Биография татьяны снежиной поэт и композитор. Татьяна снежина, история ее жизни и смерти, автобиография, дискография, ее книги, цитаты из произведений, архивные фотографии

Одна из самых талантливых певиц, замечательный композитор и поэт Татьяна Снежина писала когда-то о том, что не может смириться с той закономерностью, что такие нужные для России люди, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Владимир Высоцкий, уходят из жизни так рано. Видимо, она своей стране тоже была слишком необходима.

Знала ли юная девчонка, изливающая свою душу, свои мысли и переживания на бумагу, о том, что ее творчество будет жить намного дольше, чем она сама? О том, что когда-то сборники ее стихов будут лежать на одной книжной полке с произведениями ее любимых поэтов — Ахматовой, Есенина, Цветаевой, Пастернака - и занимать среди них достойное место? Скорее всего, не знала. Она просто творила. Фото Татьяны Снежиной свидетельствует о том, что она была простой открытой девушкой. Как она жила, к чему стремилась, чего хотела от жизни? О том, что таит в себе биография Татьяны Снежиной, читайте в этой статье.

Детство и юность

14 мая 1972 года в городе Ворошиловграде (ныне Луганск) в Украинской ССР в семье военного родилась дочь — Татьяна Валерьевна Печёнкина (настоящая фамилия певицы). Этой девочке суждено было многое сделать для своей страны, многое сказать. Когда ей было всего три месяца, семья вынуждена была переехать на Камчатку, куда перевели на службу отца.

Первые уроки музыки маленькой дочери преподавала мама, играя на пианино. Впервые талант Татьяны проявился, когда ей было годика четыре — она с неподражаемым мастерством выступала перед родственниками, пела, танцевала и уже читала стихи собственного сочинения.

В школу Таня пошла в городе Петропавсловск-Камчатский. В 1982 году родители снова поменяли место жительства, обосновались в Снежина посещала 874-ю школу, участвовала в общественной деятельности учебного заведения, занималась в драматическом кружке.

После окончания школы Таня поступила в медицинский техникум в Москве, но в 1992 году снова должна была переехать, на этот раз в Новосибирск. Со временем она перевелась в Новосибирский медицинский институт.

Начало творческого пути

Писать стихи и музыку Татьяна Снежина начала еще в школьные годы. Свои первые музыкальные альбомы она записывала в домашних условиях. Ее творчество оценили московские, а затем и новосибирские студенты, с которыми она вместе училась.

По приезду в Новосибирск молодая исполнительница стала активно принимать участие во всевозможных песенных конкурсах. Татьяна хотела донести слова, льющиеся из ее сердца, до слушателей, искала любые пути для выпуска своего сольного альбома.

Однажды кассета с ее композициями попала на студию «КиС-С», где в 1994 году Татьяна и записала свои первые фонограммы к двадцати двум авторским песням и выпустила дебютный альбом под названием «Вспомни со мной». В том же году она впервые выступила в московском Театре Эстрады. Через некоторое время о творчестве молодой певицы заговорили на «Радио России». В то время Татьяна взяла себе псевдоним «Снежина».

Знакомство с Сергеем Бугаевым

Затем в жизни начинающей артистки последовала полоса разочарований. Год упорного труда над созданием нового альбома не оправдал ее ожиданий, качество материала оказалось вовсе не тем, что ей обещали на студии. И она продолжила поиски нового коллектива для реализации своих творческих планов. В процессе таких поисков она познакомилась с Бугаевым Сергеем, директором молодежного объединения «Студия-8», где в то время занимались развитием андеграундной рок-музыки. Песни Татьяны Снежиной задели Сергея за живое, и он предложил ей сотрудничество. Через несколько месяцев они представили на суд слушателей ее новую песню «Музыкант». Один из аранжировщиков студии Бугаева вспоминал о том, насколько легко было работать с ее материалом. Он говорил: «То, что она пишет, не требует никакой серьезной обработки. Все ее композиции должны звучать в нетронутом виде. Это то, что мы так долго искали».

Планы на будущее

Несмотря на успех, который принесли Татьяне первые песни, на отсутствие свободного времени в связи с занятиями вокалом, репетициями, записями, она не позволяла себе расслабиться — писала везде: в кафе на салфетках, в транспорте, в студенческих конспектах на лекциях, в библиотеках. Видимо, она торопилась сказать как можно больше.

После прослушивания домашних пленок Татьяны и изучения ее тетрадей с поэзией заметил, что материала хватит на двадцать лет работы. В сентябре 1995 года они планировали выпустить первый магнитоальбом, снять несколько клипов, записать лазерный диск. И пожениться... Между Татьяной и Сергеем установились не только творческие, но и крепкие личные отношения. Они планировали сыграть свадьбу 13 сентября.

Трагическая гибель

Восемнадцатого августа 1995 года был представлен новый продюсерский проект Бугаева и Снежиной. Татьяна исполнила две никому не известные до того времени композиции «Звезда моя» и «Если я умру раньше времени». Слова этих песен оказались пророческими.

Девятнадцатого августа Сергей одолжил у знакомых микроавтобус и, взяв с собой любимую Татьяну и некоторых друзей, отправился в за облепиховым маслом и медом. Через два дня, двадцать первого августа 1995 года, они возвращались домой. Видимо, так было суждено — на Черепановской трассе случилось непоправимое. Микроавтобус Nissan, за рулем которого был Сергей Бугаев, столкнулся с грузовиком «МАЗ». Все шесть пассажиров микроавтобуса погибли. Так ушла из жизни одна из самых талантливых женщин России. Похороны Татьяны Снежиной состоялись в Новосибирске, позже ее тело было перенесено на в Москве.

Творческое наследие

За свои двадцать три года Татьяна Снежина успела написать более 200 стихов и песен. Некоторые из них уже после смерти автора спели такие популярные артисты, как Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, Лолита, Лада Дэнс, Кристина Орбакайте, Лев Лещенко, Михаил Шуфутинский, Татьяна Овсиенко, Евгений Кемеровский и другие, но многие так и остались неизвестными широкой публике.

Композиции Татьяны Снежиной сейчас можно услышать в виде саундтреков к фильмам. Ее поэзия вдохновляет других поэтов на создание новых шедевров. В репертуарах российских, украинских, можно найти песни на стихи Снежиной. Ее литературные произведения стали в один ряд с самыми популярными и продаваемыми поэтическими сборниками. Прошло уже почти двадцать лет со дня смерти поэтессы, но ее сочинения до сих пор находят своего читателя.

Памяти Татьяны Снежиной

В 1997-1999 и 2008 годах Снежина Татьяна посмертно награждалась премией «Песня года».

Алла Пугачева одной из первых получила награду «Серебряная снежинка» имени Татьяны Снежиной (за вклад в развитие молодых талантов).

