Бизнес-идея — Как открыть столовую. Бизнес-план столовой с расчетами

Из этой статьи вы узнаете, как открыть столовую с нуля, с чего начать бизнес в сфере общепита и сколько это стоит. В ней описаны все важные моменты: от регистрации в ФНС, получения разрешений, сертификатов до анализа рынка, маркетинга, подбора оборудования и персонала. А также приведены полезные видео по теме.

Краткий бизнес-план по открытию столовой

Первый и важный шаг в организации заведения - столовой. Предлагаем его краткий вариант.

  1. Анализ рынка: конкурентов, спроса, потенциальных клиентов, емкости рынка.
  2. Выбор формата заведения: открытое, закрытое, по франшизе.
  3. Маркетинговый план (изучение целевой аудитории, формирование ассортимента, определение местоположения столовой и др.).
  4. Финансовый план (расчет стартового капитала).
  5. Регистрация бизнеса (ИП или ООО, выбор ОКВЭД, системы налогообложения).
  6. Получение разрешительных документов от СЭС, пожарной службы, Роспотребнадзора и других инстанций.
  7. Закупка оборудования, мебели, техники для зала и кухни.
  8. Поиск поставщиков.
  9. Найм персонала.
  10. Реклама и продвижение столовой.

Каждый этап выполняется в приведенной выше последовательности. И начинать обязательно нужно с анализа рынка.

Анализ рынка общепита в выбранном городе

Анализ рынка проводится, чтобы оценить будущие перспективы столовой в том населенном пункте, где она будет работать. Это нужно делать сразу как пришла открыть заведение.

При анализе рынка внимание уделяется:

  • конкурентам, их сильным и слабым сторонам;
  • состоянию рынка;
  • целевому сегменту;
  • уровню цен и прибыли в нише.

Этих пунктов достаточно, чтобы оценить состояние рынка в конкретном регионе и определить будущие перспективы столовой.

При анализе конкурентов стоит обращать внимание на их ассортимент, качество обслуживания, режим работы, дополнительные услуги, цены, местоположение и другие параметры. Полученная информация разбивается на два блока:

  1. Преимущества конкурентов.
  2. Недостатки конкурентов.

На основании такой таблицы можно понять, как отстраиваться от конкурентов, и придумать УТП.

Под анализом состояния рынка надо понимать , конъюнктуру, тенденции и реакцию ЦА на новые предложения в сфере общепита.

Анализируя целевой сегмент, нужно понять, кто потенциальные клиенты столовой, какие требования они предъявляют к таким заведениям, на чем основывают свой выбор и каков уровень спроса на услуги общественного питания. Полученная информация понадобится для составления маркетингового плана.

Как только анализ рынка проведен, нужно определиться с видом столовой.

Концепция: формат заведения

Столовые бывают нескольких видов.

  • Закрытые - располагаются на территории предприятий (заводов, комбинатов, других производственных организаций) или в учебных заведениях (школы, колледжи, ВУЗы и др.).
  • Открытые - общедоступные столовые, расположенные в любой части города вне территории предприятий. Классический вид заведения, который чаще всего находится в центре города или возле учебных заведений, общественных мест и бизнес-центров.
  • По - открытые столовые с ассортиментом, установленным франчайзером.

Какой формат больше подходит для будущей столовой, руководитель решает сам. Здесь нужно помнить о проведенном анализе рынка и его данных.

Маркетинговый план: разработка стратегии бизнеса

Изучив рынок и определившись с форматом столовой, нужно составить маркетинговый план. Он должен содержать:

  • Готовое название заведения.
  • Информацию о целевой аудитории.
  • Ассортимент товаров.
  • Дополнительные услуги.
  • Месторасположение столовой.
  • Ценовую политику.
  • Методы продвижения.

При составлении маркетингового плана стоит опираться на данные, полученные во время анализа рынка. Основное внимание уделяется конкурентам, ЦА, ассортименту и услугам.

Такой план нужно создавать продумывая всё до мелочей. Потому что именно он поможет сделать столовую прибыльной. А спешка при его составлении может привести к быстрому краху.

Регистрация столовой: форма управления и налогообложение

Для деятельности в сфере общественного питания достаточно зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем и получить разрешение на торговлю. Но если планируется создание сети таких заведений, то оптимальным вариантом будет ООО.

Для столовой:

Ознакомиться с другими кодами деятельности для столовых можно в классе 56 ОКВЭД Российской Федерации.

Систему налогообложения предприниматель выбирает на свое усмотрение. Это может быть ЕНВД, УСН 6% или 15%.

Разрешительная документация для столовой

Чтобы получить документы, разрешающие деятельность столовой, нужно обратиться в:

  • Санитарно-эпидемиологическую службу;
  • Пожарную службу;
  • Службу технического надзора;
  • ГИОП;
  • Службу управления госимуществом;
  • Роспотребнадзор.

Для открытия заведения необходимо иметь на руках следующий пакет документов:

  • Санитарно-эпидемиологическое заключение.
  • Сертификаты качества продуктов питания.
  • Программа производственного контроля (технологическая карта), согласованная с Роспотребнадзором.
  • Разрешение от пожарной службы.
  • Договор на дезинфекцию систем вентиляции и кондиционирования.
  • Договор на утилизацию отходов и вывоз мусора.

Также понадобится расчетный счет в банке и регистрация кассового аппарата.

Санитарные и противопожарные требования

Санитарные требования

Санитарные требования к столовым прописаны в СанПиН 2.3.6.959-00. Из основных положений стоит выделить:

  1. Открыть столовую можно только в здании, соответствующем санитарным правилам и нормам и имеющем заключение от СЭС.
  2. Независимо от прав собственности на здание, заведение должно постоянно снабжаться холодной и горячей водой, быть подключенным к канализации, отоплению и оснащенным системами вентиляции и кондиционирования.
  3. На кухне и рабочих местах сотрудников должна поддерживаться правильная температура и влажность воздуха, установленные СанПиН.
  4. Все помещения должны иметь естественное и искусственное освещение.
  5. Стены на кухне должны быть отделаны материалами, выдерживающими средства для дезинфекции и влажной уборки, а потолки не могут быть ниже 1.7 м.

С полным перечнем санитарных правил и норм можно ознакомиться в СанПиН 2.3.6.959-00.

Противопожарные требования

Противопожарные требования к столовым регулируются ГУГПС МЧС РФ: ГОСТ, СНиП и СП. К ним относятся:

  • Обязательная установка во всех помещениях пожарной сигнализации и систем противодымной вентиляции.
  • Наличие современных средств пожаротушения.
  • Создание беспрепятственного доступа к путям эвакуации и аварийному (запасному) выходу.
  • Готовый план эвакуации и журнал пожарной безопасности.

