Бизнес-план: Разрабатываем бизнес-модель для стартапа. Как писать финансовый план стартапа
Приведем простой пример оформления бизнес-плана. Следует учитывать, что это лишь один из возможных вариантов, причем поданный в очень сжатом виде.
Цель: Производить кондитерские изделия, главным образом торты, для жителей города. Занять лидирующие позиции в верхнем ценовом сегменте на данном рынке.
Задачи:
1. Создать компактный кондитерский цех.
2. Обеспечить производственный процесс необходимым сырьем и рабочей силой, часть которой будет наемной.
3. Первоначально занять 30% от сегмента рынка, посредством реализации разработанной маркетинговой стратегии, предполагающей выдавливание основных конкурентов демпинговыми ценами и новыми для потребителя рецептами.
4. Привлечь недостающие инвестиционные средства в банке под залог, имеющейся в распоряжении, недвижимости.
Пример составления бизнес-плана предприятия
Рассмотрим пример бизнес-плана производства. Предполагается открытие небольшого ателье по пошиву одежды. Рассмотрим, насколько перспективен этот бизнес в условиях конкретного рынка.
1. Резюме. Открытие небольшого производства с 1 января 2014 года. Форма собственности – ООО. Планируемый срок – 42 месяца.
2. Общие положения. Закупка оборудования, которое позволит использовать разнообразные ткани и выполнять различную отделку. Планируется частично привлечь заемные средства под покупку оборудования и аренду помещения. Услуга пошива будет предоставляться населению, а также юридическим лицам, нуждающимся в специальной одежде, а также пошив штор и постельных принадлежностей для последующей реализации.
3. Анализ рынка и маркетинговый план. В данный момент на рынке представлено 350 предприятий. За счет строгого соблюдения сроков и качества планируется создать положительный образ фирмы, что позволит занять нишу на рынке.
4. Издержки. Предполагаемые прямые и переменные издержки, включая заработную плату и аренду помещения, за 3 года составят 13,5 млн рублей. Из них собственных средств 50 млн рублей. Планируемый объем реализации составит 15 млн рублей, что за вычетом налоговых отчислений позволит к концу третьего года вывести проект на окупаемость.
5. Производственный график. Выпуск 1000 единиц товара.
6. Инвестиции. Привлечение партнеров на условиях совместного ведения бизнеса.
Краткий пример бизнес-план
Если предстоит открытие мастерской по ремонту обуви, то в самом общем виде разработка бизнес-плана на примере выглядит так:
- – Постоянные издержки (оборудование) – 300 тыс рублей.
- – Переменные издержки (нитки, клей, аренда)- 10 тыс рублей.
- – Требуемы инвестиции – 100 тыс рублей в виде банковского кредита под 23% годовых на 10 лет с – прогрессивной шкалой и отсрочкой погашения на 1 год.
- – Форма собственности – ИП
- – Налоговые отчисления 24 тыс рублей.
- – Планируемая выручка – 20 тыс рублей в месяц.
- – Выручка 1 года – 97 тыс рублей.
- – Финансовый результат – 73 тыс рублей.
В итоге, у предпринимателя есть основания вкладывать деньги в этот проект. Запас прочности достаточно велик, чтобы возможные отклонения от прогнозируемых величин не привели к финансовому краху.
Пример бизнес-плана с расчетами
Открытие небольшого магазина, реализующего бывшие в употреблении детские вещи, также требует предварительной оценки. Бизнес-план предприятия пример:
Оценка, покупаемого у населения товара, будет производиться на основании стоимости 1 кг.
Для начала потребуется составить ассортимент в 100 единиц.
Стоимость 1 кг – 400 условных единиц. Одно изделие весит в среднем 1 кг. Таким образом, затраты на товар составят 100*100= 40 000 у.е. Затраты на пополнение оборотных средств будут составлять 100 единиц, что равняется 10 000 у.е. в месяц
Аренда помещения составит 10 000 у.е.
Переменные издержки, включая рекламу и непредвиденные расходы – 10 у.е.
Объем продаж в первые 6 месяцев составит 130 изделий в месяц;
в последующие – 280 изделий в месяц.
Цена единицы в среднем будет равняться 250 у.е.
