Бизнес проект строительной компании. Процесс составления бизнес-плана строительной фирмы

Строительный бизнес с каждым годом набирает все большие обороты, что связано с повышением спросом на жилье и улучшением экономических факторов. Поэтому бизнес идея открытия строительной фирмы отличается актуальностью и может быть реализована в достаточно благоприятных условиях. О том, с чего начинать и как правильно составить бизнес план строительной фирмы, мы и поговорим в этой статье.

Для того понять, насколько выгодно это направление, давайте проанализируем перспективность и актуальность данной идеи. Какие особенности учитывает эта сфера бизнеса?

Капиталовложения, при грамотном планировании, смогут окупиться в течение нескольких месяцев. А перспективы развития у данной отрасли поистине безграничны.

Для того чтобы реализовать идею открытия строительной фирмы, можно пойти двумя направлениями:

  1. Приобрести готовый бизнес.
  2. Создать фирму самостоятельно.

Первый вариант имеет свои преимущества благодаря тому, что уже не нужно тратить время и деньги на регистрацию бизнеса, получение разрешительных документов. Тем, кто сталкивался с этой бюрократической волокитой, не понаслышке знают, сколько этот эта отнимает времени и сил.

Также немаловажным моментом является уже подобранный персонал фирмы, налаженные каналы сбыта.

Но есть и ряд недостатков у такого варианта. Если бизнес был убыточным, в нем были реализованы неправильные маркетинговые технологии, то вывести на должный уровень развития предприятие будет сложно. В этом плане гораздо проще создавать фирму с самого начала.

К тому же, в бизнесе, связанного со строительными и ремонтными услугами, очень большое значение имеет репутация компании. Приобретая же готовую фирму, вам придется полагаться на уже созданный имидж предшественников. Если он недостаточно хорош, придется много времени, сил и денег потратить на продвижение фирмы, создание положительного реноме и т.д.

Плюсы и минусы бизнес идеи

Несмотря на перспективность развития данного бизнеса, сама идея имеет свои плюсы и минусы, которые стоит знать, прежде чем приступать к этапу реализации предпринимательской деятельности.

Плюсы:

  • Небольшие инвестиции. Для того чтобы зарегистрировать фирму, закупить необходимое оборудование не нужно больших капиталовложений. Развивать и наращивать обороты компании можно уже в процессе ее реализации.
  • Большой спрос. Сегодня эта ниша является одной из самых востребованных. В услугах профессиональных строителей нуждаются физические и юридические лица, малый и большой бизнес. Поэтому при правильном маркетингом планировании и высоком качестве оказываемых услуг, можно достаточно быстро выйти на окупаемость компании и хороший доход.
  • Перспективность развития бизнеса. Ваша фирма может не ограничиваться географическим положением города или региона. При правильном развитии, со временем можно открывать филиалы в других регионах, что позволит выйти уже совершенно на другой уровень бизнеса.
  • Возможность получения хорошей прибыли. Стандартная рентабельность, при отсутствии форс мажорных ситуаций, составляет от 50 до 70 %.

Минусы:

  • Высокая конкуренция. Этот фактор логично вытекает из большого спроса. Чем выше спрос на рынке, тем больше предложения.
  • Финансовые риски, связанные с нестабильной экономической ситуацией в стране.
  • Сложность выхода на рынок. Учитывая высокую конкуренцию, большое внимание необходимо будет уделить именно этапу продвижения услуг.

Большую роль в данном бизнесе играют сотрудники. Именно от их квалификации и профессионализма будет во многом зависеть прибыль фирмы. Принимая на работу сотрудников, очень важно проанализировать их опыт, уровень квалификации, возможно развиваться и т.д.

С хорошим коллективом и опытным штатом строителей, у вас достаточно быстро получится выйти на высокий уровень развития и заработать отличную репутацию в городе. Хорошим вариантом для начала такого бизнеса является опыт работы в других строительных фирмах. Это позволит увидеть ситуацию изнутри, проанализировав ее сильные и слабые стороны.

К тому же работа в качестве субподрядчика научит разбираться в квалификации персонала, грамотном распределении трудовых и материальных ресурсов.

В каком направлении развиваться?

Решив выйти на рынок с предложением оказания строительных услуг, важно понимать целевую аудиторию. Этот параметр позволяет определить не только конкурентные преимущества, но и составить финансовый план развития компании.

Строительный бизнес может быть реализован в нескольких направлениях:

  • оказание услуг в сфере гражданского строительства, ремонта;
  • дорожное строительство;
  • промышленное строительство зданий.

Для каждого из этих направлений потребуется разная сумма инвестиций, штат персонала, учредительные документы и т.д.

