Боксы пентатоники на грифе гитары. Пентатоника ЛЯ на гитаре

Многие начинающие гитаристы недооценивают важность игры гамм, это занятие кажется им скучным и даже нудным, однако давайте поищем плюсы в этом деле, а их надо сказать не мало:

  • Изучая и играя гаммы, вы сможете гораздо быстрее выучить расположение нот на грифе, о которых мы писали в предыдущей статье: , да и в целом гриф будет ощущаться лучше, увеличится точность смены позиций и понимание гитарной аппликатуры;
  • Ежедневная игра гамм увеличит беглость пальцев левой руки, усилит точность работы с медиатором правой, но самое главное, вместе с этим будет развиваться и их синхронизация между собой, что напрямую влияет на скорость, чистоту и точность вашего исполнения;
  • Гаммы хорошо развивают слух, чувство ритма и являются прекрасной основой для будущих импровизаций.


Теперь когда нам стало очевидно, что играть гаммы крайне полезно, можно переходить к их изучению. А с чего лучше начать, как ни с хлеба и соли любого гитариста — минорной пентатоники? Правильно ни с чего, ведь — это краеугольный камень не только блюзовой гитары, но и всей современной гитарной музыки, так или иначе пентатоника используется практически всеми именитыми гитаристами, а не только блюзменами с дельты Миссисипи.

Минорная пентатоника

Пентатоника — гамма звукоряд которой состоит из пяти ступеней, все ноты которой могут располагаться по чистым интервалам (квартам или квинтам). Ниже на рисунке представлена аппликатура ля минорной пентатоники, черными точками на которой обозначены тонические ноты (то есть первые наиболее устойчивые ноты в гамме определяющие ее тональность, в ля миноре — это нота ля).

Играть эту аппликатуру можно от любого лада, при этом нужно помнить, что перемещая ее по грифу, будет меняться и тоника, а следовательно и тональность гаммы, однако подробнее о транспонировании мы поговорим в одной из следующих статей, а пока целиком и полностью сосредоточимся на ля минорно пентатонике.

Упражнения на основе пентатоники

Для начала сыграйте восходящий пассаж, представленный на табулатуре ниже:

Играть его следует переменным штрихом (поочередными ударами медиатором вниз и вверх, если вы вдруг забыли или не читали нашу статью ). Не забывайте держать ритм, в идеале играйте этот пассаж под метроном. После того как вы освоитесь и у вас начнет получатся достаточно быстро и без ошибок, к этому пассажу можно добавить и нисходящий

Блюзовая пентатоника

Блюзовая гамма или блюзовая пентатоника — это та же самая пентатоника, но с дополнительной нотой, отстающей от тоники на уменьшенную квинту, соответственно в гамме вместо пяти нот, шесть — это ля, до, ре, ре диез, ми и соль, на рисунке ниже представлена аппликатура ля минорной блюзовой пентатоники

Данная гамма благодаря так называемой блюзовой ноте, в случае с ля минорной пентатоникой — это ре диез, звучит очень по блюзовому, однако не менее любима и рок музыкантами.

Упражнения на основе блюзовой гаммы

В качестве упражнений на основе блюзовой гаммы, можно использовать пассаж очень похожий на тот. что использовался с ля минорной пентатоникой: с начала восходящий, а затем нисходящий

Заключение

Помимо того, что пентатоника является неплохой гаммой для тренировки техники, она так же является и отличной основой для импровизации, но об этом мы поговорим немного позже. А пока учите пентатонику и блюзовую гамму, особое внимание уделяя чистоте исполнения и ритму.

Ни для кого ни секрет, что импровизация — это высшая точка для каждого музыканта. Для её овладения требуется годы тренировок и анализа всей музыкальной системы . Но даже овладев всем, что необходимо для того, чтобы создавать во истину замечательную музыку, вы поймёте, что нет предела совершенству и есть ещё очень много вещей, которые вы для себя не открыли. В этой статье я познакомлю вас с гаммой «пентатоника» , которая ляжет в основе вашей импровизации на гитаре.

