Богатырь. Урок и презентация по литературному чтению 'Святогор и Илья Муромец' Калининского района Саратовской области»














1 из 13

Презентация на тему: Святогор и Илья

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Много загадочного в образе Святогора. Говорят, что Святогор - сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. А его отец назван «темным», то есть слепым, ошибочно: Род изначален, вездесущ, всевидящ. Много загадочного в образе Святогора. Говорят, что Святогор - сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. А его отец назван «темным», то есть слепым, ошибочно: Род изначален, вездесущ, всевидящ.

№ слайда 3

Описание слайда:

Святогор оказывается, стоял на границе Света и Тьмы. Нелегкое это дело - стоять на границе Света и Тьмы. Другие великаны, Горынычи - Горыня, Дубыня и Усыня, - были рождены темным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. Вий, отчасти знакомый нам по повести Гоголя, поставил трех своих сыновей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Так что, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора. Святогор и богов оборонял. Но вскоре надоело великану оборонять богов, которых он и не видел толком, и решил он построить каменную лестницу в небо да сам на них посмотреть. Силой его Род не обделил и с работой Святогор справился: до самого престола Всевышнего в небесах добрался. Бог не стал его бранить за самовольство, похвалил за труд и сказал, что исполнит любое желание великана. Святогор попросил силы немеренной да мудрости побольше, чем у любого из богов. Святогор оказывается, стоял на границе Света и Тьмы. Нелегкое это дело - стоять на границе Света и Тьмы. Другие великаны, Горынычи - Горыня, Дубыня и Усыня, - были рождены темным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. Вий, отчасти знакомый нам по повести Гоголя, поставил трех своих сыновей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Так что, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора. Святогор и богов оборонял. Но вскоре надоело великану оборонять богов, которых он и не видел толком, и решил он построить каменную лестницу в небо да сам на них посмотреть. Силой его Род не обделил и с работой Святогор справился: до самого престола Всевышнего в небесах добрался. Бог не стал его бранить за самовольство, похвалил за труд и сказал, что исполнит любое желание великана. Святогор попросил силы немеренной да мудрости побольше, чем у любого из богов.

№ слайда 4

Описание слайда:

Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост и переселиться в иные места. Все же однажды он, по предсказанию Макоши, вынужден был оставить Святые горы. Богиня предрекла великану, что он женится на Змеедеве. Ну, в общем на Змее. Богиня Макошь - богиня судьбы Огорчился великан, но решил отыскать суженую - может, не так уж она и страшна? Отправился в дальние моря, от одного острова к другому перебирался. И, наконец, увидел Змею. Решил Святогор, что лучше уж холостяком помереть, чем на таком страшилище жениться. Отвернулся и ударил по ней мечом. Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост и переселиться в иные места. Все же однажды он, по предсказанию Макоши, вынужден был оставить Святые горы. Богиня предрекла великану, что он женится на Змеедеве. Ну, в общем на Змее. Богиня Макошь - богиня судьбы Огорчился великан, но решил отыскать суженую - может, не так уж она и страшна? Отправился в дальние моря, от одного острова к другому перебирался. И, наконец, увидел Змею. Решил Святогор, что лучше уж холостяком помереть, чем на таком страшилище жениться. Отвернулся и ударил по ней мечом.

№ слайда 5

Описание слайда:

И вдруг она превратилась в красавицу! Эта история стала известна и в Греции: то ли ее туда принес арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Пленку считали океанидой Плейоной. Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звездами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими. И вдруг она превратилась в красавицу! Эта история стала известна и в Греции: то ли ее туда принес арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Пленку считали океанидой Плейоной. Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звездами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Что известно фольклористам так это то,что Святогор относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Этот образ родился еще в докиевскую эпоху, но впоследствии претерпел изменения. Что известно фольклористам так это то,что Святогор относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Этот образ родился еще в докиевскую эпоху, но впоследствии претерпел изменения.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Один из них повествует о смерти Святогора, который встречает по дороге гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет», и решает испытать судьбу. Едва Святогор ложится, крышка гроба сама наскакивает и богатырь не может ее сдвинуть. Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса. Былины о Святогоре - это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой. Сила эта - не человеческая, она воплощена в предметах, с которыми Святогор справиться не может. Один из них повествует о смерти Святогора, который встречает по дороге гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет», и решает испытать судьбу. Едва Святогор ложится, крышка гроба сама наскакивает и богатырь не может ее сдвинуть. Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса. Былины о Святогоре - это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой. Сила эта - не человеческая, она воплощена в предметах, с которыми Святогор справиться не может.

