Борис Ефимов: большой художник и умный политик. Многие лета! Секреты долгожителей Борис ефимов кукрыниксы

Карикатурист Борис Ефимович Ефимов ушел из жизни совсем недавно, не дожив двух лет до 110-летнего юбилея. До последних дней он продолжал работать - рисовал шаржи, писал мемуары. Он застал три революции, одну гражданскую и две мировые войны. Застал холодную войну, хрущевскую оттепель, горбачевскую перестройку, ельцинскую либерализацию. И протяжении почти всей своей долгой жизни он рисовал. По его карикатурам можно изучать историю нашей страны в двадцатом столетии.

Будущий известный карикатурист родился 15 (28) сентября 1900 года в Киеве в семье ремесленника-обувщика Ефима Моисеевича Фридлянда. Псевдоним под которым он стал известен сначала всей стране, а потом и всему миру он взял в честь своего отца. Рисовать он начал в возрасте пяти лет, но по его собственным словам о карьере художника не помышлял и на художника никогда не учился. Рисование было просто хобби, а рисовал он в основном смешных людей.

В начале нового столетия семья Фридляндов переехала в Белосток (ныне находится на территории Польши), где будущий художник поступил в реальное училище. Там учился и его старший брат Михаил - будущий известный публицист Михаил Кольцов, автор знаменитого "Испанского дневника". В августе 1914 года началась Первая мировая война, а летом 1915 года фронт стремительно приближался к Белостоку - шло стратегическое отступление русской армии, вошедшее в историю как Великое Отступление 1915 года. Жители Белостока узнали, что такое бомбардировки с воздуха - над городом регулярно появлялись германские аэропланы и цеппелины. Следом за русской армией Белосток покинули и те его жители, кто не хотел жить под немцами. Семья Фридляндов разделилась - родители вернулись в Киев, Михаил уехал в Петроград, а Борис перебрался в Харьков, где его как беженца зачислили в 5-ый класс местного реального училища.


Еще в Белостоке Михаил и Борис выпускали рукописный школьный журнал - Михаил писал тексты, Борис рисовал иллюстрации. Борис не бросил свое увлечение и в Харькове. Свои рисунки он посылал брату в Петроград. Михаил учился в Психоневрологическом институте и одновременно делал карьеру журналиста - его фельетоны и очерки печатали в столичных газетах. Кроме того, он и сам редактирует прогрессивный журнал "Путь студенчества". Борис, разумеется, не слишком надеялся увидеть свои рисунки - шаржи и карикатуры на страницах столичной прессы, но вот в 1916 году, листая популярный журнал "Солнце России", он находит там свой рисунок - шарж на председателя Государственной думы Родзянко занимает половину одной из полос. Под рисунком стоит подпись "Бор. Ефимов".



Наступил 1917 год. О том, что в столице произошла Февральская революция, Борис узнал в театре - на сцену вышел кто-то из театральной администрации и зачитал по бумажке текст об отречении Государя. И зрители, и актеры встретили это известие овацией и исполнением "Марсельезы".



Летом, получив документы об окончании очередного класса реального училища, Борис едет к родителям в Киев. Одновременно в Киев приезжает и старший брат. В феврале он находился в самой гуще событий. В составе студенческой милиции он даже принимал участие в аресте ряда царских сановников. Но лето закончилось, брат вернулся в столицу, а Борис остался в Киеве и поступил в третье по счету реальное училище. Закончив его поступил в Киевский институт народного хозяйства, откуда перевелся на юридический факультет Киевского университета. Впрочем, молодым людям в ту пору было не до учебы - власть в городе постоянно менялась - немецкие интервенты, Петлюра, Скоропадский, Рада, Директория, Гетманщина... Но столь частая смена властей никак не мешает Борису заниматься любимым делом - рисовать. В 1918 году в киевском журнале "Зритель" появляется подборка шаржей Ефимова. К этому же времени относится и серия карикатур "Завоеватели" - своего рода зарисовки с натуры, своеобразный графический отчет о новейшей истории Киева.



Когда весной 19-го года в Киеве устанавливается Советская власть, молодой художник принимает ее безоговорочно. Он идет работать секретарем редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины. Борис Ефимов руководит выпуском газет, плакатов, листовок. Но приехавший в Киев брат, сотрудник газеты "Красная армия" просит его нарисовать карикатуру для этой газеты. За первой карикатурой последовала вторая, третья... По собственным воспоминаниям именно тогда Борис Ефимов осознал, что умение смешно рисовать это не баловство и не "хобби", это оружие, которое понадобилось революции.
С 1920 года Борис Ефимов работает карикатуристом в газетах "Коммунар", "Большевик", "Вiсти". Руководит отделом изобразительной агитации ЮгРОСТА (РОСТА - Российское Телеграфное Агентство) в Одессе. Киев тем временем находится в руках белополяков и петлюровцев. Но Борис не верил, что его родной город надолго останется в руках врага и попросил перевода из ЮгРОСТА в политотдел 12-ой армии, стоящей неподалеку от Киева. Он надеялся работать в газете этой армии, но вместо этого его назначают инструктором по изобразительной агитации Управления железнодорожных агитпунктов. В этой должности он пробует себя в новом для себя жанре - принимает участие в создании большого агитационного панно на вокзале в Харькове. Вернувшись в освобожденный Киев, он становится заведующим художественно-плакатным отделом Киевского отделения УкрРОСТА и руководил агитацией Киевского железнодорожного узла.
Одновременно он публикует свои карикатуры в популярных газетах Киева.
А в 1922 году Борис Ефимов перебирается в Москву и становится самым молодым сотрудником газеты "Известия". Его основным жанром становится политическая сатира. Его работы печаются и в других столичных газетах, в том числе и в главной партийной газете "Правда". Героями его карикатур становятся ведущие западные политики. Уже в 1924 году в издательстве газеты "Известия" выходит первый сборник его работ. Кстати, предисловие к этому сборнику и восторженный отзыв на него написал Лев Давыдович Троцкий, в то время еще член ЦК, герой Гражданской войны, один из вождей.


Вождей Ефимов тоже рисует. Но рисует, разумеется, не карикатуры, а дружеские шаржи. Правда, эти шаржи прежде чем опубликовать, требовалось показать самим вождям. Сохранился шарж на Сталина работы Ефимова, но по воспоминанием художника, Сталин его не утвердил - ему не понравилось то, что его нарисовали в огромных солдатских сапогах. Впрочем никаких последствий этот неудачный шарж впоследствии для художника не имел - с чувством юмора у Сталина было все в порядке.