Выручка за 1 год = 130 * 250 * 12 + 280 * 250 * 12 = (10 000* 12 000 + 40 000 + 10 000 * 12 + 10 000 * 12 000) = 420 195 – 361 240 = 58 955.
Налог составит 25 000 у.е.
Финансовый результат – 33 955 у.е.
На первый взгляд бизнес кажется привлекательным, учитывая низкие издержки на входе и быструю окупаемость, но выполнив простой расчет, предприниматель придет к выводу, что рентабельность очень низкая и, хотя риск невелик (товар пользуется стабильным спросом), без выхода на масштаб заниматься этим делом невыгодно.
Смотреть пример бизнес-плана
Схематично планирование, к примеру, выращивания овощей выглядит так:
1. Резюме.
Здесь отражается краткое содержание оставшихся страниц.
2. Маркетинговая часть.
Кто будет покупателем и за счет чего удастся завоевать рынок? Расчетная часть – 5 тон моркови по 100 000 у.е
3. Затраты.
Аренда земельного участка и инвентарь – 27 000 у.е.
Оплата наемного труда – 30 000 у.е.
4. Выручка
– 23 у.е.
5. Источники финансирования.
Банковский кредит на 50 000 у.е. под 18% годовых на 10 лет.
6. Финансовый результат
– 9 у.е.
Данная деятельность при исполнении пессимистичного сценария в первый год не принесет дохода вовсе. Кроме того, предприниматель сможет полноценно работать и вкладывать средства в развитие только поле погашения всей суммы кредита.
Скачать готовые примеры бизнес-планов
На данном ресурсе можно скачать примеры бизнес-планов бесплатно. Скачивание файла дает возможность познакомиться с более подробными вариантами расчетов, которые позволят не только понять сущность, но и сделать по аналогии свой собственный расчет-обоснование целесообразности вложения средств.
Если опыта совсем нет, вовсе не обязательно заказывать разработку специализированной фирме. Достаточно познакомиться с примером планирования для аналогичной деятельности, где можно подробно изучить особенности анализа рынка и расчета производственных издержек конкретного бизнеса.
Для скачивания необходимо кликнуть по ссылке:
Смотреть обязательно видео: “Что такое бизнес план?”
20 октября 2012 в 16:27
Боб Дорф: Как работать над стартапом
- Блог компании «Startup Academy»
- Перевод
Боб Дорф – известный предприниматель (вывел 8 компаний на IPO), консультант и ментор Стартап Академии, который начал свою карьеру в бизнесе, когда ему было 12 лет. Сегодня он является желанным участником многих конференций, потому что как никто другой знает, как правильно создавать успешные стартапы, прочно вставать с ними на ноги и превращать их к крупные компании.
Недавно Боб Дорф выступал на конференции Business of Software 2012 где рассказал об основных принципах жизни «здорового» стартапа. Вашему вниманию основные тезисы его выступления в которые сам искренне верю и стараюсь ежедневно использовать:
Почему большинство стартапов проваливаются?
- Большинство современных стартапов невозможно масштабировать, они разваливаются из-за отсутствия большого количества лояльных пользователей и клиентов, увлеченных продуктом.
- Написание кода – это лишь половина работы. Сегодня технологии позволяют создать практически все, на что способна фантазия, поэтому на первое место выходит умение определить точный портрет потенциального клиента, а также найти его в общей массе и «влюбить» в свой продукт.
- Если Вы страстно увлечены своей идеей, то через 20 000 часов упорной работы вы получите 1 шанс из 8 на успех. Только так.
- Каждой команде нужны 3 человека: «хакер», «бизнесмен» и «творец». Каждое утро «хакер» и «бизнесмен» должны проводить мини-встречи. После обсуждения ключевых вопросов «хакер» должен посвятить всего себя созданию продукта, а «бизнесмен» поиску идеального клиента.
- Полвека назад, успех компании зависел от того, как предприниматель преодолевал препятствия, от процесса. Но времена изменились.
- Большинство стартапов «умирают» потому что они думают, что:
А) знают своего покупателя
Б) знают свой продукт - Основатели воспринимают все, как линейный процесс: «концепция – прототип – тестирование – запуск», и совершают при этом множество ошибок.
