Бобунец сергей станиславович болезнь. Сергей Бобунец: «Я жил с ощущением конца света! У нас есть рокеры, которые ездят играть концерты в Сирию

Министерство образования Российской Федерации

Нижневартовский государственный гуманитарный университет

Факультет Культуры и сервиса

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма


по теме «Миф сибирских татар»

по дисциплине: «Основы мифологии»


Исполнитель: Антоненкова. А.М.

Научный руководитель: Гумерова. Г.А.


Нижневартовск,2012


Введение


Сибирские татары - это тюркское население Сибири, живущее, в основном, в сельских районах нынешних Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областей, а также в Тюмени, Тобольске, Омске, Новосибирске, Томске, Таре, Барабинске и других городах Западной Сибири.

Характерными жанрами татарского фольклора являются эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Для того чтобы понять особенности национального фольклора, ряд сюжетов, мотивов и изобразительно-выразительных средств, необходимо иметь хотя бы общее представление о татарской мифологии. Мифы татар могут быть рассмотрены по следующим тематическим группам: 1) мифологические представления о взаимоотношениях людей и животных; 2) космогонические мифы; 3) боги и богини в мифах; 4) рассказы о персонажах «низшей мифологии».

миф легенда фольклор тюркский

Татарские мифы и легенды


Отголоски представлений о связи людей с животными сохранились, например, в прекрасной волшебной сказке «Ак б?ре» - («Белый волк»), рассказывающей о превращении волка в молодого красивого джигита. Немало в сказках данных и о том, как голуби оборачиваются красавицами или прекрасными джигитами. Сюжеты некоторых сказок от начала до конца основываются на семейно-родственных отношениях женщин и зверей.

Космогонических же мифов, вернее, их отголосков сохранилось немного. Тем не менее они есть. Так, Земля, по воззрениям татар, представлялась как плоское пространство. Она расположена на рогах громадного быка. В свою очередь этот бык прикреплен к усам огромной мировой рыбы, которая плавает в безбрежном водном пространстве. Таким образом, эти универсальные представления находят отражение и в татарской мифологии.

Древнейшие представления татар о богах прежде всего связаны с общетюркским, быть может древневосточным, небесным божеством Тэнгри. Тэнгри там несколько, каждый из них выполняет весьма определенную, положительную или отрицательную, функцию. Тэнгри был широко распространен на территории Малой, Центральной и Средней Азии, современного Казахстана, Южной Сибири, Нижней и Средней Волги и Приуралья. Возможно, что именно этим объясняется мирное и сравнительно легкое проникновение ислама в Поволжье, Приуралье и в Сибирь. Единственной идеологической силой, которая так или иначе могла противостоять здесь исламу, было тэнгрианство. Однако требования этих двух религий были настолько близки друг к другу, что они стали взаимодополняющими.

Начиная с выдающегося памятника булгарско-татарской литературы - поэмы Кул Гали «Кыйсса-и Йусуф» (первая четверть XIII в.) и до конца 20-х годов XX в. практически все произведения татарской письменной литературы проникнуты весьма сильным влиянием идеологии и мифологии ислама. Однако в произведениях фольклора наблюдается несколько иная закономерность: абсолютное большинство образцов тех жанров, которые как таковые сформировались ранее ислама, подвергнуты его влиянию намного меньше, чем письменная литература. К таковым относятся обрядовая поэзия, пословицы и поговорки, загадки, сказки, мифологические рассказы и народный эпос. Именно эти жанры донесли до нас наиболее значительные данные о языческой мифологии татар, одним из представителей которой выступает многоголовый Див, или Див-пэри. Хотя Див в татарской мифологии выступает как злое чудовище, иногда изображается и как помощник героя.

Одним из самых популярных и широко известных персонажей татарской мифологии является Шурале - обитатель, а в известном смысле и хозяин леса, существо с волосатым телом, с одним рогом, с очень длинными пальцами, с помощью которых может защекотать человека до смерти.

Другим, гораздо более зловещим существом изображается Убыр, иногда выступающий в ипостаси кровожадной старухи Убырлы карчык. Он «проникает» в тело человека и «занимает» место его души.

Татарская мифология довольно богата всевозможными духами - хозяевами различных стихий, которые обозначаются общим термином Ия: Су иясе - Хозяин воды, Су анасы - Мать воды, Су кызы - Дочь воды, Йорт иясе - Хозяин дома и др. Чаще всего они выступают хозяевами, нередко властелинами тех стихий, сооружений, помещений, к которым они относятся.


Описание персонажей


Абзар иясе


Кроме домового, по поверью казанских татар, существует еще Абзар иясе - хозяин хлева, обитающий на дворе или в хлеву. У русских нет соответствующего названия для Абзар иясе, так как обязанности его несет тот же домовой. Абзар иясе по преимуществу - властелин скота. Иногда Абзар иясе показывается людям в образе человека или животных, но только издали и ночью. К скоту он имеет ближайшее отношение. У любимой лошади хозяин хлева заплетает гриву, приносит ей корм. Лошадь, которую Абзар иясе почему-либо невзлюбит, он всю ночь мучит, всю ночь на ней ездит, отнимает у нее корм и передает любимой лошади. Опальные лошади делаются скучными, худыми, их лучше всего скорее сбыть со двора, чтобы они не погибли.