В том же 1924 году состоялась первая зарубежная командировка Ефимова. За первой командировкой последовали и другие. Например, в 1929 году он вместе со своим братом Михаилом принимает участие в европейском турне самолета "Крылья Советов" (АНТ-9, один из первых пассажирских самолетов советского производства). У художника появилась возможность "вживую" увидеть героев своих карикатур. Например, он оказался в составе советской делегации, которую принимал Бенито Муссолини.
На протяжении двадцатых-тридцатых годов художник создает галерею ярких и запоминающихся образов европейских политиков - громила Муссолини, клоун Гитлер, мартышка Геббельс, боров Геринг. Этих персонажей рисовали многие советские карикатуристы, но работы Ефимова, благодаря его неповторимому стилю, были одними из самых удачных. Иногда настолько удачными, что становились причиной нот протеста. Один за другим выходят сборники карикатур Ефимова "Лицо врага" (1931), "Карикатура на службе обороны СССР" (1931), "Политические карикатуры" (1931), "Выход будет найден" (1932), "Политические карикатуры" (1935), "Фашизм - враг народов" (1937), "Поджигатели войны" (1938), "Фашистские интервенты в Испании" (1938).


В декабре 1938 года был арестован Михаил Кольцов, брат художника. Его отозвали из Испании, где он официально числился корреспондентом "Правды", а неофициально был политическим советником, представителем Советского Союза при республиканском правительстве. И, разумеется, выполнял и разного рода "неофициальные" задания. Республиканское правительство состояло из представителей всех разновидностей левых течений Европы, и направлять деятельность этого правительство в нужное русло и было одной из обязанностей Кольцова. Но и с корреспондентской работой он справлялся блестяще - его "Испанский дневник" был одной из самых популярных книг в нашей стране. Ему предъявили стандартные для периода Большого Террора обвинения в шпионаже, а 2 февраля 1940 года он был расстрелян.

Борис Ефимов, как брат врага народа, ждал собственного ареста. Но обвинять его в связях с врагами народа или шпионаже никто не спешил. Правда, в первые дни 1939 года главный редактор "Известий" Яков Григорьевич Селих заявил, что увольнять Ефимова никто не увольняет, но публиковать его работы в газете тоже никто не будет. И Борис Ефимов написал заявление "по собственному желанию". Найти работу по специальности оказалось невозможно. Единственная работа, которую он нашел - создание серий иллюстраций к произведениям Салтыкова-Щедрина по заказу Государственного литературного музея В. Д. Бонч-Бруевича. Но в феврале 1940 года раздался звонок из редакции газеты "Труд" - Ефимову предложили работать в этой газете. Его карикатуры вернулись на страницы советских газет.
А потом было 22 июня 1941 года. Уже на шестой день войны Борис Ефимов принимает участие в создании "Окон ТАСС" - прямого наследника легендарны "Окон РОСТА" времен Гражданской. Плакаты для "Окон" рисуются по горячим следам сразу после получения очередной фронтовой сводки и сразу же уходят в тираж. Помимо плакатов Ефимов продолжает рисовать и карикатуры для ведущих газет. В поисках сюжетов он часто отправляется в командировки на фронт.



В архиве художника сохранились многочисленные отзывы самых требовательных критиков - бойцов с передовой. Приведем несколько таких отзывов:

Уважаемый тов. Ефимов! Рисуйте побольше... Карикатуры - это оружие, могущее не только смешить, но и вызывать горячую ненависть, презрение к врагу и заставляющее еще сильнее драться и уничтожать проклятых гитлеровцев. Дукельский Илья. Полевая почта 68242.

Ваше оружие, оружие советского художника, большая сила в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Если б знали вы, с каким нетерпением ожидаем мы, армейцы, каждый свежий номер газеты "Красная звезда"... П/п 24595. В. Я. Корниенко.

С Новым годом, дорогой т. Ефимов! Группа фронтовиков Н-ской части шлет вам привет и поздравляет с Новым годом. Желаем успехов в вашей плодотворной и большой работе. Трудно передать, с каким нетерпением ждем каждой вашей карикатуры на тех, кто скоро падет под нашими ударами. Недалек тот день, когда мы на немецкой елке будем видеть повешенными главарей гитлеровской Германии. С приветом и добрыми пожеланиями фронтовики Леонтьев, Евсеев, Тлешов и др. П/п 18868.

В годы войны были работы Ефимова, вызвавшие международный резонанс - его карикатуры о втором фронте, печатались и в британских газетах. Более того, содержание этих карикатур пересказывалось по радио. Впрочем, с открытием второго фронта союзники все равно тянули до 5 июня 1944 года, т. е. до момента, когда исход войны был уже очевиден всем.


Карикатура Ефимова, опубликованная в "Манчестер гардиан"

Получил признание в странах союзников и знаменитый сборник карикатур "Гитлер и его свора" (более подробно мы рассказывали о нем ). Известный британский карикатурист Дэвид Лоу (с которым Ефимов был знаком лично), так отзывался об этих работах:

"Карикатуры Ефимова, собранные в альбоме, обнаруживают черту, на которую следует обратить особое внимание: их фантазия и творческий метод не представляют никаких трудностей для британского восприятия. По-видимому, русское чувство юмора очень близко к британскому... Русские любят смех, и к тому же смех, понятный нам, британцам.
Возможно, что сборник Ефимова ускорит это открытие, которое в конце концов будет иметь более глубокое влияние на взаимопонимание британского и русского народов, чем целый воз дипломатических нот".

Посмотреть на тех представителей своры Гитлера, кто не покончил с собой по примеру своего фюрера, Ефимову довелось в Нюрнберге на знаменитом процессе. Гитлера Ефимов видел всего один раз, в начале тридцатых, мельком, когда возвращался через Берлин из Парижа в Москву. Он случайно оказался у дворца Гинденбурга (на тот момент он был еще жив) как раз в тот момент, когда из дворца вышел фюрер и торопливой походкой проследовал к своему лимузину. И вот теперь, у Ефимова, одного из аккредитованных советских корреспондентов на процессе, была возможность рисовать "любимых" героев с натуры.


"Гитлер. Зарисовка с натуры." Гитлера Ефимов видел мельком в Берлине в 1933 году

Вот, например, впечатление Ефимова о Германе Геринге, одном из главных фигурантов процесса:

Во время одного из небольших перерывов, когда подсудимых не выводят из зала, случалось подойти к самому барьеру и, стоя в полутора метрах от Геринга (можно рукой достать...), сосредоточенно на него уставиться. Так в террариуме зоопарка вы близко и пристально изучаете шевелящего своими отвратительными кольцами жирного удава, которого, кстати, очень напоминал Геринг своими холодными, злыми глазками пресмыкающегося, лягушачьим ртом, скользящими движениями тяжелого туловища.
Сначала Геринг делает вид, что не обращает никакого внимания на назойливое разглядывание. Потом оно начинает его раздражать, и он нервно отворачивается, метнув исподлобья свирепый взгляд. Наши глаза на долю секунды встречаются, и мне почему-то приходит на память пойманный фельдмаршал Требон из фейхтвангеровского "Лже-Нерона".