Бизнес-план – это враг стартапа №1.
Бизнес-план имеет отношении к созданию творческих текстов, но никак не к развитию настоящего бизнеса.Не переставайте спрашивать себя: «Что я могу изменить, чтобы сделать продукт лучше». Всегда старайтесь получить фидбэк от пользователей и клиентов.
Тестируйте бизнес-модель! Любой, даже самый изящно написанный, бизнес-план не выдержит никакой критики при первой же встрече с настоящим клиентом. Пример Webvan очень поучителен.
Что такое стартап для меня? Это банда пиратов, которые собираются вместе время от времени, чтобы совместить куски «карты» и понять, в правильном ли направлении они двигаются. Всегда находитесь в состоянии поиска. Только после детального анализа вы сможете понять свой «бизнес-план», основываясь лишь на голых фактах. Не бывает такого «документального» понятия «стартап с расчетом на 8 лет», есть реальные «несколько лет взлетов и падений».
Стартап скорее нуждается в плане действий, нежели чем в бизнес-плане. В этом смысле «Канва бизнес-модели» Александра Остервальдера идеально подходит. В ней 9 компонентов (основных блоков вопросов), самые важные из которых:
- Предлагаемые преимущества – Какую проблему мы решаем?
- Потребительские сегменты – Для кого мы ее решаем?
- Отношения с клиентами – Где мы их находим, как делаем лояльными и как увеличиваем их количество?
- Потоки выручки – На чем мы зарабатываем?
Создайте с несколькими партнерами бизнес-модель. Когда вы закончите, на выходе вы получите продукт, удовлетворяющий потребности рынка. Но ваша канва – это всего лишь 9 продуманных предположений! Как превратить предположения в факты? Правильно: идите к своим потенциальным клиентам и спросите у них! Именно так выстраиваются грамотные отношения с клиентами.
Отношения с клиентами
Отношения с клиентами – это процесс задания критериев «идеального» клиента, их обоснование и утверждение, адаптация продукта, поиск клиентов и, наконец, выстраивание компании вокруг их потребностей. Первые три стадии – это классический этап «поиска» в процессе развития компании. Поворотный и ключевой момент, как правило, возникает как раз на стадии «поиска». Сам процесс поиска и выстраивание компании – это уже этап «действия».«Поиск» является определяющим этап. Как правильно претворять задуманное в жизнь, вас научат в любой приличной бизнес-школе. И только в процессе поиска вы сами должны выбрать те из своих предположений, которые, на ваш взгляд, являются верными.
Прототип / «пилотный» образец
Весь процесс поиска начинается с создания прототипа. Создайте продукт с минимальным набором функций, тестовый образец для новых идей.Если вы хотите, чтобы пользователи начали взаимодействовать с вашим продуктом, создайте для них «игрушку» как можно скорее! Даже если она не будет до конца работать: реакция пользователей на прототип в разы ценнее, чем их реакция на ваши слова о скором запуске идеального продукта. Ведь именно их фидбэк неоценимо помогает совершенствовать сам продукт!
Ярким примером ценности создания прототипа служит Diapers.com. Создатели запустили вэб-сайт и стали принимать заказы на подгузники еще даже до тех пор, как они фактическим имели их в наличии. Предприниматели всего лишь хотели проверить, стоит ли их идея того, чтобы дальше ее развивать. В результате, они провели уйму времени, скупая подгузники по всему городу и доставляя их из других уголков страны. Число заказов росло, и проекту уже потребовался грузовик, чтобы развозить заказы. Основатели теряли деньги в процессе, но они не ставили перед собой цель в виде самоокупаемости. Они всего лишь проверяли выбранную бизнес-модель. Предлагаемые преимущества – вот что они взяли за основу в процессе общения с покупателями.
Снижение продаж – лишь малая цена за ту информацию, которую вы получаете в процессе тестирования.
Прототип – это ваш инструмент первичного общения с клиентом. Чем быстрее вы его создадите, тем быстрее вы получите ответы на вопросы:
Настолько ли все плохо?
Какие качества позволяют нашим конкурентам удовлетворять ваши потребности?
Что может сделать наш продукт лучше?