К основным услугам строительной компании относятся следующие типы работ:

  • возведение домов;
  • ремонт квартир;
  • демонтаж и монтаж;
  • строительство гаражей, бань, складов и т.д.

Дополнительно, для увеличения дохода и расширения спектра услуг можно сдавать в аренду строительную технику, продавать материалы, обучать персонал и т.д.

Как видите, перспектив развития и возможности получения дополнительного дохода у данного вида бизнеса очень много.

Для того чтобы реализовать данный вид бизнеса, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Определить формат компании.
  2. Составить бизнес план.
  3. Оформление регистрационных документов.
  4. Продвижение компании и поиск клиентов.
  5. Реализация проекта.

Значимость написания бизнес плана

Этапу реализации бизнес идеи всегда предшествует этап планирования. Без грамотного анализа рынка, конкурентных преимуществ, изучения целевой аудитории и стратегического планирования, не получится добиться желаемого результата.

Все эти аспекты прописываются в бизнес плане, и помогают понимать направление развития бизнеса, учитывая сильные и слабые стороны проекта.

Грамотное планирование поможет избежать ошибок, предусмотреть сложности и просчитать точку рентабельности.

Также, имея готовый план развития бизнеса, будет проще привлечь инвесторов, деловых партнеров, обосновав целесообразность и актуальность идеи.

Организационный план

Регистрация бизнеса

Для открытия собственной строительной фирмы, для начала вам придется получить разрешение на соответствующий вид деятельности и зарегистрировать частное предприятие.

Каждая строительная компания должна обладать следующим пакетом документов:

  • Свидетельство о государственной регистрации;
  • Документ, подтверждающий постановку на налоговый учет;
  • Устав компании;
  • печать и статистические коды.

Для компаний, оказывающих специализированные услуги бизнес сектору, промышленным предприятия, дорожным службам и т.д., необходимо дополнительно получить соответствующее разрешение:

  • разрешение на строительство;
  • лицензия на проведение инженерных работ;
  • разрешение на проектирование зданий и сооружений.

Для данного вида деятельности требуется получение нескольких лицензий.

Одним из ключевых документов является СРО. Это допуск к осуществлению услуг, связанных с повышенным риском.

Если вы не планируете строить здания свыше трех этажей, тогда получение СРО не требуется.

Также этот документ не нужно оформлять, если деятельность связано со строительством блочных домов площадью менее 1,5 тысячи квадратных метров. То есть для обычной строительной фирмы, которая будет заниматься постройками частных домов и отделочными работами, получение СРО не нужно.

Одной из самых больших статей расходы в данном бизнесе является закупка оборудования.

Прежде чем составлять список необходимого оборудования и техники, определите формат бизнеса, количество рабочих смен и т.д.

Если начальные капиталовложения не позволяют в полной мере закупить профессиональный комплект техники, инструментов и инвентаря, то можно прибегнуть к услуге лизинга.

В отличие от банковского кредита, эта услуга позволяет на долгосрочной основе пользоваться имуществом с правом его выкупа. Кстати в дальнейшем, когда развитие бизнеса будет уже на высоком уровне, вы сами можете оказывать услуги аренды или лизинга другим начинающим компаниям.

Не нужно инвестировать огромные деньги в покупку техники, которая вам будет нужна изредка. Гораздо выгоднее оплатить посуточную аренду, взяв технику на конкретный проект.

Для крупной фирмы, которая планирует заниматься строительными и ремонтными работами частного сектора, понадобится следующие перечень оборудования:

  • кран;
  • бетономешалки;
  • подъемник или КМУ;
  • инструменты;
  • перфораторы;
  • бензопилы;
  • дрели;
  • молотки;
  • специальная одежда для рабочих.

Без квалифицированного состава в этом бизнесе сложно рассчитывать на рентабельность и доходность. Поэтому моменту поиска и подбора персонала необходимо уделить большое внимание.

По своим функциональным обязанностям состав персонала может существенно различаться. Это зависит от формата деятельности, его специфики и т.д.

Ниже мы приводим стандартный набор сотрудников для строительной фирмы:

  • рабочие и строители;
  • прораб (бригадир);
  • бухгалтер;
  • менеджер по снабжению;
  • менеджер по продвижению услуг и работе с клиентами;
  • инспектор по кадрам;
  • юрист;
  • архитектор;
  • директор.

Количество персонала определяет масштаб предпринимательской деятельности.

Если вы планируете развивать бизнес и в сфере оказания услуг отделочных работ, тогда придется увеличить штат еще специалистами в этой области (штукатуры, каменщики, сантехники, электрики, маляры, плотники и т.д.).

Для того чтобы получить лицензию на оказание строительных работ, учтите, что минимум 50% от общего количества штата строителей должны иметь высшее специализированное образование.