Жданов продолжал:
- Товарищ Сталин так примерно представляет себе этот рисунок: генерал Эйзенхауэр с огромным войском рвется в Арктику, а тут же рядом стоит простой американец и спрашивает: "В чем дело, генерал? К чему такая бурная военная активность в этом безлюдном районе?" А Эйзенхауэр отвечает: "Как? Разве вы не видите, что нам отсюда грозит русская опасность?" Или что-то в этом роде.
- Нет-нет. Зачем же что-нибудь другое, - поспешно сказал я. - По-моему, так очень здорово. Позвольте, Андрей Александрович, я так и нарисую.
- Что ж, пожалуйста, - сказал Жданов. - Я так и передам товарищу Сталину.
- Позвольте, Андрей Александрович, только один вопрос.
- Пожалуйста.
- Когда это нужно?
- Когда? - Жданов на секунду задумался. - Ну, мы вас не торопим. Но задерживать особенно не надо.
Уже по дороге домой я начал размышлять над этим туманным ответом. "Мы вас не торопим" - значит, если я нарисую карикатуру через день или два, могут сказать: "Поторопился. Несерьезно отнесся к заданию товарища Сталина. Схалтурил...". Это ох как опасно. А если принести рисунок через четыре-пять дней, могут сказать: "Задержал... Затянул. Не учел оперативности задания товарища Сталина...". Это еще опаснее.
Я решил избрать "золотую середину": приступить к работе завтра, закончить через день и на третий день позвонить в секретариат Жданова, что все готово.
Так я и поступил. Наутро положил большой лист ватмана (обычные рисунки для газеты я делал на четвертушке листа, но в данном случае...) и, не спеша, принялся за работу. Изобразить генерала Эйзенхауэра на "виллисе" у стереотрубы, возглавляющего грозную армаду танков, пушек и самолетов, а также рядом с ним "простого американца" не представило особого труда. Но как изобразить в смешном виде ("...Это дело надо бить смехом...") мифическую "русскую опасность" - предлог для вторжения? Подумав, я нарисовал маленькую юрту, возле которой стоит одинокий эскимос, с удивлением уставившийся на приближающееся воинство. Рядом с ним - маленький эскимосик, держащий популярное в ту пору шоколадное мороженое на палочке, так называемое эскимо. Так же удивленно смотрят на Эйзенхауэра и его армию два медвежонка, олень, морж и... пингвин, который, как известно, в Арктике не водится.
Выполнив весь этот эскиз в карандаше, я решил, что на сегодня этого с меня хватит. Я отложил рисунок в сторону, сладко потянулся и... в эту минуту прозвенел телефонный звонок:
- Товарищ Ефимов? Ждите у телефона. С вами будет говорить товарищ Сталин.
Я встал. После довольно продолжительной паузы я услышал легкое покашливание и знакомый миллионам людей голос:
- С вами вчера говорил товарищ Жданов по поводу одной сатиры. Вы понимаете, о чем я говорю?
- Понимаю, товарищ Сталин.
- Вы там изображаете одну персону. Вы понимаете, о ком я говорю?
- Понимаю, товарищ Сталин.
- Так вот, эту личность надо изобразить так, чтобы она была, как говорится, вооружена до зубов. Самолеты там всякие, танки, пушки. Вам понятно?
На какую-то долю секунды в отдаленных извилинах мозга промелькнуло нелепое-озорное: "Товарищ Сталин! А я так уже и нарисовал! Сам догадался!" Но вслух я, естественно, ответил:
- Понятно, товарищ Сталин.
- Когда мы можем получить эту штуку?
- Э-э... Товарищ Жданов сказал, что не надо торо...
- Мы хотели бы получить это сегодня к шести часам.
- Хорошо, товарищ Сталин.
- В шесть часов к вам приедут, - сказал Хозяин и положил трубку.
Я взглянул на часы - половина четвертого, потом с ужасом посмотрел на рисунок. Надо было еще уточнить разные детали, пока только эскизно намеченные карандашом, потом обвести весь этот сложный многофигурный рисунок тушью, стереть следы карандаша, написать текст - работы, по меньшей мере, на целый день. И я почувствовал себя в шкуре шахматиста, попавшего в жесточайший цейтнот, когда нет ни одной лишней секунды на обдумывание, поиск вариантов, исправление ошибок, а надо делать только самые точные, единственные, безошибочные ходы. Но у шахматиста остается возможность отыграться в другой партии. У меня такой возможности не было. Я знал, что Хозяин не любит, когда не выполняют его указания. Когда ему доложат, что рисунок к сроку не получен, он, скорее всего, поручит товарищу Берии "разобраться". А Лаврентию Павловичу Берии понадобится не более сорока минут, чтобы выбить из меня признание, что я сорвал задание товарища Сталина по заданию американской разведки, на службе которой состою много лет. Тем более что при феноменальной памяти, вернее злопамятности, Сталина он отлично знал, что я родной брат Михаила Кольцова, который был по его указанию арестован и расстрелян как "враг народа" еще до войны. Кто мог знать, как поступит в том или ином случае этот страшный, непредсказуемо капризный человек... Но, видно, так мне было на роду написано, что каким-то чудом я успел закончить рисунок и вручить его приехавшему ровно в шесть часов фельдъегерю.
Следующий день прошел без всяких событий, но наутро раздался телефонный звонок: "Товарищ Жданов просит приехать к нему в ЦК к часу дня".
"Зачем я мог понадобиться? - подумал я. - Если рисунок не понравился, то зачем бы стали меня вызывать? Чтобы поставить об этом в известность? Вряд ли возможны такие церемонии. Просто вызвали бы другого художника, скорее всего, Кукрыниксов. А если понравился? Тогда в лучшем случае известили бы через секретаря по телефону. Нет, тут явно речь может идти о каких-то поправках. Каких же? Можно предположить два варианта. Первый: Сталин нашел, что мало похож Эйзенхауэр, которого я недавно видел, - тот приезжал в Москву и стоял рядом с Хозяином на параде физкультурников. Второй: не похоже изображенное мною на рисунке северное сияние. Я тщательно перерисовал его из Большой советской энциклопедии, но ведь Сталин его созерцал лично в Туруханской ссылке".
Жданов любезно пошел мне навстречу из глубины своего огромного кабинета и, дружелюбно поддерживая за талию, подвел к длиннющему столу заседаний, стоящему перпендикулярно к монументальному письменному столу. Именно на столе заседаний я увидел свой рисунок.
- Ну, вот, - сказал он, - рассмотрели и обсудили. Есть поправки. Они сделаны рукой товарища Сталина, - добавил Жданов, многозначительно посмотрев на меня. Я молча склонил голову.
- Кстати, - продолжал он, - полчаса назад товарищ Сталин звонил и спрашивал, пришли ли вы уже. Я сказал, что вы уже здесь и ждете у меня в приемной.
"Фантасмагория, - подумал я. - Кошмарный сон. Сталин спрашивает Жданова обо мне... Ну и ну... Рассказать об этом - кто поверит?.."
Посмотрев еще раз на свой рисунок, я сказал:
- Андрей Александрович! Насколько я вижу, поправки, в общем, относятся больше к тексту, а по рисунку, как будто...
- Да, да, - сказал Жданов, - по рисунку в общем нет возражений. Правда, некоторые члены Политбюро высказывали мнение, что у Эйзенхауэра слишком акцентирован зад. Но товарищ Сталин не придал этому значения. Да, по рисунку все в порядке.
Какие же поправки были внесены в мой рисунок "рукой товарища Сталина"? Прежде всего, сверху листа было красным карандашом начертано печатными буквами "ЭЙЗЕНХАУЭР ОБОРОНЯЕТСЯ" и подчеркнуто легкой волнистой линией. Ниже, где-то под ногами удивленного эскимоса, тем же красным карандашом написано "Се"... Но тут красный карандаш, видимо, сломался, дальше уже простым (черным) - "...верный полюс", а пониже, по краям рисунка, - "Аляска" и "Канада".
- Товарищ Сталин сказал, - пояснил мне Жданов, - надо, чтобы было абсолютно ясно, что это Арктика, а не Антарктика.
Затем Хозяин взялся за написанный мною под рисунком текст. Слова "бурная активность" он заменил на "боевая активность", а "в этом мирном районе" - на "в этом безлюдном районе". В написанном мною "...какие здесь сосредоточены силы противника" он, подобно заправскому литредактору, одним решительным штрихом переставил слова, так что получилось - "...какие силы противника сосредоточены здесь".
Фразу "Один из противников уже замахнулся на нас гранатой" (этим я хотел юмористически "обыграть" шоколадное эскимо в ручонке эскимосика), Вождь вычеркнул целиком и вместо нее написал: "Как раз отсюда идет угроза американской свободе". Вождь и Учитель этим, однако, не удовлетворился: когда он звонил Жданову и спрашивал обо мне, то заодно велел в последнем предложении зачеркнуть начальные слова "как раз" и вместо них написать "именно", что Жданов и исполнил.
С этими поправками карикатура "Эйзенхауэр обороняется" была через два дня напечатана в "Правде". Надо сказать, что от внимания читателей не ускользнул изображенный среди обитателей Арктики пингвин. Посыпались ехидные замечания, но, когда стало известно, что рисунок одобрен Хозяином, критики прикусили языки и наличие пингвинов в районе Северного полюса было таким образом высочайше узаконено. А карикатура вошла в историю многолетней "холодной войны" как одна из первых сатирических стрел, запущенных в бывших союзников по антигитлеровской коалиции".