Поворотный момент
Пивот – это суть отношения с клиентами. Пивот – это итерация между созданием портрета клиента и его поиском. «Разворот» всегда бывает стремительным, но он открывает новые возможности.
Меняйтесь, только если 20-40 ваших клиентов говорят, что что-то не так. Не обращайте внимания на разовые жалобы
При любых изменениях возвращайтесь к оценке бизнес-модели, затем возвращайтесь к своим клиентам и узнавайте, стала ли ситуация лучше. Процесс адаптации продукта нельзя отложить, его нельзя избежать. Как создатель продукта, вы ОБЯЗАНЫ через него пройти!
Обычно изменения в процессе адаптации продукта в больших компаниях приводят в увольнению сотрудников. В стартапе этот процесс – «праздник», потому что он помогает модифицировать продукт, что позволит привлечь еще больше клиентов.
Главная проблема здесь – поспешные решения. Удостоверьтесь, что вы собрали достаточное количество данных обратной связи, чтобы вносить изменения? 3 человека сказали о вашем продукте плохо, и вы уже спешите что-то поменять? Не торопитесь: найдите еще десяток схожих мнений перед принятием судьбоносных решений.
Чем быстрее Вы будете успевать меняться, тем меньше денег вы потеряете: пивот – это бомба замедленного действия.
Как вовремя остановиться?
На самом деле в процессе создания продукта нет конечной точки, но вы всегда можете притормозить модификации, когда поймете, кто ваш клиент, и как он использует продукт для удовлетворения своих потребностей.Канва бизнес-модели – это ваш ориентир, карта вашего бизнеса и дороги к вашему клиенту.
Удостоверьтесь, что все ваши предположения протестированы на клиента – именно тестовые запуски являются главными в определении степени готовности продукта.
И помните: самый главный клиент – увлеченный клиент, потому что он, равно как и вы, и ваш инвестор, хочет довести ваш продукт до совершенства.
При старте любого бизнеса наличие бизнес-плана важно. Не только для того чтобы привлекать деньги, но и для лучшего понимания собственных целей и задач. Леонид Данилов, партнер «Центра коммерциализации инноваций», рекомендует авторам проектов, приходящим на консультации, не использовать шаблоны бизнес-планов, а делать их самостоятельно «с нуля». Это позволяет избежать заимствований, что характерно для проектов, созданных выпускниками вузов (очевидно, сказываются привычки при подготовке курсовых), и позволяет более сознательно посмотреть на свой проект, задать себе не всегда удобные вопросы. Вот три типичные ошибки при составлении бизнес-плана стартапа.
Перенасыщение ненужной информацией
Зачастую презентации с бизнес-планами наполнены информацией, не имеющей к проектам реального отношения. Данилов вспоминает, как одна проектная команда представила на конкурс бизнес-план, в котором 50% было отдано перечислению личных достижений авторов, 30% заняли профессиональные термины и определения, и только 20% - рассказ собственно о бизнесе.
Артем Андреенко, лидер проекта Bytefy, облачного хостинга для приложений, соцсетей и мобильных платформ, вспоминает, что в первоначальном варианте большую часть бизнес-плана составляла информация, связанная с вычислением объема рынков: какими они были и какими должны были стать в будущем. В итоге, инвесторам почти забыли поведать о главном - о сути бизнеса. И это не все: расходы по лицензированию в бизнес-плане на тот момент попросту не значились.
Отсутствие четких бизнес-целей
Составляя бизнес-план, нужно ставить четкие цели и намечать реальные пути их достижения, делать фокус на конкретных рыночных сегментах. Например, в бизнес-плане одного производственного проекта был заявлен весьма внушительный объем продаж продукта в первый же год существования компании. Однако, согласно этому же бизнес-плану, НИОКР в проекте должен был быть завершен не ранее середины второго года, а в команде проекта не было ни одного маркетолога и специалиста по продажам. Каким образом проектная команда собиралась достичь заданных показателей, осталось загадкой.