Для эффективной производительной работы, важно обеспечить работников всеми необходимыми инструментами и материалами.

Для качественного предоставления услуг и во избежание производственных задержек, важно систематически проводить технический осмотр оборудования и инвентаря, проверять его исправность и пригодность к работе.

Не закупайте дешевое оборудование – это снизит не только производительность и качество услуг, но и рентабельность бизнеса, так как большие ресурсы придется тратить на ремонт, замену техники.

Выбор помещения

Для работы вам необходим небольшой офис, где будет находиться администрация, бухгалтер, юрист. Учитывайте, что в ходе реализации проекта, вам придется проводить переговоры с заказчиками, обсуждать проекты.

Поэтому, подбирая помещение, учитывайте, чтобы в нем было место для комнаты переговоров.

Что касается расположения офиса, то здесь особых рекомендаций нет. Можно не тратить большие деньги на аренду помещения в центре города, но вот о транспортной доступности позаботиться нужно.

Маркетинговый план

Для выхода на рентабельность и хороший доход, очень важно заработать положительную репутацию в данной сфере и привлечь постоянных клиентов.

Существует несколько вариантов привлечения клиентов:

  • начало застройки с последующей продажей квартир;
  • активная реклама в СМИ, через Интернет;
  • участие в партнерских программах со строительными магазинами;
  • привлечение клиентов после выигрыша в государственном тендере.

Обязательно создайте свой сайт, где будет представлен полный перечень услуг, калькулятор стоимости услуг, контактные телефоны администрации, возможность консультации и т.д.

Хороший сайт – это своеобразная визитка, которая свидетельствует о высоком уровне компании и ее надежности.

Видео. Как открыть строительную фирму с нуля

Финансовый план

Здесь мы представляем лишь приблизительный план затрат, так как каждая фирма, в зависимости от масштаба и географического положения, потребует своих затрат.

  • закупка оборудования – 1 млн рублей;
  • реклама – 100 тысяч рублей ежемесячно;
  • непредвиденные расходы – 100 тыс. рублей
  • зарплата персоналу (15 человек) — 500 тысяч рублей;
  • аренда офиса – 50 тысяч рублей.

А теперь давайте просчитаем окупаемость данного проекта.

Стандартно, в данной сфере хорошим показателем является рентабельность в 10-15%. Если вы достигните данного показателя спустя 5-6 месяцев, это будет свидетельствовать о том, что все аспекты (маркетинг, организация, планирование) выстроены правильно.

С ухудшением экономической ситуации в стране, бизнесмены отмечают снижение рентабельности в данном секторе. На сегодняшний день средний показатель колеблется в пределах 7-9%.

Помните, что рентабельность будет напрямую зависеть от квалификации персонала, количества клиентов и объема затрат. Если вы не достигаете средне запланированного показателя, то проанализируйте, какой из факторов не «срабатывает».

Риски и возможности

На этапе планирования, очень важно выполнить SWOT анализ, который позволит увидеть сильные и слабые стороны проекта, угрозы и возможности развития.

К основным рискам строительного бизнеса относится:

  • высокая конкуренция;
  • неквалифицированный персонал;
  • отсутствие заказов;
  • рост цен на строительные материалы.

Внимательно посмотрите на данный список. В нем есть пункты, на которые вы не в силах повлиять. Так, например, высокий уровень конкуренции и высокие цены на строительные материалы не находится в зоне вашей компетенции. А вот что касается низкого уровня квалификации персонала, отсутствие заказов – это уже те факторы, на которые вы можете влиять.

Именно поэтому важно составить грамотный бизнес-план, который станет пошаговым руководством и позволит четко увидеть перспективность развития, размеры ожидаемой прибыли, рентабельность бизнеса.

Видео. Как развивать строительную компанию

Готовый бизнес план строительной компании, который поможет вам рассчитать не только расходы на ее открытие, но и предполагаемую прибыль и сроки окупаемости.

Капитальные инвестиции в строительную компанию: 14 600 000 рублей
Срок окупаемости: 18-30 месяцев
Уровень рентабельности: 25-30%

В любое время строительство будет востребованной услугой, спрос на которую растет ежегодно.

Но, как и в любом другом деле, здесь есть свои нюансы, поэтому на первом этапе важно составить грамотный.

И для составления этого важного документа можно воспользоваться услугами опытных экономистов и юристов, но все же более правильным будет и самому попробовать вникнуть во все моменты.

Безусловно, обратиться к специалистам необходимо, так как бизнес, связанный со строительством, помимо своей прибыльности, еще и отличается высокой и довольно жесткой конкуренцией, поэтому малейшая ошибка будет стоить вам больших денег.