После Великой Отечественной Борис Ефимов плодотворно работал еще более полувека. Перечисление званий и наград, которых был удостоен этот художник займет слишком много места - и Государственные премии, и Звезда Героя Социалистического Труда, и три ордена Ленина, и три ордена Трудового Красного Знамени... Одной из последних наград художника стал орден Петра Великого I степени. После 107-го (!) дня рождения был назначен главным художником газеты "Известия".



Были у него и многочисленные критики - его упрекали в том, что он всю жизнь обслуживал власть. Например, дружил с Бухариным, а потом разоблачал его в своих карикатурах, был одним из тех, кто провожал Троцкого в ссылку, а потом разоблачал и его. А в годы перестройки рисовал карикатуры уже на Сталина. Однако, его карикатуры - это своеобразная хроника, отображающая все главные события в истории нашей страны на протяжении почти целого столетия. Главное-не просто смотреть,но еще и осмыслять!
Он умер на 109 году жизни 1 октября 2008 года. Ему довелось застать последние дни девятнадцатого столетия, прожить весь двадцатый век и застать новое тысячелетие.

Законы полноценного здоровья Юрий Михайлович Иванов

Система художника Бориса Ефимова

Знаменитому художнику-карикатуристу Борису Ефимову в 2007 году исполнилось 107 лет. В основе его здорового образа жизни – универсальные средства.

Бег на месте. Опираясь на книжную полку, Б. Ефимов сначала бежит в одну сторону, потом в другую.

Физические упражнения. На них уходит 40 мин (включая 5 мин бега). Упражнение «велосипед» он делает в постели, как только проснется. Далее, открыв форточку, делает основные упражнения. Иногда он просто растирает поясницу (100 раз), делает несколько самых элементарных движений руками в сторону, вверх, вниз. Но в целом его зарядка содержит (помимо бега на месте) упражнения с наклонами, растяжкой и отжиманием. Каждое упражнение старается выполнять не менее 12 раз. Завершает комплекс упражнений приседаниями. Четыре года назад выполнял 450 приседаний. Сейчас немного увеличил их количество – 456 приседаний;

Закаливание. Перед завтраком принимает прохладный душ.

Лечебное питание. На ужин выпивает только стакан кефира, а в остальное время питается просто («без всяких изысков», как он говорит), не употребляет колбас и сосисок, встает из-за стола с чувством легкости, что дает ему возможность сразу после завтрака эффективно работать (за письменным столом). На завтрак у Б. Ефимова в основном стакан кефира, чашка кофе; в обед – овощной суп, рыба или курица.

Умственная тренировка. Это создание положительного духовного настроя. Б. Ефимов говорит: «Самое главное – любить жизнь, верить в добро, улыбаться людям и не думать о возрасте. Может, это и есть здоровый образ жизни?»

Кроме того, он соблюдает определенный режим дня. Немного смотрит телевизор (только после ужина), затем определяет порядок дел на следующий день и в спокойном состоянии духа до 12.00 укладывается спать. Встает каждый день в 7.30. Такой образ жизни способствовал тому, что он никогда не болел (обращался только к офтальмологам) и никогда не принимал лекарств.

