Болгария танцы на углях. Нестинарские танцы на углях в болгарии


Болгария — одна из немногих стран мира, сохранивших уникальную самобытную культуру, несмотря ни на какие достижения цивилизации. Естественно, в городах, даже небольших, от культуры той остались лишь сувенирные лавки. А вот в деревнях — совсем другое дело! В болгарскую деревню Гълъбец я и отправилась на экскурсию, обещавшую незабываемый фольклорный вечер.

Фольклорный вечер в болгарской деревне стараются посетить все, приезжающие в Болгарию. Знаменитые танцы на углях стали своеобразной визитной карточкой страны.

С погодой не повезло просто ужасно. В автобус, приехавший прямо к дому, я садилась под проливным дождем и переживала, что главного — танцев на углях я могу не увидеть. Мое настроение разделяли туристы из разных стран.

Деревни быстро промелькнули за мокрым стеклом. Автобус остановился в ресторане в лесу, гид предупредила, что гулять в лес лучше не ходить — есть дикие животные. Да не больно и хотелось — лужи вокруг были по колено.

Нестинар в непромокаемом комбинезоне пытался развести костер для предстоящих танцев на углях. Под зонтиками, прыгая по лужам, все отправились к входу в ресторан, оформленный в стиле деревенского двора. Встречали хлебом-солью и народной музыкой. Настроение чуть приподнялось. Обрадовало и то, что столы уже были накрыты и находились под навесами.

Развлекательная программа началась с клоунов. В представлении принимал участие даже удав. Осталось загадкой, какое отношение рыжие клоуны и африканская рептилия имеют к болгарскому фольклору, но детям понравилось.

Детвора веселилась на всю катушку, пока родители дегустировали болгарские вина, которые согласно программы были не ограничены в сортах и количествах. Вина, надо сказать, ОЧЕНЬ неплохие. Момент, к которому, как оказалось, надо было отнестись более осторожно…

Постепенно стемнело. К всеобщей радости дождь прекратился. Настроение у всех значительно поднялось, что подтверждают появившиеся на фото энергетические шары.

Клоуны как-то плавно перетекли в фольклор. Сначала клоуны переоделись в национальную одежду и притащили живого осла с телегой, а затем началось выступление фольклорного коллектива из Бургаса.

А все пока доели «шопска салата», суп и свинско мясо с картошкой и запили все разнообразными болгарскими винами. Обещали еще десерт попозже, но это известие уже интереса ни у кого не вызвало.

Зато приглашение фольклорного ансамбля присоединиться к народному хороводу «хоро» было встречено на ура. Фотографий момента не будет, ибо автор принимала непосредственное участие в плясках.

Ничуть не портил веселья тот факт, что после активной дегустации болгарский вин всех оттенков ноги у многих заплетались в «хоро». Скорее всего, со стороны «хоро» то изрядно напоминало «сиртаки». После «хоро» всех пригласили проследовать в процессии к месту танцев на углях.

Танцы на углях в Болгарии — это совсем отдельная история, один из символов страны наряду с помидорами и розовым маслом. Впечатления и фото получились совершенно необыкновенными.

Нестинары — небольшое племя, проживающее на юге Болгарии. Говорят, что они имеют какое-то отношение к индийским йогам. Знамениты нестинары своими танцами на углях. По правилам танцевать на углях должны только мужчины, но эмансипация докатилась уже и сюда, потому сегодня по углям ходят и женщины тоже. Для официальной науки остается загадкой, как нестинарам удаются столь экстремальные танцы.

Перед началом действия нестинар обходит костер с иконой в руках, затем разгребает угли обычной лопатой.

Все фото без обработки. Что вышло, то вышло…

Образовав из углей костра крест, танцор молится. Всю подготовительную работу перед началом танца на углях нестинар делает сам. Возможно, в этом есть какой-то смысл.

Перед началом танца — снова обход кострища с иконой. Зрелище необыкновенное! И опять какие-то шары в кадре…

Нестинар приглашает желающих присоединиться к его танцу. Желающих не находится, тогда танцор по очереди берет на руки детей. Нестинар наклоняется, чтобы малыш почувствовал жар углей и был здоров всю жизнь.

В конце танца, когда угли уже почти потухли на мокрой земле, танцор снова молится.

После танцев на углях всем дали еще полчаса посидеть за столиками, обменяться впечатлениями и доесть десерт. В это время фотограф предложил к просмотру сделанные во время встречи с хлебом-солью фото. Фотографии в большинстве случаев оказались прекрасные и их активно скупали.

По домам ехать никто не хотел. Гидам пришлось собирать свои группы и загонять в автобусы. Обратно ехали весело, активно общаясь друг с другом на всех языках сразу. После выпитых болгарских вин языковой барьер стерся напрочь у всех…

Нестинарские танцы, или танцы на углях в Болгарии входят в обязательную туристическую программу. Считается, что каждый гость страны должен посмотреть на это чудо. Что же представляют собой нестинарские танцы?

