Бондаренко Илья Евграфович — Биография.

Илья́ Евгра́фович Бондаре́нко (6 июля 1870, Уфа - 21 июля 1947, Москва) - русский и советский архитектор, реставратор, теоретик архитектуры и искусствовед. В 1906-1917, после выхода указа Об укреплении начал веротерпимости - стал ведущим архитектором старообрядческого храмостроения. Творческий почерк Бондаренко - лаконичное соединение эстетики северного модерна и стилизованной архитектуры русского Севера, развитие абрамцевского стиля 1890-х гг. После 1917 года сосредоточился на музейной деятельности, защите и реставрации памятников архитектуры.

Начало карьеры

И. Е. Бондаренко родился в Уфе 6 (18 июля) 1870 года. Отец архитектора - Евграф Львович - уфимский мещанин, лавочник, выбившийся в купцы второй гильдии. Мать, Александра Ивановна, занималась домашним хозяйством. «Подсолнечное - прихоть, бараньи котлеты только в праздничные дни, а белый хлеб - баловство… Ситцевая рубаха была событием», - вспоминал Бондаренко о своем детстве. Поначалу отец хотел приучить сына к торговле, однако эти попытки оказались неудачными; с семи лет Илья стал брать уроки рисования у местного художника, а в 1880 году поступил в уфимскую классическую мужскую гимназию. Учился Бондаренко прилежно, однако поведение имел скверное. У преподавателя рисования познакомился с художником Н. И. Бобиром, сосланным в Уфу и служившим там в должности заместителя городского архитектора.

По совету Бобира в 1887 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в класс архитектура А. С. Каминского. Одновременно с обучением в МУЖВЗ, начал работать в архитектурной мастерской Каминского, где принял участие в выполнении ряда проектов. Не завершив обучения, покинул училище в 1891 году, так как ему угрожал арест за революционную деятельность. Сначала скрывался в Уфе, затем уехал за границу. В 1894 году окончил Строительное отделение Высшей политехнической школы в Цюрихе. Во время обучения познакомился с купцом И. А. Морозовым, по заказам которого выполнил несколько орнаментальных рисунков по тканям

После окончания учёбы вернулся в Москву, где с осени 1894 года работал в строительной конторе Московского Купеческого Общества, руководил строительством здания Духовной консистории на Мясницкой улице по проекту архитектора В. Г. Сретенского. Некоторое время работал в архитектурной мастерской А. Е. Вебера. В то время архитектор Ф. О. Шехтель, получивший ряд крупных заказов, искал помощника, «знающего русский стиль и умеющего хорошо рисовать». По рекомендации одного из лучших в Москве мраморщиков Кутырина, Шехтель пригласил в 1895 году Бондаренко в свою архитектурную мастерскую. И. Е. Бондаренко работал помощником Шехтеля около двух лет - до 1896 года, принял участие в ряде проектов, наблюдал за строительством построек приуроченной к коронационным торжествам Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Шехтель оказал заметное влияние на формирование собственного художественного стиля Бондаренко; Илья Евграфович позднее высоко оценивал полученный в эти годы опыт проектирования и строительной практики.

С 1895 года Бондаренко занялся глубоким изучением русского искусства в коллекциях Императорского Российского исторического музея и музея П. И. Щукина. В 1896 году вошел в круг организованной С. И. Мамонтовым художественной колонии в Абрамцеве. В 1897-1898 годах по заказу Мамонтова перестроил здание театра Солодовникова, где открылась Частная русская опера. Для её постановок Бондаренко выполнил ряд декораций по эскизам М. А. Врубеля. В 1898-1899 годах он сотрудничал с принадлежащим Мамонтову гончарным заводом «Абрамцево», выстроил для него ряд производственных и жилых строений. Впоследствии керамика этого завода станет излюбленным материалом Бондаренко: почти все построенные храмы он украсит абрамцевской майоликой, которая будет играть в них основную художественную роль. Сотрудничество с мамонтовским кружком помогло Бондаренко получить заказ на проектирование по эскизам художника К. А. Коровина павильона Русского Кустарного отдела на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В архитектуре павильона были использованы образы национальной русской архитектуры, которые отражали впечатления Бондаренко и Коровина от путешествий по Русскому Северу и Поволжью. Построенный павильон стал первым зрелым образцом нового направления модерна - неорусского стиля. В дальнейшем неорусский стиль станет основным в архитектурном творчестве И. Е. Бондаренко.