В Украине в 2008 году была учреждена литературная премия имени Т. Снежиной. Ее ежегодно получают лучшие поэты страны. В Казахстане именем Татьяны Снежиной названа одна из вершин Джунгарского Алатау. С 2011 года в Новосибирске можно найти адрес — ул. Татьяны Снежиной. А с 2012-го участники новосибирского велоклуба «Райдер» ежегодно проводят «Велопробег памяти Снежиной Татьяны».

В Москве с 2012 года ежегодно 14 мая (в день рождения артистки) проводится «Международный фестиваль творчества школьников». В бывшей московской школе № 874 (сейчас школа № 97) открыт музей памяти артистки. В Луганске (Украина) в 2010 году ей установлен памятник.

Юное прекрасное одухотворенное лицо и грустные глаза. В памяти своих родных и тех, кто близко знал ее, Татьяна Снежина навсегда осталась молодой. У этой девушки было много талантов – она была поэтессой, певицей и композитором. Снежина просто не успела стать знаменитой при жизни, широкую известность она получила уже после своей кончины. Многие ее песни вошли в репертуар звезд российской эстрады. Музыка, написанная Татьяной Снежиной, часто звучит в кинофильмах, отечественных и зарубежных. Композиция «Позови меня с собой», которую исполнила , до сих пор пользуется огромной популярностью. В течение трех лет, с 1997 по 1999 годы, молодую поэтессу и композитора посмертно признавали лауреатом премии «Песня года».

Детство

Настоящая фамилия безвременно ушедшей поэтессы Татьяны Снежиной – Печёнкина. Она родилась в Ворошиловграде (Украина) 14 мая 1972 года. Ее отец был военнослужащим, к моменту рождения дочери Валерий Павлович носил погоны старшего лейтенанта. Мама, Татьяна Георгиевна, работала в должности технолога на местном заводе. Семья Печёнкиных воспитывала двух детей, Вадима и Таню. Девочке было только три месяца, когда ее отца перевели на новое место службы. Семья перебралась на Камчатку. На этом заснеженном полуострове с дымящимися вулканами они прожили почти десять лет.

В своих воспоминаниях о детстве Татьяна писала, что ее первыми впечатлениями о жизни были певучие украинские мелодии, льющиеся из радиоприемника и ласковая колыбельная мамы. На Камчатке тоже было совсем неплохо, девочка хорошо запомнила, сколько радости доставляла ей первозданная природа полуострова. Особенно хорошо было вечерами, когда завершалась дневная суета, и оставалось время, чтобы послушать, как весело трещат в печи березовые поленья, а нежные мамины руки порхают над клавишами, рождая прекрасную мелодию.

Внимательные родители быстро обнаружили, что у них растет талантливая дочка. Когда девочка немного подросла, мама стала обучать ее музыке.

В четыре года Таня уже устраивала концерты для своих домашних, пела, танцевала, декламировала стихи собственного сочинения.

В Петропавловске-Камчатском девочка пошла в школу. Когда Тане было десять лет, отец получил новое назначение, семья переехала в Москву.

Переезд в столицу нелегко достался чувствительной девочке, ее друзья и первая любовь остались за тысячи километров. Вечерами, после того, как все уроки были сделаны, она изливала свои мысли и чувства по поводу горькой разлуки на бумаге. Со временем Татьяна привыкла к столичной жизни, стала писать стихи не только о грустном, но и о подвигах, о любви к Родине. Ее творчество этого периода представляет собой сплав юношеского романтизма с философскими размышлениями о жизни.

Несмотря на свою явную склонность к творчеству, она еще в раннем детстве выбрала профессию врача. После окончания средней школы девушка поступила во Второй медицинский институт. Она старательно осваивала трудную науку, и занималась творчеством. Именно здесь у Татьяны впервые появилась своя аудитория, она много пела для однокурсников. Студенты записывали эти композиции на кассеты, распространяли среди своих приятелей, родственников и знакомых. Татьяна никогда не была амбициозной, она не считала этот период началом своей творческой карьеры. Ей просто нужно было делиться с друзьями светлой энергией своих песен, и она с удовольствием это делала.

Творчество

Так прошло два года, затем Валерия Павловича перевели на новое место службы, в Новосибирск. И опять – разлука с друзьями, с привычным бытом. Печаль по прошлому дает толчок к новому витку творчества. Татьяна перевелась в местный медицинский ВУЗ, стала активно участвовать в песенных конкурсах. Ей хотелось записать свой первый сольный альбом. Коллеги из столичной музыкальной студии «КиС-С», с которыми певица случайно познакомилась, помогли ей в этом. В 1994 году молодая исполнительница записала свой первый альбом под названием «Вспомни со мной». В сборник певица включила 21 песню, среди которых была и композиция «Позови меня с собой» Тот год вообще был очень удачным для Татьяны, кроме записи пластинки, она впервые выступила в московском Театре Эстрады.

Татьяна Снежина

Девушка имела успех, о творчестве молодой певицы тогда много говорили на «Радио России». Именно в это время она решила взять себе творческий псевдоним, стала Татьяной Снежиной. После полосы удач начался период разочарований. Ей нужно было заканчивать учебу, и одновременно работать над созданием второго альбома. Татьяна как будто торопилась жить, старалась успеть сделать как можно больше. Но качество второго альбома, на который был потрачен целый год упорного труда, оставляло желать лучшего. Певица не могла выставить на суд поклонников несовершенную работу. Она стала подыскивать новый коллектив для реализации своих творческих проектов.

Через некоторое время она познакомилась с Сергеем Бугаевым, руководителем молодежного объединения «Студия-8», занимающегося развитием андеграундной рок-музыки. Песни юной исполнительницы затронули его душу, и он сам предложит Татьяне сотрудничество. Вместе они записали новую песню певицы «Музыкант». Аранжировщик студии Сергея Бугаева вспоминает, что работать с материалом этой исполнительницы было очень легко. Он был настолько совершенным, что почти не нуждался в обработке.


В этот период, как и всегда, Снежина жила очень активной жизнью. Она училась в ВУЗе, занималась хореографией, брала уроки вокала. Ее жизнь была расписана на годы вперед, в конце 1995 года должен выйти магнитоальбом певицы, несколько видеоклипов, через год девушка планировала выпустить компакт-диск.

При такой занятости у нее всегда находилось время для поэзии. Она писала всегда и везде – на салфетках в кафе, в транспорте, на лекциях в своих студенческих тетрадях, в библиотеке. Когда Сергей Бугаев ознакомился с творчеством поэтессы, он сказал, что материала для композиций ей хватит лет на двадцать. Но этого времени у Татьяны уже не было.