Кто такие нестинары

Танец на раскаленных углях Нестинарство – это старый языческий культ, в который гармонично вплелись христианские традиции. Впрочем, обычай танцевать на углях более или менее широко распространился лишь в начале двадцатого века. Старинный обычай полностью сохранен в юго-восточном регионе страны, в селе Странджа. Прежде нестинарских сел было больше – греческие поселения Кости и Бродилово, а также болгарские деревни Кондолово, Граматиково, Сливарово и одно-единственное селение в Родопских горах, но сегодня центром нестинарства считается село Странджа.
Туристы с удовольствием любуются на нестинарские танцы в Болгарии Однако танцы на углях известны во всей стране. Это любимое развлечение туристов, которые пытаются понять, как нестинары умудряются танцевать босыми ногами прямо на раскаленных углях и не обжигаться.
Искусство хождения по пышущим жаром углям известно не только в Болгарии. Шаманы в Сибири, Малой Азии, Африке, Америке, Тихоокеанских островах тоже умеют в состоянии транса пройтись по обжигающим поверхностям. Подобные ритуалы известны в некоторых арабских племенах, в Италии, Японии и Китае. Характерно, что нигде на ногах танцоров не остается никаких следов – то есть танцующие на углях не только не чувствуют боли, но и объективно не получают никаких повреждений.
Интересно, что, несмотря на то, что нестинары посвящают свои танцы христианским святым и танцуют с иконами в руках, христианская церковь этот обычай осуждает, считая его демоническим и языческим.

Как все происходит?

Когда костер затухает, пылающие угли сгребают так, чтобы они образовали крест По традиции главный нестинарский праздник – день святых Константина и Елены (3 июня). Рано утром в этот день трое юношей приносят иконы Св. Константина и Елены к ближайшему к селу святому источнику, где их освящают. К шествию присоединяются все жители села. После этого шествие обходит село, и нестинары уходят в часовню, где хранятся иконы. Там они проводят время до вечера, вслушиваясь в барабанную дробь в определенном ритме. Под звуки барабана нестинары впадают в транс и начинают танцевать, держа в руках священные предметы.
В это время на площади зажигают костер, огонь в котором поддерживает самый старый нестинар или самая старая нестинарка (они обычно сами уже не танцуют). В сумерках огонь тушат, а угли рассыпают в круг диаметром около двух метров и толщиной в 5-6 см. В этот круг сначала вступают самые старые практикующие нестинары, которые перед этим обходят «сцену» трижды по кругу, а потом проходят через обжигающие угли крест-накрест. Сразу после этого начинается танец: нестинарки с криками заступают в огненный круг. После танцев на углях на ногах у нестинаров не остается ожогов Танцоры держат в руках икону Константина и Елены, украшенную цветами. Они находятся в трансе и совершенно не чувствуют боли от горячих углей. Нередко нестинары выкрикивают предсказания.
Постепенно танец становится все медленнее, движения нестинаров успокаиваются, и танец завершается.
Примечательно, что на ногах танцевавших не остается ожогов или ран. Собственно, в этом и заключается магия нестинарства, которая так интригует не только случайных зрителей, но и ученых.
В некоторых селах празднество продолжается 2 дня, и на второй день ритуальный обход выполняется снова. Юноши с иконами заходят в каждый дом, а на площади в селе танцуют хоро (болгарский танец, напоминающий хоровод). Нестинары снова исполняют свой танец на фоне обрядной музыки. В конце танца они трижды крестятся, целуют икону и уходят в часовню.
Нестинарами становятся целые семьи, передавая свое искусство по наследству. В то же время известны случаи, когда в транс впадали и случайные зрители этого незабываемого обряда. Монотонный стук барабана, пылающие угли и возвышенное настроение танцоров у впечатлительных людей вызывают сильные эмоции.

Наши впечатления

Подготовка к танцам Сразу хотим извиниться за качество фото: изначально планировалось снять видео, но села батарейка в телефоне. Пришлось фотографировать со вспышкой, а такие фотографии не всегда хорошо передают красоту момента.
Сначала нестинары проходят по кругу, держа в руках иконы Все происходило именно так, как описано выше. Когда мы пришли в ресторан на курорте Св.св. Константин и Елена, на специальной площадке уже вовсю горел большой костер. Чуть позже его потушили, и угли ровным слоем распределили по поверхности площадки.
Выступающих было двое – мужчина и девушка. Они совершенно молча плясали на углях в течение минут десяти. Лица их были непроницаемыми и какими-то отрешенными. Совершенно не похоже было, что они испытывают боль.
В то же время как-то сложно поверить в то, что можно впадать в транс ежевечерне по заказу охочих до развлечений туристов. Но другого объяснения все равно нет, так что поверить все-таки придется.