Пе нтатоника

Пентатоника — это отличный инструмент для блюз, джаз и рок-музыкантов. Её уникальность заключается в том, что она подходит, практически, под любую гармонию, вписывается во многие музыкальные ситуации и стили. Пентатоника состоит из пяти нот и имеет очень удобные, и наглядные аппликатуры на грифе гитары.

В теории пентатоника — это гамма, состоящая из пяти нот (ступеней). Пентатоника бывает мажорной и минорной , а так же при добавлении хроматизма в минорную и мажорную гамму, можно получить так называемую , которая имеет характерное блюзовое звучание.

Пять боксов минорной пентатоники

Минорная тонов и полутонов :

В тональности Ля-минор ноты записываются так:

Ля До Ре Ми Соль Ля

Как и понятно по названию эти ноты нужно использовать по верх минорных аккордов.

Большинству гитаристов будет удобна первая позиция, и лишь очень не многим все пять. За второе место борются 2 и 4 позиции. Ну и далее по наклонной. Для того чтобы понять сам принцип — нужно овладеть всеми боксами пентатоники . Если кто не понял сразу, то каждая позиция — это продолжение предыдущей. Чёрные точки в каждой позиции — это тоника, то есть главная ступень гаммы. Белые — все остальные ноты в тональности.

Пять боксов мажорной пентатоники

Мажорная пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов :

В тональности Ля -мажор ноты записываются так:

Ля Си До# Ми Фа# Ля

Исходя из названия эти ноты нужно использовать по верх мажорных аккордов.

  • Овладейте каждым боксом в любой тональности, визуально расположив их друг с другом на грифе гитары (тоника вам в этом поможет).
  • Пойте название каждой ноты! Это поможет вам выучить ноты пентатоники и найти свои отправные точки.
  • Играйте под инструментальное сопровождение в удобной для вас тональности. Например в тональности Ля -минор:
  • Пополняйте запас ликов (фраз). В этой статье вы найдёте клёвые фразы:

Пентатоника - звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах одной октавы, расположенных по большим секундам и малым терциям. Так же пентатонику можно понимать, как неполный диатонический ряд.

Мажорная пентатоника - это натуральный мажорный лад без 4-ой и 7-ой ступеней.

Минорная пентатоника - это натуральный минорный лад без 2-ой и 6-ой ступеней.

Для наглядности, изобразим получение мажорной и минорной пентатоник на схеме:

Кроме того, если из любого мажорного диатонического лада исключить 4-ую и 7-ую ступени, а из минорного 2-ую и 6-ую, то мы также получим соответственно мажорную и минорную пентатоники:

Ионийский мажор: Лидийский мажор: Миксолидийский мажор:
4,7 #4, 7 4, 7
Мажорная пентатоника

Эолийский минор: Дорийский минор: Фригийский минор:
2, 6 2, 6 2, 6
Минорная пентатоника

Таким образом, мы имеем следующие формулы мажорной и минорной пентатоник:

мажорная :

IIIIIIVVI

минорная:

IIIIIVVVII

Ниже приведены по 2-е аппликатуры мажорной и минорной пентатоник на грифе гитары (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой) для игры в одной позиции:

Для наглядности изобразим эти аппликатуры с обозначением ступеней пентатоники:

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим аппликатуры для игры в одной позиции на всех шести струнах:

Обратите внимание на положение тоники параллельной мажорной пентатоники в минорной - здесь учень удобно, пользуясь системой октав, проецировать на гриф совмещенную аппликатуру параллельных пентатоник. Не смотря на то, что пентатоника - достаточно простая гамма, в которой в пределах октавы всего пять нот, данная совмещенная схема помогает лучше ориентироваться на грифе:

Ну, а теперь выйдем за рамки одной позиции и "нанесем" пентатонику на весь гриф. Для начала стоит отметить, что в силу определенных причин у гитаристов наибольшее распространение получила минорная пентатоника, поэтому и мы, изображая пентатонику на всем грифе, выберем минорную и покажем ее от первого лада шестой струны, т.е. наша пентатоника будет в тональности Fm. Также изобразим параллельную мажорную - А:

А начинать изучение пентатоники на практике лучше все-таки в тональности C-мажор и параллельной ей Am-минор. Для этого вышеприведенные схемы необходимо просто перенести в нужную позицию:

Ну и, наконец, посмотрим, какие именно ноты "попали" в пентатонику C/Am:

Для игры пентатоники вдоль всего грифа, удобно рассматривать ее в виде боксов .