Албасты


Именем Албасты у татар называется сила или злое существо, живущее и являющееся людям преимущественно в нежилых домах, на пустырях, полях и в лугах. Является людям Албасты в обличье человека, а больше всего в виде большого воза, копны, стога, скирды, елки и т. д. Опасен Албасты тем, что может задавить человека насмерть, причем еще пьет иногда у него кровь. Когда Албасты давит человека, тот чувствует сильное сердцебиение и удушье.


Бичура


Бичура - то же, что у русских кикимора или соседка.Это существо представляется в виде женщины - ростом от полутора до двух аршин. На голове у нее ирнак, старинный татарский головной убор.Бичура живет в жилых помещениях - на подволоке, в подполье и в банях, но не у всех, а только у некоторых хозяев. Иные отводят для бичуры особую комнату, где ее поят и кормят. На ночь оставляется тарелка с пищей и несколько ложек. Наутро тарелка пуста, Бичура ничего не оставляет. А если рассердится за что-нибудь на хозяина, то разобьет чашку, в которой ей подается пища, и раскидает все, что попадает ей под руку. Бичура нередко во сне давит человека, любит внезапно пугать его и вообще озорничает над людьми. Вдруг откуда ни возьмись пролетит кирпич, полено. Кто бросил полено, неизвестно. Из-за Бичуры иногда бросают дома, жить бывает нельзя, особенно одиноким.


Богатырь Идель и красавица Акбикэ


На берегу реки Ширбетле некогда стоял большой город, где в роскошном дворце счастливо жил богатый хан. Жена его Фатыма слыла искусной чародейкой.Отрадой родителей была их единственная дочь красавица Акбикэ. Многие юноши были тайно влюблены в нее, но обходили дворец стороной, страшась чародейки Фатымы. Дочери хана полюбился богатырь Идель. Однажды набрался он храбрости и выкрал красавицу Акбикэ, чтобы всегда быть вместе с ней. Фатыма потребовала возвратить дочь обратно во дворец. Но Идель и Акбикэ не послушались ее. Разгневалась чародейка, дунула-плюнула на похитителя и отогнала прочь со своих глаз Идель-Волгу, туда, где теперешнее русло реки. С тех пор влюбленные никогда не разлучались.


Джинн


По народным рассказам, Джинны не причиняют людям большого вреда. Но, отличаясь навязчивостью и принимая резные обличья, они пугают человека, и встреча с ними по крайней мере нежелательна.


Ий иясе


Баснословные существа, по верованию казанских татар, живут повсюду - и в домах, и в поле, и в лесу, и в воде. Среди обитающих в домах и во дворах, рядом с человеком, почетное место занимает Ий иясе, или хозяин дома, домовой. Ий иясе жилищем своим обыкновенно избирает подполье, откуда и выходит по ночам. Он представляется стариком, носящим довольно длинные волосы. Домовой заботливый хозяин и даже полезная тварь: оберегает дом, в предчувствии беды всю ночь ходит, беспокоится и вздыхает. Если ночью случится какое-то несчастье, будит людей, трясет их за ноги или стучит.

Пицен, в мифологии западносибирских татар дух - хозяин леса. Считалось, что может и приносить удачу, и причинять зло, заводя в глухие дебри. Представлялся в образе человека (в частности, благообразного старца с длинным посохом и котомкой за плечами), а также различных зверей (например, обезьяны). Пицен живёт в заброшенных охотничьих избушках, любит лошадей, катается на них, путает гриву, мажет её смолой. В облике красивой женщины вступает в любовную связь с человеком. Один из рассказов о пицене. гласит, что однажды охотник в лесу встретил женщину (в облике которой перед ним предстал пицен), женился на ней и зажил богато. Однажды, придя домой раньше положенного, вместо красавицы-жены он увидел страшилище с торчащими изо рта клыками. Из своих распущенных волос ока вытаскивала ящериц и поедала их.

Зилант


В татарских легендах и сказках мифологическое существо, имеющее облик дракона или змея.


Тулпар


Крылатый конь в кыпчакской (башкирской, казахской, татарской) мифологии. Соответствует Пегасу в древнегреческой мифологии. Тулпар в башкирских богатырских сказках выступает советчиком и помощником батыра, которому помогает одолеть чудовищ; переносит батыра на себе по воздуху, мечет молнии, поднимает крыльями ветер, содрогает своим ржанием землю. Ударом копыта Тулпар выбивает источник, вода которого дает вдохновение сэсэнам.