Подробно ознакомиться с требованиями противопожарной безопасности можно в:

  • ГОСТ Р 50762-2007 и ГОСТ 12.1.004-91;
  • Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
  • СНиП 21-01.-97;
  • СП с 1 по 6, 13130.2009.

Оборудование для зала и рабочих мест персонала

Выбор оборудования напрямую зависит от того, какие блюда будут подаваться в столовой, будет ли готовиться выпечка, пицца и т. д. Поэтому подбирать его нужно опираясь на будущий ассортимент. Но можно выделить обязательное оборудование.

  • Столы для разделки мяса, рыбы, приготовления, нарезки выпечки и других блюд.
  • Электрические плиты, духовки, жаровни и шкафы.
  • Холодильники и морозильные камеры для хранения продуктов и напитков.
  • Посудомоечные машины.
  • Шкафы для посуды, сама посуда и столовые приборы.
  • Вытяжки и кондиционеры.
  • Линия для раздачи блюд.

Для персонала потребуется мебель, оргтехника, кассовый аппарат, телефон и др. Для посетителей: столы, стулья и вешалки.

Персонал для столовой: кто из специалистов нужен

Персонал будет зависеть от ассортимента предлагаемых блюд. Но к минимальному набору сотрудников можно отнести:

  1. Управляющий столовой (кухней, залом посетителей).
  2. Повара и помощники для поваров.
  3. Работники для работы на линии раздачи блюд.
  4. Подсобные рабочие.
  5. Посудомойка и уборщица.
  6. Кассир и бухгалтер (бухгалтерию можно отдать ).

Так как столовые часто работают без выходных, то на каждое рабочее место нужно минимум два человека.

Где искать поставщиков продуктов

Прежде чем перейти к налаживанию связей с поставщиками, нужно составить список поставок. Он может включать в себя различные продукты (молочные, мучные, кондитерские и др.), а также скатерти, салфетки, столовые приборы, посуда и т. д.

Лучшие поставщики продуктов - их производители. Например, молочные продукты можно заказывать у молокозавода, овощи у частных сельских хозяйств, мясо у мясокомбината или скотобоен.

Найти поставщиков продуктов можно и в интернете. Но тут стоит тщательно проверить их - ознакомиться с отзывами, убедиться в наличии юридической регистрации на сайте ФНС, после чего пообщаться с представителем по телефону.

При выборе поставщика стоит обращать внимание на следующие моменты:

  • Как долго поставщик на рынке.
  • Предлагает ли перед заказом образцы продукции.
  • Каковы условия оплаты, возврата, поставок и минимального заказа.
  • Есть ли скидки постоянным покупателям.

Нужно еще помнить, что пока покупатель проверяет поставщика перед сотрудничеством, поставщик также проверяет покупателя. Поэтому у руководителя столовой все документы должны быть в порядке.

Реклама и маркетинг: продвижение столовой

Перед открытием столовой над главным входом нужно разместить заметную вывеску, привлекающую внимание целевой аудитории.

  • Раздача листовок на улице.
  • Распространение рекламных буклетов по почтовым ящикам в близлежащих районах.
  • Реклама в местных печатных СМИ, на радио и телевидении.
  • Реклама в общественном транспорте и общественных местах.
  • Реклама в интернете через таргетинговую и .

Нужно помнить, что о столовой пока никто не знает, поэтому людей надо завлекать хорошим ассортиментом, выгодными ценами и акциями в честь открытия. При достаточном бюджете можно организовать концерт внутри или около главного входа.

Сколько стоит открыть столовую и какова прибыль

В открытие общественной столовой придется вложить порядка 1 500 000 руб. Но конечная сумма затрат будет зависеть от площади заведения, ассортимента и дополнительных услуг.

Окупаемость такого бизнеса - 1-1,5 года. Опытные владельцы столовых утверждают, что уже за первый год можно заработать около 30 000 000 руб в год.

Современные столовые быстро набирают популярность. Особого успеха они добились в сегменте корпоративного питания — потенциального для новых предпринимателей. Бизнес в формате столовой основан на реализации заведомо востребованного товара и услуг — полноценная еда без траты времени на приготовление. Поэтому открытие столовой — отличный вариант, который при правильной организации станет прибыльным в короткие сроки.

Почему в качестве партнера стоит выбрать компанию «КЛЕН»?

  • Многолетний опыт работы в секторе HoReCa . Мы знаем все нюансы и подводные камни ведения ресторанного бизнеса, поэтому защитим Вас от возможных неприятностей. Мы также поможем вам откртыть , или .
  • Разумное распределение Вашего времени и средств . Никаких проб и ошибок. Не знаете, как открыть кафе столовую? Последовательные действия специалистов нашей компании приведут Ваш бизнес к успеху. Мы практикуем проведение акций и распродаж на разные группы товаров, что дает возможность нашим клиентам сэкономить бюджет. Не располагаете необходимым количеством денежных средств? У нас предусмотрена возможность приобретения оборудования или мебели в лизинг и кредит на очень выгодных условиях.
  • Адресный подход . Мы разрабатываем проекты с учетом финансовых возможностей заказчика, оказываем консультативную помощь на всех этапах ведения бизнеса. Для предпринимателей из столицы и регионов организуем , где есть возможность получить подробную информацию о том, как составить бизнес план по открытию столовой. У нас предусмотрена доставка товара по всей России. Вам остается только выбрать транспортную компанию.

Как открыть столовую с нуля? Комплекс мероприятий от компании «КЛЕН»

  • Выбор месторасположения — школа, медицинское учреждение, бизнес-центр, завод, отдельное помещение.
  • — составление плана размещения систем коммуникации, вентиляции, газоснабжения и привязка к ним оборудования.
  • с 3D визуализацией — для получения полного образа столовой и внесения коррективов еще до начала отделочных работ.
  • Получение разрешения на работу в контролирующих организациях — Роспотребнадзоре, службе Пожарной охраны и др.
  • Подбор с учетом контингента столовой — дети, офисные сотрудники, люди, находящиеся на санаторно-курортном лечении, которым требуется специальная диета. В результате не будут потрачены лишние средства на покупку ненужной техники, не соответствующей мощности и ассортименту.
  • Подключение оборудования, гарантийное и постгарантийное обслуживание — экономия Вашего времени и бюджета организации, защита от простоев и сбоев.
  • — мы предлагаем недорогие обеденные группы собственного производства. Широкий модельный ряд представлен в каталоге интернет-магазина. Вас приятно удивит выбор расцветок и материалов изготовления мебели.
  • , инвентарь, текстиль — менеджеры компании подберут для Вас кастрюли, сковороды, тарелки, стаканы, столовые приборы, скатерти в демократичном ценовом сегменте.

Выгодно ли открыть столовую — преимущества формата

Небольшой стартовый капитал — финансовые вложения невелики по сравнению с рестораном, баром или кафе. При этом окупаемость составляет всего год-два.