Антон Неволин, руководитель стартапа Soultravel, приложения–экскурсовода, рассказывает, что первоначально проект был ориентирован на студентов и учащихся, у которых достаточно свободного времени. А когда стали думать о бизнес-составляющей, то стало очевидно, что надо ориентироваться на людей, которые ездят в командировки, то есть более занятых и более платежеспособных. Заработать деньги, прописанные в бизнес-плане, с привязкой к старой целевой аудитории было нереально. Кроме того, если раньше планировались только пешие экскурсии, то потом - водные и на личных автомобилях.
Раздутые финансовые показатели
Стартап - это не финансовая пирамида и приводить фантастические цифры в сотни процентов прибыли попросту глупо. По словам Данилова, представители одного из проектов, выступая на финале конкурса бизнес-планов, заявили ставку доходности 800%. Очевидно, данный шаг был связан с желанием произвести впечатление на потенциальных инвесторов, однако вызвал ровно противоположную реакцию - внятного обоснования заявленных цифр у проекта попросту не нашлось.
Оперировать нужно реальными физическими показателями, тогда и цифры потенциальной доходности будут убедительными. Так, Евгения Петрова, лидер проекта Недовольству.нет, социальной онлайн-площадки для решения проблем, вспоминает, что изначально в их бизнес-плане был один лишний показатель - выручка на регистрантов, который пришлось убрать. В итоге Евгения в своем бизнес-плане опирается на два показателя: на количество регистрантов и коэффициент лояльности. Это реальные физические величины, на которые стартап в силах влиять. «Мы изначально закладываем пессимистический сценарий и низкие показатели», - добавляет Петрова.
Бизнес-план – это один из основных документов для стартапа, в котором озвучиваются цели, идеи бизнеса, и пути их достижения.
Составив бизнес-план, основатель бизнеса сможет трезво оценить идею, с какими рисками сопряжено ее достижение, и какую финансовую выгоду можно извлечь. И не только стартапер: бизнес-план у вас обязательно запросят инвесторы. Они должны понять, во что вкладывают деньги, и какая им польза от этого.
Поэтому, если у вас родилась какая-нибудь идея для бизнеса, прежде чем искать инвесторов, нанимать людей и вплотную заниматься ее реализацией, составьте бизнес-план.
Можно, конечно, обойтись и без него, понадеявшись на «авось». Но, не продумав стратегию, не попытавшись предугадать проблемы и риски, вы с ними обязательно столкнетесь. И не будете к ним готовы, а это отобразится на вашем деле не самым лучшим образом.
_______________
Бизнес – это не игрушка. Ничто не делается само собой. Если вы хотите достичь успеха – нужно продумать все до мелочей.
________________
Грамотно составленный бизнес-план – это стратегия, это изложенный на бумаге механизм действия такой сложной машины, как стартап. Это лицо вашего предприятия и инструмент для управления им.
Для кого нужен бизнес-план?
В первую очередь, бизнес-план нужен для вас, как для человека, который открывает бизнес . Этот документ поможет вам вести свой корабль, не сбиваясь с курса. Вы предусмотрите возможные проблемы и пути их решения. Сможете трезво подсчитать убытки и доходы. У вас будет четкий план действий – а это уже половина дела.
Бизнес-план обязательно потребуют от вас инвесторы , которые готовы помочь вам финансово. Но никто не даст денег, не зная, куда они пойдут и вернутся ли они с процентами (желательно также знать, с какими).
Также вас может попросить разработать бизнес-план заказчик
или ваш руководитель.
Из каких разделов состоит бизнес-план?
Единого стандарта для бизнес-плана не существует, хотя это и основной документ для бизнеса. Все объясняется тем, что существуют разные сферы, разные цели, различные виды бизнеса. Но выделяют основные разделы, которые должны быть в нем обязательно :
- Описание проекта . Краткое изложение сути бизнеса, его целей и истории. Инвесторы обращают на него внимание в первую очередь.
- Анализ рынка и конкурентов . Большая ли конкуренция, будет ли спрос, в каких условиях будет развиваться бизнес.
- Маркетинговый план . Где вы собираетесь рекламироваться, каким образом, сколько средств на это нужно.
- Получение прибыли . Откуда, как, каким образом вы собираетесь зарабатывать на своем деле. Другими словами – план продаж.
- Производственный план – где будет находиться помещение, какие нужны ресурсы, какое оборудование.
- Организационный план – какие сотрудники нужны для реализации целей, какие к ним требования, кто управляет фирмой.
