as an artistic trend, is spreading in Germany and Europe with its proposals of the ugly, the deformity, the grotesque and the reaction towards the tragedy of the time.

The work of influential groups like Die Brücke and Der Blaue Reiter (from visual arts) or from musicians like Arnold Schönberg, are creating an experimental climate from which Wigman’s thoughts are not detached.

So, after her studies with Dalcroze (with which she finally does not feel identified) and those at Monte Verità with Rudolph Laban, Mary Wigman starts a brave search for a dance that, according to her, doesn’t exist nor doesn’t have any masters or traditions to lean on, but for which Germany is prepared.

As part of the project, she creates a dance school in Dresden (in 1920) where students assist to learn something that no one yet recognizes. However, Wigman knows definitely what this new dance should not be: an empty result of manipulating the form of movement throughout bodily technical skills.

That is Ballet, according to her. In those days, Ballet is not such a popular practice in Germany as it is in other countries of Europe, like France. However, it is the only form of dance presented in the official theaters and carries the influence of the Russian Imperial Ballet. For Wigman, the work of ballet dancers is limited to a technical skill that would only be measured in terms of technical virtuosity. The lack of a deep pulsation that would define dance is compensated by an unlimited virtuosity.

But she is in the search for something different. Interested in the relationship between human being and cosmic forces, she describes her creative experience as the transformation into movement of the invisible forces that give her life. The dancer is a medium for her; dance functions as a trance, accomplishing its cathartic function recognized by archaic societies; dance is first of all an expression of ecstasy (or emotional impulses) that creates forms of movement as a consequence.

Therefore, educating a dancer is about making her/him conscious of the impulses that lay within her/him self and about teaching to give way to those impulses and express them. Her goal is to make dance arise from the deep urges of human being without the need of creating a codified technique.

Following these ideas, Mary Wigman gives the first steps and opens the doors of a trend that influences many generations of choreographic artists in the search for new expressive means. Her way of dancing is given the name of Ausdruckstanz (dance of expression or expressionist dance), and states that no movement is considered as ‘bad’ or ‘ugly’ as far as it is executed from a true feeling or is evocative.

In consequence, Wigman aesthetics are made up of very different elements compared to ballet. She dances without music, uses non attractive costumes, works over subjects like death, desperation, the war or social riots, and experiments with masks, among other things. She also opposes to the notion of ‘representing’ something while dancing, in a search for a truthful experience: dance should not represent; dance should be. “We don’t dance histories, we dance feelings”, she says.

“Abschied und Dank” by Mary Wigman

Her career is focused on creating, interpreting and teaching dance both in the solo format and the chorus dances. The first one gives her a way to search for new choreographic possibilities and the second one follows the ideas of the massive bodily education started by her master Laban, and is oriented towards the practice of amateurs.

Wigman’s work spreads over Germany, with offshoots of her main school in Dresden all over the country. Among her pupils are figures like Gret Palucca, Dore Hoyer, Harald Kreutzberg, Yvonne Georgi, Kurt Joss, Susanne Linke, Gerhard Bohner and Hanya Holm. All this artists dance, tour with her and continue spreading her teachings and ideas in Europe and the United States mainly.

Wigman"s Hexentanz

Though “Hexentanz” is recognized as one of Wigman’s major pieces, it is important to remember that she has a wider spectrum in her expressive style. Her last piece “Abschied und Dank” for example, does not include any grotesque imagery and shows a basic choreography in which she dances smoothly, without mask, standing and with a very relaxed facial projection.

It is also said that Wigman didn’t establish her own technique. Though, her work in time produced indeed some kind of systematization of her teachings, which was recognized and spread by some of her students.

A great example of this is a document that consists of more than 70 pages of scores of exercises of her method. The title of the text is Die Frankfurter Seminarreihe in Wigman-Technique mit Prof. Gundel Eplinius (Frankfurt, 1990) by notator Anja Hirvikallio.

M. Hirvikallio explains that M. Eplinius divides Wigman’s technique in five main groups, like this:

Striding and sliding

Springs, vibrations and bouncing

Momentums and oscillations

Falling and dropping (floor technique)

Tensions: relaxed, sustained and motor tensions

Here"s a great book I recomend you:

LAUNAY, Isabelle. Rudolph Laban, Mary Wigman. Á la recherche d’une danse moderne . Chiron, Paris, 1996.