Перспектива развития — увеличение числа бизнес-центров и крупных производственных предприятий дает возможность предпринимателям открывать новые точки питания. Интересным является рынок учебных и медицинских учреждений, обслуживание которых перешло к частным предпринимателям.

Популярность формата — современный человек дорожит своим временем, и самостоятельное приготовление пищи для многих стало роскошью. В связи с чем вопрос, где перекусить в обеденный перерыв или по окончании рабочего дня, стал особенно актуальным. Ресторанное меню не каждому по карману, а фастфуд не предлагает здоровую пищу. В результате интерес к столовым стал заметно возрастать.

Финансовый план — сколько стоит открыть столовую?

Произвести общую оценку окупаемости столовой можно после проведения расчетов, включающих расходы и доходы предприятия. Полученная сумма необходима для первоначального вложения капитала.

Расходы , принимающей четыреста человек в смену:

  • Арендная плата — в зависимости от региона составляет от 1 до 18 млн. руб./год
  • Оборудование — комплект от 834 461 до 1 274 304 рулей
  • Заработная плата персонала — не менее 200 000 руб./месяц в зависимости от региона
  • Проектирование + дизайн — от 306 000 рублей
  • Отделка — от 270 000 до 2 700 000 рублей
  • Накладные расходы — от 100 000 рублей

К доходам относится прибыль с продажи горячего питания и выпечки, а также организация корпоративных мероприятий, свадеб, торжеств, юбилеев.

Что нужно чтобы открыть столовую?

Выбрать тип столовой . Столовые бывают открытые (работающие на клиента с улицы) и закрытые (корпоративные, обслуживающие организованный коллектив). По технологическому принципу различают предприятия замкнутого типа и оснащенные доготовочным цехом. Обслуживание может осуществляться при помощи линии раздачи, фрифлоу (самообслуживание) или официантами.

Разработать меню . Столовая открывается для посетителей со средним уровнем достатка, соответственно цены должны быть демократичными. Перечень блюд включает традиционно русские супы, борщ, солянку, изделия из рубленого мяса, рыбу, рагу, запеканки, несложные салаты. Думаете, как открыть буфет в поликлинике? Или речь идет о школьной столовой? Здесь способы приготовления ограничиваются варением, тушением и запеканием. То есть в приоритете то, что не нагружает желудок. Задача столовой — накормить многочисленных посетителей в короткий промежуток времени. Для этого используется принцип комплексных обедов, включающих два-три предложения. При их составлении учитывается место размещения столовой и контингент.

Подобрать оборудование . Не знаете, с чего начать открытие столовой? Здесь ставку надо сделать на качество и скорость приготовления блюд. Добиться этого помогает правильное зонирование пространства кухни и эргономично размещенное оборудование с хорошей производительностью.

Минимальный комплект оборудования для кухни столовой включает:

— плита электрическая, пароконвектомат, пищеварочный котел, электросковороды, кипятильники

— охлаждаемый стол, холодильные и морозильные камеры, морозильный ларь

— овощерезка, картофелечистка, мясорубка, весы

— ванны моечные, кухонные стеллажи, полки, тележки для посуды, производственный стол

— котлы, кастрюли, гастроемкости, ножи, разделочные доски, шумовки, скалки

— стаканы, мелкие и глубокие тарелки, ножи, ложки, вилки, подносы.

Задумываетесь, как открыть буфет в офисном здании? Если Ваша столовая будет обслуживать посетителей в формате фри-флоу (самообслуживание), стоит выбрать островную расстановку оборудования в обеденном зале — мармитов и витрин. Это значительно сократит время обслуживания, позволит избежать очередей. Другим способом организации станет специальная полка, по которой посетитель с подносом двигается мимо открытых витрин и выбирает понравившиеся блюда, уже разложенные порционно.

Составить штат. Персонал подбирается исходя из числа посадочных мест. Главным человеком на кухне в столовой является технолог. В его обязанность входит контроль производственного процесса, разработка рецептур и их внедрение, разработка сезонного меню. Также потребуются повара (не менее 4 человек), кухонные рабочие, посудомойка (не менее 2 человек), уборщица, кассир и бухгалтер. Функции последнего можно отдать специализированной фирме.

Компания «Клен» — лидер на рынке товаров и услуг в сфере торговли и общественного — питания предлагает своим клиентам возможность .

* В расчетах используются средние данные по России

Сфера общественного питания вызывает большой интерес у предпринимателей и инвесторов. Количество кафе и ресторанов возрастает с каждым годом. Безусловно, эта отрасль очень прибыльная и перспективная. Однако конкуренция на этом рынке столь велика, что уже через год после открытия почти половина заведений общественного питания закрывается. Причины большинства неудач в этом бизнесе связаны с высоким уровнем конкуренции, неправильно выбранном месте и специализации заведения. Эксперты уверены, что даже при таких условиях у новых игроков есть все шансы на успех при грамотном позиционировании.

Из всех заведений общественного питания в нашей стране преобладают кафе, рестораны и закусочные. Тем не менее, есть еще один формат заведений, который знаком каждому из нас, имеет уже вековую историю и при этом незаслуженно игнорируется в наши дни. Речь идет о столовых. Собственно говоря, эта система общепита, учрежденная одним из первых декретов советской власти в 1917 году, не имеет аналогов в мире. Хотя во времена перестройки практически все столовые закрылись вместе с предприятиями, на базе которых они работали, этот формат заведений общепита вовсе не прекратил своего существования. Пока еще относительно немногочисленные современные столовые относятся к сегменту корпоративного питания, потенциал которого, по мнению экспертов, очень велик. Но постепенно появляются столовые, которые предназначены для питания вне дома и работы и конкурируют (порой весьма успешно) с привычными кафе и ресторанами.

Итак, современные столовые разделяют по целевой аудитории на закрытые и открытые. Закрытые столовые предназначены для корпоративного питания организованных коллективов (работников предприятия, учащихся и т. д.), а открытые принимают всех посетителей. Столовые могут располагаться на территории какого-либо определенного заведения или комплекса (школа, больница, дом отдыха, производственное предприятие, офисный центр). Различаются они и по технологическому принципу. Существуют заведения полного цикла, где готовят блюда с нуля, и столовые, на кухне которых блюда лишь проходят последний этап приготовления или даже просто разогреваются. Отличаются столовые и по форме обслуживания: с линией раздачи, с обслуживанием официантами или фри-фло («свободное движение»). Последний вариант предполагает отсутствие официантов и наличие открытой кухни, когда приготовление блюд происходит прямо на глазах у посетителей заведения.