18 августа 1995 года Снежина и Бугаев представляли зрителям свой новый проект. Именно здесь, на выступлении, по какому-то наитию, певица исполнила две своих незаявленных композиции. Это были песни «Если я умру раньше времени» и «Звезда моя», текст которых оказался пророческим. Иногда исследователи творчества Снежиной упрекают поэтессу в том, что у нее было слишком много грустных, и даже трагических стихов, которыми она «накликала» беду.

Эти люди словно забывают, что творческие люди очень тонко чувствуют неясное приближение негативных событий, и стараются предупредить о них своих близких. Татьяна и сама всегда страдала из-за того, что некоторым русским поэтам и певцам отпущен столь короткий век. Она очень любила творчество , Высоцкого, считала их уход слишком ранним. Смерть , которого Снежина боготворила, стала настоящим потрясением для поэтессы.

Личная жизнь

Сергей Бугаев и Татьяна Снежина были очень увлечены друг другом, на 13 сентября 1995 года они запланировали свою свадьбу.

Причина гибели

Трагическую гибель юной поэтессы часто называют нелепой. Она погибла в результате аварии, на взлете своей карьеры, молодой и красивой, рядом с любимым человеком. 19 августа Сергей, попросив у своих знакомых микроавтобус Ниссан, вместе с Татьяной и друзьями отправился на Алтай. Цель поездки была очень обыденной, молодые люди хотели приобрести хороший мед и облепиховое масло.

Через два дня компания путешественников возвращалась домой. На Чуйском тракте произошло столкновение микроавтобуса с грузовиком «МАЗ». Все шесть человек, находившиеся в автобусе, скончались. Сергея и Татьяну похоронили в Новосибирске, надев на них свадебные наряды. Позже тело Снежиной родители перезахоронили на столичном Троекуровском кладбище.

Певица и композитор



Татьяна Печенкина родилась 14 мая 1972 года в Ворошиловграде (Луганск, Украина).

АВТОБИОГРАФИЯ

Самые дорогие воспоминания любого человека - воспоминания о своем детстве, отце, маме, о том беззаботно-радост-ном восприятии мира, которое никогда уже не повторится.

Я родилась на Украине, и первыми моими впечатлениями от жизни были мелодичные украинские напевы из радиоприемника около детской кроватки и мамина колыбельная. Мне не исполнилось и полугода, когда судьба перебросила меня из теплого, плодородного края на суровую землю Камчатки. Первозданная красота Природы... Седые вулканы, заснеженные сопки, величественный простор океана. И новые детские впечатления: длинные зимние вечера, завывания пурги за окном, треск березовых поленьев в печи и нежные мамины руки, рождающие на свет незабываемые мелодии Шопена.

Наше старое пианино... Я иногда смотрю на него, и мне кажется, что оно все эти годы было членом семьи, радовалось и печалилось, болело и выздоравливало вместе со мной. Я еще не умела говорить, но, своими детскими пальчиками ударяя по клавишам, пыталась показать окружающему миру свои чувства и мысли.

Потом, года в три-четыре, первые "эстрадные" выступления. Мамина косметика, мамина юбка и что-нибудь из репертуара 70-х. Помните: "Ах Арлекино, Арлекино..." или еще лучше "Очи черные...". И, конечно, бурные аплодисменты гостей и родителей, влюбленных в свое чадо. Под занавес "концертов" - первые детские стишки. Одним словом - Детство.

Потом школа и новый переезд, на этот раз в Москву. И первое осознанное потрясение в жизни - потеря друзей, которые остались за тысячей непреодолимых километров, в том суровом и прекрасном краю. И на смену радостно-шаловливым детским строфам про "червячков и букашек" в голову вместе с ночными слезами по первой любви, "который там, далеко, в краю далеком и суровом", стали приходить грустные и вместе с тем лирические строки. Их нельзя было назвать еще стихами, они... были, пожалуй, теми зернами, которым было суждено прорасти позже. А почву питали томики Цветаевой, Пастернака, Гейне, подсунутые незаметно заботливой рукой старшего брата, который все видел и понимал.

Чужие стихи, чужие песни, подружка Лена, вечера, переходящие в ночь у пианино, это все на людях, а ночью тайком свое - в тетрадку, плохое, но свое. А позже первый слушатель - мама, самый близкий мне человек, и ее слезы, слезы радости и грусти. Только тогда я поняла, что то, что я долгие годы вынашивала и таила, способно вызвать чувства не только у меня. И постепенно круг людей, которым я стала доверять, говорить о самом сокровенном, личном, стал шириться. Но это было позднее, когда я поступила во 2-й Московский мединститут. Не знаю, можно ли было уже тогда говорить о творчестве, не мне судить, но я этим жила, я просто восполняла внутреннее одиночество, жажду чего-то прекрасного и... несбыточного, и это нравилось людям. Частыми стали студенческие вечера с друзьями у клубного фортепьяно, кто-то из них незаметно записал то, что я пела и играла, на магнитофон, и кассеты стали расходиться по знакомым, друзьям, родственникам. Это был мой первый, а потому самый дорогой тираж, первая радость творческого удовлетворения. Сразу даже не верилось, что то, что писала для себя, нужно кому-то еще. Постепенно стихала старая боль, появились новые друзья, короче, не было границ счастью и беззаботности...

И тут ЕГО смерть. Смерть великого Человека и Поэта - смерть Игоря Талькова, и сны, сны о нем. Сколько еще не написано, сколько не спето. Почему так нужные России люди уходят рано - Пушкин, Лермонтов, Высоцкий, Тальков? Сны снились вещие, тяжелые. Потрясение, снова душевный вакуум. Не могла ходить, думать, писать. Оставались друзья... И новый удар судьбы, которая, не считаясь ни с чем, бросает меня опять за тысячи километров от дома, друзей, моей жизни - в Сибирь, в город на Оби - Новосибирск. Тоска по всему, что я потеряла, как когда-то вновь, тоска, не оставлявшая меня ни днем, ни ночью. И стали рождаться песни, на этот раз я могу сказать уверенно - именно песни, иногда по две-три за ночь. А за окном все тот же снег, может, поэтому я Снежина - снег, холод, пустота. И звонки из прошлого, издалека, из Москвы от друзей, от брата: "Мы с тобой. Запиши что-нибудь новое и вышли". Если бы не они... И кассеты, которые я уже записывала сама в домашней студии, летели в столицу. Одна из них, по воле все той же судьбы, случайно отклонилась от назначенного маршрута и попала на Таганку в студию "КиС-С". Через день звонок: "Готовы работать". Через два часа я уже в промерзшем аэропорту Новосибирска, еще через пять - спускаюсь по темным ступенькам в святая святых моего 94-го года, в студию, - я шла навстречу моей мечте. Мечта, впрочем, меня быстро окатила ушатом воды, словами моего первого аранжировщика Александра Савельева: "Работать и работать... но что-то в этом есть". Я вдруг услышала, как мне тогда показалось, божественные звуки таинственной мелодии, которые через пару секунд оказались всего лишь талантливой аранжировкой моей песни школьных лет "Роза".