Как диатонические лады существуют парами (минорные и мажорные), так и мажорной пентатонике соответствует параллельная минорная, которая строится от пятой ступени мажорной, а минорной соответствует параллельная мажорная, которая строится от второй ступени минорной. Т. е. структурная схема мажорной и минорной пентатоник одинакова, меняется опорный (тонический) звук. Более наглядно на схеме:

Т.к. в пределах натурального мажора существуют 3 пары ладов - мажорные и параллельные им минорные (диатонические лады), то на ступенях натурального мажорного лада можно построить 3 пары пентатоники - мажорные и параллельные им минорные. Причем все пентатоники, построенные на ступенях натурального мажорного лада, имеют одинаковое аппликатурное строение. Т.е. каждому мажорному ладу соответствует мажорная пентатоника со структурой IIIIIIVVI , а каждому минорному ладу соответствует минорная пентатоника IIIIIVVVII . Рассмотрим это на примере аппликатур для игры на трех струнах:

Пентатоника - это наиболее часто используемый звукоряд в блюзе. Здесь он часто встречается с "блюзовыми" или "голубыми" нотами (blue notes). Блюзовые ноты - это хроматические III, V, VII ступени в мажорном звукоряде. Вот как будут выглядеть мажорная и минорная пентатоника с добавленной III ступенью в мажоре (она же V ступень в миноре):

На схеме хорошо видно, что в мажоре III и в миноре V - это одна и таже нота. Теперь отметим блюзовую ноту в аппликатурах мажорной и минорной пентатоники, для игры в одной позиции:

Также дополним ступеневую аппликатуру:

Блюзовая нота - это вводный тон ко второй или третей ступени в мажорной пентатонике (или к четвертой или пятой в минорной).

В аппликатурах для игры в одной позиции на всех шести струнах, в том числе и в боксах, наибольший интерес представляют те участки аппликатуры, в которых блюзовая нота оказывается на одной струне с соседними ступенями. Тогда эти три ноты играются пальцовкой 1-2-3:

Это обусловлено возможностью применить различные приемы игры - вибрато, слайды, бенд, хамер-оны и срывы и т.п. - в удобной позиции. Особенно это отражено во внебоксовых аппликатурах пентатоники (см. ниже). Также обратите внимание на характерное расположение этих трех нот на грифе относительно тоник мажора и минора:

Дополним стандартные аппликатуры пентатоники блюзовыми нотами:

Давайте, распишем наш пример с пентатоникой на всем грифе для тональности Fm и параллельной А, но уже с блюзовой нотой:

Также отметим блюзовую ноту в примере с пентатоникой в тональности C/Am:

Все ноты пентатоники C/Am с блюзовой нотой:

В блюзе на мажорную гармонию часто играется минорная пентатоника, отсюда в мажорном звукоряде и появляются эти "голубые" ноты. Пентатонику с блюзовой нотой также можно представить в виде боксов .

Ниже приведены довольно часто используемые внебоксовые аппликатуры пентатоники в чистом виде и с блюзовой III нотой (она же V в миноре):

Совместим эти аппликатуры в одну:

Играя упражнения построенные на пентатонике, не забывайте добавлять "блюзовые" ноты. В принципе, изучая аппликатурные схемы пентатоники, можно срузу заучивать их с блюзовой нотой.