Эпос у татар - мишарей не распространен; он характерен для сибирских татар. Распространение получили баиты, своеобразный жанр, присущий татарской народной поэзии и по своей сущности близкий к балладам. Слово б?ет (баит) арабского происхождения и обозначает двухстрочную строфу. Позже оно становится обозначением отдельных произведений и целого жанра татарского народного творчества. Баиты относятся к лироэпическим жанрам фольклора. Они создаются в период или после важных исторических событий (войны, крестьянские восстания) или после каких-либо исключительных происшествий (внезапная смерть, гибель). Поэтому их содержание связывается с конкретными историческими, чаще всего трагическими, событиями, а образы имеют прототипов. Для баитов характерно повествование от первого лица. Такой прием связан с весьма глубокими традициями. В современном фольклорном репертуаре татар-мишарей жанр баитов является угасающим.

Среди мишарей широко распространены сказочные и легендарные истории книжного происхождения. Сказки считаются одним из самых долговечных жанров фольклора: возникшие в первобытной древности, они до сих пор остаются одним из самых активных жанров прозаического фольклора. Основное место в прозаическом фольклоре занимают волшебные сказки, хотя ранее жанровой разновидностью являются сказки о животных.

Среди волшебных сказок много богатырских, в самих названиях которых, в обозначении имени героя присутствует слово батыр. Но в этих сказках все-таки больше дастанно-эпического, нежели сказочного.

В бытовых сказках сюжет, композиция и художественные особенности намного проще и доступнее. В ней нет традиционных объемистых зачинов и концовок, практически отсутствуют повторы. Сюжет их прост и ясен и состоит обычно из двух-трех эпизодов-мотивов. Большое место занимают диалоги, состязания в остроумии, игре слов. В них немало острой сатиры, но чаще мягкого юмора.

Кроме рассмотренных выше жанров, существуют еще одна разновидность татарского фольклора - это афористические жанры (пословицы, поговорки, загадки).

Функций пословиц, весьма широки и разнообразны. И самое важное среди них - обеспечение гармонии во взаимоотношениях людей. Они словесно оформляли обычное право и требовали его соблюдения. Немалое значение имели пословицы в сохранении информации и передаче ее следующим поколениям. Велика была роль пословиц и поговорок в нравственно-этическом воспитании людей, особенно молодежи.

Специфическую группу составляют загадки, которые внешне, по рисунку стиха, с одной стороны, близки к пословицам, а с другой - отличаются от них своей двучастностью: в них всегда должен быть и соответствующий ответ. Происхождение загадок относится к глубокой древности - к тому отдаленному периоду, когда основной хозяйственной деятельностью людей была охота, которая требовала соблюдения строгих обрядов, в том числе и табу, т.е. запрета определенных слов - наименований животных, орудий охоты, обозначения тех или иных действий. На этой основе формировались словесные и краткие, легко запоминаемые описания различных животных и зверей, орудий охоты и др. Много загадок, связанных с конкретными условиями жизни человека и общества. Содержание загадок в целом широко и разнообразно.

Музыка татарского народа, как и другой вид искусства, прошла многовековый путь исторического развития. Ладо-интонационные (пентатоника) и ритмические особенности имеют общие черты с музыкальными традициями тюркских и финно-угорских народов.

Все многообразие татарского музыкального фольклора можно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Именно в песне ярко отразилась эмоциональная жизнь народа - его печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Песенное творчество татар включает обрядовые (календарные, свадебные), исторические (баиты), лирические песни и песни-четверостишия или частушки (такмаклар). В народном музыкальном искусстве развивалось лишь сольное пение, традиционно одноголосное.

В старинных песнях и фольклорных танцах девушек с их пластичностью и грацией, застенчивыми движениями отсутствует всякий намек на размах, раздолье или разгул. Однообразные движения мелкими шажками почти на одном месте в народном татарском танце, как и протяжные грустные песни, красноречиво говорят о скромной затворнической жизни девушек-мусульманок.

Наиболее распространенными инструментами татарского музыкального фольклора были: гармонь-тальянка, курай (типа флейты), кубыз (скрипка), сурнай (восточный музыкальный интсрумент).

Как и у любого древнего города с богатым прошлым, историю Казани кроме скучных фактов. Описанных в летописях и занесенных в пыльные архивы есть множество тайн, легенд и загадок, скрытых от нас туманом времени. Конечно, подавляющее большинство из нас скажет, что все эти легенды – вымысел, уж слишком они красивы и неправдоподобны. Но кто знает, ведь каждая история основывается даже на малом зерне истины. Рассказывают в Казани древние легенды о самом городе, о том, как появилось название у башни, что подобна Пизанской, и, конечно, о сокровищах. Ведь в каком городе России не найдётся уголка, где бы не существовало преданий о тайном кладе, а заодно и надежды этот клад отыскать. Давайте окунемся в легендарную и таинственную историю Казани вместе!

Легенда о сокровищах старого озера

За много лет обросло народными легендами озеро Кабан в Казани. Известно с давних пор, что на дне этого озера еще со времен царя Ивана Васильевича захоронены несметные богатства – ханская казна.