Это была новая страница моей биографии. Репетиции и записи, ссоры и примирения с друзьями-аранжировщиками и оператором, ночные такси и прокуренный подвал студии, первый успех и первый провал. Год колоссального труда ребят, с которыми я работала: Калинкина В., Савельева А., Савари Д., Крылова С. Работала с ними сутками, неделями не выходя из студии. И результат - первый альбом моих песен "Вспомни со мной", двадцать одна песня. Только сейчас я осознаю, что это песни, которые получились из моих диалогов с собой, с моей душой, из моих слез и моих радостей, из моей жизни.

Был в ушедшем году и дебют в Театре эстрады в концерте В. Струкова. Постепенно стала приобретать опыт на эстрадных площадках. Это приходилось совмещать с учебой в институте, поэтому моей первой аудиторией стали ночные дискотеки и клубы. Дала свои первые интервью по радио. Конечно, если бы не поддержка моей семьи, брата, друзей, коллектива студии, я, наверное, не смогла бы преодолеть первые трудности на пути к моей мечте, мечте помочь людям "вспомнить со мной", что счастье рядом.

Сейчас продолжаю трудиться, сопрягая это с необходимостью окончить институт. Надеюсь выпустить, несмотря на сложность такого дела, как шоу-бизнес, свой первый альбом. Но уже в проекте запись второго. Ведь за годы творчества у меня накопилось около двухсот песен, которые ждут своего слушателя. Да и жизнь идет своим чередом, новые впечатления, новые размышления, новые слова, которые нужно услышать и постараться понять. А главное - есть мечта. Конечно, надо еще трудиться и трудиться, многому научиться, многое преодолеть, без этого нельзя, но пока есть мечта в душе, свет вдалеке и друзья у плеча - можно пройти сквозь огонь и не сгореть, переплыть через океан и не утонуть.

Татьяна СНЕЖИНА,

Новосибирск - Москва

Снежина - творческий псевдоним Татьяны. Ее отец - высокопоставленный военный Валерий Павлович, мать - Татьяна Георгиевна. У Татьяны был старший брат - Вадим. Через полгода после рождения Татьяны ее отца перевели из Луганска на Камчатку. После десяти лет службы на Камчатке Валерий Петрович был переведен в Москву.

Таня с детства писала стихи, и пыталась создавать из них песни. Среди школьных стихов Тани можно найти посвященные Пушкину, декабристам, Зое Космодемьянской многим событиям личной жизни. В ее стихах часто встречались понятия "судьба", "верность", "ложь", "предательство", "разлука" и "смерть". О смерти, в том числе и собственной, Таня часто писала в стихах.

Если я умру раньше времени,
Вы отдайте меня белым лебедям,
Между перьев их крыл я запутаюсь
И умчусь вместе с ними в мечту свою.

Несмотря на свои литературные предпочтения, Татьяна поступила во 2-й Московский медицинский институт, но продолжала заниматься творчеством. Ее выступления на студенческих вечерах нравились слушателям, и кто-то из них записал ее песни на магнитофон, и кассеты быстро разошлись среди друзей, родственников и знакомых.

Свой эстрадный опыт Татьяна приобретает, дебютируя 1994 году на сцене московского Театра эстрады. Вслед за этим последовали выступления на различных молодежных конкурсах и эстрадных площадках. У нее начали брать интервью. При этом учебу в институте Таня не бросила, и намерена была его окончить, невзирая на все трудности концертной жизни. Одновременно находила время для занятий хореографией. Татьяна решила взять себе псевдоним Снежина, в котором нашли отражение памятные ей с детства снега Сибири и Камчатки. Сама Татьяна вспоминала это время как очень непростое для себя. В творческой биографии Татьяны Снежиной были ссоры и примирения с друзьями-музыкантами и аранжировщиками. Были бессонные ночи в прокуренной студии, бесконечный кофе, споры "как лучше", первые успехи и неудачи.

В конце 1994 года она записала поднакопившийся у нее материал в студии «КиС-С» на Таганке. Вскоре после этого ее семья вслед за отцом, получившим новое назначение, переехала в Новосибирск. Там Танина запись попала в местную филармонию, где на нее не обратили никакого внимания. Одновременно кассета легла на стол директора молодежного объединения «Студия-8» Сергея Бугаева, о котором нужно сказать отдельно.

В середине 80-х Сергей был комсомольским работником и одновременно крупнейшим деятелем новосибирского рок-движения. В конце 1987 года он стал президентом новосибирского рок-клуба, после чего создал свой легендарный молодежный центр «Студия-8», куда сразу же перешли все ведущие группы рок-клуба. Вскоре под знаменами Бугаева стоял уже почти весь цвет сибирского рок-н-ролла от «Калинов мост» до омской «Гражданская оборона»: Сергей стал единственным в истории человеком, который сумел еще в советские времена «залитовать» через комсомол тогдашние архиэкстремистские тексты Егора Летова. Позднее Бугаев, несколько разуверился в дееспособности рок-движения и загорелся более актуальной для середины 90-х идеей «поп-музыки с человеческим лицом». Тут и произошла судьбоносная встреча Бугаева и Татьяной Снежиной.

В своей автобиографии Татьяна Снежина писала: «Это песни, которые получились из моих диалогов с собой, с моей душой, из моих слез и моих радостей, из моей жизни… Даже не верилось, что то, что писала для себя, нужно кому-то еще».

Именно Сергей Бугаев сыграл в жизни Татьяны Снежиной огромную роль. Как он потом сам признавался не раз в кругу друзей, кассета с ее песнями незаметно перекочевала из стен студии к нему в автомобиль, и он несколько недель слушал Танины песни, слушал, забывая, что это материал для работы.

Первые этапы этой работы были вначале похожи на бесконечные битвы - Татьяне не нравились трактовки ее песен аранжировщиками, аранжировщики, в свою очередь, не видели коммерческих перспектив раскрутки ее материала. В этот момент Татьяне очень помогли талант и работоспособность Бугаева. Где-то терпением, а где-то жестокостью он добился взаимопонимания и творческого настроя в своем коллективе.

Сама Снежина рассказывала: "Работа проходила по-разному. Бывает, спорим, даже ругаемся, но постоянно приходим к какому-то решению и результату. Если речь идет о моем творчестве, о том, что вышло из меня, то Сергей Иванович нередко мне уступает, дает мне больше высказаться, если же речь идет о профессиональной стороне, о сцене, аранжировках - я доверяю больше Сергею Ивановичу..." Новые песни Снежиной рождались трудно, работа велась кропотливо и тщательно. Некоторые песни записывались по 2-3 месяца.