№ слайда 10

Описание слайда:

Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами. Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами.

№ слайда 11

Описание слайда:

В этой былине происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора - не связанное еще понастоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направляется на служение людям, на защиту справедливости, на оборону Руси. Их в былине воплощает Илья Муромец. Он уже не молод по возрасту и умудрен опытом, но он принадлежит новому богатырскому поколению. Конечно, не случайно именно на долю Ильи выпала великая роль - проводить в иной мир Святогора и даже, невольно, способствовать его концу. В этой былине происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора - не связанное еще понастоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направляется на служение людям, на защиту справедливости, на оборону Руси. Их в былине воплощает Илья Муромец. Он уже не молод по возрасту и умудрен опытом, но он принадлежит новому богатырскому поколению. Конечно, не случайно именно на долю Ильи выпала великая роль - проводить в иной мир Святогора и даже, невольно, способствовать его концу.

№ слайда 12

Описание слайда:

Святогор связан с землёй, с её тёмными силами: он лежит на земле или на горе (иногда - сам как гора) и, как правило, спит; он ложится в землю в каменный гроб. Обладатель огромной силы, он не в состоянии ни совладать с ней (отсюда мотивы хвастовства и бессмысленной демонстрации силы: Святогор позволяет Илье Муромцу трижды ударить его со всей богатырской силой, сравнивая эти удары с укусом комарика), ни найти этой силе применения - героически-воинского (как у Ильи Муромца и других русских богатырей, охраняющих границу) или хозяйственно-производительного (как у Микулы Селяниновича). Святогор изолирован от других героев былинного эпоса (Илья Муромец нужен только для того, чтобы присутствовать при гибели Святогора и как бы усвоить пагубные уроки чрезмерной и нецеленаправленной силы), не совершает никаких подвигов. В отличие от других богатырей Святогор неподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы). Святогор связан с землёй, с её тёмными силами: он лежит на земле или на горе (иногда - сам как гора) и, как правило, спит; он ложится в землю в каменный гроб. Обладатель огромной силы, он не в состоянии ни совладать с ней (отсюда мотивы хвастовства и бессмысленной демонстрации силы: Святогор позволяет Илье Муромцу трижды ударить его со всей богатырской силой, сравнивая эти удары с укусом комарика), ни найти этой силе применения - героически-воинского (как у Ильи Муромца и других русских богатырей, охраняющих границу) или хозяйственно-производительного (как у Микулы Селяниновича). Святогор изолирован от других героев былинного эпоса (Илья Муромец нужен только для того, чтобы присутствовать при гибели Святогора и как бы усвоить пагубные уроки чрезмерной и нецеленаправленной силы), не совершает никаких подвигов. В отличие от других богатырей Святогор неподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы).

№ слайда 13

Описание слайда:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе.

Тема урока. Былина «Илья Муромец и Святогор».

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Цель: Найти различие мифологического и эпического

Познакомить детей с героями русских былин

Активизировать познавательную деятельность учащихся

Формировать умения выделять главное, сравнивать, обобщать

Формировать умения отстаивать свое мнение, аргументировать свое утверждение

Совершенствовать технику чтения учащихся.

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Развивать: творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, музыки;.

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, приобщать к фактам исторической действительности.

Оборудование: презентация, аудиозапись былины.

Ход урока.

(слайд 1) Дела давно минувших дней…Мне хотелось бы вас пригласить на встречу с былиной Может быть, вы мне скажете, какое произведение устного народного творчества называется былиной? (слайд 2)

    Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей.

    Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «ста́рина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Кто герои былин?

(слайд 3)

Кто знает, кто исполнял былину?