Бизнес-план строительной компании: планирование проекта

Любой бизнес-план строительной компании начинается с планирования.

На этом этапе нужно определиться с целями и видами работ, которые вы будете предоставлять, а также с тем, как вы будете продвигать свой бизнес с целью поиска клиентов.

Резюме

И это будет примерно два с половиной года.

Но этот срок вполне может сократиться до полутора лет, если большая часть заказов придется на весенний и летний периоды, когда население предпочитает делать ремонты.

Примерный уровень рентабельности составляет 25-30%.

Но, к сожалению, в зимний период он может снижаться до 15%.

Это связано с тем, что в этот сезон количество заказов снижается.

Как правильно вести строительный бизнес и каковы обязанности собственника компании,

рассказано в видеоролике:

Риски и трудности строительного бизнеса


Помимо финансовых расчетов, которые вы включите в бизнес-план строительной компании, необходимо просчитать и возможные риски.

Итак, сюда относятся:

  • высокий уровень конкуренции;
  • неквалифицированный персонал и человеческий фактор;
  • рост цен на стройматериалы и оборудование;
  • отсутствие заказов;
  • проделки конкурентов.

Строительный бизнес - это довольно рентабельное, но при этом сложное дело, которое требует колоссальной отдачи не только от владельца, но и от самих работников.

Ведь именно их работы будет зависеть, останутся клиенты довольны или нет.

Но все же правильно составленный бизнес-план строительной компании уже является половиной залога успеха.

И тогда вы сможете не только вернуть вложенные средства, но и приумножить их.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Строительство всегда было, есть и будет наиболее перспективным и доходным видом предпринимательской деятельности. Именно поэтому в настоящее время идея о создании собственной строительной компании приходит в голову очень многим бизнесменам.

О том, как грамотно составить для этого бизнес-план, и расскажет наша статья.

Анализ рынка, выбор конкретной сферы деятельности

Строительная отрасль характеризуется динамичностью развития, появлением инновационных технологий и современных способов выполнения работ. Вместе с этим данная сфера отличается высокой конкуренцией и насыщенностью непосредственно всего сегмента, начиная от отделочных работ и заканчивая возведением здания «под ключ».

Тем, кто стремится влиться в строительную нишу и преуспеть в этой отрасли, необходимо составить четкую и грамотную стратегию деятельности предприятия. При этом следует учитывать множество нюансов, среди которых, в первую очередь, стоит выделить конкурентоспособность организации, использование современных технологий и инновационного оборудования, а также специфику и востребованность тех или иных строительных работ на соответствующем рынке.

Строительная компания, которая готовится выйти на рынок и оставаться конкурентоспособной на протяжении всего своего существования, должна предлагать широкий спектр услуг в данной отрасли, начиная от создания индивидуальных проектов и заканчивая полным комплексом отделочных работ.

Можно, конечно, сделать упор на конкретный вид строительной деятельности, но предприниматель должен понимать, что это существенно сузит круг его потенциальных клиентов. Именно поэтому наиболее оптимальным вариантом является создание многопрофильной организации , которая может специализироваться в нескольких направлениях:

  • Разработка и реализация типовых и индивидуальных проектов;
  • Адаптация типичных решений;
  • Строительство коммерческих сооружений, коттеджей, жилых домов и других объектов;
  • Ремонт загородных домов, квартир, офисных и других помещений.

В любом случае, перед тем как приступать к составлению бизнес-плана, необходимо тщательно проанализировать уже существующий рынок строительных услуг в том или ином регионе. Имеет смысл изучить спрос и предложение, средние расценки выполняемых работ, а также приблизительно рассчитать окупаемость проекта, дабы впоследствии не столкнуться с банкротством строительной организации.

Подсчет затрат

Любой бизнес требует стартового капитала, который понадобится для реализации проекта. Здесь важно учесть все аспекты, дабы избежать впоследствии незапланированных затрат. Итак, первоначальные инвестиции могут включать следующие статьи расходов:

  • Аренда помещения под офис и строительное оборудование;
  • или ;
  • Приобретение строительного оборудования и инвентаря (здесь можно рассмотреть такой вариант, как лизинг);
  • Реклама строительной фирмы и зарплата работникам.

Помимо основных расходов, стоит понимать, что строительная фирма требует и переменных затрат, которые касаются оплаты коммунальных услуг, арендной платы и закупки расходных строительных материалов.