Из книги Нормальная анатомия человека: конспект лекций автора М. В. Яковлев

14. ВЕНЫ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ. СИСТЕМА НИЖНЕЙ ПОЛОЙ ВЕНЫ. СИСТЕМА ВОРОТНОЙ ВЕНЫ Эти вены представлены глубокими и поверхностными венами.В поверхностную ладонную венозную дугу (arcus venosus palmaris superficialis) впадают ладонные пальцевые вены.В глубокую ладонную венозную дугу (arcus venosus

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 автора

Из книги О чем говорят анализы. Секреты медицинских показателей – для пациентов автора Евгений Александрович Гринь

4.3. Противосвертывающая система За сохранение крови в жидком состоянии отвечают естественные вещества, которые обладают противосвертывающими свойствами. Эти вещества постоянно вырабатываются в организме и в необходимом количестве с определенной скоростью выделяются

Из книги Су Джок для всех автора Пак Чжэ Ву

Глава IV. Двойная система соответствия голове. Система "насекомого". Минисистема Двойная система соответствия головеНа пальцах кистей и стоп располагаются две системы соответствия голове: система "типа человека" и система "типа животного".Система "типа человека".Граница

Из книги Особенности национального лечения: в историях пациентов и ответах юриста автора Александр Владимирович Саверский

Система ОМС

Из книги Мои пациенты автора Яков Леонтьевич Цивьян

Жена художника На протяжении более чем шестнадцати лет с восхищением и радостью я слежу за судьбой этой женщины. Вот в газете появился очерк о ней. Вот в другой газете мелькнуло ее имя. Вот ей посвящается большая телевизионная передача. Вот о ее работе говорят по радио. Вот

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Анатолий Павлович Кондрашов

Из книги Рецепты долголетия. Жемчужины медицины Востока и Запада автора Савелий Кашницкий

Хотите верьте – хотите нет: чудеса регенерации Бориса Болотова Перед новым годом на загородной даче под Киевом состоялась вечеринка. Она привела к трагическому последствию: двое молодых людей, разгорячившись и не чуя холода, пошли ночью пешком в Киев. 15 километров на

Из книги Всё будет хорошо! автора Луиза Хей

Первый эмоциональный центр - костная система, суставы, кровообращение, иммунная система, кожа Здоровое состояние органов, связанных с первым эмоциональным центром, зависит от ощущения безопасности в этом мире. Если вы лишены поддержки семьи и друзей, которая вам

Из книги Метод Шевченко (водка + масло) и другие способы борьбы с раком автора Анастасия Савина

Методика Бориса Болотова Многим и многим больным помогли и помогают справиться со смертельным недугом рекомендации академика Болотова. Официальная наука не слишком жалует разработки этого ученого, они не укладываются в традиционные схемы и концепции. Но для недужащего

Из книги Квас – целитель от 100 болезней. Более 50 целебных рецептов автора Татьяна Александровна Литвинова

Целительные квасы Бориса Болотова Борис Болотов - известный ученый: химик, физик, биолог. Болотов уверен, что здоровье человеческого организма лучше всего сохраняется и поддерживается натуральными молочнокислыми продуктами и лекарственными растениями и что самый

Из книги Атлас: анатомия и физиология человека. Полное практическое пособие автора Елена Юрьевна Зигалова

Лимфатическая система Лимфатические капилляры, которые выполняют функцию всасывания из тканей коллоидных растворов белков, осуществляют вместе с венами дренаж тканей всасывание воды и растворенных в ней кристаллоидов, а также удаляют из тканей инородные частицы

Из книги Живые капилляры: Важнейший фактор здоровья! Методики Залманова, Ниши, Гогулан автора Иван Лапин

Эндокринная система

Из книги Квас лечит! 100 рецептов против 100 болезней автора Мария Останина

Система Ниши – еще одна система восстановления капилляров Залманов – не единственный человек, который пришел к мысли о важности капилляров. Японский инженер Кацудзо Ниши, последовав вслед за Залмановым, создал свою методику здоровья, основанную на работе с

Из книги Психология шизофрении автора Антон Кемпинский

Глава 4 Целительные квасы Бориса Болотова

Из книги автора

Нервная система как система власти Проблема власти и организации является основной проблемой в деятельности нервной системы. Задачи этой системы сводятся к организации и управлению процессами, происходящими внутри организма и между организмом и его средой. Тот факт,

Текст унаследован из Википедии

Бори́с Ефи́мович Ефи́мов (настоящая фамилия Фри́длянд , (15 (28) сентября 1900, Киев - 1 октября 2008, Москва , Россия) - советский художник-график, мастер политической карикатуры, народный художник СССР (1967).

Герой Социалистического Труда (1990), дважды лауреат Сталинской премии (1950, 1951), член-корреспондент Академии Художеств СССР (1954). Последний год жизни (в возрасте 107-108 лет) был главным художником газеты «Известия». Имя Бориса Ефимова занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Биография

Борис Фридлянд родился 15 (28) сентября 1900 года в Киеве . Родители - Фридлянд Ефим Моисеевич (1860-1945), ремесленник-обувщик, и Рахиль Савельевна (1880-1969). Борис начал рисовать уже с пяти лет. После переезда родителей в Белосток Борис поступил в реальное училище, где учился и его старший брат Михаил. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал издание, а Борис - иллюстрировал. В 1915 году он оказался в Харькове - шла война, и русские войска были вынуждены оставить город Белосток .

В 1917 году Борис Ефимов был учеником 6-го класса Харьковского реального училища. Перейдя в седьмой класс, он переехал в Киев. В 1918 году в киевском журнале «Зритель» появились первые шаржи Бориса Ефимова на Блока. В 1919 году Ефимов стал одним из секретарей редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины.

С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в газетах «Коммунар», «Большевик», «Вісти», руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Одессе .

С 1922 года художник переезжает в Москву , где сотрудничает с газетами «Правда» и «Известия», с журналом «Крокодил», а с 1929 года с журналом «Чудак» .

После ареста М. Кольцова работал в книжной иллюстрации. С 1941 года вернулся к жанру политической карикатуры.

В 1966-1990 Ефимов - главный редактор творческо-производственного объединения «Агитплакат». Автор политически злободневных карикатур на международные темы.

Вместе с Дени, Моором, Бродаты, Черемных, Кукрыниксами создал в мировой культуре уникальный феномен - «положительная сатира».

Активно участвовал во всех политических кампаниях советского правительства: борьба с «социал-фашистами» - социал-демократическими партиями Запада, борьба с троцкистами, бухаринцами и др., с космополитами , с генетиками - «вейсманистами-морганистами, душегубами-мухолюбами», с Ватиканом , «врачами-убийцами», с маршалом Тито, со «вражескими голосами» - радиостанциями Западной Европы и Америки и т. д.

В августе 2002 года возглавил отделение искусства карикатуры Российской академии художеств.

В 2006 году Борис Ефимов принял участие в подготовке издания книги «Автограф века».

28 сентября 2007 года, в свой 107-й день рождения, он был назначен на должность главного художника газеты «Известия».