(слайд 4)

Исполнял былину особый человек. Его называли Боян. Давайте посмотрим иллюстрации. Что вы здесь видите?

Часто это были люди слепые. Это было единственное ремесло, которым они владели.

(слайды 5, 6, 7)

Народ любил певцов былин. На иллюстрации они окружены народом.

Пение передавалось из поколения в поколение. Здесь мы видим старца, человека среднего возраста и молодого юношу.

Словарная работа.

Прежде чем мы будем слушать былину, проверим как вы поняли, усвоили незнакомые слова. Дома вы прочитали былину и должны обратиться за помощью к консультантам в учебнике, чтобы узнать толкование незнакомых слов. Я читаю толкование - ваша задача определить, какие это слова.

1. Очень широкоплечий, могучего телосложения. (плечи да во косу сажень)

2. Сумочка, принадлежащая странствующим артистам в Древней Руси. (скоморошняя, принадлежащая скомороху)

3. Плеть, кнут. (шелепуга)

4. Пища, еда для волка. (волчья сыть) (на-сыт-иться)

5. Разрезать, делить на части. (рушать) Белой лебеди порушали.

6. Отдыхать, спать, опочивать. (опочив держать)

7. Оружие ударно-раздробляющего действия. (палица булатная) Дубина, посох, полено иногда с шипами.

Встретились ли еще слова, которые были непонятны?

Молодцы! У нас не должно быть трудностей при чтении.

Мы послушаем исполнение былины актером.

Слушание записи былины.

Какое впечатление от актерского чтения? Понравилось? Чем?

Что заметили? Как читали былину? Все ли услышали? (музыкальное сопровождение, голоса)

Почувствовали особый ритм исполнения?

Чтение 1 части и ее анализ.

Каким приемом пользуется былина для создания образа Святогора? Если не знаешь названия этого приема, опиши своими словами, обратив внимание на выделенные выражения. Чтобы точно знать название приема, обратись кентавру Хирону.

Гипербола - преувеличение.

- Найти другие выражения, подтверждающие необыкновенные, выдающиеся, нечеловеческие качества Святогора . (у богатыря плечи да во косу сажень, конь, да будто лютый зверь)

Давайте посмотрим, как изобразили Святогора художники.

(слайды 8 - 13)

Чтение и анализ 2 части. (слайд 14)

О каком происхождении богатыря говорит сюжет с сумочкой, которую он не может поднять (тягой земной)?

Сюжет с тягой земной свидетельствует о неземном происхождении Святогора, говорит в пользу того, что это мифологический герой.

-Какого богатыря (земного или неземного происхождения) не может удержать земля?

Только богатыря-гиганта, исполина, богатыря хтонического (подземного) происхождения не может удержать земля.

Чтение и анализ 3 части.

Прокомментируй спасение Святогора его коне. Обрати внимание на все детали.

Конь Святогора тоже чудесного, волшебного (хтонического) происхождения. Внешние приметы - серебряная уздечка, золоченая подпруга, но главное - необыкновенная сила коня, который смог выдернуть Святогора из сырой земли.

Чтение и анализ 4 части.

Битва Ильи со Святогором выдает какое происхождение Ильи: земное или волшебное?

Илья несмотря на свои выдающиеся физические качества (шелепуга у него «во 40 пуд») все-таки просто человек. Святогор на все его наезды замечает: «Ох, как больно мухи кусаются». Илья обычных человеческих размеров: Святогор кладет его в карман к себе вместе с лошадью.

Илья мифологический герой или эпический?

Илья безусловно эпический герой: он храбрый, он не боится поединка с более мощным противником и даже сам на него нападает.

Так каким же приемом постоянно пользуется былина?

Преувеличение, разница размеров Святогора и Ильи - гипербола

(слайды 15 - 19)

Физкультминутка.

Дружно встали. Раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо,

И еще через левое плечо.

Обобщение.

Давайте ответим на вопросы по уроку.

(слайд 20)

    Что такое «былина»?

    Как исполнялась былина?

    Каких героев былин вы можете назвать?

    Чем отличаются друг от друга богатыри Святогор и Илья Муромец?

    Кто из богатырей вам понравился больше и почему?

    Каким приемом для создания образов богатырей пользуется былина?

