Больше ада. кого искать на иллюстрации боттичелли к «божественной комедии» - дока

Рисунки Ботичелли, иллюстрирующие Песни Ада из «Божественной комедии» Данте, заполненные маленькими, мечущимися фигурками грешников полны тревожной сумятицы линий; некоторые из них, где повторяется мотив грандиозной лестницы-свода, соединяющей круги ада, есть подлинное суровое величие.

Цветные листы к Песням десятой и восемнадцатой дает представление о том, каким замыслил Боттичелли весь цикл иллюстраций. Главные действующие лица - Данте и Вергилий - привлекают внимание яркими одеяниями на блеклом фоне.

Путешествуя по шестому кругу Ада, Данте и Вергилий попадают в город Дит. Там находятся каменные гробницы, в которых пылает огонь. Там несут наказание грешники, последователи учения Эпикура, не верящие в загробную жизнь.

Куда ни глянь – все вид гробницы старой, -
Так здесь виднелись могилы повсюдно,
Томя умерших горчайшею карой;
Упорный пламень, зажженный подспудно,
Пылал в сих ямах, раскаляя так их,
Как раскалить бы и железо трудно.
В гробах отверзтых и в раскрытых раках
Горько стенали мучимые груди
Отверженцев – знать, жалостен был зрак* их.

«Божественная комедия» Данте «Ад» Песнь IX, стихи 115-123.

Во время путешествия по восьмому кругу ада, они сталкиваются с душами грешников, мучимыми бесами за различные прегрешения. Жестокому бичеванию подвергаются, двигающиеся рядами души обманщиков, сводников и соблазнителей, души лицемеров и блудниц погружены в ров с нечистотами.

Идут рядами грешники нагие:
Одни навстречу нам спешат в тревоге,
И в ногу нам – но шире шаг – другие,
Как римляне, что численностью многи,
В год юбилейный давки избегая,
Разгородили мост на две дороги:
Одна колонна тянулась, шагая
В сторону замка, в храм Петра святого,
И ей навстречу, в гору, шла другая.
То здесь, то там во глубине суровой
Бесы с рогами зверски бичевали
Грешные спины народа нагого.

«Божественная комедия» Данте «Ад» Песнь XVIII, стихи 25-36.

На рисунке к Песни тридцать первой изображены древние гиганты, восставшие против богов. В наказание они были закованы в цепи в мрачном колодце. Гиганты символизируют грубую силу природы.

Среди них - строитель Вавилонской башни царь Немврод, трубящий в рог, подвешенный на его шее. Гигинт Эльфиат, туго обвитый пятью витками цепи, начиная от шеи так, что правая рука прижата к телу сзади, а левая - спереди. Антей, единственный свободный от цепей, переносит Данте и Вергилия в следующий, девятый круг.

Иллюстрируя тридцать четвертую, заключительную Песнь ада, Боттичелли изображает в последнем круге ада, названного Джудекка, трехголового Люцифера, с крыльями, как у летучьей мыши. В зубах трех голов князя тьмы - три величайших грешника-предателя - Брут и Кассий, убийцы Цезаря, и Иуда, предавший Иисуса Христа, Сына Божьего.

Князь тьмы, над коим весь Ад громоздится,
Наполовину грудь из льда возвысил;
И гигант, в ровню мне скорей годится,
Чем в его руке (чтоб ты исчислил,
Каков он во весь рост, и мощь виденья,
Явившегося нам, вполне осмыслил).
Древле красив, днесь само отвращенье,
Он на Творца свой поднял взор предерзкий –
Он всех пороков и зла воплощенье!
И нужно ж было вид иметь столь мерзкий –
Его главу три оснащали лика!
Первый над грудью, красный, изуверский;
И по бокам два, место же их стыка
По-над плечами; взглядом озверелым
Всяк лик окрестность оглядывал дико.
Первый, казалось, был изжелта-белым,
А левый – как у тех, что долго жили
Близ водопадов Нила, - почернелым.
Под каждым – пара широчайших крылий,
Как подобает птице столь могучей;
Не зрел ввек щеглы при таком ветриле.
Без перьев, будто у мыши летучей;
Вращал он ими, и три ветра, вея,
Летели, каждый струею тягучей;
От этих струй стыл Коцит, леденея.
Шесть глаз рыдали; три пасти сквозь губы
Слюной сочились, кровью розовея.
И тут, и здесь, и там терзали зубы
По грешнику; их, значит, всего трое,
И они муки терпят пресугубы.

Бездна Ада - Сандро Боттичелли. 1480. Пергамент и цветные карандаши. 32 x 47 см


Современным зрителям Сандро Боттичелли представляется художником, главными мотивами произведений которого были красота, оптимизм, жизнеутверждающее начало. Однако это не совсем соответствует истине. Боттичелли был довольно загадочным и очень религиозным человеком, достаточно упомянуть, что он увлекался мрачными проповедями Савонаролы, и казнь этого монаха-реформатора оказала на живописца огромное влияние. Искусствоведы знают – в творчестве Боттичелли можно отыскать и достаточно трагические, пессимистичные произведение, одним из которых является картина, а точнее будет сказать рисунок, «Бездна Ада», именуемая также «Круги Ада», «Карта Ада» или лаконично «Ад».