И вот что рассказывает легенда. Узнав, что войско московского царя подходит к стенам Казани, Казанский хан велел вывезти свою казну и затопить ее в потаенном месте. Старики рассказывают, что были там золотые и серебряные слитки, монеты разного достоинства и происхождения: турецкие, персидские, русские, западноевропейские.

И сокровища невиданные. Подарки от заморских гостей, разные самоцветы: изумруды с орех грецкий величиною, бриллианты редчайшие да кальяны золотые. Всех богатств хана казанского было не перечесть. С тех пор так и покоится этот клад на дне озера Кабан, среди воды да ила. Так хорошо спрятали его слуги хата, что даже рыбам не ведомо, где искать его. Много было смельчаков, многие отправлялись на поиски заветных сокровищ, но найти их никому не посчастливилось. Легенда говорит, чтобы найти казну, нужно знать секреты. Сначала нужно встать у ручья, который впадал в Кабан у самого истока Булака, затем отмерить расстояние, равное паре выстрелов из лука, найти приметное место на берегу и такое же - на противоположном. Там-то и спрятаны сокровища. Но даже если отыскать это место,без особого секрета сокровища всё равно не достать. Потому и лежат они на дне Кабана до этих самых пор…

Легенда о Сююмбике

Легенда рассказывает о татарской царице Сююмбике, которая славилась своею красотой далеко по всей округе. Вот и решил царь Иван Грозный посвататься к казанской царице, но отказала ему гордая красавица. Не мог простить царь такой дерзости, собрал войско, пошёл на Казань и осадил город. Чтобы спасти от верной гибели своих людей, цариц ничего не оставалось, как выйти замуж за него. Но мудрая Сююмбике поставила русскому царю одно условие: чтобы за семь дней башню высокую в Казани построил. К назначенного срока башня была готова. Тогда прекрасная царица поднялась на самый ее верх и бросилась вниз. Так мудрая царица спасла свой народ, но и гордости своей не изменила – не покорилась ненавистному царю Ивану Грозному. И в память о прекрасной Сююмбике казанский народ дал башне ее имя. Но так горевали люди о царице своей, что не выдержала башня плача и причитаний, согнулась она от людской печали. Так и по сей день наклонена та башня Сююмбике.

Легенда о происхождении названия «Казань»

Легенд о происхождении города ходит по Казанской земле несметное множество. И одна другой причудливее. Старики рассказывали, что выбирая место для города, татарский народ обратился к колдуну мудрому за советом. Ответ его удивил их, сказал колдун: «там граду быть, где котел с водой в землю врытый сам собою закипит». Долго место такое искали, и там, где впадала в Казанку Булак-речка, без огня котел и закипел. Тут и заложили люди град, и название дали в честь этого котла - Казань: казан по-татрски значит «котел». По другой же легенде, название дали по упавшему в реку золотому казану (котлу). И тут была другая история.

Один из сыновей хана булгарского Габдуллы Алтынбек спасался от преследующих его ненавистных монголов. После долгих скитаний он оказался на берегу одной реки и решил разбить здесь лагерь. Как и положено ханскому сыну, послал Алтынбек за водой своего слугу, но не с пустыми руками, а с золотым котлом. Берега реки той очень круты были, и слуга, естественно, не удержал казана, уронил его в воду. Так, спустя годы, и речку ту, и город, что на берегах ее возвели, Казанью стали называть. Почему так? А потому что у кочевых племен котел являлся символом власти. И то, что он в реку упал, значило, что тут придется теперь этому народу жить.

Тайна белого барса

Одним из главных символов республики является белый барс (или «ак барс» по-татарски). Его изображение можно увидеть на гербе Татарстана, в его честь называют дворцы спорта, площади, монументы, спортивные клубы. Эти хищники никогда не водились в Поволжье, поэтому белый барс – животное вымышленное. Однако, как гласит легенда, один мальчик-сирота отправился в лес, но заблудился и неаверняка погиб бы, если бы его не нашел, защитил и выкормил именно белоснежный барс.

Легенда о Казанской Богоматери

Одна из величайших икон в истории страны – икона Казанской Богоматери - имеет полулегендарное прошлое. По преданию, у семьи стрельца сгорел дом. Маленькой дочери его несколько раз во сне являлась Богородица, говорившая, что ее Пречистый образ находится как раз на месте сгоревшего дома. Десятилетней Матрене не верили, и тогда она вместе с матерью стала искать святыню самостоятельно. На пепелище дома, в печи она нашла образ Богоматери с младенцем на руках, и выглядел он так, будто только что был завегшен мастером. Обретенная икона была перемещена в храм, а чуть позднее выяснилось, что казанская икона – копия (список) византийской иконы Одигитрии. Чудотворную святыню отправили в Москву, все тому же многострадальному царю Ивану IV Грозному, который повелел отстроить девичий монастырь для иконы. Однако в обители оставили лишь копию Богоматери, сама она по-прежнему находилась в Казани. В годы страшной Смуты в русской земле люди денно и нощно молились Казанской Богоматери избавить Родину от ляхов, оккупировавших Москву. Воодушевленные молитвами и бдениями русские войска выбили поляков из столицы. Позднее эта икона играла важнейшую роль в великих победах русского оружия: и в Северной войне, и во время Отечественной войны 1812 года. В начале XX века икону уничтожил вор, однако верующие и по сей день верят, что икона вновь вернется. Она ждет своего часа, чтобы вновь помочь людям.