В 1900-1905 годах Бондаренко состоял архитектором Иверской Общины сестёр милосердия Красного Креста, для которой построил общежитие, амбулаторию и другие здания. В 1902 году он принял активное участие в московской выставке Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля: вместе с И. А. Фоминым и рядом других архитекторов вошёл в Комитет выставки, а также представил созданные по его эскизам предметы мебели, деревянные резные изделия и живописный фриз. Выставка имела успех у публики и способствовала широкому внедрению модерна в московскую архитектурную практику.

В 1902-1904 годах И. Е. Бондаренко строит школу и магазин (нынешний ЦУМ) в Иванове, принимает участие в ряде архитектурных конкурсов.

Архитектор старообрядчества

17 (30) апреля 1905 года царское правительство отменяет запрет на строительство старообрядческих храмов. За день до выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» император Николай II разрешил распечатать алтари старообрядческих храмов Рогожского кладбища, ранее закрытых для верующих. Старообрядческие общины ответили массовыми ходатайствами о разрешении на постройку новых храмов.

Бондаренко строит первую старообрядческую церковь в московском Токмаковом переулке в 1907 по заказу Второй Московской общины Поморского брачного согласия. За этим последовала череда заказов от различных общин староверов:

  • 1906-1910 - храм свт. Захарии и Евдокии, Ногинск - Богородской общины Белокриницкого согласия
  • 1906-1911 - Покровская церковь, Малый Гавриков переулок, Москва - Рогожской общины Белокриницкого согласия
  • 1907-1910 - Успенская церковь, 4-я Рогожская улица (Малый Рогожский переулок), Москва
  • 1908 - перестройка храма первой Рогожской общины, Переведеновский переулок], Москва
  • 1900-е - старообрядческий храм при фабрике Кузнецова, Конаково
  • 1900-е - старообрядческий храм, с. Кузнецы, Павловский Посад
  • 1910-1912 - храм Никольско-Рогожской общины, Вековая улица, Москва
  • 1910 - Часовня над могилою А. Я. Полякова,
  • 1911-1912 - перестройка храма Поморского согласия, Орехово-Зуево

В Шуе Бондаренко строит собор для официальной православной церкви; в Иванове - перестраивает православную Крестовоздвиженскую церковь.

Мастер северного модерна, Бондаренко - знаток московского ампира, популяризатор и защитник наследия классицизма, участник юбилейных выставок в память войны 1812 года. Бондаренко - автор трудов по истории творчества М. Ф. Казакова, Доменико Жилярди, А. Г. Григорьева.

Несмотря на связь с церковью, Бондаренко нашел место в советской иерархии, начиная с момента переезда Совнаркома в Москву. В 1919 он возвращается в Уфу, организует первый уфимский театр и первый музей (ныне Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова; Бондаренко и Нестеров были старыми друзьями).

С 1921 вновь в Москве. Участвовал в постройках Сельскохозяйственной выставки 1923, консультировал различные органы в Москве и Ленинграде.

В 1926, с началом подъёма строительства, Бондаренко вновь востребован как практический архитектор. Работает главным архитектором Исторического музея в Москве, затем, до 1939 - архитектор в структурах Моссовета и Мосэнерго. Его работы в архитектуре советского периода связаны с расширением и перестройкой исторических зданий:

  • Надстройка здания Московской Консерватории (1932-1933)
  • Пристройки к Третьяковской галерее (1933-1934)
  • Расширение музея имени Бахрушина (1937-1938)
  • Надстройка зданий Мосэнерго на Раушской набережной

В 1943-1944 годах Бондаренко работал главным архитектором Ваганьковского и Армянского кладбищ, стал автором ряда мемориальных построек и надгробных памятников на их территориях. Во время войны вёл активную просветительскую деятельность: в 1942-1946 годах он прочитал для находившихся в госпиталях раненых около 100 лекций, большую часть которых посвятил истории московской архитектуры. Несмотря на преклонный возраст, Бондаренко, обладающий большим практическим опытом и глубокими познаниями в истории архитектуры, нередко выезжал в освобождённые от фашистов города, где занимался осмотром и фиксацией разрушенных памятников, давал консультации по их восстановлению; после освобождения Твери он в 1945-1946 годах участвовал в восстановлении казаковского Путевого дворца.