- Финансовый план – сколько денег требуется для реализации, для запуска бизнеса, убытки и прибыль.
Обратите внимание на внешний вид документа: распечатайте его на хорошей бумаге, переплетите; используйте диаграммы, графики и таблицы.
Ресурсы для разработки бизнес-плана онлайн
Бизнесмены часто жалуются на отсутствие времени и полную занятость делом – мол, некогда мне заниматься такой мелочью, как бизнес-план. Мы уже разобрались, что этот документ – не мелочь.
А составить его быстро можно в режиме онлайн на некоторых ресурсах.
Зарубежный ресурс для бизнесменов и стартаперов. Bplans содержит самую большую коллекцию бесплатных образцов бизнес-планов. Тут есть полезные инструменты и руководства, чтобы помочь вам управлять своим бизнесом лучше. Bplans включает в себя практические советы по вопросам планирования, интерактивных инструментов и калькуляторов, а также публикует ежедневные советы, которые помогут вам развить свой бизнес.
Здесь вы сможете скачать шаблон бизнес-плана, ознакомиться с кратким руководством по его составлению, или приступить к работе над ним онлайн. Если писать план самому абсолютно не хочется, здесь вы можете найти человека, который сделает это за вас – нужно только заполнить контактную форму.
Думаю, лишним будет говорить, что для работы с ресурсом нужно знать английский.
Это дочерний сайт проекта Bplans. Позволяет не только составить бизнес-план, но и полноценно руководить бизнесом в режиме онлайн. Приступить к работе над своим планом вы можете просто на главной странице. Вам предлагают удобный и простой интерфейс, бухгалтерское программное обеспечение и многое другое.
Сервис платный. Предлагает два варианта подписки: ежегодный пакет (11,90 у.е. в месяц) и ежемесячный (19,95 у.е. в месяц).
Украинский портал для бизнесменов. Создать бизнес-план формата «Базовый» или посмотреть примеры можно бесплатно. Чтобы создать полноценный, профессиональный бизнес-план, нужно заплатить 58 грн. Можно также подключить доступ к конструктору на 30 дней.
Это онлайн-программа для составления бизнес-планов, позволяет создавать бизнес-планы любой сложности. Попробуйте демоверсию, чтобы понять, удобно ли вам с ней работать. Строит диаграммы и таблицы, выводит бухгалтерскую отчетность, помогает выбрать систему налогообложения и многое другое. Созданный вами бизнес-план можно скачать в формате Word-документа. Доступны для скачивания и образцы.
Доступны тарифы :
- Free (бесплатный, доступ на 30 дней, ориентирован на студентов);
- Mini (1450 рублей, доступ на 60 дней, ориентирован на ИП);
- Midi (2950 рублей, доступ на 90 дней, для малого и среднего бизнеса);
- Maxi (5950 рублей, доступ на 180 дней, для профессионалов и бухгалтеров).
Облачный сервис для разработки бизнес-планов. Удобен тем, что можно работать в облаке с любого компьютера – например, начали работать над планом дома, закончите – в офисе. Готовый документ можно скачать в формате PDF.
Тарифы :
- Standart – 3 000 рублей на 30 дней;
- PRO – 6 000 рублей на 60 дней;
- Corporate – 12 000 рублей на 90 дней;
- Tutorial – 120 000 рублей на год.
Программное обеспечение, работающее на основе облачной технологии. С этим сервисом существует три варианта работы: бизнес план можно составить самому, купить готовый или заказать у специалиста.
Бесплатный конструктор бизнес-планов. Перед вами анкета – заполняете ее, жмете «Сгенерировать бизнес-план» и пользуетесь. Все просто – только нужно время и усидчивость, чтобы заполнить все поля. На выходе у вас получится вот такой бизнес план.
Как видите, в сети существует множество ресурсов, призванных помочь стартаперу начать свое дело. Разобраться в их работе нетрудно, но кое-где придется вложить деньги.
Успехов вашему бизнесу!