Главные принципы настоящей столовой: не очень разнообразное меню, которое включает в себя, как правило, первое блюдо, второе блюдо, закуски и безалкогольные напитки; максимальное использование пространства (компактные столы и стулья, отсутствие перегородок); аскетичное оформление зала. Для того чтобы определиться с форматом столовой, нужно принимать во внимание сразу несколько факторов: бюджет, расположение будущего заведения, ценовая категория. Попасть в корпоративный сектор хотя и возможно, но сложно. На этом рынке уже есть свои лидеры – крупнейшие операторы корпоративного питания. Чтобы обойти таких конкурентов, нужны немалые вложения. А вот пункт общественного питания, даже небольшой вместимости – на пятьдесят мест, имеет все шансы на успех. Однако если вы выбираете такой вариант, тщательно выбирайте месторасположение столовой и целевую аудиторию. Например, выгоднее всего открыть дешевую столовую в промышленной зоне города, где есть крупные производственные предприятия, поблизости от университетов и институтов. Беспроигрышный вариант – открывать столовую у студенческого кампуса, а вот вариант с офисными центрами значительно более рисковый. Хотя формат столовой и вызывает у взрослых людей ностальгию по советскому прошлому, однако он не производит впечатления респектабельности.

Конечно, для проведения деловых встреч такие заведения не подойдут, но и обычные офисные клерки предпочтут пойти «на ланч» не в столовую, а в кафе. Специалисты не советуют также организовывать столовую на территории или поблизости от крупных торговых центров. В любом из таких центров, как правило, уже есть сетевые кафе, пиццерии, суши-бары. В столовой будут питаться разве что люди, работающие в ТЦ, но на высокую посещаемость рассчитывать не приходится.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Для начала нужно выбрать организационно-правовую форму ведения вашего бизнеса и оформить все необходимые документы. Для открытия столовой можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (ООО). Если бизнес небольшой, то наиболее подходящая форма – ИП.

Одновременно (а лучше заранее) с оформлением всех необходимых документов начинайте искать место под столовую. Оно должно удовлетворять следующим требованиям: иметь хорошее расположение и желательно минимум конкурентов поблизости. К прямым конкурентам относятся другие столовые, кафе, рестораны, ларьки и магазинчики, которые продают готовую еду и даже полуфабрикаты. Желательно посетить ближайшие из них (в шаговой доступности от выбранного места), посмотреть интерьер, изучить меню, понаблюдать за посетителями. В процессе отмечайте недочеты конкурентов, чтобы не допустить их в своем заведении. К таковым могут относиться однообразное меню, плохие вкусовые качества блюд, грязная посуда, неудобная мебель, отсутствие вывески и других опознавательных знаков и пр.

К помещению столовой предъявляются те же требования, что и к другим заведениям общественного питания. Все эти нормы можно найти в следующих документах: Гражданский Кодекс РФ (розничная торговля); Закон о защите прав потребителей; Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036 Об утверждении правил оказания услуг общественного питания; СанПиН 2.3.6.959-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 25 февраля 2000 г.

На следующем этапе определите, что вам необходимо приобрести. В первую очередь, вам потребуются газовые или электрические печи, варочные и жарочные шкафы, разделочные и производственные столы, мойки, столы и стулья для посетителей, посуда, столовые приборы, различные инструменты и емкости для приготовления блюд. Не забудьте про текстиль (шторы). В отличие от ресторана или кафе интерьер столовой максимально простой и без излишеств. Можно его стилизовать под советские времена (для заведений, расположенных около заводов) или сделать интерьер в современном стиле (для студенческих столовых). Если есть возможность, не экономьте на дизайнере. Хороший специалист придаст вашему заведению особую атмосферу, что впоследствии привлечет к вам новых клиентов.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Кстати, для составления меню также не помешает помощь профессионала. Многие столовые отдают предпочтение блюдам «домашней кухни», приготовленным по классическим советским рецептам. Меню на день может включать небольшое количество блюд внутри одной категории (например, один-два вида супа, несколько салатов и пр.), но этот набор необходимо менять каждый день. Это не столь сложно, как кажется, ведь, во-первых, столовые зачастую работают только пять-шесть дней в неделю по сокращенному графику (например, с 8 до 17 часов). Во-вторых, так как посетители столовой не могут долго ждать, когда будет готов заказ, все блюда готовятся заранее, а потом лишь подогреваются и разливаются/раскладываются по тарелкам. Сложнее всего рассчитать необходимо количество порций на день. Впоследствии, когда вы получите данные по посещаемости столовой и покупательским предпочтениям, вы сможете с относительно высокой точностью определять, сколько и какой еды нужно приготовить в тот или иной день. Помимо приготовления и продажи завтраков, обедов и ужинов, столовые также предоставляют своим клиентам возможность брать еду на вынос, а также занимаются обслуживанием корпоративов и различных торжеств. Рассмотрите возможность курьерской доставки еды на дом. Это увеличит ваши расходы, однако может оказаться весьма востребованной услугой.

Заранее определитесь со своей политикой ценообразования. Все же, несмотря на все уловки владельцев, столовые рассчитаны, в первую очередь, на клиентов со средним (стремящегося к низкому) уровнем дохода, для которых оказывается слишком дорого ежедневно обедать в ресторане или даже в кафе. Цены зависят также от региона и от конкурентов. Однако не стоит из стремления уменьшить себестоимость блюд ухудшать их качество. Лучше сделайте порции чуть меньше. Демпинг – тоже не лучший выход, который приводит лишь к ценовым гонкам, но неблагоприятно влияет на всех соперников и негативно отражается на верности посетителей.

Наконец, большое значение для успеха всего вашего предприятия играет его персонал. К нему не предъявляются завышенные требования. Вам не нужны повара, которые специализируются на приготовлении сложных экзотических блюд. Как правило, любой повар может приготовить солянку или гречневую кашу с котлетами. Главные критерии отбора персонала – добросовестность, оперативность работы (это касается и официантов, и поваров, которые работают «на поток») и вежливость. На небольшую столовую потребуется управляющий (эти функции вы можете взять на себя, по крайней мере, в первое время работы), два повара, работающих посменно, два кухонных работника в помощь повару, посудомойка, разнорабочий, кассир (продавец), уборщицы, официанты (если формат столовой предполагает их наличие).

При благоприятном расположении столовой ей не требуется особая реклама, кроме, разве что, привлекающей внимание вывески, указателей (если ваше заведение находится во дворах) и объявлений об открытии нового заведения, развешанных по району. Чуть более затратный, но эффективный способ привлечения новых клиентов – раздача листовок или буклетов с информацией о вашей столовой, примерами блюд из меню с ценами и адресом.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Итак, попробуем подсчитать расходы на открытие небольшой столовой на пятьдесят посадочных мест в промышленной зоне вашего города. Аренда помещения обойдется в сумму от 900 тысяч рублей за год, но при необходимости ремонта тоговая сумма значительно увеличится. На все необходимое оборудование, мебель, инвентарь и посуду потребуется не менее 450 тысяч рублей. Еще около 200 тысяч рублей пойдет на заработную плату персоналу на первое время работы. Накладные расходы составляют от 150 тысяч рублей. Таким образом, на открытие маленькой столовой необходимо от 2-2,5 миллионов рублей. Окупить все расходы при самых благоприятных обстоятельствах можно уже к концу первого года работы. Однако более реалистичными представляются сроки от двух лет. В качестве дальнейшего развития бизнеса стоит обдумать возможность открытие целой сети столовых и создание собственной франшизы.