Работа шла, и немного менялся Танин стиль, менялся подход студии к ее творчеству. Как потом вспоминал один из аранжировщиков: "Мы слишком долго пытались подтянуть Танины песни под мировые стандарты и неожиданно поняли, что это невозможно. То, что она пишет, не нуждается в сколь-нибудь серьезных обработках, все, что она пишет, должно звучать почти в нетронутом виде потому, что это то, что мы ждали, искали и долго не могли найти..."

Бугаев и сам в одном из телевизионных интервью признался, что это была их удача - найти в одном лице и автора музыки, песен, и талантливого исполнителя: "В наших планах нет создания поп-дивы... это ни в коей мере не коммерческий проект... мы хотим, чтобы Танины песни просто услышали, чтобы у нее появилась своя аудитория..."

Сама Татьяна сказала в одном из интервью: "Я не ставлю сверхзадач, я просто иду шаг за шагом, пока хватает сил и дыхания..." Снежина была очень работоспособным и требовательным к себе человеком. Она постоянно терзала себя вопросом, что живет не так, что еще мало сделала. Она писала везде, где могла, писала стихи на салфетках в кафе, на билетах в транспорте. Семья Снежиной бывала буквально в шоке, когда ее стихи находились повсюду, в конспектах, в бумажном мусоре и т. д. Она любила говорить: "Вот надоест писать, появится много времени, тогда возьмусь за старые записи - обработаю".

Совместная работа сблизила Татьяну и Сергея - Бугаев объяснился Татьяне в любви и сделал официальное предложение. Их свадьба была назначена на середину сентября.

В августе 1995 года Татьяна и Сергей были помолвлены. В «Студии-8» записывался альбом Снежиной, выход которого планировался той же осенью.

«Видимо, ее песни, такие отчасти непонятно-загадочные, Бугаева чем-то зацепили, говорил бывший администратор «Студии-8» и директор «Гражданской обороны» Андрей Соловьев. Я вообще никогда не любил такую музыку близкую к попсе, не стал бы ее слушать, если бы не знал Серегу. А сама Снежина производила впечатление солидной, красивой девушки. Певицей я ее не мог себе представить».

19 августа Бугаев одолжил у друзей микроавтобус «Nissan» и поехал со своими компаньонами на Горный Алтай за медом и облепиховым маслом. Он взял с собой и Татьяну, чтобы показать ей красоту алтайских горных озер.

Два дня спустя на обратном пути «Nissan» столкнулся с огромным грузовиком «МАЗ», и все шесть человек, ехавших в микроавтобусе, включая Татьяну и Сергея, погибли. Существуют две главные версии катастрофы. Согласно одной из них «Nissan» пошел на обгон и из-за правостороннего расположения руля не заметил мчащийся навстречу грузовик. Согласно другой версии сам «МАЗ» неожиданно резко затормозил, и его прицеп занесло на встречную полосу.

В милицейском протоколе было сказано: "21 августа 1995 года на 106-м километре Черепановской трассы Барнаул-Новосибирск микроавтобус "Ниссан" столкнулся с грузовым автомобилем "МАЗ". В результате этого дорожно-транспортного происшествия погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса: директор МКЦ "Пионер" Сергей Бугаев, певица Татьяна Снежина, кандидат наук Шамиль Файзрахманов, директор аптеки "Мастервет" Игорь Головин, его супруга, врач Головина Ирина и их пятилетний сын Владик".

После трагической гибели Татьяны благодаря усилиям Иосифа Кобзона, Игоря Крутого и многих почитателей творчества певицы в 1997 году ее имя стало известно широкой публике.

Иосиф Кобзон рассказывал:

"Однажды ко мне подошел молодой человек, который сказал о том, что у нас в Новосибирске жила девчонка. Очень талантливая. Мы её очень любили. И мы пели её песни. Вы хотели бы послушать? Вы знаете, я насторожено отнёсся. Потому что у меня таких кассет огромное количество. Я прослушал кассету. Прослушал и, откровенно говоря, с первых песен я очень заинтересовался. И мне пришла в голову такая мысль, такая идея: "А что если познакомить моих коллег?" И я обратился к Игорю Крутому: "Песни хорошие. Прослушай, если будет иметь смысл, давай попробуем, подумаем о создании такого вот песенного вечера". И вот песни стали расходиться по кругу с невероятной быстротой. И в большом количестве песен я нашел то, что, во всяком случае, я попытался примерить на свои плечи. В песнях Тани проникновенность, чистота, непривычная для наших дней… Таня была дитя природы - она любила жизнь, готовилась к этой жизни, но человек предполагает, а Бог располагает…Сколько лирики в этих стихах и сколько откровения в стихах Татьяны, в песне "Письма твои"… А другая ее песня "Праздник лжи" - это такое легкое озорное кокетство Татьяны. Эта песня такая молодежная, дискотечная, веселая... Хотелось бы вспомнить Татьяну вот такой красивой, талантливой, жизнерадостной".

В том же году в Государственном концертном зале "Россия" при полном аншлаге прошел большой концерт, в котором песни Татьяны Снежиной прозвучали в исполнении Аллы Пугачевой, Кристины Орбакайте, Михаила Шуфутинского, Льва Лещенко, Николая Трубача, Татьяны Овсиенко и многих других звезд российской эстрады. Песни "Музыкант", "Перекресток", "Снежинка", "Будь со мной" и "Сколько лет" попали в различные чарты, а композиция "Позови меня с собой" в исполнении Аллы Пугачевой стала мега-хитом.

Алла Пугачева в интервью, данном в 1998 году, рассказывала:

"У меня особое, личное отношение к Татьяне Снежиной. Ее я не знала, мы "познакомились" после ее гибели. Конечно, останься Татьяна в живых, были бы известный автор и исполнительница песен и известный продюсер. Но "самой печальной истории на свете" о современных Ромео и Джульетте не было бы. Татьяна Снежина для меня - символ всех талантливых людей, мимо которых мы часто проходим, не замечая, не вглядываясь. Отсюда смысл нашей акции - не проходите мимо талантов! Концерт в Новосибирске как бы продляет жизнь этим людям. Ведь пока помнят - человек бессмертен. Мне в руки попадает очень много кассет - с песнями как ныне живущих молодых авторов, так и погибших. Но, когда у меня в руках оказалась кассета песен Татьяны Снежиной, меня поразила пронзительность этих песен. Не каждая песня так попадает в сердце. От песен Татьяны Снежиной идет поток положительной энергии. Песня "Музыкант" стала основным хитом для Кристины Орбакайте, Алиса Мон прекрасно исполняет "Снежинку". А "Позови меня с собой" - просто мистика какая-то! Мы записали ее на студии в Твери и, возвращаясь в Москву, все три часа в автомобиле беспрерывно слушали. Это редчайший случай для меня. Мое исполнение похоже на Танино, не спорю. У меня не было желания сделать все наоборот, как бывает, когда берешь старую песню и волей-неволей стараешься спеть как-то по-новому. Но в истории с песней "Позови меня с собой" был элемент мистики. Я же не пела и не хотела петь, честно говоря. Но услышала "Позови меня с собой" - и сомнений не возникло, что я ее спою. Когда я подошла к микрофону... я не знаю, что вдруг со мной случилось, но возникло ощущение, что это не я пою. Кто-то поет моим голосом! Хотите - верьте, хотите - нет. Со второй Таниной песней "Мы в этой жизни только гости" случилось то же самое. Подхожу к микрофону и опять чувствую - кто-то рядом... Я не очень-то мистически настроенный человек. Но был с песней "Позови меня с собой" еще один случай странный. Я приезжаю в Питер снимать клип. Режиссер Олег Гусев о Татьяне ничего не слышал, истории ее гибели не знал, даже фотографий не видел. "У меня мало времени, - говорю, - могу только лицо отснять, а все остальное ты сам придумай". Приезжаю на студию смотреть видеоряд. И вижу дорогу, машину, автокатастрофу! А девочка, которая снималась, поразительно похожа на Снежину! Тогда я открываю томик стихов Татьяны, показываю Олегу фотографию. Где Татьяна и Сергей сняты за несколько часов до гибели, - ну копия, один к одному! Как это возможно? Объяснить мы не сможем никогда!"

Поэзия Татьяны Снежиной проникнута предельным лиризмом и трагичностью существования. Во многих ее стихах развивалась тема скоротечности жизни и раннего трагического ухода из жизни. Почти все стихотворения носят исповедальный характер и позволяют понять глубокий внутренний мир поэтессы.

В 1997, 1998 и 1999 годы Татьяна Снежина становится лау-реатом Всероссийского телевизионного музыкального конкурса "Песня года". В 1998 году творчество Татьяны было представлено в трех номинациях Национальной Российской премии "ОВАЦИЯ". На церемонии вручения призов "золотых ладоней" песня "Позови меня с собой" была признанна хитом года. Игорь Крутой, находясь в одной номинации с Татьяной Снежиной, как лучший композитор года, торжественно отказался от победы в пользу Тани.

Лев Лещенко в интервью рассказывал:

"Ко мне случайно попала кассета Тани Снежиной. Поставил в магнитофон кассету, начал слушать. Первая песня меня очень заинтересовала. Вторая - меня как-то даже, знаете так, немножко порадовала и завела. А потом я понял, что это действительно... профессиональный материал, это, безусловно, талант... только талантливый человек может так вот в свои молодые годы ощутить окружающий тебя мир, причем мир не только молодых, но и мир людей с уже устоявшимся каким-то мировоззрением, с устоявшимися судьбами, характерами. ...Это черта настоящего художника - как бы синтезировать все это, соединить в себе, и потом уже сделать возможным, чтобы это стало художественными образами какими-то. Ее песни, каждая - это художественный образ. В последнее время очень мало песен, которые бы были точно решены в драматургиче-ском плане. Каждая песня - у нее сюжет какой-то, рассказ или диалог. И это говорит о том, что она была достаточно зрелым мастером, несмотря на ее молодые годы. Снежина, уникальная талантливая девочка, которая владела прекрасным - музыкой, поэзией... Она достаточно симпатично сама поет свои песни. Когда я слушаю, я не нахожу никаких пробелов. Она могла бы спокойно работать как актриса-певица. Ее песни такие разнообразные и наполнены какими-то очень хорошими светлыми интонациями, хорошим настроением, душевностью. Дай Бог, чтобы они звучали и чтобы они пелись нашими исполнителями".

В 1996 году был издан поэтический сборник Татьяны Снежиной "Что стоит жизнь моя?", вышел двойной альбом "Позови меня с собой", снят документальный фильм "Они были молоды".

В 2001 году московское издательство "Вече" опубликовало наиболее полную антологию поэтического наследия Татьяны Снежиной. Ее именем назван один из пиков в Джунгарском Алатау, в России появился фан-клубы певицы и был открыт сайт, посвященный жизни и творчеству Татьяны Снежиной.

Изначально Татьяна Снежина была похоронена в Новосибирске на Заельцовском кладбище.

Позднее ее останки были перенесены в Москву на Троекуровское кладбище.


«За 215 лет наш город подарил миру целую плеяду известных и талантливых людей, - сказал на открытии памятника городской голова Сергей Кравченко. - Наша землячка Татьяна Снежина за свою короткую жизнь успела написать очень много замечательных стихотворений. Она была безгранично талантлива, песни на ее произведения поют многие известные артисты эстрады. Этот памятник - дань уважения молодой поэтессе и всем талантливым современникам».


Использованные материалы:

Текст статьи «Ведь вы не знали обо мне», автор О.Львова

Материалы официального сайта Татьяны Снежиной www.snezhina.ru

Материалы сайта www.ckop6b.narod.ru



Награды

Биография

Рождение, детство, юность

Снежина Татьяна Валерьевна родилась 14 мая 1972 году в Луганске в семье военнослужащего Печёнкина Валерия Павловича и Татьяны Георгиевны. В семье был старший сын Вадим. Вскоре после рождения дочери её родители переезжают из Украины на Камчатку . В автобиографии она вспоминает:

Я родилась на Украине, и первыми моими впечатлениями от жизни были мелодичные украинские напевы из радиоприёмника рядом с детской кроваткой и мамина колыбельная. Мне не исполнилось и полугода, когда судьба перебросила меня из тёплого, плодородного края на суровую землю Камчатки. Первозданная красота Природы... Седые вулканы, заснеженные сопки, величественный простор океана. И новые детские впечатления: длинные зимние вечера, завывания пурги за окном, треск берёзовых поленьев в печи и нежные мамины руки, рождающие на свет незабываемые мелодии Шопена

Татьяна Снежина

Татьяна рано научилась играть на пианино, устраивала домашние концерты с переодеваниями и исполнением песен из репертуара известных эстрадных певцов. На таких импровизированных «концертах» начала декламировать свои первые стихи . Впечатления о жизненных событиях привыкла изливать на бумаге. Родные вспоминают, что черновики стихотворных набросков Таня писала на случайных обрывках, салфетках в кафе, проездных билетах, демонстрируя впечатлительную натуру, которая искренне реагировала на окружающий мир. На Камчатке Татьяна училась в музыкальной школе и общеобразовательной школе № 4 им. Л. Н. Толстого. С года семья проживала в Москве , а впоследствии с 1992 года , - в Новосибирске . Но переезды не обременяли Татьяну, это была возможность познать жизнь .