И в 107 лет Борис Ефимов продолжал работать. В основном он писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни, выступая на всевозможных памятных и юбилейных встречах, вечерах, мероприятиях.

Борис Ефимов скончался в ночь на 1 октября 2008 года в Москве на 109-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Двоюродный брат известного советского фотографа и журналиста Семёна Фридлянда.

Неоднозначность оценки деятельности Ефимова

Ирина Коршикова, вдова выдающегося и самого яркого карикатуриста «новой волны» Виталия Пескова, очень тепло пишет о помощи, которую оказывал Борис Ефимович (книга «Виталию от Ирины. Памяти художника Виталия Пескова», Mir Collection, NY 2007; написано в форме письма; сокращенный вариант книги оригинальный сайт - http://www.peskov.org , части 1 и 3; копирование текста: Карикатурист.ru и Энциклопедия карикатуры):

часть 1:
Когда в «Литературной газете» появилась твоя картинка с изображением стаи птиц, летящей в клетках (моя любимая картинка, ты повторил этот рисунок для меня. Нарисовал на темной бумаге - другой не было. Вернее, немножко было - её тебе для работы доставал в специальном магазине старейший карикатурист Борис Ефимов - но не тратить же её на нас!), совсем высокое начальство позвонило меньшему и по телефону изрекло: баланс надо соблюдать! Если публикуете такое, то рядом должно быть и другое, балансирующее…
часть 3:
Бумаги, как и всего остального, в магазинах нет. Её тебе достает художник Борис Ефимов (он относится к тебе с огромной любовью и восхищением), а его внук Витя привозит. И бумага эта не для простых смертных, её использовать мне для моих записей строго запрещается, она - исключительно для твоих картинок.

Однако есть художники-карикатуристы последующего поколения, которые не могут простить, что Ефимов считал лучшими не их; в частности М. Златковский писал (см. Cartunion; http://www.zlatkovsky.ru/text/file/?.txt=efimov) , не приводя источников, что Б. Ефимов прилагал максимум усилий в идеологической борьбе со всеми новыми формами карикатуры, «приклеивая» к творчеству молодого поколения ярлыки «антисоветчины», «преклонения перед Западом», «продажности за валюту». Согласно этой версии, Ефимов регулярно писал доносы и отрицательные отзывы на молодых авторов, препятствовал их приёму в творческие союзы. Однако эта версия представляется крайне маловероятной. Куда больше доверия зслуживают не досужие слова, а конкретные воспоминания вдовы выдающегося карикатуриста, новатора в современной карикатуре, всегда при любой власти сохранявшего честь и достоинство, которого уж никак не уличишь в подобострастном отношении к властьимущим. На этом фоне совершенно маловероятными кажутся обвинения Бориса Ефимова в доносительстве на кого-то за «антисоветчину», за «продажность за валюту» и тому подобное, тем более не подкрепленные никакими фактическими материалами.

Нельзя забывать, что его творчество выпало на очень тяжелый период развития страны. Более того - он вместе с ней проходил тяжелый путь от Октябрьской революции до постперестроечного общества и, в отличие от очень многих (например, Кукрыниксов, не признававших новых эстетических веяний ), понимал и принимал и новое искусство, и демократические социальные преобразования.

Произведения

Произведения изданы в альбомах:

  • «Политические карикатуры 1924-1934» (1935),
  • «Фашизм - враг народов» (1937),
  • «Гитлер и его свора» (1943),
  • «Международный репортаж» (1961),
  • «Борис Ефимов в „Известиях“. Карикатуры за полвека» (1969).

Награды

Сочинения

  • Основы понимания карикатуры . - М.: 1961.
  • Сорок лет. Записки художника-сатирика. - М.: Советский художник, 1961. - 205 с.
  • Работа, воспоминания, встречи. - М.: Советский художник, 1963. - 192 с.
  • Мне хочется рассказать. - М.: 1970. - 208 с.
  • Невыдуманные истории. - М.: Советский художник, 1976. - 222 с.
  • Ровесник века. Воспоминания. - М.: 1987. - 347 с.
  • Десять десятилетий. О том, что видел, пережил, запомнил. - М.: Вагриус, 2000. - 636 c. - .

Семья

Был женат дважды, в момент смерти были жив его старший сын, двое внуков и трое правнуков

  • Корецкая Розалия Борисовна (1900-1969), 1-я жена
    • Ефимов Михаил Борисович (1929 г. рожд.)
    • Ефимова Ирина Евгеньевна (1929 г. рожд.), его жена
      • Ефимов Андрей Михайлович (1953 г. рожд.)
      • Ефимова Елена Витальевна, его жена
        • Ефимов Андрей Андреевич (1993 г. рожд.)
        • Ефимова Екатерина Андреевна
  • Фрадкина Раиса Ефимовна (1901-1985), 2-я жена
    • Александр Борисович Фрадкин
      • Фрадкин Виктор Александрович (1949 г. рожд.)
      • Лескова Вера Анатольевна, его жена
        • Фрадкина Ксана Викторовна

28 сентября 1900 года родился знаменитый советский и российский художник-график, мастер политической карикатуры, Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда Борис Ефимович Ефимов, который прожил 108 лет. В этой связи сайт решил разобраться в секретах долголетия, которые касаются каждого, кто хочет продлить свою жизнь.

С самого первого момента, когда человек понял, что смертен, началась его борьба за продление собственной жизни. Из поколения в поколение люди искали эликсир бессмертия или пытались раскрыть секрет вечной молодости. Искали и верили в истину библейских преданий, согласно которым, к примеру, патриарх Мафусаил прожил 969 лет, первый человек на Земле Адам - 930 лет, его сын Сиф - 912 лет, его внук Енос - 905 лет и так далее.

Впоследствии, как говорится в Библии, из-за возрастания греховности, продолжительность жизни человека сокращалась; и наконец, согласно Моисею, была установлена "в три срока и десять" (три раза по двадцать и десять, то есть семьдесят лет).

Двести лет без старости

По одной из легенд, богиня зари Эос влюбилась во внука царя Трои — Тифона и похитила юношу перед началом Троянской войны. Богиня вымолила у Зевса бессмертие для своего возлюбленного, но забыла выпросить для него вечную молодость. Не помог и божественный нектар, которым богиня кормила Тифона. Ее любимый состарился, стал немощным и со временем усох.