И. Е. Бондаренко скончался в Москве 21 июля 1947 года. Прах архитектора захоронен в колумбарии Нового Донского кладбища.

Бондаренко Илья Евграфович

Годы жизни: 18.07.1870 - 21.07.1947

Нащокина М.В.

По окончания Уфимской гимназии в 1887 г. поступил в МУЖВЗ, где находился под опекой видного московского зодчего А.С. Каминского, знакомого родственников Б. В 1891 г. после нескольких лет учебы оставил училище, не закончив его. Образование завершил на Строительном отделении Политехникума в Цурихе (Щвейцария) в 1894 г. Та же познакомился с известным купцом И.А. Морозовым, для которого сделал несколько орнаментальных рисунков для тканей. С осени того же года работал в строительной конторе Московского Купеческого Общества руководил постройкой здании Духовной консистории на Мясницкой ул., возводившейся по проекту В. Г. Сретенского; кроме того работал в мастерской архитектора А. Е. Beбера, а в 1895- 1896 годах - в мастерской Шехтеля.

С 1895 скрупулезно изучал русское искусство в Государственном Историческом музее и музее П.И. Щукина. С 1896 г. примыкал к Мамонтовскому кружку; в 1898-1899 гг. сотрудничал с гончарным заводом "Абрамцево". Скорее всего, именно это обстоятельство способствовало привлечению Б. для проектирования павильона Русского Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже (1899-1900). Как известно, этот международный смотр достижений науки, техники, промышленности и культуры стал мощным проводником стиля модерн в зодчество большинства европейских стран, в том числе, России.

Яркие экзотические национальные формы выставочных павильонов так называемой Русской деревни в Париже, разработанные Б. совместно с художником К.А. Коровиным, оказались у истоков неорусского стиля - национальной модификации нового архитектурного направления. Они отразили богатые образные и декоративные впечатления, накопленные Б. во время путешествия по древнерусским городам Поволжья в конце 1890-х годов и по деревням Русского Севера. В дальнейшем творчестве зодчего именно этот язык архитектурных форм получил наибольшее развитие.

В 19001905 гг. состоял архитектором Иверской Общины Красного Креста. В 1902 г. Б. принял активное участие в знаменитой московской выставке Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля, ставшей точкой отсчета в широком распространении модерна в застройке Москвы. Он представил на ней предметы мебели, деревянные резные изделия и живописный фриз.

Автор первого и нескольких последующих старообрядческих храмов в Москве и ее окрестностях, возведенных после Манифеста 1905 г. и заложивших образные основы новейшего этапа старообрядческого храмостроения, внесшего заметный вклад в формирование облика города 1900-1910-х годов. Самыми выдающимися среди них были московские храмы в Токмаковом и Малом Гавриковом переулках, а также храм в Богородске Московского у. В них ясно выразились основные архитектурные приемы зодчего, составляющие его творческий почерк - образный лаконизм и выразительность, внимание к прорисовке силуэта, частое использование фасадной майолики или живописных панно.

В своих работах Б. свободно комбинировал формы, генетически связанные с древнерусским зодчеством, но сильно стилизованные и утрированные. Его явно увлекала глубоко национальная архитектурная пластика Пскова и Новгорода, но пропущенная как бы через горнило Мамонтовского кружка. Его произведения в неорусском стиле явились последовательным продолжением принципов, заявленных еще в 1881-1882 гг. В.М. Васнецовым и В.Д. Поленовым в абрамцевской церкви. Неслучайно почти все храмы Б. также были украшены керамикой завода "Абрамцево", игравшей в них ведущую декоративную роль.

Активный член Императорского Московского Археологического Общества. Член МАО с 1913 г., член Международного конгресса архитекторов от МАО. Председатель Комиссии по устройству Исторической выставки архитектуры и художественной промышленности на V Всероссийском съезде зодчих в Москве, секретарь этого профессионального форума.

Талантливый рисовальщик Б. немало работал в сфере прикладной графики и промышленного дизайна: выполнял эскизы обложек настенных календарей, афиш Кружка любителей русской музыки, предметов прикладного искусства, мебели. Принимал участие в оформлении спектаклей Частной Русской оперы, выполнял декорации по эскизам М. А. Врубеля, Увлекался литературным сочинительством - в 1889- 1890-х годах писал рассказы. Коллекционировал книги по искусству, истории Москвы, а также старинные гравюры.