Легенда о Зиланте

Так зовут крылатого дракона, изображенного на гербе Казани. По преданию, первые местные жители буквально не находили себе спокойного житья из-за чрезмерного количества гигантских драконоподобных змей, обитавших в округе. Люди заманили всех змей в ловушку и сожгли их, однако название места «Зилан тау» - «Змеиная гора» видоизменилось и стало нареченным именем символа города. По другой, более стройной версии, у гигантских змей был царь – Зилант, которого, ценой собственной жизни, в битве победил татарский багатур. В благодарность и память о победе и подвиге изображение поверженного Зиланта перенесли на герб и знамена Казани.

Как и в любом городе в Казани много своих неразгаданных тайн и легенд, передающихся из поколение в поколение. Поэтому большое значение и ценность имеют дошедшие до нас легенды и предания, сохранившиеся в народной памяти, со своей сокровенной символикой и смыслом. Ведь главное в легендах - не факты, а тот романтический ореол, окружающий их, то сказочное богатство народной мудрости, дающий простор творчеству и фантазии.

Легенды об основании Казани

Легенд о возникновении и названии города очень много. Самая распространенная легенда выводит ее название из булгарского слова КАЗАН (котел). В легенде рассказывается о том, что старший сын одного из булгарских правителей - хан Алтынбек, спасаясь от преследования монголов, оказался на берегу неизвестной реки. Он приказал слуге принести воды в золотом котле. Берег был очень крут, и слуга, черпая воду, нечаянно уронил казан в реку. Эту потерю восприняли как знак поселиться здесь, в месте падения казана на берегу этой реки. Реку назвали Казань. Отсюда и название сторожевой крепости Казань, которая стала прототипом города.

Еще одна легенда гласит, что когда выбирали место для города, то обратились к колдуну, и он приказал заложить город там, где закипит без огня врытый в землю котел. А чтобы город стоял крепко и вечно, в фундамент стен заройте того, кто первым встретится в этом месте. Долго слуги хана искали такое место, наконец, нашли. Вода здесь закипела в котле сама собой, без огня. Тут и решили основать город, получивший название Казань (котел). Когда стали закладывать стены, первым увидели ханского сына, который шел к ним по поручению отца. Слуги хана пожалели юношу и зарыли под фундаментом города труп собаки. Когда хан узнал об этом, он и обрадовался, что сын его остался жив и опечалился, сказав: «Не будет стоять долго город, построенный над трупом собаки. Рано или поздно он погибнет от рук неверных…» Собрали ученых людей и спросили у них о будущности города. Ученые мужи обещали, что собака не предвещает ничего дурного; что сын хана остался жив - это признак того, что на этом фундаменте государство, хотя и урывками, будет долго процветать. Эти слова обрадовали хана, он поклялся в честь этого построить мечеть.

По другой легенде, в крепости под башней в глубоких недрах земли сокрыт благочестивый мусульманин, из черепа которого бьет родник со святой водой. Наверное, подразумевается ключ около Тайницкой башни Кремля, куда приходили местные мусульмане для совершения омовения перед молитвой вплоть до середины ХХ века. В 1956 году при строительстве Куйбышевского водохранилища, этот ключ был затоплен.

Легенда о барсе

На современном гербе Республики Татарстан изображен крылатый барс, хотя в здешних краях подобных зверей никогда не водилось. Связанная с этим гербом легенда рассказывает о мальчике-сироте, которого нашел, спас от врагов и выкормил крылатый Белый барс.

Легенда о Зиланте

А старинный герб Казани связан со сказочным существом - крылатым драконом Зилантом. Судьба этого герба редкая, он ни разу не менялся: это был увенчанный зубчатой короной дракон на птичьих лапах с крыльями и змеиным хвостом. В основу образа казанского герба была положена древняя легенда об основании города, которая гласила: «После того, как построили крепость Казань, народ стал бояться собираться туда, а это потому, что в этих местах повсюду, точно копны, лежали кучами змеи, настоящие драконы, толстые, как бревна. По ним и произошло название места - Зилан тау - то есть Змеиная гора. Хан, строивший Казань, собрал своих визирей и стал решать, как истребить змей. Под конец решили так: туда, где лежали змеи, натаскать хворост и соломы и зажечь. Нашли одного проворного юношу, и, посадив его на коня, послали туда, где лежали приготовленные дрова. Юноша запалил солому, но, когда она загорелась, одна большая змея, взяв в зубы свой хвост, подкатилась сзади юноши и, нанося удары, погубила его. Когда змеи были истреблены и окрестности города стали для людей безопасны, народ стал собираться и заселять крепость…»