Потом школа и новый переезд, на этот раз в Москву. И первое осознанное потрясение в жизни - потеря друзей, которые остались за тысячей непреодолимых километров, в том суровом и прекрасном краю. И на смену радостно-озорным детским строфам про «червячков и букашек» в голову вместе с ночными слёзами по первой любви, «который там, далеко, в далёком и суровом краю», стали приходить грустные и вместе с тем лирические строки .

Татьяна Снежина

Среди школьных стихов юной поэтессы можно найти посвящённые Александру Пушкину , декабристам , Зое Космодемьянской , событиям личной жизни. В поэзии звучат мотивы смерти, взрослости, внутренней мудрости: .

Ещё в школьном возрасте Татьяна решила стать врачом. Она поступает во 2-й Московский медицинский институт. Здесь Татьяна продолжает заниматься творчеством, у неё появляется возможность показать свои песни не только в тесном кругу, но и в большой студенческой аудитории. Студентам понравились её выступления, они пытались записать их на кассеты, распространяя песни в достаточно широком кругу друзей, их родственников и знакомых. Это давало веру в свои силы, и Татьяна решает попробовать свои силы в шоу-бизнесе, взяв псевдоним «Снежина», что наверное было навеяно снегами Камчатки и Сибири . В 1991 году был убит Игорь Тальков , которого Татьяна считала своим кумиром:

И тут ЕГО смерть. Смерть великого Человека и Поэта - смерть Игоря Талькова, и сны, сны о нём. Сколько ещё не написано, сколько не спето. Почему так нужные России люди уходят рано - Пушкин, Лермонтов, Высоцкий, Тальков?

Татьяна Снежина

Шаги к успеху

Если я умру раньше времени, Пусть меня унесут белы лебеди Далеко, далеко, в край неведомый, Высоко, высоко, в небо светлое…

Татьяна Снежина

Тем же вечером 18 августа 1995 года Сергей Бугаев занял у друзей микроавтобус «Ниссан » и они с Татьяной и своими друзьями поехали в Горный Алтай за мёдом и облепиховым маслом.

Наследие. Память

За свою жизнь она написала более 200 песен. Так, известнейшая песня в исполнении Аллы Пугачёвой «Позови меня с собой » принадлежит перу Татьяны, однако спела Алла Борисовна эту песню уже после трагической смерти поэтессы и исполнителя в 1997 году . Это событие послужило отправной точкой написания стихов, посвящённых Татьяне Снежиной . С 1996 года её песни начинают петь другие звёзды эстрады: Иосиф Кобзон , Кристина Орбакайте , Лолита Милявская , Татьяна Овсиенко , Михаил Шуфутинский , Лада Дэнс , Лев Лещенко , Николай Трубач , Алиса Мон , Татьяна Буланова , Евгений Кемеровский, Аскер Седой и др. Популярны многочисленные музыкальные композиции на её музыку. Её музыка звучит в кинофильмах.

Несмотря на то, что Снежиной было написано более 200 песен, её поэзия благодаря своей внутренней мелодичности вдохновляет многих композиторов на написание новых песен на стихи этого автора (Е. Кемеровский, Н. Трубач и др.). В настоящий момент в репертуарах исполнителей в России, в Украине, в Японии более двух десятков новых песен на стихи Снежиной.

В XXI веке Татьяна Снежина стала одним из самых популярных и продаваемых поэтических авторов России . Тиражи её книг перешагнули стотысячный рубеж.

Книги стихов

  • Первый сборник стихов и песен Снежиной назывался «Что стоит жизнь моя?» и вышел в свет в 1996 году.
  • Снежина Т. Позови меня с собой. - М .: Вече, 2002. - 464 с. - ISBN 5-7838-1080-0
  • Снежина, Татьяна. Звезда моя. - М .: Эксмо, 2007. - 400 с. - ISBN 5-699-17924-0
  • Я забираю грусть твою - М .: Эксмо, 2007. - 352 с. - ISBN 978-5-699-21387-0
  • Татьяна Снежина. Стихи о любви - М .: Эксмо, 2007. - 352 с. - ISBN 978-5-699-23329-8
  • Не жалею ни о чём - М .: Эксмо, 2008. - 352 с. - ISBN 978-5-699-19564-0 , 5-699-19564-5
  • Зыбкой жизни моей силуэт - М .: Эксмо, 2008. - 320 с. - ISBN 978-5-699-29664-4
  • В составе - Стихи любимым женщинам - М .: Эксмо, 2008. - 736 с. - ISBN 978-5-699-26427-8
  • Татьяна Снежина. Стихи любимым. (Подарочное иллюстрированное издание) - М .: Эксмо, 2009. - 352 с. - ISBN 978-5-699-38024-4
  • в составе - Я так тебя люблю - М .: Эксмо, 2009. - 416 с. - ISBN 978-5-699-26427-8
  • Татьяна Снежина. О любви - М .: Эксмо, 2010. - 352 с. - ISBN 978-5-699-44722-0
  • Татьяна Снежина. Лирика. (Подарочное иллюстрированное издание) - М .: Эксмо, 2010. - 400 с. - ISBN 978-5-699-39965-9
  • Снежина Т. Позови меня с собой. - М .: Вече, 2011. - 464 с. - ISBN 978-5-9533-5684-8

Книги стихов и прозы

  • Хрупкой любви след - М .: Эксмо, 2008. - 752 с. - ISBN 978-5-699-28345-3 ;
  • Татьяна Снежина. Душа как скрипка (Подарочное издание. Стихи, проза, биография). - М .: Эксмо, 2010. - 512 с. - ISBN 978-5-699-42113-8

Книги прозы

Книги о Татьяне Снежиной

  1. Кукурекин Ю. Известные и известные-неизвестные луганчане. - 2008.
  2. Кукурекин Юрий, Ушкал Владимир . Пусть меня унесут белы лебеди… - 2013.