«Стартап» — с английского языка дословно переводится «запускать» и обозначает новую, только что созданную компанию, при этом она может даже не быть юридическим лицом. Фирма еще только начинает развитие с нуля. Этим термином может обозначаться и компания, еще только в процессе создания. Она может заниматься как продажей товаров, так и предоставлением услуг в любой сфере деятельности: торговле, строительстве, транспорте, производстве, информационных технологиях, сфере питания, обучения и других.
Что такое стартап
Startup подразумевает, что у компании есть конкретная оригинальная бизнес идея, которую она собирается внедрять на рынке. Кроме этого у проекта есть бизнес-план, где решаются задачи по продвижению данного товара или услуги на рынке, источники финансирования, анализ мониторинга рынка конкурентов и расчет рентабельности предприятия. Основные вопросы на начальном этапе: Что продавать? Как и где? Где взять денег? Кому продавать? Выдержит ли конкуренцию товар или услуга на рынке? Будет ли проект рентабелен?
Удачными примерами стартапа являются: интернет проекты соцсетей ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, а также Google, Microsoft, Apple Computer inc.
Каждый год в России проводится рейтинг самых лучших стартап проектов. В 2016 году лидирующие места завоевали такие успешные стартапы как: женская Виагра, бесконечная флэшка, диван из воздуха (биван), кубик с мультфильмами, детский футбольный клуб, программа фиксирования рабочего времени сотрудников, мобильное приложение для обработки фотографий и другие не менее интересные идеи.
Важно: Настоящий стартап в отличие от обычного проекта с нуля имеет свою уникальную идею по созданию совершенно нового продукта на рынке.
Стадии развития стартапа
Любой бизнес в своем развитии переживает несколько похожих этапов.
- этап: Зарождение идеи; На данном этапе есть идея и возможно пробный образец продукции. Создается бизнес-план. Зачастую большинство проектов ограничивается этим этапом, ввиду того, что не могут найти инвесторов для реализации идеи.
- этап: Становление; Создана компания и начат выпуск продукции. Доходы при этом минимальны или даже убыточны.
- этап: Развитие; Усовершенствуются технологии, расширяется штат сотрудников, увеличиваются объемы продаж, растут доходы компании и ее конкурентоспособность на рынке. Компания может иметь свой узнаваемый бренд.
- этап: Зрелость; Компания становится лидером в своей области, у нее высокая рентабельность и конкурентоспособность, штат высококвалифицированных сотрудников.
Виды стартапов
- «Темные лошадки».Новый уникальный продукт на рынке. Этот вид представляет огромный риск для инвесторов, его оправдывает ожидаемый высокий доход. Примеры: Фейсбук, IKEA, Google, Microsoft, Apple, Adidas, Danon и другие.Когда то такие торговые марки, как Adidas и Puma тоже были созданы как стартап. В маленьком немецком городишке два брата «чудака» пытались создать спортивную обувь, новый продукт на рынке. Бизнес был создан с нуля и развился в итоге в два мировых бренда. До сих пор дети и внуки первооткрывателей брендов продолжают дело родителей и получают отличную прибыль.
- «Клоны». Используются уже не новые бизнес идеи на рынке. Например, российские разработки, скопированные с западных моделей. Копируют при этом все: интернет-проекты, автомобили, шоу, сериалы и прочее. Так соцсеть ВКонтакте — копия Фейсбука, купонатор Darberry — клон Groupon. Российский сериал «Воронины» скопирован с американского «Все любят Рэймонда. Созданный в 1932 году советский автомобиль ГАЗ А — копия американского Ford-A, а всеми любимая передача «Поле Чудес» — аналог американского шоу «Колесо Фортуны». Примеры бесконечны.
- «Захватчики».Применяется внедрение в уже существующий продукт новых технологий и смещение с рынка конкурентов. Все мы помним, как на смену громоздким компьютерным ЭЛТ - мониторам пришли жидкокристаллические, кнопочные телефоны сменили сенсорные, механические стиральные машинки сменили автоматы, пленочные фотоаппараты сместили с рынка цифровые и таких примеров множество. Конкуренция на рынке с каждым днем растет и каждый борется за увеличение числа своих клиентов.Характерные черты стартапов на начальном этапе развития:
- наличие оригинальной бизнес идеи
- молодой коллектив
- нехватка финансирования
- минимальная доходность
- непрочное положение на рынке