Домашнее задание.

(слайд 21)

    Нарисовать иллюстрацию к прочитанной былине, изобразить богатыря.

    Подготовить выразительное чтение отрывка былины.

Урок заканчивается. Хочется сказать еще очень много. Мы продолжим изучение былины на следующем уроке.

Свой вывод по уроку я сформулировала в этом стихотворении, но в нем не хватает трех слов. Помогите мне.

(слайд 22)

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит …

Но преданья старины

Забывать мы не …

Слава русской старине!

Слава нашей … !

Святогор-богатырь – особо почитаемый народом былинный герой – старейший из всей дружины богатырской. Святогор принадлежит к древнейшему, мифологическому поколению героев русского эпоса. О нем можно сказать, что это богатырь-стихия.

Святогор силен настолько, что сила тяготит его самого: «Грузно от силушки, как от тяжкого бремени». Сила Святогора существует сама по себе, не имея ни цели, ни применения, она прибывает день тот дня, а растратить ее некуда: нет на свете богатыря, с которым мог бы Святогор померяться силой.

В былине, в которой встречаются Святогор с Микулой Селяниновичем, богатырем-пахарем, рассказано, что Святогор не смог поднять сумку Микулы, а в сумке той была таинственная тяга – сила земли. В этой былине русский народ-пахарь воспел мощь и силу мирной, трудовой жизни, бывшей ему милее кочевой воинской, которая постепенно уходила в прошлое.

На смену Святогору приходит плеяда богатырей во главе с Ильей Муромцем. Илья Муромец – представитель новой, уже исторической «богатырской» эпохи. Его сила качественно иная – человеческая, и он отказывается принять противоречащую его природе стихийную силу Святогора. Когда Святогор, почуяв свою кончину, хотел вдохнуть свою непомерную силу в Илью, тот ему ответил: «Не надо мне больше силы, а то не будет носить меня Мать сыра земля».


Андрей Мазин

«Святогор»

Святогор обладает невиданной силой и мощью. Хорош был Святогор, да не

нужен ему был никто. Не защищал

он Земли Русской от захватчиков-степняков, только и знал, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, без правды силен, я могуч, я велик, я богат и счастлив!»



С.Рерих

«Святогор»


Георгий Юдин

Святогор и Микула


К.Васильев

«Святогор передаёт Илье силу»


  • Илья Муромец и Святогор у гроба

История о Святогоре стала известна и в Греции: то ли ее туда принес арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Пленку считали океанидой Плейоной..

Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звездами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими


К. Васильев «Вольга»

Богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами Вольги являются хитрость, способность к оборотни-честву разными зверями и умение понимать язык птиц и животных. Благодаря этому он завоевывает Индийское царство.


Георгий Юдин

«Волх Всеславич»

Обернулся гнедым туром-

золотые рога,

побежал он ко царству Индейскому,

он первый скок за целу версту скочил,

а другой скок не могли найти,

он обернулся ясным соколом,

полетел он ко царству

Индейскому…


Былинный богатырь, чудесный пахарь, несущий "тягу земную", олицетворение русского крестьянства; биться с ним нельзя, так как "весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля". Главное в жизни Микулы Селяниновича, согласно былинам, труд, пахота. В его образе олицетворяется сам народ, ибо только Микула может поднять те "сумочки переметные", в которых обретается "тяга земли".

Микула Селянинович

Художник П. П. Соколов-Скаля


К.Васильев Вольга и Микула

И.Билибин

Вольга

Микула


Дружина Вольги

у сошки .

П. Соколов-Скаля

Г.Юдин Микула и Вольга

А я пива наварю да мужичков напою,

- А тут станут мужички меня похваливати:

Молодой Микула Селянович!

В былине прославляется богатырский характер свободного крестьянского труда, красота простой крестьянской жизни, достоинство делателя, труженика, превосходство его в этом смысле над князем и его слугами.

Тут оратай – оратаюшко

На своей кобыле соловенькой

Приехал ко сошке кленовенькой.

Он брал-то ведь сошку одной рукой,

Сошку из земли он повыдернул,

Из омешиков земельку повытряхнул,

Бросил сошку за ракитов куст.