Затраты на заработную плату сотрудникам составят около 50 000 рублей в месяц на человека, при этом для реализации конкретных проектов можно привлекать узкопрофильных специалистов, с которыми можно работать на договорных отношениях. Это позволит четко регламентировать соотношение выполненных работ и заработной платы работникам. Основной штат сотрудников, как правило, работает удаленно, а это значит, что в офисе должен присутствовать руководитель и специалист, который отвечает за связь с клиентами, что позволяет арендовать небольшое помещение.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Требуемые документы, лицензии, разрешения

Процесс создания собственной строительной компании можно условно разделить на три этапа:

  1. Регистрация юридического лица и оформление всех необходимых документов.
  2. Получение заключений и разрешительных документов.
  3. Составление бизнес-плана.

На первом этапе будущий предприниматель должен определить форму частной собственности, в рамках которой и будет функционировать строительная организация. Оптимальный вариант – это индивидуальный предприниматель (ИП) или Общество с Ограниченной Ответственностью (ООО). Одновременно следует заказать индивидуальную печать и типовые бланки. Не стоит забывать о коммерческом счете и постановке на учет в налоговые органы.

Зачастую предприниматели полагают, что для осуществления коммерческой деятельности в строительной сфере необходимо получить специальное разрешение СРО (саморегулируемых организаций). Однако далеко не всегда это необходимо. Для работы строительной фирмы потребуются следующие разрешения и лицензии:

  • Саморегулируемые организации – это не допуск, не лицензия и даже не разрешение. Это статус строительной фирмы, на основании которого может быть получен допуск на предоставление определенных видов строительных работ, связанных, как правило, с повышенным риском. СРО может понадобится для строительства следующих сооружений:
    • Здания и сооружения, общая площадь которых не превышает 1500 кв. м.
    • Объекты жилищного строительства, предназначенные для проживания одной семьи.
    • Жилые блочные дома, в которых количество блоков не превышает 10-ти.
    • 3-этажные здания.
  • Разрешение на строительство . Без этого документа невозможно приступить к любому виду строительных работ. Получить его можно в органах местного самоуправления при участии главы муниципального образования и главного архитектора города или района. Стоит заметить, что этот документ стоит недорого.
  • Лицензия на проектирование зданий и сооружений . Этот разрешительный документ необходим для тех предпринимателей и юридических лиц, у которых нет юридического образования, предназначенного для реализации услуг по проектированию.
  • Разрешение на инженерные изыскания в процессе строительства. Этот документ для всех видов инженерных работ на всех этапах строительства.

Для того чтобы как можно быстрее собрать все необходимые документы и получить государственную регистрацию, достаточно обратиться в специализированную фирму, которая занимается регистрацией юридических лиц. Можно сэкономить и справляться с бюрократией самостоятельно.

О том, как открыть собственную строительную организацию, смотрите на следующем видео:

Необходимый персонал

Правильный и грамотный подбор персонала имеет основополагающее значение, ведь именно от этих людей зависит конкурентоспособность и рентабельность всего предприятия. От квалификации сотрудников зависит скорость и качество выполняемых работ, именно поэтому к подбору персонала следует подходить с особой щепетильностью.

Строительная компания должна наладить сотрудничество со специалистами следующих отраслей:

  • Архитектура и проектирование;
  • Строительство, ремонт и отделочные работы;
  • Программирование и дизайн;
  • Юриспруденция, бухгалтерский учёт и налогообложение.

Постоянные сотрудники в состоянии осуществлять подбор специалистов по своему направлению и контролировать выполняемые ими работы. Во времена сезонной безработицы они могут разрабатывать типовые проекты и заниматься их реализацией.

В целях экономии допускается нанимать узкопрофильных специалистов на договорной основе, тем самым сокращая расходы на постоянную заработную плату. К таким специфическим отраслям можно отнести геодезические, геологические и работы по проектированию, а также доставку и подъем негабаритных грузов. Целесообразно будет набрать определенное количество работников, которые специализируются в широком направлении: электрик, сантехник, штукатур и маляр. Важно наличие прораба, который будет контролировать действия и качество выполняемых работ.

Среди прочих сотрудников, чье присутствие в строительной организации обязательно, стоит выделить менеджера, который будет специализироваться на работе с клиентами, бухгалтера и специалиста в области юриспруденции, а также директора предприятия и архитектора.

Для осуществления любых видов строительных работ следует выбирать ответственных и проверенных специалистов, которые выполняют свои обязанности качественно и добросовестно. Отдельное внимание следует уделить необходимой комплектации строительного инструментария и инвентаря.

Маркетинговый план

Создание клиентской базы и постоянное ее расширение – основная задача, которая стоит перед развивающимся строительным предприятием. Стоит понимать, что заказчиками могут быть не только частные лица. Муниципальные и государственные органы, юридические компании, торговые организации и т. д. – все они могут выступать в качестве потенциальных клиентов строительных фирм.

Перед тем, как освещать основные категории строительного маркетинга, стоит определить, что малые и крупные предприятия обладают существенными отличиями в области проведения рекламных кампаний .