Сысоева Лилия

408 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 115367 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Александр Капцов

Время на чтение: 12 минут

А А

По мнению аналитиков, основанному на анализе необходимых показателей, бизнес-деятельность, связанная с открытием столовой, признается весьма успешной. Что же нужно для открытия столовой общественного питания с нуля? Какие документы и разрешения в перечне необходимых? Сколько потребуется денег для организации столовой общепита с нуля?

Открываем общественную столовую: особенности бизнеса

Сфера российского общепита изобилует ресторанами, кафе, закусочными. Однако заведения в формате столовых несколько забыты. Хотя о них знает каждый. У столовых вековая история. Ее отсчет начат в 1917 году. Именно советской властью была учреждена уникальная общепитовская система, не имеющая аналогов в иных странах. В перестроечный период происходило повальное закрытие подобных точек питания. Как же иначе, если прекращали работу предприятия, служившие базой для их функционирования.

Тем не менее, на современном рынке России столовые остались, они подразделяются на два вида:

  • Закрытый – для корпоративного обслуживания. В них питаются сотрудники предприятий, учащиеся школ и так далее. Располагается такая точка общепита непосредственно на заводе, в школе, больнице, то есть в пределах того или иного заведения.
  • Открытый – для приема всех желающих, кто не хочет, есть в домашних условиях или на работе. Иногда они являются конкурентами ресторанов и кафе.

Дальнейшие различия могут относиться к технологическому циклу:

  1. С полным циклом – приготовление блюд с нуля.
  2. С последним этапом приготовления либо с обычным разогревом готового блюда.

Если разбираться с формой обслуживания, то и здесь есть отличия:

  • Наличие линии раздачи.
  • Обслуживание выполняют официанты.
  • Фри-Фло, так называемый вариант «свободного движения» – официанты отсутствуют, а кухня открыта взору посетителей. Клиенты могут видеть, как готовится еда.

В чем особенность столовых, или каковы их основные принципы работы:

  1. Меню не отличается большим разнообразием. Клиентов потчуют первым и вторым блюдом, закусками и безалкогольными напитками.
  2. Пространство помещения используется по максимуму – расположение мебели (столов, стульев) компактное, полное отсутствие каких-либо перегородок.
  3. Зал оформляется скромно, аскетично.

Для начала предпринимателю необходимо выбрать формат будущей столовой, основываясь на нескольких параметрах: бюджете, расположении планируемой точки общепита, ценовой категории.

Организация столовой общественного питания: с чего начать?

Начинают с выбора организационно-правовой формы бизнеса и оформления необходимых документов.

Какие документы нужны для открытия столовой?

Небольшому бизнесу вполне подойдет вариант . Значит, следует посетить налоговую инспекцию и оформить будущую деятельность соответствующим образом. Также необходимо зарегистрироваться в Пенсионном и Социальном фондах. Следующий этап – заключение договора на аренду помещения или его покупка.

Отдельный перечень для документов санитарно-эпидемиологической направленности.

Он содержит:

  • Программу, подразумевающую организацию и проведение контроля на производстве относительно норм санитарии. Разработанный документ направляется в Роспотребнадзор.
  • Санэпидемзаключение от Роспотребнадзора о соответствии помещения санитарным нормам.
  • Сертификат качества на производимые изделия.
  • Договор на очистку и дезинфекцию кондиционеров и вентиляционной системы.
  • Договоры на работы дератизационного, дезинсекционного и дезинфекционного характера на всей территории столовой.
  • Внутренние документы заведения (перечень услуг и прочие).
  • Журнал, в котором регистрируется каждый вывоз отходов.
  • Договор с организациями, занимающими вывозом и утилизацией отходов различного вида.
  • Отношения с химчисткой и прачечной, стирающими и чистящими спецодежду, также оформляются договором.
  • При наличии транспортных средств, вывозящих продукцию, необходима документация санитарного типа на ТС.

Разрешения и требования санэпидемстанции

Итоговое разрешение, предоставляющее предпринимателю право организовать столовую и осуществлять ее деятельность, выдает Роспотребнадзор. Естественно, после получения разрешительных документов от санэпидстанции и пожарной службы. Кстати, никаких лицензий оформлять не нужно.

Очень часто бизнесмен, открывающий заведение общепита, стремится обустроить его по своему разумению – сделать зал большой вместимости, размеры пищеблока минимизировать и так далее. Не стоит спешить с организационными моментами, не ознакомившись со стандартами под названием САНПИН – правилами и нормами санитарного и эпидемиологического аспекта. Этот документ принят на законодательном уровне и обязателен к исполнению всеми заведениями общепита, столовые не исключение.

В САНПИНе содержится набор требований и норм, предъявляемых к территории и помещению, водоснабжению и водоотведению, освещению и микроклимату в помещении, содержанию оборудования, личной гигиене сотрудников и прочие нормы.

Внимание . Отступление от правил грозит штрафами и санкциями, включающими закрытие столовой до ликвидации нарушенных норм. Поэтому не стоит ждать специальную проверку, лучше сразу работать в соответствии с установленными требованиями.

Где лучше открыть столовую общепита: месторасположение

Закрепиться в корпоративном сегменте, где господство принадлежит крупным операторам, довольно сложно. Хотя такая вероятность все же есть. Однако конкурентная борьба будет связана с большими первоначальными вложениями. Больше шансов преуспеть в открытии столовой с небольшим числом мест (до пятидесяти). Правда успех этого варианта зависит от грамотно выбранного места.

Где выгодней всего открываться:

  • По соседству с бизнес-центром, офисным центром, крупным предприятием, студенческим общежитием.
  • Поблизости от вокзала или крупной транспортной развязки.
  • В здании нового торгового комплекса. Наиболее перспективен первый этаж.

Подойдет любое место, которое ежедневно посещают потенциальные клиенты, заинтересованные в полноценном недорогом питании. Здесь главное учесть наличие конкуренции. Например, в крупных бизнес центрах зачастую имеются свои столовые, а в промышленных зонах, как правило, таких заведений мало или их вообще нет.