Слайд 2

Святогоркак мифологический герой

Много загадочного в образе Святогора. Говорят, что Святогор - сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. А его отец назван «темным», то есть слепым, ошибочно: Род изначален, вездесущ, всевидящ.

Слайд 3

Святогор оказывается, стоял на границе Света и Тьмы. Нелегкое это дело - стоять на границе Света и Тьмы. Другие великаны, Горынычи - Горыня, Дубыня и Усыня, - были рождены темным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. Вий, отчасти знакомый нам по повести Гоголя, поставил трех своих сыновей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Так что, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора. Святогор и богов оборонял. Но вскоре надоело великану оборонять богов, которых он и не видел толком, и решил он построить каменную лестницу в небо да сам на них посмотреть. Силой его Род не обделил и с работой Святогор справился: до самого престола Всевышнего в небесах добрался. Бог не стал его бранить за самовольство, похвалил за труд и сказал, что исполнит любое желание великана. Святогор попросил силы немеренной да мудрости побольше, чем у любого из богов.

Слайд 4

Дар Святогора Илье Муромцу

Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост и переселиться в иные места. Все же однажды он, по предсказанию Макоши, вынужден был оставить Святые горы. Богиня предрекла великану, что он женится на Змеедеве. Ну, в общем на Змее. Богиня Макошь - богиня судьбыОгорчился великан, но решил отыскать суженую - может, не так уж она и страшна? Отправился в дальние моря, от одного острова к другому перебирался. И, наконец, увидел Змею. Решил Святогор, что лучше уж холостяком помереть, чем на таком страшилище жениться. Отвернулся и ударил по ней мечом.

Слайд 5

И вдруг она превратилась в красавицу! Эта история стала известна и в Греции: то ли ее туда принес арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Пленку считали океанидой Плейоной. Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звездами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими.

Слайд 6

А наш писатель и поэт Иван Бунин стихотворение этому великану посвятил.

Слайд 7

Святогор как герой в фольклоре

Что известно фольклористам так это то,что Святогор относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Этот образ родился еще в докиевскую эпоху, но впоследствии претерпел изменения.

Слайд 8

До нас дошли только два сюжета, изначально связанные со Святогором (остальные возникли позднее и носят фрагментарный характер)

Слайд 9

Один из них повествует о смерти Святогора, который встречает по дороге гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет», и решает испытать судьбу. Едва Святогор ложится, крышка гроба сама наскакивает и богатырь не может ее сдвинуть. Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса. Былины о Святогоре - это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой. Сила эта - не человеческая, она воплощена в предметах, с которыми Святогор справиться не может.

Слайд 10

Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами.

Слайд 11

В этой былине происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора - не связанное еще понастоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направляется на служение людям, на защиту справедливости, на оборону Руси. Их в былине воплощает Илья Муромец. Он уже не молод по возрасту и умудрен опытом, но он принадлежит новому богатырскому поколению. Конечно, не случайно именно на долю Ильи выпала великая роль - проводить в иной мир Святогора и даже, невольно, способствовать его концу.

Слайд 12

Святогор связан с землёй, с её тёмными силами: он лежит на земле или на горе (иногда - сам как гора) и, как правило, спит; он ложится в землю в каменный гроб. Обладатель огромной силы, он не в состоянии ни совладать с ней (отсюда мотивы хвастовства и бессмысленной демонстрации силы: Святогор позволяет Илье Муромцу трижды ударить его со всей богатырской силой, сравнивая эти удары с укусом комарика), ни найти этой силе применения - героически-воинского (как у Ильи Муромца и других русских богатырей, охраняющих границу) или хозяйственно-производительного (как у Микулы Селяниновича). Святогор изолирован от других героев былинного эпоса (Илья Муромец нужен только для того, чтобы присутствовать при гибели Святогора и как бы усвоить пагубные уроки чрезмерной и нецеленаправленной силы), не совершает никаких подвигов. В отличие от других богатырей Святогор неподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы).

Слайд 13

Богатыри, мы помним Вас! Спасибо за просмотр!

Посмотреть все слайды




Top