Так, для малого предприятия, специализирующегося в области строительства, достаточно:

  • Создание типовых объявлений в печатных СМИ, сетевых изданиях, рекламы посредством интернета, а также листовок и визиток;
  • Распространение буклетов среди профильных компаний-партнеров;
  • Выступления на конференциях с презентацией компании.

Если речь идет о крупных предприятиях строительной отрасли, стоит продумать участие в тендерах . Как это работает? Какая-то крупная организация N, обладающая определенными организационными навыками, принимает участие в тендере и выигрывает его. Затем она нанимает различные фирмы для сотрудничества при строительстве того или иного объекта, при этом одна фирма занимается фундаментом, вторая специализируется на проведении геологических и геодезических работ, третья выполняет все виды отделочных работ и т. д.

В любом случае, для поиска потенциальных клиентов можно использовать все возможные способы, начиная от печатных изданий и заканчивая участием в тендере. В дальнейшем качество выполняемых работ и их приемлемая цена будут работать на фирму, предоставляя все новых заказчиков.

Доходность предприятия и срок окупаемости

Доходность среднестатистической строительной компании рассчитываются исходя из следующих показателей:

  • Ежемесячные затраты на зарплату постоянным работникам и коммунальные услуги;
  • Аренда офисного помещения;
  • Обслуживание бизнеса (налоги и прочие отчисления).

Работая со сторонними организациями, строительная фирма должна обозначать свой процент от выручки, который она получит в результате выполненных работ. При условии грамотного ведения бизнеса и оптимального количества постоянного персонала, можно утверждать, что строительная фирма является рентабельным производством. Эксперты и опытные предприниматели склоняются к тому, что создание собственного бизнеса в строительной сфере окупается в течение одного года , что является весьма положительным фактором для будущих бизнесменов.

Не стоит забывать о том, что в настоящее время существует очень много предложений по реализации уже готового строительного бизнеса. Безусловно, это дорогое удовольствие, но грамотный подход и своевременная оптимизация производства помогут в скором времени окупить все затраты и выйти на чистую прибыль компании. Ко всему прочему, уже готовый бизнес, как правило, состоит из стратегии организации и грамотной маркетинговой кампании, что существенно облегчает задачу предпринимателя.

Открытие собственной строительной фирмы сопряжено с определёнными нюансами. Часть из них будет рассмотрена в данной статье.

Вообще строительный и ремонтный бизнес очень разнообразный. Чтобы сузить предмет рассмотрения вынесем за рамки статьи крупный строительный бизнес и многочисленные специализированные предприятия. Здесь речь пойдёт о наиболее широко распространённых сферах строительной деятельности и организации малого строительного предприятия.

Сама по себе строительная сфера одна из древнейших. Сравни с возрастом человечества. И какие бы перипетии истории не происходили, всегда оставалась популярным и востребованным видом услуг. При продуманном подходе обычно является рентабельным бизнесом . Подход удобно отражать в бизнес-плане строительной фирмы. К тому же данная форма общепризнана и может быть востребована при получении кредитов, либо привлечении инвесторов.

Характерные особенности бизнеса

Для понимания сути отрасли необходимо провести небольшой её анализ. Выделить из общего массива характерные особенности, разделить по группам и т.д. Погружаться глубоко в историю вопроса не будем. Современный этап развития отрасли характерен взрывным появлением новых материалов, оборудования, технологий, концепций и взглядов на проблемы строительства. До конца они ещё не оформились и значит говорить о каком-то конечном осознании не имеет смысла. Мир находится на этапе формирования концепций, скорее всего, наблюдается тенденция к «многополярности» во всём, в том числе и в строительной отрасли .

Классификация

Строительные компании удобно подразделить:

  • ремонтно-строительная фирма (возведение и ремонт различных строительных конструкций);
  • ремонтно-отделочная фирма (ремонт и отделка внутри помещений);
  • специализированная фирма (возведение специализированных сооружения – бассейнов, хранилищ и т.д.);
  • универсальная фирма.

Возможно удобно выделить компании по объёму:

  • крупные (с постоянным штатом, собственной техникой, офисам и прочее);
  • средние (небольшие предприятия преимущественно с наёмным штатом и техникой под объект);
  • малые (индивидуальный мастер, небольшие бригады «шабашников»).

Помимо этого на современном этапе развития можно выделить две категории компаний:

  1. Компании, занимающиеся строительством под заказ;
  2. Компании, предлагающие новые разработки.

Такая градация возможна в силу следующих закономерностей.

Наблюдается резкое появление на рынке новых технологий. В социальной сфере появление новых концепций жизненного уклада (доход от ренты, несколько жилищ, сама организация жизненного пространства, в производстве существенное изменение технологических цепочек и соответственно требований по сооружениям для размещения производств и т.д.). Для этого требуются новейшие разработки и технологии.