Список мебели и оборудования для столовой общепита:

Вид оборудования Перечень основных позиций
Для зала
  • Комплекты мебели (столов и стульев)
  • Стол, на котором размещаются подносы
  • Витрина для сбора грязных тарелок
Для раздаточной линии
  • Прилавки для размещения блюд
  • Холодильные витрины, в которых выставляются салаты, десерты, напитки
  • Кассовый аппарат
Кухонное
  • Столы производственного и разделочного типа
  • Шкафы холодильного и морозильного типа
  • Печи для варки и жарки
  • Электроплиты
  • Электрический тип сковородок
  • Автоматические посудомойки
  • Разнообразная утварь, помогающая резать, шинковать, разделывать и варить продукты
  • Наборы кухонной посуды
  • Мебель для хранения полотенец, ложен и прочей посуды

Совет . Важно рассматривать оборудование как один из основных инструментов успешного бизнеса. Бизнес-закон гласит: при покупке оборудования не следует экономить, его удобство и надежность – залог высокой производительности труда сотрудников.

Требования к помещению для столовой общественного питания

Вся площадь столовой делится на две части. Одна предназначена для посетителей. Ее называют обеденной зоной. Другая необходима для производственных нужд – размещения кухни, бытовых и технических комнат, склада. Каждому типу помещения присущи свои требования.

Рекомендуемый размер зала для посетителей 50 «квадратов». Меньшая площадь осложняет рабочий процесс – создаются очереди, что не способствует повторным посещениям, а значит, на постоянную клиентуру можно не рассчитывать. Допустима отделка зала без изысков, недорогой текстиль на столах. Главное условие – чистота и уют.

В отношении кухни и прочих подсобных помещений не все так просто. Важно их соответствие строительным нормам и правилам (СНиП). Данные требования предоставляются СЭС. Важно знать их до заключения договора об аренде. Если игнорировать нормы и арендовать площади по своему разумению, то существует большая вероятность получить отказ на открытие столовой в контролирующих органах. Следует изучить и учитывать требования СНиП, чтоб не было досадно впоследствии.

Ассортимент в столовой общепита: каких плавил САНПИНа необходимо придерживаться при хранении и реализации продукции?

Хотя меню столовой не стремится к ресторанному изобилию, все же разнообразие блюд должно присутствовать:

  1. На первое минимум три вида супов. Обычно они представлены солянкой, супом харчо, борщом.
  2. На второе – выбор гарниров. Допустим, это будут спагетти, отварной картофель или пюре, гречка.
  3. К гарниру предлагается рыбно-мясной ассортимент из котлет, жареной рыбы и мяса, тушеной печени.
  4. В ряду салатов , как правило, присутствует оливье, нарезка свежих овощей, винегрет и так далее.
  5. В числе напитков соки (желательно натуральные), компоты, чаи (черный, зеленый), кофе (с молоком и без него).

Выше изложен один из вариантов в качестве примера. Меню рекомендуется периодически обновлять.

САНПИНом установлены правила, которых необходимо придерживаться при хранении и реализации продукции.

Вот лишь некоторые из них:

  • Для хранения продуктов используется тара производителя (бочки, фляги, бидоны и другая). При производственной надобности продукты необходимо переложить в чистую тару меньшего размера и промаркировать ее.
  • Неупакованный продукт взвешивается с использованием тары или чистой бумаги для исключения непосредственного контакта с весами.
  • Каждый вид продуктов хранится отдельно. У сухих (муки, круп, сахара и прочих) свое место, у хлеба иное и так далее. Такой расклад применяют также к мясу, рыбе, молочно-жировым, гастрономическим, фруктам, овощам.
  • Для хранения сырья требуется отдельный холодильник. Аналогичное требование к и готовым блюдам. При их совместном кратковременном хранении используются отдельные полки.
  • Товарному соседству присущи особые правила, содержащие нормы хранения, сроки пригодности, условия, при которых происходит хранение. К примеру, есть продукты, запах которых весьма специфичен (у сельди или специй). Другие очень восприимчивы к посторонним запахам. В их числе сыры, чай, масло и прочие.
  • Особое внимание к скоропортящимся продуктам. К ним предъявляются особые гигиенические требования, сроки и условия.

Подбор персонала для общественной столовой

Процесс подбора сотрудников, безусловно, является серьезным этапом. От слаженной работы коллектива зависит будущая прибыль. Для ускорения действия и качественного результата можно привлечь одно их кадровых агентств.

Кто должен быть в штате небольшой столовой:

  1. Повара (2-4 человека) – опытные профессионалы, умеющие готовить традиционные русские блюда.
  2. Помощники повара. Здесь достаточно двух сотрудников.
  3. Посудомойка, уборщица, два подсобных работника.
  4. Один человек для управления предприятием.
  5. Один человек для обслуживания на кассе.

Ведение бухгалтерии можно доверить аутсорсинг-фирме.

Маркетинг и реклама общественной столовой

Поэтому действенное продвижение столовой сводится к простым методам:

  • Установка красочной вывески.
  • Заказ мобильной рекламной конструкции – штендера (мимохода). Он выставляется перед заведением.
  • Раздача листовок на ближайших предприятиях, в офисах и так далее.

Для начального этапа этого вполне достаточно. В дальнейшем к рекламе подключатся первые довольные посетители – эффект «сарафанного радио» всегда дает потрясающие результаты.

Готовый бизнес-план организации столовой общественного питания с нуля с расчетами

Точность расчетов доходно-расходной части – одна из затруднительных задач для любой бизнес-деятельности. Здесь много параметров, влияющих на будущую доходность: площадь столовой, ее расположение, рабочий график, стоимость закупаемой техники и прочее.

Попробуем составить план бизнеса, опираясь на следующие данные:

  1. Заведение расположено в здании торгового комплекса.
  2. Площадь 80 м².
  3. Рабочий режим: 11.00-15.00 функционирует как обычная столовая, 16.00-23.00 зал предоставляется для проведения различных торжеств.
  4. Численность сотрудников 8 человек.

Единовременные затраты:

Ежемесячные траты:

В результате подсчетов несложно определить сумму, которой необходимо располагать для открытия заведения. Она равна 2 275 000 рублей. Кстати, столичная столовая потребует более существенных вложений – вдвое больше указанных.

Доходы от горячих обедов:

  • Допустим, за день в столовой будет обедать 190 человек.
  • Величина среднего чека 180 рублей.
  • Дневной доход составит 34 200 рублей, месячный – 1 026 000 рублей.

Доход от проведения торжеств нельзя назвать постоянным. И все же одно торжественное мероприятие за неделю точно будет проводиться. Его стоимость в среднем 75 000 рублей. Умножаем эту сумму на четыре, получаем 300 000 рублей за месяц.

Общий ежемесячный размер выручки столовой на уровне 1 326 000 рублей. Чистый доход за месяц при вычете ежемесячных затрат 221 000 рублей. При проведенном расчете вложения окупаются за 5-6 месяцев. Однако на практике на это уходит год-полтора.

1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

  • Плюсы данного бизнеса
  • Какое оборудование выбрать для столовой
  • Сколько нужно денег для открытия столовой
  • Технология открытия столовой
        • Похожие бизнес-идеи:

В наши дни столовые закрепились на рынке корпоративного питания, который чрезвычайно динамично развивается и является весьма привлекательным. Организация питания больше напоминает продажу продукции с прогнозируемым спросом.