Широко образованный зодчий, знаток московского ампира, увлечение которым началось еще в 1904 г. с публикации ряда статей по московскому классицизму. Организатор "Кружка любителей искусств" по изучению эпохи "ампира" (1908) Устроитель раздела "Москва в эпоху Отечественной войны" на юбилейной выставке в память войны 1812 г.. Б был одним из создателей "Исторической выставки архитектуры"(1913)| где были впервые представлены подлинные чертежи Д. Джилярди и А. Григорьева, найденные им в Историческом музее. Автор многих историке-архитектурных исследований, в том числе, первой монографии о творчестве архитектора М. Ф. Казакова, подготовленной к 100летию со дня его смерти.

Наиболее значительная часть архитектурного наследия Б. приходится на дореволюционный период, после 1917 г. он отошел от строительной деятельности, перейдя к организационной и историке- архитектурной работе. После революции он работал в составе Коллегии по охране памятников искусства и старины, обследовал памятники Верхней и Средней Волги. В 1919 - 1921 гг. был директором Управления художественных музеев в Уфе, организовал там Государственный Художественный музей с библиотекой и Уфимский политехникум. После возвращения в Москву состоял членом Деткомиссии ВЦИК (до 1923 г.), членом правительственной комиссии по восстановлению Ленинграда (1924-1926), экспертом Высшей арбитражной комиссии Совета Труда и Обороны (1924- 1926).

В конце 1920-х - в 1930-е годы Б. вновь вернулся к активной архитектурной практике, разработав и осуществив немало перестроек музейных зданий и учреждений Москвы, а также некоторых других городов. Он работал архитектором Государственного Исторического музея (1926-1927), был членом МУНИ Отдела благоустройства Моссовета (1928-1930), сотрудником Института Граждане- терапии (1931-1933), экспертом Отделения Проектирования и планировки Моссовета (1934-1937), главным архитектором Строительного отдела Мосэнерго (1935-1939). С 1940 г. практически полностью переключился на научные исследования, хотя в 1943 - 1944 гг. состоял в должности главного архитектора Ваганьковского и Армянского кладбищ; с 1942 по 1946 г. прочитал около 100 лекций в госпиталях, главным образом, посвященных истории архитектуры Москвы; изредка привлекался для различных консультаций, в 1945- 1946 гг. участвовал в восстановлении Путевого дворца в Калинине (Тверь).

В отличие от большинства архитекторов своего времени написал в 1930-х годах мемуары, в которых отразилась художественная и культурная жизнь Москвы начала XX столетия. Это уникальный литературный памятник эпохи, позволяющий не только увидеть процесс архитектурно - стилистического развития города глазами современника, принимавшего в нем непосредственное участие, но и вжиться в проблемы и интересы профессиональной среды, узнать имена ее авторитетов и чужаков.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russianculture.ru/

Илья Евграфович Бондаренко

Илья Евграфович Бондаренко (1870, Уфа - 1947, Москва) - русский, советский архитектор и искусствовед. В 1906-1917, после выхода указа Об укреплении начал веротерпимости - стал ведущим архитектором старообрядческого храмостроения. Творческий почерк Бондаренко - лаконичное соединение эстетики северного модерна и стилизованной архитектуры русского Севера, развитие абрамцевского стиля 1890-х гг. После 1917 года сосредоточился на музейной деятельности, защите и реставрации памятников архитектуры.

Начало карьеры

Отец архитектора - Евграф Львович - уфимский мещанин, лавочник, выбившийся в купцы второй гильдии и сумевший обеспечить сыну образование в классической уфимской гимназии. В 1887-1891 годах Илья Бондаренко обучался в МУЖВЗ по классу архитектуры А. С. Каминского. Продолжил образование в Цюрихе и в московской фирме Ф. О. Шехтеля (1895-1896). Много путешествовал по России, изучая народную архитектуру Севера и Поволжья. В 1897-1898 годах по проекту Бондаренко было перестроено здание театра Солодовникова.

Во второй половине 1890-х гг. вошел в круг мамонтовской колонии в Абрамцеве, что помогло ему выиграть первый публичный заказ - павильон русских народных ремесел на Всемирной выставке 1900 года в Париже, совместно с К. А. Коровиным. Впоследствии абрамцевская майолика станет излюбленным материалом Бондаренко. Камерные работы Бондаренко имели успех на выставке модерна, организованной И. А. Фоминым в 1902. В те же годы строит школу и магазин (нынешний ЦУМ) в Иванове.