“If I could say with words what my dances express,
I wouldn’t have a reason to dance”

(1886-11-13 )

Биография

Детство прошло в Германии эпохи Вильгельма II . Родители, преуспевающие владельцы магазинов колониальных товаров, дали ей имя, которое напоминало о дальнем родстве семейства с английской аристократией. Мэри хотела учиться медицине , но её родители боялись, что она станет «синим чулком» . Вместо этого ей было разрешено изучать языки в Англии . Примириться с уготованной ролью жены и домохозяйки она не могла и разорвала две помолвки . Наконец она услышала о том, что швейцарский композитор и преподаватель музыки Эмиль Жак-Далькроз открывает недалеко от Дрездена в Хеллерау , где будет преподавать новый предмет - ритмическую гимнастику : нечто среднее между свободным танцем и подготовкой к игре на музыкальном инструменте. Выпускники получали диплом преподавателей музыки и ритмики.

Вигман впервые увидела выступление учеников Далькроза в Амстердаме , потом побывала на концерте других танцовщиц: знаменитых сестёр Визенталь из Вены . Лёгкость и «греческая» непосредственность их танца поразили её. Несмотря на то, что ей было уже 23 года - возраст, в котором редко начинали учиться танцам, - Вигман поступила в школу Далькроза в Хеллерау . Для этого ей пришлось порвать с семьей; примирение состоялось позже. Вигман писала, что её всегда разрывали два непримиримых стремления - к «человеческому, женскому», с одной стороны, и к «одиночеству и танцу», с другой. Слова эти были парафразой из Ницше , который противопоставил всему «человеческому, слишком человеческому» - миру обычных людей - своего Сверхчеловека , танцующего на заснеженных горных вершинах.

Напишите отзыв о статье "Вигман, Мэри"

Литература

  • Gabriele Fritsch-Vivié . Mary Wigman. Reinbek bei Hamburg, 1999.
  • Santos Newhall M.A. . Mary Wigman. London: New York: Routledge, 2009

Отрывок, характеризующий Вигман, Мэри

– Ты была ещё слишком маленькой, чтобы помнить меня. Твой отец когда-то привёз тебя к нам. Я из Мэтэоры...
– Но я никогда не была там! Или ты хочешь сказать, что он просто мне никогда об этом не говорил?!.. – удивлённо воскликнула я.
Незнакомец улыбался, и от его улыбки мне почему-то вдруг стало очень тепло и спокойно, как будто я вдруг нашла своего давно потерянного старого доброго друга... Я ему верила. Во всём, что бы он не говорил.
– Ты должна уходить, Изидора! Он уничтожит тебя. Ты не сможешь противостоять ему. Он сильнее. Вернее, сильнее то, что он получил. Это было давно.
– Ты имеешь в виду не только защиту? Кто же мог ему дать такое?..
Серые глаза погрустнели...
– Мы не давали. Дал наш Гость. Он был не отсюда. И, к сожалению, ока-зался «чёрным»...
– Но Вы ведь в и д и т е!!! Как же вы могли допустить такое?! Как Вы могли принять его в свой «священный круг»?..
– Он нашёл нас. Так же, как нашёл нас Караффа. Мы не отказываем тем, кто способен нас найти. Но обычно это никогда не бывали «опасные»... Мы сделали ошибку.
– А знаете ли Вы, какой страшной ценой платят за Вашу «ошибку» люди?!.. Знаешь ли ты, сколько жизней ушло в небытие в изуверских муках, и сколько ещё уйдёт?.. Отвечай, Север!
Меня взорвало – они называли это всего лишь ошибкой!!! Загадочный «подарок» Караффе был «ошибкой», сделавшей его почти неуязвимым! И беспомощным людям приходилось за это платить! Моему бедному мужу, и возможно, даже моей дорогой малышке, приходилось за это платить!.. А они считали это всего лишь ОШИБКОЙ???
– Прошу тебя, не злись Изидора. Этим сейчас не поможешь... Такое иногда случалось. Мы ведь не боги, мы люди... И мы тоже имеем право ошибаться. Я понимаю твою боль и твою горечь... Моя семья так же погибла из-за чьей-то ошибки. Даже более простой, чем эта. Просто на этот раз чей-то «подарок» попал в очень опасные руки. Мы попробуем как-то это исправить. Но пока не можем. Ты должна уйти. Ты не имеешь права погибнуть.
– О нет, ошибаешься Север! Я имею любое право, если оно поможет мне избавить Землю от этой гадюки! – возмущённо крикнула я.
– Не поможет. К сожалению, ничто тебе не поможет, Изидора. Уходи. Я помогу тебе вернуться домой... Ты уже прожила здесь свою Судьбу, ты можешь вернуться Домой.
– Где же есть мой Дом?.. – удивлённо спросила я.
– Это далеко... В созвездии Орион есть звезда, с чудесным именем Аста. Это и есть твой Дом, Изидора. Так же, как и мой.
Я потрясённо смотрела на него, не в состоянии поверить. Ни даже понять такую странную новость. Это не укладывалось в моей воспалённой голове ни в какую настоящую реальность и казалось, что я, как Караффа, понемногу схожу с ума... Но Север был реальным, и уж никак не казалось, чтобы он шутил. Поэтому, как-то собравшись, я уже намного спокойнее спросила:
– Как же получилось, что Караффа нашёл Вас? Разве же у него есть Дар?..
– Нет, Дара у него нет. Но у него есть Ум, который ему великолепно служит. Вот он и использовал его, чтобы нас найти. Он о нас читал в очень старой летописи, которую неизвестно, как и откуда достал. Но он знает много, верь мне. У него есть какой-то удивительный источник, из которого он черпает свои знания, но я не ведаю, откуда он, и где можно этот источник найти, чтобы обезопасить его.