В советское время столовые относились, как правило, к режимным предприятиям и организовывали питание исключительно для своих сотрудников. Столовые такого типа встречаются и в наши дни, но все реже и в основном в государственных учреждениях.

Кроме того, столовые возрождаются не только в формате корпоративного питания, но также как новая возможность питаться за пределами дома или работы.

Современная классификация столовых

  • Столовые закрытого типа (предназначаются для питания коллективов).
  • Столовые открытого типа (обслуживают посетителей, приходящих непосредственно с улицы).
  • Место расположения (столовая при офисном центре, больнице, при заводе, доме отдыха, школьная столовая).
  • Технологический принцип (столовая с кухней-доготовочной или столовая производственного (замкнутого) типа.
  • Форма обслуживания клиентов (линия раздачи, фри-флоу, с участием официантов).
  • Форма расчета с посетителями (наличные, безналичные расчеты с применением кредитных карточек).

Рынок столовых на сегодняшний день считается чрезвычайно привлекательным для инвесторов: спрос на этом рынке до сих пор значительно превосходит предложение.

Перед проектировщиком столовой стоит основная задача - объект должен обеспечивать возможность питания большого количества людей за ограниченный временной промежуток. Данную задачу помогает решить принцип комплексного меню: клиенту предлагается на выбор два или три типа комплексных обедов. При составлении таких комплексов учитывают содержание питательных веществ, а также климатические, возрастные и профессиональные особенности. В комплексном меню имеются как свои плюсы, так и минусы.

Плюсы данного бизнеса

  • Отсутствие очередей, быстрое обслуживание клиентов.
  • Ввиду ограниченности блюд и при наличии постоянного числа посетителей, можно достаточно точно составить производственный план.
  • Численность персонала столовой невелика.
  • Рациональное использование оборудования.
  • Расчеты с посетителями очень удобны.

Минус один, но весьма существенный: ограниченный ассортимент блюд, лишающий клиентов права выбора.

Современный формат столовых - фри-флоу. Главные принципы такого формата - доступные цены и самообслуживание. Оборудование расставляют по принципу острова, что позволяет клиенту самому выбирать желаемые блюда, переходя от одного «острова» к другому. Выбрав то, что ему по вкусу, посетитель идет к кассе. Такой формат значительно сокращает время, затрачиваемое на обслуживание одного клиента, что помогает избавиться от очередей.

Эффективность такого формата, как столовая, признана другими игроками сегмента - ресторанами и классическим фаст-фудом. Различные версии столовых являются самым перспективным видом организации массового общественного питания. Причем, столовая не конкурирует за клиентуру с ресторанами: в нее люди идут, чтобы поесть, тогда как в рестораны отправляются за атмосферой.

Чтобы открыть столовую, необходимо следовать определенному алгоритму, достаточно сложному и долгому.

Пошаговая план по открытию столовой

  • Открытие столовой является проектом, поэтому на начальном этапе перед будущим хозяином заведения стоит организационная задача. Необходимо собрать команду, готовую решить определенные задачи, связанные с открытием. Команда состоит из двух-трех человек, желательно, чтобы в эту группу входил кто-то, хотя бы в общих чертах разбирающийся в производственном процессе.
  • Следующий этап - создание и утверждение общей концепции будущей столовой. Необходимо определить метраж, концепцию заведения, график работы, предполагаемый портрет посетителя, интерьер, временные рамки работы столовой.
  • В полном соответствии с выявленной концепцией будущего заведения, объявить конкурс и выбрать организацию-проектировщика столовых. Чаще всего такую услугу предлагают в качестве дополнительной крупные поставщики оборудования для столовых.
  • С помощью проектировщика создать дизайн-проект, утвердить его. В дизайн-проекте отражается месторасположение различных помещений - производственных, вспомогательных, административных, обеденного зала. Также в проекте отражено, как будут оформляться все помещения.
  • Разработка рабочего проекта. Документ содержит подробнейшее описание коммуникаций столовой: электрических сетей, воды, канализации, телевизионных и компьютерных сетей. Также документ включает план расстановки оборудования и мебели.
  • Далее производится расчет финансовой стороны проекта. Планировать следует не меньше, чем на два года. Важный момент - источники финансирования (собственные или заемные средства).
  • Подбор генерального подрядчика для проведения ремонтных работ. Подрядчиком может стать серьезная фирма, или знакомая бригада из стран СНГ. В данном случае все зависит от фронта работ и готовности будущего владельца столовой контролировать деятельность строителей.
  • Следующий этап - согласование проектной документации в органах государственного контроля: УГПС (Противопожарная служба), Комитете по управлению городским имуществом, Санэпидемиологическом контроле (ГСЭН), Технадзоре, Комитете по контролю за использованием памятников истории и культуры.
  • Если в качестве помещения используется первый этаж жилого здания, необходимо перевести помещение в нежилой фонд. Хотя, чаще всего этот пункт не требуется, так как столовые редко открывают в жилых домах.
  • Ремонт помещения в соответствии с проектом. Желательно, чтобы организация, подготовившая дизайн-проект, производила наблюдение за проведением ремонтных работ. Если проектная организация по каким-либо причинам отказалась проводить надзор, это придется сделать проектной команде.
  • Проведение подготовительных работ по изучению газовых коммуникаций. В принципе, пункт можно опустить, так как большинство современных столовых работают на электричестве.
  • Проводка охранных, пожарных, телефонных и компьютерных сетей в полном соответствии с проектом.
  • Проводка вентиляционных и кондиционирующих систем.
  • Проектный монтаж систем водоснабжения, водоочистки и канализации.
  • Подбор, закупка и конфигурация систем автоматизации столовой - кассового узла, складского и бухгалтерского учета.
  • Проведение официальной сдачи помещения госкомиссии, подписание актов ГСЭН, КУГИ, Технадзора, УГПС, ГИОП.
  • Закупка мебели в обеденный зал, расстановка стульев и столов в соответствии с дизайн-проектом. Желательно приобрести на двадцать процентов больше мебели, чем заявлено в проекте: так можно избежать проблем с неизбежными поломками мебели в будущем.
  • Заказ и поставка необходимого технологического оборудования. Правильнее всего приобретать оборудование в одной организации: так можно получить скидки, определиться с местом гарантийного ремонта и технического обслуживания. Очень часто поставщики предлагают дополнительные гарантийные обязательства для тех, кто закупает оборудование «под ключ». Поставляется оборудование в среднем за один-два с половиной месяца.
  • Приобретение посуды, кухонной утвари, столовых приборов, стекла. Все эти товары можно закупить в организации, поставляющей оборудование. Желательно приобрести на двадцать-тридцать процентов больше посуды, чем требуется для нужд столовой.
  • Разработка и утверждение организационной структуры заведения. Необходимо определиться, сколько в столовой будет работать поваров в холодном и горячем цеху, кассиров, посудомоек, работников на линиях раздачи, подсобных рабочих и менеджеров. Численность персонала определяют, руководствуясь предполагаемым числом клиентов столовой (кроме того, нужно учитывать число обедов, которые предполагается отправлять в офисы с доставкой). Подбор персонала желательно начать за месяц до планируемого открытия столовой, так как найти квалифицированных работников не так просто.
  • Инструктаж и обучение персонала.
  • Разработка рекламных материалов (листовки, анкеты, визитки и т.д).
  • Подготовка дизайна и заказ униформы для персонала.
  • Заключение договора с рекламным агентством, которое займется продвижением столовой.
  • Утверждение дизайна уличной рекламы и вывески на фасаде здания. Согласование вывески с органами государственного надзора, получение разрешения. Установка вывески и рекламных конструкций.
  • Выбор телевизионного и аудио оборудования, используемого в зале (плазменные телевизоры, акустические системы).
  • Покупка мебели для подсобных помещений.
  • Заключение договоров с поставщиками продуктов и напитков.
  • Заключительный этап по косметической доработке помещений, уборка.
  • Разработка регламентов, по которым в кафе будет приготавливаться пища, проводиться инвентаризация.
  • Формирование стартового меню. Необходимо, чтобы в меню присутствовали блюда из свинины, говядины, птицы, рыбы. Крайне желательно наличие вегетарианских блюд.
  • Получение разрешения от ГСЭН на ассортимент.
  • Подписание договоров с компаниями, занимающимися дератизацией, вывозом мусора и дезинфекцией.
  • Подписание договора с фирмами, занимающимися обслуживанием компьютерных систем.
  • Подбор медицинского учреждения, в котором персонал будет проходить медосвидетельствование.
  • Установка платежного терминала по договору с банком.
  • Разработка презентации столовой.
  • Регистрация кассовых аппаратов в налоговой службе.
  • Первичная закупка продуктов в соответствии со стартовым меню.
  • Последняя перед стартом уборка помещения.
  • Рекламная компания, ориентированная на потенциальных клиентов. Очень действенным способом считается оповещение работников близлежащих офисов об открытии новой точки общепита.
  • Торжественное открытие.