В 1480 году Лоренцо Медичи заказывает иллюстрированный манускрипт с текстом популярной «Божественной комедии» Данте. Иллюстративная часть была возложена на Сандро Боттичелли, и хоть живописец не закончил сию работу, даже в этом виде она выглядит более чем впечатляюще. Из всех рисунков, «Бездна Ада» наиболее масштабная иллюстрация.

Данте представлял ад, как некую цикличную форму, где всё царство разделено на девять кругов, которые, в свою очередь, делятся на кольца. Боттичелли очень точно подошёл к тексту поэмы, изобразив не только все кольца и круги, но и отдельные остановки, которые по сюжету «Божественной комедии» делал Данте и его провожатый Вергилий на пути к центру земли.

Чем дальше круг – тем страшнее и тягостнее грех. Мы видим, как каждый грешник мучается после смерти за свои земные деяния. Боттичелли изображает ад в виде воронки, сужающейся к центру земли, туда, где живёт в заточении Люцифер.

1 круг – это некрещеные младенцы и ветхозаветные праведники, наказание которых безболезненная скорбь. Во 2 круге находятся сладострастники, которых истязают ураганом и ударами о скалы. 3 круг – обиталище обжор, гниющих под дождём, а 4 – скупердяи и растратчики, которые таскают с места на место тяжести и, сталкиваясь, ведут ожесточённые споры. В 5 круге находятся души унывающих и гневных, их наказание – драка в болоте с дном из душ унывающих. 6 круг встретил Данте лжеучителями и еретиками, лежащими в раскалённых могилах. В 7 круге - насильники, 8 круг – это находящиеся по щелям обманутые и обманщики. И, наконец, 9 круг представляет собой вместилище душ, совершивших самый страшный грех – предательство. Они навечно вмерзли в лёд по шею с обращёнными вниз лицами.

Чтобы понять масштабность и скрупулёзность работы Боттичелли, рисунок следует рассматривать очень внимательно, а при изучении репродукции придётся прибегнуть к помощи лупы - и тогда, перед зрителем развернётся всё повествование Данте со всей точностью и силой поэтического слова.

Отмечено не только жизнеутверждающими мотивами «Весны ». «Венеры и Марса » и «Рождения Венеры », но и мрачными, трагическими настроениями. Их наглядным примером служит рисунок «Карта Ада» (La mappa dell inferno ).

Есть несколько прославленных иллюстрированных рукописей «Божественной комедии» Данте . Наиболее замечателен в этом отношении роскошный манускрипт, составленный по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи с великолепными рисунками Сандро Боттичелли. Серия рисунков Боттичелли осталась незавершенной, но даже и в таком виде она может быть признана вершиной искусства книжной иллюстрации итальянского кватроченто (XV века).

Особенно потрясают иллюстрации Боттичелли на тему Ада. «Карта Ада» Сандро Боттичелли – цветной рисунок на пергаменте с изображением девяти кругов адской бездны.

Сандро Боттичелли. Карта Ада (Круги Ада - La mappa dell inferno). Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

Данте описывал Ад как пропасть с девятью кругами, которые, в свою очередь, делятся на различные кольца. Боттичелли на своей «Карте Ада» представил царство грешников с такой тонкостью и точностью, что можно проследить отдельные остановки, которые, по сюжету «Божественной комедии», делали Данте и Вергилий, спускаясь к центру земли.

Ниже приведена ещё одна иллюстрация Сандро Боттичелли к «Божественной комедии». Это рисунок к Песни 18 Ада. Главные персонажи, Данте и Вергилий , изображены здесь несколько раз, как бы путешествующими по краю адской пропасти. Они выделяются своими трепетно сияющими одеждами. Следуя по теснинам Ада, они вначале видят мучимые бесами души сутенеров и соблазнителей, а потом доносчиков и проституток, которые обречены страдать ввергнутыми в грязь.

Сандро Боттичелли. Ад. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

Тут Боттичелли представляет Данте и его провожатого Вергилия в восьмом круге Ада, который состоит из десяти глубоких пропастей, где карают мошенников.

Сандро Боттичелли. Данте и Вергилий в восьмом круге Ада. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

А здесь Боттичелли нарисовал древних гигантов, которые восстали против богов и были за это закованы в цепи. Они символизируют грубую силу природы, заключённую в адские бездны.

Сандро Боттичелли. Древние гиганты в Аду. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

Сегодня, 1 марта, день рождения Боттичелли. Давайте вспомним о загадочном гении и посмотрим немного его шедевров. Начнем с рисунков.
Изысканные рисунки Боттичелли для Божественной комедии Данте, о ни датируются 1480-95 годами.
Работы были сенсационно проданы Берлину в 1882 году герцогом Гамильтоном. Все. Эта история стала центром национального скандала в Великобритании.
Королева Виктория лично старалась предотвратить сделку, а когда она состоялась, воспротивилась вывозу шедевров. Она даже попыталась действовать через дочь, которая была замужем за немецким кронпринцем. Но все попытки были бесполезными - шедевры покинули Англию.