С другой стороны социальная сфера весьма инертна и имеет большую долю консерватизма. Поэтому (сугубо оценочные категории, никто исследований по этому поводу не проводил) примерно половина клиентов предпочитает традиционное строительство и ремонт, проверенный временем. Конечно, при этом используются современные материалы, но концепции строительства и жизненного уклада это затрагивает самым минимальным образом.

Определив основную идею можно оптимизировать расходы, существенно снизив затраты . Также это касается и продвижения компании на рынке, т.е. маркетологическая часть бизнес-плана строительной компании.

Услуги строительной компании

Обычно в стандартный набор услуг универсальной строительной компании входит:

  • проведение изыскательных работ;
  • проведение проектных работ;
  • строительные работы любой сложности;
  • ремонтные работы любой сложности.

Компании стараются включать в список работ возможно больший спектр услуг. И строительство многоквартирного дома, и строительство коттеджей, и строительство различных специализированных сооружений. Такой подход в части включения в виды деятельности имеет смысл, а вот в рекламных целях не всегда оправдан. Многие предпочитают узких специалистов мастерам на все руки.

Оборудование и помещения

Здесь всё зависит от формата компании. Общие рекомендации к оборудованию следующие. Если предполагается частое использование оборудования, то его лучше приобрести. Иначе можно использовать оборудование в аренду. Аренда помимо всего избавит от необходимости обслуживания сложного оборудования. Необязательно оборудование приобретать сразу, имеются, к примеру, возможности лизинга (фактически кредит под залог приобретаемого оборудования).

С помещениями такая же история. Если имеется оборудование, то соответственно требуются и помещения для его хранения и обслуживания. Со стройматериалами можно работать с колёс со склада, либо при необходимости и больших объёмах следует организовывать собственные.

Точки продаж

Одна из точек продаж – это головной офис компании. Чем элитней предлагаются проекты, тем лучше должен быть оформлен офис . Хотя в большинстве случаев для мелких строительных фирм достаточно небольшого помещения в любом месте с соответствующим предлагаемым услугам оборудованием (мебель, компьютер для показа проектов, зал для совещаний и переговоров и т.д. в зависимости от формата фирмы).

Следующая точка продаж – интернет. Для большой фирмы желателен свой сайт. Для совсем мелких подойдут и объявления на тематических форумах с возможностью обратной связи.

Также точками продаж могут быть агенты, другие компании .

Документы

Для строительства жилого дома лицензирования не требуется. Форму организации предприятия можно выбрать, как ИП, так и акционирование. Для маленьких фирм в подавляющем большинстве случаев достаточно ИП.

Потребуется стандартный пакет документов:

  • учредительные документы (в зависимости от формы собственности);
  • внешние документы (договора подряда, аренды и прочее);
  • внутренняя документация (список документов может быть весьма значителен, делится на организационную документацию и аналитическую: продажи, прибыли, себестоимость и т.д. в различных срезах).

Помимо этого для определённой деятельности могут потребоваться дополнительные документы:

  • СРО (саморегулируемые организации) – при возведении зданий более 3-х этажей, площадью более 1500 кв.метров и ряд других условий;
  • разрешение на строительство – получается в органах местного самоуправления при проектировании объекта строительства;
  • лицензия на проектирование – если планируется оказывать услуги по проектированию;
  • лицензия на инженерные изыскания в ходе строительства – если планируются соответствующие работы.

Скачать готовый бизнес-план строительной фирмы, актуальный на 2019 год , можно у наших проверенных партнеров «БиПлан» . Ссылка для скачивания.

Персонал

Подбирается в зависимости от формата фирмы. В большинстве случаев удобно разделять на постоянный и временный.

Постоянный персонал – это руководство, специалисты фирмы, профессиональные мастера, а также люди, которые востребованы постоянно в конкретике деятельности предприятия.

Временный – персонал, который подбирается под объект. Здесь можно набрать и бригаду разнорабочих, но над ними желательно поставить грамотного мастера. Так как от качества работы во многом зависит продвижение фирмы на рынке. Постоянное низкое качество рано или поздно приведёт к финансовой нестабильности . В этом плане чудес не бывает, если только у всех конкурентов качество не станет таким же низким.

Оплату персоналу при этом рекомендуется устанавливать сдельно-постоянную, чтобы мотивировать на конечный результат. Постоянная составляющая необходима ключевым специалистам, чтобы их удерживать в фирме. Сдельную составляющую желательно ориентировать на конечный результат и не только по срокам, но и по ряду других показателей . На данный момент представлено несколько программ расчёта зарплат и установления премий по критериям. Имеется интересная программа расчёта, ориентированная не только на индивидуальные показатели, но и на общую работу коллектива в целом – она финансово стимулирует к сплочению коллектива в единое целое и ориентирует на совместное решение проблем.