В другой татарской легенде об основании города говорится: на том месте, где была заложена Казань, некогда жили змеи, и правил ими змеиный царь по имени Зилант, наводивший страх на окрестных жителей. Много зла сделал он им, пока не нашелся батыр, вызвавший змея на поединок. В кровопролитном бою отрубил батыр змею голову, но и сам погиб в борьбе. Он освободил жителей города от напасти, а в память избавления от ужасного змея и в назидание потомкам - изображение чудища было помещено на гербе нашего города и известно еще с незапамятных времен.

О прототипе казанского герба сегодня напоминает лишь Зилантова гора, которая возвышается над старым руслом Казанки. При Иване Грозном на этой горе был построен Успенский монастырь, остатки которого сохранились до настоящего времени и сейчас восстанавливаются. Казанцы называют его Зилантовым монастырем.

Образ Зиланта часто употребляем в архитектуре Казани во все времена.

Легенды об озере Кабан и сокровищах.

Немалой дымкой преданий и легенд овеяны также озеро Кабан. По наиболее распространенным легендам древнего казанского ханства, озеро Кабан получило свое название от диких кабанов, которые в большом количестве водились в дубравах, окружавших озеро. Затем кабаны были изгнаны из окрестностей города, леса вырублены и сожжены, земли распаханы.

Легенда о сокровище на дне озера Кабан

Главная тайна озера Кабан связана с загадочно исчезнувшей ханской казной. Клад не найден до сих пор. Эта загадка в равной мере мучает как историков, так и искателей кладов и имеет множество аргументов за и против той версии, что на дне озера покоятся несметные сокровища. Эта легенда и всё, что с ней связано, описывается в книге Рафаэля Мустафина «Тайны озера Кабан». Автору эту историю поведал потомок приближенной к казанскому хану семьи Азимовых. По преданию, когда войска Ивана Грозного подошли к городу, вся ханская казна была тайно ночью спущена на дно озера, где-то в северной его части. Однако во время осады Казани погибли почти все, знавшие тайну, а оставшимся в живых пришлось спасаться бегством. Так что казна так и осталась лежать на дне.

Согласно преданию, чтобы найти ханские сокровища, надо встать у ручья неподалеку от истока Булака, отмерить расстояние в один или два лучных выстрела (точнее никто не знает), найти приметное место на берегу, взять ориентир на другое приметное место на противоположном берегу, и тут - то, на расстоянии в несколько связанных вожжей и находятся сокровища! Причем на такой глубине, чтобы, даже зная это место, но, не зная еще одного секрета, их невозможно было поднять. По преданию, казна состояла из трех частей. Во-первых, это содержимое монетного двора: золотые и серебряные слитки, бруски из драгоценного металла и сами монеты. Во-вторых, денежная часть казны. Это были золотые и серебряные монеты самого разнообразного происхождения: арабские, турецкие, персидские, египетские, европейские, русские. И третья часть - сокровищница. Общий вес ханской сокровищницы измерялся не одной тонной. Предполагается, что ханскую казну вывезли еще до осады города, так как во время нее это было бы невозможно сделать. С тех пор неоднократно были попытки найти сокровища, но озеро упорно хранит и не отдает свою древнюю тайну.

Подземные ходы на Кремлевском холме

Еще одно легендарное и загадочное сооружение нашего города - подземные ходы или катакомбы. Одна из легенд об истории Казани рассказывает о большом подземном царстве под городом, в котором обитает огнедышащий. Первые упоминания о подземной Казани встречаются еще при описании легендарных подкопов под стены Кремля, сделанных войском Ивана Грозного. Подкоп вели из Даировой бани на берегу Булака, пользуясь ее мощными каменными сводами как надежной защитой от обстрела. Прокопав галерею в сто сажень, осаждающие услышали голоса жителей, идущих по подземелью за водой и вкатили в подкоп бочки с порохом.

Историки не раз фиксировали предания о том, что холм, на котором расположен Кремль и прилегающая к нему часть кряжа, на гребне которого лежит улица Кремлевская, изрезаны подземными ходами. Доподлинно известны несколько адресов в этом районе. Это, прежде всего, подземелье Гостинодворской церкви, остатки которой находятся во дворе Госмузея РТ,- ход из церкви вел в сторону Кремля. Другое крупное подземелье находится неподалеку на ул.Чернышевского. Еще одно крупное - под усадьбой Боратынских.

Легенды о башне Сююмбике

Всем известно, что Казань без башни Сююмбеки - не Казань. Знаменитое многоярусное падающее здание высотой 58 метров, давно уже стало символом нашего города, этакая Эйфелева башня. Долгая история башни Сююмбике полна легенд и неразгаданных тайн. Название свое башня получила по имени последней казанской царицы - Сююмбике. Точное время построения башни неизвестно. По одной версии, она построена в начале 17 века как дозорная, по другой - ее считают мавзолеем в честь мужа Сафа-Гирея, другие видят в ней минарет бывшей Муралеевой мечети, на месте которой была позднее построена Дворцовая церковь.