Следующие схемы - это игра пентатоники в системе октавных позиций, которые образованы заполнением ступенями пентатоники одной из пяти октавных позиций. Это тот же самый прием, который был рассмотрен для трезвучий и септаккордов.

Многие люди увлекаются музыкальным исскуством. Музыка - это отличный способ увеличить силу духа человека либо утешить его в печали. Музыкальная школа - замечательное заведение, которое позволяет узнать основы, а также многие нюансы того, как овладеть тем или иным инструментом. Многие новички в музыкальном ремесле отправляются именно туда в начале своего пути. Те люди, которые начинают изучать способы игры на гитаре, часто задаются вопросами о том, что такое пентатоника на гитаре. Из этой статьи мы узнаем ответ на данный вопрос. Кроме того, нам станет известно, что такое ступени пентатоники.

Основные принципы

В том случае, если бы вы никоим образом не хотели бы осваивать пентатонику, но тем не менее при этом вам бы хотелось уметь придумывать потрясающее соло на акустической или же электрогитаре, то рано или поздно вам все равно бы пришлось столкнуться с этим термином. Почему же так происходит?

Изучение того, что такое пентатоника на гитаре - неотвратимо потому, что пентатоника - это звукоряд, в котором присутствует 5 звуков. Особенность данного звукоряда заключается в том, что он принципиально не имеет полутонов, а также звуков, которые могут образовывать тритоны.

Популярность пентатоники

Было бы сложно сказать, кто из самых знаменитых гитаристов (а кроме того и басистов, клавишников, а также многих других членов музыкальной братии) мог бы не использовать пентатонику. Например, блюзовая пентатоника - без которого невозможна импровизация. И, в принципе, это довольно сложно представляемая вещь - игра без импровизации.

Теоретическое введение

Поскольку пентатоника - это пятиступенный лад, то в отличие от каких-либо диатонических гамм, состоит он не из 7, а всего лишь из 5 звуков. В этом заключается мощь данного приема игры на гитаре. Музыкальная школа Древнего Китая в седьмом веке возводила данный прием в статус философского постулата. Считалось, что каждая нота этого звукоряда обозначала своеобразное, определенное мистическое воздействие на отдельных людей и социум в целом.

Виды пентатоники

Существует два вида пентатоники. При этом минорная пентатоника столь же популярна, как и мажорная.

Минорные принципы пентатоники практически в точности похожи на мажорные. Разница только в несколько другой тональности. Это происходит из-за параллельности данного тона. Таким образом, мы получаем пентатонику при помощи удаления четвертой и седьмой ступени из мажорной гаммы. При этом из минорной мы удаляем вторую и шестую ступень. Именно поэтому данное правило параллельности отлично подходит для пентатоник.

Итак, само главное правило звучит так: параллельный минор может строиться на шестой ступеньки минора, при этом сохраняя все знаки на ключе, если он есть. Кроме того, есть вариант отступить и от мажорной тоники на одну малую терцию вниз, в таком случае выйдет минорная тоника. Если говорить просто, то это произойдет через два лада вниз по струне.

Давайте представим, что мы хотим сымпровизировать какую-либо мелодию в тональности ля-минор. Необходимо найти ноту ля на любой из струн, сверьтесь с минорным принципом пентатоники и расположите остальные ноты непосредственно учитывая основную тонику. По ширине пентатоника состоит из четырех ладов. Четыре пальца непосредственно отвечают за четыре лада, каждый из ваших пальцев отвечает за ноту именно на своем ладу. Термин, которым это обозначается - позиционная игра.

Основной совет, который дается начинающим музыкантам, заключается в том, что им необходимо проиграть все пентатоники, начиная от самой низкой и вплоть до наиболее высокой ноты, а затем наоборот. Когда вы научитесь непосредственно играть все данные фигуры в самом начальном варианте, то тогда можете начать и варьировать игру. Надо помнить, что наиболее простым способом проигрывания гамм является проигрывание этих элементов восьмыми нотами. В данном случае говорится о длительности. Не забывайте, что на каждую долю играется по две ноты. Для примера рассмотрим пентатонику в ля-миноре.