Старое болгарское село Бата превращено в этнографический музей, где в каждой белёной мазанке вещи тех, кто когда-то качал младенческую люльку, стуча домашним ткацким станком, лепил на гончарном круге глиняные кувшины, разжигал огонь в камине, чтобы согреться, и - одновременно ресторан, где вино наливается прямо из бочек и танцуют кукеры-ряженые в масках языческих птиц и животных.

// innakim.livejournal.com


А когда совсем стемнеет, пожилой нестинарец Иван ходит на горячих углях, а потом, усталый, потный и слабый, показывает любопытным туристкам свои запылённые пеплом ступни - без всяких следов ожогов!

Позже я увидела-таки в Болгарии нестинарии, которые больше походили на подлинные. Их главная героиня - Дезислава - маленькая и тоненько-хрупкая, как былинка, и, как ангел, юная и светлая, в длинной рубашке, простоволосая и босая, сначала молилась иконе св. Константина и Елены, потом кружилась с ней по кресту и солнцу «размазанных» горящих углей и танцевала-била белыми крыльями-рукавами в тёмно-синем вечернем небе, в вихре колдовского снопа звёздно-огненных искр и горячего пепла. Казалось, то медленный, то быстрый - этот страстный танец - её личное послание духам Добра и Зла.

В Болгарии нестинарками были только женщины - чаще тяжело больные, которых выбирали святые сын и мать, не один раз приходя к ним во сне. После этого избранниц посещало нестерпимое желание пройти сквозь огонь, очиститься. Некоторые поджигали собственные дома, чтобы станцевать на пепелище. В этом красивом древнем обряде потрясающим образом намешаны колдовство языческой инициации и мистика христианского страстного терпения, пламенной жертвы и веры в новое рождение, а может быть, и отголоски того страшного страдания, что принесли болгарским женщинам лютый огонь зверств турецких башибузуков.

Конечно, сейчас нестинарии превращены в потеху для туристов. Нестинарки и нестинарцы (этот обряд часто исполняют именно мужчины) - всего лишь хорошие цирковые артисты. Кто-то из них говорит о концентрации, которой нужно достигнуть, прежде чем шагнуть босиком на горячие угли, кто-то - о плоскостопии, из-за которого якобы и удается избежать ожогов... Вот и нашу прекрасную Дезиславу научил танцевать в огне её отец, а помогает ей подготовить выступление старший брат.

Но, глядя в прозрачно-голубые, сосредоточенно-ясные очи маленькой нестинарки, видишь в них свет нездешний и несиюминутный, душу праздника-обряда, очищавшего и укреплявшего огнём веры храброе сердечко Болгарии.

Кровь вопиет.

Турки буквально вырезали христианское население Болгарии. Православные святыни разорялись или превращались в мечети. Церкви не должны были иметь купола, быть выше всадника, сидящего на коне. Это время стало временем маленьких, вжимающихся в землю, прячущихся в ямах храмов, в которых - несмотря на гонения - шли службы!

Каждая семья обязана была платить страшную кровную дань - одного мальчика, которого увозили в Малую Азию и, обратив в мусульманство, воспитывали, как янычара. Перед приездом солдат болгарские матери убивали петухов и их кровью поливали дом - будто бы турки здесь уже были и взяли жестокую подать. Но эта наивная хитрость бедных женщин не могла обмануть тех, кто забирал их детей. Болгарские мальчики, ставшие янычарами, да ещё башибузуки (турецкие вольнонаемники) были настоящими зверями в человеческом обличье, упивавшиеся муками истязаемых до смерти женщин, детей и стариков.

Как дедушка Иван братьев спасал.

Маленькая храбрая Болгария неустанно боролась с захватчиками. Девушки и парни, кровно обиженные турками, уходили в горы, где организовывали отряды гайдуков, мстивших врагам за смерть и поругание. А в середине 18 века началась эпоха Болгарского национального возрождения. Массовое гражданское движение привело к тому, что Стамбул признал болгар самостоятельной нацией. Но Болгария была удобной и обильной продовольственной базой Османской империи, и выпускать её из рук совсем не хотелось.

// innakim.livejournal.com


Были русско-турецкие войны 18-19 веков (и легенда о дедушке Иване, богатыре с севера, который освободит своих братьев-христиан на Балканах), в которых участвовали болгарские добровольцы, революционные комитеты болгарской молодежи, Апрельское восстание 1876 года, когда погибли тысячи детей Болгарии, протесты, митинги, сбор помощи в России, Европе, Америке... И, наконец, в 1877 году Александр Второй объявил войну Турции, которая шла почти год (особенно тяжко было на Шипке и под Плевеном).