Архитектор старообрядчества

17 (30) апреля 1905 года царское правительство отменяет запрет на строительство старообрядческих храмов. За день до выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» император Николай II разрешил распечатать алтари старообрядческих храмов Рогожского кладбища, ранее закрытых для верующих. Старообрядческие общины ответили массовыми ходатайствами о разрешении на постройку новых храмов.

Старообрядческая церковь в Гавриковом переулке, Москва, 1907. Крестов нет: в бывшем храме - школа каратэ, фото NVO ,

Храм в Гавриковом переулке, 1911, Москва, фото

Бондаренко строит первую старообрядческую церковь в московском Токмаковом переулке в 1907 по заказу Второй Московской общины Поморского брачного согласия. За этим последовала череда заказов от различных общин староверов:

  • 1906-1910 - храм свт. Захарии и Евдокии, Ногинск - Богородской общины Белокриницкого согласия
  • 1906-1911 - Покровская церковь, Малый Гавриков переулок, Москва - Рогожской общины Белокриницкого согласия
  • 1907-1910 - Успенская церковь, 4-я Рогожская улица (Малый Рогожский переулок), Москва
  • 1908 - перестройка храма первой Рогожской общины, Переведеновский переулок], Москва
  • 1900-е - старообрядческий храм при фабрике Кузнецова, Конаково
  • 1900-е - старообрядческий храм, с. Кузнецы, Павловский Посад
  • 1910-1912 - храм Никольско-Рогожской общины, Вековая улица, Москва
  • 1911-1912 - перестройка храма Поморского согласия, Орехово-Зуево

В Шуе Бондаренко строит собор для официальной православной церкви; в Иванове - перестраивает православную Крестовоздвиженскую церковь.

Мастер северного модерна, Бондаренко - знаток московского ампира, популяризатор и защитник наследия классицизма, участник юбилейных выставок в память войны 1812 года. Бондаренко - автор трудов по истории творчества М. Ф. Казакова, Доменико Жилярди, А. Г. Григорьева.

Несмотря на связь с церковью, Бондаренко нашел место в советской иерархии, начиная с момента переезда Совнаркома в Москву. В 1919 он возвращается в Уфу, организует первый уфимский театр и первый музей (ныне Музей имени М. В. Нестерова; Бондаренко и Нестеров были старыми друзьями). С 1921 вновь в Москве. Участвовал в постройках Сельскохозяйственной выставки 1923, консультировал различные органы в Москве и Ленинграде.

В 1926, с началом подъёма строительства, Бондаренко вновь востребован как практический архитектор. Работает главным архитектором Исторического музея в Москве, затем, до 1939 - архитектор в структурах Моссовета и Мосэнерго. Его работы в архитектуре советского периода связаны с расширением и перестройкой исторических зданий:

  • Надстройка здания Московской Консерватории (1932-1933)
  • Пристройки к Третьяковской галерее (1933-1934)
  • Расширение музея имени Бахрушина (1937-1938)
  • Надстройка зданий Мосэнерго на Раушской набережной

В годы Великой отечественной войны семидесятитрехлетний Бондаренко работает архитектором Ваганьковского кладбища, после освобождения Твери - участвует в восстановлении казаковского Путевого дворца.

См. также

Архитекторы «русского стиля» 1900-х - 1910-х годов:

  • Соловьёв, Сергей Устинович
  • Щусев, Алексей Викторович
  • Перетяткович, Мариан Марианович (Спас-на-Водах)

Литература

  • Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты - Издание 3-е. - М.: Жираф, 2005. - 535 с. - 2 500экз . - ISBN 5-89832-043-1 .

Отец архитектора - Евграф Львович - уфимский мещанин, лавочник, выбившийся в купцы второй гильдии и сумевший обеспечить сыну образование в классической уфимской гимназии. В 1887-1891 годах Илья Бондаренко обучался в МУЖВЗ по классу архитектуры А. С. Каминского. Продолжил образование в Цюрихе и в московской фирме Ф. О. Шехтеля (1895-1896). Много путешествовал по России, изучая народную архитектуру Севера и Поволжья. В 1897-1898 годах по проекту Бондаренко было перестроено здание театра Солодовникова.