Упражнение для закрепления техники

Давайте возьмем ля на третьей струне. Данная точка будет являться тоникой, вторым ладом. Теперь возьмите своим указательным пальцем третью струну и получите непосредственно вторую позицию. Теперь начните играть с третьего лада самой шестой струны. В этом месте наиболее низкий звук. Дальше следуйте инструкции по таблице.

В данном примере нижняя строка, табулатура, и есть непосредственно При этом его первая струна находится вверху, тогда как внизу шестая. Справа находится корпус инструмента, ну а слева - колки. Номер лада изображается на струнах. При этом изображается он, учитывая все расположенные выше ноты.

Есть и ещё один интересный способ. Этот способ называется - триоль. В нем каждая четвертая доля делится непосредственно на три одинаковые части. Каждые три ноты должны звучать, что важно, равномерно в течении одного удара. Классический пример в данном случае - вальс. Давайте вспомним стандартный темп вальса, каким мы его видели, допустим, в фильмах - "раз-два-три-раз-два-три".

Рассмотрим мажорную пентатонику

Давайте поподробнее поговорим о том, что такое мажорная пентатоника. Данную технику можно получить при помощи удаления из самой натуральной до-мажорной гаммы четвертой и седьмой ступени. Соответственно, формула данной техники: 3 (до) - 2 (ре) - 3 (ми) - 5 (соль) - 6 (ля).

Стоит обратить внимание вот на что. Дело в том, что до-мажорная и ля-минорная пентатоника состоят фактически из одних и тех же звуков. Тем не менее из-за того, что они все имеют самое различное интервальное строение, они разнятся. В данном случае на них распространяется само правило парных тональностей. Это которые имеют одинаковое число в своем ключе. К примеру - до-мажор - ля-минор, соль-мажор - ми-минор (или же фа-диез). Таким образом, получается и то, что боксы пентатоники на гитаре, если рассматривать их относительно этого свойства, универсальны. Иначе говоря, до-мажорная и ля-минорная пентатоника по своей структуре имеют одну и ту же аппликатуру. Однако же при этом расположение непосредственно тонального центра, а также других ступеней у них отличаются друг от друга.

Полутоновая пентатоника

В Японской народной музыке, как и, в принципе, азиатской, популярен прием полутоновой пентатоники. Там довольно широко известны пятиступенные ряды, помимо основных семиступенных звуковых рядов.

Полутоновая пентатоника - это распространенный среди стран Востока вид пентатоник. Пример такой пентатоники следующий: e-f-g-g#-a#. Интервалы в данном случае представляют из себя полутоны (то есть малые секунды). В данном случае e-f и g-g#.

Другие примеры пентатоник

Кстати, еще бывает смешанная пентатоника и темперированная. В смешанной объединены свойства полутоновой и классической, бесполутоновой пентатоники, тогда как темперированная представляет из себя индонезийский тип звукоряда слендро. В нем нет ни тонов, ни полутонов.

Гитаристы, использующие пентатонику

Один из самых видных гитаристов современного времени Р. Фрипп утверждал, что обычно для освоения одной из гамм требуется пять-шесть лет занятий. Тем не менее, многие думают, что чем большее количество гамм они знают, тем для них лучше. Для того чтобы описать данное явление, можно употребить известное и крайне хорошее народное выражение "нахвататься вершков". Такие люди вместо того, чтобы расширять и углублять свои знания и понимания уже известного, перескакивают с одного прямиком на другое, не осваивая ничего.

Поскольку пентатоника представляет из себя наиболее легкий, а кроме того, и популярный способ для освоения ладов, то и встречается она во всех стилях музыки. На это есть огромное количество причин. Главная же, скорее всего, в самом нейтральном звучании данной техники. использовал пентатонику особенно интенсивно в своих импровизациях. В том числе даже там, где это могло бы показаться неприемлемым.