Мэри Уигман, урожденная Кэролин Софи Мари Уигман - танцовщица, хореограф и преподаватель танцев, родилась 13 ноября 1886 года, умерла 18 сентября 1973 года. По заверениям современников – «величайшая артистка Германии». Основоположница экспрессионистского танца и один из пионеров танца в стиле "модерн" в Германии. Ее танец не был похож на балет или неогреческий лирический от Айседоры Дункан, ни на популярную в то время восточную экзотику.

Кэролин Софи Мари Уигман родилась в Ганновере, Германия, в семье преуспевающих владельцев магазинов. Разорвав отношения с родителями, которые хотели выдать ее замуж, в 1910 году она поступила в школу художественной гимнастики в Хеллерау (возле Дрездена), где преподавал Эмиль Жак-Далькроз, известный швейцарский композитор и преподаватель музыки. Более всего она любила инновационный для тех времен предмет – ритмическую гимнастику - которая была чем-то средним между подготовкой к игре на музыкальном инструменте и свободным танцем. Выпускники такой школы получали по окончанию диплом преподавателя музыки и ритмики. В возрасте 27 лет, в 1913 году, Мэри начала изучать танец Монте Верита под руководством Рудольфа Лабана, который был новатором танца в стиле "модерн".

Уигман начала преподавать в школе Дрездена в 1920 году, более известной под именем "Центральная школа Дрездена" - центре инновационного танца в стиле "модерн". Ее знаменитые студенты и коллеги - Ивонн Георги, Ханя Холм, Харальд Кретзберг, Грет Палукка, Макс Терпис, Маргарэт Уолман и Инга Вэйс. Мэри Уигман гастролировала в США в 1930 году в группе танцовщиц. Ее учениками в 1931 году была основана школа танцев в Нью-Йорке.

Ее школа продолжает свою работу и во времена правления Германией нацистами, когда был выпущен указ об отстранении от учебы всех лиц еврейской национальности, которых среди танцоров было большинство. Она несколько раз преподавала в Лейпциге - в 1948 и 1950 году и до самой смерти в 1973. После Мэри Уигман преподавала хореографию в студии в Западном Берлине.

Хореография Мэри Уигман довольно часто была основана на игре восточных инструментов: колокольчиков, гонгов, барабанов Индии, Китая, Таиланда. Тем не менее, основным музыкальным сопровождением для наиболее известных танцев были ударные инструменты, которые придавали контраст тишине выступления. Мэри частенько использует маски в своих выступлениях, под влиянием восточных мотивов. Ее стиль танца основывался коммунистическими танцевальными коллективами в 1930-ых годах при выступлениях в Нью-Йорке. Костюмы Уигман были простыми, среди них было несколько примитивных азиатских, сотканных из грубой ткани. Некоторые из танцев были лирическими, другие - касающиеся смерти, и игр с ней. Наиболее радостными по содержанию стали картины «Festive Rhythm» и «Dance of Summer». Многие критики и зрители не принимают точку зрения и мнения Уигман, хотя осознают, что ее вклад в искусство был действительно немалым.




Top