Как видим, задач стоит очень много, но непосильных среди них нет. Чтобы открыть столовую, необходимо время, бюджет, готовность к определенным рискам и заряд оптимизма.

Какое оборудование выбрать для столовой

У обыкновенной столовой могут быть преимущества, позволяющие заведению успешно конкурировать с кафе и фаст-фудом. В первую очередь, это месторасположение. Крайне важно, чтобы столовая располагалась неподалеку от своей «целевой аудитории» — офисного центра, студенческого городка, промышленного предприятия и т. п.

Если столовая организуется при небольшом предприятии с числом сотрудников до десяти человек, можно обойтись самой простой кухонной техникой. Для столовых ориентированных на 30-100 посетителей, достаточно мини-кухни без раздаточной линии. Столовая с количеством посадочных мест свыше сотни, комплектуется всеми видами оборудования, включая линии раздачи.

Линией раздачи называют специфический вид столового оборудования, предназначенный для быстрой доставки к клиенту готовых блюд.

Основное оборудование для столовой: пищеварочные опрокидывающиеся котлы, электрические плиты, столы охлаждаемые, конвекционные печи, пароконвенкоматы, мясорубки, овощерезки, картофелечистки, кипятильники, холодильники, посудомоечные машины, весы. К нейтральному оборудованию относят стеллажи, производственные столы, моечные ванны, поддоны и т.д. Кухонный инвентарь: кастрюли, котлы, сковороды, лотки, ножи, цедилки, терки, дуршлаги, сотейники, ложки соусные и разливные, скалки, щипцы, миски, открывалки и проч. Для сервировки столов необходимы подносы, тарелки, наборы для специй, блюдца, столовые приборы, бокалы, стаканы и чашки.

Сколько нужно денег для открытия столовой

Предприниматель, решивший открыть столовую, должен сразу же просчитать рентабельность бизнеса. Специалисты рекомендуют сразу же предусмотреть основные расходы:

  • Аренда помещения - от одного до 1,5 миллиона рублей за год (актуально для Москвы и других крупных городов).
  • Оборудование - от семисот тысяч до 1,5 миллиона рублей.
  • Траты на персонал - от двух миллионов в год (для Москвы и Санкт-Петербурга).
  • Транспортные расходы (зависят от региона).

Сколько можно заработать на открытии столовой

Доход столовой складывается из прибыли от продажи блюд, от денег, получаемых за проведение банкетов, свадеб и корпоративных вечеринок. В среднем, окупаемость столовой происходит за один-два года, что считается отличным показателем.

Открытие столовой сопряжено с определенными тратами и рисками. Предстоит проделать много работ в разных сферах: согласования, наблюдение за ремонтом, набор персонала, работа над рекламой и т.д. Важно понимать, что доходность столовой зависит от ее местоположения: в отдалении от офисов и госучреждений заведение себя не окупит. Если все факторы сложатся удачно, столовая будет гарантировано приносить владельцу стабильный доход. Ведь рынок общепита в нашей стране серьезно покачнулся с советских времен и люди почти забыли, что такое недорогое и качественное массовое питание.

Какой ОКВЭД указать при регистрации столовой

При оформлении бизнеса следует указать основной код ОКВЭД 55.51, который используется непосредственно для столовых и мест общественного питания. Дополнительными кодами являются:

  • 30 - деятельность кафе и ресторанов;
  • 40 - деятельность баров;
  • 52 - поставка продуктов общественного питания.

Какую систему налогообложения выбрать

Если размер зала не превышает 150 кв. м при регистрации столовой можно воспользоваться ЕНВД или УСН. В том случае, если столовая имеет площадь больше 150 кв. м подойдет только упрощенная система налогообложения. В том случае, если планируется поставка обедов в офисы даже при незначительном зале выбор отдается УСН «доходы минус расходы».

Какие документы нужны для открытия

Для открытия столовой потребуется оформить специальный пакет документации:

  • Составление технологического регламента на изготовление блюд;
  • Договора на оказание услуг по дезинфекции, дератизации;
  • Договора с коммунальными службами на обслуживание вентиляции, вывоз и утилизацию мусора;
  • Договора на обслуживание оборудования;
  • Наличие банковского счета;
  • Регистрация кассового аппарата.

Нужно ли разрешение на ведение деятельности

Специального лицензирования открытие столовой не требует. Разрешения придется получить у СЭС, пожарной инспекции, Роспотребнадзоре. Также наличие сертификатов качества на сырье, задействованное в процессе приготовлении пищи, обязательно.




Top