Дискография

Напишите отзыв о статье "Снежина, Татьяна Валерьевна"

Примечания

Ссылки

  • на «Яндекс.Музыке »

Отрывок, характеризующий Снежина, Татьяна Валерьевна

Багратион в карете подъезжает к дому, занимаемому Барклаем. Барклай надевает шарф, выходит навстречу v рапортует старшему чином Багратиону. Багратион, в борьбе великодушия, несмотря на старшинство чина, подчиняется Барклаю; но, подчинившись, еще меньше соглашается с ним. Багратион лично, по приказанию государя, доносит ему. Он пишет Аракчееву: «Воля государя моего, я никак вместе с министром (Барклаем) не могу. Ради бога, пошлите меня куда нибудь хотя полком командовать, а здесь быть не могу; и вся главная квартира немцами наполнена, так что русскому жить невозможно, и толку никакого нет. Я думал, истинно служу государю и отечеству, а на поверку выходит, что я служу Барклаю. Признаюсь, не хочу». Рой Браницких, Винцингероде и тому подобных еще больше отравляет сношения главнокомандующих, и выходит еще меньше единства. Сбираются атаковать французов перед Смоленском. Посылается генерал для осмотра позиции. Генерал этот, ненавидя Барклая, едет к приятелю, корпусному командиру, и, просидев у него день, возвращается к Барклаю и осуждает по всем пунктам будущее поле сражения, которого он не видал.
Пока происходят споры и интриги о будущем поле сражения, пока мы отыскиваем французов, ошибившись в их месте нахождения, французы натыкаются на дивизию Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска.
Надо принять неожиданное сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиваются тысячи с той и с другой стороны.
Смоленск оставляется вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен самими жителями, обманутыми своим губернатором, и разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу. Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно было победить Наполеона.

На другой день после отъезда сына князь Николай Андреич позвал к себе княжну Марью.
– Ну что, довольна теперь? – сказал он ей, – поссорила с сыном! Довольна? Тебе только и нужно было! Довольна?.. Мне это больно, больно. Я стар и слаб, и тебе этого хотелось. Ну радуйся, радуйся… – И после этого княжна Марья в продолжение недели не видала своего отца. Он был болен и не выходил из кабинета.
К удивлению своему, княжна Марья заметила, что за это время болезни старый князь так же не допускал к себе и m lle Bourienne. Один Тихон ходил за ним.
Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
«Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.
Вы слышали, верно, о героическом подвиге Раевского, обнявшего двух сыновей и сказавшего: «Погибну с ними, но не поколеблемся!И действительно, хотя неприятель был вдвое сильнее нас, мы не колебнулись. Мы проводим время, как можем; но на войне, как на войне. Княжна Алина и Sophie сидят со мною целые дни, и мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры; только вас, мой друг, недостает… и т. д.
Преимущественно не понимала княжна Марья всего значения этой войны потому, что старый князь никогда не говорил про нее, не признавал ее и смеялся за обедом над Десалем, говорившим об этой войне. Тон князя был так спокоен и уверен, что княжна Марья, не рассуждая, верила ему.
Весь июль месяц старый князь был чрезвычайно деятелен и даже оживлен. Он заложил еще новый сад и новый корпус, строение для дворовых. Одно, что беспокоило княжну Марью, было то, что он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не m lle Bourienne, a мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой.
Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву.
За обедом в этот день на слова Десаля, говорившего о том, что, как слышно, французы уже вступили в Витебск, старый князь вспомнил о письме князя Андрея.
– Получил от князя Андрея нынче, – сказал он княжне Марье, – не читала?
– Нет, mon pere, [батюшка] – испуганно отвечала княжна. Она не могла читать письма, про получение которого она даже и не слышала.
– Он пишет про войну про эту, – сказал князь с той сделавшейся ему привычной, презрительной улыбкой, с которой он говорил всегда про настоящую войну.
– Должно быть, очень интересно, – сказал Десаль. – Князь в состоянии знать…
– Ах, очень интересно! – сказала m llе Bourienne.
– Подите принесите мне, – обратился старый князь к m llе Bourienne. – Вы знаете, на маленьком столе под пресс папье.
M lle Bourienne радостно вскочила.
– Ах нет, – нахмурившись, крикнул он. – Поди ты, Михаил Иваныч.
Михаил Иваныч встал и пошел в кабинет. Но только что он вышел, старый князь, беспокойно оглядывавшийся, бросил салфетку и пошел сам.
– Ничего то не умеют, все перепутают.
Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя.
Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.
Он смотрел на план, очевидно, погруженный в свои мысли.
– Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом.
– Я! я!.. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки.
– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.
На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания.
– Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча.
Он походил по комнате и заглянул в памятную записку.
– Потом губернатору лично письмо отдать о записи.
Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания.
Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился.
– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.
– Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню».
– Тишка! Об чем за обедом говорили?
– Об князе, Михайле…
– Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту.
Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение.
«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»

Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.
Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых.
Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его.
Дочь укладывала за спину и под него ситцевые пуховые подушки. Свояченица старушка тайком сунула узелок. Один из кучеров подсадил его под руку.
– Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! – пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточку. Отдав последние приказания о работах земскому и в этом уж не подражая князю, Алпатыч снял с лысой головы шляпу и перекрестился троекратно.
– Вы, ежели что… вы вернитесь, Яков Алпатыч; ради Христа, нас пожалей, – прокричала ему жена, намекавшая на слухи о войне и неприятеле.
– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.
Два раза покормив дорогой, к вечеру 4 го августа Алпатыч приехал в город.
По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле.
Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча.
Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом.
Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. Увидав Алпатыча, он подошел к нему.
– Добро пожаловать, Яков Алпатыч. Народ из города, а ты в город, – сказал хозяин.
– Что ж так, из города? – сказал Алпатыч.
– И я говорю, – народ глуп. Всё француза боятся.
– Бабьи толки, бабьи толки! – проговорил Алпатыч.
– Так то и я сужу, Яков Алпатыч. Я говорю, приказ есть, что не пустят его, – значит, верно. Да и мужики по три рубля с подводы просят – креста на них нет!
Яков Алпатыч невнимательно слушал. Он потребовал самовар и сена лошадям и, напившись чаю, лег спать.
Всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска. На другой день Алпатыч надел камзол, который он надевал только в городе, и пошел по делам. Утро было солнечное, и с восьми часов было уже жарко. Дорогой день для уборки хлеба, как думал Алпатыч. За городом с раннего утра слышались выстрелы.
С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба. На улицах было много народу, куда то спешащего, много солдат, но так же, как и всегда, ездили извозчики, купцы стояли у лавок и в церквах шла служба. Алпатыч прошел в лавки, в присутственные места, на почту и к губернатору. В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоивать друг друга.
У дома губернатора Алпатыч нашел большое количество народа, казаков и дорожный экипаж, принадлежавший губернатору. На крыльце Яков Алпатыч встретил двух господ дворян, из которых одного он знал. Знакомый ему дворянин, бывший исправник, говорил с жаром.
– Ведь это не шутки шутить, – говорил он. – Хорошо, кто один. Одна голова и бедна – так одна, а то ведь тринадцать человек семьи, да все имущество… Довели, что пропадать всем, что ж это за начальство после этого?.. Эх, перевешал бы разбойников…
– Да ну, будет, – говорил другой.
– А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча.
– А, Яков Алпатыч, ты зачем?
– По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он.
– Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.
– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.
Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч.
– До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!..
– За что? – спросил Алпатыч.
– Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил!
Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки.




Top