Конкуренция

О конкуренции в этой сфере сказано достаточно много. Ситуация в целом такая, что в традиционном строительстве конкуренция достаточна высока. В специализированном секторе несколько ниже, но обычно там и спрос ниже и требования к предприятию выше, а значит и начальные затраты выше. В любом случае качественная строительная компания со штатом специалистов-профессионалов на рынке востребована всегда .

В новаторском строительстве конкуренция несколько ниже. А с учётом того, что новшества в строительной сфере возникают чуть ли не ежедневно достаточно просто найти область с очень низкой конкуренцией на данный момент. Но тут возникает проблема в убеждении клиента в том, что это ему надо.

Несколько общих замечаний

Бывает достаточно проанализировать рынок предложений и спроса, чтобы выработать своё бизнес-предложение. Но здесь имеется вероятность просчёта.

Для образца. На данном этапе развития в нашей стране можно выявить такую закономерность. Часть сограждан имеет накопления и пытается их как-то сохранить, другая часть пытается выстроить бизнес на ренте, т.е. . Отсюда наблюдается спрос на определённую жилую и нежилую недвижимость (квартиры, офисы, магазины). Пока это востребовано, но явно данная модель не может продолжаться долго. Поэтому ориентироваться, скажем, на строительство исключительно бизнес-центров – закладывать определённые риски на будущее.

(Неверующим можно напомнить о Советском Союзе, адепты которого отмахивались – будет стоять вечно, как третий Рим. Но вечный город не тоже самое, что вечная империя. Так и здесь, обычно для не желающих анализировать – крах наступает неожиданно.)

Маркетинг

Маркетинг для строительной компании зависит исключительно от её целей. В любом случае он должен быть. На современном рынке услуг маркетингом могут не заниматься только по тем или иным причинам монополисты услуг . Действительно, для Газпрома маркетинговая составляющая не имеет решающего значения. Будет у него реклама или нет – всё равно у него будут покупать газ и по тем ценам, которые установят.

Маркетинг подразумевает рекламу и работу с клиентами. В части рекламы для небольших компаний достаточны объявления, рассылки, интернет-продвижение, наружная реклама. Для крупных компаний желателен отдельный, проработанный рекламный план.

В части работы с клиентами:

  • система скидок, бонусов;
  • различные преференции постоянным клиентам;
  • работа с агентами.

Маркетинговый план должен включать анализ эффективности самих инструментов продвижения бизнеса на рынок. То есть эффективность рекламных компаний, отдачу агентов, эффект бонусов и т.д.

Финансовый план

Итоговым звеном бизнес-плана является финансовый план. Основная цель бизнес-проектов всё-таки извлечение прибыли. В финансовом плане отражена расходная, доходная части, выход на точку окупаемости, рентабельность проекта и ещё некоторые показатели в зависимости от конкретики проекта, его реализации и дальнейшего существования.

Приводить конкретные расчёты не имеет большого смысла. Так как диапазон затрат практически от нуля (ремонт квартир бригадой без офиса, без сложной техники) до весьма приличных сумм. Доходность и рентабельность также разная. Какого-то относительно типового расчёта не привести.

К примеру, строительная фирма, ИП занимается мелким ремонтом квартир (оклейка обоев, укладка линолеума, ламината, плитки), дополнительных работников нет. Офиса и складских помещений нет. Поиск клиентов по рекомендациям.

В этом случае расходная часть сводится к расходам по регистрации предприятия, уплате налогов и закупке некоторых инструментов. Материалы предоставляются заказчиком. Условно расходы 5-20 тыс. рублей.

Доходная часть по прикидкам у подобных фирм: 10-100 тыс. в месяц. Но бизнес достаточно нестабильный. Срок окупаемости вложений считать не имеет смысла. Обычно в таких проектах он окупается ещё до открытия, т.е. начинают работать, договорившись о первом объекте.

Другой пример. Средняя строительная компания. Ремонт квартир, офисов. Пара постоянных сотрудников, офис, бригады ремонтников наёмные, грузовой транспорт, расходы на рекламу.

Следует учесть, что в реалиях нашей страны для получения подряда на крупные объекты следует закладывать в расходную часть откат. По некоторым оценкам до 10% от суммы контракта. Материалы в затраты для оценки не заложены, считается, что заказчик предоплатой (распространённая практика 30%) оплачивает их сам.

Доходная часть также нестабильна: от 0 до 1,5-2,0 млн. в месяц. Срок окупаемости составляет от 1 года до 3 лет.




Top