Турция капитулировала, подписав мирный договор у стен Стамбула. 3 марта 1878 года Болгария обрела независимость.

Однако Германии и Англии этот вариант не казался привлекательным, по их настоянию договор был пересмотрен, а страна поделена между Турцией, Румынией, Сербией и собственно Болгарией.

В первой мировой войне Болгария выступала на стороне Германии, мечтая присоединить Македонию к собственному царству. И во второй мировой болгарский царь Борис Третий остался верен «истинным арийцам»… и сделал всё, чтобы отстоять болгарских евреев, так что все они счастливо избежали концлагерей и расстрелов.

innakim
29/06/2014 17:05



Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.

Подобно многим другим языческим ритуалам, нестинарство связано с большим христианским праздником.
21 мая православие чтит духовное дело святых Константина и Елены. В этот же день в нескольких селах на юго-востоке Болгарии исполняют древний танец на раскаленных углях. В 2009 году межправительственный комитет ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия человечества объявил включение нестинарства в представительный список организации.
Хранимый и передаваемый из поколения в поколение, этот тысячелетний обычай и по сей день выполняется на болгарских землях.
Император Константин Великий
вошел в историю официальным признанием христианства как религии , равноправной с остальными религиями в Римской империи. Несмотря на то, что болгарский народ связывает нестинарство с днем святых Константина и Елены, православная церковь никогда не принимала этого. Люди, исполняющие ритуал танца на раскаленных углях, подвергались гонениям вплоть до начала ХХ века. Это в определенном смысле ограничивало распространение традиции. Нестинарство выжило в селах Кости и Бродилово в горах Странджа. А по мнению местных жителей, оттуда оно перенесено и в другие окрестные села. Культ огня и обжигающего танца известен многим древним народам - эллинам, римлянам. Также существовал и у индусов, китайцев, персов и
ряда других. Разжигание огня защищает от злых сил людей, природу, даже само солнце. Огонь увеличивает божественную силу солнца. Те, кто танцуют босиком на раскаленных углях, должны быть чисты - и в физическом и в духовном смысле. Испытание огнем открывает дверь в потусторонний мир, а нестинары получают силу предсказывать будущее . Танец в огне всегда сопровождает музыка волынки и бубна. Звук этих инструментов считается частью магии ритуала. А бубен хранится в сельском храме целый год и выносится оттуда специально для танца.
По оценке некоторых ученых, слово “нестинары ” происходит от “иштинары” или “нештинары” - что означает - “Человек сведущий, обладающий знаниями ”. Название связывается и с греческими словами пост - “нестеа” и
огонь - “естиа”. Как характерно для фольклорных обычаев, нестинарство передается по наследству. В иерархии главный нестинар - тот, кто выбирает своего наследника. Почувствовав, что его житейский путь близится к концу или по какой-то причине он больше не может исполнять огненный танец, он собирает всех нестинаров села. В их присутствии объявляет, кто заменит его в таинстве. Обычно это его сын. Если нет сына, то первенство передается дочери. Считается, что только так сохраняется способность предсказывать будущее.
Ранним утром 21 мая ритуально открывается родник во дворе храма, монастыря или в другом святом месте - аязмо. На иконах святых Константина и Елены обычно приделаны особые ручки. Один из основных моментов в начале обычая - обход священных мест в поселении и домов жителей, где исполняются обряды очищения и освящения. Обязательно приготовляют общее для всех жертвенное яство - курбан. Еду раздают всем. Все время звучит музыка. Нестинары начинают свой танец, а к вечеру все отправляются на сельскую площадь. Там днем горел огонь, от костра остались раскаленные угли, которые расстилают большим кругом. Люди, танцующие на этом огненном ковре, всегда описывают в танце три или девять кругов. Как и во всей болгарской народной культуре, и здесь круг ассоциируется с солнцем. Огонь - также символ солнца , называемый в народе “небесным огнем”. И наступает черед таинственного нестинарского танца на раскаленных углях . Под околдовывающие звуки бубна и волынки нестинары в танце входят в особое состояние, в народе говорят, что оно их “охватывает”. Нестинары входят в огонь с иконой и танцуют. Главный нестинар делает свои предсказания и о поселении в целом, и об отдельных людях.
Обычай завершается. Иконы и бубен снова уносят в часовню, а определенные люди сопровождают главного нестинара домой. Как ни удивительно, ноги его остаются совершенно здоровыми , нет и следа ожога. А свидетельств того, что предсказания сбываются, немало. Так ли это - может проверить каждый. Надо только отправиться в маленькие села на юго-востоке Болгарии. И именно в день святых Константина и Елены.

Добро пожаловать в удивительную и загадочную Болгарию!
(По материалам БНР)




Top