Самая поэтическая легенда о Сююмбике - это романтическая любовь Ивана Грозного к татарской. Русский царь увидел ее портрет и пленился красотой татарской ханши, захотел взять ее в жены и сделать царицей в Москве. Но гордая Сююмбике ответила отказом. Это, по легенде, и стало причиной похода русских на Казань. Когда участь города была уже предрешена, Сююмбике вынуждена была согласиться на предложение царя. И гордая царица, не пожелавшая встать на путь предательства своего народа, поставила грозному царю условие: выстроить за неделю башню, такую же стройную и высокую, как она. Семь суток без отдыха трудились мастера, возводя каждый день по ярусу. Когда башня была готова, поднялась на нее неприступная Сююмбике, взглянула в последний раз на родные края и свой народ, да и бросилась с вершины на острые камни, лежавшие у подножия башни. С тех пор и носит башня имя великой казанской царицы.

В действительности же Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юсуфа. Ее первым мужем был хан Джан-Али. Этот брак не принес ей счастья из-за амбиций политической жизни ее мужа. И со вторым мужем, ханом Сафа-Гиреем, она тоже была не особо счастлива. У них был сын Утямыш-Гирей, который был крещен при дворе Ивана Грозного под именем Александр. Царь взял его в качестве почетного заложника в Москву, дал ему образование. Но Утямыш-Гирей довольно рано умер, в возрасте 20 лет и похоронен в одном из соборов Московского Кремля. После изгнания Сафа-Гирея из Казани, на ханский престол был посажен Шах-Али, брат Джан-Али, первого мужа Сююмбике. Шах-Али стал ее третьим и последним мужем, вскоре увез царицу в г.Касимов, где она тихо и незаметно дожила свой век. Все это происходило, судя по Писцовым Книгам, еще до взятия Иваном Грозным Казани, поэтому легенда о башне всего лишь красивая легенда.

Легенды об Иконе Казанской Божьей Матери

Трудно сегодня найти в России человека, который бы не слышал об иконе Казанской Божией Матери. Эта икона - одна из самых почитаемых и, пожалуй, самых известных в мире. В разных, самых неожиданных уголках земного шара в храмах хранятся ее списки. Есть она даже на маленьком острове в Венеции, население которого составляют рыбаки и их жены, плетущие знаменитое венецианское кружево. Однако далеко не все знают, что на сегодняшний день сохранились лишь ее списки, а сама чудотворная икона, чье чудесное обретение и судьба изобилуют удивительными эпизодами, бесследно исчезла в ночь на 29 июня 1904 года. По преданию, она должна была погибнуть в пламени, так же как и была обретена. Ни одна из множества икон, почитаемых в Русской православной церкви, не распространена в таком количестве копий, как Казанская, потому что именно к ней наш народ чаще всего взывает с просьбой о помощи, милости и заступничестве в тяжкие моменты жизни.

23 июня 1579 года в доме стрельца Даниила Онучина, стоявшим в начале нынешней улицы Большая Красная, вспыхнул пожар, испепеливший затем большую часть города. Вскоре после этого дочери стрельца Матрене во сне явилась Богородица и поведала о том, что на месте сгоревшего дома скрыт ее Пречистый Образ. Взрослые не приняли всерьез рассказ девочки, хотя сон приснился ей еще дважды. И тогда десятилетняя Матрена вместе со своей матерью начала поиски самостоятельно. На том месте, где прежде стояла печь, на глубине двух вершков она нашла образ Богоматери с младенцем на руках, завернутый в старый рукав от одежды вишневого цвета, но краски на ней светились первозданной яркостью. Собрались представители духовенства, городской власти, горожане - весть об обретенной иконе облетела Казань. Из земли на свои руки икону принял священник Ермолай, принявший впоследствии монашество с именем Гермоген и ставший затем митрополитом Казанским, а позже - патриархом Московским. Образ отнесли со всеми почестями в ближайший храм Николы Тульского, а затем перенесли в собор. Вскоре стала проявляться ее чудесная сила. Позже выяснилось, что обретенная икона - список с Богоматери, именуемой Одигитрией, то есть путеводительницей. Известность и значение Одигитрии тогда была превеликая, и эта чудотворная икона также бесследно исчезла в годы репрессий ХХ века.