Вычленение из натуральных ладов

Тем не менее, помимо огромных преимуществ пентатоники, у нее есть также и один большой недостаток. Дело в том, что ее звучание довольно быстро приедается и придумать что-либо необычное в рамках одного лада становится достаточно сложно. Основным стандартным способом разнообразить звук пентатоники может являться добавление ступени 5b и стиля блюз. Кроме того, многие используют тоникальные пентатоники для каждого своего нового аккорда. В блюзовой же традиции принято использовать одну пентатонику примерно на все

Тем не менее существует помимо прочего и еще один замечательный способ, который помогает расширить выразительность и возможности пентатоники. При помощи данного способа можно создавать крайне необычные звучания, при этом используя всего 5 нот. Данный способ носит название "вычленение пентатоники из натуральных ладов".

Для начала возьмем три самых распространенных лада: дорийский, лидийский, миксолидийский. Теперь запомните связь аккорда с соответствующим ладом. Вслед за этим необходимо найти пентатонику внутри каждого из ладов. Благодаря тому, что существует всего пять возможных типов расположения звуков в самой пентатонике, цель наша состоит в том, чтобы найти варианты данных обращений в выбранном нами ладу.

Используя наиболее простой принцип, теперь мы от каждой ноты начинаем пробовать все возможные варианты. При этом если от самой ноты никак невозможно построить большую секунду, то в таком случае вариант у нас останется только один (а именно - начать с малой терции). Если мы обобщим полученный результат, то получим вывод, согласно которому каждой ступени определённой пентатоники может соответствать и своя пентатоника. Можно привести аналогию гармонизации гаммы аккордами. В результате мы получим семь пентатоник для того, чтобы обыграть один аккорд. Мы можем использовать любую из них, чтобы открыть самые разные и новые возможности обыгрывания аккордов.

Данный принцип крайне хорош для импровизации. Вы можете, не задумываясь, создавать само модальное пентатоническое звучание. Допустим, вы сможете запомнить то, что при каждом обыгрывании мажора возможно использовать ту пентатонику, которая расположена на полтона ниже самого основного тона. Вы сможете играть B-минорную пентатонику на C-мажор.

Что же, теперь вы узнали, что пентатоника - это замечательный способ освоить игру на гитаре и даже углубиться в ее дебри.

Если и есть музыкальная Библия у рок-музыкантов, то она начинается с главы о минорной пентатоники , более 90% гитарных блюзовых и роковых соло используют именно эту гамму. Минорная пентатоника, за что её любят гитаристы, обладает четким блюзовым звучанием. Ею можно обыграть многие аккордовые последовательности в минорных и блюзовых тональностях. В статье найдете ответы на такие вопросы:

  • что такое пентатоника,
  • как обозначается минорные и мажорные гаммы в музыке,
  • минорная пентатоника - что такое, как играть,
  • пентатоника ля-минор ,
  • минорная пентатоника на гитаре в 1 боксе,
  • боксы пентатоники с примерами из гитарных соло.
Тема важная, но настолько объемная, что нет времени на лишние разговоры, поэтому только суть, только реальные примеры из реальных композиций.

Определение минорной пентатоники

Для импровизаций в блюзе и роке широко используется минорная пентатоника. Как ее получить? Необходимо выбросить из минорной гаммы (как вы знаете, это семь нот) вторую и шестую ступени (к примеру, из самой популярной гаммы «Ля-минор» нужно выбросить ноты «Си» и «Фа»). Как видите, всё очень просто.

Таким образом, минорная пентатоника - это минорная гамма из пяти нот («пента» - пять), в которой отсутствуют 2-я и 6-я ступени.

Особенность гитары - ее уникальный строй, позволяющий играть любые гаммы в одной и той же распальцовке, поэтому выучив,как играть пентатонику ля-минор, вы, сможете сыграть любую пентатонику, вопрос будет стоять только в начальном ладе на грифе.

Обозначается минор словом “moll” , тогда как мажор – “dur” . При обозначении тональности они прибавляются к названию тоники через дефис: ля-минор будет a-moll , а До-мажор – С-dur .