Во второй половине 1890-х гг. вошел в круг мамонтовской колонии в Абрамцеве, что помогло ему выиграть первый публичный заказ - павильон русских народных ремесел на Всемирной выставке 1900 года в Париже, совместно с К. А. Коровиным. Впоследствии абрамцевская майолика станет излюбленным материалом Бондаренко. Камерные работы Бондаренко имели успех на выставке модерна, организованной И. А. Фоминым в 1902. В те же годы строит школу и магазин (нынешний ЦУМ) в Иванове.

Архитектор старообрядчества

17 (30) апреля 1905 года царское правительство отменяет запрет на строительство старообрядческих храмов. За день до выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» император Николай II разрешил распечатать алтари старообрядческих храмов Рогожского кладбища, ранее закрытых для верующих. Старообрядческие общины ответили массовыми ходатайствами о разрешении на постройку новых храмов.

Бондаренко строит первую старообрядческую церковь в московском Токмаковом переулке в 1907 по заказу Второй Московской общины Поморского брачного согласия. За этим последовала череда заказов от различных общин староверов:

  • 1906-1910 - храм свт. Захарии и Евдокии, Ногинск - Богородской общины Белокриницкого согласия
  • 1906-1911 - Покровская церковь, Малый Гавриков переулок, Москва - Рогожской общины Белокриницкого согласия
  • 1907-1910 - Успенская церковь, 4-я Рогожская улица (Малый Рогожский переулок), Москва
  • 1908 - перестройка храма первой Рогожской общины, Переведеновский переулок], Москва
  • 1900-е - старообрядческий храм при фабрике Кузнецова, Конаково
  • 1900-е - старообрядческий храм, с. Кузнецы, Павловский Посад
  • 1910-1912 - храм Никольско-Рогожской общины, Вековая улица, Москва
  • 1911-1912 - перестройка храма Поморского согласия, Орехово-Зуево

В Шуе Бондаренко строит собор для официальной православной церкви; в Иванове - перестраивает православную Крестовоздвиженскую церковь.

Мастер северного модерна, Бондаренко - знаток московского ампира, популяризатор и защитник наследия классицизма, участник юбилейных выставок в память войны 1812 года. Бондаренко - автор трудов по истории творчества М. Ф. Казакова, Доменико Жилярди, А. Г. Григорьева.

Несмотря на связь с церковью, Бондаренко нашел место в советской иерархии, начиная с момента переезда Совнаркома в Москву. В 1919 он возвращается в Уфу, организует первый уфимский театр и первый музей (ныне Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова; Бондаренко и Нестеров были старыми друзьями).

С 1921 вновь в Москве. Участвовал в постройках Сельскохозяйственной выставки 1923, консультировал различные органы в Москве и Ленинграде.

В 1926, с началом подъёма строительства, Бондаренко вновь востребован как практический архитектор. Работает главным архитектором Исторического музея в Москве, затем, до 1939 - архитектор в структурах Моссовета и Мосэнерго. Его работы в архитектуре советского периода связаны с расширением и перестройкой исторических зданий:

  • Надстройка здания Московской Консерватории (1932-1933)
  • Пристройки к Третьяковской галерее (1933-1934)
  • Расширение музея имени Бахрушина (1937-1938)
  • Надстройка зданий Мосэнерго на Раушской набережной

В годы Великой отечественной войны семидесятитрехлетний Бондаренко работает архитектором Ваганьковского кладбища, после освобождения Твери - участвует в восстановлении казаковского Путевого дворца.

Илья Бондаренко, 1900-е гг.

Илья Евграфович Бондаренко (1870-1947) – архитектор и искусствовед.

В 1891 г., не закончив обучение в МУЖВЗ , Илья Бондаренко уехал в Цюрих, где продолжил архитектурное образование. Там он познакомился с купцом И.А. Морозовым, для которого сделал несколько орнаментальных рисунков на ткани. Знакомство определило дальнейшую судьбу архитектора: не без помощи И.А. Морозова Бондаренко устроился на работу в строительную контору купеческого общества.

В 1905 г. был отменён запрет на строительство старообрядческих храмов. Благодаря близкому знакомству с Морозовыми, Щукиными и другими выходцами из богатых старообрядческих семейств, Илья Бондаренко получил заказ на строительство первой старообрядческой церкви в городе. За этим последовал ряд интересных и выгодных предложений от различных общин староверов.