Список с чудотворной иконы был отправлен в Москву, царю Ивану Грозному. Он приказал построить на месте обретения иконы церковь и устроить при ней девичий монастырь. Матрена постриглась в него, приняв монашеское имя Марфа. Она стала первой из сорока инокинь этого монастыря, а потом и его настоятельницей. “Обретенная”, то есть подлинная икона никогда не покидала Казани. А вот список с нее в 1612 году (в смутное время) остался в Москве. При осаде поляков, занявших Москву в 1612 году, русское ополчение долгое время не могла добиться успеха. “Шляхетская вольница”, занимавшаяся разбоем и грабежом, ждала помощи из Польши, и угроза продолжения панского рабства была очень велика. Патриарх Гермоген, который присутствовал при чуде обретения иконы в Казани в 1579 году и написавший широко известный тропарь “Заступница усердная”, находился тогда в темнице Чудова монастыря, где поляки морили его голодом. Патриарх был единственный, кто решился возвысить голос против самозванца. Поэтому список с образа был передан казанцами князю Дмитрию Пожарскому. После строгого трехдневного поста по всей земле русской, когда даже младенцы и домашние животные не ели пищи, и молитвы перед Казанской иконой Божией матери, архиепископу Арсению ночью во сне явился сияющий Божественным светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что “завтра Москва будет в руках Пожарского”. Новость объявили всем, и наутро, воодушевленные небесным заступничеством, русские выбили поляков из Китай-города, а затем освободили и Кремль. Так закончилась эпоха великой смуты.

Празднование иконе было установлено уже дважды в год - 21 июля - в день обретения и 4 ноября, когда победило русское воинство. Когда кончилось смутное время и на престол вошел Михаил Федорович Романов, бывший в походе список чудотворной иконы был поставлен в Московском Казанском соборе. При Петре 1 он был перенесен в Санкт - Петербург, где хранился в сооруженном в его честь Казанском соборе. Не один раз выручала икона Россию, Полтавская битва, война с Наполеоном… Особенно велика роль чудотворной иконы в Великой Отечественной войне. В блокадном Ленинграде совершили крестный ход и сбылось пророчество, сказанное еще Петру 1 святителем Митрофаном, что «пока икона находится в городе, вражья нога не ступит в него». В боях за Сталинград икона защищала Россию на последнем пятачке земли, была она и под Кенигсбергом и на других участках фронта, где приходилось особенно туго.

Итак, Иван Грозный был не единственным царем, глубоко чтившим эту икону. Его сын, Федор Иоаннович, повелел заложить на территории монастыря новую каменную церковь, а количество инокинь увеличить до 64. Саму же икону по его приказанию убрали драгоценными камнями. У иконы было две ризы: будничная и праздничная. Будничная риза была выполнена сплошь из жемчуга разной величины. Праздничная была из золота, на венце Богоматери - корона с крестом серебряная, украшенная бриллиантами, такая же корона на венце Спасителя. Во время визита в Казань в 1767 году императрицы Екатерины II, государыня пожертвовала на венец Богоматери бриллиантовую корону.

В 1810 году на территории Богородицкого женского монастыря был заложен большой каменный собор и после завершения его постройки сюда со всеми почестями перенесли икону Казанской Божией Матери. Здесь же в начале ХХ века разыгралась трагедия. Кто-то с неимоверным упорством начал охотиться за иконой, - игуменья монастыря не раз обнаруживала следы взлома. Она обращалась в полицию, к городским властям и, как в истории с обретением иконы, слова женщины не принимали всерьез. Однажды пришедшие в храм увидели, что иконы там больше нет… Через некоторое время был арестован некто Федор Чайкин, он же Варфоломей Стоян, 28 лет, профессиональный вор, который признался, что совершил это заказанное ему группой лиц преступление. Ризу он разрезал, а икону сжег. Его приговорили к 12 годам каторги, где он тихо сошел с ума и умер. Дело было закрыто. Но город долго еще был взбудоражен и переполнен различными слухами, самый упорный из которых гласил, что икона была не сожжена, а продана за большие деньги старообрядцам и посредником в этом деле считали церковного сторожа. Но очень странно повела себя в этой истории игуменья монастыря. После того, как икона была похищена, она, столь нервозная в предваряющие печальные события месяцы, неожиданно… успокоилась. Инокини не раз слышали от нее странную фразу: «Верьте мне сестры, Божья Матерь с нами».

Вернувшаяся из ГУЛАГа келейница последней игуменьи пролила свет над этой тайной, рассказав, что игуменья, предвидя похищение, заказала точную копию иконы. И, каждый вечер, покидая последней храм, она тихо заменяла оригинал иконы на копию. Оригинал же хранился до следующего утра у нее в келье. Таким образом, можно предположить, что Чайкиным была похищена копия.

Что в предании правда, а что - вымысел, сейчас сказать трудно. Как трудно поверить, что чудотворный образ был уничтожен. Думается, что он все-таки где-то ждет своего часа, чтобы снова явиться миру. Такие иконы, как Казанская, не исчезают бесследно. Как и все чудотворные образы - они даются людям в утешение и награду. А на месте некогда разрушенного монастыря, жизнь которому дала в свое время чудотворная икона, недавно зародилась новая молодежная община, которая может быть даст ответы на тайны похищения начала ХХ века.




Top