Устав ждать "милости от бога", за дело взялись различные целители и алхимики. Изготавливались и были опробованы в великом множестве самые экзотические эликсиры и снадобья. В их состав входили и толченые драгоценные камни, и благородные металлы, и редкие травы, и различные яды и так далее. Во многие рецепты эликсира молодости входила человеческая кровь. Так, в Древнем Риме старики прорывались на арену, где дрались гладиаторы, чтобы помазать свое тело свежей кровью раненых бойцов. Но были и совсем страшные случаи. Венгерская графиня Элжбет Батори, чтобы сохранить свою молодость, принимала ванны из крови девушек, но это не помогло душегубке — в отведенный для нее срок она скончалась от старости.

Большинство наших современников уверено, что поиск философского камня средневековыми алхимиками связан с их желанием превращать любой металл в золото. Но на самом деле, настоящей целью алхимиков было создание с помощью философского камня так называемого "золотого напитка", который излечивает от всех болезней и дарит вечную молодость.

Алхимик и врач Парацельс считал, что сера может продлить жизнь человека до 600 лет. Несмотря на то, что, по слухам, Парацельсу удалось изобрести "камень бессмертия", законы природы ему не удалось обмануть — умер он в 47-летнем возрасте. Всего лишь на десять лет пережил его великий врачеватель Авиценна, который тоже был одержим идеей найти средство для продления жизни и создал для этого многочисленные снадобья.

Российский ученый, нобелевский лауреат Илья Мечников утверждал, что природой отмерено человеку прожить не менее 150 лет.

Идеей персонального омоложения была одержима и правящая верхушка молодой советской власти. По решению Сталина, в Москве в начале 1930-х годов был создан Научно-исследовательский институт (НИИ), сотрудники которого работали над проблемой индивидуального бессмертия "отца народов". И когда академик Богомолец, руководивший этим научным учреждением, неожиданно умер в возрасте 65 лет, Сталин был вне себя от гнева, что обмануты его надежды.

В XX и XXI веках начался небывалый подъем в геронтологической науке. Большие надежды ученые возлагали на стволовые клетки и фермент теломеразы. В январе 1998 года мир облетела новость, что американские медики научились вводить в клетки ген теломеразы. Издания многочисленных СМИ были полны заголовками типа "Изобретены таблетки от старости", "Лекарство от старения доступно каждому" и так далее. Но эксперименты поубавили уровень эйфории. Ученым не удалось перенести успех, достигнутый в отдельно взятой клетке, на весь организм человека. Известно, что исследования в этом направлении все же продолжаются.

И вот - сенсация! Этой весной обнародовано открытие российских генетиков Института биологии из Республики Коми. Благодаря уникальной методике стимуляции защитных сил организма, уже через десять-двадцать лет появятся безопасные способы продления человеческой жизни до 200 лет. Причем, утверждают ученые, двухвекового рубежа люди будут достигать не одряхлевшими, а жизнерадостными, полными сил.

Наперегонки с веком

Человеческая жизнь - 200 лет! Научная фантастика - не более, - скажут пессимисты.

А почему бы и нет, - ответят оптимисты. Ведь и без вмешательства ученых некоторые из землян довольно прилично обогнали век.

  • По не поддающимся проверке данным, старейшим жителем нашей планеты являлся гражданин Китая Ли Чунг-ян (Цинъюна), родившийся в 1680 и умерший в 1933 году в возрасте 253 лет. Как утверждали его родственники, он всегда занимался зарядкой и дыхательными упражнениями, что по-видимому и стало причиной столь продолжительной жизни, но самым важным, чему учил своих родных Ли Цинъюн, это оставаться спокойными, "сердце нужно держать в покое и спать как в последний раз", говорил он.
  • Репортер каирской газеты "Аль-Ахбар" нашел долгожителя, которому, по его заверениям, 195 лет. Ибрагим аль-Карими, который якобы родился еще в XVII веке, помнит строительство и открытие Суэцкого канала.
  • 186 лет прожил долгожитель Золтан Петраж в Венгрии;
  • 185 лет прожил его соотечественник Петр Зортай (1539 - 1724);
  • 185 лет жил и основатель аббатства в Глазго - Кэнтигерн, известный под именем святого Мунго, скончавшийся 13 января 614 года;
  • 180 лет прожил вождь племени Махаммад Афзия (Пакистан), утверждают, что его отец умер в возрасте более 200 лет;
  • 180 лет прожила также осетинка Тэнсе Абзиве и ровно столько же житель Грозненской области Арсигири Хазитиев;
  • 180 лет было и мистеру Йорату, подданному ее величества королевы английской;
  • 177 лет прожила его верная жена Мэрфи Йорат;
  • 170 лет - албанец Худие, за это время его потомство достигло двухсот человек.
  • Сенсацию принесла и недавняя перепись населения во Вьетнаме. В уезде Кунхол провинции Нгетинь обнаружили женщину, которой исполнилось 142 года. Долгожительница Нган Тхи Куанг родилась в 1847 году. Она трижды вступала в брак и пережила троих своих мужей.
  • В грузинском селе Сачино была похоронена прошлой весной самая, как считается, старая жительница планеты: согласно документам, 132-летняя Антиса Хвичава.

Российские долгожители

В России тоже встречаются жители, и немало, которые празднуют свой вековой юбилей и живут дальше долго и счастливо. Предостаточно долгожителей есть на Кузбассе. В области примерно 100 жителей, которые уже отпраздновали сотый день рождения. Среди них, возможно, и живет самый старый человек России. Ее имя Анищук Екатерина Трофимовна. В январе 2012 года ей исполнилось 109 лет. Ну, а предыдущим самым старым жителем России был Магомед Лабазанов, житель Дагестана. Его не стало осенью 2012 года. Он умер на 123-м году жизни. Дедушка Магомед два раза был женат. При жизни Магомед Лабазанов с радостью делился секретами своей долгой жизни. Это правильный образ жизни. Дедушка никогда не курил и не пил. И кроме этого, ел в меру. Особо любил кукурузные лепешки, сыворотку, фрукты, овощи и зелень. Родственники называют главной причиной долголетия своего отца, деда и прадеда - физическую активность, движение и труд. У мужчины было от двух жен: 4 сына, 9 внуков, а также 12 правнуков.

Кстати, в списках долгожителей немало людей, которые связали свою жизнь с научной или публицистической деятельностью. В России довольно много знаменитостей, которых не стало в преклонном, почтенном возрасте (стоит отметить, что человек считается долгожителем, если он отметил свой 90-й день рождения). Так, советский военачальник, министр обороны СССР Соколов Сергей Леонидович скончался в возрасте 101 года. Советский актер Николай Анненков прожил до 100 лет. Мастер политической карикатуры Борис Ефимов умер на 109-м году жизни. Русская балерина Марина Семенова умерла, когда ей был 101 год, во столько же лет не стало и хореографа Игоря Моисеева. До 96 лет дожил советский русский писатель, поэт, баснописец, драматург, публицист, общественный деятель, автор текстов гимнов Советского Союза и Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР Сергей Владимирович Михалков. Ныне здравствует и плодотворно трудится замечательный советский русский актер Владимир Михайлович Зельдин. В феврале нынешнего года Народный артист СССР отметил свой 101-й день рождения.