Несмотря на связь с церковью, Бондаренко нашёл свое место и в советской России: он занимался организационной и историко-искусствоведческой работой. Основной сферой его интересов стала охрана памятников, исследование творчества зодчих, создание Музея русской архитектуры. В 1926-1939 гг. Бондаренко активно работал главным архитектором Исторического музея, а так же в структурах Моссовета и Мосэнерго. Его работы этого периода связаны с перестройкой исторических зданий города.

Биография Бондаренко

  • 1870. 6 (18 июля) – в Уфе в семье купца 2-й гильдии Евграфа Львовича Бондаренко родился сын Илья.
  • 1877. Неудачные попытки отца привлечь сына к торговле. Уроки рисования у местного художника.
  • 1880. Поступление в Уфимскую классическую мужскую гимназию.
  • 1887. Поступление в МУЖВЗ в класс архитектора А.С. Каминского , знакомого родственников. Одновременно Бондаренко начал работать в архитектурной мастерской Каминского .
  • 1891. Уход из училища из-за угрозы ареста за революционную деятельность.
  • 1894. Окончание строительного отделения Политехникума в Цюрихе. Знакомство И.Е. Бондаренко с И.А. Морозовым, по заказам которого сделал несколько орнаментов на ткани. Осень – работа в строительной конторе Московского купеческого общества.
  • 1895. Изучение русского искусства в Историческом музее и Музее П.И. Щукина. "Знающий русский стиль и умеющий хорошо рисовать" Бондаренко приглашён Ф.О. Шехтелем в помощники. В течение двух лет под влиянием Шехтеля формировался собственный художественный стиль Бондаренко.
  • 1896. Сближение с мамонтовским кружком в Абрамцеве.
  • 1898. Бондаренко по заказу Мамонтова перестроил здание театра Солодовникова, где открылась Частная русская опера.
  • 1899. Для гончарного завода "Абрамцево", принадлежавшего Мамонтову, Бондаренко построил производственные и жилые строения. В дальнейшем керамика завода часто использовалась Бондаренко в художественном оформлении зданий.
  • 1900. Благодаря Мамонтову Бондаренко получил заказ на проектирование по эскизам К.А. Коровина павильона Русского кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже.
  • 1905. Отмена запрета на строительство старообрядческих храмов. Поток заказов на их постройку.
  • 1906-1912. Бондаренко построил около десятка церквей для староверов.
  • 1917. Работа в составе Коллегии по охране памятников искусства и старины.
  • 1919-1921. Бондаренко – директор Управления художественных музеев в Уфе. Организация Государственного художественного музея и Уфимского политехникума.
  • 1921-1926. Переезд Москву. Участие в государственных комиссиях.
  • 1926-1939. Возвращение к архитектурной практике. Работа главным архитектором Исторического музея, в отделах Моссовета и Мосэнерго. Перестройка исторических зданий: Московской консерватории, Третьяковской галереи, Музея имени Бахрушина.
  • 1940. Бондаренко переключился на научные исследования.
  • 1942-1946. Во время войны Бондаренко прочитал для находившихся в госпиталях раненых около 100 лекций о московской архитектуре, выезжал в освобожденные города, где давал консультации по восстановлению разрушенных памятников.
  • 1947. 21 июля – умер Илья Евграфович Бондаренко.

Дома Бондаренко в Москве

  • Андроньевская М., 11 / Вековая, 8. Храм Никольско-Рогожской единоверческой общины. И.Е. Бондаренко, 1910-1912.
  • Бронная Б., 10 . Отделка дома Е.И. Полякова. И.Е. Бондаренко, 1906.
  • Гавриков М., 29. Церковь Покрова старообрядческой общины белокриницкого согласия. И.Е. Бондаренко, 1906-1911.
  • Госпитальная, 4. Дом бесплатных квартир им. Шелапутиных. И.Е. Бондаренко, 1913-1914.
  • Дмитровка Б., 6 / Кузнецкий мост, 2 . Перестройка театра Русской частной оперы. И.Е. Бондаренко, 1897-1898.
  • Зацепский Вал, 12. Театральный музей имени А.А. Бахрушина. Надстройка здания. И.Е. Бондаренко, 1937-1938.
  • Красная площадь, 1 . Отделка читального зала Исторического музея. И.Е. Бондаренко, 1911-1912.
  • Лаврушинский, 6. Пристройка к зданию Третьяковской галереи. И.Е. Бондаренко, 1933-1934.
  • Мясницкая, 3 . Московская духовная консистория . И.Е. Бондаренко и В.Г. Сретенский, 1898.



Top