Рисунки Боттичелли очень редко выставляются, Берлин крайне неохотно соглашается на предоставление их для показа в других странах.


Боттичелли больше известен лирическими, а так же популярными мифологическими сценами. Но его визуализация визионерского путешествия Данте через ад, чистилище и Небеса с ужасными сценами отвратительного проклятья и мистической экзальтации, показывают нам совсем другую сторону этого загадочного художника.


Рисунки вовлекают нас в воображаемый мир, гротескный, поразительно красивый, сюрреалистический, и часто удивительно смешной. Боттичелли пытался визуализировать каждый момент эпической поэмы.


Большие рисунки, все в коричневой краске на кремовом пергаменте, это масса странных событий, протекающих друг в друга, и кажется временами, что средневековая иллюстрированная рукопись вышла из-под контроля, хотя качество рисунка изысканно утонченное.


Данте, сразу узнаваемый с его крючковатым носом и гибкой шляпой, часто появляется наряду с римским поэтом Вергилием…. И еще - вечная тема, наказание чиновников! Мы видим, как коррумпированного государственного служащего мучают отталкивающие демоны с копьями.
Я бы репродукцию этого шедевра повесила в каждом кабинете каждого служащего!


Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». Современники чрезвычайно высоко ценили его рисунки, и во многих мастерских флорентийских художников они хранились в качестве образцов. Вот другие шедевры великого мастера:




Реставраторы с картиной кисти Боттичелли, известным портретом Эсмеральды Бандинелли.

Портрет был овеян одной из наиболее интригующих исторических тайн на протяжении более ста лет: подправил ли великий прерафаэлит Данте Габриэль Россетти картину Боттичелли? Россетти известен своей приверженностью к рыжему цвету волос!

Но вот кураторы музея Виктории и Альберта дал окончательный ответ - красные волосы женщины 15-го века, известной как Smerelda Бандинелли ее собственные и предполагаемое вмешательство Россетти может, наконец, быть похоронено как миф.



Чтение «Божественной комедии» Данте Алигьери , поэмы, богатой отсылками к флорентийской политике 14-го века и средневековой католической теологии, может показаться непростым занятием. Многое зависит от перевода и, безусловно, от иллюстраций, карт и диаграмм. Они придают тексту образную материальность, помогающую читателю следить за яркими событиями поэмы, как герои проходят девять кругов ада, встречая на каждом его обречённых обитателей, вплоть до вмороженного в лёд Люцифера, грызущего тремя пастями Иуду, Брута и Кассия.

«Божественная комедия», став одним из величайших литературных произведений, породила повальное увлечение «адской картографией». Желание отобразить «Ад», описанный Данте, распространялось на фоне популярности картографии и одержимости Ренессанса пропорциями и измерениями.


Вычисления Антонио Манетти, 1529 год.

Увлечение картографированием Ада началось с Антонио Манетти, флорентийского архитектора и математика 15-го века. Он старательно работал над «местом, формой и размерами», например, оценив ширину Лимба примерно в 141 километр.


Иллюстрация Антонио Манетти.


Иллюстрация Антонио Манетти.

Однако в учёной среде возникали споры по поводу картирования вымышленного мира. Мыслители задавались вопросами: Какова окружность Ада? Насколько он глубок? Где вход? Даже Галилео Галилей вовлёкся в обсуждения. В 1588 году он прочитал две лекции, в которых исследовал размеры Ада и в итоге поддержал версию топографии Ада Манетти.


Карта Ада Боттичелли.

Одна из первых карт «Ада» Данте появилась в серии из девяноста иллюстраций Сандро Боттичелли, соотечественника поэта и творца Высокого Возрождения, создавшего свои рисунки в 1480-90-х годах по заказу ещё одного известного флорентийца - Лоренцо де Медичи. Дебора Паркер, профессор итальянского языка в Университете Виргинии, пишет: «Карта Ада Боттичелли уже давно оценивается как одно из самых убедительных визуальных представлений... спуска, совершённого Данте с Вергилием через "ужасную долину боли"».


Карта Ада Микеланджело Каэтани, 1855.

Ад Данте визуализировался несчетно раз, от чисто схематических представлений, как на диаграмме Микеланджело Каэтани 1855 года, где мало деталей, но прослеживается чёткая систематичность с использованием цвета, до богатых элементами иллюстративных карт, как в версии Жака Калло 1612 года.


Иллюстративная версия карты Ада Жака Калло, 1612 год.

Даже после сотен лет культурных изменений и потрясений «Ад» и его ужасающие сцены пыток продолжают вызывать интерес читателей и иллюстраторов. Например, ниже версия Даниэла Хилда. Его карте 1994 года не хватает золочёного блеска Боттичелли, но это ещё один чёткий визуальный путеводитель через описанный поэтом загробный мир.


Даниэл Хилд, 1994 год.


Линдсей Маккаллох, 2000 год.


Карта Ада из книги, которую издал Альд Мануций в конце 15-го века.

Карта Ада Джованни Страдано (Страданус), 1587 год.




Top