И вечная весна

Увеличение продолжительности жизни человека в наш современный век — это заслуги не только стремительного развития науки, техники и медицины. Это еще и внутреннее эволюционное развитие нашей цивилизации, ее нравственная, интеллектуальная сторона. Ведь человеческий разум находится в постоянном поиске, преодолевая все новые и новые вершины познания и достижений.

Используя исторический материал о продолжительности жизни человека, можно смело сделать вывод, что человек стал жить дольше; примерно на 50% увеличилась продолжительность жизни в течение последнего столетия. В каменном веке она составляла около 20 лет, в средние века - до 30 лет. В конце XIX века в среднем люди жили около 35 лет, а к началу ХХI века продолжительность жизни составила уже 70 - 75 лет. Человечество стало жить дольше в два раза! Согласитесь, выглядит впечатляюще, не правда ли?

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) разработала возрастную классификацию:

  • молодой возраст от 25 до 45 лет;
  • средний возраст от 45 до 60 лет;
  • пожилой возраст от 60 до 75 лет;
  • старческий возраст от 75 до 90 лет;
  • долгожители от 90 и более.

Долгожители, понятие вполне определенное, - это не просто люди пожилого возраста. Существуют четкие возрастные границы, перешагнув которые, пожилой человек считается долгожителем.

Правда, в разных странах эти границы определены по-разному. И все же общий мировой возраст для признания долгожителем - 90 лет. В свою очередь, в США это 85 лет, а в России долгожителем также принято считать человека, достигшего 90-летнего рубежа.

Исследования, проведенные современными учеными-генетиками, выявили, что на нашей планете 5% населения - это носители генетической комбинации, предсказывающей им экстремально долгую жизнь.

Но для того, чтобы стать долгожителем, одного здорового генома недостаточно, на продолжительность нашей жизни влияет много факторов, таких как: образ жизни, до сих пор не побежденные болезни, постоянные стрессы, экологические бедствия и многое другое.

Вот что рассказывал, к примеру, о секретах своего долголетия проживший 108 лет знаменитый советский и российский художник-график, мастер политической карикатуры, Народный художник СССР, Герой Социалистического труда Борис Ефимович Ефимов.

"Просыпаюсь около 6 утра. Находясь еще в постели, делаю "велосипед" - кручу поднятыми ногами 12 раз по шесть оборотов. Потом встаю и делаю 450 приседаний. Все это разгоняет кровь, держит в тонусе мышцы. В течение дня стараюсь чередовать труд и отдых. С молодости стараюсь давать нагрузку не только мышцам тела, но и мозга".

За свою жизнь Борис Ефимов создал десятки тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей. Художник всегда обладал отличной памятью - на своем 105-летии зачитал наизусть огромную балладу Твардовского, а потом еще и свои куплеты.

Народный артист СССР, полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" Владимир Михайлович Зельдин уверен, что секрет долголетия заложен не только в генах, но и в умении жить медленно. Если много работаешь - дольше спи. Это восстановит силы. Нужно ежедневно гулять. Кушать Зельдин советует часто, но понемножку (детскими порциями). Владимир Михайлович почти не ест мяса. Из спиртного может пригубить коньячок и только.

Смотрите на "ТВ Центре" документальный фильм "Владимир Зельдин. Обратный отсчет"

До сих пор его интересуют женщины. Чувство влюбленности к милым дамам, считает он, подпитывает жизнетворной энергией.

Много общается с молодыми людьми. Позитивные эмоции, которые исходят от Владимира Зельдина, заряжают окружающих.

Владимир Зельдин говорит о себе как о верующем в Бога человеке. "Дело не в том, чтобы часто ходить в церковь. Совесть - вот высший судья. Существует в хорошем смысле нравственный покой, который влияет на сердце и на организм".

Образ жизни Владимира Михайловича Зельдина еще раз подтверждает исследования ученых о том, что долгожителей объединяет их качества характера. Они оптимистичны - всегда надеются на лучшее, имеют легкий характер, незлопамятны и миролюбивы. Большинство из долгожителей трудолюбивы, но в то же время умеют отдыхать, они пропагандируют простое отношение к жизни и демонстрируют веселый нрав.

Рецепты долголетия

В той главе приведены несколько рецептов долголетия тех людей, которые в разных странах мира преодолели столетний рубеж. В них: философия жизни и практические советы. Можно воспринимать их серьезно, а можно и с юмором. Можно их придерживаться, а можно жить так, как живется, и попробовать обогнать век без чужих подсказок. Многие вам лета!

  • Не смотрите на календарь. Пусть каждый день будет праздником!
  • Секрет молодости — в движении.
  • Даже если вы чувствуете ненависть, держите ее в себе. Ни при каких обстоятельствах не делайте окружающим больно.
  • Продолжайте верить в любовь.
  • Каждый день делайте что-то приятное для себя.
  • Продолжайте идти вперед и никогда не сдавайтесь.
  • Жизнь — это радость. Здесь все зависит от человека. Будьте довольны. Вам не обязательно все время быть "счастливым", просто будьте довольны.
  • Мыслите позитивно.
  • Не стоит изнурять себя строгими правилами насчет обеда и сна. Ешьте и спите, когда хочется, а не когда нужно.
  • Не стоит уходить на пенсию раньше 65 лет.
  • Не слишком заботьтесь о накоплении материального. Помните: когда придет время, вы не сможете ничего забрать с собой на ту сторону.
  • Найдите свой пример для подражания и попытайтесь достичь большего.
  • Занимайтесь тем, что вам нравится.
  • Уходите, пока вы еще на коне.
  • Когда вы смеетесь над собой, вы не даете другим смеяться над вами.
  • Возраст — это не болезнь.
  • Постарайтесь каждый день находить время, чтобы вздремнуть.
  • Спите спокойно, постарайтесь не беспокоиться и наслаждайтесь приятными сновидениями.
  • Не вмешивайтесь в чужие дела и не ешьте вредную пищу.
  • Пусть у вас будет хороший аппетит, множество друзей и мало свободного времени.
  • Очень важно сохранять пытливый ум.
  • Будьте внимательным, активным и культурным человеком. Не пляшите под чужую дудку.
  • Не курите, не пейте и не сдавайтесь.
  • Живите одним днем и ловите волну.
  • Делайте то, что должны делать. Не размышляйте, просто делайте.
  • Не стоит умирать, даже если вам очень этого хочется.



Top