А теперь сравните a-moll и a-moll пентатонику :


Стоит отметить, что основная позиция (или бокс) минорной пентатоники в тональности Ля минор напоминает , так как строится вокруг него.


Выше изображен аккорд Am. а теперь пентатоника ля минор (a-moll)


Минорная пентатоника на гитаре в 1 боксе. Упражнения и примеры

Собственно вышеуказанная аппликатура и называется минорной пентатоникой в 1 боксе.
Если у вас возникнет вопрос, какие пальцы необходимо использовать, то учитывайте, что многие гитаристы вместо мизинца используют безымянный палец на первой и второй струне.


Разнообразить игру можно такими приёмами, как hammer-on, bend, pull-off, vibrato, slide. Зачастую гитаристы используют приём «бенд» первым пальцем – подтягивание струны вверх или вниз. Звучание обеих струн должно сливаться.

Обратите внимание на другие упражнения, которые помогут вам отработать минорную пентатонику и привыкнуть к её звучанию.





Помните, что большой палец левой руки во время подтяжек и вибрато должен обхватывать гриф сверху, а при hammer-on , pull-off и переменном штрихе – возвращаться в обычное положение. Когда вы освоите эти фразы, сыграйте их в других тональностях.
Самые распространенные риффы в первом боксе пентатоники , которые вы сможете сыграть без проблем:

AC/DC – «If You Dare»
Rage Against The Machine – «Bombtrack» и «Know Your Enemy»

Также вам стоит сыграть соло Aerosmith - Cryin" и Nazareth - Right Between The Eyes .


Найдите эти композиции и обязательно выучите.

Боксы пентатоники. Развитие традиционной роковой гитарной техники. Упражнения и примеры

Итак, вы научились играть первый бокс пентатоники . Однако это только начало. Как правило, гитаристы редко используют только первый бокс. В их распоряжении находятся минимум 2 и больше, причем в остальных боксах чаще всего используются первые 3 струны.

Обратите внимание, как выглядят первые пять боксов пентатоники в тональности Am


Чтобы выучить эти боксы, известный преподаватель Сергей Попов разработал несколько упражнений. Их общий принцип: «сделай много малыми средствами». С их помощью вы разовьёте силу и координацию пальцев левой руки.

В упражнениях обычно используется первый, второй и третий палец. Старайтесь их ставить так, чтобы они не давали звучать соседним струнам, слегка касаясь их. Если вы не собираетесь играть первую струну, приглушайте её безымянным пальцем правой руки. 4-я, 5-я и 6-я струны необходимо приглушать ребром ладони правой руки. Не напрягайте пальцы и мышцы предплечья.

Упражнение 1 – сочетание бенда и вибрато. После подтяжки играйте вибрато на ноте, к которой делали бенд. Все упражнение играется на 2 струне.


Упражнение 2. В нём вы будете тренироваться сочетать хаммеры и пулы, используя 2-ю струну.


Упражнение 3: «Вертушка» (закольцованный мотив) на 2 и 3 струнах. Играйте ее по всему грифу.


Упражнение 4. Та же «вертушка», но по трем струнам. Чтобы не сковывать руку, не нужно брать первым пальцем .


Упр. 5: «Вертушка» на 1 и 2 струне. Как и в предыдущей, 1-й палец не берёт баррэ.


Упр. 6. В этой «вертушке» нужно играть все ноты каждого бокса.


В завершение

Все эти упражнения помогут вам сыграть минорную пентатонику в различных тональностях, с использованием самых популярных приёмов. Пентатоника, сыгранная «насквозь», получается несколько аморфной, поэтому лучше использовать hammer-on, бенд, pull-off и т.д. Научившись их совмещать, вы украсите вашу игру. Разумеется, вам покорятся любые аккордовые последовательности в блюзовых и минорных тональностях.

Встретимся на концертах, под сочными подтяжками в минорной пентатонике !


P. S. Чуть не забыл. Под конец новости пару клипов с использованием минорной пентатоники в соло.







Top